Введение
1. Нормативно – правовая основаэкономической безопасности России
2. Понятие и структура экономическойбезопасности государства
3. Классификация угроз экономическойбезопасности
4. Механизм обеспечения экономическойбезопасности
Заключение
Литература
Введение
Потребность в защите от нежелательных внешнихвоздействий и радикальных внутренних изменений, иначе говоря, потребность вбезопасности — это базовая, основополагающая потребность, как жизни отдельногочеловека, семьи, так и различных объединений людей, включая общество игосударство. В условиях формирования рыночной экономики сфера безопасногосуществования настолько сузилась, что постоянное и массовое неудовлетворениеэтой потребности оказывает негативное воздействие на развитие функционированиеотдельных граждан, семей, организаций, государства и общества в целом,усугубляя кризисное состояние всех сфер его жизнедеятельности.
Экономическая безопасность государствапредставляет собой сложную и многоплановую конструкцию. Будучи частью системынациональной безопасности, она одновременно составляет основу для формированиявсех входящих в ее структуру элементов:
· военной,
· технологической,
· продовольственной,
· экологическойбезопасности и др.
Опыт показывает, что только надежная,эффективная система обеспечения экономической безопасности может служитьгарантом суверенитета и независимости страны, ее стабильного и устойчивогосоциально-экономического развития.
Основным оружием сейчас становятсяэкономические методы. Многие страны не имеют своего конкурентоспособногонаучно-технического потенциала и полностью зависят от техники и технологии изразвитых стран. Развивающиеся страны, а сейчас к ним идет и Россия, зависят отполитики МВФ и МБРР — финансовых структур развитых стран.
Экономика СССР со временем все больше отставалаот экономик развитых стран. Если в период после войны до середины 60-х гг. поуровню технико-экономического развития СССР отставал от развитыхкапиталистических стран на 10-15 лет, то к середине 80-х этот разрыв достиг20-25 лет. Проведение неадекватной хозяйственным условиям политикиреформирования еще больше усугубило положение. Открытость экономики позволилазарубежным производителям захватить российский рынок, вследствие чего вэкономике России начался резкий спад производства, который все ещепродолжается. Под угрозой находится национальная безопасность России. Резкоепадение уровня доходов и жизни населения представляет угрозу государственностиРоссии. Всему этому виной — состояние экономики. Как его оценить, как приниматьрешения по выводу её из затянувшегося кризиса? Проблема экономическойбезопасности в зарубежной литературе рассматривается, по-видимому, достаточнодавно, так как начало этому положил ещё Ф.Рузвельт в 1934 году началомиспользования термина экономическая безопасность. У нас в СССР эти проблемыникогда не рассматривались,(КГБ обращало свое внимание только на экономическиепреступления и внешнеторговые отношения). С началом перестройки в нашу странустали проникать идеи экономической безопасности.
В 90-х годах в статьях экономистов и в средствахмассовой информации стал звучать термин “экономическая безопасность”. Первыестатьи по проблемам экономической безопасности России появились в конце 1994года. Наиболее полно теоретическую сторону вопроса рассмотрели в журнале Вопросыэкономики №12 за 1994 год Л.Абалкин, А.Архипов и др. Позже в полемику по этомувопросу вступили и другие крупнейшие российские экономисты.
Длительное время проблема экономическойбезопасности Правительством России игнорировалась. У нас были попыткисоздания федеральных органов по мониторингу и изучению этих проблем (Комитет позащите экономических интересов России при Президенте, Рабочая группа поэкономической безопасности при Правительстве РФ), но они не имели успеха. Носейчас, хоть и с опозданием, но идет формирование концепции экономическойбезопасности. В начале 1995 года на заседании межведомственной комиссии СоветаБезопасности были обсуждены и приняты основные положения государственнойстратегии (позже они были утверждены Президентом). В апреле и июле 1996 годадважды проходили парламентские слушания в Совете Безопасности, посвященныепроблемам экономической безопасности. Плохо то, что ни в Концепциисреднесрочной программы на 1997-2000гг., но в Концепциисоциально-экономического развития Российской Федерации на период до 2005 годани слова не сказано о проблемах экономической безопасности России, нет дажеанализа причин такого положения в экономике.
Проблемы обеспечения экономической безопасности России как непременного условияее возрождения привлекают к себе все более пристальное внимание политическихдеятелей, ученых, самых широких слоев населения. Такое внимание отнюдь неслучайно. Масштабы угроз и даже реальный урон, нанесенный экономическойбезопасности страны, выдвигают названные проблемы на авансцену общественнойжизни.
1.Нормативно – правовая основа экономической безопасности России
Важнейшим элементомгосударственной безопасности России является экономическая безопасность. Всоответствии с Указом Президента Российской Федерации от 29.04.96 г. №608«О Государственной стратегии экономической безопасности РоссийскойФедерации (Основных положениях)» экономическая безопасность России этосостояние защищенности экономических интересов личности, общества и государстваот внутренних и внешних угроз, основанное на независимости, эффективности иконкурентоспособности экономики страны. Объектами экономической безопасностиРоссийской Федерации, в соответствии с Указом, являются личность, общество,государство и основные элементы экономической системы, включая системуинституциональных отношений.
Безобеспечения экономической безопасности невозможно решение стоящих передгосударством задач, как на национальном, так и международном уровне. Такимобразом, государственная стратегия экономической безопасности, являясьнеотъемлемой частью национальной безопасности России, преследует цельобеспечения защиты населения через повышение уровня и качества его жизни,эффективного решения внутренних экономических и социальных задач, а такжевлияния на мировые процессы с учетом национальных государственных интересов.
Ситуация,сложившаяся в экономике России, требует определения стратегии экономическойбезопасности. Однако все проводимые экономические меры носят в основномимпульсивный, фрагментарный характер.
Несмотряна сложность переходного периода, Россия имеет огромный потенциал дляобеспечения своей экономической безопасности не только внутри страны, но и заее пределами. Внешнеэкономическая направленность государственной стратегиизаключается в эффективной реализации преимуществ международного разделениятруда, в участии страны в ее равноправной интеграции в мировые хозяйственныесвязи, в устранении ее зависимости от зарубежных стран в вопросахэкономического и технического сотрудничества. Объектами экономическойбезопасности, кроме личности и государства, являются основные элементыэкономической системы и экономической деятельности.
Государственнаястратегия экономической безопасности включает:
1)характеристику внешних и внутренних угроз экономической безопасности России каксовокупности условий и факторов, создающих опасность для жизненно важныхэкономических интересов личности, общества и государства; определение имониторинг факторов, подрывающих устойчивость социально-экономической системыгосударства, на краткосрочную и среднесрочную (3-5 лет) перспективу;
2)определение критериев и параметров, характеризующих национальные интересы вобласти экономики и отвечающих требованиям экономической безопасности России;
3)формирование экономической политики, институциональных преобразований инеобходимых механизмов, позволяющих устранить или смягчить воздействиефакторов, подрывающих устойчивость национальной экономики.
Реализацияэкономической государственной стратегии должна осуществляться через систему конкретныхмер, реализуемых на основе качественных индикаторов и количественныхпоказателей — макроэкономических, демографических, внешнеэкономических,экономических, технологических и др.
2. Понятиеи структура экономической безопасности государства
Для того, чтобы понять иосознать значение категории «экономическая безопасность» необходимодать характеристику термину «безопасность» и определит в чем егосуть. Безопасность — это такое состояние субъекта, при котором вероятностьизменения присущих этому субъекту качеств и параметров его внешней средыневелика, меньше определенного интервала. " Желательное" состояниесубъекта определяется конкретным сочетанием параметров жизнедеятельности. Взависимости от изменения этого сочетания, будет меняться и понятие «желательное»изменение. Таким образом, не менее важным для субъекта является правильнаяоценка уровня безопасности. Оценка безопасности субъектом может не совпадать сее реальным уровнем. Глубина этого расхождения зависит от полноты и глубиныинформации о складывающейся ситуации, от степени влияния ее изменений насостояние безопасности и т.д.
Вообще, категорияэкономической безопасности по-разному трактуется в научной литературе. Так,например, по мнению В.Тамбовцева, "… под экономической безопасностью тойили иной системы нужно понимать совокупность свойств состояния еепроизводственной подсистемы, обеспечивающую возможность достижения целей всейсистемы".
В.А.Савин считает, что«экономическая безопасность представляет систему защиты жизненныхинтересов России. В качестве объектов защиты могут выступать: народноехозяйство страны в целом, отдельные регионы страны, отдельные сферы и отраслихозяйства, юридические и физические лица как субъекты хозяйственнойдеятельности». По Л.И.Абалкину «экономическая безопасность — этосостояние экономической системы, которое позволяет ей развиваться динамично,эффективно и решать социальные задачи и при котором государство имеетвозможность вырабатывать и проводить в жизнь независимую экономическуюполитику».
Итак, в общем смыслеслова, под экономической безопасностью следует понимать важнейшую качественнуюхарактеристику экономической системы, определяющую ее способность поддерживатьнормальные условия жизнедеятельности населения, устойчивое обеспечениересурсами развития народного хозяйства.
Сама экономическаябезопасность имеет достаточно сложную внутреннюю структуру. Можно выделить триее важнейших элемента:
- экономическуюнезависимость, которая в условиях современного мирового хозяйства отнюдь неносит абсолютного характера. Международное разделение труда делает национальныеэкономики взаимозависимыми друг от друга. В этих условиях экономическаянезависимость означает возможность контроля государства за национальнымиресурсами, достижение такого уровня производства, эффективности и качествапродукции, который обеспечивает ее конкурентоспособность и позволяет на равныхучаствовать в мировой торговле, обмене научно-техническими достижениями;
- стабильность и устойчивостьнациональной экономики, предполагающие защиту собственности во всех ее формах,создание надежных условий и гарантий для предпринимательской активности, борьбас криминальными структурами в экономике, недопущение серьезных разрывов враспределении доходов, грозящих вызвать социальные потрясения, и т.д.;
- способность к саморазвитию ипрогрессу, что особенно важно в современном динамично развивающемся мире.Создание благоприятного климата для инвестиций и инноваций, постояннаямодернизация производства, повышение профессионального, образовательного и общекультурногоуровня работников становятся необходимыми и обязательными условиямиустойчивости и самосохранения национальной экономики.
Такимобразом, экономическая безопасность — это совокупность условий и факторов,обеспечивающих независимость национальной экономики, ее стабильность иустойчивость, способность к постоянному обновлению и самосовершенствованию.
3.Классификация угроз экономической безопасности
Наиболеевероятными угрозами экономической безопасности Российской Федерации, налокализацию которых должна быть направлена деятельность федеральных органовгосударственной власти, являются:
1.Увеличение имущественной дифференциации населения и повышение уровнябедности, что ведет к нарушению социального мира и общественного согласия.Достигнутый относительный баланс социальных интересов может быть нарушен в результате действия следующих факторов: расслоение общества на узкий круг богатых и преобладающую
массу бедных, неуверенных в своем будущем людей; увеличение доли бедных слоев населенияв городе по сравнению с деревней, что создает социальную и криминальнуюнапряженность и почву для широкого распространения относительно новых для России негативных явлений - наркомании, организованной преступности,проституции и тому подобного; рост безработицы, что может привести к социальнымконфликтам; задержка выплаты заработной платы, остановка предприятий и такдалее.
2.Деформированность структуры российской экономики, обусловленная такимифакторами, как: усиление топливно-сырьевой направленности экономики; отставаниеразведки запасов полезных ископаемых от их добычи; низкая конкурентоспособностьпродукции большинства отечественных предприятий; свертывание производствав жизненно важных отраслях обрабатывающей промышленности, прежде всего вмашиностроении; снижение результативности, разрушение технологического единстванаучных исследований и разработок, распад сложившихся научных коллективов ина этой основе подрыв научно-технического потенциала России; завоевание иностраннымифирмами внутреннего рынка России по многим видам товаров народногопотребления; приобретение иностранными фирмами российских предприятий вцелях вытеснения отечественной продукции как с внешнего, так и с внутреннегорынка; рост внешнего долга России и связанное с этим увеличение расходовбюджета на его погашение.
3.Возрастание неравномерности социально-экономического развития регионов.
Важнейшимифакторами этой угрозы являются: объективно существующие различия в уровне социально-экономического развития регионов, наличие депрессивных, кризисных иотсталых в экономическом отношении районов на фоне структурных сдвигов впромышленном производстве, сопровождающихся резким уменьшением долиобрабатывающих отраслей; нарушение производственном — технологических связей между предприятиями отдельных регионов России; увеличение разрыва в уровнепроизводства национального дохода на душу населения между отдельными субъектамиРоссийской Федерации.
4.Криминализация общества и хозяйственной деятельности, вызванная восновном такими факторами, как: рост безработицы, поскольку значительная частьпреступлений совершается лицами, не имеющими постоянного источника дохода;сращивание части чиновников государственных органов с организованной преступностью, возможность доступа криминальных структур к управлению определенной частью производства и их проникновения в различные властныеструктуры; ослабление системы государственного контроля, что привело красширению деятельности криминальных структур на внутреннем финансовом рынке, в сфере приватизации, экспортно-импортных операций иторговли. Основными причинами, вызывающими возникновение указанных угроз, являются неустойчивость финансового положения предприятий, неблагоприятный инвестиционный климат, охранение инфляционных процессов и другие проблемы,связанные с финансовой дестабилизацией в экономике.
Предотвращение илисмягчение последствий действий угроз экономической безопасности Российской Федерациитребует определения и мониторинга факторов, подрывающих устойчивостьсоциально-экономической системы государства.
4. Механизм обеспечения экономическойбезопасности
Меры и механизмыэкономической политики, разрабатываемые и реализуемые на федеральном ирегиональных уровнях, должны быть направлены на предотвращение внутренних ивнешних угроз экономической безопасности Российской Федерации.
1. Мониторингфакторов, определяющих угрозы экономической безопасности Российской Федерации
Важнейшими элементамимеханизма обеспечения экономической безопасности Российской Федерации являютсямониторинг и прогнозирование факторов, определяющих угрозы экономическойбезопасности.
Мониторинг какоперативная информационно-аналитическая система наблюдений за динамикойпоказателей безопасности экономики имеет большое значение для переходногосостояния экономики при наличии серьезных межотраслевых пропорций и остройнедостаточности ресурсов (прежде всего финансовых).
2. Разработка критериев и параметров (пороговых значений)экономической безопасности Российской Федерации
Для реализацииГосударственной стратегии должны быть разработаны количественные и качественныепараметры (пороговые значения) состояния экономики, выход за пределы которыхвызывает угрозу экономической безопасности страны, характеризующие:
· динамику иструктуру валового внутреннего продукта, показатели объемов и темповпромышленного производства, отраслевую и региональную структуру хозяйства идинамику отдельных отраслей, капитальные вложения и тому подобное;
· состояниеприродно-ресурсного, производственного и научно-технического потенциала страны;
· способностьхозяйственного механизма адаптироваться к меняющимся внутренним и внешнимфакторам;
· состояниефинансово-бюджетной и кредитной систем;
· качество жизнинаселения.
3. Деятельность государства пообеспечению экономической безопасности Российской Федерации осуществляется последующим основным направлениям:
1. Выявлениеслучаев, когда фактические или прогнозируемые параметры экономического развитияотклоняются от пороговых значений экономической безопасности, и разработкакомплексных государственных мер по выходу страны из зоны опасности.
2. Организацияработы в целях реализации комплекса мер по преодолению или недопущениювозникновения угроз экономической безопасности Российской Федерации.
Экспертиза принимаемыхрешений по финансовым и хозяйственным вопросам с позиции экономическойбезопасности Российской Федерации.
Заключение
В заключение еще раз хотелось бы подчеркнуть:
Экономической безопасностью называют характеристику,сущность которой состоит в:
1. нормальном функционировании экономической системы в целом;
2. возможности безболезненного включения и нормальной работы внутреннейэкономической системы в мировой.
В работеприведены общие направления поддержания экономической безопасности России надолжном уровне – это:
проведение эффективнойпромышленной и структурной политики;
восстановлениеинвестиционной активности;
спасение основногомассива обрабатывающей промышленности и сельского хозяйства, научно-техническогопотенциала страны;
постепенный переход к структурно-технологической перестройкепроизводства.
Чтобысоздать национальную структуру своей экономики, адекватную рыночнымтребованиям, Россия должна пройти мучительный путь определения своих приоритетовпо всем направлениям и на всех уровнях общества и хозяйства. Ведь она должна непросто включиться в современную мировую экономику, а спрогнозировать свою рольи место в мировом разделении труда. Нельзя игнорировать тот факт, что никто несобирается решать российские проблемы в ущерб своим национальным интересам.Поэтому при принятии решений для обеспечения экономической безопасности нужно состорожностью относится к советам со стороны других стран, которые припроведении своей внешней политики заботятся прежде всего о своих интересах.Конечно, зарубежным опытом следует пользоваться, но с учетом российскойспецифики экономического положения.
Хочется надеяться, чтопроблемы экономической безопасности займут подобающее им место в системенациональной безопасности России и реформаторская политика будетруководствоваться Концепцией национальной экономической безопасности, котораявероятно будет вскоре разработана. Надеюсь, что её осуществление будетпроведено быстро, грамотно и не повлечет за собой никаких негативныхпоследствий и Россия вновь займет своё место среди развитых стран.
Литература
1.О безопасности: Сборник законодательных и нормативных документов посостоянию на февраль 1998 г. – М., Буквица, 1998 г. (Серия “Федеральноезаконодательство”)
2.«О Государственной стратегии экономической безопасности РоссийскойФедерации (Основных положениях)». Указ Президента Российской Федерации от29.04.96 г. №608
3.М.Арсентьев. Экономическая безопасность. Обозреватель, №5, 1998 г.
4.В.С.Загашвили. Экономическая безопасность России. М., ЮристьБ 1997 г.
5.Основы экономической безопасности (государство, регион, предприятие,личность)./Под ред. Олейникова Е.А. М, ЗАО “Бизнес школа “Интел-Синтез”, 1997
6.К.Х.Ипполитов. Экономическая безопасность: стратегия возрождения России.М., Российский Союз предприятий безопасности, 1996 г.
7.Д.А.Кононов,В.В.Кульба, С.С.Ковалевский, С.А.Косяченко Формирование сценарных пространствианализ динамики поведения социально – экономических систем. Препринт. М, ИПУРАН, 1999
8. Лаптев В.В. Введениев предпринимательское право.//М. Институт государства и права РАН.1994
9. Тамбовцев В.Л.Экономическая безопасность хозяйственных систем: структура, проблемы. //Вестник МГУ. Серия 6 «Экономика». 1995. №3.
10. Клейн Н.И.Предпринимательское право. Курс лекций //М. Юридическая лит. 1993г.