Реферат по предмету "Право, юриспруденция"


Конституционный суд РФ, как орган конституционного контроля

Курсовая работа студентки 4 курсаюридического факультета Мотынга А.И.
Московский институт экономики, менеджментаи права
Москва, 1997 г.
Понятиеи значение конституционного контроля. Полномочия Конституционного суда РФ.Статус судьи Конституционного суда РФ, структура и организация деятельностиКонституционного суда РФ. Принципы конституционного судопроизводства.
Понятие и значение конституционногоконтроля
Конституционныйконтроль — особый вид правоохранительной деятельности в государстве,заключающийся в проверке соответствия законов и иных нормативных актовконституции данной страны (1).
Конституционныйконтроль является важным атрибутом современного демократическогоконституционного устройства. Без него немыслимо поддержание конституционнойзаконности, а значит и законности в целом. Конституционный контрольобеспечивает функционирование конституции государства как высшего нормативногоакта, имеющего непосредственное действие. Без действенного же конституционногоконтроля конституция обречена оставаться не более чем общей декларациейпринципов и намерений. Действенность, эффективность конституционного контроляобеспечивается наличием специального независимого судебного органа — конституционного суда, а также особой, тщательно регламентированной закономпроцедуры конституционного производства.
Внауке конституционного права существуют различные воззрения на сущность конституционногоконтроля и его органа — конституционного суда. Так, известный специалист вобласти государственного права В.Е. Чиркин включает конституционный суд всистему органов т.н. четвертой «контрольной власти», выводя, его тем самым изсудебной системы (2). Этот взгляд подтверждается тем фактом, что в конституцияхмногих государств положения о конституционном контроле и конституционном судевключаются не в главу о судебной власти, а в специальный раздел основногозакона. Соответственно о конституционном контроле нужно говорить как одеятельности контрольной, а не судебной. Другая точка зрения, нашедшаяотражение в Конституции РФ 1993 г., сводится к тому, что конституционный судявляется одним из судебных органов, а конституционный контроль является деятельностьюсудебной и, следовательно, подчиняется общим принципам судопроизводства. Этотспор носит отнюдь не чисто теоретический характер. С решением вопроса о природеи сущности конституционного контроля связаны вполне конкретные выводы. Так,если мы будем исходить из того, что конституционный суд есть разновидностьсудебных органов, то мы должны признать справедливость утраты КонституционнымСудом РФ по новому конституционному законодательству права самостоятельнопринимать дела к своему рассмотрению. Ведь в нормальной правовой системенемыслимо, что бы уголовный суд самостоятельно начинал уголовное преследование,а гражданский — гражданское дело. Это в корне противоречит роли суда какбеспристрастного арбитра между спорящими сторонами. Для контрольного же органапроявление собственной инициативы в своей контрольной деятельности вполнелогично и правомерно. Контрольный орган должен быть только объективным, но ненейтральным. Хорошо известно, чем закончилось для старого Конституционного СудаРФ и всей политической системы РФ в целом проявление «гражданской инициативы» в1993 году!
Сейчасуже трудно представить, что всего несколько лет назад институтаконституционного контроля в нашей стране не существовало, а его ценностьотрицалась.
Краткоостановимся на истории этого конституционно-правового института за рубежом и вРоссии. Как известно, конституционный суд как особый орган возник впервые вАвстрии в 1920 г (3). К этому времени уже более столетия существовала доктринаконституционного надзора, осуществляемого судами общей юрисдикции (появилась вСША в 1803 г.). Эта доктрина стала господствующей во всех странаханглосаксонской правовой системы, кроме, естественно, самой Великобритании, атакже в Японии. Появление австрийского конституционного суда заложило европейскуютрадицию конституционного контроля, осуществляемого судами специальной(конституционной) юрисдикции, которая стала в Западной Европе господствующейсразу после второй мировой войны. В т.н. «социалистических» странахконституционный контроль как институт не был принят. И это легко понять. Ведь,как известно, никаких проблем с применением социалистических конституций невозникало. Лишь в Польской Народной Республике в начале 80-х годов в условияхострого социально-политического кризиса режим согласился с введением т.н.Конституционного трибунала(4).
ВСоветском Союзе признание идей конституционного контроля произошло также еще допадения коммунистического режима. В рамках правовой реформы, призваннойсовместить идеи правового государства и советскую систему власти, в 1989 г. былпринят Закон СССР «О Комитете конституционного надзора» (5). Этот органсуществовал в 1990-1991 гг. и даже успел принять ряд прогрессивных решений, вчастности. Признал неконституционной институт прописки. Однако первый и последнийэксперимент с конституционным контролем в СССР оказался не совсем удачным.Решения Комитета конституционного надзора игнорировались, что особенно нагляднопоказала история с той же пропиской, «прожившей» еще 6 лет (6).
Сраспадом «социалистической системы» институт конституционного контроля получилраспространение почти во всех странах Восточной Европы и бывшего СССР.Конституционные Суду к сегодняшнему дню созданы и действуют уже по крайней мерев 22 указанных странах из 27. Только Эстония, Латвия и Туркменистанпринципиально отвергли «европейскую» модель конституционного надзора,поручив эту функцию высшим судам общей юрисдикции.
РоссийскаяФедерация приняла институт конституционного контроля в 1991 г. 12 июля 1991года был принят Закон РСФСР от «О Конституционном Суде РСФСР» (7).Несколько позднее избраны судьи, составившие кворум. Первым громким делом,сразу показавшим значение Конституционного Суда, стал процесс о законностизапрещения КПСС и конституционности последней (8). Этот процесс длился несколькомесяцев. Уже в ходе рассмотрения «дела КПСС» обнаружилась опасная политизация вработе Конституционного Суда. Эти тенденции резко усилились в периодконституционного кризиса в РФ в 1992-1993 гг. Конституционный суд, встав насторону законодательной власти в ее борьбе с Президентом РФ, стал давать оценкиуже не нормативным актам, а политическим заявлениям (9). После роспуска Съезданародных депутатов и Верховного Совета, в условиях частичной отмены Конституциидеятельность Конституционного Суда стала практически невозможной. УказомПрезидента РФ «О Конституционном Суде Российской Федерации от 07.10.1993 г.(10) деятельность этого органа конституционного контроля была приостановлена допринятия нового закона о конституционном суде. Такой закон (теперь ужеконституционный) был принят на основе новой Конституции в июле 1994 г. (11)(вступил в силу 24 июля 1994 г.) Однако достаточное число судей было доизбранолишь в октябре 1994 г., когда Суд и приступил к работе.
Современнаяконституционная практика государств выработала многообразные формыконституционного контроля. Последний различается как по субъекту, так и посфере (объектам), содержанию, порядку осуществления.
Конституционныйконтроль может осуществляться: а) всеми судами общей юрисдикции (напр., США,Аргентина, Дания, Мексика, Норвегия, Япония); б) верховным судом, являющимсявысшей судебной инстанцией (напр., Австралия, Боливия, Индия, Ирландия, Канада,Филиппины, Швейцария); в) специальными конституционными судами. для которыхКонституционный контроль — главная функция (Австрия, ФРГ, Италия, Турция,Кипр); г) особым органом несудебного характера (напр., Конституционный совет воФранции). Российская Федерации выбрала в 1991 г. «австрийскую» модель, сделавконституционный суд единственным органом конституционного контроля. Общие суды,обнаружив при рассмотрения дела несоответствие какого-либо акта Конституции РФ,могут лишь обратится с соответствующим запросом в Конституционный Суд РФ,отложив рассмотрение дела. Безусловно, в наших условиях это решение былоединственно верным, так как в противном случае применение федеральных законов ииных федеральных актов было бы полностью парализовано общими судамисепаратистки и местнически настроенных регионов. Говоря об исключительныхправах Конституционного Суда РФ осуществлять конституционный контроль, надо.Однако, помнить о появлении собственных конституционных юрисдикций в бывшихавтономных республиках РСФСР — Тыве, Коми, Чечне и других (12). Это уже создалосерьезную проблему соотношения федерального и регионального конституционногоконтроля (13).
Объектамиконституционного контроля могут быть обычные законы, поправки к конституции,международные договоры, регламенты палат, нормативные акты исполнительныхорганов власти (в тех странах, где нет системы административной юстиции). Вфедеративных государствах объектом конституционного контроля являются такжевопросы разграничения компетенции между союзом и субъектами федерации. В РФобъектом конституционного контроля является соответствие Конституции РФФедерации: федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, СоветаФедерации, Государственной Думы, Правительства РФ; конституций республик,уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных повопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместномуведению органов государственной власти РФ и органов государственной властисубъектов РФ; договоров между органами государственной власти РФ и органамигосударственной власти ее субъектов, договоров между органами государственнойвласти субъектов РФ; не вступивших в силу международных договоров РФ.
Посодержанию конституционный контроль может быть формальным (проверяетсясоблюдение процедурных правил, установленных для принятия законов и др.нормативных актов) или материальным (проверяется содержание законов и другихнормативных актов с точки зрения соответствия их смыслу конституции), а такжеабстрактным (осуществляется по инициативе какого-либо из уполномоченныхсубъектов без конкретного повода) или конкретным (осуществляется только в связис каким-либо. конкретным судебным делом). В Российской Федерации применяютсявсе вышеперечисленные формы контроля: формальный и материальный, абстрактный иконкретный. Причем можно утверждать, что материальный и абстрактный надзор являютсяпреобладающими. А формальный и конкретный — скорее исключениями. Практикадеятельности Конституционного Суда РФ показывает, что в большинстве случаевпредметом рассмотрения становится существо принятых актов, а не процедура.Характерным примером формального контроля является полномочие КонституционногоСуда РФ давать заключение о соблюдении установленного порядка выдвиженияобвинения Президента Российской Федерации в государственной измене илисовершении иного тяжкого преступления. Конституционный Суд РФ обычнорассматривает вопрос о конституционности акта абстрактно — по запросу одного изуполномоченных субъектов. О конкретном конституционном контроле применительно кРоссии можно говорить лишь тогда, когда Конституционный Суд рассматривает делопо жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросамсудов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащегоприменению в конкретном деле. Для некоторых стран (в отличие от РФ), например,в США, характерен только конкретный конституционный контроль, то есть лишь посудебному делу, находящемуся в производстве.
Впрактике современных государств применяется последующий конституционныйконтроль, когда проверке подвергаются законы, принятые и вступившие в силу (вСША, Италии, ФРГ), или предварительный — проверке подвергаются законы,находящиеся на рассмотрении парламента (в Швеции, Финляндии). В РоссийскойФедерации конституционный контроль в отношении всех актов является последующим.Исключение составляют международные договора, подписанные РоссийскойФедерацией. Такие договора могут подвергаться проверке на соответствиеКонституции РФ лишь до вступление их в законную силу. Это объясняется тем, чторатифицированные в установленном порядке международные договоры РФ обретают наее территории высшую силу (14).
Орган,осуществляющий конституционный контроль может признать противоречащимиконституции либо весь закон, либо его часть, эти нормы теряют свою юридическуюсилу и перестают применятся судами и другими государственными органами. В РоссийскойФедерации Конституционный Суд может признать несоответствующим конституции каквсего акта в целом, так и его отдельных положений (статей, пунктов).Практически во всех случаях неконституционными признаются отдельные статьи, ане весь акт в целом.
Полномочия Конституционного суда РФ
Согласност. 1 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде РоссийскойФедерации» от 21 июля 1994 г. «Конституционный Суд Российской Федерации — судебных орган конституционного контроля, самостоятельно и независимоосуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства».Конституционный суд безусловно относится к числу высших органов власти вРоссийской Федерации (15).
Полномочия,порядок образования и деятельности Конституционного Суда Российской Федерацииопределяются Конституцией Российской Федерации и указанным выше Федеральнымконституционным законом. Конституция РФ в Главе 7 «Судебная власть» посвящаютнепосредственно Конституционному Суду ст. 125, в которой устанавливаются основныеполномочия (компетенция) этого органа (16). В ряде других статей, посвященныхфедеральным судам вообще, содержится значительное количество конституционныхнорм, посвященных основным принципам деятельности и порядку формированияКонституционного Суда РФ.
Всоответствии со ст. 1 Федерального конституционного закона «О КонституционномСуде Российской Федерации» в целях защиты основ конституционного строя,основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства ипрямого действия Конституции Российской Федерации на всей территории РоссийскойФедерации Конституционный Суд Российской Федерации:
1)разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации:
а)федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, СоветаФедерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации. Какпоказывает практика, это наиболее употребляемой полномочие КонституционногоСуда;
б)конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актовсубъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведениюорганов государственной власти Российской Федерации и совместному ведениюорганов государственной власти Российской Федерации и органов государственнойвласти субъектов Российской Федерации. Это полномочие является одним изнаиважнейших, учитывая федеративный характер российского государства и проблемпродолжающейся стихийной суверенизации, войны законов, сепаратизма. Стоитвспомнить какой резонанс имело одно из самых первых дел старогоКонституционного Суда — «татарстанское» (17). Тогда практика показала, чторешения высшего органа конституционного контроля федерации могут успешноигнорироваться «на местах», если формально-юридическое решение КонституционногоСуда не будет дополнено конституционным механизмом т.н. «федеральнойинтервенции», включая вооруженное, силовой воздействие федеральных войск.Полное игнорирование руководством Татарстана решения Конституционного СудаРСФСР сильно подорвало авторитет последнего и послужило стимулом к дальнейшемуразвитию дезинтеграционных процессов в Российской Федерации. Однако есть иположительные примеры. Так Мэр г. Москвы Лужков подчинился (хотя и с крайнейнеохотой) решению Конституционного Суда, объявившего неконституционнымичрезмерные сборы за регистрацию в г.Москве на постоянное жительство;
в)договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органамигосударственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органамигосударственной власти субъектов Российской Федерации;
г)не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации;
2)разрешает споры о компетенции:
а)между федеральными органами государственной власти;
б)между органами государственной власти Российской Федерации и органамигосударственной власти субъектов Российской Федерации;
в)между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации. Напрактике такие споры в республиках в составе РФ решаются уже местнымиконституционными судами ;
3)по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросамсудов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащегоприменению в конкретном деле. Это правомочие является примером конкретногоконституционного контроля, в целом не характерного для нашей конституционнойсистемы;
4)дает толкование Конституции Российской Федерации. Эта функция была впервыезакреплена за Конституционным Судом РФ с принятием Конституции 1993 г. Практикапоказала, что это было сделано не напрасно. В Конституционный Суд уже поступализапросы о толковании, например, положений Конституции, касающихся вступления всилу федеральных конституционных законов РФ. Тогда. Правда. Суд невоспользовался своими полномочиями, предложи депутатам самим принятьсоответствующий закон. Как и все другие решения этого органа, толкованиеКонституционного Суда имеет официальный и обязательный для всех органовгосударственной власти характер;
5)дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвиненияПрезидента Российской Федерации в государственной измене или совершении иноготяжкого преступления. Это совершенно новое полномочие Конституционного Суда,которого не было по прежней Конституции. Это полномочие является также примеромформального конституционного контроля. Строго говоря, появление этогополномочия было продиктовано почти исключительно желанием авторов действующейКонституции до предела усложнить процедуру отрешения Президента;
6)выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения. Посравнению с аналогичным правомочием Конституционного Суда образца 1991 г.появилось важное изменение: законодательная инициатива ограничена пределамисвоего ведения, т.е. вопросами непосредственно связанными с организацией работыКонституционного Суда, процедурой конституционного контроля и т.п. Этоновшество призвано оградить Конституционный Суд от излишнего проявленияполитической инициативы ;
7)осуществляет иные полномочия, предоставляемые ему Конституцией РоссийскойФедерации, Федеративным договором и федеральными конституционными законами;может также пользоваться правами, предоставляемыми ему заключенными всоответствии со статьей 11 Конституции РФ договорами о разграничении предметовведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерациии органами государственной власти субъектов РФ, если эти права не противоречатего юридической природе и предназначению в качестве судебного органаконституционного контроля. На сегодняшний день никаких новых полномочийКонституционный Суд по договорам между субъектами РФ и «центром» не получи.
ВЗаконе содержится важная оговорка о том, что Конституционный Суд должен решатьисключительно вопросы права. Эта оговорка направлена против возможных рецидивоввовлечения Конституционного Суда в политические акции, имевшее место в1992-1993 гг. (18). Надо сказать, что и в старом законе (ст. 1 часть 3) былозаписано: «Конституционный Суд РСФСР не рассматривает политические вопросы».Что, однако, никак не помешало суду делать обратное.
Отдельнымполномочием является принятие Конституционным Судом Регламента по вопросамсвоей внутренней деятельности.
Cтатус судьи Конституционного суда РФ,структура и организация деятельности Конституционного суда РФ
а)Статус судьи Конституционного Суда РФ
Всоответствии со ст. 125 Конституции РФ 1993 г. Конституционный Суд РоссийскойФедерации состоит из девятнадцати судей, назначаемых на должность СоветомФедерации по представлению Президента Российской Федерации. До принятияконституционного закона 1994 г. Конституционный Суд состоял из 15 членов,однако реально было избрано только 13 судей (19). Увеличение состава суда быловызвано чисто политическими причинами — нужно было «разбавить» составКонституционного Суда новыми, более лояльными к исполнительной власти судьями,что и было успешно произведено.
Закон«О Конституционном Суде Российской Федерации» 1994 г. устанавливает, что«Конституционный Суд Российской Федерации вправе осуществлять свою деятельностьпри наличии в его составе не менее трех четвертей от общего числа судей».
Статуссудей Конституционного Суда в целом не отличается от статуса судей другихвысших судов России. Конституция РФ в ст. 128 устанавливает также идентичныйпорядок назначения судей трех высших судов. Отличая в квалификации имеютчастный характер.
СудьейКонституционного Суда может быть назначен гражданин РФ, достигший ко днюназначения возраста не менее сорока лет, с безупречной репутацией, имеющийвысшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менеепятнадцати лет, обладающий признанной высокой квалификацией в области права.
Предложенияо кандидатах на должности судей Конституционного Суда РФ могут вноситьсяПрезиденту РФ членами (депутатами) Совета Федерации и депутатамиГосударственной Думы, а также законодательными (представительными) органамисубъектов Российской Федерации, высшими судебными органами и федеральнымиюридическими ведомствами, всероссийскими юридическими сообществами,юридическими научными и учебными заведениями.
СоветФедерации должен рассмотреть вопрос о назначении на должность судьиКонституционного Суда РФ в срок не позднее четырнадцати дней с моментаполучения представления Президента РФ.
Каждыйсудья Конституционного Суда РФ назначается на должность в индивидуальномпорядке тайным голосованием. Назначенным на должность судьи КонституционногоСуда РФ считается лицо, получившее при голосовании большинство от общего числачленов Совета Федерации.
СудьяКонституционного Суда РФ, срок полномочий которого истек, продолжает исполнятьобязанности судьи до назначения на должность нового судьи или до принятия итоговогорешения по делу, начатому с его участием.
ПредседательСовета Федерации в порядке, установленном Советом Федерации, приводит к присягелицо, назначенное на должность судьи Конституционного Суда РФ.
СудьяКонституционного Суда РФ приносит присягу следующего содержания: «Клянусьчестно и добросовестно исполнять обязанности судьи Конституционного СудаРоссийской Федерации, подчиняясь при этом только Конституции РоссийскойФедерации, ничему и никому более».
Закономустанавливается целый ряд так называемых «дисквалификаций» илинесовместимостей. Судья Конституционного Суда не может быть членом СоветаФедерации, депутатом Государственной Думы, иных представительных органов,занимать либо сохранять за собой другие государственные или общественныедолжности, иметь частную практику, заниматься предпринимательской, инойоплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческойдеятельности, занятие которой не должно препятствовать выполнению обязанностейсудьи Конституционного Суда и не может служить уважительной причиной отсутствияна заседании, если на то не дано согласия Конституционного Суда.
СудьяКонституционного Суда Российской Федерации не вправе осуществлять защиту илипредставительство, кроме законного представительства, в суде, арбитражном судеили иных органах, оказывать кому бы то ни было покровительство в получении прави освобождении от обязанностей.
СудьяКонституционного Суда Российской Федерации не может принадлежать к политическимпартиям и движениям, материально их поддерживать, участвовать в политическихакциях, вести политическую пропаганду или агитацию, участвовать в кампаниях повыборам в органы государственной власти и органы местного самоуправления,присутствовать на съездах и конференциях политических партий и движений,заниматься иной политической деятельностью. Он не может также входить вруководящий состав каких-либо общественных объединений, даже если они и непреследуют политических целей.
СудьяКонституционного Суда не вправе, выступая в печати, иных средствах массовойинформации и перед любой аудиторией, публично высказывать свое мнение овопросе, который может стать предметом рассмотрения в Конституционном Суде РФ,а также который изучается или принят к рассмотрению Конституционным Судом, допринятия решения по этому вопросу. Надо сказать что это положениетрудновыполнимо, так как предметом рассмотрения в Конституционном Суде можетстать любой из весьма широкого круга вопросов.
СудьяКонституционного Суда назначается на должность на срок двенадцать лет. спредельным возрастом пребывания в должности судьи Конституционного Судасемьдесят лет. Следует вспомнить, что по Закону «О Конституционном Суде РСФСР»1991 г. члены Суда назначались пожизненно и это, на наш взгляд, болеесоответствовало мировой практике, создавало больше гарантий независимости.
Законограничивает пребывание на должности судьи Конституционного Суда одним сроком.
СудьяКонституционного Суда РФ считается вступившим в должность с момента принесенияим присяги. Его полномочия прекращаются в последний день месяца, в которомистекает срок его полномочий или в котором ему исполняется семьдесят лет.
Независимостьсудьи Конституционного Суда обеспечивается его несменяемостью,неприкосновенностью, равенством прав судей, установленными Федеральнымконституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации» порядкомприостановления и прекращения полномочий судьи, правом на отставку,обязательностью установленной процедуры конституционного судопроизводства,запретом какого бы то ни было вмешательства в судебную деятельность,предоставлением судье материального и социального обеспечения, гарантийбезопасности, соответствующих его высокому статусу.
Материальныегарантии независимости судьи Конституционного Суда, связанные с оплатой еготруда, предоставлением ежегодного отпуска, социальным обеспечением,обеспечением жильем, социально-бытовым обслуживанием, обязательнымгосударственным страхованием жизни и здоровья судьи, а также принадлежащей емуи членам его семьи собственности, устанавливаются применительно ксоответствующим гарантиям, предусмотренным законодательством РФ для судей иныхвысших федеральных судов. В случаях, если другими правовыми актами для судейКонституционного Суда РФ предусмотрены иные нормы, повышающие уровень ихправовой защиты, материального и социального обеспечения, применяются положенияэтих актов.
Интересноотметить, что Закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» по новомутрактует понятие несменяемости судей. Несменяемость не означает пожизненного вдолжности, а означает лишь, что полномочия судьи могут быть прекращены илиприостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленнымФедеральным конституционным законом «О Конституционном Суде РоссийскойФедерации». На наш взгляд, это неправильная трактовка несменяемости.
СудьяКонституционного Суда пользуется неприкосновенностью. Он не может бытьпривлечен к уголовной или административной ответственности, налагаемой всудебном порядке, задержан, арестован, подвергнут обыску без согласияКонституционного Суда РФ, за исключением случаев задержания на местепреступления, а также подвергнут личному досмотру, за исключением случаев,когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности другихлюдей. Судья Конституционного Суда, личность которого не могла быть известна вмомент задержания, по выяснении его личности подлежит немедленномуосвобождению.
СудьяКонституционного Суда РФ не может быть привлечен к какой-либо ответственности,в том числе и по истечении срока его полномочий, за мнение, выраженное им взаседании Конституционного Суда РФ, а также за принятое Конституционным СудомРФ решение.
Всесудьи Конституционного Суда РФ пользуются равными правами. Все они имеют праворешающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым в пленарных заседанияхКонституционного Суда или в заседаниях его палаты, в состав которой он входит.
Полномочиясудьи Конституционного Суда РФ могут быть приостановлены в случаях, если: 1)было дано согласие Конституционного Суда РФ на арест судьи или привлечение егок уголовной ответственности; 2) судья по состоянию здоровья временно неспособен выполнять свои обязанности. Приостановление полномочий судьиосуществляется по решению Конституционного Суда, принимаемому не позднее месяцасо дня выявления основания к их приостановлению. Судья Конституционного СудаРФ, полномочия которого приостановлены, не вправе участвовать в заседанияхСуда, а также направлять официальные документы в государственные органы иорганизации, общественные объединения, должностным лицам и гражданам и истребоватьот них какие-либо документы и иную информацию.
Законпредусматривает 12 случаев прекращения полномочий судьи Конституционного Суда:
1)нарушения порядка его назначения на должность судьи Конституционного Суда РФ,установленного Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом «ОКонституционном Суде Российской Федерации»;
2)истечения срока полномочий судьи или достижения судьей предельного возрастапребывания в должности;
3)личного письменного заявления судьи об отставке до достижения им предельноговозраста пребывания в должности;
4)утраты судьей гражданства Российской Федерации;
5)вынесенного в отношении судьи обвинительного приговора, вступившего в законнуюсилу;
6)совершения судьей поступка, порочащего честь и достоинство судьи;
7)продолжения судьей, несмотря на предупреждение со стороны КонституционногоСуда, занятий или совершения действий, несовместимых с его должностью;
8)неучастия судьи в заседаниях Конституционного Суда или уклонения его отголосования свыше двух раз подряд без уважительных причин;
9)признания судьи недееспособным решением суда, вступившим в законную силу;
10)признания судьи безвестно отсутствующим решением суда, вступившим в законнуюсилу;
11)объявления судьи умершим решением суда, вступившим в законную силу;
12)смерти судьи.
Полномочиясудьи Конституционного Суда могут быть прекращены также ввиду его неспособностипо состоянию здоровья или иным уважительным причинам в течение длительноговремени (не менее десяти месяцев подряд) исполнять обязанности судьи.
Прекращениеполномочий судьи Конституционного Суда осуществляется по решениюКонституционного Суда, которое направляется Президенту РФ, в Совет Федерации иявляется официальным уведомлением об открытии вакансии.
Б)структура и организация деятельности Конституционного суда РФ
КонституционныйСуд образца 1991 г. не имел деления на палаты. Их введение стало одним изновшеств Федерального конституционного закона 1994 г. Теперь КонституционныйСуд РФ рассматривает и разрешает дела в пленарных заседаниях и заседаниях своихпалат. Палаты Конституционного Суда включают в себя соответственно десять идевять судей Конституционного Суда РФ. Персональный состав палат определяетсяпутем жеребьевки, порядок проведения которой устанавливается Регламентом Суда.
Впленарных заседаниях участвуют все судьи Конституционного Суда РФ, в заседанияхпалат — судьи, входящие в состав соответствующей палаты.
Председательи заместитель Председателя Конституционного Суда не могут входить в составодной и той же палаты. Персональный состав палат не должен оставатьсянеизменным более чем три года подряд. Очередность исполнения судьями, входящимив состав палаты, полномочий председательствующего в ее заседаниях определяетсяна заседании палаты.
КонституционныйСуд РФ вправе рассмотреть в пленарном заседании любой вопрос, входящий вкомпетенцию Конституционного Суда РФ Конституционный Суд РФ исключительно впленарных заседаниях:
1)разрешает дела о соответствии Конституции РФ конституций республик и уставовсубъектов Российской Федерации;
2)дает толкование Конституции Российской Федерации;
3)дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвиненияПрезидента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкогопреступления;
4)принимает послания Конституционного Суда РФ;
5)решает вопрос о выступлении с законодательной инициативой по вопросам своеговедения.
КонституционныйСуд Российской Федерации в пленарных заседаниях также:
1)избирает Председателя, заместителя Председателя, судью-секретаряКонституционного Суда РФ;
2)формирует персональные составы палат Конституционного Суда РФ;
3)принимает Регламент Конституционного Суда РФ и вносит в него изменения идополнения;
4)устанавливает очередность рассмотрения дел в пленарных
заседанияхКонституционного Суда Российской Федерации, а также распределяет дела междупалатами;
5)принимает решения о приостановлении или прекращении полномочий судьиКонституционного Суда РФ, а также о досрочном освобождении от должностиПредседателя, заместителя Председателя и судьи-секретаря Конституционного Суда.
КонституционныйСуд РФ в заседаниях палат разрешает дела, отнесенные к его ведению и неподлежащие рассмотрению согласно закону исключительно в пленарных заседаниях.
КонституционныйСуд Российской Федерации в заседаниях палат:
1)разрешает дела о соответствии Конституции РФ:
а)федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации,Государственной Думы, Правительства РФ;
б)законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам,относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведениюорганов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектовРоссийской Федерации;
в)договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органамигосударственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органамигосударственной власти субъектов Российской Федерации;
г)не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации;
2)разрешает споры о компетенции:
а)между федеральными органами государственной власти;
б)между органами государственной власти Российской Федерации и органамигосударственной власти субъектов Российской Федерации;
в)между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации;
3)по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросамсудов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащегоприменению в конкретном деле.
Впленарном заседании Конституционного Суда судьи тайным голосованиембольшинством от общего числа судей избирают из своего состава в индивидуальномпорядке сроком на три года Председателя, заместителя Председателя исудью-секретаря Конституционного Суда РФ. Председатель, заместительПредседателя, судья-секретарь Конституционного Суда по истечении срока ихполномочий могут быть избраны на новый срок.
Поинициативе не мене пяти судей Конституционного Суда РФ, считающих, чтоПредседатель, заместитель Председателя или судья-секретарь КонституционногоСуда РФ недобросовестно исполняет свои обязанности либо злоупотребляет своимиправами, может быть поставлен вопрос о его досрочном освобождении отсоответствующей должности. Вопрос о досрочном освобождении от должностиуказанных лиц решается большинством не менее двух третей от общего числа судейКонституционного Суда РФ тайным голосованием.
Вслучае, если должность Председателя, заместителя Председателя илисудьи-секретаря Конституционного Суда окажется вакантной, новые выборы должныпроводится не позднее двух месяцев со дня открытия вакансии. По истечении срокаполномочий указанные должностные лица продолжают исполнять свои обязанности допроведения новых выборов.
Какимиполномочиями наделен Председатель Суда? Он руководит подготовкой пленарныхзаседаний, созывает их и председательствует на них; вносит на обсуждениеКонституционного Суда вопросы, подлежащие рассмотрению в пленарных заседаниях изаседаниях палат; представляет Конституционный Суд в отношениях сгосударственными органами и организациями, общественными объединениями, поуполномочию Конституционного Суда выступает с заявлениями от его имени; Крометого он осуществляет общее руководство аппаратом Конституционного Суда,представляет на утверждение Суда кандидатуры руководителей его Секретариата идругих подразделений аппарата, иных служб Конституционного Суда, а такжеПоложение о Секретариате Конституционного Суда и штатное расписание аппарата;
ПредседательКонституционного Суда издает приказы и распоряжения.
ЗаместительПредседателя Конституционного Суда осуществляет по уполномочию ПредседателяКонституционного Суда отдельные его функции, а также выполняет своиобязанности, возложенные на него Конституционным Судом..
Важноезначение для организации деятельности Конституционного Суда имеет фигураСудьи-секретаря Конституционного Суда РФ. Он осуществляет непосредственноеруководство работой аппарата Суда, организационно обеспечивает подготовку ипроведение заседаний Конституционного Суда; 3) доводит до сведениясоответствующих органов, организаций и лиц решения, принятые КонституционнымСудом РФ, и информирует Конституционный Суд РФ об их исполнении; организуетинформационное обеспечение судей; осуществляет другие полномочия в соответствиис законом и Регламентом Суда.
Основнымвнутренним актом, регулирующим деятельность Конституционного Суда, является егоРегламент. В Регламенте на основе Конституции РФ и Федеральногоконституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации»устанавливаются: порядок определения персонального состава палатКонституционного Суда; порядок распределения дел между ними; порядокопределения очередности рассмотрения дел в пленарных заседаниях и в заседанияхпалат; некоторые правила процедуры и этикета в заседаниях; особенностиделопроизводства в Конституционном Суде; требования к работникам аппарата Суда;иные вопросы внутренней деятельности Конституционного Суда РФ.
4. Принципы конституционногосудопроизводства
Конституционноесудопроизводство является одним из видов судопроизводства. Согласно части 2 ст.118 Конституции РФ 1993 г. «судебная власть осуществляется посредствомконституционного, гражданского, административного и уголовногосудопроизводства».
Общиепринципы конституционного судопроизводства в целом совпадают с общимиконституционными принципами любого судопроизводства. Это прежде всегонезависимость (судей), коллегиальность, гласность, устность разбирательства,Непрерывность судебного заседания, и наконец, состязательность и равноправиесторон.
А)Независимость
Согласнопервому из принципов, судьи Конституционного Суда РФ независимы ируководствуются при осуществлении своих полномочий только Конституцией РФ иФедеральным конституционным законом «О Конституционном Суде РоссийскойФедерации».
Всвой деятельности судьи Конституционного Суда выступают в личном качестве и непредставляют каких бы то ни было государственных или общественных органов,политических партий и движений, государственных, общественных, иныхпредприятий:, учреждений и организаций, должностных лиц, государственных итерриториальных образований, наций, социальных групп. Решения и другие актыКонституционного Суда должны выражать соответствующую Конституции РФ правовуюпозицию судей, свободную от политических пристрастий.
СудьиКонституционного Суда принимают решения в условиях исключающих постороннеевоздействие на свободу их волеизъявления. Они не вправе запрашивать илиполучать от кого бы ни было указания по вопросам, принятым к предварительномуизучению либо рассматриваемым Конституционным Судом РФ .
Какоебы то ни было вмешательство в деятельность Конституционного Суда РФ недопускается и влечет за собой предусмотренную законом ответственность.
Б)Коллегиальность
Всоответствии с указанным принципом рассмотрение дел и вопросов и принятиерешений по ним производятся Конституционным Судом РФ коллегиально. Решениепринимается только теми судьями, которые участвовали в рассмотрении дела всудебном заседании.
КонституционныйСуд РФ правомочен принимать решения в пленарных заседаниях при наличии не менеедвух третей от общего числа судей, а в заседания палаты — при наличии не менеетрех четвертей ее состава. При определении кворума не принимаются в расчетсудьи, отстраненные от участия в рассмотрении дела, и судьи, полномочия которыхприостановлены.
Согласност. 72 закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» решениеКонституционного Суда РФ принимается открытым голосованием путем поименногоопроса судей. Председательствующий во всех случаях голосует последним. РешениеКонституционного Суда РФ считается принятым при условии, что за негопроголосовало большинство участвовавших в голосовании судей, если иное непредусмотрено законом. В случае, если при принятии решения по делу о проверкеконституционности нормативного акта, договора между органами государственнойвласти, не вступившего в силу международного договора Российской Федерацииголоса разделились поровну, решение считается принятым в пользуконституционности оспариваемого акта. Решение по спорам о компетенции во всехслучаях принимается большинством голосов. Решение о толковании Конституции РФпринимается большинством не менее двух третей от общего числа судей. СудьяКонституционного Суда Российской Федерации не вправе воздерживаться приголосовании или уклониться от голосования.
В)Гласность
Этотпринцип упоминается в ст. 123 Конституции РФ как один из общих принциповсудопроизводства. Применительно к федеральному конституционномусудопроизводству он означает, что рассмотрение дел в заседанияхКонституционного Суда РФ проводится открыто, если иное не предусмотреноФедеральным конституционным законом «О Конституционном Суде РоссийскойФедерации».
Согласност. 54 указанного закона присутствующие на открытом заседании имеют правофиксировать ход заседания с занимаемых ими мест. При этом кино- и фотосъемка,видеозапись, прямая радио- и телетрансляция заседания допускаются с разрешенияКонституционного Суда.
КонституционныйСуд РФ назначает закрытое заседание в случаях, когда это необходимо длясохранения охраняемой законом тайны, обеспечения безопасности граждан, защитыобщественной нравственности. На закрытом заседании присутствуют судьиКонституционного Суда РФ, стороны и их представители. Возможность присутствиядругих участников процесса и сотрудников Секретариата Конституционного Суда РФ,непосредственно обеспечивающих нормальный ход заседания, определяетсяпредседательствующим по согласованию с судьями.
Делав закрытых заседаниях рассматриваются с соблюдением общих правилконституционного судопроизводства.
Решения,принятые как в открытых, так и в закрытых заседаниях, провозглашаются публично.
Г)Устность разбирательства
Разбирательствов заседаниях Конституционного Суда РФ происходит устно. В ходе рассмотрения делКонституционный Суд РФ заслушивает объяснения сторон, показания экспертов исвидетелей, оглашает имеющиеся документы.
Взаседании Конституционного Суда РФ могут не оглашаться документы, которые былипредставлены для ознакомления судьям и сторонам либо содержание которыхизлагалось в заседании по данному делу.
Д)Непрерывность судебного заседания
ЗаседаниеКонституционного Суда РФ по каждому делу происходит непрерывно, за исключениемвремени, отведенного для отдыха или необходимого для подготовки участниковпроцесса к дальнейшему разбирательству, а также для устранения обстоятельств,препятствующих нормальному ходу заседания.
КонституционныйСуд РФ до принятия решения по делу, рассматриваемому в пленарном заседании, илидо отложения его слушания не может рассматривать в пленарном заседании другиедела.
ПалатаКонституционного Суда РФ до принятия решения по рассматриваемому делу или доотложения его слушания не может рассматривать другие дела, отнесенные Федеральнымконституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации» ккомпетенции палаты.
Допринятия решения по делу, рассматриваемому в пленарном заседанииКонституционного Суда РФ, возможно рассмотрение других дел в заседаниях палат.До вынесения решения по делу, рассматриваемому в заседании палаты, возможнорассмотрение других дел в пленарном заседании.
Е)Состязательность и равноправие сторон
Смыслэтого принципа состоит в том, что стороны должны пользоваться равными правами ивозможностями по отстаиванию своей позиции на основе состязательности взаседания Конституционного Суда РФ. Этот принцип также нашел отражение в ст.123 Конституции РФ.
Положениео равноправии сторон конкретизируется в ст. 53 закона «О Конституционном СудеРоссийской Федерации», в соответствии с которой стороны обладают равнымипроцессуальными правами. Стороны и их представители вправе знакомиться сматериалами дела, излагать свою позицию по делу, задавать вопросы другимучастникам процесса, заявлять ходатайства, в том числе об отводе судьи. Сторонаможет представлять на обращение письменные отзывы, подлежащие приобщению кматериалам дела, знакомиться с отзывами другой стороны.
Примечания
(1)Государственное (конституционное) право. Справочник. Под ред. В.И.Лафитского. — М., Юристъ. 1995 г.
(2)В.Е.Чиркин. Элементы сравнительного государствоведения. М., РАН, ИГиП 1994
(3)Конституционный суд в Австрии. В.В. Лазарев. (Государство и право N 9, 1993год)
М.Ф.Бжезинский.Суд и парламент: игра в пинг-понг. Конституционное право восточноевропейскоеобозрение.1993 г. №2 (3).
(5)Закон СССР «О Комитете конституционного надзора СССР». М., «Юр.лит-ра», 1989
(6)Сакалавичюс Д. Бой выигран. Но выиграна ли война?: Конституционный суд вочередной раз отменил прописку. Но Лужков сдаваться не намерен // Новое время.-1996.- N 16
(7)Закон РСФСР от 12 июля 1991 года «О Конституционном Суде РСФСР»(Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, N30, ст.1017).
(8)Материалы дела о проверке конституционности Указов Президента РФ, касающихсядеятельности КПСС и КП РСФСР, а также о проверке конституционности КПСС и КПРСФСР / Конституцион. суд РФ. — М.: Спарк, 1996
(9)Белкин А.А. Дело о президентском обращении к народу 20 марта 1993 года // Изв.вузов. Правоведение.- 1994.- N 3
(10)Указ Президента РФ «О Конституционном Суде Российской Федерации от 07.10.1993 гN 1612 (Российская газета от 09.10.93)
(11)Федеральный конституционный закон Российской Федерации «О Конституционном СудеРоссийской Федерации» №1-фкз от 21.07.1994 г. (Российская газета N 138-139,23.07.94)
(12)Конституции Республик в составе Российской Федерации (сборник документов). М.,«Манускрипт», 1995
(13)Органы конституционного контроля субъектов Российской Федерации: проблемыорганизации и деятельности (научно-практический семинар) (Государство и право N9, 1995 год)
(14)Конституционный суд и международные договоры России. К вопросу оконституционности международных договоров Российской Федерации. А.Н. Талалаев.(Государство и право N 3, 1996 год)
(15)Яшникова Т.А. Конституционный Суд в системе высших органов Российской Федерации. — М.: Дело, 1994.
(16)Конституция Российской Федерации. М., «Юридическая литература», 1993 г.
(17)Белкин А.А. Дело о референдуме в Республике Татарстан 21 марта 1992г. // Изв.вузов. Правоведение.- 1993.- N 4 .- С. 87-103.
(18)Судебный конституционный контроль в Российской Федерации: проблемыдеполитизации. Сравнительный анализ. Ж. И.Овсепян. (Государство и право N 1,1996 год)
(19)Конституция Российской Федерации. Комментарий. М., «Юридическая литература»,1994
Список литературы
1.Червернин В. Три вопроса к авторам первого в России Федеральногоконституционного закона // Конституц. право: восточноевроп. Обозрение .- 1994.-N 2 .- С. 29-32.
2.Лучин В., Мойсеенко М. Испытание федерализмом: Роль Конституционного Суда вупрочении российской государственности // Рос. федерация.- 1994.- N 16 .-
3.Собакин В., Страшун Б. В защиту Закона о Конституционном Суде // Конституц.право: восточноевроп. обозрение.- 1995.- N 1
4.Кряжков В. Конституционные суды земель Германии // Государство и право.- 1995.-N 5
5.Туманов В. Цель Конституционного Суда — это защита Конституции,конституционного строя и конституционного порядка: [Интервью c пред. Конституц.Суда РФ В. Тумановым // Власть.- 1995.- N 7
6.Якубовский Дмитрий Олегович. Конституционный Суд Российской Федерации:Государственно-правовые аспекты. — М.: ХГЦ «Велес», 1994.
7.Конституционный строй России / Редкол.: Глушко Е.К., Козлов А.Е., СтепановИ.М., Шульженко Ю.Л.; РАН, Ин-т государства и права. — М.: Ин-т государства иправа РАН, 1992- Вып. 1. — 1992.
8.Шульженко Ю.Л. Конституционный контроль в России / РАН. Ин-т государства иправа. — М.: Ин-т государства и права РАН, 1995.
9.Федеральный конституционный закон «О конституционном суде РоссийскойФедерации». Комментарий / Авт. кол.: Аметистов Э.М., Витрук Н.В., Гаджиев Г.А.и др.; Отв. ред.: Витрук Н.В., Лазарев Л.В., Эбзеев Б.С.; [АдминистрацияПрезидента РФ]. — М.: Юрид. лит., 1996. — 352 с
10.Гражданин и Конституционный суд. Л. Лазарев. 3с. — «РоссийскаяФедерация», N 18, 1995 год
11.Иностранное конституционное право. Под ред.В.В.Маклакова. М., Юристъ, 1996 г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.