Реферат по предмету "Право, юриспруденция"


Главный бухгалтер организации: права и обязанности

Всоответствии с Положением о бухгалтерском учете и отчетности в РоссийскойФедерации (утв. приказом Минфина России от 26 декабря 1994 г. No 170)бухгалтерский учет в организации осуществляется бухгалтерией, являющейся ееструктурным подразделением, или централизованной бухгалтерией, возглавляемойглавным бухгалтером, либо бухгалтером в случае отсутствия в организациисобственной бухгалтерской службы.
Федеральнымзаконом от 21 ноября 1996 г. No 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (сизменениями от 23 июля 1998 г.) установлено, что главный бухгалтер (бухгалтерпри отсутствии в штате должности главного бухгалтера) назначается на должностьи освобождается от должности руководителем организации и ему непосредственноподчиняется. В обязанности главного бухгалтера входит формирование учетнойполитики, ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной идостоверной бухгалтерской отчетности.
Безподписи главного бухгалтера денежные и расчетные документы, финансовые икредитные обязательства считаются недействительными и не должны приниматься кисполнению. Главному бухгалтеру (бухгалтеру) запрещается принимать к исполнениюи оформлению документы по операциям, противоречащим законодательству инарушающим договорную и финансовую дисциплину.
Отаких документах главный бухгалтер (бухгалтер) письменно сообщает руководителюорганизации. Обращаем Ваше внимание, что, если возникли разногласия междуруководителем организации и главным бухгалтером по осуществлению отдельныххозяйственных операций, документы по ним могут быть приняты к исполнению списьменного распоряжения руководителя организации, который несет всю полноту ответственностиза последствия осуществления таких операций.
Руководителюпредприятия целесообразно согласовывать с главным бухгалтером назначение,увольнение и перемещение материально ответственных лиц (кассиров, заведующихскладами и др.).
Приосвобождении главного бухгалтера (бухгалтера) производится сдача дел вновьназначенному главному бухгалтеру, бухгалтеру (а при отсутствии последнего-работнику, назначенному приказом руководителя организации), в процессе которойпроводится проверка состояния бухгалтерского учета и достоверности отчетныхданных с составлением соответствующего акта, утверждаемого руководителеморганизации.
ОбращаемВаше внимание на содержание Инструкции о порядке приема-сдачи дел главнымибухгалтерами (старшими бухгалтерами на правах главных бухгалтеров),централизованных бухгалтерий (бухгалтерий), учреждений, предприятий иорганизаций системы Министерства здравоохранения СССР (утв. Минздравом СССР 28мая 1979 г. No 25-12/38): несмотря на отраслевое значение инструкции онаотражает необходимые действия, позволяющие избежать нарушение системы контроляна предприятии. Рассмотрим отдельные положения данного документа. Прием и сдачадел главными бухгалтерами производятся на основании приказа руководителяорганизации. В приказе указывается срок приема-сдачи дел бухгалтерии.
Приеми сдача дел главным бухгалтером при назначении, перемещении и увольненииоформляются актом, который разграничивает ответственности принимающего ипередающего дела. Вместе с тем он имеет целью показать на момент приема-сдачидел:
основныефинансовые показатели работы данного учреждения, предприятия, организации;
состояниепервичной документации учета, отчетности и прежде всего материального иденежного учета;
мероприятия,необходимые для улучшения организации учета и финансового контроля.
Передприемом и сдачей дел проверяется состояние кассы. Акт проверки кассыподписывается как сдающим, так и принимающим дела бухгалтерии, а также кассироми представителем вышестоящей организации и прилагается к акту приема-сдачи дел.
Послеподписания акта проверки кассы главный бухгалтер, сдающий дела, освобождаетсяот руководства бухгалтерией. Одновременно оформляется право подписи платежныхпоручений, чеков и других банковских документов вновь назначенного главногобухгалтера. До оформления этой подписи прежний главный бухгалтер подписываетбанковские документы под контролем вновь назначенного главного бухгалтера.
Передачадел бухгалтерии производится на основе последнего представленного бухгалтериейбаланса. В акте должно быть указано, на какую дату осуществлена передача дел.При приеме и сдаче дел производится полная проверка состояния материального иденежного учета, расчетных статей баланса, а также отчетности учреждения,предприятия, организации.
Припроверке финансового состояния, постановки учета и отчетности, а также присоставлении приемо-сдаточного акта используются:
периодическиеи годовые бухгалтерские балансы;
выпискииз счетов в банке, договоры, акты сверки расчетов и другие документы расчетногохарактера;
сметы,штатные расписания, титульные списки;
регистрысинтетического и аналитического учета (книги, оборотные ведомости, карточки);
актыснятия натурных остатков, сличительные ведомости и инвентаризационные описи;
материалыо недостачах, растратах и хищениях, переданные и не переданные в органырасследования.
Послеполной проверки состояния учета, отчетности и основных финансовых показателейработы составляется акт прима и сдачи дел, который подписывается принимающим исдающим. В том случае, если в процессе приема дел обнаруживаются фактызлоупотреблений, то лицо, принимающее дела бухгалтерии, вправе потребоватьназначения документальной ревизии.
Вслучае несогласия сдающего с какими-либо положениями акта, он вправе сделатьпри подписании акта соответствующие мотивированные оговорки.
Приемо-сдаточныйакт составляется в двух экземплярах, из которых: первый представляется наутверждение руководителю учреждения, предприятия, организации, второй -остаетсяу передающего дела.
Актприема и сдачи дел бухгалтерии рекомендуется составлять по следующей схеме:
Общая(вводная) часть акта. Организация работы бухгалтерии.
Общаяхарактеристика бухгалтерского учета.
Состояниекассы и учета денежных средств.
Состояниеучета расчетных операций.
Состояниеучета производства.
Отчетность.
Состояниеучета основных средств.
Состояниематериального учета.
Правильностьоформления и хранения документов.
Финансовоесостояние хозяйства, штаты и оплата труда.
Переченьпередаваемых смет, титульных списков, штатных расписаний, договоров,соглашений, обязательств, руководящих материалов по финансовой и бухгалтерскойработе (справочники, счетные планы, основные инструкции и др.).
Состояниеархива и бухгалтерских документов.
Мероприятия,необходимые для дальнейшего улучшения работы.
Вакте приема-сдачи дел указывается наличие или отсутствие книг регистровбухгалтерского учета, а также инструкций и методических указаний по организациибухгалтерского учета и составлению годовой и периодической отчетности.
ПредлагаемВашему вниманию примерный перечень вопросов, однако следует иметь ввиду, что онне является исчерпывающим и может уточняться, а также сокращаться в зависимостиот конкретных условий, характера и объема деятельности организации.
Организацияработы бухгалтерии
Штатбухгалтерии, его укомплектованность. Распределение обязанностей междусотрудниками, должностные инструкции. Работа по повышению квалификациисотрудников бухгалтерии. Наличие основных инструктивных материалов побухгалтерскому учету и отчетности. Обеспеченность бухгалтерскими книгами ибланками учета и отчетности.
Общаяхарактеристика бухгалтерского учета
Покакой системе и форме ведется бухгалтерский учет (мемориально-ордерная,журнально-ордерная). Состояние всех регистров синтетического и аналитическогоучета: отсталость (если имеется) по отдельным балансовым счетам (указать покаким). Состояние первичной документации, применение утвержденных типовых испециализированных форм бланков.
Состояниекассы и учета денежных средств
Имеютсяли в учреждении должность кассира и помещение для него или денежные операциипроизводятся подотчетным лицом. Обеспечены ли надлежащие условия для храненияденежной наличности. Состояние записей в кассовой книге и остаток наличныхденег в кассе (составить отдельный акт). Какие другие ценности хранятся в кассеучреждения (организации, предприятия) и соответствие их бухгалтерским записям.Перечень всех счетов денежных средств организации с указанием их номеров иотделений банков. Остатки средств по каждому счету согласно выпискам банка, свереннымс данными учета. Наличие чековых книжек, номера неиспользованных чеков.
Состояниеучета расчетных операций
Реальностьдебиторской и кредиторской задолженности. Наличие просроченной и безнадежнойдебиторской задолженности, с указанием виновных в этом лиц. Наличие неперечисленных своевременно в бюджет сумм: по налогам, просроченной кредиторскойзадолженности, от реализации основных средств и материальных ценностей и другихсумм. Наличие актов сверки взаимных расчетов, на какую дату урегулированы расхождения.
Состояниеучета основных средств
Когдапоследний раз была проведена инвентаризация имущества. Полнота и качествоинвентаризации. Инвентаризационные описи, в каком виде и у кого они хранятся.Ответственные хранители ценностей, имеется ли приказ об их назначении.
Состояниематериального учета
Наличиеактов выверки бухгалтерских записей с записями материально ответственных лиц,дата последней выверки. Когда инвентаризовались материальные ценности,результаты проведенных инвентаризаций. Полнота и качество инвентаризаций.Состояние аналитического учета материалов.
Отчетность
Соблюдениеотчетной дисциплины. Качество представляемой отчетности.
Финансовоесостояние хозяйства, штаты и оплата труда
Наличиесобственных и приравненных к ним оборотных средств по последнему балансухозяйственной организации. Обеспеченность организации оборотными средствами.Ссуды банка, состояние задолженности по срокам погашения.
Наличиеутвержденных штатных расписаний. Отклонения фактических данных по должностям иокладам от утвержденного штатного расписания. Оплата труда штатного инештатного персонала.
Хранениедокументов
Обеспеченностьнадлежащего хранения и учета бланков строгой отчетности. Обеспеченностьхранения архива бухгалтерских документов, имеются ли описи дел, подшиты ипронумерованы ли документы. Правильно ли произведено изъятие документов попричине истечения предельного срока хранения.
Аттестациябухгалтеров
Внастоящее время бухгалтеры организаций могут пройти профессиональнуюаттестацию. Основным документом, определяющим порядок аттестации, являетсяПоложение об аттестации профессиональных бухгалтеров (утв. Минфином России 15февраля 1996 г. No 16-00-26-02).
Аттестацияпрофессиональных бухгалтеров подтверждает:
соответствиеспециалиста требованиям профессиональной компетентности (уровень специальнойподготовки, приобретенных навыков и накопленного опыта в соответствующей сфередеятельности);
способностьспециалиста в случае необходимости организовать качественную работусоответствующих служб в организациях различных форм собственности и отраслевойпринадлежности, а также возглавить самостоятельные консультационныекоммерческие службы;
приверженностьспециалиста к соблюдению норм профессиональной этики.
Специалисты,претендующие на получение квалификационного аттестата, должны отвечатьследующим требованиям:
наличиевысшего или среднего специального экономического образования или дипломакандидата (доктора) экономических наук;
прохождениеспециальной послевузовской учебной подготовки для обеспечения необходимогоуровня современных профессиональных знаний и навыков по Программе подготовки иаттестации профессиональных бухгалтеров, утверждаемой Ассоциацией бухгалтеров иаудиторов Содружества и Методологическим советом по бухгалтерскому учету приМинистерстве финансов Российской Федерации;
наличиестажа работы по специальности (или на руководящих должностях) -не менее трехлет (при наличии среднего специального экономического образования -не менеепяти лет);
наличиеположительной характеристики по месту работы или рекомендаций не менее двухпрофессиональных (аттестованных) бухгалтеров;
отсутствиесудимостей за экономические преступления.
Порядокпроведения квалификационных экзаменов на аттестат профессионального бухгалтераутвержден Минфином России и Ассоциацией бухгалтеров и аудиторов Содружества 28июня 1996 г.
Специалист,претендующий на получение квалификационного аттестата, представляет ваттестационную комиссию следующие документы:
личноезаявление на получение квалификационного аттестата;
анкетупо установленной форме; нотариально заверенную копию диплома об образовании;
нотариально(или гербовой печатью предприятия) заверенную выписку из трудовой книжки;
двефотографии (4х6);
копиюплатежного поручения (квитанцию) об уплате единовременного сбора за проведениеаттестации.
Приотсутствии замечаний по представленным документам специалисты допускаются кпроведению экзамена на получение квалификационного аттестата.
Экзаменационныетесты и варианты правильных ответов разрабатываются аттестационной комиссией наоснове Программы подготовки к аттестации профессиональных бухгалтеров. Вопросыв экзаменационных тестах должны отражать все разделы Программы.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.yurclub.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.