Для обеспечения законности в деятельности органов исполнительнойвласти существенное значение имеют личные обращения граждан с жалобами,предложениями и заявлениями. Выступая в личном качестве, как частное лицо, пособственной инициативе, каждый гражданин вправе оценивать деятельность органаисполнительной власти, любого должностного лица или государственного служащегос точки зрения ее законности и результативности. Конституция устанавливает, чтокаждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещеннымизаконом (ст. 45), граждане РФ имеют право обращаться лично, а также направлятьиндивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органыместного самоуправления (ст. 33).
Жалобы — это обращения граждан по поводу нарушения их субъективныхправ и свобод. Предложения и заявления имеют иную правовую сущность — они несвязаны с нарушением субъективных прав гражданина, а чаще всего носяткритический характер и, как полагают их авторы, направлены на улучшениедеятельности органов исполнительной власти, их должностных лиц, государственныхслужащих.
Граждане имеют возможность обжаловать любые незаконные действияи акты, нарушающие их субъективные права и интересы. Благодаря правовой основежалобы приобретают качества правового средства, с помощью которогоосуществляется своеобразный контроль за работой персонала и руководителейорганов исполнительной власти. Одновременно жалобы — важное средство охраныправ личности, укрепления связей государственного аппарата с населением,существенный источник самой разнообразной информации. Они являются эффективныминструментом противодействия бюрократизму, коррупции, должностнымзлоупотреблениям и правонарушениям. Обращающиеся с жалобами должны получатьобоснованные ответы, а там, где нарушены права человека, соответствующие органыобязаны срочно вмешаться и обеспечить соблюдение закона.
Существует два порядка рассмотрения и разрешения жалоб граждан— административный и судебный.
В органы исполнительной власти ежегодно поступает большое количествожалоб граждан по поводу различных нарушений их прав. В своем поручении 5февраля 2001 г. к руководителям органов исполнительной власти субъектовФедерации, Правительству и полномочным представителям Президента РФ вфедеральных округах, В. В. Путин отметил серьезную и предметную критикугражданами органов власти всех уровней, содержащуюся в их обращениях, что какон считает свидетельствует о том, что права и свободы человека должным необеспечиваются. В своем обращении он также указал на необходимость, в целяхвсемерной защиты политических экономических и социальных прав личности,принятия решительных мер по повышению эффективности работы с обращениямиграждан, усиления роль руководителей органов государственной власти исамоуправления, в активном использовании современной организации работы с обращениямиграждан.
Данное Поручение Президента Российской Федерации ориентирует федеральные органы исполнительной власти на критический анализ накопленногоопыта работы с обращениями граждан как важнейшей составляющей реализации ихконституционных прав. Указывается на необходимость сосредоточения усилий наповышении качества труда, укрепления исполнительской дисциплины, модернизацииформ и методов работы, глубокого изучения и учета настроений, мнений различныхкатегорий групп населения при подготовке управленческих решений изаконодательных инициатив. Неотъемлемым условием совершенствования работы собращениями граждан является осуществление ее с учетом отраслевых ифункциональных принципов управления, верховенства правовых и экономическихрычагов, в соответствии с утвержденными положениями о федеральных органахисполнительной власти.
Указом Президента от 3 апреля 1997 г. было утвержденоПоложение
«Об управлении Президента Российской Федерации по работе собращениями граждан». Оно призвано анализировать и обобщать вопросы, которыеграждане ставят в письмах и на личном приеме; осуществлять оперативное ипериодическое информирование Президента, Председателя Правительства,руководителей федеральных органов исполнительной власти о количестве ихарактере обращений граждан; готовить на основе анализа и обобщения обращенийграждан предложения об устранении причин, порождающих обоснованные жалобы;представить необходимые материалы в целях освещения в средствах массовойинформации итогов обращений граждан; изучать опыт работы соответствующихорганов и иностранных государств.
В связи с ратификацией Конвенции о защите прав человека иосновных свобод от 4 ноября 1950 г. с последующими изменениями, внесеннымиПротоколами к ней, а также в целях обеспечения эффективной защиты интересовРоссийской Федерации при рассмотрении в Европейском суде дел по правам человекаПрезидент РФ учредил должность Уполномоченного Российской Федерации в этомсуде. Его функции определены Положением, утвержденным Указом Президента 9 марта1998 г.
В компетенцию Уполномоченного входит рассмотрение жалоб нарешения и действия (бездействия) государственных органов, органов местногосамоуправления, должностных лиц, государственных служащих, если заявительобжаловал эти решения в судебном или административном порядке, но не согласен срешениями, принятыми по его жалобе.
При этом Уполномоченный не может рассматривать жалобы нарешения палат Федерального Собрания и законодательных органов государственнойвласти субъектов федерации.
Жалоба Уполномоченному по правам человека может быть поданав течении одного года со дня прав и свобод заявителя или с того дня, когда емустало известно об их нарушении.
При получении жалобы Уполномоченный вправе принять её крассмотрению, разъяснить средства защиты и передать жалобу тому органу,действия которого обжалуются либо ответить отказом, который обжалованию неподлежит.
При проведении проверки Уполномоченный имеет право посещатьлюбые органы государственной власти, местного самоуправления, предприятия иучреждения и т.д., получать все необходимые документы, проводить проверкудеятельности любых государственной органов, органов местного самоуправления идолжностных лиц, знакомится с уголовными, гражданскими делами и делами обадминистративных правонарушениях, решения по которым вступили в законную силу.
При проведении проверки также все руководители различныхорганов государственной власти, местного самоуправления, предприятия любыхорганизационно-правовых форм, воинских формирований обязаны безотлагательнопринимать Уполномоченного.
В обязанности Уполномоченного входит:
известить заявителя о результатах поверки;
принять меры по восстановлению нарушенного права в пределахсвоей компетенции;
направит свои рекомендации органу, в действиях которого онусматривает нарушение прав и свобод;
После того, как Уполномоченный подвёл итоги своей проверки, онимеет право обратиться в суд с заявлением в защиту прав и свобод, а так жеучаствовать в процессе, обратиться в компетентные государственные органы сходатайством о возбуждении дисциплинарного или административного производстваили уголовного дела, обратиться в суд, прокуратуру с ходатайством о проверкевступившего в законную силу решения, приговора суда или постановления суда.Уполномоченный также вправе обратиться в Конституционный суд РоссийскойФедерации с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод граждан законом,применённым или подлежащим применению в конкретном деле.
Государственный орган, орган местного самоуправления илидолжностное лицо, получившее заключение Уполномоченного, содержащее егорекомендации, обязаны в месячный срок рассмотреть их и о принятых мерах вписьменной форме сообщить Уполномоченному.
Недостатком административного порядка рассмотрения жалобявляется то, что они разрешаются заинтересованными органами исполнительнойвласти, при этом негласно, в отсутствие жалобщика, к тому часто работниками, неимеющими правовой подготовки. Поэтому жалобы нередко остаются безудовлетворения (по неофициальным данным это около 35%). Такой порядок не можетпризнаваться эффективным, тем более когда речь может идти о привлечении кответственности виновных должностных лиц. Следует также учитывать и то, чтопока действующий Указ Президиума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1968 г. «Опорядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан» (с последующимиизменениями от 4 марта 1980 г.) лишь в самой общей форме определяет особенностиэтого вида юрисдикционного производства.
Вот почему возникает необходимость разрешения жалоб в судебномпорядке, при котором стороны в процессе равны, возможности для объективногорассмотрения жалобы – иска повышаются. Однако закон предусматриваетальтернативную возможность разрешения вопроса - рассмотрение его в порядкеподчиненности органом или должностным лицом. Это создает возможность быстрогоисправления ошибки, не доводя дело до суда, и способствует ответственномуотношению к принимаемым административным решениям.
В суде гражданин выступает не в роли просителя, а в качествеистца, равной стороны. Обязанность давать объяснения суду возлагается надолжностное лицо, принимавшее в административном порядке решение по делу. Входе процесса ему приходится не только объяснять действия органа и мотивироватьих, но и подвергаться оценивающим воздействиям со стороны истца, суда и другихучастников процесса. Поэтому нередко еще в стадии предварительной подготовкидела к судебному слушанию должностные лица пересматривают свое решение,устраняют допущенные нарушения прав гражданина и тем самым не доводят дело досуда. Закон РФ от 27 апреля 1993 г. «Об обжаловании в суд действий и решений,нарушающих права и свободы граждан» (с изменениями и дополнениями от 14 декабря1995 г.) предусматривает возможность каждого гражданина обратиться в суд, еслион считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов,органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений,общественных объединений, должностных лиц, государственных служащих нарушеныего права и свободы.
К действиям (решениям), которые могут быть обжалованы в суд,относятся коллегиальные и единоличные действия (решения), в результатекоторых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия осуществлениюгражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либообязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности.
Суды общей юрисдикции рассматривают жалобы на любые действия(решения), нарушающие права и свободы граждан, кроме действий (решений),проверка которых отнесена законодательством к исключительной компетенцииКонституционного Суда РФ, и действий (решений), в отношении которыхзаконодательством предусмотрен иной порядок судебного обжалования.
Гражданин вправе обратиться с жалобой по поводу нарушения егоправ и свобод либо непосредственно в суд, либо к вышестоящему в
порядке подчиненности государственному органу, органу местногосамоуправления, учреждению, предприятию или объединению, общественномуобъединению, должностному лицу, государственному служащему. Вышестоящиесубъекты обязаны рассмотреть жалобу в месячный срок. Если в удовлетворении жалобы гражданину отказано или ответнеполучен в течение месяца со дня ее подачи, он вправе обратиться с жалобой всуд.
Приняв жалобу к рассмотрению, суд по просьбе гражданина или по
своей инициативе вправе приостановить исполнение обжалуемогодействия (решения).
Для обращения в суд с жалобой установлены следующие сроки; три
месяца со дня, когда гражданину стало известно о нарушении егоправа;
один месяц — со дня получения гражданином письменногоуведомления об отказе в удовлетворении жалобы или со дня истечения месячногосрока после подачи жалобы, если гражданином не был получен на нее письменныйответ. Пропущенный по уважительной причине срок подачи жалобы может бытьвосстановлен судом. И установив обоснованность жалобы, суд признает обжалуемоедействие (решение) незаконным, обязывает удовлетворить требование гражданина,отменяет примененные к нему меры ответственности либо иным путемвосстанавливает его нарушенные права и свободы. Если обжалуемое действие(решение) суд признает законным, он отказывает в удовлетворении жалобы. Решениесуда направляется соответствующему органу, объединению или должностному лицу игражданину не позднее десяти дней после вступления решения в законную силуисполнении судебного решения должно быть сообщено суду и гражданину не позднеечем в месячный срок со дня его получения. Права военнослужащих должны бытьобеспечены на равных условиях с другими гражданами. Поэтому Федеральныйконституционный закон от 23 июня 1999 г. «О военных судах Российской Федерации»установил, что военные суды рассматривают административные дела о защитенарушенных и(или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересоввоеннослужащих, граждан, проходящих военные сборы, от действий (бездействия)органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений.Кроме того, военные суды вправе признать незаконными нормативные актыМинистерства Обороны РФ и иных федеральных органов исполнительной власти, вкоторых федеральным законом предусмотрена военная служба, касающихся прав,свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих и граждан, проходящихвоенные сборы.
При подготовке этой работы были использованы материалы с сайтаhttp://www.studentu.ru