1. Понятие и характерные черты норм права
Правоваянорма — это исходный элемент, первичная «клеточка» права. Ееназначение состоит в регулировании отношений между людьми, в закреплениипорядка их движения и развития. Достигается это с помощью властного воздействияна волю и сознание индивидов путем выражаемого в категорической форме указания,как возможно или необходимо вести себя в той или иной жизненной ситуации. Нормаправа — это установленное и обеспеченное государством правило поведения людейпо отношению друг к другу, указатель того, какие поступки люди должны или могутсовершать, а какие — нет, а также иные юридические правила, определяющие общиеорганизационные основы и принципы регулирования человеческого поведения.
1.Норма права. Регулирующая роль норм права выражается как в том, что лицо,орган, организация действуют в соответствии с ее предписаниями или требуют отдругих субъектов соответствующего поведения, так и в том, что нарушение еетребований вызывает применение мер воздействия на правонарушителя. Если впервом случае норма выступает как масштаб, мера поведения, образец определенныхотношений, то во втором — это средства оценки того или иного поступка вкачестве правомерного либо неправомерного, основа для привлеченияправонарушителя к юридической ответственности. Кроме того, правовая норма — этопредостережение потенциальным правонарушителям, что в случае ее нарушения будутприменены меры государственного воздействия.
Нормаправа — не просто констатация факта или отражение действительности, нерекомендация, пожелание либо призыв. Это государственное повеление, имеющеекатегорический характер, предписание, как люди должны или могут вести себя вконкретной жизненной обстановке. Любая правовая норма является велением в силутого, что она издана либо санкционирована властным органом, являетсяолицетворением государственной воли, выступает как общеобязательноепредписание, охраняемое от нарушений предусмотренными государством мерамипринудительного воздействия. За ней стоят сила и авторитет государства.
Правоваянорма не только обязывает, но и предоставляет права. Наделяя личность или иныхсубъектов права правомочиями, она остается велением в том смысле, что такиеправомочия провозглашаются государством, охраняются и обеспечиваютсяспециальными мерами правового воздействия. Кроме того, любому правомочиюсоответствует властное указание по отношению к другим лицам и органамобеспечить своими действиями (либо, наоборот, воздержанием от них)осуществление такого правомочия.
2.Юридическая норма — это правило общего характера. Она рассчитана не накакой-либо конкретный случай или обстоятельство, а на тот или иной вид случаев,обстоятельств и тем самым на определенную категорию общественных отношений(правила заключения гражданско-правового договора, процедура разрешенияхозяйственного спора, порядок приема на работу и т.д.). В ней даются общие,типичные варианты поведения людей, которые наиболее полно и последовательноотвечают интересам социальных слоев, осуществляющих руководство в обществе.
Общийхарактер правовой нормы означает:
во-первых,что она рассчитана на свое осуществление всякий раз, когда налицообстоятельства, предусмотренные данной нормой, что она не прекращает своедействие после однократного применения, а действует постоянно и непрерывно.Например, под действие норм Уголовного кодекса подпадают как все ужесовершенные преступления определенного вида, так и возможные в будущем деяния,соответствующие признакам той или иной нормы;
во-вторых,общий характер нормы характеризуется персональной неконкретностью адресатов — она распространяет свое действие не на индивидуально определенных, а на любыхлиц, которые вступают или могут вступать в правоотношения на ее основе,адресована, как правило, кругу лиц, определяемых общими признаками (граждане,депутаты парламента, пенсионеры, фирмы и т.д.). Именно в силу этих свойствправовая норма выступает единым масштабом, мерой человеческого поведения.
Вотличие от нормы права так называемый индивидуальный правовой акт (например,решение арбитражного суда по конкретному делу, договор дарения), основываясь нанорме, разрешает тот или иной конкретный случай, имеет разовое значение,касается индивидуально определенных лиц или иных субъектов права. Так, еслиустановленный трудовым законодательством общий порядок приема на работупредставляет собой норму, то приказ директора предприятия о приеме на работугражданина есть индивидуальный акт.
Поотношению к одному лицу правовая норма-правило поведения обычно выступает вформе требования совершить определенное положительное действие (позитивнаяобязанность), запрещения тех или иных поступков (негативная обязанность) либопредоставления возможности вести себя соответствующим образом (правомочие).Однако, любая такая норма касается, по крайней мере, двух субъектов уже в силутого, что она регулирует общественное отношение, в котором предполагаетсяналичие как минимум двух сторон. При этом она устанавливает для одной стороныдолжное поведение, охраняемое принудительной силой государства, а для другой — гарантированное государством возможное поведение, для одной стороныобязанность, а для другой — правомочие. В этом и заключается двусторонний,предоставительно-обязывающий характер правовой нормы. Так, праву гражданина наполучение пенсии соответствует обязанность пенсионного органа назначить ивыплачивать пенсию, а обязанности гражданина давать свидетельские показания насуде — право суда вызвать гражданина в качестве свидетеля.
Правовыенормы всегда существуют в определенном формально закрепленном виде в законах иподзаконных нормативных актах, а также иных официальных источниках права.Поэтому такие нормы, будучи официальными, общеобязательными предписаниямигосударственной власти, представляют собой формально определенные правила. Этимпризнаком обусловлен тот факт, что правовые нормы формулируются в виде точных идостаточно детализированных правил, что способствует их правильному пониманию иприменению.
2. Структура норм права
Внутреннеестроение правовых норм, их деление на составные части и связь этих частей междусобой составляют их структуру. Эта проблема пока еще не нашла единообразногоразрешения в юридической науке.
гипотезу- указание на условия, при наличии которых норма должна осуществляться;
диспозицию- определение самого правила поведения (юридической обязанности либоправомочия);
санкцию- меры принуждения, применяемые при нарушении предписаний диспозиции.
Другиеже, в том числе и автор настоящего раздела, придерживаются иной точки зрения.Специализация норм, различие их характера и назначения в регулированиипредопределяют тот факт, что отдельные нормы имеют несовпадающие части, что нетединой универсальной модели структуры, свойственной всем юридическим нормам.
положительноерегулирование отношений, регламентирование правомерных поступков;
охрануправовых предписаний от нарушений.
Наличиеуказанных задач предопределяет разделение всех норм-правил поведения на дваосновных вида:
нормыпозитивного регулирования, которые устанавливают права и обязанноститворческого, организующего характера, направлены на регулирование правомерногоповедения, формулируют положительные веления в праве (право напредпринимательство, на наследство, обязанность платить налоги и т.д.);
правоохранительныенормы, которые, будучи отрицательной реакцией государства на неправомерноеповедение, предусматривают меры государственного принуждения к правонарушителям(нормы уголовного права, меры взыскания за неисполнение договора и т.п.).Правоохранительные нормы, предусматривающие юридические санкции, обеспечиваютисполнение предписаний норм положительного регулирования.
Указанныевиды норм, выполняя разные функции в правовом регулировании, имеютнесовпадающую структуру. Так, нормы положительного регулирования состоят издвух самостоятельных частей — гипотезы и диспозиции. Гипотеза указывает наусловия, при наличии которых норма должна осуществляться, определяет сферу еедействия. Диспозиция формулирует права и обязанности участников общественных отношений(что они могут или должны делать) в условиях, предусмотренных гипотезой нормы.Так, п.1 части 6 ст.114 ГК РФ устанавливает правило о том, что, в случаепринятия решения об уменьшении уставного фонда (гипотеза), предприятие обязанописьменно уведомить об этом своих кредиторов (диспозиция). Правоохранительнаянорма также состоит из двух элементов: диспозиция (указание на правонарушение,его признаки), и санкция (меры юридической ответственности за правонарушение,предусмотренное в диспозиции).
Санкции,сформулированные в правоохранительных нормах, бывают различных видов. Одни изних предусматривают меры «штрафного», карательного свойства. Онисостоят в лишении правонарушителя каких-либо благ (лишение свободы и др.), вналожении на него особых обязанностей (штраф и др.), во властном осуждении ипорицании его противоправного поведения (выговор и др.). В зависимости от видовправонарушений такие санкции делятся на уголовные, административные,дисциплинарные и иные.
Другиесанкции определяют меры, принимаемые органами государства в целях, преждевсего, восстановления нарушенного правопорядка. Таковы принудительноеисполнение невыполненной обязанности (например, взыскание долга), возложениеобязанности возместить причиненный имущественный ущерб, отмена незаконногоакта, признание сделки недействительной и др.
3. Виды норм права
Классификациянорм права на виды производится по различным основаниям.
1.По отраслям права нормы права делятся на:
нормыконституционного права;
нормыадминистративного права;
нормыуголовного права и т.п.
2.Выделяют также:
нормыматериального права, которые определяют содержание прав и обязанностей;
процессуальныенормы права, которые регулируют порядок, процедуру реализации первой группынорм.
3.Как уже указывалось, нормы права могут быть:
позитивногорегулирования; и
правоохранительные.
4.По степени точности и определенности указанных в гипотезе фактическихобстоятельств случаянормы права делятся на:
определенные;
относительно-определенные.
Внорме с определенной гипотезой условия ее реализации настолько ясны и очевидны,что в каждом случае применения нормы достаточно лишь констатировать их наличие(достижение определенного возраста и наличие трудового стажа для полученияпенсии).
Внорме с относительно-определенной гипотезой наличие или отсутствие условийреализации нормы не является для всех очевидным и определяется в каждомконкретном случае компетентным органом. Здесь недостаточны только простаяконстатация и проверка таких условий, а нужно их официальное установление(например, крайняя незначительность нарушения должником обеспеченного залогомобязательства, а также явная несоразмерность требования залогодержателя истоимости заложенного имущества — ч.2 ст.348 ГК РФ, существенное нарушениедоговора — ч.2 ст.450 ГК РФ).
5.По степени определенности диспозиций нормы права делятся на:
абсолютно-определенные;
относительно-определенные;и
бланкетные.
Нормыс абсолютно-определенной диспозицией точно и исчерпывающе определяют права иобязанности сторон. Например, ст.7 Закона о государственных пенсияхустанавливает, что пенсии не подлежат обложению налогами.
Нормыс относительно-определенной диспозицией, устанавливая права и обязанностисубъектов, дают им возможность при этом уточнять их в каждом конкретном случае,в пределах нормы проявлять инициативу, самодеятельность заинтересованных лиц иорганов. Примером такой нормы может служить ч.1 ст.404 ГК РФ, устанавливающая,что если неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства произошло повине обеих сторон, суд соответственно уменьшает размер ответственностидолжника.
Бланкетнаянорма называет в общей форме, какие правила необходимо исполнять. Конкретноесодержание этих правил дается в специальных нормативных актах отдельно отданной нормы. Такой нормой является, например, ч.1 ст.217 УК РФ,устанавливающая ответственность за нарушение правил безопасности навзрывоопасных объектах или во взрывоопасных цехах, если это могло повлечьсмерть человека или иные тяжкие последствия. Бланкетные нормы обычно содержатссылки на правила техники безопасности, ГОСТы, нормы естественной убыли и иныеправила, подвергающиеся достаточно оперативному обновлению.
6.По степени определенности санкций правоохранительные нормы, содержащиеюридические санкции, делят на:
Нормыс абсолютно-определенными санкциями. Они точно указывают, какую мерувоздействия должен применить орган государства к правонарушителю (выговор,лишение воинского звания, принудительное взыскание долга и др.).
Нормыс относительно-определенными санкциями. Они допускают пределы применениягосударственными органами различных мер правового воздействия с учетом тяжестисовершенного проступка (преступления), личности правонарушителя и другихобстоятельств дела. Они либо содержат указание на минимум и максимум наказания,взыскания (например, от 3 до 5 лет лишения свободы), либо (а также наряду сэтим) указывают на несколько видов наказания, взыскания, одно из которых можетбыть применено к правонарушителю (например, лишение свободы или исправительныеработы). Последний вид относительно-определенной санкции нередко называютальтернативной санкцией. Существуют также так называемые кумулятивные санкции,которые допускают (или обязывают) применение к правонарушителям, кромеосновного, также дополнительного наказания, взыскания (исправительные работы свозложением обязанности загладить причиненный ущерб, штраф с конфискациейимущества и т.п.).
7.В правовой системе также выделяют:
нормыосновного регулирующего действия, которые устанавливают новые самостоятельныеправила и непосредственно направлены на регулирование общественных отношений;
нормывспомогательного действия, предусматривающие отмену ранее действовавших норм,их изменение, дополнение, распространение, утверждение нового акта.
8.По действию в пространстве нормы делятся на:
нормыобщего действия, действующие на всей территории, на которую распространяетсякомпетенция органа, издавшего данную норму;
нормыместного действия, которые распространяют свою силу на определенную указанную всамом акте местность (например, на районы Крайнего Севера, территориюЧернобыльской катастрофы и т.д.).
9.По действию во времени различаются:
нормыпостоянного действия;
временные,вступающие в действие автоматически или в определенный указанный в акте срок;
нормы,имеющие обратную силу и не имеющие таковой.
10.По действию норм права по лицам они разделяются на:
общие(касаются всех граждан или всех органов и организаций, юридических лиц);
специальные,распространяющие свое действие на четко очерченный круг лиц, органов,организаций (например, на военнослужащих, пенсионеров, органы Министерствафинансов и т.п.);
исключительные,исключающие конкретный вид субъектов из общего регулирования (дипломатическийиммунитет для полномочных представителей других государств); и
нормы,касающиеся конкретного субъекта права (например, Верховного Суда РФ,Генерального прокурора РФ и т.д.).
11.Нормы права также делятся на:
управомочивающие,которые определяют правомочия граждан и других участников общественныхотношений, установленные в законе возможности действовать определенным образом;
обязывающие,которые возлагают на субъектов права обязанности совершать какие-тоположительные действия. Это предусмотренная законом необходимость активногоповедения;
запрещающие,которые устанавливают обязанность воздерживаться от недозволенных действий, несовершать поступки, которые вредны обществу.
12.Наконец, в системе права выделяют:
диспозитивныенормы, под которыми обычно понимаются правила, дающие сторонам регулируемогоотношения возможность самим определять путем заключения договора права иобязанности. Если же стороны не определили их, то такая норма восполняетпробелы в волеизъявлении сторон. Так, ч.1 ст.134 ГК РФ определяет, что действиесделки, заключенной по поводу сложной вещи, распространяется на все еесоставные части, если договором не предусмотрено иное.
Диспозитивные(восполнительные) нормы, характерны в первую очередь для гражданского права:
императивные(категорические) нормы, которые представляют собой повелительные, строгообязательные предписания.
СИСТЕМА ПРАВА
Системаправа — это объективное, обусловленное системой общественных отношенийвнутреннее строение национального права, заключающееся в разделении единых посвоей социальной сущности и назначению в общественной жизни, внутреннесогласованных норм на определенные части, называемые отраслями и институтамиправа.
Отрасльправа — это наиболее крупное и относительно самостоятельное подразделениесистемы права, включающее в себя правовые нормы, регулирующие определенную,качественно обособленную сферу общественных отношений и обычно требующиеспецифических средств правового воздействия. Например, те нормы, которыерегулируют трудовые отношения и определяют права и обязанности рабочих ислужащих, составляют трудовое право.
Наиболееобъемные по содержанию отрасли права могут делиться на отдельные части, которыеобычно называются подотраслями.
Отрасльправа, в свою очередь, обычно делится на составные части, именуемые правовымиинститутами. В правовой институт входят нормы, регулирующие однородныеотношения и отличающиеся качественным единством. Так, семейное право делится натакие институты, как порядок заключения и прекращения брака, права иобязанности супругов, родителей и детей, алиментные обязательства членов семьии др.
Нарядус отраслевыми институтами существуют и так называемые межотраслевые(комплексные) институты, состоящие из норм различных отраслей и регулирующиевзаимосвязанные отношения в определенной сфере государственной жизни(транспортное, морское право и др.).
Основаниямиделения права на отрасли и институты являются предмет и метод правовогорегулирования.
Предметправового регулирования — это качественные особенности своеобразия регулируемыхправом отношений в различных сферах жизни общества. Так, правовой регламентацииподвергаются имущественные, семейные, организационно-управленческие, трудовые,финансовые и прочие качественно самостоятельные отношения.
Методправового регулирования — второе, дополнительное основание деления права наотрасли. Это установленные правом специфические способы и приемы, с помощьюкоторых государство воздействует на определенные виды общественных отношений.Так, право может воздействовать на поведение людей путем властныхкатегорических требований (административное, уголовное право), а может и даватьим возможность в рамках закона самим устанавливать свои права и обязанностипутем соглашений (гражданское и некоторые другие отрасли права).
Широкоизвестно провозглашенное еще в римском праве деление права на две отрасли — публичное и частное право.
Публичноеправо — эта та часть системы действующего права, которая регулирует отношениягосударства, его органов с гражданами, общественными объединениями, фирмами,предприятиями, отношения между государственными органами, причем в этихотношениях орган государства выступает носителем государственно-властных(публичных) полномочий, обеспечивающих интересы всего общества.
Частноеправо защищает частный интерес личности, обеспечивает свободную егосамореализацию, право частной собственности и частного предпринимательства иосновано на договоре между равноправными сторонами. Оно регулирует отношениямежду отдельными лицами, фирмами, предприятиями.
3.Система современного российского права складывается из следующих отраслей:
конституционное(государственное),
административное,
финансовое,
гражданское,
семейное,
трудовое,
правосоциального обеспечения,
экологическое,
уголовное,
уголовно-процессуальное,
гражданскоепроцессуальное,
уголовно-исполнительное.
Особоеместо занимают
международноепубличное право
имеждународное частное право
Следуетразличать систему права (деление юридических норм на отрасли и институты) исистему законодательства, т.е. деление нормативных правовых актов наопределенные части. Это результат целенаправленной деятельности законодателя,формирование им всего массива актов, регулирующих общественные отношения.Система права служит основой для деления законодательства на отрасли иинституты, побуждает законодателя издавать нормативные акты, придерживаясь, впервую очередь устоявшегося деления права на отрасли и институты. Отраслямизаконодательства, например являются конституционное, гражданское, трудовое идр.
Вместес тем в современной правовой системе существуют также комплексные отраслизаконодательства, которые складываются из норм различных отраслей права(законодательство о здравоохранении, образовании, транспорте, связи и др.). Запоследние годы в Российской Федерации активно формируются новые комплексныеотрасли законодательства (налоговое, таможенное право, законодательство оприватизации и др.).
ПРАВООТНОШЕНИЯ
Понятие и виды правоотношений
Впроцессе реализации права возникают правоотношения — урегулированные правомволевые общественные отношения, участники которых наделены субъективнымиправами и юридическими обязанностями. В правоотношениях, представляющих собойиндивидуализированную правовую связь, конкретизируются предписания юридическихнорм, превращаясь в права и обязанности персонально определенных лиц, органоворганизаций. Они возникают в целях достижения либо охраны того или иногореального блага, приобретения материальной либо духовной ценности.
Правоотношенияохраняются и защищаются государством своими принудительными средствами.
Видыправоотношений могут быть выделены по разным основаниям.
Всистеме права правоотношения делятся на:
конституционные,
гражданско-правовые,
семейные,
уголовныеи прочие правоотношения.
Пофункциям права правоотношенияделятся на:
регулятивные,которые связаны с установлением позитивных прав и обязанностей и их реализацией(трудовые, пенсионные отношения, осуществление избирательного права и т.д.).Они представляют собой нормальное явление в жизни общества, являются формойосуществления норм права;
охранительные,которые возникают в результате нарушения правовых предписаний, и их цель — защита существующего правопорядка, возмещение причиненного вреда, наказаниеправонарушителей. Таковы, например, отношения, возникающие между государством,его правоохранительными органами, с одной стороны, и личностью, — с другой, вслучае совершения ею преступления.
Пометодам регулирования все правоотношения делятся на:
управленческие,основанные на властных взаимоотношениях субъектов (директор завода и работник,командир воинского подразделения и его подчиненный);
договорные,для которых характерно равенство сторон, автономное положение их относительнодруг друга (взаимоотношения коммерческих фирм).
Взависимости от взаимоотношений субъектов правоотношения делятся на:
относительные,в которых четко определяются и управомоченный, и обязанный субъект (договоркупли-продажи, трудовое правоотношение и др.);
абсолютные,в которых персонально определено лишь управомоченное лицо, а обязаннымиявляются все остальные субъекты, призванные воздерживаться от посягательств наинтересы управомоченного (право собственности, авторские правомочия и др.).
Повремени действия правоотношения делятся на:
длящиеся(трудовые, служебные); и
разовые,однократные (участие о выборах, договор мены).
Взависимости от характера правоотношений можно выделить:
материальные,устанавливающие содержание прав и обязанностей (брачно-семейные, пенсионные); и
процессуальные,регулирующие порядок разрешения конкретных дел (разрешение трудовых споров,уголовно-процессуальные отношения).
Посоставу участников правоотношения делятся на:
двусторонние,возникающие между двумя субъектами (договор аренды); и
многосторонние,где есть три или более участников (купля-продажа через посредника).
Содержание правоотношения
Вправоотношении участвуют как минимум два субъекта, один из которых являетсяносителем субъективного права, а другой — юридической обязанности.
Субъективноеправо как вид и мера дозволенного поведения предполагает:
возможностьопределенного поведения со стороны управомоченного субъекта (возможностьраспоряжаться купленной вещью),
возможностьтребовать определенного поведения со стороны других обязанных лиц (требованиепоставить продукцию по договору поставки)
возможностьобратиться в суд или другой компетентный орган за защитой своего нарушенногоили оспариваемого права.
Юридическаяобязанность есть вид и мера должного поведения, которое проявляется:
внеобходимости совершить конкретные положительные действия (позитивнаяобязанность). Пример позитивной обязанности — заплатить налоги, явиться напризывной пункт;
ввоздержании от каких-либо поступков (негативная обязанность). Пример негативнойобязанности — не посягать на чужую вещь, авторское право другого лица.
Субъекты правоотношений — это участники правоотношений, имеющиесубъективные права и юридические обязанности. К их числу относятся индивиды иорганизации.
1.Индивиды — это граждане соответствующего государства, а также иностранныеграждане и лица без гражданства (апатриды). Они могут быть участникамиправоотношений в любых отраслях права, кроме международного публичного. Дляиностранных граждан имеются определенные особенности в их правовом положении,связанном с отсутствием гражданства соответствующего государства (см. гл. 5).
2.К организациям относятся:
государственныеорганы. Это субъекты, созданные для осуществления функций государства иобладающие властными полномочиями по осуществлению законодательной,исполнительной и судебной ветвей власти. Это парламент, глава государства,правительства, министерства и ведомства, суды, органы надзора и контроля,администрация предприятий и учреждений и т.д. Правовой статус государственногооргана определяется его компетенцией;
юридическиелица — организации, которые имеют в собственности, хозяйственном ведении илиоперативном управлении обособленное имущество и отвечают по своимобязательствам этим имуществом, от своего имени могут приобретать иосуществлять имущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком всуде. Это государственные предприятия, кооперативы, фирмы, хозяйственныеобъединения, фонды и другие субъекты имущественных правоотношений;
общественныеобъединения. Это профсоюзы, творческие союзы, научно-технические, спортивные ииные организации, вступающие в разного рода правоотношения. Ряд общественныхобъединений может быть также и юридическими лицами;
государство.Оно — субъект права в международно-правовых, а также во внутреннихгосударственно-правовых отношениях (например, между Российской Федерацией и еесубъектами). Государство является стороной при приобретении и лишении гражданства,в выпуске государственных займов, лотерей, при решении дел о вымороченном,бесхозном имуществе, конфискации имущества и др.
Длятого чтобы вступать в правоотношения, необходимо обладать правосубъектностью,т.е. способностью быть субъектом права.
Вней необходимо различать две части:
правоспособность,т.е. способность иметь субъективные права и нести юридические обязанности;
дееспособность- способность своими действиями реализовывать субъективные права и налагать насебя обязанности.
Вимущественных отношениях правоспособность для лица начинается с моментарождения, а полная дееспособность — с достижения совершеннолетия, т.е. с18-летнего возраста. Например, в Российской Федерации, это означает, чтомалолетние дети и душевнобольные могут быть собственниками имущества, обладатьправом на жилище, пенсию, но не могут распоряжаться своим правом. За них этоделают их законные представители — родители, опекуны и попечители.Дееспособность лиц, злоупотребляющих спиртными напитками или потребляющих наркотики,может быть ограничена решением суда. В иных, не имущественных правоотношенияхправоспособность и дееспособность наступают одновременно, по достиженииопределенного возраста. Так, трудовая дееспособность в Российской Федерациинаступает с 14-летнего возраста, избирательная с 18 лет и т.д.
Правоспособностьи дееспособность организаций наступает одновременно, с момента их создания, иносит специальный характер в соответствии с целями и задачами конкретнойорганизации.
Каждыйсубъект права обладает общим правовым статусом. Это совокупность право- идееспособности, необходимых для возникновения конкретных правоотношений, атакже общих прав и обязанностей, реализация которых не порождает конкретныеправоотношения (свобода слова, обязанность исполнять законы и др.). Он, впринципе, един для всех граждан. Кроме того, существует понятие индивидуальногоправового статуса — совокупность правоотношений, стороной которых выступает тоили иное лицо. Такой статус различен для конкретных индивидов. Наконец, естьпонятие специализированного правового статуса, под которым понимаетсясовокупность прав и обязанностей определенной категории субъектов (пенсионеры,военнослужащие, лица с высшим медицинским образованием и др.).
Юридические факты
Этопредусмотренные законом жизненные обстоятельства и факты, которые являютсяоснованием для возникновения (изменения, прекращения) правоотношений. Крометого, с их наличием связывается приобретение правосубъектности лицом илиорганом. Так, с достижением совершеннолетия возникает полная гражданскаядееспособность лица, факт регистрации фирмы означает ее создание.
Юридическиефакты обычно делятся на:
события- факты, возникающие независимо от воли участников правоотношения. В своюочередь, они подразделяются на абсолютные, которые полностью не зависят от воличеловека (наводнение, естественная смерть человека и др.) и относительные,которые вызываются деятельностью людей, но их последующее развитие и результатыне зависят от их воли и желания (рождение ребенка, производственная авария и т.д.);
юридическиесостояния — длящиеся жизненные обстоятельства, служащие основанием длянаступления юридических последствий (нахождение на иждивении, наличие стажаработы для получения пенсии и др.);
деяния- определенные волеизъявления, результат сознательной деятельности людей. Срединих можно выделить:
правомерныедеяния (соответствуют правовыми предписаниями). Среди правомерных деянийследует выделить юридические акты, т.е. те действия людей, которые совершаютсяими со специальным намерением вызвать юридические последствия. Это актыприменения права (решение суда о разделе имущества, приказ о приеме на работу идр.), сделки и соглашения (договоры аренды, купли-продажи и др.), а такжезаявления и жалобы (исковое заявление в суд, кассационная жалоба, заявление оприеме в ВУЗ и др.).
Вотличие от юридических актов другой вид правомерных деяний — юридическиепоступки не направлены специально на возникновение правоотношений, но влекутсогласно закону те или иные правовые последствия (находка, приобретение авторскогоправа и др.).
неправомерныедеяния (правонарушения) также делятся на несколько видов:
преступленияи проступки (административные, дисциплинарные, гражданско-правовые,процессуальные);
принятиенезаконных актов. Часто для возникновения (изменения, прекращения)правоотношений требуется не один юридический факт, а целая их совокупность(юридический состав). Так, для вступления в брак необходимы достижениеопределенного возраста, заявление будущих супругов о регистрации брака и актего регистрации в органах ЗАГСа.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта websites.pfu.edu.ru/IDO/ffec/