Современнаяюридическая практика свидетельствует о том, что важнейшей составной частьюпрофессиональной подготовки юриста является знание многих экономическихвопросов, касающихся хозяйственной деятельности юридических лиц, в том числе изнание Основ бухгалтерского учета. Спектр применения этих познаний юристамидостаточно широк: он определяется действующим уголовно-процессуальнымзаконодательством (использование специальных бухгалтерских познаний приназначении ревизионной, аудиторской проверки, при назначении судебно-бухгалтерской,экономико-бухгалтерской экспертиз; оценка активов предприятий, организаций припроведении процедуры банкротства; претензионная работа, формирование договорнойдисциплины юристами связано с ежемесячным анализом состояния и движения дебиторскойзадолженности и т.д. Изучение основ бухгалтерского учета соприкасается свопросами гражданского, финансового, налогового законодательства, обеспечиваясистемный подход в изучении юриспруденции. Так, рассматривая вопросы авторскогоправа, студенты-юристы знакомятся со стоимостной оценкой интеллектуальнойсобственности предприятий, организаций через такой объект учета какнематериальные активы, и порядком их использования.
Изучениепредмета Основы бухгалтерского учета и судебно-бухгалтерской экспертизы связанос проведением математических подсчетов: это подсчет итогов бухгалтерскогобаланса, выведение конечного сальдо по счетам, определение фактическойзаготовительной себестоимости материалов, применение ставки налога надобавленную стоимость и т.д. В некоторых случаях эти простейшие математическиеоперации вызывают сложности у студентов-гуманитариев. Это негативно отражаетсяна аналитической способности студента-юриста при оценке различных правовыхситуациях. Актуальна позиция Л. Селезнева, который отмечает, что вГосударственном образовательном стандарте предусмотрен курс математики поспециальности «юриспруденция» Автор отмечает, что «результатыматематического моделирования коллективного поведения позволяют прогнозироватьповедение как больших групп людей, так и взаимоотношениеследователь-подозреваемый.» 1 (Л.Селезнев. Математические методы вюриспруденции.// Законность, №4, 2002.с.31).
Процессизучения предмета – это двухстороннее взаимоотношение между преподавателем истудентом. Его качество зависит не только от профессиональной подготовкипреподавателя, но и от готовности студента воспринимать учебный материал. Этаготовность, по нашему мнению, может определяться практическим интересовстудента, связанным с его будущей специальностью, а также с актуальностьюотдельных проблем в области правонаруше ний, достаточно широко освещаемый всредствах массовой информа
Ции,а также в материалах судебной практики. Определение интересующих вопросов курсаОсновы бухгалтерского учета и судебно-бухгалтерской экспертизы или Судебнойбухгалтерии поможет заинтересовать студентов на лекциях и практических занятияхпри изучении «скучного » предмета. Исследование данного вопросапроводилось при помощи анкетирования. Анкеты раздавались студентам, обучающимсяна бюджетной форме и среди студентов платников. Метод проведенияанкетирования-выборка, в нее попали 8% от обучающихся в Институте прокуратурыСаратовской Государственной академии права (16 чел.) и 30% обучающихся вПРЮИНе.(Поволжский региональный юридический институт СГАП) 18 чел. Это студенты4 курса. Для сбора информации по вопросам изучения Основ бухгалтерского учета исудебно-бухгалтерской экспертизы была представлена следующая анонимная анкета свариантами ответов, которые должны были отметить студенты:
1.Значение предмета «Основы бухгалтерского учета и судебно-бухгалтерскойэкспертизы:
А)предмет дает возможность ознакомиться с видами финансовых нарушений и методамиих выявления;
Б)дает возможность уяснить значение экспертизы в следственном и судебномразбирательстве;
В)Предметимеет второстепенное, общеознакомительное значение.
2.Какие разделы курса наиболее интересны и важны по вашему мнению :
А)Основы бухгалтерского учета и бухгалтерская отчетность;
Б)Способы финансовых нарушений;
В)Методы проверки учетных документов экспертом-бухгалтером.
3.Ваши предложения по формам контроля:
А)Экзамен;
Б)Зачет;
В)Письменное тестирование;
Г)Зачет по итогам ответов в течение срока обучения (семестра).
Результатыанкетирования. Табл. 1.
Ответна 1 в. ответ на 2 в. Ответ на 3 в.
ПРЮИН- 18 человек
А)– 8 чел. А) – 1 чел А) – О чел.
Б)- 7 чел. Б) — 11 чел. Б) — 1 чел.
В) – 3 чел В) — 7 чел. В) — 7 чел.
Г)– 10 чел.
ИнститутПрокуратуры – 16 человек
А)– 11 чел. А) – 3 чел. А) — 0 чел.
Б)- 3 чел. Б) – 10 чел. Б) — 3 чел.
В)- 4 чел. В) — 7 чел. В) — 4 чел.
Г)- 12 чел.
Анализобработанных анкет выявил интересные тенденции в мнении студентов-юристов посодержанию, методике и методах контроля при изучении предмета Основыбухгалтерского учета и судебно-бухгалтерской экспертизы. 55 % (19 чел.) изобщего числа опрошенных (34 чел.) считают, что изучение предмета должно даватьвозможность ознакомиться с видами финансовых нарушений и методике их выявления.Эти цифры отражают интерес студентов-юристов к сути проблемы и отражают необходимостьадаптации экономических познаний в будущей практической деятельности.
10чел. ( 29%) считают, что изучение данного предмета должно идти в направлениииспользования судебно-бухгалтерской экспертизы в следственных действиях и всуде. И 20 % (7 чел.) не видят для себя практического значения при изученииданного предмета, считая его второстепенным, общепознавательным. При выбореразделов курса 21 чел. (62%0 назвали разделы, которые должны быть связаны сспособами финансовых нарушений, 14 чел. (41%) считают, что методы проверкиучетной документации экспертом бухгалтером должны занимать достойное место визучении предмета. Разделы курса, в которых рассматриваются вопросы основбухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в качестве наиболее интересныхоценивают только 4 чел, или 11% опрошенных, и это несмотря на то, чтологическое построение доказательств по делам экономической направленностиневозможно при отсутствии знаний об основах ведения бухгалтерского учета и ихрезультатов, отраженных в бухгалтерской отчетности. Анализ форм контроля,которые применимы при проверке знаний, наибольшее число студентов выбрали либотестирование 11 чел. (32%), либо зачет, поставленный по итогам ответовпредыдущих занятий 22 чел. (65 %). Такой подход означает, по нашему мнению,существование психологического порога, который не имеют возможности переступитьмногие студенты гуманитарии при изучении экономических вопросов, а такжедостаточной сложностью материала, особенно в современных условиях ведениябухгалтерского учета. Анализ результатов анкетирования не зависит от формыобучения – платная и бюджетная (бесплатная).
Анализобщих результатов анкетирования выражает интерес студентов-юристов к данномупредмету, но только с позиции применения этих познаний при расследованииэкономических преступлений. Однако изучение любого предмета, в том числе иОснов бухгалтерского учета и судебно-бухгалтерской экспертизы требуетсистемного подхода, так как бухгалтерский учет есть система документации,способов отражения хозяйственных операций, при этом анализ именно всеговзаимосвязанного целого, дает возможность выявить деструктивные явленияфинансово-хозяйственной деятельности.
Учебнаялитература по данному предмету представлена учебниками, учебными пособиямикоторые освещают предмет, как правило в двух направлениях:
1.Учебная литература более ранних периодов. В учебниках подробно раскрываютсятакие вопросы как понятие бухгалтерского баланса, счетов, основных видовхозяйственных операций по различным объектам учета с вкраплениями о видахзлоупотреблений по объектам учета, а также вопросы об инвентаризации, ревизии,судебно-бухгалтерской экспертизе.
2.Учебники и учебные пособия, которые практический не раскрывают вопросы учет а иотчетности, а сосредоточены на проблемах ревизии, экспертизы, аудиторскойпроверки, раскрывают виды злоупотреблений с вкраплениями теоретических основбухгалтерского учета. Такая учебная литература носит, как правило, назначениеСудебная или правовая бухгалтерия. Так учебник для высших учебных заведений Судебнаябухгалтерия, под ред.д.ю.н.проф. С.П. Голубятникова, М,. 1999 год полностьюсориентирован на изучение защитных функций бухгалтерского учета и основ ихиспользования в юридической практике, а также методике выявлениязлоупотреблений с различными объектами учета, судебно-бухгалтерской экспертизе.Учебник Т.М. Дмитриенко, С.Г. Чаадаев Судебная (правовая) бухгалтерия. М,. 1999год достаточно подробно освещает вопросы нормативного регулированиябухгалтерского учета, организации и правового регулирования аудита в РФ, атакже рассматривает вопросы судебно-экономической экспертизы, практически неосвещая теории бухгалтерского учета. Учебное пособие Судебная бухгалтерия, Е.С.Дубоносов, А.А. Петрухин, М.,2001 год представляет судебную бухгалтерию всхемах, при этом акцент при изучении материала делается исключительно на видынарушений финансово-хозяйственной деятельности организаций, а такжепредставлены вопросы о таких методах контроля как инвентаризация, ревизия позаданию правоохранительных органов, экспертиза. Возможности практическогоприменения знаний в области бухгалтерского учета представлены в пособии длясудей, следователей, экспертов, арбитражных управляющих, А.М. БогомоловСудебная финансово-экономическая экспертиза по делам о незаконном получении кредитаи банкротстве. Правовое регулирование и методологические особенности.М,.2002.
Каквидно из представленной учебной литературы сложилось два принципиальных подходапри изучении вопросов Основ бухгалтерского учета и судебно-бухгалтерскойэкспертизы: изучение основ бухгалтерского учета, основных видов хозяйственныхопераций и злоупотреблений с ними, а также вопросов использования специальныхбухгалтерских познаний при расследовании преступлений экономическойнаправленности, и, изучение методики выявления финансовых нарушений сиспользованием всего арсенала исследования учетной документации без раскрытияоснов бухгалтерского учета и отчетности. В таких условиях формирование курсапредмета сопряжено с использованием достаточно большого круга учебной литературыс различным подходом к данной проблеме. По нашему мнению, необходима учебнаялитература для юридических вузов, которая содержала бы в себе оба этихнаправления. Изучение данного предмета должно также содержать нормативныйматериал по бухгалтерскому учету. По выражению А.М. Богомолова, правовойнигилизм в экономике, вызванный отсутствием соответствующей правовой базы изапоздалым принятием законов, регулирующих функционирование новыхорганизационно-правовых форм собственности привели к криминализации определеннойчасти экономически активного населения страны. 2 (А.М. Богомолов. Судебнаяфинансово-экономическая экспертиза по делам о незаконном получении кредита ибанкротстве. Правовое регулирование и методологические особенности. Пособие длясудей, следователей, экспертов, арбитражных управляющих.М,. 2002.с.3.)
Поданным МВД России на начало 2000 года преступления экономической направленностисоставляли 10,5% от общего числа зарегистрированных преступлений, чтосоставляла около 400000 преступлений за год. 3 (Экономика и жизнь, № 31, 2001.)И уголовная статистика делает прогноз на увеличение числа экономически=хпреступлений. А вот судебная статистика имеет другие данные уже по уголовнымделам, ставшим предметом рассмотрения в суде. На основании сведений судебногодепартамента при Верховном суде РФ Управление судебного департамента вСаратовской области за 1999 год по судам г.Саратова представлены дела :
1.по ст.171 ч.2 УК – 1 уголовное дело.
2.По ст.175, ч.1 УК –5 уголовных дел.
3.По ст.194 – УК — 1 уголовное дело.
4.По ст.196 УК – 1 уголовное дело
5.По ст.199, ч.1 — 3 уголовных дела
6.По ст.199 ч.2 УК — 3 уголовных дела.
Такая»благополучная" статистика показывает, что нередки случаи, чтовозбужденные дела по экономическим преступлениям не доходят до суда, следствиене в состоянии собрать достаточное количество доказательств.
Однаковполне справедливо можно отметить, что формирование учебной литературы поОсновам бухгалтерской учета сопряжено в настоящее время с большими сложностями,которые вполне объяснимы, Это переход Российского бухгалтерского учета намеждународные стандарты, формирование нового плана счетов бухгалтерского учета,что приводит к скорому «старению» учебной литературы. Даннаяпроблема, по нашему мнению, со временем преодолима. Это не может бытьпрепятствием для формирования полного курса, отвечающего требованиямсовременного следствия. Изучение Основ бухгалтерского учета исудебно-бухгалтерской (экономической) экспертизы должно не только удовлетворятьинтерес о том, как происходят хищения материальных ценностей или денежныхсредств, но и давать прочные познания в области бухгалтерского учета, которыеконечно пригодятся в практической деятельности следователей, судей, юристов напроизводстве. Нам представляется, что программа курса по Основам бухгалтерскогоучета и судебно-бухгалтерской, экономической экспертизы должна содержатьследующие блоки тем:
1.Предмет и метод Бухгалтерского учета, а также комплексной дисциплины Судебнаяили правовая бухгалтерия.
2.Понятие бухгалтерского баланса и бухгалтерских счетов.
3.Документация организации, учетные регистры, механизированная система ведениябухгалтерского учета и методы контроля при механизированной системе ведениябухгалтерского учета.
4.Бухгалтерский учет основных видов хозяйственных операций и проверка ихсостояния с целью выявления финансовых нарушений, условий способствующихформированию деструктивных явлений в финансовой деятельности предприятий,организаций.
5.Нормативное регулирование и порядок проведения инвентаризации в целях осуществленияконтроля за финансово-хозяйственной деятельностью организаций, Инвентаризация вследствии.
6.Нормативное регулирование и порядок проведения ревизии, аудиторской проверки вцелях осуществления контроля за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий,организаций. Ревизия в следствии.
7.Нормативное регулирование и порядок назначения и проведениясудебно-бухгалтерской (экономической) экспертизы.
СущенкоНаталья Борисовна, доцент Саратовской государственной академии права, г.Саратов
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.yurclub.ru/