ИскендеровСтанислав Сергеевич
Одиниз наиболее частых вопросов, возникающих при задержках ЭД-пакета — где именнопроизошла задержка, на каком участке пути между декларантом и таможеннымпостом. Между тем, узел доступа «Альта-Софт» оснащен сервисом «Мониторингпересылок», который позволяет абонентам самостоятельно, в режиме реального времениследить за перемещением документов в ЭД-системе. О том, как пользоваться этиминструментом, рассказывает IT-директор компании Искендеров Станислав Сергеевич.
Вштатном режиме работы время прохождения документов от декларанта к инспекторупоста через узел доступа «Альта-Софт» не превышает нескольких секунд. Однако, периодическислучаются и задержки. Наиболее частой их причиной являются отказ или резкоеснижение производительности принимающего сервера ГНИВЦ ФТС. Кроме того, возможныостановки пакета в ведомственной сети ФТС по пути следования от ГНИВЦ доинспектора таможенного поста и обратно — например, при выходе из строя сервероврегионального таможенного управления или местной таможни.
Недолгаяпока история внедрения новой технологии показала, что задержки порой могутдостигать десятков минут, а иногда — и нескольких часов. Наибольшие последствияимеют сбои в моменты наибольшей нагрузки. В этом случае после устранениянепосредственной причины сбоя необходимо еще обработать тысячи скопившихсясообщений. Для и без того загруженных серверов ФТС это дополнительная нагрузкаиногда является критической. К тому же добавляется «отложенный спрос», связанныйс задержкой оформления в масштабе страны — ведь декларанты торопятся наверстатьупущенное время и выполнить дневной план оформления, что вызываетдополнительный наплыв сообщений.
Всеэти проблемы относятся к зоне ответственности ФТС. Наше участие, как оператора,в ЭД-процессе ограничено лишь непосредственным взаимодействием с декларантами иобеспечении бесперебойной связи узла доступа с ГНИВЦ. Также в нашу задачувходит непрерывное отслеживае ситуации и при сбоях сервера ГНИВЦ немедленнооповестить об этом соответствующие службы.
Крометого, конфигурация узла «Альта-Софт» позволяет клиентам отслеживать этапы прохождениядеклараций, выявлять задержки и их причины. Для этого используетсяонлайн-сервис «Мониторинг пересылок». Сервис находится на страницеsvd.alta.ru.Для входа в личный кабинет необходимо ввести логин и пароль, выданныйпри подключении к системе (можно войти прямо из окна ЭД-настройки программы«ГТД-PRO»). При переходе в раздел «Статистика» пользователю становится доступнаследующая информация:
/>
Здесьу первого по порядку (нижнего на рисунке) сообщения в поле «От кого» указансиний значок декларанта — то есть оно было отправлено декларантом. В колонке«Время передачи на сервер» зафиксирован момент, когда программа «ГТД-ПРО»передала документ на сервер оператора (21:46:27). В колонке «Доставлен» указановремя доставки документа на сервер ГНИВЦ ФТС (21:46:27, т.е на доставку ушломенее 1 сек). Документ считается доставленным, если передача на сервер ГНИВЦпрошла успешно.
Далеедокумент перемещается уже по ведомственной сети ФТС. Скорость его перемещенияможно оценить по ответам серверов ФТС. У этих ответов в поле «От кого»нарисован зеленый значок таможенника (второе и третье сообщение). Серверыподтверждают прибытие документов следующими сообщениями:
CMN.00002- документ доставлен на сервер регионального таможенного управления (РТУ);
CMN.00004- документ доставлен на сервер местной таможни.
Сравниваявремя отправки исходного сообщения и доставки его на серверы ГНИВЦ, РТУ итаможни, мы получаем представление о скорости прохождения сообщения по сети ФТС,т.е.можем оценить задержки работы ЭД-системы в целом. В случае задержек мысразу определяем участок, на котором они возникли. Например, если при движениик инспектору сообщение CMN.00002 получено, а следующего сообщения нет, то этосвидетельствует либо о нарушении связи между РТУ и таможней, либо о сбоесервера таможни.
Достаточночасто возникают задержки на этапе ГНИВЦ-РТУ, в этом случае сообщение CMN.00002приходит со значительной задержкой (как и последующие).
Такимобразом, «Мониторинг пересылок» позволяет декларантам быстро выявитьвозникновение задержек и локализовать места их возникновения. Протоколированиевыполненных действий позволяет устранить споры между инспектором и декларантом,исключая взаимные обвинения в нерасторопности или халатности. Кроме того, осуществляетсяи функция статистики, позволяя выполнить анализ деятельности декларанта взаданный период времени.
Ввидубольшой востребованности данного сервиса, наша компания ведет работы подальнейшему расширению его функциональных возможностей и совершенствованиюпользовательского интерфейса.
Списоклитературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.tamognia.ru/