Введение
Внешняяторговля товарами является частью международной торговли и представляет собойспецифическую форму обмена товарами между продавцами и покупателями разныхстран.
Подторговлей понимается приобретение хозяйственных благ с целью получения прибылиот их последующей продажи. В системе общественного разделения труда торговлязанимает самостоятельное место. Она является неотъемлемым звеном в цепихозяйственных отношений общества, построенных на принципах разделения труда итоварного обмена.
Экономическуюсущность торговли можно определить, во-первых, как передачу продуктовчеловеческого труда из одной стадии производства в другую и, во-вторых, какпередачу этих продуктов от производителей к потребителям, без чего невозможенпроцесс расширенного производства.
Попринципу территориальности торговля делится на внутреннюю и внешнюю.
Историческивнешняя торговля возникла как торговля между приморскими государствами.Сухопутная же торговля развивалась более медленно в силу значительных затрат наее организацию и опасностей, которые во много раз больше, чем перевозка товаровморем.
Внешняяторговля способствует расширению производства, созданию и улучшению путейсообщения как внутри страны, так и между государствами, возникновениюростовщичества, а затем и торгового капитала, развитию международногокредитования и страхования.
Внешняяторговля делится на экспортную и импортную. Превышение экспорта над импортомозначает наличие у государства активного торгового баланса. Превышение импортанад экспортом означает пассивный торговый баланс.
Активныйторговый баланс является показателем благоприятного экономического развитиягосударства. Поэтому стимулирование экспорта часто возводится в основнойпринцип экономической политики государства.
Внешняяторговля характеризуется тремя показателями: объемом внешнеторговоготоварооборота, товарной и географической структурой.
1 Классификация внешнеторговых операций
Внешнеторговыеоперации классифицируются:
1.По направлениям торговли:
1)основные операции представляют собой договорные операции по купле-продажетоваров или по обмену товарами (бартер), т.е. эти операции зафиксированы вовнешнеторговых договорах;
2)вспомогательные операции обеспечивают надлежащее выполнение основных операций.Они включают операции по транспортировке и экспедированию грузов, страхованиюгрузов, финансированию внешнеторговых операций, расчетам между экспортерами иимпортерами, гарантированию их взаимных обязательств, а также таможенные идругие операции, в том числе агентские соглашения с посредниками, поставщикамиэкспортных и заказчиками импортных товаров, с рекламными агентами и организациями,исследующими конъюнктуру рынков (кредитные, расчетно-платежные, рекламные,страховые, таможенные, валютные, транспортные (транзитные, бондовые,погрузочно-разгрузочные, агентирование).
2.По предмету сделки:
товарыи продукция;
сырье;
результатыинтеллектуальной деятельности, работы и услуги.
3.По степени самостоятельности:
прямыеобменные (купля-продажа);
посреднические(комиссионные, агентские, консигнационные, брокерские).
Взависимости от сложности основной операции импортеры и экспортеры совершают каксамостоятельно, так и с привлечением других фирм и организаций на одну основнуюдо 10 и более вспомогательных операций.
Расчетымежду контрагентами внешнеторговых сделок обычно производятся как собственными,так и заемными денежными средствами. С целью сокращения валютных затрат наимпорт крупных партий оборудования предприятиями в международной практикешироко применяются компенсационные сделки, по условиям которых кредиты,предоставляемые крупными иностранными фирмами, погашаются поставками продукции.Возможно также и частичное денежное погашение.
Насокращение валютных затрат большое внимание оказывают бартерные(товарообменные) сделки, при которых один товар обменивается на другой безнепосредственного участия денег как средства платежа в количественныхпропорциях, определяющихся условиями мирового рынка.
Проникновениетоваров на рынки других стран возможно как с территории своей страны, так ипутем организации производства товаров за рубежом с использованием различныхформ международной кооперации, участия на долевой основе в капитале иностранныхфирм, а также посредством создания за рубежом собственных предприятий.
Экспортно-импортныеоперации обычно осуществляются в комплексе мероприятий, обеспечивающихтранспортировку, экспедирование, хранение, подработку и переработку товаров, ихстрахование, платежи и другое. При своем движении из страны в страну товарымогут неоднократно менять владельца, пока не дойдут до конечного потребителя.
Необходимостьсокращения издержек на перечисленные операции способствовало выделению этихфункций в самостоятельные виды предпринимательской деятельности, которымизанимается специализированные категории посреднических организаций (различныевнешнеэкономические ассоциации, торговые дома, Торгово-промышленная палата идругие).
Длявнешнеторговых операций важное значение имеют обычаи делового оборота.
Обычаиделового оборота – это международное обыкновение, которое в отличие отюридически обязательных международно-правовых обычаев регулирует внешнеэкономическийоборот, если участники последнего договорились о таком регулировании. Другимисловами, обычай делового оборота применяется к внешнеторговому контракту, еслистороны договорились об этом при заключении договора.
В1980 г. в Вене была принята Конвенция ООН о контрактах международнойкупли-продажи, известная под названием Венской конвенции, которая вступила всилу для РФ с 1991г.
Статья9 данной Конвенции предусматривает следующее:
сторонысвязаны любым обычаем, относительно которого они договорились, и практикой,которую они установили в своих взаимных отношениях;
приотсутствии договоренности об ином считается, что стороны подразумевалиприменение к договору или его заключению обычая, о котором они знали или должныбыли знать и который в международной торговле широко известен и постояннособлюдается сторонами в договорах данного рода в соответствующей областиторговли.
2 Организация работы внешнеторговой фирмы
Этапыподготовки и проведения внешнеторговой сделки:
маркетинговыеисследования внешнего рынка;
поискзарубежного партнера;
установлениеконтактов с иностранной фирмой;
анализи проработка конкурентоспособных материалов, расчет экспортных цен;
подготовкаусловий платежа и поставки;
подготовкапроекта контракта;
проведениепереговоров и согласование проекта контракта
подписаниеконтракта;
исполнениеконтрактных обязательств: поставка товаров, расчетно-платежные операции;
10.контроль за выполнением контрактных обязательств;
11.рассмотрение возможных претензий.
Маркетинговаяслужба осуществляет:
Изучениевозможностей и рынков сбыта, обеспечение рекламы и продвижение товара:подготовка материалов для формирования базисных усилий контракта.
Прогнозированиеконъюнктуры товаров рынков и динамики цен, участие в обосновании контрактныхцен: обеспечение необходимой информации о состоянии рынка.
Методыобеспечения работ по изучению внешних рынков и требований к качеству продукции.
Оперативно-коммерческаяслужба осуществляет:
Оценкасоответствия качества экспортируемой продукции мировым стандартам.
Согласованиеассортимента продукции по импорту.
Ведениепереговоров.
Курированиеработы экспертов-оперативников
3 Выбор партнеров на мировом рынке
Выборпартнера (контрагента) начинается обычно с выбора страны. Предпочтения отдаютсятой стране, с которой уже есть норм деловые отношения, освоена правовая база,отсутствует дискриминация по отношению к другим странам.
Привыборе фирмы партнера изучают ее характеристики:
Технологические
Научно-технические
Организационные
Экономические
Правовые
Пополученным оценкам определяют:
Стратегиюсолидарности потенциального партнера (методы деятельности, платежеспособность,кредитоспособность, степень доверия к нему со стороны банков)
Деловуюрепутацию (деловое резюме, наличие опыта в бизнесе, пунктуальность в выполненииобязательств, опыт прошлых сделок)
Предпочтениеотдается тем контрагентам, которые занимаются экспортно-импортными операциями.
Источникиинформации при выборе партнера:
Справочники
Годовыеотчеты фирм
Общеэкономическиеи отраслевые газеты и журналы
Информационнаябаза должна постоянно обновляется; из нее формируется досье фирм, которыевключают 3 раздела:
Картафирмы.
Сведениео переговорах с фирмой.
Сведенияо дополнительных отношениях.
Картафирмы представляет собой анкету со следующими вопросами:
Страна,почтовый адрес, телефон, факс фирмы и ее филиалов.
Годоснования фирмы и ее филиалов.
Предметыторговли, производства с указанием основных технических характеристик.
Производственныемощности, число работников, торговый оборот и другие данные по годам.
Данныео финансовом положении.
Характеристикафилиалов, дочерних предприятий, связей фирмы.
Важнейшиеконкуренты и их характеристика.
Владельцы,руководители фирмы, ведущие специалисты по внешним связям.
Оборот(всего и по разным рынкам).
Отрицательныемоменты (невыполненные обязательства, рекламации, арбитражные и судебные иски).
Сведенияо переговорах с фирмой заполняют после завершения каждого раунда переговоров:
Предметпереговоров
Результатпереговоров
Характеристикапереговоров
Поведениефирмы во время переговоров
Деловыеотношения с другими Российскими организациями
Сведенияо деловых отношениях составляются 1 раз в год и отображают опыт работы с фирмойв течение года: выполнение условий контракта, заинтересованность в работе,деловые качества фирмы и ее работников.
Досьена фирму дополняется систематически. При этом основными формами отчетности,используемыми для анализа, являются:
Баланс
Счетприбылей и убытков
Счетпоступлений и расходований средств
Изэтих документов берутся данные для заполнения след 4-х разделов:
Экономическийпотенциал фирмы: сведения об активах, объемах продаж, размере прибыли, основноми оборотном капитале, капитальных вложений, собственном и заемном капитале,производственных мощностях, научно-исследовательской базе и расходах на НИОКР,объем числа занятых и др.
Показателиэффективности деятельности фирмы: объем продаж, размер прибыли, объем продаж кактивам, прибыль и себестоимость и т.д.
Конкурентоспособностьфирмы: возможность удовлетворить спрос потребителей по сравнению сконкурентами, динамика продаж в стоимостном и количественном выражении,коэффициент спроса, отношение объема продаж к стоимости нереализованнойпродукции, отношение объема продаж к сумме дебиторской задолженности, загрузкапроизводственных мощностей, портфель заказов, объем, направление и динамикакапитальных вложений.
Финансовоеположение фирмы определяется критериями: финансовой зависимости,платежеспособности, кредитоспособности.
Покаждому из критериев рассчитывают собственные коэффициенты. Важными факторамипри выборе партнера являются:
Репутацияфирмы и ее продукции
Надежностьфинансового положения
Достаточныйпроизводственный и научно-технический потенциал.
4 Подготовка и проведение переговоров с зарубежнымипартнерами
Телефонныепереговоры. Устная форма переговоров. Партнеры согласуют лишь такие условия какцена, количество, товары и срок поставки. Затем оформляется это контрактом.
Недостатки:дороговизна международных переговоров, требует подготовки.
Достоинства:оперативный и быстрый способ продажи или закупки товаров, является основнымспособом при биржевой торговли, возможность уточнения уже согласованныхпунктов.
Личнаявстреча с партнерами. Необходимость: когда сторонам трудно согласовать конечныеусловия оферты, трудно согласовать запросы другим способом. Используется: дляустановления деловых контактов с контрагентами на выставках, ярмарках; призаключении кредитных и сплошных контрактов; при согласовании условий кооперациии т.д.
Важноучитывать:
социально-психологическуюатмосферу переговоров;
спецификуличности переговоров;
национальныеи культурные особенности.
Видыпереговоров:
переговорызнакомство (представительские) не преследуют цели заключения конкретныхсоглашений;
переговорыпо техническим условиям (номенклатура, оборудование, его характеристики,комплектность, последовательность поставки, вопросы монтажа и наладки);
переговорыпо коммерческим вопросам — целью является обсуждение основных условий сделки иподписание контракта.
Этапыпереговоров:
изложениепредложений и понимания в письменной форме (предварительное);
уточнениеи согласование отдельных позиций сделки (часто по телефону);
окончательноеурегулирование всех условий сделки (процесс переговоров).
Классификацияпереговоров по социально-психологической атмосфере:
жесткие- основываются на силе, отстаивание сторон своих условий.
мягкие- видят в партнере коллегу, обе стороны идут на уступки (оправданы придлительном сотрудничестве).
принудительные- стороны придерживаются следующих правил: отделять эмоции и амбиции отпредмета переговора; сосредоточить внимание на интересах сторон, а не на ихпозициях; перед тем как придти к какому-либо решению разработать и обсудитьнесколько вариантов соглашений; добиться чтобы переговоры основывались на объективныхданных и достоверной информации. При переговорах используется своя тактика истратегия.
Подготовка и проведение переговоров по согласованию цен сзарубежными партнерами
Переговорыпо согласованию контрактных цен являются одним из важнейших этапов внешнеэкономическойдеятельности, как для поставщика, так и заказчика. Основные усилия в ходеподготовки и при проведении переговоров должны быть направлены на достижениемаксимально выгодных контрактных условий для российской стороны.
Согласованиеконтрактных цен требует большой изобретательности, четкого плана проведенияпереговоров и тщательной аргументации доводов.
Вслучаях, когда планируется сделка на крупную сумму, вес ошибки в цене заметновозрастает, так как даже доли процента изменения цены могут обернутьсязначительной суммой упущенной выгоды.
Переговорыпо ценам могут носить затяжной характер, а позиция партнера может отличатьсяупорством и крайней неуступчивостью, что требует мобилизации нервной иинтеллектуальной энергии, умелой и своевременной реализации серии домашнихзаготовок.
В связи с этим первостепенное значение имеет всесторонняяподготовка к переговорам, которая позволит успешно заключить сделку или свестина нет результаты многомесячных поисковых, аналитических, расчетных и рекламныхусилий целого коллектива работников.
Во внешней торговле сложились общепринятые принципы подходак формированию цен и порядку их согласования. Без знания этих принциповпереговоры обречены на неудачу.
Зарубежные партнеры уделяют согласованию цен первостепенноезначение, проводят детальные анализ цен, анализ квалификации и личных качествлиц, ведущих переговоры. Переговоры по ценам ведутся на этапах подготовки изаключения внешнеторгового контракта и, как правило, составляют наиболеесложную и длительную часть всего переговорного процесса, так как цена контрактаотражает все существенные условия заключенной сделки и выступаетконцентрированным показателем выгодности сделки. Упрощение переговоров, надеждана «хорошего» партера никогда не приводили к успеху. С другойстороны, умение расположить к себе, завоевать доверие и завязать дружественныеличные отношения без ущерба делу, основано на тщательной подготовке к каждойконкретной встрече и затрагивает интересы множества сторон.
Фактически переговоры по согласованию контрактных ценначинаются уже с момента вручения инозаказчику коммерческого предложения илипроекта контракта на поставку имущества или оказания услуг и продолжаются наэтапах заключения и исполнения внешнеторгового контракта. Согласованиевнешнеторговых цен, как правило, проводится допущенными к переговорамсотрудниками внешнеторговых подразделений, руководством этих подразделений илиорганизации. Не надо забывать, что каждая встреча, на которой не затрагиваетсявопрос цены, является возможностью оптимизации условий контракта и повышенияэкономической эффективности. Как говорят американцы: «О чем бы ни шларечь, речь всегда идет о деньгах».
Успешному проведению переговоров по согласованиюконтрактных цен предшествует тщательная работа по выявлению, сбору и анализуконъюнктурных материалов, квалифицированному подбор аналогов, расчетувнешнеторговых цен, учету особенностей иностранного партнера, доскональноеизучение предлагаемого к поставке товара, условий его применения, особенностейспроса и предложения. Чем больше вы будете знать о собственном товаре, темлегче вам будет вести переговоры.
Данную справку ни в коем случае нельзя брать с собой напереговоры. Необходимо точно запомнить ее содержание. Иногда после сбора этихданных вопрос о выходе на переговоры отпадает сам собой.
Исчерпывающее знание планируемой к поставке продукциидолжно быть непременным условием в подборе участников переговоров.
До начала переговоров по согласованию цены необходимопровести подготовительную работу, основное содержание которой составляет:
1 определение, сбор, изучение и анализ конъюнктурныхматериалов.
2 определение, расчет и оформление внешнеторговой ценыпродукции.
3 изучение проекта контракта, обратив особое внимание наусловия планируемой сделки применительно к особенностям товара.
4 изучение предшествующей переписки с иностранным партнеромпо вопросам планируемой сделки.
5 проверка наличия прямых или косвенных аналогов данногоизделия, поставлявшихся иностранному партнеру по линии российских субъектовВТС.
6 подготовка справочных материалов по зарубежным аналогамприменительно к данному иностранному партнеру.
7 выбор оптимальных аналогов и выработка методики защитыпредложенной цены.
8 обоснование возможных контраргументов по отклонениюаналогов иностранного партнера, не выгодных для российской стороны.
9 проведение перед сложными переговорами совещанияспециалистов с целью выработки тактики ведения переговоров.
10 изучение досье на фирму и ее представителей, которыебудут участвовать в переговорах.
11подготовка подробного плана переговоров с учетомпредложения, что иностранный партнер уже встречался с нашими возможнымиконкурентами.
12 категорически не рекомендуется включать в планпереговоров обещания, которые невозможно выполнить или выполнение которых зависитот третьей стороны.
13 подбор состава своих участников осуществляется исходя изпринципа «чем меньше людей, тем быстрее достигается необходимыйрезультат».
При подготовке необходимо изучить и проанализировать всефакторы, которые нужно учесть на переговорах. К основным из них относятсяследующие:
1 условия контракта (валюта цены, условия платежей, условиядоставки, сроки и объемы поставки, условия риска и т.д
2 соответствие характеристик продукции требованияминостранного партнера.
3 качество продукции.
4 ремонтопригодностьи эксплуатационные издержки.
5 совместимость изделия с техническими требованиямиэксплуатации.
6 соответствиепродукции предлагаемым гарантиям. Один из сложных вопросов, поскольку, какизвестно российские изделия отличаются скоропостижным качеством;
7 конструктивные и функциональные достоинства продукции.
8 способность к расширенному производству в случаеувеличения объемов поставок.
9 гарантийное ипослегарантийное обслуживание.
10 возможностьобеспечения запасными частями.
Переговоры по согласованию внешнеторговых цен являютсярезультатом тщательной трудоемкой подготовительной работы (поисковой,маркетинговой, аналитической, расчетной). Согласованная цена в конечном итогестановится контрактной ценой, которая учитывает все основные условиязаключаемой сделки и является обобщающим денежным показателем выгодностисделки. Об этом забывать не стоит — каждый доллар, уступленный инопартнеруможно приравнивать к отрицательной оценке деятельности конкретных сотрудников.При такой постановке вопроса в людях просыпаются значительные способности поубеждению партнеров.
В обобщающей форме классическая схема переговоров посогласованию контрактных схем может быть сведена к решению следующих задач:
1. согласование условий сделки (условия платежа, доставки,сдачи имущества и др.) и номенклатуры продукции;
2. согласование отечественных и мировых аналогов и их ценна основе конкурентных материалов;
3. согласование методики проведения переговоров повыбранным аналогам и уровню их цен, добиваясь принятия собственной методики;
4. согласование экспортных (импортных) цен на предлагаемуюноменклатуру и подписание итогового документа.
При проведении переговоров по согласованию цен, которыеранее сообщены Заказчику, необходимо заслушать его мнение и обоснованиепредлагаемого им уровня цены.
О проведении переговоров по согласованию цен с иностраннымпартнером целесообразно договариваться заблаговременно, с детализациейконкретной номенклатуры изделий, что позволит подобрать оптимальный составделегации и провести конкретную подготовительную работу. Неплохо обменяться довстречи программами переговоров. Это все позволит сэкономить время и нераспылять внимание на малозначительные вопросы.
Важнейшей частью переговорного процесса является четконалаженная работа протокольной группы. Выполнение этих функций работниками,непосредственно ведущими переговоры, не принято и указывает на низкий уровеньорганизации производственного процесса.
Совместно с инопартнером по окончанию переговоров необходимоподписывать меморандумы, заявления о намерениях, памятные записки и т. п.документы, отражающие перспективы дальнейшего сотрудничества.
По окончанию переговоров, а при продолжительном иххарактере после каждого раунда, необходимо составлять отчеты, фиксирующиеосновные аргументы сторон, достигнутые договоренности и принятые обязательства.Отчет обычно подписывается ведущим переговоры и утверждается руководителеморганизации. В случае необходимости отчет может направляться заинтересованнымроссийским организациям.
Для исключения юридически несостоятельных статей ужеподписанного договора, его можно внести в реестр Минэкономразвития послеюридической и экономической экспертизы, проведенной специалистами данногоминистерства.
5 Основы делового протокола
Деловойпротокол — правила поведения, организация мероприятий, приема делегаций, групп,лиц различных уровней. Начало делового протокола — это установление целивизита. Планирование переговоров является основным элементом их подготовки.План должен с максимальной полнотой охватывать интересующие вопросы. Разработкапланов переговоров проводится индивидуально в зависимости от того, кто проводитпереговоры и какие проблемы предполагаются обсудить.
Планвключает следующие этапы: дату, время и место переговоров; состав участников;основные вопросы для обсуждения с собеседником; лиц, ответственных запротокольные вопросы, характер приема после переговоров.
Любыепереговоры должны быть ограничены по продолжительности. Переговоры должныпроводиться в отдельном помещении.
6 Виды и назначение внешнеторговой документации
Группы:
1)товарные и расчетные;
2)страховые;
3)транспортные и отгрузочные;
4)по платежно-банковским операциям;
5)транспортно-экспедиторские;
6)экспедитор.
Документы,сопровождающие груз называются товаросопроводительными. Существуют такжеотгрузочные документы. Документы оформляются на оформительных бланках сопределенными реквизитами.
1)дают стоимостные, качественные характеристики. Документы, характеризующиекачество: сертификат качества, протокол испытаний, разрешение на отгрузку
2)страх полис, сертификат, объявление, извещение
З)извещение о готовности товара к отгрузке, заявка на аренду, отгрузочная инструкция,разрешение на поставку, извещение об отгрузке
4)это либо инструкция клиента банку о способах осуществления платежей, либо отчетбанка клиенту. Инструкция по банковскому переводу, заявление на открытиетоварного аккредитива, товарный аккредитив, извещение о принятии документа коплате по товарному аккредитиву, извещение об инкассаторском платеже,банковские гарантии, банковские траты, перевод вексель.
5)обслуживает выполнение эксплуататором сопроводительных операций, отгрузочныепоручения, извещение об отправке, складская записка экспедитора,товароскладская квитанция, распоряжение на выдачу товара
6)таможенная декларация, экспорт, импорт, валют лицензия, сведения опроисхождении товара, ветеринарная, санэпидемстанционная, карантиноваялицензии.
7 Основные условия заключения внешнеторговыхконтрактов
Дозаключения и составления контракта необходимо выяснить наиболее важные моменты,связанные с его оформлением, подписанием и исполнением: разрешен ли ввоз(вывоз) товара, являющегося предметом сделки, на территорию страны (или с еетерритории); не подпадает ли товар под режим квотирования и лицензирования;требуется ли получение соответствующих сертификатов, свидетельств на товар итак далее?
Указаннуюинформацию можно получить у соответствующих органов, занимающихся решением этихвопросов (государственные органы, лицензирующие органы и так далее).
Еслипредложение о заключении контракта поступает от неизвестной организации,необходимо как можно больше получить о ней информации. Прежде всего, следуетубедиться, что организация, с которой предстоит работать, действительносуществует. Для этого следует ознакомиться с ее учредительными документами(уставом, учредительным договором) и свидетельством о регистрации.Рекомендуется обратить внимание на то, кто является ее учредителями, каковразмер ее уставного фонда и сформирован ли он, где располагается офис (а непросто так называемый юридический адрес), в каком банке организацияобслуживается, ее финансовое положение и так далее.
Приподписании контракта необходимо убедиться, что представитель контрагента имеетюридическое право и полномочия на подписание документа.
Втом случае, если представитель действует по доверенности, следует проверитьналичие на доверенности подписи руководителя организации и печати, дату выдачи,срок действия, объем полномочий по доверенности.
Приступаяк работе над условиями контракта, нельзя допускать двусмысленности, нечеткостиформулировок. В контракте имеет значение каждое слово.
Еслине понятен термин, словосочетание, фраза и так далее, необходимо выяснить это спривлечением специалистов. Следует иметь в виду, что контрагент можетспециально включить в контракт неясные (но хорошо понятные ему) формулировки иположения, которые в последующем может обратить в свою пользу. Особенно частодопускаются неточности при применении в контрактах юридических торговыхмеждународных терминов, в частности, определяющих базисные условия поставки.Именно они устанавливают момент перехода права собственности от продавца кпокупателю и риска случайной гибели или порчи товара, распределяют обязанностии расходы сторон по транспортировке, страхованию и выполнению таможенныхформальностей.
Текстлюбого внешнеторгового контракта начинается с преамбулы, в которой указываетсяполное юридическое наименование сторон, заключивших договор. Традиционно первымдается наименование продавца, а вторым — название фирмы-покупателя.
Затемнеобходимо изложить предмет контракта, который, несомненно, имеетглавенствующее значение. Им может быть поставка или продажа того или иноготовара, оказание каких-либо услуг.
Несмотряна то, что данное условие является существенным, при его формулировании такжедопускаются грубые ошибки, касающиеся в основном определения качества товара иего упаковки. Не точное определение предмета контракта может привести кпоставке покупателю товара, хотя и соответствующего условиям договора, но нетого качества.
Воизбежание возможных осложнений в процессе исполнения сделки предмет контрактаследует описывать детальным образом, делая в случаях необходимости ссылки наобразцы и технические описания.
Еслипо контракту поставляется неоднородный товар, в этом случае подробный переченьвсех сортов, видов и марок указывается в спецификации, которая оформляется какприложение к контракту и является его неотъемлемой частью.
Вцелях сохранности товара закрепление в контракте условий о его упаковке имаркировке приобретает большое значение.
Здесьобычно указывают вид и характер упаковки, ее качество, размеры, а такженанесение на упаковку каждого места маркировки.
Спорыпо вопросам упаковки и маркировки очень сложны при разрешении.
Однимиз важнейших условий контракта является цена. Цена в контракте устанавливаетсяв денежных единицах определенной валюты за количественную единицу присогласованном базисе поставки. При этом следует оговорить, входят ли в цену всерасходы, связанные с отправкой груза, тарой, упаковкой, маркировкой и такдалее. Какие цены (твердые, скользящие, с последующей фиксацией) устанавливатьв контракте, зависит от конкретного вида поставляемого товара, а также от срокаконтракта.
Вдумчивоследует подходить и к составлению пункта контракта, касающегося порядка иусловий внесения платежей.
Условияплатежа включают установление валюты платежа, способ и порядок расчетов запоставленный товар, перечень документов, представляемых к оплате,ответственность за задержку платежа либо за другие нарушения условий контрактао платежах.
Вчастности, указанными нормативными актами предусмотрено, что юридические лица ииндивидуальные предприниматели обязаны обеспечить по внешнеэкономическимоперациям поступление денежных средств от экспорта товаров (работ, услуг) непозднее 90 календарных дней с даты отгрузки товаров, выполнения работ, оказанияуслуг (от экспорта по договорам комиссии — 180 календарных дней), а поступлениетоваров по импорту — 60 календарных дней с даты проведения платежа за товары.
Вслучае же несанкционированного превышения сроков проведения внешнеторговыхопераций, а также совершение других нарушений при проведении внешнеторговыхопераций (отсутствие лицензии, других разрешительных документов, представлениенедостоверных сведений и так далее) влечет применение экономических санкций,размер которых крайне высок.
Всвязи с этим, заключая внешнеторговый контракт, следует особенно тщательноподходить к выбору партнера, чтоб не допустить таких нарушений и не нести впоследующем ответственности.
Раздел«Качество товара» обязательно присутствует в каждом внешнеторговом контракте. Внем стороны устанавливают качественные характеристики товара (совокупностьсвойств, определяющих его пригодность по назначению).
Вмеждународной торговой практике существует несколько способов определениякачества товара:
1.По стандартам. В этом случае стороны могут выбрать и зафиксировать какнациональный стандарт продавца, так и международный, а в некоторых случаях истандарт фирмы — покупателя.
2.По техническим условиям (описанию). Они распространяются в основном на машины иоборудование, а также другие товары, к которым предъявляются специальныетребования по качеству или отсутствуют стандарты.
3.По образцам. Образец согласуется обеими сторонами и принимается за эталон.Такой способ оценки качества товаров используется чаще всего при продажетоваров на выставках.
Основнымдокументом, подтверждающим качество товара, является сертификат качества,выдаваемый либо фирмой-изготовителем, либо специализированной нейтральнойорганизацией, осуществляющей проверку качества товара.
Судебнаяпрактика свидетельствует о том, что форс-мажорная оговорка в контракте зачастуюлибо отсутствует, либо сформулирована ненадлежащим образом. Следует иметь ввиду, что в праве различных стран не совпадают условия, освобождающие отответственности.
Контрактобязательно должен содержать раздел о порядке разрешения споров. В немцелесообразно предусмотреть мирный, согласительный характер разрешениявозникающих споров, порядок и сроки предъявления сторонами претензий и ответана них. Необходимо четко и правильно указывать суд (арбитраж), в которомпредполагается разрешение споров.
Любойдоговор — правовой документ, и его нельзя составлять без участия компетентныхспециалистов. Поэтому до подписания договора необходимо, чтобы егопроанализировал и завизировал юрист.
Заключение
Поразмеру положительного сальдо Россия занимает 3 место в мире после Германии иЯпонии.
Спецификойвнешнеторговой структуры нашей страны продолжает быть, с одной стороны,традиционно топливно-сырьевой характер российского экспорта и, с другойстороны, насыщенный техникой и потребительскими товарами импорт.
Совершенствованиеструктуры экспорта затрудняется прежде всего продолжающимся спадом производства,неконкурентоспособностью большинства обрабатывающих отраслей, потерей рядатрадиционных рынков сбыта техники. Со стороны западных стран сохраняется ряддискриминационных барьеров в отношении отдельных российских товаров и услуг,обладающих конкурентными преимуществами. Ограничивается и доступ России кзападным передовым технологиям.
ВРоссийской Федерации еще не заработали механизмы защиты внутреннего российскогорынка от недобросовестной зарубежной конкуренции.
ПоЗакону РФ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности»Правительство РФ может вводить количественное ограничения экспорта и импорта вцелях обеспечения национальной безопасности страны, выполнение международныхобязательств или защиты внутреннего рынка, заявляя об этом не позже чем за 3месяца до их установления. Предусмотрено также возможность применениягосударственной монополии на торговлю отдельными видами продукции. В этомслучае устанавливается особый порядок выдачи лицензий на экспортно-импортныеоперации исключительно государственным предприятиям.
Вцелом нетарифное регулирование внешней торговли в РФ существенно ограничено ицентр тяжести перенесен на экономическое, в основном тарифное регулирование,как это принято во всем мире.
ВРФ практика применения законодательно оформленных процедур защиты внутреннегорынка от недобросовестной зарубежной конкуренции начинает использоваться сзаметным запозданием. Сейчас действует комиссия правительства РФ по защитныммерам во внешней торговле. Комиссия рекомендовала ввести ряд квот на импортотдельных товаров из стран СНГ и ЕС в ответ на дискриминационные меры со стонывнешнеторговых партнеров.
14апреля 1998 года был принят Закон РФ № 63-ФЗ «О мерах по защите экономическихинтересов РФ при осуществлении внешней торговли товарами».
Важноезначение приобретает также отладка самого механизма расследований в случаенедобросовестной конкуренции. Особого внимания в этом механизме требуетвыявление оснований для расследований, их инициирование. Нужна широкаяинформация производителей о возможностях и путях использования антидемпинговыхмер по их защите.
Дальнейшееразвитие внешнеторговых отношений тесно связано с перспективой вступленияРоссии во Всемирную торговую организацию (ВТО). Целесообразность вступленияопределяется прежде всего необходимостью обеспечить приемлемый для Россиибаланс прав и обязательств в сфере международной торговли, потребностьюразвивать внешнеэкономические связи на принятых в мире основах. В частности,это устранит действующие сейчас дискриминационные меры со стороны западныхстран по отношению к российскому экспорту и обеспечит ему режим наибольшегоблагоприятствования, а также национальный режим для наших товаров и услуг зарубежом.
РоссийскаяФедерация, вступив в ВТО, будет иметь возможность выносить проблемыторгово-экономических отношений с партнерами на этот международный форум идобиться их решения на цивилизованной основе. При возникновении конфликтныхопераций российские участники внешней торговли смогут также получить поддержкусвоего правительства, которой они пока лишены в ходе рассмотрения споров.Сейчас число антидемпинговых процедур против России превышает 40, из них болееполовины, по оценке МВЭС России, носит явно дискриминационный илинеобоснованный характер. Правила ВТО позволяют защищать внутренний рынок,повышая ставки пошлин, а иногда и вводя количественные ограничения на импорт,если импорт причиняет или даже угрожает причинить серьезный ущерб национальномупроизводству. Страна получает и ряд других преимуществ
Список литературы
Балабанов И.Т., Балабанов А.И. Внешнеэкономические связи.М.: Финансы и статистика, 1998, 512 с
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта referat.ru/