Истокиидеи о правовом государстве следует искать в тех временах, когда человеческаяцивилизация находилась в колыбели. Уже тогда человек пытался уяснить иусовершенствовать формы общения с себе подобными, понять суть собственной ичужой свободы и несвободы, добра и зла, справедливости и несправедливости,порядка и хаоса. Постепенно осознавалась необходимость ограничения своейсвободы, формировались социальные стереотипы и общие для данного общества(рода, племени) правила поведения (обычаи, традиции), обеспеченные авторитетоми укладом самой жизни. В процессе общения и реализации естественных правчеловека на жизнь, свободу, собственность выкристаллизовывались нормыестественного права. Оно служило основным и непосредственным регуляторомотношений между индивидом и обществом и до определенного момента удачногармонизировало их.
Свозникновением государства, этого уникального во всех отношениях продуктачеловеческой деятельности, ситуация изменилась. Оно попыталось сделатьестественное право своей собственностью и узурпировать саму возможность«творить» правовые нормы.
Государствостало посредником между индивидом и обществом и, используя гуманистическиеначала права, сделало его основным инструментом достижения своих целей.Человечество вынуждено было снова искать оптимальные формы соотношения ужемежду личностью, государством и гражданским обществом, пути разумного сочетанияи удовлетворения их потребностей и интересов, привлекая для этого право.
Предпосылкамиучения о правовом государстве можно считать идеи о незыблемости и верховенствезакона, о его божественном и справедливом содержании, о необходимостисоответствия закона праву. Первый пример истинного уважения к праву как явлениюнепреходящему, возвышающемуся над суетностью жизни, дает нам античная история:мудрый Сократ принял смерть, не пожелав уйти от карающей десницы суда. Означении правовых законов для нормального развития государства и ограниченияпроизвола правителей писал Платон: «Я вижу близкую гибель того государства, гдезакон не имеет силы и находится под чьей-либо властью. Там же, где закон —владыка над правителями, а они — его рабы, я усматриваю спасение государства ивсе блага, какие только могут даровать государствам боги». Аналогичных взглядовпридерживался и Аристотель, подчеркивая, что «там, где отсутствует властьзакона, там нет места и какой-либо форме государственного строя». Европейскиеученые Нового времени приняли эстафету у античных мыслителей. К. Ясперс,определяя правовое государство как государство, в котором действует свобода,основанная на законах, писал, что классический тип политических свобод,достойных подражания, сложился в Англии более 700 лет назад. И действительно,этому можно найти подтверждение. В частности, уже в, Нортхэмптонском статуте1328 г. говорилось, что никакое королевское распоряжение не может повлиять наход правосудия. К тому времени, когда Дж.Локк написал свой знаменитый памфлет оправительстве, в Англии уже сложился такой тип политической системы, гдереальным было уважение к суду и действовала определенная система сдержек ипротивовесов во властных отношениях.
Дальнейшееразвитие идеи о разделении властей, об обеспечении прав и свобод гражданполучили в работах Ш. Монтескье. «Если,— писал он,— власть законодательная иисполнительная будут соединены в одном лице или учреждении, то свободы небудет, так как можно опасаться, что этот монарх или сенат станет создавать тираническиезаконы для того, чтобы также тиранически применять их. Не будет свободы и в томслучае, если судебная власть не отделена от власти законодательной иисполнительной. Если она соединена с законодательной властью, то жизнь исвобода граждан окажутся во власти произвола, ибо судья будет законодателем.Если судебная власть соединена с исполнительной, то судья получит возможностьстать угнетателем».
Философскоеобоснование учения о правовом государстве в его системном виде связывают сименами Канта и Гегеля. Кант определял государство как объединение множествалюдей, подчиненных правовым законам. Его категоричный императив разума требовалпоступать так, чтобы свободное проявление собственного произвола былосовместимо со свободой каждого и сообразовывалось со всеобщим законом. ДляГегеля государство было то же самое, что и право («наличное бытие свободнойволи»), но только наиболее развитое (вся система права), включающее в себя всеабстрактные права личности и общества. Поэтому система права, т. е. государствов его диалектическом понимании, есть царство реализованной свободы.
Словосочетание«правовое государство» впервые встречается в работах немецких ученых К.Велькера (1813 г.) и И.Х.Фрайхера фон Аретина (1824 г.). Но первый юридическийанализ данного термина и введение его в научный оборот сделаны ихсоотечественником Робертом фон Молем (1832 г.). Он рассматривал правовоегосударство как категорию непрерывно развивающегося учения о государстве иставил его пятым по счету после патриархального, патримониального,теократического и деспотического государства. Можно сказать, что с этоговремени идея о правовом государстве более чем на столетие заняла умы германскихученых и политиков.
Влитературе выделяют три этапа развития немецкой идеи правового государства. Дореволюции 1848 г. она формировалась как теоретическое иконституционно-политическое основание его создания. В 1848 г. в проектеПаулкирхенской конституции была сделана попытка соединить идеи о правовомгосударстве и демократии. С 1871 г. шла детальная разработка принципаразделения властей, понятий закона и судебной защиты. Веймарская конституция1919 г. интегрировала правогосу-дарственные и представительно-парламентскиеэлементы. Ныне действующий Основной закон объявляет ФРГ социально-правовым государством.Следует отметить, что в немецкой литературе высказано мнение (оно являетсяпреобладающим, но его нельзя назвать бесспорным) о том, что первое правовоегосударство в Германии было построено в 1880 г.
Кконцу XX столетия в ряде развитых стран сложились такие типы правовых иполитических систем, принципы построения которых во многом соответствуют идеямправовой государственности. В конституциях и иных законодательных актах ФРГ,США, Франции, России, Англии, АвЬтрии, Греции, Болгарии и других стран содержатсяположения, прямо или косвенно фиксирующие, что данное государственноеобразование является правовым. В планетарном масштабе распространению иреализации этой идеи активно способствует ООН через свои организационныеструктуры и международно-правовые акты.
Основные принципы правового государства
Принципы— это основополагающие идеи (требования), определяющие в своей совокупностиидеальную конструкцию (модель) государства, которое могло бы называтьсяправовым. Их формирование обусловлено объективными и субъективными факторами:уровнем развития культуры, науки, образования и других элементов, составляющихсовокупный интеллект данной общественной системы; нравственно-духовнымпотенциалом общества, который выражается в признании большинством населения справедливым,а значит, и правовым существующего государственного устройства; наличием илиотсутствием стабильного механизма реализации правовых начал в деятельностигосударственных органов; степенью освоения конкретным человеком права каксобственной свободы, осознанной и в необходимых случаях и необходимых пределахим самим ограниченной.
Сучетом исторических данных, общественной и государственной практики и с позицийсовременного научного знания можно выделить такие принципы правовогогосударства.
1.Принцип приоритета права. В литературе при характеристике правового государстваочень часто употребляется термин «господство права», происхождение которого,очевидно, связано с английским «rull of low» — «правление права» или«господство права». На наыт взгляд, русский перевод данного термина неадекватен вкладываемому в него содержанию и точнее было бы говорить оприоритетности права. Это поможет избежать, с одной стороны, трактовки правакак средства подавления и насилия, а с другой — фетишизации права как самодовлеющегои самоуправляющегося явления.
Принципприоритета права может быть раскрыт при усвоении следующих моментов. Во-первых,право неразрывно связано с человеком, это сторона его бытия, универсальноесредство общения и гарантия нормального образа жизни. Во-вторых, государство неединственный источник формирования права. Во многих случаях оно лишь оформляет,облекает в правовую форму либо естественно-правовые требования, либоволеизъявление всего народа (общества),-ыраженное через референдумы, либо положения,сформировавшиеся в ходе общественной практики, в осооенности судебной.В-третьих, право возникло раньше, а потому носит более естественный характер,чем государство. По одной из версий, государство возникло из необходимостиорганизационно-властной, силовой поддержки правовых установлений в обществе вцелях его нормального функционирования.
Великиемыслители-«одиночки» догадывались о про-исхожаении права и его роли в жизнилюдей, но лишь сейчас можно сказать, что человечество постепенно, нопоследовательно осознает эту его роль и выбирает право в качестве приоритета всвоем развитии. Отсюда необходимость ограничения государственной власти,связанности правом деятельности государственного аппарата, ориентированиегосударства на защиту прав и свобод человека.
Вконечном счете приоритет права означает: а) рассмотрение всех вопросовобщественной и государственной жизни с позиций права, закона; б) соединениеобщечеловеческих нравственно-правовых ценностей (разумность, справедливость) иформально-регулятивных ценностей права (нормативность, равенство всех передзаконом) с организационно-территориальным делением общества и легитимнойпубличной властной силой; в) необходимость идеологически-правового обоснованиялюбых решений государственных и общественных органов; г) наличие в государственеобходимых для выражения и действия права форм и процедур (конституции изаконов, системы материальных и процессуальных гарантий и т.д.).
2.Принцип правовой защищенности человека и гражданина. Сразу следует подчеркнуть,что данный принцип носит первичный, комплексный, непреходящий и абсолютныйхарактер.
Человеккак разумное и общественное существо в процессе своей жизни, общения с себеподобными создает различные организационные формы своего существования иустанавливает приемлемые для себя правила игры, нормы поведения. В этом смыслеправо и государство производны от человека.
Комплексностьзаключается в том, что названный принцип лежит в основе всех взаимосвязейгражданина как с государством и его органами, так и с другими общественнымиобразованиями, другими гражданами в рамках правовых отношений по поводу самыхразличных объектов.
Непреходящийхарактер указанного принципа обусловлен естественным происхождением права,возникшего, по существу, из стремления человека сохранить, защитить свои жизнь,свободу, здоровье и т.д. Иными словами, право возникло и существует какразумная сторона бытия, мера свободы человека.
Абсолютность(тотальность) этого принципа состоит в том, что все взаимоотношения индивида сгосударством (его органами, должностными лицами) должны строиться только направовой основе. Если они выходят за пределы действия права, со стороныгосударства это может обернуться произволом, внеправовым насилием,игнорированием нуяод человека.
Принципправовой защищенности в содержательном плане имеет специфические правовыепризнаки. Это 1) равенство сторон и взаимная ответственность государства игражданина; 2) особые тип правового регулирования и форма правоотношений; 3)стабильный правовой статус гражданина и система юридических гарантий егоосуществления.
1)Нормальные правовые отношения предполагают равенство и взаимную ответственностьих сторон. Разумеется, государство, вступая во взаимоотношения с множествомразличных общественных образований и со всеми гражданами, уже поэтому обладаетогромным объемом прав и обязанностей. Кроме того, государство как совокупныйпредставитель народа имеет ряд особых правомочий, которых не может быть уотдельного гражданина (издавать общеобязательные нормы, взимать налоги и т.д.). И все же оснований для утверждения, что государство располагает большимиправами, чем гражданин, не существует. В конкретных правоотношениях у нихравные права и соответствующие им обязанности. Причем в правовом государстведолжен быть отработан и механизм взаимной ответственности за нарушение прав,невыполнение обязанностей.
2)Поскольку презюмируется, что правовое государство и граиоданин — равноправныеучастники правоотношений, основной формой их взаимосвязей выступает договор (оприеме на работу, займа, купли-продажи, найма жилого помещения и т. д.).Договором высшей формы является конституция, если она принята в результатевсенародного голосования (референдума). В ней определяются те особые права,которые передаются государству и не могут принадлежать отдельному гражданину, ите естественные права, которые составляют содержание частной жизни граждан инеприкосновенны для всего государства.
Длялиберальных социальных систем характерно сочетание двух основных типовправового регулирования. Действия гражданина регламентируются пообщедозволительному типу, разрешающему делать все, что прямо не запрещено взаконе, поощряющему творчество, социально полезную инициативу. Государство, егоорганы и должностные лица должны руководствоваться разрешительным типомправового регулирования, который позволяет им действовать только в пределахсвоей компетенции, делать лишь то, что разрешено законом.
3)Устойчивый, стабильный правовой статус гражданина (система его прав иобязанностей) и четкий, бесперебойно работающий юридический механизм егообеспечения позволяют человеку смело смотреть вперед, не бояться, что его правамогут быть в любой момент нарушены.
3.Принцип единства права и закона. В правовом государстве любойнормативно-правовой акт должен не только по форме и наименованию, но и посмыслу и содержанию быть правовым. Это означает, что он должен отражатьестественно-правовые начала, соответствовать международно-правовым нормам оправах человека и гражданина, быть принятым легитимным органом государственнойвласти, законно избранным или назначенным. И наконец, при его издании долженбыть использован весь комплекс правовых средств и приемов, выработанных мировойпрактикой. Это логически выверенные и соизмеримые с гуманистическими принципамиправовые конструкции и понятия, адекватные норме процессуальные формы, адресныетипы и способы правового регулирования, последовательные демократическиепроцедуры принятия законов и др.
4.Принцип правового разграничения деятельности различных ветвей государственнойвласти. Власть в государстве может олицетворять один человек (монарх, диктатор,харизматический лидер), она может принадлежать группе лиц (хунте, верхушкепартийно-политической бюрократии). В данном случае для властвующих неважно,каким путем она им досталась (революция, гражданская война, переворот, понаследству и т.п.). Но для правового государства характерным являетсядемократический способ приобретения власти, наделение ею только в соответствиис правом, законом.
Традиционнаяконцепция разделения властей на законодательную, исполнительную и судебнуюприменительно к современным государствам должна пониматься не как дележ власти,а как создание системы сдержек и противовесов, способствующихбеспрепятственному осуществлению всеми ветвями власти своих функций.Законодательная власть (верховная), избранная всенародно, отражает суверенитетгосударства. Исполнительная власть (производная от законодательной),назначаемая представительным органом власти, занимается реализацией законов иоперативно-хозяйственной деятельностью. Судебная власть выступает гарантомвосстановления нарушенных прав, справедливого наказания виновных. В Англии, СШАи других странах судебная власть явилась источником и стержнем формированиявсей правовой системы. В России начало реальному разделению властей положила судебнаяреформа 1864 г. В историко-теоретическом плане можно говорить о необходимостипостоянного возвышения судебной власти, испокон веков олицетворяемой собразцами беспристрастности и справедливости.
Нарядус изложенными правовому государству присущи и принципы верховенства закона —высшего нормативно-правового акта, конституционно-правового контроля,политического плюрализма и др.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта student.rostov.ru