Реферат
на тему:Государственная служба в Украине:сущность и принципы.
выпускника дневного отделения ф-та гос.управления и международно-правовых отношений Одесской государственнойюридической академии Осадчего А.Ю.
Научный руководитель:д.ю.н., профессор
Одесса – 1999 г.
План.
Введение
Раздел 1.Сущность государственной службы.
Раздел2. Принципы государственной службы.
Раздел3. Правовой институт государственной службы.
Заключение.
Списокиспользованных источников.
Введение.
Государственная реформа, включающая в себя и административную реформу,проводимая сегодня в Украине направлена, прежде всего, на созданиегосударственного механизма, способного эффективно решать задачи и функции,стоящие перед современным демократическим правовым государством. Ключевое местов процессе реформирования системы государственного управления принадлежитинституту государственной службы, который продолжает и завершаеторганизационное оформление государственного механизма, а главное – делает этотмеханизм способным практически решать любые вопросы сферы государственногоуправления.[1]
С принятием Закона Украины «О государственной службе», не имеющегоаналогов в отечественной правотворческой практике, создана национальная системагосударственной службы. В законе легализированы ключевые понятия, относящиеся кинституту государственной службы, такие как «государственная служба»,«должность», определены основные принципы, на которых строится государственнаяслужба в Украине. На основании Конституции Украины и Закона Украины «Огосударственной службе» принято большое количество нормативно-правовых актов,регулирующих общественные отношения в сфере государственной службы. Насегодняшний день встает задача по дальнейшему повышению эффективностифункционирования государственного аппарата, обеспечения профессионализмагосударственных служащих. Несомненно, что дальнейшее развитие институтагосударственной службы должно основываться на накопленном за последние годыопыте правового регулирования и функционирования государственной службы,теоретического его осмысления, разрешения ряда возникших проблемных вопросов.Это и обуславливает актуальность данной работы, в которой сделана попыткараскрыть основные понятия и принципы организации и функционированиягосударственной службы в Украине.
Еще всоветский период в научной литературе достаточно широко освещалась проблематика государственной службы, хотя законодательная база этого институтапрактически отсутствовала. Среди современных ученых особо следует отметитьработы в данной области Д. Н. Бахраха, В. М. Манохина, Ю. Н. Старилова и рядадругих. К сожалению, на сегодняшний день, следует констатировать отсутствие вУкраине фундаментальных монографических исследований посвященных государственнойслужбе, хотя отдельные проблемы широко освещаются в специальной литературе.
Настоящаяработа состоит из трех разделов.
В первомразделе работы раскрывается понятие государственной службы, его место в системесоциально-полезной деятельности людей, анализируются различные видыгосударственной службы. Второй раздел посвящен основным принципам и вытекающимиз них функциям государственной службы. Анализу государственной службы какправового института посвящен третий раздел работы.
Взаключение работы представлены выводы.
Раздел 1.Сущность государственной службы.
Деятельностьгосударства, функционирование его управленческого аппарата осуществляются черезгосударственную службу, являющуюся особым институтом современного государства.Институт государственной службы делает механизм государства способнымпрактически решать любые вопросы в сфере государственного управления.
Насегодняшний день в мировой практике существует несколько подходов кгосударственной службе. В Англии и США концепция государственной службыпостроена на подчиненности ее в структуре государства. Задача государственнойслужбы здесь состоит в проведении в жизнь государственной политики иосуществлении экспертизы, характерно ограничение полномочий, государственнаяслужба не может выходить за пределы того, что установлено законом. В другихстранах (Франция, Япония) реализуется иная концепция государственной службы,основанной на идее государственной службы как лидера общества. В рамках данногоподхода государственная служба рассматривается как профессия, предполагающаяповышенный социальный статус и некоторые привилегии государственных служащих.Государственная служба сама может разрабатывать и проводить, а также направлятьразвитие общества.[2]Отечественное законодательство о государственной службе воплощает положения,характерные для обоих подходов. Именно на государственную службу возлагаетсязначительная доля ответственности за сохранение стабильности и принциповправового государства, за обеспечение прав и свобод человека и гражданина, т.е.достижение социальных целей, закрепленных Конституцией Украины. Таким образом,государственная служба, посредством деятельности лиц, занятых в ней, призванапретворять в жизнь определяемую демократическим путем волю государства. Дляэтого предусмотрено формирование государственной службы из высококлассныхспециалистов, заинтересованных в работе на пользу общества и стоящих внеполитических влияний. С целью стимулирования добросовестной и качественнойработы государственным служащим предоставляются широкие социальные гарантии изакрепляются определенные привилегии.
Самослово «служба» употребляется в различных значениях. Под службой понимается ивид деятельности людей, и ведомственное подразделение (государственная службаохраны МВД), и самостоятельное ведомство (Государственная таможенная служба).Рассматривая государственную службу как один из видов платной общественно-полезнойдеятельности законодатель, в ст. 1 Закона Украины «О государственной службе»,дает ее определение как профессиональной деятельности лиц, занимающих должностив государственных органах и их аппарате по практическому выполнению задач и функцийгосударства и получающих заработную плату за счет государственных средств. Этилица являются государственными служащими и имеют соответствующие служебныеполномочия. Доктринально к государственным служащим зачастую относят также ислужащих, занятых в сфере социального обслуживания. Таким образом, с учетомлегализированного на сегодняшний день определения государственной службынеобходимо различать служащих государственных органов (государственныеслужащие) и служащих государственных предприятий и учреждений.[3]
Д. Н.Бахрах, характеризуя место службы в системе человеческой деятельности, выделяет по содержанию и правовым особенностям несколько видов институционализированнойобщественно-полезной деятельности людей: учебу, т.е. усвоение социальнойпрограммы; производство материальных ценностей, оказание хозяйственных услуг навозмездных началах; ведение домашнего хозяйства; службу в государственных,общественных и иных организациях; безвозмездную деятельность вне рамок семьи.[4]При этом специфика службы, как одного из видов социальной деятельности людей,определяется тем, что служащие: а) организуют, поддерживают устойчивостьсистемы, непосредственно ценностей не создают, но обеспечивают условия для ихпроизводства; б) обладают особым предметом труда — информацией (собирают,обрабатывают, передают, хранят, создают информацию); в) с помощью информациивоздействуют на людей, обслуживают их; г) обычно заняты умственным трудом; д)регулярно получают заработную плату; е) занимают должности в государственных,общественных, частных или иных организациях.[5]
Государственнаяслужба, являясь разновидностью службы вообще, и публичной службы в частности,обладает рядом присущих только ей признаков, позволяющих отграничитьгосударственную службу от других видов службы. Государственная служба – это,прежде всего, деятельность по непосредственному выполнению функций государства.Государственная служба – это служба в государственных органах и их аппарате.Государственные служащие занимают должности в государственных органах и ихаппарате. Должность – это определенная структурой и штатным расписаниемпервичная структурная единица государственного органа и его аппарата, накоторую возложен установленный нормативными актами круг служебных полномочий(ч. 1 ст. 2 Закона Украины «О государственной службе»). Как отмечает В.М.Манохин, государственная служба начинается там, где устанавливаются должности,которые неотрывны от организации государственного аппарата.[6]Должность является первичным, нерасчлененным компонентом управленческойструктуры, в определенной степени обособленным. Ее можно рассматривать какминимальный предел дифференциации управленческих функций и как средствостабилизации, формализации деятельности служащего. Должность — простейшаяячейка аппарата, предназначена для одного работника, определяющая его место ироль в управленческом ансамбле.[7]С другой стороны это – стабильный комплекс прав и обязанностей, правовоеустановление, ориентированное на одного человека. Каждая должность образуется враспорядительном порядке. Правовыми актами компетентного органа определяется ее название, место в служебной иерархии (то есть определение тем, комуподчинена, кто ей подчинен), порядок замещения. Она включается в штатноерасписание и единую номенклатуру должностей. Должность есть юридическоеописание социальной позиции лица, занимающего ее. С помощью должностейобеспечивается персонализация государственных функций и полномочий, четкоеразделение труда в аппарате органа государства, индивидуализацияответственности государственных служащих. Право на государственную службу имеютграждане Украины (ст. 4 Закона Украины «О государственной службе»). В соответствиис ч. 2 ст. 38 Конституции все граждане Украины, пользуются равным правомдоступа к государственной службе. Работа государственных служащих оплачиваетсяза счет средств государственного бюджета.
Ч. 1 ст. 9 Закона Украины «О государственной службе» определяет сферугосударственной службы: правовой статус Президента Украины, ПредседателяВерховного Совета Украины и его заместителей, председателей постоянных комиссийВерховного Совета Украины и их заместителей, народных депутатов Украины,Премьер-министра Украины, Председателя и членов Конституционного Суда Украины,Председателя и судей Верховного Суда Украины, Председателя и арбитров Высшегоарбитражного суда Украины, Генерального прокурора Украины и его заместителейрегулируется Конституцией и специальными законами Украины. Таким образом,политические должности в государственных органах не входят в государственнуюслужбу, к которой относятся административные и патронатные должности.
С учетом разнообразных функций, стоящих перед современным демократическимсоциальным правовым государством (ст. 1 Конституции Украины) и выполняемыхразличными органами государства, государственную службу можно подразделить поряду признаков. Каждый вид государственной службы, предопределяется спецификойзадач и функций, стоящих перед соответствующим государственным органом и имеетсвое правовое оформление, характеризируется особыми признаками и специальнымправовым статусом, установленным соответствующими нормативными актами.
Государственная власть в Украине осуществляется по принципу ее разделенияна законодательную, исполнительную и судебную (ч. 1 ст. 6 Конституции Украины).В соответствии с этим конституционным принципом государственную службуподразделяют на службу в органах законодательной, исполнительной и судебной власти.
Анализ норм Закона Украины «О государственной службе» позволяет сделатьвывод, что законодатель отмечает различие в правовом статусе служб исоответствующих органов, хотя такое различие сформулировано не достаточночетко. В ч. 4 ст. 6 Закона Украины «О государственной службе» указывается, чтовопросы функционирования государственной службы в других государственныхорганах, правовое положение которых регулируется специальными законами Украины,регулируется этими органами. В ч. 2 ст. 9 Закона Украины «О государственнойслужбе» закреплено, что регулирование правового положения государственныхслужащих, работающих в аппарате органов прокуратуры, судов, дипломатическойслужбы, таможенного контроля, службы безопасности, внутренних дел и других,осуществляется в соответствии с указанным законом, если иное не предусмотренозаконами Украины. На основании приведенного можно в системе государственнойслужбы выделить гражданскую и милитаризованную службу.
При этом гражданская служба делиться на общую и специальную. Общаягражданская служба подразумевает осуществление общих, традиционных,«стандартных» для всякой сферы деятельности государственно-служебных функций,не отличающейся отраслевой спецификой[8](деятельность служащих в министерствах, государственных комитетах, местныхгосударственных администрациях). Специальная государственная служба – этореализация особо установленных в нормативных актах полномочий служащих,занимающих должности в государственных органах, имеющих ярко выраженнуюотраслевую компетенцию, которая налагает отпечаток на практическую деятельностьслужащих (служба в органах прокуратуры, судах, дипломатической службы,таможенного контроля, службы безопасности, внутренних дел). Специальная служба требуетдополнительной регламентации законами Украины.
Милитаризованнаяслужба имеет ряд отличительных признаков, которые выделяются при анализенормативно–правовых актов, устанавливающих правовое положение этих видовгосударственной службы и соответствующих государственных служащих. По мнению Д.Н. Бахраха, для милитаризованной службы характерны следующие, отличительные отгражданской службы, признаки: профессиональной обязанностью служащих этойкатегории является защита жизни и здоровья людей, обеспечение безопасностиграждан и установленного порядка управления, прав человека и гражданина,публичных интересов, материальных ценностей, охрана общественного порядка иправопорядка – даже при условии риска для жизни, во многих случаях с оружием вруках; поступление на государственную службу милитаризованного характераосуществляется лицами, как правило, достигшими восемнадцати летнего возраста,физически развитыми; наличие специальных особых дисциплинарных уставов,положений о дисциплине, обусловленных специфическими особенностями должностныхфункций милитаризованных служащих; эти служащие имеют особые условияпоступления на службу, ее прохождения, присвоения специальных званий,проведения аттестации и прекращения государственной службы, для нихустанавливается специальная форма одежды и знаки различия; наличиеустановленных в специальных административно-правовых нормативных актах особогоправового статуса милитаризованных служащих (права, обязанности,ответственность, специальные льготы и т.д.); установлен ряд ограничений,состоящих в запрещении пользоваться некоторыми конституционными правамиграждан; предоставляется ряд льгот, обязательное государственное страхование;особый порядок привлечения к юридической ответственности.[9]
Раздел 2. Принципы государственной службы.
Концептуальноосновными целями и задачами государственной службы являются: охранаконституционного строя, создание условий для развития открытого общества,защита прав человека и гражданина; обеспечение эффективной деятельностигосударственных органов в соответствии с их полномочиями и компетенцией путемпредоставления профессиональных управленческих услуг политическому руководствуэтих органов и общественности.[10]
Дляуспешной реализации определенных целей и задач государственная служба должнастроиться на определенных базовых принципах. Правовое установление принциповгосударственной службы обусловливает функционирование государственных органов,деятельность государственных служащих (персонала), устойчивостьгосударственно-правового регулирования отношений государственной службы, атакже обоснование тенденций развития законодательства о государственной службе.Принципы государственной службы обусловлены существованием принциповфункционирования государства, государственных органов и государственногоуправления, которое осуществляется в большей мере такими субъектами права какгосударственные служащие, и отражают наиболее существенные стороны организациии функционирования не только самой государственной службы, но и системыгосударственных органов, определяют содержание сложных взаимоотношений внутриданной системы. Таким образом, принципы государственной службы можно определитькак основополагающие идеи, установления, выражающие объективные закономерностии определяющие научно обоснованные направления реализации функций государства,полномочий государственных служащих, действующих в системе государственнойвласти и, в частности, государственной службы. Принципы государственной службыустанавливают важнейшие закономерности в системе организации и функционированиягосударственной службы, отражая объективные связи, возникающие в системе отношенийгосударственной службы. Следовательно, формулировка и установлениезаконодательно принципов государственной службы зависит от избранной моделигосударственной службы, от адекватности понимания внутренних закономерностейобщественных отношений и правового регулирования. С другой стороны данныепринципы являют собой активное, динамическое начало, ибо обуславливаютустанавливаемую законодателем нормативно-правовую модель государственнойслужбы.[11]
Ст. 3Закона Украины «О государственной службе» содержит перечень основных принциповгосударственной службы.
Первымявляется принцип служения народу Украины, основанный на осуществлении властикак непосредственно, так и через органы государственной власти народом Украины,который является носителем суверенитета и единственным источником власти вгосударстве, (ч. 2 ст. 5 Конституции Украины), таким образом, служащиегосударственных органов, осуществляя свои полномочия, действуют по воле народа.
Принципдемократизма и законности заключается в том, что Украина являетсядемократическим государством (ст. 1 Конституции Украины). Государственныеслужащие обязаны действовать только на основании Конституции и законов Украины,принятых на их основе подзаконных актов.
Государственнаяслужба должна основываться на принципе гуманизма и социальной справедливости,включающем в себя и равное для всех граждан Украины право доступа кгосударственной службе (ч. 2 ст. 38 Конституции).
Принципприоритета прав человека и гражданина, их непосредственного действия обязываетгосударственных служащих признавать, соблюдать и защищать права и свободычеловека и гражданина.
Принциппрофессионализма, компетентности, инициативности, честности, преданности делувключает профессионализм, как исполнение государственным служащим своихдолжностных обязанностей постоянно (в течение определенного времени) и зарегулярно получаемое вознаграждение; компетентность, отражающую объем знаний иопыт работника. Профессионализм стимулирует расширение и повышение знаний,накапливание опыта, развитие организаторских способностей, постоянно высокийуровень служебной и исполнительской дисциплины, чем в совокупности синициативностью, честностью и преданностью делу достигается способностьгосударственных служащих выполнять свои служебные обязанности на высокомуровне.
Всоответствии с принципом персональной ответственности за исполнение служебныхобязанностей и дисциплины государственные служащие несут в установленномпорядке юридическую ответственность, прежде всего дисциплинарную иадминистративную.
Принципсоблюдения прав и законных интересов органов самоуправления основывается назакрепленном в Конституции Украины принципе признания и гарантирования местногосамоуправления (ст. 7 Конституции Украины).
В соответствиис принципом соблюдения прав предприятий, учреждений и организаций, объединенийграждан государственных служащие обязаны соблюдать права прав предприятий,учреждений и организаций, объединений граждан, не вмешиваясь в их деятельностькроме случаев, предусмотренных законами Украины.
Такжепредставляется верной точка зрения, основанная на анализе нормативно-правовогоматериала, о выделении еще одного принципа – социально-правовой защищенностигосударственных служащих.[12]Такие гарантии, в частности, закреплены разделом 10 Таможенного кодексаУкраины, разделом 5 Закона Украины «О милиции», Законом Украины «О социальнойзащите военнослужащих и членов их семей».
В светеКонституции Украины и дальнейшего реформирования системы государственной службыв стране Концепция административной реформы несколько по иному определяетбазовые принципы государственной службы. К ним относятся: верховенствоКонституции и законов Украины; приоритет прав и свобод человека и гражданина; патриотизм;профессионализм и компетентность; оптимальное соотношение полномочий иответственности; политическая и религиозная нейтральность; открытость ипрозрачность.[13]
Указанныецели, задачи и принципы обусловливают главные функции государственной службы, вчастности:
обеспечениереализации государственной политики в управлении общественными процессами;
привлечениек государственной службе и удержание на ней наиболее компетентных и преданныхделу кадров, что достигается, прежде всего, мотивацией, стимулированием,поощрением государственных служащих с целью обеспечения конкурентоспособностигосударственной службы не рынке труда;
построениекарьеры и продвижения по службе государственных служащих на основе личныхкачеств, заслуг и результатов работы; профессиональная подготовка,переподготовка и повышение квалификации персонала государственной службы,которая обеспечивается общенациональной системой подготовки, переподготовки иповышения квалификации государственных служащих;
осуществлениеэффективного управления государственной службой, здесь главенствующее значениеимеет специализированный орган управления государственной службой – Главноеуправление государственной службой при Кабинете Министров Украины;
обеспечениесвязей с общественностью означает доступность государственных органов ихрешений по тем или иным вопросам представителям общественности, всестороннееосвещение вопросов, касающихся государственной службы в средствах массовойинформации.
Раздел 3. Правовой институт государственной службы.
В теорииправа под правовым институтом понимается совокупность юридических норм,регулирующих однородные общественные отношения, образующие самостоятельнуюобособленную группу, проникнутую внутренним единством и охватывающую всесущественные моменты регулирования соответствующего участка. Правовой институтгосударственной службы представляет собой совокупность правовых норм,регулирующих отношения, складывающиеся в процессе организации системыгосударственной службы, статуса государственных служащих, гарантий и процедурыего реализации, а также механизма прохождения государственной службы. Такимобразом, правовому регулированию подлежат три группы общественных отношений: а)формирование системы государственной службы; б) создание статусагосударственного служащего, гарантий его осуществления; в) механизм прохождениягосударственной службы.[14]
Институтгосударственной службы состоит из первичных, исходных единичных юридическихположений – правовых норм, устанавливающих различные и многообразные похарактеру и значимости государственно-служебные отношения. Институт включает всебя правовые нормы, устанавливающие: формирование государственно-служебногоправоотношения; государственные должности, которые занимают служащие,осуществляющие от имени государства его функции; принципы государственной службы;правовой статус служащего; прохождение службы; прекращениегосударственно-служебного отношения. Он объединяет как материальные, так ипроцессуальные нормы. Материальные нормы определяют статус государственнойслужбы в целом как института, ее принципиальные черты. К материальным нормамотносятся: понятие государственной службы, понятие должности и классификациядолжностей, правовой статус государственного служащего (права, обязанности,правоограничения, льготы, гарантии и компенсации, ответственность), способызамещения должности, испытательный срок, аттестация, принципы подбора ирасстановки государственных служащих, основания прекращения государственнойслужбы, управление государственной службой. Процессуальные нормы регулируютотношения по реальному исполнению положений, содержащихся вматериально-правовых нормах.
Правовойинститут государственной службы носит публичный и комплексный характер.Комплексность института проявляется в том, что он состоит из норм различныхотраслей публичного права: конституционного права, ряда финансово-правовыхправил, с уголовным правом, но особенно тесно – с трудовым правом. Однако восновном данный институт состоит из норм административного права.
Вправовых нормах, регулирующих государственную службу, проявляются особенностиадминистративно-правового регулирования управленческих общественных отношений,которые, в свою очередь, обусловлены спецификой государственно-управленческойдеятельности и предметом административного права.[15]Функционирование государственной службы осуществляется при использованиитрадиционных административно-правовых методов правового регулирования:установление определенного порядка действия – предписание к действию всоответствующих условиях и надлежащим образом, предусмотренное различнымиправовыми нормами (в большей мере административно-правовыми); запрещениеопределенных действий – при несоблюдении этого положения государственнымислужащими законодатель устанавливает возможность применения к ним мергосударственного принуждения: дисциплинарного, административного, уголовного;предоставление субъекту государственно-служебных отношений (государственномуслужащему) возможности выбора одного из установленных вариантов должностногоповедения, которые предусмотрены правовыми нормами, в данном случаегосударственный служащий может выбрать по своему усмотрению, но строго всоответствии с законом один из нескольких методов и форм деятельности;предоставление возможности действовать (или не действовать) по своемуусмотрению, т.е. совершать или не совершать установленныеадминистративно-правовой нормой действия. Этот метод применяется не только приреализации субъективных прав, но и при осуществлении правового статусагосударственных служащих, использовании ими предоставленных им правомочий.
Особенностямигосударственной службы как правового института являются специфические средстваи приемы регулирования: дозволения, запреты, обязывание, подчиненность,подотчетность и подконтрольность, доверие государства, верность служащих и т.д.
Законодательство Украины о государственной службе состоит из КонституцииУкраины, Закона Украины «О государственной службе», иных законодательных актов,регулирующих особенности организации и прохождение государственной службы вотдельных государственных органах (милитаризованная и специальная гражданскаягосударственная служба): Закон Украины «О прокуратуре», Закон Украины «Омилиции», Закон Украины «О статусе судей», Таможенный кодекс Украины, ЗаконУкраины «Овсеобщей воинской обязанности и военной службе» и т.д., принятых на их основеподзаконных актов.
Следующим шагом посозданию логически завершенной правовой системы в сфере государственной службыстанет разработка и принятие закона о государственной службе (в новойредакции), с учетом положений Концепции административной реформы в Украине,[16]разработанной Государственной комиссией по проведению в Украине административнойреформы.
Со временем, по-видимому, правовой институтгосударственной службы может сформироваться в подотрасль административногоправа со своей общей частью, регулирующей основные вопросы организации ипрохождения государственной службы и особенной – регулирующей отдельные видыгосударственной службы (в таможенных органах, в судах, в милиции и т.д.).[17]
Заключение.
Обобщая результаты работы можно сказать, чтосозданная на основе Конституции Украины и Закона Украины «О государственнойслужбе» система государственной службы основывается на теоретическихразработках советских и современных ученых, а также мировом опыте в даннойсфере. Однако, с учетом установки на кардинальное реформирование системыгосударственного управления в Украине, разработки Концепции административнойреформы, теоретического осмысления накопленного опыта реформа государственнойслужбы в Украине необходимо продолжается. Основной ее социально политическойцелью является образования количественно небольшого корпуса профессиональныхслужащих, способного эффективно осуществлять государственную власть иуправление, не нарушая прав и свобод человека и гражданина, всех субъектовправа. При этом особое внимание при создании действительно профессиональной,высокоэффективной, стабильной и авторитетной государственной службы необходимоуделить решению комплекса вопросов по правовому обеспечению государственнойслужбы с акцентом на решение статусных проблем, связанных с определениемправового положение государственного служащего и его должности. Законодательноеопределение статуса государственных служащих, установление и утверждение нормгарантий этого статуса должно включать обеспечение целостности, системности,полноты и стабильности правового и социального положения государственныхслужащих. Необходимо изменить систему оплаты труда государственных служащих сцелью обеспечения конкурентоспособности государственной службы на рынке труда.Должен быть максимально объективизирован механизм служебной карьеры, обеспеченопродвижение по службе и материальная заинтересованность государственныхслужащих на основе их личных заслуг и ряд других мер.
В результате завершения реформирования государственнойслужбы в Украине она должна отвечать, проведенной структурной реформегосударственного аппарата, созданию различных видов контроля над ним, новыхформ связи государственного аппарата с гражданами, общественными организациями,политическими партиями и обществом в целом.
С целью нормативного обеспечения реформыгосударственной службы, прежде всего, планируется принятие новой редакциизакона о государственной службе, а также законов о воинских званиях,дипломатических рангах и других специальных званиях, о статусе судей (в новойредакции), о прокуратуре (в новой редакции), таможенного кодекса, проектыкоторых должны быть представлены на рассмотрение Верховной Рады Украины в2000–01 гг., а также ряда других законов.[18]
В перспективе целесообразно принятие Основзаконодательства Украины о государственной службе, где возможно такжеурегулирование вопросов, связанных с прохождением службы в государственныхучреждениях и организациях.
С расширением законодательной базы измениться и местоправового института государственной службы в системе административного права,концепция реформы которого разрабатывается рабочей группой, созданнойраспоряжением Кабинета Министров в мае 1997 г. В перспективе правовой институтгосударственной службы может сформироваться в подотрасль административногоправа со своей общей частью, регулирующей основные вопросы организации ипрохождения государственной службы и особенной – регулирующей отдельные видыгосударственной службы (в таможенных органах, в судах, в милиции и т.д.).
Таким образом, реформа государственной службы врамках комплексной административной реформы приведет к радикальному изменениюсистемы государственного управления всеми сферами общественной жизни, превратитее в один из определяющих факторов дальнейших экономических и социальных реформв Украине.
Список использованных источников.
1. Державнапрограма розвитку законодавства України до 2001 року. Затв. ПостановоюВерховної Ради України від 15 липня 1999 р. // Офіційний вісник України. –1999. — №29. – Ст. 1468.
2. ЗаконУкраїни «Про державну службу» від 16 грудня 1993 р. // Відомості ВерховноїРади України. – 1993.- № 52. — Ст.490.
3. ЗаконУкраїни «Про міліцію» від 20 грудня 1990 р. // Відомості Верховної Ради УРСР. –1991. — № 4. – Ст. 20.
4.Конституція України 1996 р. // Відомості Верховної Ради України. – 1996. — №30. – Ст. 141.
5.Концепція адміністративної реформи в Україні. // Офіційний вісник України. –1999. — №21. – С.51.
6. Митнийкодекс України від 12 грудня 1991 р. // Відомості Верховної Ради України. –1992. — № 16. – Ст. 204.
7.Указ Президента України “Про першочергові заходи з проведення в Україніадміністративної реформи”від 20 листопада 1998 р.
8. АверьяновВ., Дубенко С. Закон о государственной службе: научно-практический анализ //Юридический вестник. – 1994. — № 4. – С.32-33.
9. БахрахД.Н. Административное право. – М., 1993. – 273 с.
10.БахрахД.Н. Государственная служба: Основные понятия, ее составляющие, содержание,принципы // Государство и право. – 1996. — №12. – С. 7-13.
11.БахрахД.Н. Общие вопросы службы в советских государственных и общественных организациях/ Служба в государственных и общественных организациях. – Свердловск, 1988. –С.4-15.
12.КиваловС.В. Таможенное право Украины (Служба в таможенных органах). – Одесса, 1998. –С.16.
13.КолпаковВ.К. Адміністративне право України. – К., 1999. – 733 с.
14.МанохинВ.М. Советская государственная служба. – М., 1966. – 195 с.
15.СтариловЮ.Н. Институт государственной службы: содержание и структура // Государства иправо. – 1996. — №5. – С. 3-9.
16.СтариловЮ.Н. Служебное право. – М., 1996. – 683 с.
17.ЯщенкоН. Перспективи реформування адміністративного права України // Право України. –1998. – №9. – С. 7-9.