Пообщему правилу, установленному частью 1 статьи 9 Закона 173-ФЗ валютныеоперации между резидентами запрещены. Вместе с тем Законом предусмотреныисключения из этого правила.
Разрешенывалютные операции по сделкам между уполномоченными банками, совершаемым ими отсвоего имени и за свой счет (часть 2 статьи 9 Закона 173-ФЗ). Перечень валютныхопераций, осуществляемых по сделкам между уполномоченными банками, совершаемымими от своего имени и за свой счет установлен Центральным банком РоссийскойФедерации в соответствии с Указанием от 28 апреля 2004 г. № 1425-У.«Порядок осуществления валютных операций по сделкам между уполномоченнымибанками».
Безограничений осуществляются следующие валютные операции между резидентами иуполномоченными банками (часть 3 статьи 9 Закона 173-ФЗ):
получениеи возврат кредитов и займов, уплата сумм процентов и штрафных санкций по этимдоговорам;
внесениеденежных средств резидентов на банковские счета и получение денежных средстврезидентов с банковских счетов. Вклады могут быть как до востребования, так ина определенный срок;
купля-продажафизическими лицами наличной и безналичной иностранной валюты и чеков (в томчисле дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностраннойвалюте, за валюту Российской Федерации и иностранную валюту;
обмен,замена денежных знаков иностранного государства (группы иностранныхгосударств);
приемдля направления на инкассо в банки за пределами территории Российской Федерацииналичной иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальнаястоимость которых указана в иностранной валюте, не для целей осуществленияфизическими лицами предпринимательской деятельности;
уплатауполномоченным банкам комиссионного вознаграждения;
операциипо договорам с банковскими гарантиями, а также с исполнением резидентамиобязательств по договорам поручительства и залога;
операциис векселями выпущенными уполномоченными банками;
иныевалютные операции, отнесенные к банковским операциям в соответствии сФедеральным Законом от 02.12.1990 N 395-1 «О банках и банковскойдеятельности».
Юридическиелица — резиденты вправе без ограничений осуществлять валютные операции сосредствами, зачисленными на счета (во вклады), открытые в банках за пределамитерритории Российской Федерации, за исключением валютных операций междурезидентами (часть 6 статьи 12 Закона 173-ФЗ).
Физическиелица — резиденты вправе без ограничений осуществлять валютные операции, несвязанные с передачей имущества и оказанием услуг на территории РоссийскойФедерации, с использованием средств, зачисленных на счета (во вклады), открытыев банках за пределами территории Российской Федерации (часть 6 статьи 12 Закона173-ФЗ).
Физическимлицам — резидентам разрешены для проведения в форме наличной оплаты следующиевалютные операции (часть 3 статьи 14 Закона 173-ФЗ):
передачаиностранной валюты или внешних ценных бумаг в дар Российской Федерации,субъекту Российской Федерации и (или) муниципальному образованию;
дарениевалютных ценностей супругу и близким родственникам;
завещаниевалютных ценностей или получения их по праву наследования;
приобретениеи отчуждение в целях коллекционирования единичных денежных знаков и монет;
переводбез открытия банковских счетов, иностранную валюту или валюту РоссийскойФедерации в сумме, не превышающей в эквиваленте 5000 долларов США;
покупка,обмен, замена денежных знаков иностранного государства (группы иностранныхгосударств) у уполномоченного банка или продажа уполномоченному банку наличнойиностранной валюты;
приемдля направления на инкассо в банки за пределами территории Российской Федерацииналичной иностранной валюты.
Всеостальные расчеты при осуществлении валютных операций производятся физическимилицами — резидентами через банковские счета в уполномоченных банках.
Применитьэто положения Закона 173-ФЗ не всегда удается. Например, пунктом 2 части 1статьи 9 Закона 173-ФЗ разрешены операции, связанные с расчетами в магазинахбеспошлинной торговли, а также с расчетами при реализации товаров и оказанииуслуг пассажирам в пути следования транспортных средств при международныхперевозках.
ЕслиЗаконом не разрешена эта операция в наличной форме, то ее следует проводитьтолько в безналичной, например, с использование карточного счета. Но те, ктобыл в этих магазинах знают, что магазины беспошлинной торговли принимают иналичные денежные средства. И магазины и покупатели нарушают валютноезаконодательство.
Будемнадеяться, что урегулировать эту и другие проблемы применения валютногозаконодательства поможет представленный на рассмотрение в Государственную ДумуЗаконопроект, предусматривающий внесение изменений в Закон № 173-ФЗ.Законопроектом в частности, предусматривается разрешить осуществлять расчетыбез открытия счета между физическими лицами — резидентами и магазинамибеспошлинной торговли.
Крометого, между резидентами разрешены следующие операции:
междукомиссионерами (агентами, поверенными) и комитентами (принципалами,доверителями) при оказании комиссионерами (агентами, поверенными) услуг,связанных с заключением и исполнением договоров с нерезидентами о передачетоваров, выполнении работ, об оказании услуг, о передаче информации ирезультатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав наних (пункт 3 части 1 статьи 9 Закона 173-ФЗ);
подоговорам транспортной экспедиции, перевозки и фрахтования (чартера) приоказании экспедитором, перевозчиком и фрахтовщиком услуг, связанных сперевозкой вывозимого из Российской Федерации или ввозимого в РоссийскуюФедерацию груза, транзитной перевозкой груза по территории РоссийскойФедерации, а также по договорам страхования указанных грузов (пункт 4 части 1статьи 9 Закона 173-ФЗ);
свнешними ценными бумагами, выпущенными от имени Российской Федерации,осуществляемых через организаторов торговли на рынке ценных бумаг РоссийскойФедерации, при условии учета прав на такие ценные бумаги в депозитариях,созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5части 1 статьи 9 Закона 173-ФЗ);
Проектомо внесении изменений в Закон 173-ФЗ предполагается исключить слова«выпущенными от имени Российской Федерации». Тем самым будутразрешены валютные операции между резидентами по внешним ценным бумагам,существующим на рынке ценных бумаг.
операцийюридических лиц с внешними ценными бумагами при условии учета прав на такиеценные бумаги в депозитариях, созданных в соответствии с законодательствомРоссийской Федерации, и осуществления расчетов в валюте Российской Федерации(пункт 6 части 1 статьи 9 Закона 173-ФЗ);
Проектомо внесении изменений в Закон 173-ФЗ предполагается исключить слова«юридических лиц».
Темсамым такие валютные операции будут разрешены и физическим лицам — резидентам.операций, связанных с осуществлением обязательных платежей (налогов, сборов идругих платежей) в федеральный бюджет, бюджет субъекта Российской Федерации,местный бюджет в иностранной валюте в соответствии с законодательствомРоссийской Федерации (пункт 6 части 1 статьи 9 Закона 173-ФЗ).
Отметим,что эту операцию Закон 173-ФЗ не разрешает осуществлять в наличной форме. Помнению автора, это ограничивает возможности налогоплательщиков по уплатеплатежей в бюджет. Все остальные валютные операции между резидентами должныосуществлять между собой только в рублях.
Обратитевнимание, что действующим Законом 173-ФЗ не предусмотрена такая валютнаяоперация как снятие с валютного счета денежных средств и передача ихсотруднику, например на командировочные расходы за пределами РФ. В настоящеевремя организация — резидент может только выдать сотруднику суммукомандировочных в рублях, с тем, чтобы он обменял их в уполномоченном банке иликак вариант, использовать корпоративную пластиковую карту.
Ситуациюисправить можно, если Государственная Дума примет предлагаемые изменения вЗакон 173-ФЗ, которые предусматривают, разрешение валютной операции виностранной валюте при возмещении расходов физического лица, связанных сослужебной командировкой за пределы территории Российской Федерации, а также припогашении неизрасходованного аванса, выданного в связи со служебнойкомандировкой.
Кромеэтого проектом предполагается разрешить между резидентами следующие валютныеоперации:
операций,связанных с выплатой дохода и (или) погашением внешних ценных бумаг;
операций,связанных с расчетами и переводами при исполнении бюджетов всех уровнейбюджетной системы Российской Федерации в соответствии с бюджетнымзаконодательством Российской Федерации;
операций,предусматривающих расчеты и переводы для осуществления деятельности дипломатическихпредставительств, консульских учреждений Российской Федерации и иныхофициальных представительств Российской Федерации, находящихся за пределамитерритории Российской Федерации;
переводовфизическими лицами — резидентами из Российской Федерации в пользу физическихлиц — резидентов на их счета, открытые в банках, расположенных за пределамитерритории Российской Федерации, в суммах, не превышающих в течение одногооперационного дня через один уполномоченный банк эквивалента 5000 долларов США поофициальному курсу, установленному Центральным банком Российской Федерации надату списания денежных средств со счета физического лица — резидента.
Предлагаемыев Законопроекте поправки к Закону № 173-ФЗ свидетельствуют о положительнойтенденции к совершенствованию валютного законодательства и позволяют решить рядпроблем, возникающих при осуществлении резидентами и нерезидентами отдельныхвидов валютных операций.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта klerk.ru/