Веселов А.В.
СовременнаяРоссия, живущая по законам рыночной экономики, не представляется без такихобщедемократических принципов как равенство участников гражданского оборота,автономия их воли и свобода договора [1]. Положительные качества рыночнойэкономики несомненны и выражаются в бесконечном просторе для проявленияпредпринимательской инициативы и широких гарантиях защиты нарушенных прав. Но вполнеестественны и отрицательные стороны, большинство которых сводится к увеличениючисла судебных споров и, следовательно, в чрезвычайной загруженности судебнойсистемы.
Правосудие,вынужденное рассматривать огромное количество исков в сжатые процессуальныесроки при ограниченном числе судей, справляется с поставленной перед нимзадачей зачастую в ущерб качеству судебного разбирательства. Что же вытекает изнеудовлетворенности сторон качеством вынесенного решения? Апелляция,кассационная жалоба — и, таким образом, судебная система вынуждена иметь дело спроцессами, тянущимися годами, а на плечи сторон ложится все бремя судебныхиздержек.
Поискэффективного механизма разрешения коммерческих споров, позволяющего разгрузитьсудебную систему, его усовершенствование, постоянно продолжается. Деловой мирпризнал способы альтернативные разрешения споров, важнейшим из которых являетсятретейский суд. Результатом явился рост числа третейских судов, чтообуславливает значимость и актуальность рассматриваемой проблемы.
Развитиетретейского разбирательства в нашей стране имеет продолжительную историю.Прообраз современных третейских судов встречается в летописях XII века. Какутверждал А.И. Вицын, «все писатели единогласно повторяют, что судпосредников, частных лиц, предшествовал суду общественной власти» [2] и«третейский суд — первобытная форма суда, общая многим народам» [3].Таким образом, есть основания полагать, что третейское разбирательствосуществовало на Руси и до XII века, до становления государства, однако документальныхподтверждений этого не найдено. Летописи достоверно подтверждают существованиеэтого вида судов уже в XIV в. (Ипатьевская летопись 1169 г. рассказывающая оспоре Великого князя с удельным князем, рассмотренном по правилам третейскогоразбирательства с участием доверенных с обеих сторон). Следующее упоминаниеразбирательства при посредниках встречается в договорной грамоте Великого князяДмитрия Ивановича Донского с князем Серпуховским Владимиром Андреевичем Храбрым1362 г., где имеется следующая запись: «А чего я буду искать на твоихбояр, или чего ты будешь искать на моих бояр, мы пошлем каждый по боярину, онии будут судить, а если их голоса разделятся, то рассудит их третий, кого ониизберут» [4]. Следует иметь в виду, что разбирательство через«третей» должно было стать оптимальным для управляющего сословия впериод раздробленности Древней Руси, при ее постоянных междоусобицах. В то жевремя для простых сословий стимулом обращаться к суду через посредников быливысокие пошлины государственных судов.
Современ царя Ивана IV (с середины XVI века) институт третейскогосудопроизводства пользовался официальной государственной охраной и поддержкой[5]. А в Соборном Уложении 1649 г. была законодательно закреплена силатретейского решения, и каждому предоставлялось право обратиться в третейскийсуд по обоюдному соглашению с другой стороной. Во второй половине XVII векаинститут третейского суда вошел в состав общего российского законодательства[6].
Далеепоиски эффективного механизма альтернативного разрешения споров, которыйпозволил бы разгрузить государственную судебную систему, велись в Россииюристами на протяжении почти двух веков. Об этом красноречиво свидетельствуеттот факт, что только в период с 1734 по 1831 гг. в России было принято более 20законодательных актов, регламентирующих возможность рассмотрения и разрешенияспоров по справедливости и принятым обычаям в третейских судах, процедуру ихсоздания и порядок функционирования [7].
Хотятакое большое количество различных нормативных актов, регламентирующихтретейское судопроизводство в России XVII-XIX веков, и базировалось на статьеСоборного Уложения «О третейском суде» 1649 г., однако пользоватьсяими на практике было крайне затруднительно. Разрозненность и противоречивостьэтих источников создавали много трудностей как для обращающихся в третейскийсуд, так и для самих третейских судей, а также и для государственных органов,осуществляющих принудительное исполнение их решений [8].
15апреля 1831 г. императором Николаем I было утверждено Положение о Третейскомсуде. Данное Положение отменяло практически все предыдущие нормативные акты,регламентирующие создание и деятельность третейских судов, и становилось общимзаконом об этих учреждениях. С этого времени и до судебной реформы 1864 г. в Россиисуществовали так называемые узаконенные третейские суды, предназначавшиеся длярассмотрения споров между членами товариществ, по делам акционерных компаний ит.п. (по существу корпоративные споры). Судам предписывалось руководствоватьсяправилами и обычаями, принятыми в коммерции. Истец и ответчик самостоятельноопределяли, на основании чего (какого конкретно договора, обычая и т.п.)посредники должны разрешать их конфликт. В противном случае он разрешалсятретейскими судьями на основании закона. Если одна из сторон уклонялась отвыбора посредника, то он назначался представителями судебной власти. Какправило, в посредники назначались канцелярские чиновники правительственногосуда, которые не могли отказаться от этой повинности [9]. Наряду с узаконеннымтретейским судом существовал и добровольный. Отличие добровольного третейскогосуда от узаконенного было в том, что он устанавливался добровольно поусмотрению сторон, и его решение было окончательным и обжалованию не подлежало.
Положениео Третейском суде 1831 г. было включено целиком в Свод Законов РоссийскойИмперии издания 1833 г. и переиздано с некоторыми дополнениями в 1842 и 1857гг. Судебной реформой 1864 г. узаконенный третейский суд законодательно былотменен, но фактически он перестал существовать еще раньше.
Кажущеесяупрощение и либерализация законодательства о третейских судах не привела однакок их развитию. По свидетельству компетентных ученых, в конце XIX и начале XXвеков в России существовало очень мало третейских судов [10].
Всоветский период данный институт так же не остался без внимания и был признанновой властью как средство защиты нарушенных или оспоренных прав Декретом осуде 24 ноября 1917г. ГПК 1922 и 1924 гг. содержали положения о третейскомсуде.
Законодательноезакрепление деятельности третейских судов имело свое отражение в Основахгражданского законодательства Союза ССР и союзных республик (1961 г.), ГПКРСФСР (1964 г.) и в других нормативных актах. Так, разрешение третейскимисудами споров между советскими организациями в СССР стало возможным послепоявления Постановления Совета Министров СССР от 23 июля 1959 г. «Обулучшении работы государственного арбитража» [11]. Позже третейскоеразбирательство регулировалось Положением «О третейском суде дляразрешения хозяйственных споров между объединениями, предприятиями,организациями и учреждениями», утвержденным Постановлением Госарбитражапри Совете Министров СССР от 30 декабря 1975г. N 121 [12]. Характерно, что вэтот период третейские суды формировались сторонами для рассмотренияконкретного спора.
Темне менее, в условиях административно-командной системы третейский суд неполучил широкого распространения и законодательного развития в СССР. Какисключения, можно назвать только два третейский суда — Морская арбитражнаякомиссия и Внешнеторговая арбитражная комиссия, созданные при ВсесоюзнойТорговой Палате СССР соответственно в 1930 и 1932 гг. Эти суды сохранились досегодняшних дней изменив лишь названия — Морская арбитражная комиссия иМеждународный коммерческий арбитражный суд при Торгово-Промышленной ПалатеРоссийской Федерации.
Новыйэтап развития третейских судов начался в 1991 г. с принятия закона «Обарбитражном суде», содержавшего в ст. 7 «право на обращение втретейский суд и к посреднику» [13]. В 1992 и 1993 гг. были приняты дванормативных акта о третейском суде: «Временное положение о третейском судедля разрешения экономических споров» и закон «О международномкоммерческом арбитраже». Временное положение о третейском суде положилоначало формированию третейских судов в России. Третейские суды сталисоздаваться по всей стране при самых разнообразных организациях:торгово-промышленных палатах субъектов РФ, биржах, ассоциациях, объединениях ит.п. Только в 1993 г. в РФ при различных биржах было создано более 400 постояннодействующих третейских судов, что в пять раз превышало общее количествогосударственных арбитражных судов.
Нопомимо этих новых законодательных актов до настоящего времени действуютПриложение 3 к ГПК РСФСР 1964г., а так же ряд международных соглашений какРоссии, так и СССР.
Неоднородностьзаконодательства и отсутствие системности уже не первый раз в истории нашейстраны порождают неоднозначное толкование правомочий и компетенции третейскогосуда. Эти объективные недостатки вынудили, казалось бы, законодателя идти наразвитие правовых основ данного института, следствием чего стало принятиеГосударственной Думой в первом чтении федерального закона «О третейскихсудах в Российской Федерации» в 1998 г, после чего проект остался безвнимания. Но развитие третейских судов имеет большое значение для России.Основными преимуществами этого суда перед государственными могут быть экономиявремени и средств на издержках, возможность негласного разбирательства илегитимный выбор судей для узкопрофессионального разбирательства. Эти аспектынесомненно привлекут внимание законодателя и будут окончательно урегулированы.
Список литературы
1.Ст.1, 2, 421 Гражданского кодекса РФ.
2.Вицын А.И. Третейский суд по русскому праву, историко-догматическоерассуждение. М., 1856. С. 3.
3.Там же. С. 110.
4.Там же. С. 5.
5.Там же. С. 8.
6.Волков А.Ф. Торговые третейские суды. Историко-догматическое исследование. — СПб. 1913. С. 46-47.
7.Вицын А.И. Указ. соч. С. 8-13.
8.Волков А.Ф. Указ. соч. С. 87.
9.Там же. С. 87.
10.Суханов Е.А. // Третейский суд. 2000. ?2. С. 21.
11.СП РСФСР. 1959.? 15. Ст. 105.
12.Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств СССР. 1976. ?6. С. 3.
13.Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР. 1991.? 30. Ст.1013.