Реферат по предмету "Право, юриспруденция"


Законодательство о воинской обязанности и военной службе в РФ

Александр Перетягин
Краснодарский юридический институт МВД РФ
Введение
Защита отечества является долгом иобязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин РФ несет военную службув соответствии с Конституцией РФ, Федеральным законом от 28 марта 1998 года «Овоинской обязанности и военной службе», другими федеральными законами и иныминормативными правовыми актами Российской Федерации в области обороны, воинскойобязанности, военной службы и статуса военнослужащих, международные договорыРоссийской Федерации.
Военная служба — особый вид федеральнойгосударственной службы, исполняемой гражданами в Вооруженных Силах РоссийскойФедерации, а также в пограничных войсках Федеральной пограничной службыРоссийской Федерации, во внутренних войсках Министерства внутренних делРоссийской Федерации, в Железнодорожных войсках Российской Федерации, войскахФедерального агентства правительственной связи и информации при ПрезидентеРоссийской Федерации, войсках гражданской обороны (далее — другие войска),инженерно — технических и дорожно-строительных воинских формированиях прифедеральных органах исполнительной власти (далее — воинские формирования),Службе внешней разведки Российской Федерации, органах Федеральной службыбезопасности Российской Федерации, органах Федеральной пограничной службыРоссийской Федерации, федеральных органах правительственной связи и информации,федеральных органах государственной охраны, федеральном органе обеспечениямобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации(далее — органы) и создаваемых на военное время специальных формированиях.
Граждане проходят военную службу попризыву, а также в добровольном порядке (по контракту).
Воинская обязанность граждан РоссийскойФедерации предусматривает:
1. воинский учет;
2. обязательную подготовку к военнойслужбе;
3. призыв на военную службу;
4. прохождение военной службы по призыву;
5. пребывание в запасе;
6. призыв на военные сборы и прохождениевоенных сборов в период пребывания в запасе.
Кроме выше перечисленных 5 пунктоввоинская обязанность предусматривает и призыв на военную службу в период мобилизации,военного положения и в военное время. Воинская обязанность в этот периодопределяется федеральными конституционными законами, федеральными законами,иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Граждане имеют право на замену военной службыальтернативной гражданской службой в соответствии с Конституцией РоссийскойФедерации и федеральным законом.
Исполнение гражданами воинской обязанностиобеспечивают в пределах своей компетенции органы государственной власти, иныегосударственные органы и учреждения, органы местного самоуправления,организации независимо от организационно — правовых форм и форм собственности(далее — организации) и их должностные лица.
1. Правовая основа воинской обязанности ивоенной службы в РФ.
Правовой основой воинской обязанности ивоенной службы в Российской Федерации являются: Конституция РоссийскойФедерации, Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе», ЗаконРоссийской Федерации «О статусе военнослужащих», Федеральный закон «Обобороне», другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты РоссийскойФедерации в области обороны, воинской обязанности, военной службы и статусавоеннослужащих, международные договоры Российской Федерации.
Статья 59 Конституции РФ устанавливает,что защита отечества является обязанностью гражданина Российской Федерации.Законами от 22 января 1993 г. «О статусе военнослужащих» и от 28.03.1998 года«О воинской обязанности и военной службе» подробно определена совокупностьправ, свобод, обязанностей и ответственности военнослужащих, система воинскогоучета и подготовки гражданина к военной службе, призыва граждан на военнуюслужбу, поступления на службу по контракту и прохождения военной службе взапасе. Закон РФ «О воинской обязанности и военной службе» осуществляетправовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целяхреализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанностипо защите Отечества.
Федеральный закон от 31 мая 1996 г. «Обобороне» определяет основы и организацию обороны Российской Федерации,полномочия органов государственной власти Российской Федерации, функции органовгосударственной власти субъектов Российской Федерации, организаций и ихдолжностных лиц, права и обязанности граждан Российской Федерации в областиобороны, силы и средства, привлекаемые для обороны, ответственность занарушение законодательства Российской Федерации в области обороны, а такжедругие нормы, касающиеся обороны. Этот Закон логически продолжает и развиваетранее принятые законы, учитывает перемены, происшедшие в структурегосударственного управления в последние годы, а также реальные условиясегодняшнего дня, требующие выполнения задач по обеспечению надежнойбезопасности страны.
2. Вооруженные Силы Российской Федерации иих виды.
Решение о создании Вооруженных СилРоссийской Федерации было принято 7 мая 1992 г. на основе принципов:подконтрольности военных структур высшим органам государственной власти;соответствия организационной структуры, боевого состава и численности войск(сил) Концепции безопасности России; многонациональной кадровой армии,комплектуемой военнослужащими путем призыва граждан РФ на военную службу поэкстерриториальному принципу и путем добровольного поступления (по контракту);единоначалия; постоянной боевой готовности; учета национально-историческихтрадиций, норм международного права и мирового опыта военного строительства.
Вооруженные Силы Российской Федерации — государственная военная организация, составляющая основу обороны РоссийскойФедерации.
Вооруженные Силы Российской Федерациипредназначены для отражения агрессии, направленной против Российской Федерации,для вооруженной защиты целостности и неприкосновенности территории РоссийскойФедерации, а также для выполнения задач в соответствии с международнымидоговорами Российской Федерации. Привлечение Вооруженных Сил РоссийскойФедерации к выполнению задач с использованием вооружения не по ихпредназначению производится Президентом Российской Федерации в соответствии сфедеральными законами.
Применение Вооруженных Сил РоссийскойФедерации для выполнения задач в соответствии с международными договорамиРоссийской Федерации осуществляется на условиях и в порядке, оговоренных в этихдоговорах и установленных законодательством Российской Федерации. ДеятельностьВооруженных Сил Российской Федерации осуществляется на основании КонституцииРоссийской Федерации в соответствии с федеральными конституционными законами,федеральными законами, настоящим Федеральным законом, федеральным законом оВооруженных Силах Российской Федерации и другими законами Российской Федерациив области обороны, а также соответствующими нормативными правовыми актамиПрезидента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
Часть состава Вооруженных Сил РоссийскойФедерации может входить в объединенные вооруженные силы или находиться подобъединенным командованием в соответствии с международными договорамиРоссийской Федерации.
Общий состав Вооруженных Сил РоссийскойФедерации.
Вооруженные Силы Российской Федерации состоятиз центральных органов военного управления, объединений, соединений, воинскихчастей и организаций, которые входят в виды и рода войск Вооруженных СилРоссийской Федерации, в Тыл Вооруженных Сил Российской Федерации и в войска, невходящие в виды и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации.
В соответствии со ст. 12 Закона об оборонеличный состав Вооруженных Сил Российской Федерации включает военнослужащих илиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации. КомплектованиеВооруженных Сил Российской Федерации осуществляется в соответствии сзаконодательством Российской Федерации: военнослужащими — путем призыва гражданРоссийской Федерации на военную службу по экстерриториальному принципу и путемдобровольного поступления граждан Российской Федерации на военную службу;гражданским персоналом — путем добровольного поступления на работу.
Штатная численность гражданского персоналаВооруженных Сил Российской Федерации устанавливается Правительством РоссийскойФедерации, а перечень воинских должностей, замещаемых гражданским персоналом, — министром обороны Российской Федерации. Для мобилизационного развертыванияВооруженных Сил Российской Федерации создается запас военно-обученных людскихресурсов.
Руководство Вооруженными Силами РоссийскойФедерации осуществляет Президент Российской Федерации — ВерховныйГлавнокомандующий Вооруженными Силами Российской Федерации.
Верховный Главнокомандующий ВооруженнымиСилами Российской Федерации в пределах своих полномочий издает приказы идирективы Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами РоссийскойФедерации, обязательные для исполнения Вооруженными Силами РоссийскойФедерации, другими войсками, воинскими формированиями и органами.
Управление Вооруженными Силами РоссийскойФедерации осуществляет министр обороны Российской Федерации через Министерствообороны Российской Федерации и Генеральный штаб Вооруженных Сил РоссийскойФедерации, являющийся основным органом оперативного управления ВооруженнымиСилами Российской Федерации.
Руководство и управление ВооруженнымиСилами Российской Федерации, обучение личного состава Вооруженных СилРоссийской Федерации осуществляются на государственном языке РоссийскойФедерации.
Руководство и управление ВооруженнымиСилами Российской Федерации в военное время осуществляются в соответствии сфедеральным законом.
Основные функции Министерства обороныРоссийской Федерации.
Министерство обороны Российской Федерации:
1) участвует в разработке предложений повопросам военной политики и по военной доктрине Российской Федерации;
2) разрабатывает концепцию строительстваВооруженных Сил Российской Федерации, координирует в целях обороны разработкуконцепций строительства и развития Вооруженных Сил Российской Федерации, другихвойск, воинских формирований и органов;
3) разрабатывает федеральнуюгосударственную программу вооружения и развития военной техники, а такжепредложения по государственному оборонному заказу;
4) разрабатывает предложения по расходамна оборону в проекте федерального бюджета, порядку расходования Министерствомобороны Российской Федерации выделенных средств и представляет их вПравительство Российской Федерации;
5) координирует и финансирует работы,выполняемые в целях обороны;
6) организует научные исследования в целяхобороны, заказывает и финансирует на договорной основе научно — исследовательские и опытно — конструкторские работы в области обороны;
7) заказывает и финансирует производство изакупку вооружения и военной техники, продовольствия, вещевого и другогоимущества, материальных и иных ресурсов для Вооруженных Сил РоссийскойФедерации, других войск, воинских формирований и органов в пределах выделенныхна эти цели средств;
8) финансирует и обеспечиваетучебно-материальной базой на договорной основе организации и общественные объединения,осуществляющие подготовку граждан по военно-учетным специальностям;
9) обеспечивает мобилизационную готовностьВооруженных Сил Российской Федерации;
10) обеспечивает социальную защитувоеннослужащих, гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации,граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей;
11) представляет Президенту РоссийскойФедерации проекты общевоинских уставов, положений о Боевом знамени воинскойчасти, Военно-морском флаге Российской Федерации, Министерстве обороныРоссийской Федерации, Генеральном штабе Вооруженных Сил Российской Федерации,порядке прохождения военной службы, военных советах, военных комиссариатах,военно-транспортной обязанности;
12) представляет в ПравительствоРоссийской Федерации проекты положений о военных кафедрах при государственныхобразовательных учреждениях высшего профессионального образования и овоенно-врачебной экспертизе граждан Российской Федерации, призываемых навоенную службу;
13) координирует деятельность федеральныхорганов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектовРоссийской Федерации по вопросам обороны;
14) координирует заказы на вооружение ивоенную технику для других войск, воинских формирований и органов в целяхунификации вооружения и военной техники;
15) сотрудничает с военными ведомствамииностранных государств;
16) осуществляет иные полномочия,предусмотренные Положением о Министерстве обороны Российской Федерации.
Создание, управление и деятельность другихвойск, воинских формирований и органов осуществляются на основе федеральныхзаконов.
К обороне привлекаются другие войска:
Пограничные войска РФ, внутренние войскаМинистерства внутренних дел, Железнодорожные войска РФ, войска Федеральногоагентства правительственной связи и информации, войска гражданской обороны. Длявыполнения отдельных задач в области обороны привлекаются инженерно-техническиеи дорожно-строительные формирования при федеральных органах исполнительнойвласти и другие организации.
Другие войска, воинские формирования иорганы:
1)участвуют в разработке Плана примененияВооруженных Сил Российской Федерации, федеральных государственных программвооружения, развития оборонного промышленного комплекса и оперативногооборудования территории Российской Федерации в целях обороны;
2) участвуют совместно с ВооруженнымиСилами Российской Федерации в отражении агрессии против Российской Федерации всоответствии с Планом применения Вооруженных Сил Российской Федерации;
3) организуют подготовку к совместным действиямс Вооруженными Силами Российской Федерации в целях обороны;
4) участвуют в подготовке гражданРоссийской Федерации к военной службе;
5) обеспечивают осуществление мероприятийпо оперативному оборудованию территории Российской Федерации и по подготовкекоммуникаций в целях обороны;
6) осуществляют взаимодействие сГенеральным штабом Вооруженных Сил Российской Федерации по вопросам организацииобороны и предоставляют ему информацию, необходимую для организации обороны;
7) привлекаются к совместной сВооруженными Силами Российской Федерации оперативной и мобилизационнойподготовке;
8) осуществляют иные полномочия в областиобороны в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Комплектование других войск, воинскихформирований и органов осуществляется на принципах и в порядке, которыеустановлены для Вооруженных Сил Российской Федерации.
3. Общие положения по обеспечениюисполнения гражданами воинской обязанности.
Ст.4 Закона о воинской обязанности,определяет некоторые обязанности должностных лиц органов государственнойвласти, органов местного самоуправления и организаций по обеспечению исполнениягражданами воинской обязанности.
На руководителей и других, ответственныхза военно-учетную работу должностных лиц (работников) организаций, ответственныхза военно-учетную работу должностных лиц органов местного самоуправлениявозложены следующие обязанности:
1. оповещать граждан о вызовах (повестках)военных комиссариатов районов, городов без районного деления, иныхмуниципальных (административно — территориальных) образований (военныекомиссариаты) или иных органов, осуществляющих воинский учет;
2. обеспечивать гражданам возможностьсвоевременной явки по вызовам (повесткам) военных комиссариатов или иныхорганов, осуществляющих воинский учет;
3. направлять в двухнедельный срок позапросам военных комиссариатов или иных органов, осуществляющих воинский учет,необходимые для занесения в документы воинского учета сведения о гражданах,поступающих на воинский учет, состоящих на воинском учете, а также несостоящих, но обязанных состоять на воинском учете.
Кроме этого, руководители организаций,осуществляющих эксплуатацию жилых помещений, должностные лица (работники) этихорганизаций, ответственные за военно-учетную работу, обязаны сообщать вдвухнедельный срок в военные комиссариаты или иные органы, осуществляющиевоинский учет, сведения об изменениях состава граждан, постоянно проживающихили пребывающих более трех месяцев, которые состоят или обязаны состоять навоинском учете.
На органы внутренних дел (в пределах ихкомпетенции), ранее указанным законом, возложены следующие обязанности:
1. направлять в двухнедельный срок позапросам военных комиссариатов или иных органов, осуществляющих воинский учет,необходимые для занесения в документы воинского учета сведения о гражданах,состоящих на воинском учете;
2. производить розыск и при наличиизаконных оснований осуществлять задержание граждан, уклоняющихся от воинскогоучета, призыва на военную службу или военные сборы, прохождения военной службыили военных сборов;
3. направлять в двухнедельный срок ввоенные комиссариаты или иные органы, осуществляющие воинский учет, сведения ослучаях выявления граждан, не состоящих, но обязанных состоять на воинскомучете, а также сведения о лицах, получивших гражданство Российской Федерации иподлежащих постановке на воинский учет.
Органы записи актов гражданского состоянияобязаны в двухнедельный срок сообщать в военные комиссариаты или иные органы,осуществляющие воинский учет, сведения о внесении изменений в акты гражданскогосостояния граждан, состоящих или обязанных состоять на воинском учете.
Органы дознания и органы предварительногоследствия обязаны в двухнедельный срок информировать военные комиссариаты илииные органы, осуществляющие воинский учет, о возбуждении или прекращенииуголовных дел в отношении граждан, состоящих или обязанных состоять на воинскомучете, либо о направлении указанных уголовных дел в суд.
Федеральные суды в двухнедельный сроксообщают в военные комиссариаты или иные органы, осуществляющие воинский учет:
1. о возбуждении или прекращении имиуголовных дел в отношении граждан, состоящих или обязанных состоять на воинскомучете;
2. о вступивших в законную силу приговорахв отношении граждан, состоящих или обязанных состоять на воинском учете, снаправлением в военные комиссариаты или иные органы, осуществляющие воинскийучет, воинских документов граждан, осужденных к обязательным работам,исправительным работам, ограничению свободы, аресту или лишению свободы.
Органы государственной службымедико-социальной экспертизы обязаны в двухнедельный срок сообщать в военныекомиссариаты или иные органы, осуществляющие воинский учет, сведения опризнании инвалидами граждан, состоящих или обязанных состоять на воинскомучете.
Ст.5 Закона о воинской обязанностиуказывает мероприятия, которые проводятся с целью обеспечения исполнениягражданами воинской обязанности или поступления граждан на военную службу поконтракту.
Для проведения медицинскогоосвидетельствования, медицинского обследования и медицинского осмотра гражданпри постановке на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу поконтракту, призыве на военные сборы, медицинского переосвидетельствованияграждан, ранее признанных ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья,а также для осуществления иных мероприятий, связанных с призывом илипоступлением граждан на военную службу по контракту и призывом на военныесборы, органы исполнительной власти в Российской Федерации и органы местногосамоуправления обязаны обеспечивать предоставление оборудованных территорий ипомещений, медикаментов, медицинского оборудования, инструментария, имущества,транспорта, привлекать для проведения указанных мероприятий необходимых врачей- специалистов, средний медицинский персонал, других специалистов и техническихработников.
Гражданам, участвующим в мероприятиях пообеспечению исполнения гражданами воинской обязанности или поступления гражданна военную службу по контракту, за время участия в указанных мероприятиях поместу их постоянной работы выплачивается средний заработок, им возмещаютсярасходы, связанные с наймом (поднаймом) жилья и оплатой проезда в другуюместность и обратно, а также командировочные расходы.
Исполнение гражданами воинской обязанностиили их поступление на военную службу по контракту может быть связано снекоторыми материальными проблемами. Ст. 6 Закона о воинской обязанностипосвящена разрешению этих проблем.
Граждане на время медицинскогоосвидетельствования, медицинского обследования или лечения для решения вопросово постановке их на воинский учет, об обязательной подготовке к военной службе,о призыве или добровольном поступлении на военную службу, призыве на военныесборы, а также на время исполнения ими других обязанностей, связанных своинским учетом, обязательной подготовкой к военной службе, призывом илидобровольным поступлением на военную службу и призывом на военные сборы,освобождаются от работы или учебы с сохранением за ними места постоянной работыили учебы и выплатой среднего заработка или стипендии по месту постояннойработы или учебы в размере не более 10 минимальных размеров оплаты труда, имвозмещаются расходы, связанные с наймом (поднаймом) жилья и оплатой проезда отместа жительства (работы, учебы) и обратно, а также командировочные расходы.
Граждане на время прохождения военныхсборов освобождаются от работы или учебы с сохранением за ними места постояннойработы или учебы и выплатой среднего заработка или стипендии по меступостоянной работы или учебы в размере не более 10 минимальных размеров оплатытруда. Им выплачиваются также оклад по воинской должности, предусмотреннойштатом воинской части, корабля, учреждения, организации Вооруженных СилРоссийской Федерации, других войск, воинских формирований и органов (далее — воинская часть), оклад по воинскому званию и возмещаются командировочныерасходы за время нахождения в пути.
За нарушение правил в данной областивлечет ответственность граждан и должностных лиц.
Так, в случае неявки граждан в указанные вповестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет,место и срок без уважительных причин, а также в иных случаях, установленныхнастоящим Федеральным законом, они привлекаются к ответственности всоответствии с законодательством Российской Федерации.
Уважительными причинами неявки гражданинапо повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинскийучет, при условии документального подтверждения причины неявки являются:
1. заболевание или увечье гражданина,связанные с утратой трудоспособности;
2. тяжелое состояние здоровья отца,матери, жены, мужа, сына, дочери, родного брата, родной сестры, дедушки,бабушки или усыновителя гражданина либо участие в похоронах указанных лиц;
3. препятствие, возникшее в результатедействия непреодолимой силы, или иное обстоятельство, не зависящее от волигражданина;
4. иные причины, признанные уважительнымипризывной комиссией, комиссией по первоначальной постановке на воинский учет(военным комиссаром — для граждан, призываемых на военную службу из запаса) илисудом.
4. Воинский учет.
Граждане обязаны состоять на воинскомучете, за исключением граждан:
1. освобожденных от исполнения воинскойобязанности в соответствии с настоящим Федеральным законом;
2. проходящих военную службу илиальтернативную гражданскую службу;
3. отбывающих наказание в виде лишениясвободы;
4. женского пола, не имеющихвоенно-учетной специальности;
5. постоянно проживающих за пределамиРоссийской Федерации.
Порядок и особенности воинского учетаграждан, проходящих службу в органах внутренних дел, учреждениях и органахуголовно — исполнительной системы и федеральных органах налоговой полиции,определяются Правительством Российской Федерации.
Воинский учет граждан осуществляется поместу их жительства военными комиссариатами. В населенных пунктах, где нетвоенных комиссариатов, первичный воинский учет осуществляется органами местногосамоуправления.
Воинский учет граждан, имеющих воинскиезвания офицеров и пребывающих в запасе Службы внешней разведки РоссийскойФедерации и органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации,осуществляется указанными органами в том же порядке.
Воинский учет граждан осуществляется вдокументарной форме. Документы воинского учета должны содержать следующиесведения о гражданине:
1. фамилия, имя и отчество;
2. дата рождения;
3. место жительства;
4. семейное положение;
5. образование;
6. место работы;
7. годность к военной службе по состояниюздоровья;
8. профессиональная пригодность кподготовке по военно-учетным специальностям и к военной службе на воинскихдолжностях;
9. основные антропометрические данные;
10. прохождение военной службы илиальтернативной гражданской службы;
11. прохождение военных сборов;
12. владение иностранными языками;
13. наличие военно-учетных и гражданскихспециальностей;
14. наличие первого спортивного разрядаили спортивного звания;
15. возбуждение или прекращение вотношении гражданина уголовного дела;
16. наличие судимости;
17. бронирование гражданина, пребывающегов запасе, за органом государственной власти, органом местного самоуправленияили организацией на период мобилизации и в военное время.
Сбор, хранение, использование ираспространение сведений, содержащихся в документах воинского учета,осуществляются в соответствии с федеральным законом.
Граждане, постоянно проживающие запределами Российской Федерации и изъявившие желание проходить военную службу попризыву на воинских должностях, замещаемых солдатами, матросами, сержантами истаршинами в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинскихформированиях и органах, могут быть поставлены на воинский учет в военныхкомиссариатах на территории Российской Федерации в порядке, определяемомПоложением о воинском учете, при условии заключения и ратификации РоссийскойФедерацией соответствующих международных договоров.
В соответствии со ст. 9 Закона о воинскойобязанности, первоначальная постановка на воинский учет граждан мужского полаосуществляется в период с 1 января по 31 марта в год достижения ими возраста 17лет комиссией по постановке граждан на воинский учет, создаваемой в районе,городе без районного деления или ином равном им муниципальном (административно- территориальном) образовании.
Должностные лица организаций илиобразовательных учреждений обязаны обеспечивать гражданам, работающим илиобучающимся в указанных организациях или учреждениях, возможность своевременнойявки по повестке военного комиссариата для постановки на воинский учет.
В случае, если граждане, подлежащиепостановке на воинский учет, не работают и не учатся, они при полученииповестки военного комиссариата обязаны лично прибыть в военный комиссариат поместу жительства для первоначальной постановки на воинский учет.
Первоначальная постановка на воинский учетграждан женского пола после получения ими военно-учетной специальности, а такжелиц, получивших гражданство Российской Федерации, осуществляется военнымкомиссариатом в течение всего календарного года.
Комиссия по постановке граждан на воинскийучет утверждается главой органа местного самоуправления (местной администрации)в следующем составе:
1) военный комиссар района, города безрайонного деления или иного равного им муниципального (административно — территориального) образования (далее — военный комиссар) либо заместительвоенного комиссара — председатель комиссии;
2) специалист по профессиональномупсихологическому отбору;
3) секретарь комиссии;
4) врачи — специалисты.
Комиссия по постановке граждан на воинскийучет обязана организовать медицинское освидетельствование граждан, определитьих годность к военной службе по состоянию здоровья, провести мероприятия попрофессиональному психологическому отбору граждан для определения ихпригодности к подготовке по военно-учетным специальностям и принять решение опостановке гражданина на воинский учет либо внести на рассмотрение призывнойкомиссии вопрос о зачислении в запас гражданина, признанного ограниченно годнымк военной службе, или вопрос об освобождении от исполнения воинской обязанностигражданина, признанного не годным к военной службе.
Председатель комиссии по постановкеграждан на воинский учет или по его поручению секретарь комиссии обязанобъявить гражданам решение комиссии и разъяснить их обязанности по воинскомуучету.
В целях обеспечения воинского учетаграждане обязаны:
1. состоять на воинском учете по местужительства в военном комиссариате, в населенном пункте, где нет военныхкомиссариатов, — в органах местного самоуправления, а граждане, имеющиевоинские звания офицеров и пребывающие в запасе Службы внешней разведки РоссийскойФедерации и органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации, — вуказанных органах;
2. явиться в установленные время и местопо вызову (повестке) в военный комиссариат или иной орган, осуществляющийвоинский учет, по месту жительства или месту временного пребывания;
3. при увольнении с военной службы в запасВооруженных Сил Российской Федерации явиться в двухнедельный срок со дняисключения их из списков личного состава воинской части в военный комиссариатили иной орган, осуществляющий воинский учет, по месту жительства дляпостановки на воинский учет;
4. сообщить в двухнедельный срок в военныйкомиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет, по месту жительстваоб изменении семейного положения, образования, места работы или должности,места жительства в пределах района, города без районного деления или иногомуниципального образования;
5. сняться с воинского учета при переездена новое место жительства или место временного пребывания (на срок более трехмесяцев), а также при выезде из Российской Федерации на срок свыше шестимесяцев и встать на воинский учет в двухнедельный срок по прибытии на новоеместо жительства, место временного пребывания или возвращении в РоссийскуюФедерацию;
6. бережно хранить военный билет (временноеудостоверение, выданное взамен военного билета), а также удостоверениегражданина, подлежащего призыву на военную службу. В случае утраты указанныхдокументов в двухнедельный срок обратиться в военный комиссариат или инойорган, осуществляющий воинский учет, по месту жительства для решения вопроса ополучении документов взамен утраченных.
Граждане, подлежащие призыву на военнуюслужбу, выезжающие в период проведения призыва на срок более трех месяцев сместа жительства, должны лично сообщить об этом в военный комиссариат или инойорган, осуществляющий воинский учет, по месту жительства.
5. Призыв граждан на военную службу.Отсрочки от призыва на военную службу.
Призыву на военную службу подлежат:
а) граждане мужского пола в возрасте от 18до 27 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учете и не пребывающиев запасе (далее — граждане, не пребывающие в запасе);
б) граждане мужского пола в возрасте от 18до 27 лет, окончившие государственные, муниципальные или имеющиегосударственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки(специальностям) негосударственные образовательные учреждения высшегопрофессионального образования и зачисленные в запас с присвоением воинскогозвания офицера (далее — граждане, зачисленные в запас с присвоением воинскогозвания офицера).
На военную службу не призываются граждане,которые в соответствии с настоящим Федеральным законом освобождены отисполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждане, которымпредоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждане, неподлежащие призыву на военную службу.
Призыв граждан на военную службуосуществляется на основании указов Президента Российской Федерации.
Решение о призыве граждан на военнуюслужбу может быть принято только после достижения ими возраста 18 лет.
Граждане мужского пола, зачисленные взапас с присвоением воинского звания офицера, призванные на военную службу,имеют статус военнослужащих, проходящих военную службу по контракту.Особенности прохождения ими военной службы определяются настоящим Федеральнымзаконом и Положением о порядке прохождения военной службы, утверждаемымПрезидентом Российской Федерации.
От призыва на военную службу освобождаютсяграждане:
а) признанные не годными или ограниченногодными к военной службе по состоянию здоровья;
б) проходящие или прошедшие военную службув Российской Федерации;
в) проходящие или прошедшие альтернативнуюгражданскую службу;
г) прошедшие военную службу в другомгосударстве;
д) имеющие ученую степень кандидата наукили доктора наук;
е) в случае гибели (смерти) отца, матери,родного брата, родной сестры в связи с исполнением ими обязанностей военнойслужбы.
ж) отбывающие наказание в видеобязательных работ, исправительных работ, ограничения свободы, ареста или лишениясвободы;
з) имеющие неснятую или непогашеннуюсудимость за совершение преступления;
и) в отношении которых ведется дознаниелибо предварительное следствие или уголовное дело в отношении которых переданов суд.
Отсрочка от призыва на военную службу предоставляетсягражданам:
а) признанным в установленном настоящимФедеральным законом порядке временно не годными к военной службе по состояниюздоровья, — на срок до одного года;
б) занятым постоянным уходом за отцом,матерью, женой, родным братом, родной сестрой, дедушкой, бабушкой илиусыновителем, если отсутствуют другие лица, обязанные по закону содержатьуказанных граждан, а также при условии, что последние не находятся на полномгосударственном обеспечении и нуждаются по состоянию здоровья в соответствии сзаключением органа государственной службы медико-социальной экспертизы по местужительства граждан, призываемых на военную службу, в постоянном постороннемуходе (помощи, надзоре) или являются инвалидами первой или второй группы,достигли пенсионного возраста по старости или не достигли возраста 18 лет;
в) имеющим ребенка, воспитываемого безматери;
г) имеющим двух и более детей;
д) имеющим ребенка в возрасте до трех лет;
е) мать (отец) которых кроме них имеетдвух и более детей в возрасте до восьми лет или инвалида с детства ивоспитывает их без мужа (жены);
ж) поступившим на работу по специальностинепосредственно по окончании образовательных учреждений высшегопрофессионального образования на условиях полного рабочего дня вгосударственные организации, перечень которых определяется ПравительствомРоссийской Федерации, — на время этой работы;
з) окончившим государственные,муниципальные или имеющие государственную аккредитацию по соответствующимнаправлениям подготовки (специальностям) негосударственные образовательныеучреждения высшего профессионального образования и проходящим службу в органахвнутренних дел, учреждениях и органах уголовно — исполнительной системы,федеральных органах налоговой полиции и таможенных органах Российской Федерации,а также обучающимся в образовательных учреждениях указанных органов илиокончившим данные образовательные учреждения и получившим специальные звания, — на время службы в этих органах.
Право на получение отсрочки от призыва навоенную службу
имеют также граждане:
а) обучающиеся по очной форме обучения вгосударственных, муниципальных или имеющих государственную аккредитацию посоответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственныхобразовательных учреждениях начального профессионального, среднегопрофессионального или высшего профессионального образования, — на времяобучения.
Право на указанную отсрочку от призыва навоенную службу предоставляется не более двух раз (для полученияпрофессионального образования данного и более высокого уровня в любых двух изуказанных типов образовательных учреждений).
Граждане имеют право на отсрочку дляполучения профессионального образования в случае повторного поступления вобразовательные учреждения профессионального образования данного уровня, атакже в случаях однократного использования академического отпуска илиоднократного перевода в другое образовательное учреждение профессиональногообразования данного уровня, если ранее указанная отсрочка им предоставлялась неболее одного раза;
б) получающие послевузовскоепрофессиональное образование по очной форме обучения в государственных,муниципальных или имеющих государственную аккредитацию по соответствующимнаправлениям подготовки (специальностям) негосударственных образовательныхучреждениях высшего профессионального образования и научных учреждениях,имеющих лицензии на ведение образовательной деятельности по образовательнымпрограммам послевузовского профессионального образования, — на время обучения изащиты квалификационной работы;
в) имеющие высшее педагогическоеобразование и постоянно работающие на педагогических должностях вгосударственных, муниципальных или имеющих государственную аккредитацию посоответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственныхсельских образовательных учреждениях, — на время этой работы;
г) постоянно работающие врачами в сельскойместности, — на время этой работы;
д) которым это право дано на основанииуказов Президента Российской Федерации.
Ст.25 Закона о воинской обязанностиопределяет сроки призыва граждан на военную службу.
Призыв на военную службу граждан, непребывающих в запасе, осуществляется два раза в год с 1 апреля по 30 июня и с 1октября по 31 декабря на основании указов Президента Российской Федерации заследующими исключениями:
а) граждане, проживающие в отдельныхрайонах Крайнего Севера, перечень которых определяется Генеральным штабомВооруженных Сил Российской Федерации, призываются на военную службу с 1 мая по30 июня;
б) граждане, проживающие в сельскойместности и непосредственно занятые на посевных и уборочных работах,призываются на военную службу с 15 октября по 31 декабря;
в) граждане, являющиеся педагогическимиработниками образовательных учреждений, призываются на военную службу с 1 маяпо 30 июня.
2. Призыв на военную службу граждан,зачисленных в запас с присвоением воинского звания офицера, осуществляется всроки, устанавливаемые Президентом Российской Федерации.
Призыв на военную службу граждан, непребывающих в запасе, включает:
1. явку на медицинское освидетельствованиеи заседание призывной комиссии;
2. явку в военный комиссариат для отправкик месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате доотправки к месту прохождения военной службы.
Призыв на военную службу указанных гражданорганизует глава органа местного самоуправления совместно с военным комиссароми осуществляет призывная комиссия, которая создается в каждом районе, городебез районного деления, ином муниципальном образовании решением главы органаместного самоуправления (далее — призывная комиссия).
Организация призыва на военную службу.
Призыв на военную службу граждан,зачисленных в запас с присвоением воинского звания офицера, включает:
1. явку на медицинское освидетельствованиеи к военному комиссару для принятия решения о призыве на военную службу;
2. явку в военный комиссариат и получениепредписания для убытия к месту прохождения военной службы.
Призыв на военную службу указанных гражданорганизует и осуществляет военный комиссар.
На мероприятия, связанные с призывом навоенную службу, граждане вызываются повестками военного комиссариата.
Порядок призыва граждан на военную службуопределяется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами,указами Президента Российской Федерации, Положением о призыве на военнуюслужбу, утверждаемым Правительством Российской Федерации и другими нормативнымиправовыми актами Российской Федерации.
В состав призывной комиссии включаются:
1. заместитель главы органа местногосамоуправления — председатель комиссии;
2. военный комиссар — заместительпредседателя комиссии;
3. секретарь комиссии;
4. врач, руководящий работой помедицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу;
5. представитель соответствующего органавнутренних дел;
6. представитель соответствующего органауправления образованием.
В состав призывной комиссии могутвключаться представители других органов и организаций.
При призыве на военную службу граждан, непребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности поорганизации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию вотношении их одного из следующих решений:
1. о призыве на военную службу;
2. о направлении на альтернативнуюгражданскую службу;
3. о предоставлении отсрочки от призыва навоенную службу;
4. об освобождении от призыва на военнуюслужбу;
5. о зачислении в запас;
6. об освобождении от исполнения воинскойобязанности.
При призыве на военную службу граждан,зачисленных в запас с присвоением воинского звания офицера, указанныеобязанности возлагаются на военного комиссара.
В случае уклонения граждан от призыва навоенную службу призывная комиссия или военный комиссар направляютсоответствующие материалы прокурору по месту жительства указанных граждан длярешения вопроса о привлечении их к ответственности в соответствии сзаконодательством Российской Федерации.
При принятии решения о призыве на военнуюслужбу граждан, не пребывающих в запасе, призывная комиссия определяет вид ирод войск Вооруженных Сил Российской Федерации, другие войска, воинскиеформирования и органы, в которых указанные граждане будут проходить военнуюслужбу.
На призывную комиссию возлагаются такжеобязанности по организации медицинского освидетельствования граждан, изъявившихжелание поступить в военные образовательные учреждения профессиональногообразования, и принятию решения о направлении их для сдачи конкурсныхвступительных экзаменов или об отказе в таком направлении.
Призывная комиссия (военный комиссар — дляграждан, призываемых на военную службу из запаса) принимает соответствующиерешения на основании настоящего Федерального закона, других федеральныхзаконов, Положения о призыве на военную службу и иных нормативных правовыхактов Российской Федерации.
Председатель призывной комиссии (военныйкомиссар) объявляет решение гражданину, в отношении которого оно принято, и потребованию гражданина выдает ему копию решения.
Решение призывной комиссии может бытьобжаловано гражданином в установленный законодательством Российской Федерациисрок со дня получения гражданином копии указанного решения в призывную комиссиюсоответствующего субъекта Российской Федерации или в суд, а решение военногокомиссара — военному комиссару соответствующего субъекта Российской Федерацииили в суд. Жалоба гражданина должна быть рассмотрена в пятидневный срок со дняее поступления в призывную комиссию соответствующего субъекта РоссийскойФедерации или военному комиссару соответствующего субъекта РоссийскойФедерации. В этом случае выполнение решения призывной комиссии или военногокомиссара приостанавливается до вынесения решения призывной комиссиейсоответствующего субъекта Российской Федерации, военным комиссаромсоответствующего субъекта Российской Федерации или вступления в законную силурешения суда.
Решением главы органа исполнительнойвласти субъекта Российской Федерации создается призывная комиссия субъектаРоссийской Федерации, в состав которой включаются:
1. заместитель главы органа исполнительнойвласти субъекта Российской Федерации — председатель комиссии;
2. военный комиссар субъекта РоссийскойФедерации — заместитель председателя комиссии;
3. секретарь комиссии;
4. врачи — специалисты, участвующие впроведении медицинского освидетельствования и медицинского осмотра граждан;
5. представитель органа внутренних делсубъекта Российской Федерации;
6. представитель органа исполнительнойвласти субъекта Российской Федерации по образованию.
В состав призывной комиссии субъектаРоссийской Федерации могут включаться представители других органов иорганизаций субъекта Российской Федерации.
Призывная комиссия субъекта РоссийскойФедерации:
1. организует медицинский осмотр граждан,не пребывающих в запасе, призванных на военную службу, перед направлением их кместу прохождения военной службы, а также контрольное медицинскоеосвидетельствование граждан, получивших освобождение от призыва на военнуюслужбу по состоянию здоровья, и граждан, заявивших о несогласии с заключениямио их годности к военной службе по результатам медицинского освидетельствования;
2. осуществляет методическое руководстводеятельностью призывных комиссий;
3. проверяет правильность предоставлениягражданам отсрочек и освобождений от призыва на военную службу;
4. контролирует обоснованность направленияграждан для прохождения военной службы в видах и родах войск Вооруженных СилРоссийской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах;
5. рассматривает жалобы граждан,призываемых на военную службу, на решения призывных комиссий.
Призывная комиссия субъекта РоссийскойФедерации имеет право отменять решения нижестоящих призывных комиссий.
Решение призывной комиссии субъектаРоссийской Федерации по жалобе гражданина может быть обжаловано им в суд вустановленный законодательством Российской Федерации срок со дня получениякопии указанного решения. Решение призывной комиссии приостанавливается довступления в законную силу решения суда.
Граждане, подлежащие призыву на военнуюслужбу, проходят медицинское освидетельствование врачами — специалистами:терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом,оториноларингологом, стоматологом, а в случае необходимости — врачами другихспециальностей.
В случае невозможности дать медицинскоезаключение о годности гражданина к военной службе на месте указанный гражданиннаправляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование вмедицинское учреждение, расположенное на территории субъекта РоссийскойФедерации, в котором он проживает.
Врачи, руководящие работой по медицинскомуосвидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, порезультатам медицинского освидетельствования дают заключение о годностиуказанных граждан к военной службе по следующим категориям:
А — годен к военной службе;
Б — годен к военной службе снезначительными ограничениями;
В — ограниченно годен к военной службе;
Г — временно не годен к военной службе;
Д — не годен к военной службе.
Порядок организации и проведениямедицинского освидетельствования граждан, подлежащих призыву на военную службу,определяется Положением о военно — врачебной экспертизе, утверждаемымПравительством Российской Федерации.
По согласованию с командиром (начальником)воинской части (военно — медицинского учреждения) для медицинскогоосвидетельствования граждан, подлежащих призыву на военную службу, могут привлекатьсявоенные врачи — специалисты.
Финансирование медицинскогоосвидетельствования и медицинского обследования граждан, подлежащих призыву навоенную службу, осуществляется в порядке, определяемом ПравительствомРоссийской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Ст.31 Закона о воинской обязанностиуказывает обязанности граждан, подлежащих призыву на военную службу.
Граждане, не пребывающие в запасе,подлежащие призыву на военную службу, обязаны явиться по повестке военногокомиссариата на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссииили для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы, а такженаходиться в военном комиссариате до отправки к месту прохождения военнойслужбы.
Граждане, подлежащие призыву на военнуюслужбу, обязаны получать повестки военного комиссариата под расписку. Повесткивручаются гражданам работниками военного комиссариата или по месту работы(учебы) гражданина руководителями, другими ответственными за военно-учетнуюработу должностными лицами (работниками) организаций, а также ответственными завоенно-учетную работу должностными лицами органов местного самоуправления. Вповестках должны быть указаны правовые последствия невыполнения гражданамиизложенных в них требований.
В случае невозможности вручения повестокгражданам, подлежащим призыву на военную службу, указанными работниками,руководителями или должностными лицами обеспечение их прибытия на мероприятия,связанные с призывом на военную службу, возлагается на соответствующие органывнутренних дел на основании письменного обращения военного комиссара.
Граждане мужского пола, зачисленные взапас с присвоением воинского звания офицера, обязаны явиться по повесткевоенного комиссариата на медицинское освидетельствование, а также к военному комиссарудля принятия решения о призыве на военную службу и получения предписания дляубытия к месту военной службы.
В случае неявки без уважительных причингражданина по повестке военного комиссариата на мероприятия, связанные спризывом на военную службу, указанный гражданин считается уклоняющимся отвоенной службы и привлекается к ответственности в соответствии сзаконодательством.
Заключение
«Защита Отечества является долгом иобязанностью гражданина Российской Федерации»,- гласит Конституция РФ. Закреплениеэтого «святого» долга и обязанности гражданина РФ, на столь высокомзаконодательном уровне, неслучайно. Со мной, я думаю, согласится каждый, еслискажу, миру –мир! Но кто должен обеспечить мир для мира, как не мы с вами!
Конституция РФ указывает, что военнуюслужбу граждане РФ осуществляют в соответствии с федеральным законом. 28 марта1998 г. был принят Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе».Данный закон осуществляет правовое регулирование в области воинской обязанностии военной службы.
Что же такое воинская обязанность?Воинская обязанность граждан Российской Федерации, предусматривает:
1. воинский учет;
2. обязательную подготовку к военнойслужбе;
3. призыв на военную службу;
4. прохождение военной службы по призыву;
5. пребывание в запасе;
6. призыв на военные сборы и прохождениевоенных сборов в период пребывания в запасе.
Исполнение гражданами воинской обязанностиобеспечивают в пределах своей компетенции органы государственной власти, иныегосударственные органы и учреждения, органы местного самоуправления,организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности иих должностные лица.
Знание основ законодательства о военнойслужбе и воинской обязанности нам необходимо хотя бы по двум причинам:во-первых, по тому, что половина населения является военнообязанной, аво-вторых, возможно, что после завершения обучения, по специальности«юриспруденция», мы займем свои (подобающие) места в системе исполнительнойвласти РФ. Я думаю, эти аргументы основательны.
Список литературы
1. Конституция РФ 1993 года.
2. Комментарий к Конституции РФ. Под ред.Окунькова Л.А. М. 1996 г.
3. Федеральный Закон «О воинскойобязанности и военной службе» от 28.03.1998 года.
4. Федеральный Закон «Об обороне» от31.05.1996 года.
5. Федеральный Закон «О статусевоеннослужащих» от 22.01.1993 года
6. Д.М. Овсянко «Административное право»


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат «патриотическое воспитание на уроках русского языка и литературы»
Реферат Социологический подход к исследованию общественного мнения воинского коллектива
Реферат Сравнительный анализ инвестиционной деятельности в машиностроительной отрасли в России и за рубе
Реферат Depression Essay Research Paper Everyone goes through
Реферат Система бюджетирования рекламной деятельности предприятия
Реферат Проектирование автоматизированного рабочего места оператора нефтесливной железнодорожной эстакады
Реферат Внешне экономическая деятельность
Реферат Райнеггс, Якоб
Реферат Организация бронхолегочной системы человека. Значение и функции
Реферат Аристотель о государстве и праве
Реферат Організація охорони праці на виробництві 2
Реферат Концепція управління інноваційною діяльністю
Реферат Способы перевода реалий русского языка на французский на примере художественных и публицистическ
Реферат Протест против наркомании в романе Ч Айтматова Плаха
Реферат Национальный состав населения РФ