Вырешили организовать свою фирму для занятия тем или иным видомпредпринимательской деятельности, для начала вы должны решить какойорганизационно- правовой формой вы её наделите, действующим законодательствомпредусмотрен исчерпывающий перечень таких форм для коммерческих организаций (некоммерческие формы в данной статье не рассматриваются), наиболеераспространенной на сегодняшний день является такая форма организации какОбщество с ограниченной ответственностью (ООО).
Насегодняшний день открывая фирму лицо выбирает между Акционерным обществом (АО)и ООО, на мой взгляд, последнее предпочтительнее поскольку после того как вызарегистрировали АО вы будете обязаны зарегистрировать выпуск акций, посколькуакционерным обществом признается коммерческая организация, уставный капиталкоторой разделен на определенное число акций, удостоверяющих обязательственныеправа участников общества (акционеров) по отношению к обществу. Регистрациявыпуска акций сводится к предоставлению в регистрирующий орган необходимогонабора документов и сведений с последующим присвоением в установленном порядкерегистрационного номера данному выпуску ценных бумаг, подобная процедуратребует значительного времени и усилий и затягивать её нельзя, так какдействующим законодательством предусмотрено, что документы в регистрирующийорган должны быть представлены не позднее месяца со дня государственнойрегистрации АО и не позднее трех месяцев со дня принятия решения о выпускеценных бумаг. Решение об увеличении или уменьшении уставного капитала АО влечетизменения не только в учредительных документах (эти изменения должны бытьзарегистрированы в Регистрационной палате Санкт-Петербурга), но и в составе иколичестве акций АО, в последнем случае вы будете обязаны опять такипредоставить набор необходимых документов и сведений в Санкт-Петербургскоерегиональное отделение Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг.
Итак,вы решили, что ваша фирма будет иметь такую организационно-правовую форму какООО. Для того чтобы вновь созданная фирма могла действовать в гражданскомобороте она должна быть зарегистрирована. В Санкт-Петербурге регистрацию всехвидов юридических лиц, как вновь создаваемых, так и созданных в результатереорганизации ( за исключением общественных и религиозных объединений)осуществляет Регистрационная палата Санкт-Петербурга. Для того чтобызарегистрировать вашу фирму вы должны предоставить в Рег. Палату наборнеобходимых документов, причем в зависимости от избранной вамиорганизационно-правовой формы перечень этих документов будет разный, вы можетесамостоятельно ознакомиться с этим перечнем непосредственно в Рег.палате(информация вывешивается на стендах).
Длярегистрации ООО вам необходимо будет подготовить следующий перечень документов:
заявлениеучредителя(лей) о регистрации (на бланке палаты или в произвольной форме) — 1экз.
квитанция(платежное поручение) об уплате регистрационного сбора за государственнуюрегистрацию юридического лица, для ООО в размере 5 МРОТ – если размер уставногокапитала не превышает 250 МРОТ и 2% от уставного капитала, если его размерпревышает 250 МРОТ)- 1 экз.
(квитанцияСбербанка в подлиннике или копия платежного поручения, заверенная банком);
решениеоргана, уполномоченного на то законом и учредительными документами юридическоголица — учредителя (собственника имущества): — о создании или об участии всоздании нового юридического лица, о порядке, способе и сроках наделения егоимуществом (протоколы общих собраний, Советов и других органов и т.п.) — еслиучредителями выступают юридические лица — 1 экз.;
надлежащезаверенные копии уставов учредителей — юридических лиц, с данными об ихгосударственной регистрации и ксерокопии Свидетельств (Решений, Распоряжений,Постановлений и т. п.) о государственной регистрации юридического лица — еслиучредителями выступают юридические лица;
решениегражданина — учредителя (собственника имущества) о создании юридического лица,об утверждении его устава; о порядке, способе и сроках наделения его имуществом(об оценке неденежного вклада — в случае наделения юридического лица неденежнымвкладом); о формировании органов управления в соответствии с уставом — еслиединственным учредителем выступает физическое лицо — 1 экз.;
общегражданскиепаспорта учредителей — физических лиц.
учредительныйдоговор, подписанный всеми учредителями учреждаемого общества, в случае еслионо учреждается двумя или более лицами — 2 экз. (в случае внесения в качествевклада в уставный капитал недвижимого имущества договор подлежит регистрации ворганах, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимоеимущество и сделок с ним в соответствии со ст. 164 ГК РФ, ст. 4 Федеральногозакона “О Государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок сним”);
устав,утвержденный учредителями — 2 экз.;
протоколучредительного собрания (собрания учредителей), на котором решены вопросы: осоздании юридического лица, об утверждении его устава; о порядке, способе и срокахнаделения его имуществом (об оценке неденежного вклада — в случае наделенияюридического лица неденежным вкладом); о формировании органов управления всоответствии с уставом — если учредителями выступают два и более лица(физических и (или) юридических); протокол должен быть подписан председателем исекретарем собрания, а в случаях, когда для данного вида организации законом непредусмотрено наличие договора о создании (учредительного договора) протоколрекомендуется подписать всем учредителям — в — 1 экз.;
документо формировании 50% уставного капитала (минимальный размер: 100 МРОТ для ООО) намомент регистрации (в частности: справка банка о внесении учредителямиконкретной суммы в качестве вклада в уставный капитал конкретного общества;свидетельство нотариуса о депонировании средств в счет выполнения обязательствпо оплате уставного капитала конкретного общества; при внесении вещевоговклада: протокол учредительного собрания или акт оценки всеми учредителямииндивидуально определенных вещей с указанием, какие именно вещи и на какуюсумму вносит каждый из учредителей к моменту гос. регистрации)- 1 экз;
актоценки неденежного вклада независимым оценщиком (аудитором) — внесении вкладовв уставный капитал общества с ограниченной ответственностью неденежным вкладомна сумму свыше 200 МРОТ — 1 экз;
документы,подтверждающие государственную регистрацию эмиссии ценных бумаг — 1 экз. и
выпискаиз реестра владельцев именных ценных бумаг — 1 экз. — если вкладом в имуществосоздаваемой организации являются эмиссионные ценные бумаги;
документы,подтверждающие зарегистрированное право собственности учредителя на недвижимоеимущество — если вкладом в имущество создаваемой организации (уставный,складочный капитал, паевой фонд и т.п.) является недвижимое имущество или правона недвижимое имущество.
Есливы не разбираетесь достаточно хорошо в вопросах права то вам лучше всегообратиться для подготовки вышеперечисленных документов к квалифицированномуюристу или в юридическую фирму, занимающуюся регистрацией юридических лиц.
Оченьмного вопросов вызывает момент формирования уставного капитала, вам следуетзнать, что согласно закону вкладом в уставной капитал ООО могут быть деньги,ценные бумаги, другие вещи или имущественные права, имеющие денежную оценку.Документы необходимые для оформления внесения в уставной капитал вкладов, взависимости от того, что вы вносите вы можете найти в вышеперечисленном списке.Размер уставного капитала должен быть не менее 100 МРОТ, однако на моментрегистрации, можно оплатить только 50%, следовательно вы можете внести 50 МРОТ,а оставшиеся 50 МРОТ в течение срока, который определен учредительнымдоговором, но этот срок не может превышать одного года с моментагосударственной регистрации ООО.
Чтокасается юридического адреса фирмы, который указывается в учредительныхдокументах, подаваемых в Рег.палату, вам следует знать, что вы не можетевписать адрес своей квартиры или пустующей квартиры своего друга, решившеголюбезно предоставить вам ее для этих целей. Согласно действующему законодательству( п.2 ст. 671 Гражданского кодекса РФ) юридическое лицо может использоватьжилое помещение только для проживания граждан Однако, вы можете использоватьжилое помещение в качестве почтового адреса, который указывается вучредительных документах отдельно, в качестве же юридического адреса можетвыступать только объект нежилого фонда. Вам следует заключить договор арендысоответствующего помещения, предварительно потребовав у стороны, с которойзаключается договор копию свидетельства о праве собственности на это помещение.Договор аренды и копия свидетельства о праве на жилое помещение потребуются вдальнейшем для постановки на учет в государственных внебюджетных фондах.
Позакону государственная регистрация вновь созданной коммерческой организации(ООО) осуществляется Рег. Палатой в течении трех дней, но прежде чем выдоживете до этого сладостного момента вам предстоит выстоять не один день вочереди для того чтобы подать документы на регистрацию и ещё не факт, что вашафирма будет зарегистрирована, поскольку если содержание или сама формаучредительных документов не будет соответствовать установленнымзаконодательством требованиям вам их вернут и вся процедура начнется с начала.
Новот вы зарегистрировались и получили свидетельство о государственной регистрации,а также зарегистрированный устав и учредительный договор, если таковойзаключался, теперь необходимо встать на учет в:
Органегосударственной статистики. Целью постановки является назначениеклассификационных кодов организации и включение в Единый государственныйрегистр предприятий и организаций (ЕГРПО). Классификационные коды являютсянеобходимыми исходными данными при постановке на учет в других государственныхорганах, открытии банковских счетов и во многих иных случаях. Поэтомупостановка на учет в органах государственной статистики предшествует всемостальным аналогичным процедурам и производится сразу после государственнойрегистрации следующим образом. Руководитель обращается в соответствующий ( поместу регистрации) районный орган ГС, представляет в него копии или подлинникиучредительных документов ООО и свидетельство о государственной регистрации. Наосновании этого служба ведения ЕГРПО органа статистики определяет и присваиваетклассификационные коды. Решение органа ГС о присвоении классификационных кодови включении в ЕГРПО отражается в Информационном письме, которое вручаетсяруководителю и служит основанием для последующих учетных процедур.
Государственномналоговом органе (ГНИ), вам необходимо будет предоставить: заявление поустановленной форме, нотариально заверенные копии учредительных документов;список учредителей; письмо уведомление о намерении открыть ссудный, валютный,депозитный или иные счета в дополнение к расчетному (текущему) икорреспондентскому. Рассмотрев указанные документы орган ГНИ: присваиваетидентификационный номер налогоплательщика, включает организацию в Госреестр,выдает справки о постановке на учет в налоговом органе и (при необходимости) онамерении налогоплательщика открыть ссудный, валютный, депозитный или иные счета,выдает информационное письмо о включении в Госреестр. На основании подлинниковсправок ГНИ банк открывает соответствующие счета и в 5-дневный срок извещает обэтом орган ГНИ.
ВПенсионном фонде ставится на учет в качестве работодателя-плательщика страховыхвзносов. Для постановки на учет в течение 30 дней со дня государственнойрегистрации в районное отделение фонда необходимо представить: заявлениеустановленной формы, нотариально заверенные копии учредительных документов,приказ на главного бухгалтера, паспортные данные генерального директора иглавного бухгалтера, договор аренды, информационное письмо органа статистики иГНИ. На основании этого оформляются учетные документы, организации выдаетсяизвещение, а в обслуживающий ее банк направляется справка извещение.
ВФонде обязательного медицинского страхования, как и в предыдущем случае,ставиться в 30-дневный срок в качестве плательщика страховых взносов. Учетосуществляется территориальным органом фонда по согласованию с соответствующиморганом ГНИ. Для постановки на учет необходимо предъявить: копии учредительныхдокументов, свидетельство о государственной регистрации, заполняется учетнаякарта установленного образца. Фонд присваивает регистрационный номер, фиксируетучетные данные и выдает: извещение страхователю с указанием учетных данных,размеров, сроков и форм отчетности; справку для предъявления в банк,подтверждающую постановку организации на учет в Фонде.
Фондесоциального страхования, для постановки на учет необходимо подать заявление произвольнойформы, предъявить копии учредительных документов и заполнить банк сведенийрегистрации. По завершении учетной процедуры Фонд выдает организации извещение,в котором указываются: регистрационный номер, размер страхового тарифа,платежные реквизиты, сроки платежей и отчетности.
Органызанятости населения. Учет осуществляется в районном центре (отделении)Государственного Фонда занятости населения. При постановке на учет подаетсязаявление, и предъявляются копии учредительных документов. Организацииприсваивается регистрационный номер и вручается извещение.
Кромевсех вышеописанных процедур вам необходимо будет получить печать фирмы, до тогокак вы будете вставать на учет в вышеописанные государственные внебюджетныефонды, данное условие является обязательным. Печать вы можете заказать в любойфирме осуществляющей подобный вид услуг, но помните, что вы должны будетепредоставить свидетельство о государственной регистрации вашей фирмы, а такжеучредительные документы.
И,наконец последнее, что касается банковского счета, его вы можете открыть толькопосле постановки на учет во всех фондах, кроме фонда занятости и естественнодля того чтобы осуществить этот последний этап вам необходимо будет представитьследующий перечень документов:
Заявлениена открытие счета, подписанное руководителем и главным бухгалтером.
Документо государственной регистрации. Копия должна быть нотариально заверена.
Копияили подлинник учредительных документов юридического лица. Копия должна бытьнотариально заверена. Копия (или подлинник) решения о создании должна бытьнотариально заверена.
Документ,подтверждающий постановку на учет в органах Государственной налоговой службыРоссийской Федерации.
Справкадля банка, подтверждающая постановку на учет в Пенсионном Фонде Российской Федерации.
Справкадля банка, подтверждающая постановку на учет в Территориальном Фондеобязательного медицинского страхования Российской Федерации.
Карточкиобразцов подписей и оттиска печати в 2-х экземплярах. Один экземпляр долженбыть заверен нотариально.
Приказ(распоряжение) о принятой в организации учетной политике, с указанием лица накоторое возложено право второй подписи.
Протоколсобрания учредителей ( решение учредителя) о выборе руководителя ( если неуказано в решении о создании или в договоре учредителей).
Документ,подтверждающий регистрацию в территориальных органах Госкомстата РФ.
Теперьесли вы успешно осуществили все процедуры вас можно поздравить и пожелатьуспехов в вашей дальнейшей деятельности. В заключение хотелось бы сказатьнесколько слов относительно юридических фирм оказывающих услуги по регистрацииюридических фирм. Если вы все-таки решили, что самостоятельная регистрация вамне под силу, то предварительно позвоните в несколько фирм оказывающих подобныеуслуги, сделав акцент, естественно, на сумму в которую вам обойдетсярегистрация и на сроки в которые она будет произведена, отдельнопоинтересуйтесь о цене за юридический адрес поскольку, как правило, вназываемую вам цену он не входит и идет отдельной строкой, также спросите оказаниекакого конкретно вида услуг входит в названную вам цену ( подготовкаучредительных документов, подача учредительных документов в регистрирующиеорганы, постановка на налоговый учет, постановка на учет в государственныхвнебюджетных фондах, изготовление печати, открытие банковского счета,составление приказа об учетной политике). Помните, что независимо от названныхцен в любом случае вы будете обязаны уплатить государственную пошлину зарегистрацию юридического лица, в размере 5 МРОТ для коммерческой организации, вчисло которых входит ООО, с размером уставного капитала до 250 МРОТ и 2% отуставного капитала, если его размер превышает 250 МРОТ.
ЮрисконсультЗАО Гарант СК Шамшева Наталья Васильевна
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.yurclub.ru/