Тобольский
факультет заочного обучения
Тюменского юридического института
МВД России
КОНТРОЛЬНАЯРАБОТА
по: Конституционному праву
тема:Конституционные права, свободы и обязанности граждан РФ
Выполнил: слушатель Корушев ИванНиколаевич, 2 группа 1 курс.
Служебный адрес: 6629850
ЯНАО, Пуровский район, п.Тарко-Сале, ул. Клубная д.2. тел. (297) 6-13-68
Зачетная книжка № 1578.
г. Тобольск 2000 год.
Планработы:
1. Конституционо-правовойстатус человека и гражданина
2. Сущность прави свобод человека и гражданина.
3. Классификацияправ и свобод человека и гражданина.
а) Социально-экономические права и свободы.
б) Иные права и свободы.
4 Конституционныеобязанности граждан РФ
5 Соблюдениеправ человека РФ
6.Список использованной литературы.
1.Конституционно-правовой статус человека и гражданина.
Анализзакрепляемых российской Конституцией прав и свобод личности представляетсяцелесообразным начать с общих принципов, положенных в основу правовогорегулирования статуса личности. Это, в свою очередь, требует обратиться дляначала к общей характеристики действующей Конституции РФ.
КонституцияРФ 1993 г. ознаменовала собой завершение этапа демонтажа тоталитарногосоветского государства и переход к длительному и трудному этапу построения вРоссии основ подлинно демократического и правового государства. Конституция РФ1993 г. является первой в ряду отечественных конституций, основанной наобщечеловеческих ценностях в их общепризнанном в современном миропонимании. Онавобрала в себя многовековой опыт развития зарубежных демократий, теории ипрактики зарубежного конституционализма, недолгий, но драматический опытмолодой российской демократии. В месте с тем новая Конституция России не моглане воспринять и отдельных фрагментов конституционного опыта советскогопериода), касается, прежде всего, некоторых чисто “советских”социально-экономических прав).
Учитываявесьма жесткую систему организации государственной власти, установленнуюКонституцией 1993 г., можно сказать, что демократический характер этойКонституции отразился именно в положениях, устанавливающих правовой статусличности. Нормы, посвященные правовому статусу личности сосредоточены вКонституции главным образом в специальной Главе 2 “ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА ИГРАЖДАНИНА”. Однако ряд важнейших принципов и норм можно найти уже в Главе1”ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ”. Отдельные нормы, затрагивающие правачеловека, обнаруживаются также практически во всех других главах основногозакона. Именно в совокупности, со всеми процессуальными и институциональнымигарантиями эти нормы образуют единый институт конституционных прав и свобод личностив Российской Федерации.
Какиеже принципы заложены Конституцией 1993 г. в основу правового статуса личности? Ответ на этот вопрос мы находим в Главе 1”ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ”. Вэтой главе закреплены такие фундаментальные принципы, как принцип приоритета(высшей ценности) прав и свобод человека (статья 2), а также принципнепосредственного действия общепризнанных принципов и норм международного правана территории Российской Федерации (часть 4 статьи 15). В Главе 2 закрепленыпринципы неотчуждаемости прав и свобод человека (часть 2 статьи 17), прямого инепосредственного действия прав и свобод человека (статья 18), равноправия(равенства перед законом и судом)(статья 19). Чтобы понять подлинный смысл изначение закрепления в новой Конституции РФ этих принципов, нужно оглянутьсяназад. Как известно, большинство из вышеперечисленных принципов не признавалисьсоветской наукой государственного права, как основанные на “буржуазных” теорияхестественного права. Советская государственно-правовая доктрина исходила изтого, что правами и свободами личность наделяет государство. Из этого логическивытекало, что государство могло и лишить человека “дарованных” ему прав, еслиэто потребуют интересы того же государства.
Нужносказать, что качественно новый взгляд на природу прав и свобод человека началутверждаться в российской конституционной практике еще до принятия Конституции1993 г. Решающем этапом на этом пути стало принятие Верховным Советом РСФСР вноябре 1991 года Декларации прав и свобод человека и гражданина, положениякоторой вошли в качестве поправок в текст действовавшей тогда Конституции 1978года в качестве поправок 21 апреля 1992 года. Нынешняя Конституция РФ как быподвела итог процессу перехода от одной государственно-правовой идеологии к другой,привела все изменения в логически стройную, упорядоченную систему норм ипринципов.
Особенностоит сказать о принципе равноправия (равенства перед законом и судом).Необходимо четко отличать принцип равноправия людей вообще от принципаравноправия граждан конкретного государства между собой, поскольку объем прав исвобод у двух вышеуказанных категорий не одинаков. Конституция РФ 1993 г.сначала говорит о равноправии людей вообще (часть 1 статьи 19), потом (часть 2статьи 19) гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимоот природных и общественных свойств личности (расы, национальности, языка,местожительства, отношения к религии и т.д.) В этой же части говориться озапрете любых ограничений прав граждан по признакам социальной, расовой,языковой или религиозной принадлежности. Третье значение равноправияраскрывается в части 3 статьи 19, где говорится о равноправии мужчины иженщины, а также о том, что мужчины и женщины имеют равные возможности дляреализации своих прав (?).
Конституционнаядоктрина современных государств все же признает возможность существованиянекоторых различий в правах и обязанностях граждан, имеющие естественныйхарактер: напр., обязанность проходить военную службу в большинстве государствмира возлагается только на граждан мужского пола, особые конституционные правав последние десятилетия стали закрепляться за инвалидами, детьми,представителями малочисленных коренных народов и т.п.
КонституцияРФ 1993 года закрепляет один из самых полных в мире каталогов прав и свободчеловека из всех, известных современному конституционализму. Конкретный список,содержание, порядок закрепления и обеспечения этих прав и свобод и определяетсобственно, качество конституционного регулирования правового статуса личностив Российской Федерации.
Охватываяобщим взглядом этот каталог, нельзя не заметить его разительное отличие отнабора прав и свобод старых, советских конституций. Эти отличия касаютсябуквально всего: перечня прав, их формулирования и даже порядка их расположенияв тексте конституции. Как известно, одно из основных отличий социалистическогоподхода к конституционному оформлению прав личности от западно-демократического(термины условны) состоит в том, что в социалистических конституциях во главуугла ставились социально-экономические права и свободы, а в конституцияхзападно-демократического толка — права личные. Как знак воспринятия западныхтрадиций и ценностей конституционализма авторы Конституции 1993 года поставилив Главе о правах и свободах на первое место личные права, затем политические итолько на третье — социально-экономические права, назвав первым из них правочастной собственности (часть 1 статьи 35). Это настолько четко и недвусмысленнообозначило идеологическую позицию авторов Конституции, что иначе как“буржуазной” ее в кругах не только коммунистической, но исоциал-демократической оппозиции не называют. Между тем, новая КонституцияРоссии содержит весьма широкий социально-экономических прав, многие из которыхдо сих пор не известны ни одному западному государству. Это говорит осохранении некоторой преемственности по отношению к практике советскогогосударственно-правового строительства.
Заметнейшимобразом изменилась юридическая техника конституционного закрепления прав исвобод. На место демагогии советских конституций, говоривших о “материальныхгарантиях” прав в виде “неуклонного роста производительных сил” и т.п., пришличеткие, юридически взвешенные формулировки, достаточно конкретные для текстасовременной демократической конституции.
2.Сущность прав и свобод человека и гражданина.
Кличным правам, которые в науке конституционного права также часто именуютсягражданскими, относится совокупность естественных и неотчуждаемыхосновополагающих прав и свобод, принадлежащих человеку от рождения и независящих от его принадлежности к конкретному государству. Эти права и свободысоставляют основу всего правового статуса человека. Международные акты (напр.,Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г.) и конституцииобычно относят к личным правам и свободам следующие: право на жизнь, правона свободу, физическую целостность и личную неприкосновенность, право неподвергаться пыткам или жестокому, унижающему человеческое достоинствообращению или наказанию, право на защиту чести и доброго имени, право насвободное передвижение и свободный выбор места жительства, право покидатьсобственную страну и свободно в нее возвращаться, право на судебную защиту иправосудие, право человека на признание его правосубъектности в любой странемира, свобода мысли, совести и религии, свобода слова и иного выражения, правосвободно определять свою национальную принадлежность и пользоваться роднымязыком и некоторые др. права. Личным посвящены статьи 20-29 Конституции РФ 1993г.
Безусловно, важнейшим среди личных прав является право на жизнь. Содержаниеправа на жизнь многогранно и различается в разных государствах. Так, вгосударствах, где отменена смертная казнь как вид наказания (Австралия,Австрия, ФРГ, Франция и еще более 40 государств), право на жизнь означает, чтони один человек, ни за какие деяния не может быть лишен жизни даже государством(т.н.абсолютное право на жизнь). В странах, где существуют различные режимысохранения смертной казни (применение смертной казни, применение смертной казнитолько в исключительных случаях, отказ от применения смертной казни напрактике), под правом на жизнь обычно понимается то, что ни один человек неможет быть лишен жизни произвольно, без должной правовой процедуры (т.н.относительное право на жизнь). Как известно, Российская Федерация относится кпоследним. Так, ст. 29 Конституции РФ, провозглашая право на жизнь,оговаривает, что «смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливатьсяфедеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкиепреступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрениеего дела судом с участием присяжных заседателей». Закрепление права нажизнь в отечественной государственно-правовой практике также новое явление — егоне содержала ни одна из конституций советского периода.
Вторым важнейшим из личных прав является право на личную неприкосновенность. Институт личной неприкосновенности предполагает недопустимость произвола приприменении репрессивных мер. Конституционные гарантии личной неприкосновенностизаключаются, как пр., в том, что: 1. состав преступления должен быть установленранее изданным законом; 2. задержание может быть обжаловано в суд иустанавливается максимальный срок задержания без решения суда; 3. арест долженпроизводится лишь на основе судебного приказа или с санкции прокурора; 4.лишение свободы должно быть наказанием, накладываемым на человека послеустановления его вины в ходе следствия и суда, проводимых с соблюдениемизвестных процессуальных гарантий. Право на личную неприкосновенностьгарантируется ст. 22 Конституции РФ 1993 г… Согласно п. 2 этой статьи, арест,заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебномурешению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию насрок более 48 часов.
КонституцияРФ 1993 года провозглашает право на неприкосновенность частной жизни, личную исемейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (часть 1статьи 23), а такжеправо на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иныхсообщений (часть 2 статьи 23). Большим новшеством для нашей страны являетсясодержащееся в этой статье условие, что ограничение этого права допускаетсятолько на основании судебного решения. На протяжении всей истории и досегоднешнего дня это право произвольно нарушалось “компетентными органами”,которые в лучшем случае обязаны были получить санкцию прокурора.
Резкоеусиление процессов информатизации в обществе, связанные с этим явлением новыевозможности и опасности вызвали появление, как в зарубежной, так и вотечественной практике целого ряда новых конституционных норм и конструкций.Так. Совершенно новаторски для отечественной государственно-правовой практикевыглядит содержание статьи 24: “1. Сбор, хранение, использование ираспространение информации о частной жизни лица без его согласия недопускается. 2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления,их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления сдокументами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы,если иное не предусмотрено законом”. Регулированию комплексного институтасвободы информации и права на информацию посвящена также статья 29. Сложнаяконструкция этой статьи содержит целый ряд корреспондирующих друг другугарантий и ограничений. Среди ограничений наиболее важными являются запретпропаганды или агитации, возбуждающей социальную, расовую, национальную илирелигиозную ненависть и вражду. Запрет пропаганды социального, расового, национального,религиозного или языкового превосходства.
Новыми чрезвычайно актуальным для России является конституционное право каждогоопределять и указывать свою национальную принадлежность (статья 26)
Статья 30 Конституции РФ формулирует право на объединение. Право на объединениеявляется личным, но также и политическим правом, если речь идет об объединенияхполитического характера (партия, политических движениях и т.п.). Известно такжепод названием свободы союзов и ассоциаций. Представляет собой право наобразование любого союза в рамках требования закона… Обычно это правопредполагает также принцип свободы деятельности общественных объединений и ихравноправия. Право на объединение не является абсолютным правом и может бытьограничено в случае введения чрезвычайного или военного положения.
Однимиз неизменных атрибутов любого демократического государства, который, не смотря на все перемены, никак не может утвердиться в российскойдействительности является свобода передвижения и поселения. Представляет собойвозможность беспрепятственно передвигаться, выбирать место пребывания ижительства в любой части территории гос-ва, а также покидать территорию гос-ваи возвращаться на нее при соблюдении ряда требований закона. В таком объемеэтой свободой пользуются лица на территории гос-ва, гражданами которого ониявляются. Для иностранных граждан и лиц без гражданства эта свобода обычноимеет значительно более ограниченный характер, но в любом случае должнавключать в себя право покидать территорию соответствующего государства посвоему усмотрению. Однако и в отношении граждан в демократических гос-вахсуществует целый ряд ограничений С.п. и п. Так, свобода передвиженияограничивается наличием в большинстве гос-в значительного количестватерриторий, закрытых по военным, экономическим, природоохранным и инымсоображениям для свободного посещения, а также запретом вторгаться в частныевладения. Право граждан на выезд из своей страны также может быть ограничено помотивам обеспечения госбезопасности и сохранения гос. тайны. Свободапередвижения и поселения гарантируется ст. 27 Конституции РФ 1993 г., аосуществление ее регулируется Законом РФ «О праве граждан РФ на свободупередвижения, выбора места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации»от 25 июня 1993 г. Как и ряд других. Свобода передвижения и поселения неявляется абсолютным правом и может быть ограничено в период действия режимачрезвычайного положения.
3.Классификацияправ и свобод человека и гражданина.
Политическиеправа, в отличие от личных, принадлежат только гражданам конкретногогосударства. Они дают этим гражданам возможность участвовать в общественной иполитической жизни своей страны. К политическим правам обычно относят право научастие в управлении обществом и государством, избирательные права, право наобъединение (свободу союзов), свободу собраний и манифестаций, свободуинформации, право петиции.
КонституцияРФ 1993 года наделяет граждан России всей полнотой политических прав в ихсовременном понимании. Изложены эти права в самой Конституции достаточнократко, всего в трех статьях: 31 (право проводить собрания, шествия, митинги,демонстрации, пикетирование), 32 (право на участие в управлении деламигосударства, избирательные права, право на равный доступ к государственнойслужбе и на участие в осуществлении правосудия) и 33 (право индивидуальных иколлективных петиции). Очевидно, что эти статьи носят т.н. “рамочный” характер.В настоящее время в Федеральном Собрании Российской Федерации идет большаяработа над проектами федеральных законов, которые должны наполнить абстрактныенормы конституции конкретным содержанием. Это проекты законов “О митингах,шествиях и демонстрациях”, “О референдуме”, “О выборах в Государственную ДумуФедерального Собрания Российской Федерации” и другие. В настоящее же времясодержание этих статей конкретизируется рядом подзаконных актов, некоторые изкоторых были изданы еще в иную историческую эпоху.
ВРФ активное И.п. принадлежит всем гражданам без различия пола, достигшим 18летнего возраста, кроме граждан, признанных судом недееспособными, а такжесодержащихся в местах лишения свободы по приговору суда; обладание пассивнымИ.п. требует наличия дополнительных условий, устанавливаемых Конституцией РФ ифедеральными законами для выборов в федеральные органы власти изаконодательными актами субъектов РФ для выборов в органы власти субъектов РФ иорганы местного самоуправления.
А.Социально-экономические права и свободы
Несмотряна то, что им уже не отводится первая роль, как прежде, социально-экономическиеправа и свободы продолжают по-прежнему занимать весьма важное место в системеконституционного регулирования правового личности в Российской Федерации.Авторы проекта ныне действующей Конституции стремились урезатьсоциально-экономические права до минимума, но столкнувшись с совершеннопротивоположными ожиданиями населения, решили не испытывать судьбу и сохранитьэти права если не содержательно, то хотя бы номинально. Социально-экономическимправам в посвящены статьи 34-41.
Интереснопроследить метаморфозу их каталога и содержания по сравнению с последнейсоветской Конституцией (редакции 1988 года). Если тогда перечень открывалоправо на труд, затем шли права на отдых, охрану здоровья, на материальноеобеспечение по старости, в случае болезни, полной или частичной утратытрудоспособности, право на жилище, на образование. В нынешней конституциисписок начинается с права на свободу предпринимательства и права частнойсобственности, потом снова идет право частной собственности, но уже на землю,свобода (!) труда, право на социальное обеспечение, право на жилище, на охрануздоровья и медицинскую помощь. Как видно, в последней советской конституцииправо собственности вообще “выпало” из каталога прав.
Сменаперечня и содержания прав отразила полную трансформацию всей системыэкономических отношений общества. Проследим, как изменилось содержаниеконкретных прав.
Посколькуправа на хозяйственную частную инициативу и частную собственность не имеютаналога в советских конституциях, начнем с права на труд. За этим названием вдействительности скрывается не одно, а целый комплекс прав. По Конституции СССР1977 года право на труд означало “право на получение гарантированной работы соплатой труда в соответствии с его количеством и качеством, право на выборпрофессии, рода занятий и работы”. По конституции РФ 1993 года в группутрудовых прав входят право свободно распоряжаться своими способностями к труду,выбирать род деятельности и профессию, запрет принудительного труда, право наохрану труда, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации ине ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда,на защиту от безработицы, на индивидуальные и коллективные трудовые споры,включая право на забастовку, право на отдых. То, что было принято считатьсердцевиной права на труд, то есть право на гарантированное получение рабочегоместа, Конституцией РФ 1993 года не устанавливается. Это право лишь отчастикомпенсируется правом на защиту от безработицы, содержание которого длябольшинства простых людей совершенно не понятно.
Пожалуй,наименее всего изменилось содержание права на социальное обеспечение, посколькусистема социального обеспечения уже давно стала совершенно необходимыматрибутом любого мало-мальски цивилизованного общества.
Правона жилище теперь является особенностью российской Конституции. Среди новейшихконституций его закрепляют еще только Конституция Кыргызстана 1993 г. СогласноКонституции РФ 1993 г. (ст. 40), право на жилище является правом каждого иозначает запрет произвольно лишать человека жилища, а также юридическуювозможность малоимущих и иных указанных в законе граждан, нуждающихся в жилье,получить его бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальныхи иных жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.Согласно той же статье 40, органы гос. власти и местного самоуправления должныпоощрять жилищное строительство.
Вобщем, не особенно сильно трансформировалось и право на охрану здоровья,основное содержание которого теперь составляет возможность получениябесплатной медицинской помощи в государственных и муниципальных учрежденияхздравоохранения. Этому праву также корреспондирует обязанность гос-ва приниматьобщие меры по охране и укреплению здоровья населения. По развитию системыздравоохранения всех видов и медицинского страхования, содействовать развитиюфизической культуры и спорта. Способствовать обеспечению экологического исанитарно-эпидемиологического благополучия населения. В таком виде это правозакреплено в статье 41 Конституции РФ 1993 г.
Правона образование является одним из наиболее существенных конституционныхсоциальных прав человека, создающее предпосылку для развития, как его личности,так и всего общества. Закрепляется практически во всех основных законах начинаяс Конституции Мексики 1917 г., причем содержание этого права имеет тенденцию красширению. В настоящее время в демократических гос-вах право на образование вшироком смысле включает обычно целый комплекс прав: право на получение бесплатногоначального или среднего образования в государственных и муниципальных школах инек-рых др. образовательных учреждениях, общедоступность образования, право навыбор родителями формы обучения (религиозное, светское) для своего ребенка,свобода преподавания, право на учреждение частных учебных заведений. Право наобразование закреплено в статье 43 Конституции РФ.
Б.Иные права и свободы
Впоследние годы в мировой конституционной практике помимо вышеуказанных основныхкатегорий прав и свобод стали признаваться на конституционном уровне все новыевиды прав и свобод, что отражать тенденции расширения сферы конституционногорегулирования, а также постоянного расширения числа жизненно важных ценностейчеловека, нуждающихся в конституционной защите.
Средитаких прав наиболее часто выделяют право на благоприятную окружающую среду,которое иногда включается в более широкое понятие экологических прав.
Этоправо было вправе провозглашено в Конституции Испании 1978 г. и широкоераспространение получило лишь конце 1980-х — начале 1990-х г.г. в основномконституциях пост — «социалистических" стран. Праву на благоприятнуюокружающую среду корреспондирует обязанность всех физических и юридических лиц,а также государственных органов принимать все возможные меры для сохраненияокружающей среды. Конституция РФ 1993 г. закрепляя это право в статье 42,подкрепляет и дополняет его другими экологическими правами: правом надостоверную информацию о состоянии окружающей среды и правом на возмещениеущерба, причиненного здоровью или имуществу лица экологическимправонарушением.
Вособую группу выделяют часто также культурные права и свободы — особый комплексправ и свобод человека, представляющих собой гарантированные конституцией илизаконом возможности человека в сфере культурной и научной жизни. К культурнымправам человека относятся свобода преподавания (академическая свобода), свободатворчества, право на участие в культурной жизни и пользование учреждениямикультуры, право на доступ к культурным ценностям. Все эти права нашли отражениев статье 44 Конституции РФ 1993 г. Многие ученые, однако больше склонныотносить культурные права к группе социально-экономических прав.
Наконец,следует упомянуть еще об одном достаточно специфическом праве — правеполитического убежища. Это право заключается в возможности иностранцанеопределенно долгое время оставаться на территории данного государства, если усебя на родине этот иностранец подвергается преследованиям по политическим,религиозным, научным и иным основаниям подобного рода. Предоставлениеполитического убежища не влечет, однако, автоматического предоставлениягражданства. Согласно 63 Конституции РФ 1993 г., РФ предоставляет политическоеубежище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии собщепризнанными нормами международного права. Право политического убежища неявляется новым: его можно было встретить и в прежних, советских конституциях.
5Соблюдение прав человека в Р.Ф.
Всовременных демократических государствах конституционные гарантии прав и свободчеловека представляют собой совокупность установленных конституциейпроцессуальных прав, служащих средством защиты основных материальных прав исвобод человека, а также установленные конституцией правозащитные институтывместе с основными принципами их деятельности, и, наконец, содержащиеся вконституции особые правила, устанавливающие пределы и условия возможногоограничения прав и свобод человека. Можно сказать, что в широком смысле любоеположение конституции, любой установленный ею демократический институт если не прямо, то косвенно является гарантией прав и свобод человека.
Кпервому виду конституционных прав следует отнести право на судебную защиту прави свобод (часть 1 статьи 46)(в т.ч. право на обжалование в суд незаконныхдействий и решений органов гос. власти и местного самоуправления, а также ихдолжностных лиц), право на рассмотрение своего дела в том суде и тем судьей, кподсудности к-рых данное дело отнесено законом (часть 1 статьи 47), право назащиту, право на получение квалифицированной юридической помощи (часть 1 статьи48)(в т.ч. право пользоваться услугами адвоката с момента задержания, арестаили предъявления обвинения), право на обжалование в суде незаконного ареста,право не свидетельствовать против самого себя и своих близких (часть 1 статьи51), право считаться невиновным, пока обратное не будет доказано и установленовступившим в законную силу приговором суда (презумпция невиновности) (часть 1статьи 49), право на возмещения государством вреда, причиненного незаконнымидействиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностныхлиц (статья 53), право обращаться в межгосударственные органы по защите прав исвобод человека, если исчерпаны все внутригосударственные средства правовойзащиты.
Кчислу институциональных конституционных гарантий прав свобод человека относятсянезависимый и беспристрастный суд, а также некоторые другие специализированныеправозащитные институты. Конституция РФ 1993 года устанавливает в Главе 7основы судебной системы РФ, в том числе такие демократические принципыорганизации судебной власти как независимость судей (часть 1 статьи 120),подкрепленная их несменяемостью и неприкосновенностью (статьи 121 и 122).Важнейшими гарантами соблюдения прав и свобод человека являются по КонституцииРФ Конституционный Суд РФ, который в соответствии с частью 4 статьи 125 пожалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судовпроверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению вконкретном деле, а также институт Уполномоченного по правам человека РФ (статья103). Статус и полномочия последнего, к сожалению, не определены в самойКонституции.
Третийвид конституционных гарантий составляют правила, устанавливающие основания ипределы возможного ограничения прав и свобод человека. Эти правила закреплены встатьях 54-56 Конституции РФ 1993 года. Согласно этим правилам, закон,устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет (часть 1статьи 54), никто не может нести ответственность за деяние, которое в моментего совершения не признавалось правонарушением (часть 2 статьи 54),перечисление в конституции определенных прав и свобод не должно толковаться какотрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека (часть 1 статьи55), права и свободы человека (и гражданина) могут, ограничены законом только втой мере, в какой это необходимо для защиты конституционного строя, прав изаконных интересов др. лиц, обеспечения обороны и безопасности государства(часть 3 статьи 55). Кроме того, К конституции РФ 1993 года конкретноуказывает, какие из закрепленных в ней прав и свобод человека могут бытьограничены или приостановлены в период действия различного рода режимовчрезвычайного положения, а какие не подлежат ограничению ни в каких случаях(часть 3 статьи 56).
Заключение
Завершаяанализ прав свобод и обязанностей граждан РФ В Конституции РФ 1993 года можносделать вывод, что в целом конституционное регулирование правового статусаличности соответствует современным мировым стандартам. Однако при этом следуетпомнить, что провозглашение тех или иных (пусть самых демократических) прав исвобод в конституции в наших российских условиях, то есть в условиях переходаот тоталитаризма к демократическому правовому государству, является лишь планомбудущего строительства. Предстоит многолетняя работа по наполнению абстрактных,рамочных норм Конституции более конкретным законодательным содержанием.Потребуются еще годы, что бы привести ныне действующее законодательство ибезбрежное море подзаконных актов в соответствии с новой Конституцией. Пока этаработа не будет сделана, ряд важнейших положений новой Конституции вообще неможет вступить в силу (см. пункт 6 Заключительных и переходных положений).Наконец, как свидетельствует мировой опыт, потребуются десятилетия, чтобысудебная практика “достроила” тот мостик, который свяжет высокие принципыКонституции с обыденными явлениями повседневной жизни.
СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Конституция Российской Федерации. М.,”Юридическая литература”, 1993
2.Конституция (Основной Закон) Российской Федерации — России. М., “Известия”,1993
3.Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик. М.,1988
4.Проект Конституции Российской Федерации. М., “Республика”, 1992
5.РФ. Комментарий. М., “Юридическая литература”, 1994
6.Федеральный закон «О правах граждан РФ на свободу передвижения выбор местапребывания и жительства в пределах РФ» от 25.06.93г.
7.Декларацияправ человека и гражданина от 22.11.91г.
6.Комментарий к Конституции Российской Федерации. М., “БЕК”, 1994
7.Дмитриев Ю.А. Правовое положение человека и гражданина в Российской Федерации.М., “Манускрипт”,1992
8.Коваленко А.И. Основы конституционного права Российской Федерации. М.,1994
9.Румянцев О.Г. Основы конституционного строя России. М.,1994
10.Конституционный строй России. Выпуск 1. М.,1992
11.Современные зарубежные конституции. Учебное пособие. М., 1992
12.Защита прав человека в современном мире. М., 1993
13.Люшер.Ф. Конституционная защита прав и свобод личности. М., “Универс”,1993
14.Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Том 1. М., “БЕК”,1993