Доклад выполнил: студент дневногоотделения группы 681 Андреенко С.В.
Министерство образования РоссийскойФедерации
Казанский государственный университетимени В.И. Ульянова-Ленина
Факультет налогобложения
2003г.
С1 января 2004 года глава 26.1 части второй Налогового кодекса РФ «Системаналогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (Единыйсельскохозяйственный налог)» начинает действовать в новой редакции. Федеральныйзакон от 11.11.2003 №147-ФЗ вноситконцептуальные изменения в эту главу.
Предыдущаяпопытка внедрить единый сельхозналог, предпринятая в 2002 году оказаласьнеудачной. Воспользоваться ей смогли единицы, поскольку в действующей сейчасредакции главы 26.1 отсутствует четкое определение, кто может переходить науплату единого сельхозналога, а также затруднено исчисление налоговой ставки. Внастоящее время единый сельхозналог исчисляется по оценочной стоимости земли.Однако в подавляющем большинстве регионов кадастровая оценка земли отсутствует.А если стоимость земли не установлена – невозможно рассчитать ставку единогосельхозналога. Поэтому основная масса сельских хозяйств сегодня вынужденаиспользовать общеустановленную систему, уплачивая налог на прибыль, НДС, ЕСН,налог на землю и т. д.
Крометого, действующая редакция главы 26.1 Налогового кодекса РФ не признаетсельскохозяйственными товаропроизводителями организации индустриального типа(птицефабрики, тепличные комбинаты, зверосовхозы, животноводческие комплексы ит.п.), поскольку объектом налогообложения определяются сельскохозяйственныеугодья, находящиеся в собственности, во владении и (или) в пользовании.
Вновой редакции сохраняется основной принцип специального налогового режима длясельхозтоваропроизводителей — замена единым сельхозналогом совокупностиналогов, определяющих основную налоговую нагрузку на сельскохозяйственныхтоваропроизводителей, за исключением ряда обязательных налоговых платежей, несвязанных с осуществлением деятельности по производству сельскохозяйственнойпродукции.
Дляорганизаций уплата единого сельхозналога заменит уплату налога на прибыльорганизаций, налога на имущество организаций, НДС и единого социального налога.Индивидуальные предприниматели облагают единым сельхозналогом только доходы,полученные от предпринимательской деятельности. Для них единый сельхозналогзаменит уплату НДС, налога на доходы физлиц (по доходам от предпринимательскойдеятельности), налог на имущество физлиц (в отношении имущества, используемогодля предпринимательской деятельности) и единый социальный налог.
Вто же время, у плательщиков единого сельхозналога сохраняется обязанность поуплате страховых платежей на обязательное пенсионное страхование.
С2004 года плательщиками единого сельскохозяйственного налога будут признаватьсяорганизации и индивидуальные предприниматели, производящие сельскохозяйственнуюпродукцию или выращивающие рыбу, осуществляющие ее первичную и последующуюпереработку и реализующие эту продукцию или рыбу. Главное условие, чтобы долядохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции иливыращенной ими рыбы составляла не менее 70 процентов.
Поновой системе единый сельхозналог прост в исчислении, а самое главное,уменьшится налогооблагаемая база. Сейчас налог берется с единицы земельнойплощади независимо от финансового результата деятельности хозяйства. С 1 января2004 года объектом налогообложения определяются доходы, уменьшенные на величинурасходов. Ставка единогоналога устанавливается в размере 6 процентов.
Одноиз главных достоинств новой системы – это изменение налогового периода, то есть срока уплаты налога.Сейчас налоговым периодом является квартал, при том, что доходы от урожая получают во втором полугодии, а впервом полугодии лишь расходуют средства. С 1 января 2004 года налоговым периодом станет календарный год, аотчетным периодом — полугодие. Соответственно, крестьяне будут платить в казну всего два раза в год.
Переходна уплату единого сельхозналога или возврат к общему режиму налогообложения,как и раньше, осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателямидобровольно. Не вправе перейти на специальный налоговый режим организации ипредприниматели: занимающиеся производством подакцизных товаров; перешедшие науплату ЕНВД; организации, имеющие филиалы. Следует отметить, что организацииили индивидуальные предприниматели, переведенные на уплату единогосельхозналога, не имеют права применять упрощенную систему налогообложения вотношении других осуществляемых ими видов деятельности.
Заявлениео переходе на уплату единого сельхозналога с 1 января подаетсясельхозтоваропроизводителем с 20 октября по 20 декабря предшествующего года вналоговый орган по месту учета или по месту жительства. Однако в 2004 году срокподачи заявления продлен до 01.02.2004. Вновь созданные организации ифизические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей,имеют право подать заявление о переходе на уплату единого сельхозналогаодновременно с подачей заявления о постановке на учет в налоговый орган. Приэтом они переходят на уплату единого сельскохозяйственного налога в текущемкалендарном году с момента постановки на учет в налоговом органе.