Висточниках права Древней Индии особое место принадлежит дхармашастрам — сборникам религиозно-правовых предписаний. Нормы поведения одновременнонаполнены религиозным, моральным и правовым содержанием. Появление дхармашастрсвязано с социально-классовым расслоением. Первое упоминание о законах Мануотносится к 9-му веку до н.э. Современным исследователям законы Ману известны лишь в списках 3-го века до н.э.
Объем — 12 глав, 2685 стихов (стих на санскрите — шлока). Полное название — Manavadharmasastra (sastra — откровение; dharma — разум,идея, закон, право, нравственность, религия пр.). Поэтому часто данныйпамятник именуется “Откровения царевича Ману”. Из такого названия очевидно прослеживается глубинная связь права и религии, особенно характерная для древнеиндийского общества. Законы Ману — это памятник сакрального права.
Законам Ману принадлежит особое место среди дхармашастр. Законы Ману закреплялирабство и др. формы эксплуатации. Собственно праву посвящены главным образомVIII и IX главы. Делается попытка систематизировать нормы права, при этомсмешиваются частные правонарушения и преступления.
На первый план в законах Ману выступает сословно-варновое деление общества(брахманы, кшатрии, вайшии, шудры + неприкасаемые).
В законах Ману прослеживается определенная логика изложения материала, но нетеще выделения отдельных отраслей права, норму права нельзя отделить отрелигиозной и моральной нормы. Указывается наследственно-профессиональныйхарактер варн.
Многие нормы направлены на охрану собственности на движимое имущество, в нихрассматриваются договоры займа, купли-продажи, личного найма, дарения и др.Среди гарантий исполнения договора — поручительство и залог или заклад.Детально разрабатывается, но еще не совсем юридически грамотен договор займа,что свидетельствует о расцвете ростовщичества. Найм — рабы и наемные работникиупоминаются вместе, а сам наемный труд презирается, что создает тяжелые условиянайма.
В семейных отношениях(гл.9) — подчиненное положение женщин, многоженство,несмешение варн.
Публичное право по законам Ману
По преданию, когда мир не имел царя, люди в ужасе разбежались в разные стороны. Тогда Брахма назначил людям царя. Царь обладал совершенными качествами, он был подобен богу, но собственно богом неявлялся. Царь имел абсолютное право суда, сбора налогов, издания нормативных актов.
В помощь царю назначалось 7-8 советников, знающих Веды брахманов.Кандидаты проходили тщательную проверку на благонадежность. В царском совете царь сначала выслушивал мнение каждого советника в отдельности,затем — всех вместе, и самостоятельно выносил решение.
Местная власть так же, как и у древних германцев и славян строилась по военному принципу: каждая территориальная единица должна была предоставить определенное количество ополченцев.
Царь назначал старосту для 10 деревень, затем — для 20, 100. 1000 деревень= город.
Налогами облагались некоторые животные, виды деревьев и полезных ископаемых, а также определенный вид дохода. С личности налог не взимался. Размер налога колебался от 1\5 до 1\6.
Существовали т.н. литургии — общественно полезные работы, как-то постройка укреплений, каналов, дорог и пр. По законам Ману царь имел право на 1день работы населения в месяц.
По Артхашастре царь обязан защищать своих подданных и поддерживать мир. Он не имел права делать народу того, чего не сделал бы самому себе.
Земельный фонд подразделялся на частную, общинную и царскую собственность.Отчуждение земли было достаточно свободным.
Варны и остальные группы населения Индиипо законам Ману
В основе соц. деления Древней Индии лежала varnasrama — кастовая система. Всенаселение делилось на четыре основные группы: брахманы (жрецы), кшатрии(воины), вайшья (земледельцы) и шудры (неприкасаемые). Этнически шудры не былиарийцами.
Грубейшей ошибкой является смешение понятий “варна” и “каста”.Этимологически слово “варна” - это обозначение цвета кожи. Существовало3 варны. Представители всех трех варн назывались “дваждырожденными” — т.е. к ним применялся обряд “второго рождения” — инициации. Члены этих варн, очевидно, являлись потомками индоевропейцев, ранее поработивших Индостан вместе с туземным населением. Со временем деление по цвету кожи утратило свое значение в связи со смешением чистых арийцев и местных жителей.
Примерно со 2-го века до Р.Х. и позже распространилось кастовое деление. “Jaty” (в переводе — “качество”) — деление общества на узкие профессии. Количество каст не подлежит твердому исчислению, т.к. слово “каста” по большому счету просто означало профессию.
Основным критерием, лежавшем в основе кастовой системы было знание Вед.
Брахманыизучали веды с 8 лет, совершеннолетие наступало в 16 лет.
Кшатрии изучали веды с 11 лет, совершеннолетие - с 22 лет.
Вайшияизучали веды с 12 лет, совершеннолетие - с 24 лет.
У женщин совершеннолетие наступало с момента окончательного полового созревания — с приобретением способности к деторождению. Законы Ману устанавливали также и верхнюю границу дееспособности (70 лет).
Вторым критерием принадлежности к определенной варне был факт рождения, ноэтот критерий бы подчинен первому.
Брахманы должны были посвятить первые 30 лет жизни изучению Вед, затем 5 летслужению гиру и оставшуюся часть жизни можно было посвятить самому себе.
Согласно ведам, основными занятиями брахмана были:
1.молиться
2.изучать веды
3.получать подарки.
Кроме варн было другое, более точное деление, учитывавшее положение человекав зависимости от родителей, т.к. со временем появилось много детей отсмешанных браков. Например, муж — брахман, жена — вайшия и т. д. Всего такихгрупп было 24.
Также необходимо заметить, что юр. положение шудры правом не регулировалось,тогда как юр. положение раба вполне четко определено. Раб, как и в римскомправе — вещь, говорящее орудие. Неприкасаемые не были отдельной варной, они вообще находились вне варновой системы. Неприкасаемым было запрещено селиться в местах обитания “дваждырожденных”, проходить через поселок арийцев они могли только ночью. Хранить пищу разрешалось только в разбитой посуде, одеваться — только в лохмотья. По своему юридическому статусу они были приравнены к собакам.
Суд, его органы и процесс по законам Ману
Суд в древней Индии состоял из царского суда и суда брахманов. Состав царского суда: царь, 2 брахмана (знатоки законов). Стоит отметить, что судопроизводство было официальной и обязательной ежедневной функцией царя. Если по каким-то причинам царь не мог отправлять правосудие, то тогда работал суд брахманов, состоявший из 3-х членов: специалистов поРигведе (логике), Агорведе (этимологии) и Самоведе (ритуалу). Право брахманского суда регулируется 12-ой главой законов Ману.
Вообще в индийском обществе господствовала не имущественная, а интеллектуальная дифференциация. Брахманами были самые лучшие знатоки Вед.Таким образом, если приговор выносился хотя бы одним таким знатоком, тоэто решение было уже невозможно отменить даже если за это высказалосьбы более 1 млн. чел.
Судоговорение было неформальным, расспрос являлся основным методом решения судебных вопросов. Четкого различия между гражданским и уголовнымпроцессом нет. Судебные дела возбуждались заинтересованными лицами. Процессносил состязательный характер. Стороны должны были убедить суд в своей правоте,представив для этого соответствующие доказательства. Дети, рабы, люди с дурнойславой — не свидетели. Женщины могут свидетельствовать только против женщин;относительно “дваждырождённых” — только “дваждырождённые”. Если свидетелидавали разные показания, то большинством голосов.
Обязательственное право по законам Ману
В законах регламентируются договоры: купли-продажи, займа, дарения, перевозки идр., а также общие положения о договоре:
–договорнедействителен, если он заключен человеком в невменяемом или нетрезвомсостоянии, страдающим от болезни, ребенком, стариком, а также не уполномоченнымлицом (гл.8, ст.163). Недействительны договоры, заключенные рабами. Если этотдоговор заключен в пользу хозяина раба, то от него не следовало отказываться
–предусматриваетсядобровольное согласие сторон при заключении договора. Соглашение, заключенное спомощью обмана или насилия недействительно.
–еслидолжник не располагал имуществом, необходимым для уплаты долга, то он обязанбыл отработать долг (гл.8, ст.177). У должника высшей варны было право“отдавать постепенно” (т.е. предоставлялась отсрочка).
Видыдоговоров:
ДОГОВОР ЗАЙМА. Весьма детально разработан. Свидетельствует о расцветеростовщичества. Но сохраняются элементы самоуправства, расправа кредитора наддолжником, который имел фактически неограниченную власть над должником.Допускались: хитрость, принуждение путем захвата, сила. Санкция самоуправствакредитора со стороны государства нашла отражение в параграфе, предписывающемцарю штрафовать должника, жалующегося на кредитора, добивающегося уплаты долгапо произволу.
ДОГОВОР ЛИЧНОГО НАЙМА. Рабы и наемные работники упоминаются вместе ихарактеризуются одинаково в специальной главе артхашастр, касающейся рабов иработников. Наемный труд презирался; услужение характеризуется как собачийобраз жизни.
Условия личного найма были крайне тяжелы. Наемник, не выполнивший работу, подвергалсяштрафу. Нормы оплаты работника были установлены (1/10 урожая), но он, какправило, отказывался от личной свободы, становясь рабом за содержание.
КУПЛИ-ПРОДАЖИ. Существовал ряд ограничений на возможность заниматься торговлейпредставителям высших варн. Существовали ограничения на торговлю людьми,которая была наиб. предосудительной и влекла за собой изгнание из касты.
Договор купли-продажи был нестабилен и мог быть расторгнут в течение 10 днейпосле заключения сделки без всяких причин.
Наследственное право по законам Ману
Законы Ману — наиболее древний образец наследственного права.
В законах упоминается два способа наследования отцовского имущества: оно либоделилось поровну между сыновьями, либо его полностью забирал старщий брат, аостальные братья жили при нем, как при отце. Женщина могла наследовать наравнес мужчинами.(Сестры не принимали участие при дележе наследства, но они получалиприданое.) При отсутствии детей к наследованию призывались родственники до 6-ойстепени.
Вещное право по законам Ману
Законы свидетельствуют о глубоком имущественном расслоении индийскогообщества. Несмотря на сохранение общинных и патриархальных отношений виндийском обществе, получила значительное развитие частная собственность.Объектами частной собственности были: рабы, скот, зерно, домашний инвентарь.Частная собственность на землю не получила распространение в Древней Индии, нозаконы Ману свидетельствовали об имущественной дифференциации в общине ипоявлении индивидуальных земельных владений.
В 8 главе говорится о межевых спорах между различными деревнями, а также оспорах между отдельными крестьянами.
В гл.10, ст.115 перечисляются семь законных способов приобретения имущества:
наследование,получение в качестве дара или находки, покупка, завоевание, ростовщичество,исполнение работы, получение приношений. Если первые три способа были доступныдля всех каст, то четвертый только для кшатриев, пятый и шестой для вайшьев, аседьмой рассматривался как исключительная привилегия брахманов.
Собственник,обнаруживший свою пропавшую вещь и доказавший свое право собственности мог истребовать ее от любого владельца. Но если собственник вещи не требовал ее отдобросовестного владельца в течении 10 лет, то он лишался права получить этувещь обратно. Суровое наказание за: незаконное присвоение чужого имущества,воровство, уничтожение или повреждение.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.zakroma.narod.ru/