Реферат по предмету "Право, юриспруденция"


Обжалование действий и решений органов исполнительной власти и их должностных лиц

Для обеспечения законности в деятельности органов исполнитель­нойвласти существенное значение имеют личные обращения граждан с жалобами,предложениями и заявлениями. Выступая в личном каче­стве, как частное лицо, пособственной инициативе, каждый гражда­нин вправе оценивать деятельность органаисполнительной власти, любого должностного лица или государственного служащегос точки зрения ее законности и результативности. Конституция устанавливает, чтокаждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещеннымизаконом (ст. 45), граждане РФ имеют право обра­щаться лично, а также направлятьиндивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органыместного самоуправле­ния (ст. 33).
Жалобы — это обращения граждан по поводу нарушения их субъек­тивныхправ и свобод. Предложения и заявления имеют иную право­вую сущность — они несвязаны с нарушением субъективных прав гражданина, а чаще всего носяткритический характер и, как полагают их авторы, направлены на улучшениедеятельности органов исполни­тельной власти, их должностных лиц, государственныхслужащих.
Граждане имеют возможность обжаловать любые незаконные дей­ствияи акты, нарушающие их субъективные права и интересы. Благо­даря правовой основежалобы приобретают качества правового средст­ва, с помощью которогоосуществляется своеобразный контроль за ра­ботой персонала и руководителейорганов исполнительной власти. Одновременно жалобы — важное средство охраныправ личности, ук­репления связей государственного аппарата с населением,существен­ный источник самой разнообразной информации. Они являются эф­фективныминструментом противодействия бюрократизму, корруп­ции, должностнымзлоупотреблениям и правонарушениям. Обращаю­щиеся с жалобами должны получатьобоснованные ответы, а там, где нарушены права человека, соответствующие органыобязаны срочно вмешаться и обеспечить соблюдение закона.
Существует два порядка рассмотрения и разрешения жалоб граж­дан— административный и судебный.
В органы исполнительной власти ежегодно поступает большое ко­личествожалоб граждан по поводу различных нарушений их прав. В своем поручении 5февраля 2001 г. к руководителям органов исполнительной власти субъектовФедерации, Правительству и полномочным представителям Президента РФ вфедеральных округах, В. В. Путин отметил серьезную и предметную критикугражданами органов власти всех уровней, содержащуюся в их обращениях, что какон считает свидетельствует о том, что права и свободы человека должным необеспечиваются. В своем обращении он также указал на необходимость, в целяхвсемерной защиты политических экономических и социальных прав личности,принятия решительных мер по повышению эффективности работы с обращениямиграждан, усиления роль руководителей органов государственной власти исамоуправления, в активном использовании современной организации работы с обращениямиграждан.
Данное Поручение Президента Российской Федерации ориентирует федеральные органы исполнительной власти на критический анализ накопленногоопыта работы с обращениями граждан как важнейшей составляющей реализации ихконституционных прав. Указывается на необходимость сосредоточения усилий наповышении качества труда, укрепления исполнительской дисциплины, модернизацииформ и методов работы, глубокого изучения и учета настроений, мнений различныхкатегорий групп населения при подготовке управленческих решений изаконодательных инициатив. Неотъемлемым условием совершенствования работы собращениями граждан является осуществление ее с учетом отраслевых ифункциональных принципов управления, верховенства правовых и экономическихрычагов, в соответствии с утвержденными положениями о федеральных органахисполнительной власти.
Указом Президента от 3 апреля 1997 г. было утвержденоПоложение
«Об управлении Президента Российской Федерации по работе собращениями граждан». Оно призвано анализировать и обобщать вопросы, которыеграждане ставят в письмах и на личном приеме; осуществлять оперативное ипериодическое информирование Президента, Председателя Правительства,руководителей федеральных органов исполнительной власти о количестве ихарактере обращений граждан; готовить на основе анализа и обобщения обращенийграждан предложения об устранении причин, порождающих обоснованные жалобы;представ­ить необходимые материалы в целях освещения в средствах массовойинформации итогов обращений граждан; изучать опыт работы соответствующихорганов и иностранных государств.
В связи с ратификацией Конвенции о защите прав человека иосновных свобод от 4 ноября 1950 г. с последующими изменениями, внесеннымиПротоколами к ней, а также в целях обеспечения эффективной защиты интересовРоссийской Федерации при рассмотрении в Европейском суде дел по правам человекаПрезидент РФ учредил должность Уполномоченного Российской Федерации в этомсуде. Его функции определены Положением, утвержденным Указом Президента 9 марта1998 г.
В компетенцию Уполномоченного входит рассмотрение жалоб нарешения и действия (бездействия) государственных органов, органов местногосамоуправления, должностных лиц, государственных служащих, если заявительобжаловал эти решения в судебном или административном порядке, но не согласен срешениями, принятыми по его жалобе.
При этом Уполномоченный не может рассматривать жалобы нарешения палат Федерального Собрания и законодательных органов государственнойвласти субъектов федерации.
   Жалоба Уполномоченному по правам человека может быть поданав течении одного года со дня прав и свобод заявителя или с того дня, когда емустало известно об их нарушении.
   При получении жалобы Уполномоченный вправе принять её крассмотрению, разъяснить средства защиты и передать жалобу тому органу,действия которого обжалуются либо ответить отказом, который обжалованию неподлежит.
   При проведении проверки Уполномоченный имеет право посещатьлюбые органы государственной власти, местного самоуправления, предприятия иучреждения и т.д., получать все необходимые документы, проводить проверкудеятельности любых государственной органов, органов местного самоуправления идолжностных лиц, знакомится с уголовными, гражданскими делами и делами обадминистративных правонарушениях, решения по которым вступили в законную силу.
При проведении проверки также все руководители различныхорганов государственной власти, местного самоуправления, предприятия любыхорганизационно-правовых форм, воинских формирований обязаны безотлагательнопринимать Уполномоченного.
В обязанности Уполномоченного входит:
известить заявителя о результатах поверки;
принять меры по восстановлению нарушенного права в пределахсвоей компетенции;
направит свои рекомендации органу, в действиях которого онусматривает нарушение прав и свобод;
После того, как Уполномоченный подвёл итоги своей проверки, онимеет право обратиться в суд с заявлением в защиту прав и свобод, а так жеучаствовать в процессе, обратиться в компетентные государственные органы сходатайством о возбуждении дисциплинарного или административного производстваили уголовного дела, обратиться в суд, прокуратуру с ходатайством о проверкевступившего в законную силу решения, приговора суда или постановления суда.Уполномоченный также вправе обратиться в Конституционный суд РоссийскойФедерации с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод граждан законом,применённым или подлежащим применению в конкретном деле.
Государственный орган, орган местного самоуправления илидолжностное лицо, получившее заключение Уполномоченного, содержащее егорекомендации, обязаны в месячный срок рассмотреть их и о принятых мерах вписьменной форме сообщить Уполномоченному.
Недостатком административного порядка рассмотрения жалобявляется то, что они разрешаются заинтересованными органами исполнительнойвласти, при этом негласно, в отсутствие жалобщика, к тому часто работниками, неимеющими правовой подготовки. Поэтому жалобы нередко остаются безудовлетворения (по неофициальным данным это около 35%). Такой порядок не можетпризнаваться эффективным, тем более когда речь может идти о привлечении кответственности виновных должностных лиц. Следует также учитывать и то, чтопока действующий Указ Президиума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1968 г. «Опорядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан» (с последующимиизменениями от 4 марта 1980 г.) лишь в самой общей форме определяет особенностиэтого вида юрисдикционного производства.
Вот почему возникает необходимость разрешения жалоб в судебномпорядке, при котором стороны в процессе равны, возможности для объективногорассмотрения жалобы – иска повышаются. Однако закон предусматриваетальтернативную возможность разрешения вопроса -   рассмотрение его в порядкеподчиненности органом или должностным лицом. Это создает возможность быстрогоисправления ошибки, не доводя дело до суда, и способствует ответственномуотношению к принимаемым админи­стративным решениям.
В суде гражданин выступает не в роли просителя, а в качествеистца, равной стороны. Обязан­ность давать объяснения суду возлагается надолжностное лицо, при­нимавшее в административном порядке решение по делу. Входе про­цесса ему приходится не только объяснять действия органа и моти­вироватьих, но и подвергаться оценивающим воздействиям со сто­роны истца, суда и другихучастников процесса. Поэтому нередко еще в стадии предварительной подготовкидела к судебному слушанию должностные лица пересматривают свое решение,устраняют допу­щенные нарушения прав гражданина и тем самым не доводят дело досуда. Закон РФ от 27 апреля 1993 г. «Об обжаловании в суд действий и решений,нарушающих права и свободы граждан» (с изменениями и дополнениями от 14 декабря1995 г.) предусматривает возможность каждого гражданина обратиться в суд, еслион считает, что неправомер­ными действиями (решениями) государственных органов,органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объедине­ний,общественных объединений, должностных лиц, государственных служащих нарушеныего права и свободы.
К действиям (решениям), которые могут быть обжалованы в суд,относятся коллегиальные и единоличные действия (решения), в ре­зультатекоторых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия осуществлениюгражданином его прав и свобод; на граж­данина незаконно возложена какая-либообязанность или он незакон­но привлечен к какой-либо ответственности.
Суды общей юрисдикции рассматривают жалобы на любые дейст­вия(решения), нарушающие права и свободы граждан, кроме действий (решений),проверка которых отнесена законодательством к исключи­тельной компетенцииКонституционного Суда РФ, и действий (реше­ний), в отношении которыхзаконодательством предусмотрен иной по­рядок судебного обжалования.
Гражданин вправе обратиться с жалобой по поводу нарушения егоправ и свобод либо непосредственно в суд, либо к вышестоящему в
порядке подчиненности государственному органу, органу местногосамоуправления, учреждению, предприятию или объединению, общественномуобъединению, должностному лицу, государственному служащему.  Вышестоящиесубъекты обязаны рассмотреть жалобу в месячный срок. Если в удовлетворении жалобы гражданину отказано или ответнеполучен в течение месяца со дня ее подачи, он вправе обратиться с жалобой всуд.
Приняв жалобу к рассмотрению, суд по просьбе гражданина или по
своей инициативе вправе приостановить исполнение обжалуемогодействия (решения).
Для обращения в суд с жалобой установлены следующие сроки; три
месяца со дня, когда гражданину стало известно о нарушении егоправа;
один месяц — со дня получения гражданином письменногоуведомления об отказе в удовлетворении жалобы или со дня истечения месячногосрока после подачи жалобы, если гражданином не был получен на нее письменныйответ. Пропущенный по уважительной причине срок подачи жалобы может бытьвосстановлен судом. И установив обоснованность жалобы, суд признает обжалуемоедействие (решение) незаконным, обязывает удовлетворить требование гражданина,отменяет примененные к нему меры ответственности либо иным путемвосстанавливает его нарушенные права и свободы.  Если обжалуемое действие(решение) суд признает законным, он отказывает в удовлетворении жалобы. Решениесуда направляется соответствующему органу, объединению или должностному лицу игражданину не позднее десяти дней после вступления решения в законную силуисполнении судебного решения должно быть сообщено суду и гражданину не позднеечем в месячный срок со дня его получения. Права военнослужащих должны бытьобеспечены на равных условиях с другими гражданами. Поэтому Федеральныйконституционный закон от 23 июня 1999 г. «О военных судах Российской Федерации»установил, что военные суды рассматривают административные дела о защитенарушенных и(или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересоввоеннослужащих, граждан, проходящих военные сборы, от действий (бездействия)органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений.Кроме того, военные суды вправе признать незаконными нормативные актыМинистерства Обороны РФ и иных федеральных органов исполнительной власти, вкоторых федеральным законом предусмотрена военная служба, касаю­щихся прав,свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих и граждан, проходящихвоенные сборы.
При подготовке этой работы были использованы материалы с сайтаhttp://www.studentu.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.