Реферат по предмету "Право, юриспруденция"


Интегрированные структуры в оборонно-промышленном комплексе РФ: проблемы и способы решения

ЕмелинЮрий, начальник отдела аналитики и развитияОАО «Корпорация «Аэрокосмическоеоборудование»
Интегрированнаяструктура представляет собой устойчивую группу кооперационно связанных междусобой юридических лиц (участников), объединенных на основе добровольнойпередачи ими части своих прав одному из участников – центральной (головной)компании интегрированной структуры – и подчинения общим интересаминтегрированной структуры в целом.
Федеральнойцелевой программой «Реформирование и развитие оборонно-промышленного комплекса(2002-2006 гг.)», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 11.10.01№713, интегрированным структурам отведена ключевая роль в формированиисовременной дееспособной оборонной промышленности России.
Приэтом наличие развитой нормативно-правовой базы для их деятельности являетсяодним из важнейших аспектов и необходимым условием реструктуризации ОПК России,а ее недостатки – основным сдерживающим реформу фактором.
Действующеев настоящее время законодательство не учитывает существование интегрированныхструктур в ОПК. Нерешенность основных правовых проблем ставит под вопросвозможность успешной реструктуризации оборонной промышленности, равно как иэффективной деятельности уже созданных интегрированных структур.
Косновным правовым проблемам образования и деятельности ИС следует отнести:
Отсутствиедостаточной нормативно-правовой базы.
Действующиеправовые акты не содержат понятий интегрированной структуры или холдинга, неучитывают особенности организационно-правовой природы и социально-экономическихфункций современных интегрированных структур и потому не регламентируютособенности их создания и деятельности. Многие из этих актов устарели.
Принципиальными необходимым решением для создания правовой основы реформы ОПК РФ должно статьпринятие специального Закона об интегрированных структурах, основные положенияпроекта которого предлагаются Корпорацией «Аэрокосмическое оборудование».
Внем следует определить, в том числе: понятие ИС и ее головной компании, состави структуру ИС, специальную упрощенную процедуру ее создания, условия и порядокгосударственной регистрации ИС, формы участия в ней государства, правовойстатус и функции головной компании ИС, порядок ликвидации ИС.
Чрезмерносложный и забюрократизированный порядок создания ИС.
Врамках проекта Закона об ИС предлагается упростить разрешительную процедурусогласования проектов учреждения новых ИС с передачей основных функций по ихсозданию Минпромнауки РФ.
Возможностьперекрестного подчинения по подведомственности при включении в ИС предприятийсмежных отраслей.
ПосколькуРоссийская Федерация – это единый хозяин, представленный своими многочисленнымиорганами, которые должны руководствоваться в своей деятельности единымизадачами и принципами, всю ИС целесообразно подчинить одному ведомству,например, Минпромнауки РФ, а согласие агентств на включение того или иногопредприятия в ИС должно одновременно означать отказ от непосредственногоконтроля за его деятельностью (при сохранении единого государственного контролячерез Минпромнауки).
Нецелесообразностьизлишнего ограничения антимонопольным законодательством деятельности ИС в ОПК.
Антимонопольноезаконодательство России существенно затрудняет возможность создания иуправления ИС в ОПК. Необходимо сгладить противоречие между принципомобеспечения конкуренции и необходимостью реструктуризации обороннойпромышленности (для повышения ее конкурентоспособности, управляемости состороны государства, решения проблем национальной безопасности и т.д.).
Дляэтого согласование с МАП должно производиться на этапе подготовки проектоврешений Правительства Российской Федерации о передаче в уставный капиталголовной компании ИС соответствующих пакетов акций акционерных обществ. ВФедеральный закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности»необходимо включить норму о том, что приобретение интегрированной структуройпакетов акций (или иных активов) предприятий на основании решения ПравительстваРоссийской Федерации, которое было согласовано с Министерством поантимонопольной политике, может производиться без получения согласияантимонопольного органа на совершение сделки.
Проблемаполучения головной компанией ИС лицензий на осуществление деятельности вобласти вооружения и военной техники.
Положениео лицензировании деятельности в области вооружения и военной техники, утвержденноеПостановлением Правительства РФ от 21.06.02 №456, в подп. «е» п.3 содержиттребование к лицензируемой организации по «обеспечению помещениями,оборудованием, стендами, контрольно-измерительной аппаратурой, необходимыми дляосуществления лицензируемого вида деятельности». Очевидно, что ни однаинтегрированная компания не может получить лицензию по действующему положению,поскольку владеет не основными фондами предприятий, а лишь их акциями и потомуне может быть обеспечена необходимыми помещениями и оборудованием.
Следовательно,указанные положения необходимо уточнить, предусмотрев право головной компанииИС на получение лицензии в упрощенном порядке при предъявлении доказательствналичия у нее эффективного пакета акций предприятия, уже имеющего такуюлицензию.
Концентрациязаказов в ИС значительно затруднена.
Концентрациязаказов в ИС предусмотрена Концепцией реструктуризации российскогоавиапромышленного комплекса, утвержденной Постановлением Правительства РФ от06.03.98 №294, и необходима для снижения издержек, рационализации управления,оздоровления внутриотраслевой конкуренции и повышения конкурентоспособностиотечественной промышленности на внешних рынках. Это же требование вытекает изгосударственной Концепции «Основы политики Российской Федерации в областиразвития оборонно-промышленного комплекса на период до 2010 года и дальнейшуюперспективу», разработанной Советом Безопасности РФ и утвержденной ПрезидентомРФ 30 октября 2001 г.
Однакодля реализации этого требования необходимо установить порядок формирования иисполнения оборонного заказа, согласно которому в качестве головныхисполнителей будут указываться только ИС в лице своих головных компаний, а ненепосредственные предприятия-исполнители.
Отсутствиеспециальных полномочий у военного представителя в головной компании ИС.
Соответственно,должен быть откорректирован порядок назначения головных военныхпредставительств при ИС и определены их функции. Поскольку головная компания ИСсосредоточивает все основные операции по поставкам продукции военногоназначения, произведенной предприятиями ИС, представляется целесообразнымнаделить военного представителя при головной компании («головного военногопредставителя») дополнительными полномочиями по контролю за поставками конечнойпродукции государственному заказчику, головному исполнителю ГОЗ или на экспортнезависимо от конкретного производителя этой продукции в рамках ИС.
Неопределенностьответственности государственных органов за срыв финансирования государственногооборонного заказа.
Построениеэффективной системы «заказчик-исполнитель» государственного оборонного заказатребует определиться с вопросом об ответственности государства (ведомства,являющегося заказчиком) за его исполнение в части бюджетного финансирования, впротивном случае головной исполнитель ставится в неравное с другимиисполнителями положение.
Недостаточнаягосударственная поддержка ИС.
Вусловиях, когда иностранные производители используют разнообразные средствастимулирования спроса на их продукцию на российских и международных рынках,России требуется широкий спектр форм государственного кредитования покупателейи производителей оборонной техники.
Вотношении внутренних покупателей оно может осуществляться в форме связанногобюджетного кредита; целевого инвестиционного налогового кредита покупателю;кредита, предоставляемого кредитной организацией за счет денежных средств,полученных путем учета (переучета) векселя покупателя продукции в Банке России.
Вчасти экспортных поставок необходимыми мерами являются государственное страхованиепоставок, бюджетное кредитование контрактов, использование лизинговых схем ит.п.
Вцелом необходимо принятие специального закона «О государственной поддержкеоборонно-промышленного комплекса» или отдельных таких законов по отраслям.
Необходимостьраспространить льготный налоговый режим отдельных участников ИС на ее головнуюкомпанию как представителя ИС в целом.
Вчастности, поскольку одной из основных функций головной компании являетсяпредставление предприятий ИС во внешнеторговых отношениях, на нее следуетраспространить действие подп.1 п.1 ст. 162 НК РФ об освобождении от НДС наавансовые платежи в счет экспорта товаров, длительность производственного циклакоторых превышает шесть месяцев.
Всоответствии с Постановлением Правительства РФ от 21 августа 2001 г. №602,устанавливающим порядок предоставления этой льготы, она может бытьпредоставлена только производителю продукции. Следовательно, необходимо внестипоправку в абз. 2 п.1 указанного Постановления, распространив его действие наголовные компании ИС в части экспортируемой ею продукции производстваучастников ИС.
Аналогичнодолжен решаться вопрос с предоставлением головной компании ИС льгот на НИОКР,осуществляемые НИИ, входящими в ИС, а также для самой головной компании, если всоставе ИС имеются как минимум два участника, получившие статус научныхорганизаций в соответствии с Законом «О науке и государственнойнаучно-технической политике».
Повторноеналогообложение.
Повторноеудержание налога на прибыль делает невозможным централизацию средств длярешения корпоративных задач. Поэтому целесообразно внести поправки в Налоговыйкодекс для освобождения от повторного налогообложения корпоративных фондовразвития, формируемых за счет отчислений от прибыли, остающейся в распоряжениипредприятий корпорации после уплаты налогов и хранящейся на спецсчетахуправляющих компаний. Для этого необходимо дополнить соответствующимиположениями подп.16 п.3 ст.149, подп.14 п.1 ст.251, п.1 ст.262 и п.49 ст.270 НКРФ.
Запретголовной компании управлять акциями участников ИС.
Согласнодействующему законодательству доверительное управление ценными бумагами заопределенными исключениями относится к исключительной деятельностипрофессиональных участников рынка ценных бумаг. Однако это ограничениенецелесообразно в отношении головных компаний ИС, поскольку такая деятельностьзаведомо не может быть для них основной. Поэтому следует освободить их отнеобходимости быть профессиональным участником рынка ценных бумаг, внесясоответствующие изменения в Закон «О рынке ценных бумаг» и Порядоклицензирования.
Такимобразом, проблема создания качественного нормативно-правового поля для ИС в ОПК– это актуальная, сложная, но решаемая задача, требующая принятия единогоспециального закона и соответствующего пакета поправок к отраслевомузаконодательству. Это будет не «революцией» в российском законодательстве, аего последовательным развитием в рамках существующей системы принциповоборонного строительства России.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.yurclub.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Налогообложение малого бизнеса на примере малого предприятия
Реферат Тема творческой личности в лирике Лермонтова
Реферат Главные интеграционные группировки мира 2
Реферат Глобальный кризис
Реферат Старая и новая Россия в романе ИА Гончарова Обыкновенная история
Реферат Глобализация 7
Реферат Географические проблемы безработицы в современной России
Реферат Analysis Of Paulo Freire And John Berger
Реферат Алучшей иллюстрацией лекций, статей и книг Брэгга служил он сам, его собственный опыт, его образ жизни. В 90-летнем возрасте он был силен, подвижен, гибок и вынослив, как юноша
Реферат Economics Essay Research Paper Table Of Contents1
Реферат Денежный рынок Украины 3
Реферат Государственное регулирование: сущность, цели, инструменты
Реферат Пространство и время форма бытия
Реферат Этапы прикладного социологического исследования
Реферат Государственное регулирование цен, его задачи