Реферат по предмету "Право, юриспруденция"


Административно-деликтное право

Административно-деликтноеправо — это подотрасль административного права. Оно представляет собойсовокупность норм, которые регулируют отношения, возникающие в связи ссовершением административного правонарушения (деликта). Нормыадминистративно-деликного права выполняют функцию охраны правопорядка, прав исвобод граждан. В сферу его правового регулирования включаются, с однойстороны, отношения, связанные с противоречивым поведением субъектовадминистративного права, а с другой, деятельность компетентных органов попресечению, по расследованию противоречивых деяний юрисдикционномуразбирательству дел об административных правонарушениях.
Отношения,возникающие между государственными органами и правонарушителями — это властныеотношения. Однако они имеют свою специфику. Во-первых, административные деликтыне обязательно, непосредственно возникают из управленческих отношений(например, уничтожение или повреждение чужого имущества — ст. 7.17 КоАП РФ,занятие проституцией — 6.11 КоАП и др.). Во-вторых, нормы об административнойответственности за административные правонарушения (проступки носятуниверсальный характер, аналогичный нормам уголовного права). Их охранительнаяфункция распространяется на отношения, регулируемые не только административнымправом, но и другими отраслями права. Административно-деликтное право связано сопределением и назначением административных наказаний (взысканий), поэтому егоназывают также административно-наказательным правом.
Системаадминистративно-деликтного права включает: КоАП РФ, специальные законы,полностью посвященные административной ответственности, специальные законы,имеющие форму кодекса и действующие автономно (например, Таможенный кодекс РФ),законодательные акты субъектов Федерации (например, Кодекс Свердловской областиоб административной ответственности) и др.
Административно-деликтноеправо содержит материальные и процессуальные нормы. Материальные нормыопределяют понятие административного правонарушения, цели и видыадминистративного наказания, состава административных правонарушений вразличных сферах государственного управления, полномочия и виды органов,компетентных рассматривать это правонарушение. Процессуальные нормы определяютпорядок производства по делам об административных правонарушениях.
Признаки и состав административногоправонарушения
Административноеправонарушение является основанием административной ответственности. Егоопределение дано в ст. 2.1 КоАП РФ. Под административным правонарушениемпонимается противоправное, виновное действие (бездействие) физического илиюридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Федерацииустановлена административная ответственность.
Этоопределение выражает три формально юридических признака административногоправонарушения:
противоправность- заключается в совершении деяния, нарушающего нормы административного права,охраняемые мерами административной ответственности, нормы других отраслей права(финансового, земельного, таможенного, трудового, экологического и т.д.);
виновность- виновное деяние считается административным правонарушением только в томслучае, если имеет место вина лица, т.е. содеянное было совершено умышлено илипо неосторожности;
наказуемость- административным правонарушением признается только то деяние, за котороезаконодательством предусмотрена административная ответственность.
Административноеправонарушение является антиобщественным деянием. Однако не всякоеантиобщественное деяние охватывается признаками административногоправонарушения. Какое антиобщественное деяние является административнымправонарушением определяется соответствующим законодательством.Административное правонарушение характеризуется определенным составом. Онвключает совокупность признаков, при наличии которых противоправное деяниепризнается проступком.
Всостав административного правонарушения включается:
объектправонарушения — права и свободы человека и гражданина, собственностьнезависимо от ее формы, порядок управления, окружающая среда, общественныйпорядок и т.д;
объективнаясторона — конкретные действия, выразившиеся нарушении установленныхадминистративно-правовыми нормами правил. Содержание объективной стороны, какправило, включает характер противоправного деяния (повторность,неоднократность, длящееся правонарушение);
субъект- физическое лицо (гражданин, достигший 16-летнего возраста, должностное лицо,военнослужащий, иностранный гражданин или лицо без гражданства); юридическоелицо, зарегистрированное в установленном порядке и действующее со своимуставом; иностранное юридическое лицо;
субъективнаясторона состава административного правонарушения — это отношение субъекта ксовершенному им деянию, т.е. вина в форме умысла или неосторожности. Винаюридических лиц связана с выходом юридического лица за пределы отведенной емуправоспособности либо ненадлежащее распоряжение. Она определяется через оценкуданного обстоятельства компетентным органом, налагающим административноевзыскание. Она выражает субъективное отношение к противоправному деяниюколлектива юридического лица, определяемое по доминирующей в нем воле,носителем которой является администрация, ее должностные лица. Отсюда винаюридического лица должна пониматься как выражение вины должностных лицадминистрации и считаться доказанной только при наличии установленной виныдолжностного лица.
Признакиадминистративного правонарушения необходимо отличать от его юридическогосостава. При наличие признаков административного правонарушения могутотсутствовать признаки его состава, что исключает привлечение кадминистративной ответственности.
Понятие и основания административнойответственности
Административнаяответственность наступает за административное правонарушение (проступок),состав которого и санкции предусматриваются законом. Административнаяответственность — это форма юридической ответственности граждан и юридическихлиц за совершение ими административного правонарушения. Она представляет собойадминистративное принуждение в виде применения уполномоченным органом илидолжностным лицом административного взыскания к лицу, совершившемуадминистративный проступок.
Административнаяответственность характеризуется рядом признаков, отличающих ее от других видовюридической ответственности:
административнаяответственность регулируется нормами административного — деликтного права,которое содержится как в законах, так и в подзаконных актах. Уголовнаяответственность может устанавливаться только уголовным законом;
основаниемадминистративной ответственности является административный проступок, ауголовной — преступление;
вотличие от гражданской и уголовной ответственности ряд взысканий, специфичныхдля административной ответственности, могут применяться в административномпорядке, т.е. без обращения в суд;
вотличие от уголовной, административная ответственность распространяется нетолько на физических, но и на юридических лиц;
заадминистративные правонарушения применяются меры административнойответственности (за уголовные правонарушения — меры уголовной ответственности);
вотличие от гражданской ответственности, административная ответственность имеетпублично-правовой характер: это ответственность перед государством в лицеуполномоченных органов государственной власти, которым нарушитель не подчинен вслужебном порядке;
применениемер административной ответственности не влечет судимости и увольнения с работы.Лицо, к которому оно применено, считается административно наказанным в течениеопределенного срока (один год);
мерыадминистративной ответственности применяются в соответствии сзаконодательством, регулирующим производство по делам об административныхправонарушениях; а меры уголовной ответственности — в соответствии сУголовно-процессуальным кодексом, меры гражданской ответственности — в порядке,предусмотренном Гражданским процессуальным и Арбитражным процессуальнымкодексами.
Основанияадминистративной ответственности — это условия, при наличии которых кнарушителю применяется административное взыскание. Они включают:
нормативноеоснование — нарушение административно-правового запрета, установленного нормойадминистративно-деликтного права;
фактическоеоснование — совершение действий, в которых присутствует составадминистративного правонарушения; процессуальное основание — изданиекомпетентным органом правоприменительного акта.
Общиепринципы административной ответственности, ее субъекты, виды и порядокприменения взысканий устанавливаются КоАП РФ.
Основнымипринципами административной ответственности являются:
законность;
целесообразностьответственности;
неотвратимостьнаказания в случае привлечения к ответственности;
индивидуализациямер ответственности;
гуманизм.
Субъектамиадминистративной ответственности являются физические и юридические лица. Кфизически лицам относятся граждане, иностранные граждане и специальные субъектыадминистративной ответственности. Административная ответственность гражданнаступает с шестнадцатилетнего возраста. В целях гарантий правнесовершеннолетних установлено общее правило: к лицам от 16 до 18 лет заадминистративные правонарушения применяются меры взыскания, предусмотренныеПоложением о комиссиях по делам несовершеннолетних (обязанность принестипубличные извинения, предупреждение, штраф, если подросток имеетсамостоятельный заработок и др.). Иностранные граждане и лица без гражданстваподлежат административной ответственности на общих основаниях. Вопрос обадминистративной ответственности иностранных граждан, пользующихся иммунитетомот административной юрисдикции РФ, разрешается в соответствии с нормамимеждународного права дипломатическим путем.
Кспециальным субъектам административной ответственности относятся должностныелица, военнослужащие и иные лица, на которых распространяется действиедисциплинарных уставов.
Должностныелица подлежат административной ответственности в случае совершенияадминистративного правонарушения в связи с неисполнением или ненадлежащимисполнением своих служебных обязанностей. Под должностным лицом, согласно КоАПРФ, понимается лицо, которое постоянно, временно или в соответствии соспециальными полномочиями осуществляет функции представителя власти, т.е. лицонаделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями вотношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо,выполняющее административно-распорядительные функции в государственных органах,органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях,а также в вооруженных силах и других войсках РФ. Руководители и работники иныхорганизаций, а также граждане-индивидуальные предприниматели, совершившиеадминистративное правонарушение в связи с выполнениеморганизационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций несутадминистративную ответственность как должностные лица, если иное не установленозаконом.
Всеэти лица могут быть привлечены к административной ответственности за нарушения,связанные с несоблюдением установленных правил охраны здоровья населения,охраны природы, в сфере охраны порядка управления и других правил, обеспечениекоторых входит в их служебные обязанности (например, ст. ст. 9.6. — 9.14 КоАПРФ).
Военнослужащиеи призванные на военные сборы граждане несут ответственность заадминистративные правонарушения в соответствии с дисциплинарными уставами.Сотрудники органов внутренних дел, органов уголовно-исправительной системы,налоговой полиции и таможенных органов несут ответственность заадминистративные правонарушения в соответствии с нормативно-правовыми актами,регулирующими порядок прохождения службы в этих органах.
Вместес тем эти лица несут административную ответственность на общих основаниях (каки граждане) за нарушения в области:
законодательствао выборах и референдумах;
обеспечениясанитарно-эпидемиологического благополучия населения;
правилдорожного движения;
правилпожарной безопасности (вне места службы);
законодательстваоб охране окружающей среды;
таможенныхправил и правил режима Государственной границы РФ, пограничного режима, режимав пунктах пропуска через границу РФ;
налоговогои финансового законодательства;
вслучае невыполнения законных требований прокурора, следователя, лица,производящего дознание или должностного лица, осуществляющего производство поделу об административном правонарушении.
Кэтим лицам не могут быть применены административные наказания в видеадминистративного ареста, а к военнослужащим срочной службы также в видеадминистративного штрафа.
Юридическиелица подлежат административной ответственности за совершение правонарушений,предусмотренных разделом II КоАП РФ и иными законами. Помимо юридических лицсубъектами административной ответственности могут быть и другие лица,приравненные к ним отраслевыми или специальными законодательными актами. Так,филиалы юридических лиц могут быть привлечены к административной ответственностиза некоторые нарушения налогового законодательства. Основной меройадминистративной ответственности, применяемой к юридическим лицам, являетсяадминистративный штраф.
Виды административных наказаний
Засовершенное административное правонарушение законом предусмотренаответственность в виде административного наказания, налагаемого компетентнымиорганами в соответствии с действующим законодательством РФ. Административноенаказание (взыскание) — это мера ответственности, применяемая в установленномзаконом порядке к лицу, совершившему административное правонарушение. Оновыражает отрицательную оценку государством совершенного правонарушения. Егоцель — покарать нарушителя посредством морального, материального воздействия,временного ограничения свободы, прав и причинения ему иных неудобств иограничений, установленных законом. Административное наказание применяется вцелях предупреждения совершения новых правонарушений как самимправонарушителем, так и другими лицами. Оно не может иметь своей целью унижениечеловеческого достоинства правонарушителя — физического лица или причинение емуфизических страданий, а также нанесение вреда деловой репутации юридическоголица.
Видыадминистративных наказаний определены в ст. 3.2. КоАП РФ. К ним относятся:
1)предупреждение — мера административного наказания, которая выражается вофициальном порицании физического или юридического лица, вынесенном вписьменной форме;
2)административный штраф — денежное взыскание, которое выражается в величине,кратной:
минимальномуразмеру оплаты труда, установленному федеральным законом на момент окончанияили пресечения административного правонарушения;
стоимостипредмета административного правонарушения на момент его окончания илипресечения;
сумменеуплаченных налогов, сборов, подлежащих уплате на момент окончания илипресечения административного правонарушения, либо сумме незаконной валютнойоперации.
3)возмездное изъятие орудия совершения или предмета административногоправонарушения представляет собой их принудительное изъятие и последующуюреализацию с передачей бывшему собственнику вырученной суммы за вычетомрасходов на реализацию (изъятие охотничьего оружия, боевых припасов и другихдозволенных орудий охоты и рыболовства, и т.д.) Возмездное изъятие назначаетсятолько судьей;
4)Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения — принудительное безвозмездное обращение в государственную собственность неизъятых из оборота вещей. Назначается только судьей;
5)Лишение специального права, т.е. лишение правонарушителя предоставленного емуранее специального права за грубое или систематическое нарушение порядкапользования этим правом в случаях, предусмотренных КоАП РФ (права на управлениетранспортным средством, право охоты). Лишение специального права назначаетсясудьей на срок от одного месяца до двух лет;
6)Административный арест заключается в содержании нарушителя в условиях изоляцииот общества и устанавливается на срок до 15 суток. За нарушение требованийрежима чрезвычайного положения или режима в зоне проведенияконтртеррористической операции возможно применение административного ареста насрок до 30 суток. Административный арест назначается судьей;
7)административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица безгражданства состоит в принудительном и контролируемом перемещении указанных лицчерез государственную границу за пределы РФ, а в случаях, предусмотренныхзаконом, в их контролируемом самостоятельном выезде из РФ;
8)дисквалификация заключается в лишении физического лица права заниматьруководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица,входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлятьпредпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а такжеосуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренныхзаконом. Дисквалификация назначается судьей на срок от шести месяцев до трехлет.
Административныенаказания в виде предупреждения, штрафа, лишения специального права,административного ареста и дисквалификации могут применяться только в качествеосновных мер административного взыскания. Иные административные наказания могутустанавливаться в качестве как основных, так и дополнительных мерадминистративной ответственности.
Назначениеадминистративного наказания осуществляется в соответствии с общими правилами,установленными ст. 4.1 КоАП РФ:
ононалагается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственностьза совершенное правонарушение;
приназначении административного наказания учитываются:
характерсовершенного правонарушения;
личностьвиновного физического лица и его имущественное положение либо имущественное ифинансовое положение юридического лица;
обстоятельства,смягчающие ответственность;
обстоятельства,отягчающие ответственность;
никтоне может нести административную ответственность дважды за одно и то жеадминистративное правонарушение.
Приналожении административного наказания учитываются сроки давности, установленныест. 4.5 КоАП РФ. Лицо, совершившее административное правонарушение, не можетбыть привлечено к административной ответственности:
поистечении 2 месяцев со дня совершения проступка; а в случаях, специальнооговоренных в законе, (по делам о нарушении налогового, таможенного,антимонопольного законодательства, о рекламе, о защите прав потребителей ит.д.) — по истечении 1 года со дня совершения;
придлящемся административном правонарушении, соответственно, по истечении 2месяцев или 1 года со дня его обнаружения;
приотказе в возбуждении уголовного дела или его прекращении (но при наличии вдействиях лица признаков административного проступка), соответственно, поистечении 2 месяцев или 1 года со дня принятия решения об отказе в возбужденииуголовного дела или о его прекращении.
Вопросо возмещении имущественного ущерба, причиненного административнымправонарушением при отсутствии спора решается компетентным юрисдикционныморганом одновременно с назначением административного наказания. В случаевозникновения спора вопрос о возмещении имущественного ущерба решается судом впорядке гражданского судопроизводства. Споры о возмещении морального вреда,причиненного административным правонарушением, также решаются судом в порядкегражданского судопроизводства.
КоАПРФ предусматривает возможность освобождения лиц от административнойответственности в случаях крайней необходимости и признания в установленномпорядке лица невменяемым. Допускается также возможность освобождения отадминистративной ответственности при малозначительности проступка, если органадминистративной юрисдикции сочтет возможным ограничиться устным замечанием.
Переченьорганов административной юрисдикции правомочных рассматривать дела обадминистративных нарушениях и налагать меры административной ответственностиопределен в Разделе III КоАП РФ.
Кним относятся:
судьирайонных судов по делам, производство по которым осуществляется в формеадминистративного расследования и по административным правонарушениям, влекущимадминистративное выдворение;
судьиарбитражных судов по определенным в КоАП правонарушениям, совершеннымюридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (незаконноеиспользование товарного знака, незаконное получение кредита, фиктивное илипреднамеренное банкротство и др.);
судьивоенных судов по указанным в КоАП правонарушениям, совершенным военнослужащимии гражданами, признанными на военные сборы;
мировыесудьи;
комиссиипо делам несовершеннолетних;
федеральныеорганы исполнительной власти, их учреждения, структурные подразделения итерриториальные органы;
иныегосударственные органы, уполномоченные на рассмотрение дел об административныхправонарушениях, исходя из задач и функций, возложенных на них федеральнымизаконами либо нормативными актами Президента РФ или Правительства РФ.
Делаоб административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов РФ,рассматриваются:
мировымисудьями;
комиссиямипо делам несовершеннолетних;
уполномоченнымиорганами и должностными лицами органов исполнительной власти субъектов РФ;
административнымикомиссиями, иными исполнительными органами, создаваемыми в сответствии сзаконами субъектов РФ.
Полномочияорганов должностных лиц, компетентных рассматривать дела об административныхправонарушениях могут устанавливаться соответствующими отраслями права,земельными, таможенными, муниципальными и др.
Задачи и участникиадминистративно-деликтного процесса
Содержаниеадминистративно-деликтного процесса составляет производство по делам обадминистративных правонарушениях. Это производство представляет собойустановленный действующим законодательством РФ порядок возбуждения,рассмотрения и разрешения дел об административных правонарушениях.
Основнымизадачами этого производства являются всестороннее, полное, объективное исвоевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его всоответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, атакже выявление причин и условий, способствующих совершению административныхправонарушений.
Производствопо делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое делоподлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:
отсутствиесобытия административного правонарушения;
отсутствиев деянии состава административного правонарушения;
действиелица в состоянии крайней необходимости;
изданиеакта амнистии, если такой акт устраняет применение административно наказания;
отменак моменту рассмотрения дела акта, устанавливающего административнуюответственность;
Участникамиадминистративно-деликтного процесса являются:
Компетентныеорганы и доверенные лица, наделенные правом принимать юридически властные актыи составлять правовые документы, определяющие движение и судьбу дела. К нимотносятся:
государственныеорганы (должностные лица), которые принимают постановления по существу дела (оприменении санкций), изменяют или отменяют их;
компетентныеорганы (должностные лица), которые создают процессуальные основания дляпринятия, отмены или изменения постановлений (составляют протоколы обадминистративном правонарушении, направляют дела по подведомственности,опротестовывают постановления и т.д.);
органы(должностные лица), исполняющие постановления (судебные исполнители,бухгалтерии и т.д.).
Субъекты,имеющие личный интерес в деле:
лицопривлекаемое к административной ответственности;
потерпевший;
законныепредставители (родители, опекуны, попечители, руководители);
адвокат.
Лицаи органы, содействующие осуществлению производства — свидетели, эксперты,переводчики.
Административно-деликтныйпроцесс представляет собой последовательное осуществление регулируемых нормамиправа процессуальных действий на определенных его стадиях, этапах. Стадияадминистративно-деликтного процесса — это относительно самостоятельная частьпроизводства по делам об административных правонарушениях, которой присущиконкретные задачи, состав участников, процессуальное составление документов.
Стадии административно-деликтного процесса
Производствопо делам об административных правонарушениях, составляющее содержаниеадминистративно-деликтного процесса, включает четыре стадии:
возбуждениеадминистративного дела и направление его по подведомственности;
рассмотрениедела компетентным органом;
обжалованиеи опротестование решения (пересмотр постановления);
исполнениерешения, вынесенного по административному делу.
1.Стадия возбуждения административного дела и направление его поподведомственности предполагает выявление всех обстоятельств дела (дату и местосовершения правонарушения, данные о личности правонарушителя и т.д.), которыефиксируются в протоколе об административном правонарушении. В протоколзаносятся также анкетные данные составившего его должностного лица, фамилии иадреса свидетелей и потерпевших. При составлении протокола лицам, в отношениикоторых возбуждается дело, а также иным участникам производства разъясняются ихправа и обязанности, о чем делается соответствующая запись в протоколе.Физическим лицам или законным представителям юридического лица, в отношениикоторых возбуждается дело, предоставляется возможность ознакомиться спротоколом, представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которыеприлагаются к протоколу. В случае отказа этих лиц от подписания протокола в немделается соответствующая запись. Этим лицам, а также потерпевшему по их просьбевручается под расписку копия протокола.
Протоколявляется процессуальным документом, оформляющим возбуждение производства поделу об административном правонарушении. Правовым основанием для возбужденияэтого производства является наличие в действиях виновного составаправонарушения, предусмотренного нормой материальногоадминистративно-деликтного права. Перечень должностных лиц, уполномоченныхсоставлять протоколы об административных правонарушениях, определен ст. 28.3КоАП РФ.
Поводамик возбуждению дела об административном правонарушении являются:
непосредственноеобнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы,достаточных данных, указывающих на наличие события административногоправонарушения;
поступившиеиз государственных органов и негосударственных органов и организаций материалы,которые содержат данные, свидетельствующие о наличии события административногоправонарушения;
сообщенияи заявления физических и юридических лиц, средств массовой информации;
поряду дел, предусмотренных законом, заявления и сообщения собственниковимущества унитарных предприятий, органов управления юридического лица,арбитражного управляющего, собрания (комитета) кредиторов.
Протоколоб административном правонарушении не оформляется и административное наказаниепроизводится без его составления в случаях когда, в соответствии сзаконодательством штраф налагается и взимается, а предупреждение оформляется наместе совершения правонарушения, и лицо не оспаривает допущенное нарушение иналагаемое на него взыскание.
Внеобходимых случаях на стадии возбуждения дела применяются процессуальные мерыобеспечения производства по делу об административном правонарушении. К нимотносятся (ст.27.1 КоАП РФ): доставление, административное задержание, личныйдосмотр, досмотр транспортного средства, вещей, осмотр принадлежащихюридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов,задержание транспортного средства, арест товаров, транспортных средств и иныхвещей, привод и т.д.
Делооб административном правонарушении считается возбужденным с момента:
составленияпервого протокола о применении мер обеспечения производства по делу обадминистративном правонарушении;
составленияпротокола об административном правонарушении или вынесения прокуроромпостановления о возбуждении административного дела;
оформленияпредупреждения или наложения штрафа на месте совершения административногоправонарушения, в случаях определенных законом;
вынесенияопределения о возбуждении административного дела при необходимости проведенияадминистративного расследования.
Административноерасследование проводится по целому ряду дел, предусмотренных ст.28.7 КоАП РФ(дела о нарушении антимонопольного, валютного, налогового, экологическогозаконодательства, законодательства о нарушении правил дорожного движения ит.д.). Решение о возбуждении дела и проведении административного расследованияпринимается в виде определения (прокурором — в виде постановления) немедленнопосле выявления факта совершения административного правонарушения.Административное расследование проводится по месту совершения или выявленияадминистративного правонарушения. Оно не может превышать срок в один месяц. Висключительных случаях этот срок может быть продлен еще на месяц, а потаможенным делам — на шесть месяцев. По окончании расследования составляетсяпротокол об административном правонарушении либо выносится постановление опрекращении дела.
Протоколоб административном правонарушении и другие материалы направляютсякомпетентному органу для рассмотрения в течении суток с момента его составления.Протокол по делам, предусматривающим наказания в виде административного ареста,передается судье немедленно после его составления.
2.Стадия рассмотрения дела об административном правонарушении является основной:именно на ней решается вопрос о виновности или невиновности лица, привлекаемогок административной ответственности.
Этастадия включает 4 этапа:
а)подготовка дела к рассмотрению,
б)анализ собранных материалов, обстоятельств дела,
в)вынесения постановления,
г)объявления постановления.
Приподготовке дела к рассмотрению судья орган, должностное лицо выясняют:
относитсяли дело к их компетенции;
имеютсяли обстоятельства исключающие возможность рассмотрения данного дела (ст. 29.2КоАП РФ);
правильноли составлен протокол и другие материалы дела;
имеютсяли обстоятельства, исключающие производство по делу;
достаточноли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу;
имеютсяли ходатайства и отводы.
Приподготовке дела к рассмотрению разрешается ряд вопросов, по которым в случаенеобходимости выносится определение. К ним относятся вопросы:
1)о назначении места и времени рассмотрения дела;
2)о вызове лиц, участвующих в деле, и об истребовании необходимых дополнительныхматериалов, о назначении экспертизы;
3)об отложении рассмотрения дел;
4)о возвращении протокола в орган или должностному лицу, которые представили делодля рассмотрения (например, в случае его неправильного составления);
5)о передаче протоколов и других материалов на рассмотрение дела по подведомственности.
Делооб административном правонарушении рассматривается открыто по месту егосовершения. По ходатайству нарушителя оно может быть рассмотрено по месту егожительства.
Дела,связанные с проведением расследования, рассматриваются по месту нахожденияоргана, проводившего административное расследование. Дело должно бытьрассмотрено в пятнадцатидневный срок. В случаях, определенных законом, этотсрок может быть продлен не более, чем на один месяц. Дела, за которыепредусматривается наказание в виде административного ареста, рассматриваются вдень получения протокола и других материалов.
Порядокрассмотрения дела предполагает совершение юрисдикционным органом рядапоследовательных процессуальных действий:
1)объявляется, кто рассматривает дело, какое дело подлежит рассмотрению, кто и наосновании какого закона привлекается к административной ответственности;
2)устанавливается факт явки лиц, участвующих в рассмотрении дела;
3)проверяются полномочия законных представителей физического или юридическоголица, защитника;
4)выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке,выясняются причины их неявки, решается вопрос о рассмотрении дела в отсутствииуказанных лиц либо об отложении его рассмотрения;
5)разъясняются права и обязанности участникам процесса;
6)рассматриваются заявленные отводы и ходатайства;
7)оглашаются протокол и иные материалы дела;
8)заслушиваются объяснения нарушителей, показания других лиц, участвующих впроцессе, пояснения специалиста и заключения эксперта, исследуются иныедоказательства.
Главнаяцель рассмотрения дела по существу — установление фактических обстоятельствсовершения правонарушения, его объективная правовая оценка и применение квиновному законной, обоснованной и справедливой меры административногонаказания.
Длядостижения этой цели юрисдикционный орган обязан выяснить:
былоли совершено административное правонарушение;
виновноли данное лицо в его совершении;
подлежитли оно административной ответственности;
имеютсяли смягчающие или отягчающие обстоятельства;
причиненли ущерб и каков его характер и размер;
иныеобстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Поитогам исследования обстоятельств дела юрисдикционный орган выноситпостановление. В нем дается окончательная оценка поведения лица, привлекаемогок административной ответственности, устанавливается его виновность илиневиновность, определяется мера воздействия, состояние наказанности, исчислениесроков обжалования. По своей форме и содержанию постановление должносоответствовать ст.29.10 КоАП РФ. В зависимости от результатов рассмотрениядела юрисдикционный орган в соответствии с требованиями ст. 29.9 КоАП РФвыносит одно из следующих постановлений: а) о назначении административногонаказания, б) о прекращении производства по делу об административномправонарушении.
Объявлениепостановления производится немедленно по окончании рассмотрения дела. Копияпостановления в течение трех дней вручается под расписку физическому лицу илизаконному представителю юридического лица, потерпевшему (по его просьбе) либо втечение трех дней высылается указанным лицам.
3.Стадия пересмотра постановления (решения) юрисдикционного органа носитдополнительный (факультативный) характер. Она имеет место, если лицо, привлекаемоек административной ответственности, его законные представители или иныеопределенные законом лица заявили жалобу на постановление для его пересмотра.
КоАПРФ (ст. 30.1) устанавливает два способа подачи жалобы — административный исудебный. Административный порядок состоит в том, что жалоба подается поподчиненности, т.е. в вышестоящий орган. Такой порядок предусмотрен только дляпостановлений, выносимых единолично должностным лицом. Судебная процедурапредусмотрена в обязательном порядке для постановлений, вынесенных судьей,коллегиальным или иным юрисдикционным органом, созданным в соответствии сзаконом субъекта РФ, и в альтернативном порядке — для постановлений, вынесенныхдолжностным лицом единолично. Постановление по делу об административномправонарушении, совершенном юридическим лицом или индивидуальнымпредпринимателем обжалуется в арбитражный суд. Порядок административногосудопроизводства по этим делам в общих и арбитражных судах регулируется КоАПРФ, Гражданским процессуальным кодексом РСФСР и Арбитражным процессуальнымкодексом РФ. Это (судопроизводство) имеет своим предметом спорныеадминистративно-правовые отношения и осуществляется в рамках административнойюстиции.
4.Стадия исполнения постановления начинается с момента его вступления в законнуюсилу.
Постановлениевступает в законную силу:
поистечении срока, установленного для его обжалования (по общему правилу — 10дней), если оно не было обжаловано или опротестовано прокурором;
послеистечения срока, установленного для обжалования решения по жалобе, протесту,если указанное решение в свою очередь, не было обжаловано или опротестовано;
немедленнопосле вынесения не подлежащего обжалованию решения по жалобе, протесту, заисключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление.
Порядокисполнения постановлений, вступивших в законную силу, регулируется Разделом VКоАП РФ.
Список литературы
1.Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право РоссийскойФедерации. М., 2001.
2.Габричидзе Б.Н., Елисеев Б.Г. Российское административное право. М., 2000.
3.Бахрах Д.Н. Административное право. М., Норма, 2000.
4.Масленников М.Я. Порядок применения администартивных взысканий. Тверь, 1995.
5.Семененко И.И. Административное принуждение. Ростов-на Дону, 1999.
6.Бахрах Д.Н. Принуждение и ответственность по административному праву.Екатеринбург, 1999.
7.Россинский Б.В. Административное право. Учебно-практическое пособие. М., 2001.
8.Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право РоссийскойФедерации. М., 2001.
9.Габричидзе Б.Н., Елисеев Б.Г. Российское административное право. М., 2000.
11.Бахрах Д.Н. Административное право. М., Норма, 2000.
12.Шергин А.П. Проблемы административно-деликтного права // Государство и право,1994, №8-9.
13.Коваль Л.В. Административно-деликтное отношение. Киев, 1979.
14.Бахрах Д.Н. Административная ответственность. М., 1999.
15.Мосин Е.Ф. Административная ответственность за правонарушение в сфере бизнеса.СПб, 1998.
16.Кузьмина Г.А., Калинина П.А. Административная ответственность. М., 2000.
17.Агапов А.Б. Административная ответственность. М., 2000.
18.Арбитражный процесс // Под ред. М.К. Треушникова и В.М. Шерстюка. М., 2000.
19.Сухарева В.Н. Споры с властью в арбитражных судах. м., 2001.
20.Любимова Р.Н. Некоторые вопросы судебной практики по рассмотреиню споров,возникающих из административных правоотношений // Вестник Высшего АрбитражногоСуда РФ, 1997, №1 (9).
21.Салищева Н.Г. Механизм защиты прав гражданина в сфере исполнительной власти //Общая теория прав человека. М., 1996.
22.Старилов Ю.Н. Административная юстиция. Проблемы теории. Воронеж, 1998.
23.Бойков О.В. Роль арбитражных судов в разрешении административных споров //Проблемы административной юстиции. Материалы семинара. М., 2002.
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта websites.pfu.edu.ru/IDO/ffec/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.