ПЛАН.
· Введение с. 3.
· Глава 1.Понятие демократии с.5.
· Глава 2. Формыдемократии с. 12.
· 2.1.Непосредственная демократия с. 12.
· 2.1.1.Референдум с.16.
· 2.1.2. Выборы с. 23.
· 2.2.Представительная демократия с.28.
· Заключение с. 33.
· Список использованнойлитературы и нормативных источников с. 34.
Введение.
В наши дни, в социальной иполитической среде довольно часто возникают споры о демократичности Российскогогосударства, поскольку, нормы, провозглашающие демократию в России,закреплённые в Конституции и иных правовых актах, на практике просто не выполняются.Так, например некоторые, установленные Конституцией, права и свободы гражданущемляются или нарушаются другими нормативными актами и законами. Очень частос этим сталкивается Конституционный суд России, как орган, стоящий на стражеКонституционных основ государства. Примером постановления Конституционного судаРФ, в котором делается упор на российское общество как на демократическоеявляется: Постановление по делу о проверке конституционности абзацев 3-го и4-го пункта 3 ст. 27 ФЗ от 26 сентября 1997 г. «О свободе совести и орелигиозных объединениях» в связи с жалобами Религиозного общества СвидетелиИеговы в городе Ярославле и религиозного объединения «Христианская церковьпрославления» от 23 ноября 1999г.
Конечно, мы не можем оспаривать наличиедемократии в России, поскольку для этого нет столь достаточных и полныхоснований, но более подробное изучение институтов демократии, на наш взгляд,будет полезным, не только для отличных знаний в Конституционном праве России,но и для лучшего ориентирования в общей системе права и политике. Современнаялитература даёт нам большие возможности для проведения этого изучения.
В процессе создания данной работы,был исследован довольно большой объём различных учебных пособий, ноиспользованы только самые общепризнанные и доступные, например таких известныхавторов как, Козлова Е. И., Кутафин О. Е.[1], Баглай М. В.[2]и др. Также приводятся некоторыеправовые акты и судебная практика Конституционного суда.
Итак, целью работы является изучение самой демократии в России, её форм и конкретно таких основных институтов как:референдум и выборы, насколько это возможно в допустимых рамках объёма курсовойработы.
Основная часть состоит из двух глав:«Понятие демократии» и «Формы демократии». Во второй главе, в связи с широтойрассматриваемого вопроса, выделены не только пункты, но и подпункты. В концеработы сделаны общие выводы в виде заключения.
Глава 1. Понятие демократии.
Термином «демократия» обозначаетсяформа государства в том случае, если законодательная власть в нём представленаколлегиальным органом, выбранным народом, если осуществляются закреплённыезаконодательством широкие социально-экономические и политические права граждан,независимо от их пола, расы, национальности, имущественного состояния,образовательного уровня и вероисповедания. Демократический политический режимможет предусматривать прямое участие населения в решении государственныхвопросов или участие в принятии политических решений с помощью выборныхпредставительных органов. Данный политический режим означает гарантированностьпровозглашённых прав и свобод, прочную законность и правопорядок, существованиеразличных форм собственности и плюрализм мнений.[3]
РоссийскаяФедерация есть демократическое федеративное правовое государство среспубликанской формой правления[4]. Его демократизмнаходит выражение прежде всего в народовластии; разделении властей назаконодательную, исполнительную и судебную, политическом многообразии; местномсамоуправлении.
ВКонституции Российской Федерации указывается (ст. 3), что носителемсуверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации являетсяее многонациональный народ. Это означает, что Россия провозглашаетсягосударством народовластия, или, иначе говоря, демократическим государством(народовластие — «демократия» в переводе с древнегреческого).
Каждаяиз двух категорий «народ» и «власть», составляющих понятие «народовластие»,сложна и требует специального рассмотрения.
Сюридической точки зрения понятие «народ» отождествляется с понятием«граждане» и определяется как принадлежность данной, ассоциированной в рамкахединого государства совокупности людей к соответствующему государству. Народобразует физический субстрат государства.
Властьесть возможность распоряжаться или управлять кем-либо ичем-либо, подчинять своей воле других. Власть — явление социальное. Онавозникает вместе с возникновением общества и существует во всяком обществе,поскольку всякое общество требует управления, которое обеспечивается различнымисредствами, включая и принуждение.
Свозникновением государства возникает и государственная власть как один изсущественных признаков государства.[5]
Народосуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственнойвласти, самоуправления, политические партии и общественные организации, что всвоей совокупности составляет политическую систему.
Особоеместо в этой системе занимает государство. Государство— этоединая политическая организация общества, которая распространяет свою власть навсю территорию страны и население, располагает для этого специальным аппаратоми издает обязательные для всех веления в форме нормативно-правовых актов.
Почемуименно государство является основной формой реализации
суверенитетанарода?
Во-первых,государство — это единственная полновластная организация в масштабе страны.
Во-вторых,государство представляет весь многонациональный народ России, выражает егосовокупную волю.
В-третьих,государство является собственником значительной доли средств производства,земли, природных богатств, материальных ценностей, охватываемых государственнойсобственностью.
В-четвертых,государство является официальным представителем внутри страны и вовзаимоотношениях с другими государствами.
ДляРоссийской Федерации как государства присущи определенные признаки,свойственные любому государству, независимо от общественно-экономическойформации, формы устройства и правления, политического режима и других критериев.[6]
Вусловиях народовластия осуществление власти конституируется, легитимируется иконтролируется народом, т.е. гражданами государства, поскольку она выступает вформах самоопределения и самоуправления народа, участвовать в которых могут наравных правах все граждане. Народовластие как форма государства и способправления превращается, таким образом, в организационный принцип обладаниявластью и ее осуществления, определяющий, что решение любых государственныхзадач или реализация властных полномочий нуждаются в легитимации, исходящей отнарода или восходящей к нему. Представление о народе как исходном и конечномпункте демократической легитимации является базовым в понимании демократии.[7]
Поэтому признание народа в качестве верховного носителягосударственной власти является выражением народного суверенитета.[8]
Народныйсуверенитет означает, что народ, ни с кем не деля своювласть, осуществляет ее самостоятельно и независимо от каких бы то ни былосоциальных сил, использует исключительно в своихсобственных интересах. Народный суверенитет неделим, имеет и может иметь толькоодного субъекта — народ.
Разделениевластей — один из основных признаков демократии и принциповдействующей Конституции Российской Федерации. В ст. 10 предусмотрено, что государственнаявласть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную,исполнительную и судебную, органы которых самостоятельны. Они не вправевыходить за пределы полномочий, установленных для них Конституцией РоссийскойФедерации и законом.
Такимобразом, согласно Конституции, разделение властей означает не толькорассредоточение, распределение, демонополизацию власти, но и действительное,реальное взаимное ее уравновешивание, при котором ни одна из трех властей неможет ущемить или подчинить себе другие и вынуждена действовать в условияхвзаимопонимания и взаимосотрудничества.
Всовременных условиях становления конституционного строя в Российской Федерациипринцип разделения властей имеет особенно важное значение. Он нацелен на то,чтобы предотвратить возвышение одной из властей над другими, утверждение авторитаризмаи диктаторского режима в обществе. Принцип разделения властей предусматриваетсистему «сдержек и противовесов», направленную на то, чтобы свести к минимумувозможные ошибки в управлении, односторонность подхода к решаемым вопросам.Рассматриваемый принцип призван обеспечить, в конечном счете, рационализацию иоптимизацию деятельности государства, всех его структур и на этой основеповышение эффективности всего механизма управления государственными делами.
Демократияв Российской Федерации осуществляется и на основе принципа политическогомногообразия.
Принципполитического многообразия (плюрализма) означает создание возможностейоказывать влияние на политический процесс всем социально-политическим или иныморганизациям, деятельность которых имеет политический аспект и находится врамках Конституции.
Политическийплюрализм способствует повышению эффективности народовластия, вовлечению вполитическую деятельность широких слоев населения.
Политическийплюрализм — это свобода политических мнений и политических действий, чтопроявляется в деятельности независимых объединений граждан. Вот почему надежнаяконституционно-правовая защита политического плюрализма — предпосылка не толькореализации принципа народовластия, но и функционирования правового государства.[9]
ДемократизмРоссийской Федерации означает наличие в ней местного самоуправления. [10] Это признаваемаяи гарантируемая Конституцией Российской Федерации, самостоятельная и под своюответственность, деятельность населения по решению непосредственно или черезорганы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересовнаселения, его исторических и иных местных традиций.[11]
Конституцияопределяет формы осуществления местного самоуправления в РФ. К ним относятся:референдумы местного значения, участие в выборах в органы местногосамоуправления (непосредственная демократия), осуществление местногосамоуправления через выборные и другие органы местного самоуправления(представительная демократия), другиеформы прямого волеизъявления (ч. 2 ст. 130 Конституции РФ).[12]
Местноесамоуправление следует рассматривать в трех главных аспектах как:
— однуиз основ конституционного строя;
— правонаселения на самостоятельное решение вопросов местного значения;
— однуиз форм народовластия.[13]
Такой автор как М. В. Баглай выделяет также в качестве важнейшего признака демократического государства и обеспечение прав и свободчеловека и гражданина, поскольку, именно здесь, как считает он, проявляется тесная связьформально демократических институтов с политическим режимом. Только в условияхдемократического режима права и свободы становятся реальными, устанавливаетсязаконность и исключается произвол силовых структур государства. Никакиевозвышенные цели и демократические декларации не способны придать государствуподлинно демократический характер, если не обеспечиваются общепризнанные праваи свободы человека и гражданина. Конституция Российской Федерации закрепилавсе известные мировой практике права и свободы, однако для реализации многихиз них еще необходимо создать условия.
Демократическоегосударство не отрицает принуждения, а предполагает его организацию вопределенных формах. К этому побуждает сущностная обязанность государства защищатьправа и свободы граждан, устраняя преступность и другие правонарушения.Демократия — это не вседозволенность. Однако принуждение должно иметь четкиепределы и осуществляться только в соответствии с законом. Правозащитные органыне только вправе, но и обязаны применять силу в определенных случаях, однакопри этом всегда действуя только законными средствами и на основании закона.Демократическое государство не может допустить «разрыхления»государственности, т. е. невыполнения законов и других правовых актов,игнорирования действий органов государственной власти. Это государствоподчинено закону и требует законопослушания от всех своих граждан.[14]
Глава2. Формы демократии.
2.1.Непосредственная демократия.
Вотечественной правовой литературе нет единства в толковании понятиянепосредственной демократии. Ученые определяют ее по-разному. Наибольшеераспространение, пожалуй, получило определение, данное В.Ф. Котоком, которыйпод непосредственной демократией в социалистическом обществе понимал инициативуи самодеятельность народных масс в управлении государством, их прямоеволеизъявление при выработке и принятии государственных решений, а такжепрямое участие в проведении этих решений, в осуществлении народного контроля.
Помнению Н.П. Фарберова, «прямое народовластие означает прямое волеизъявлениенародных масс при выработке и принятии государственных решений, а также ихпрямое участие в проведении этих решений в жизнь, в осуществлении народногоконтроля».
Главныйпризнак непосредственной демократии, чрезвычайно актуальный ныне, — сопоставлениеволи народа и формируемого им органа власти, а также регулятивная функция всистеме социального управления, сконструированная на принципахпредставительного правления и народного суверенитета.
Народ,обладая государственной властью во всей ее полноте, не отчуждает ее от себя,наоборот, он создает надежные механизмы, при помощи которых может высказать,исходя из собственного понимания своих интересов, мнение относительноцелесообразности и результативности осуществления государственной власти ееинститутами: народ всегда волен внести коррективы в систему власти, в еефункционирование и направленность.
Народовластиеозначает принадлежность всей государственной власти народу, свободноеосуществление народом этой власти в полном соответствии с его суверенной волейи коренными интересами.
Вюридической литературе недостаточно изучен вопрос о субъектахнепосредственной демократии. Нельзя даже сказать, что само понятие субъектанепосредственной демократии прочно вошло в научный оборот. Чаще всего под еесубъектами понимаются народ, народные массы либо граждане, что, на наш взгляд,не исчерпывает содержания данного понятия.
Понятиесубъекта непосредственной демократии имеет свою специфику.
Субъектынепосредственной демократии — это не просто граждане и организации, которыеявляются носителями субъективных прав и обязанностей. В данном случае акцентделается на права, а не на обязанности, а права этих субъектов реализуютсятолько в политической сфере. В отличие от классического понятия субъекта праваздесь невозможно говорить о физических и юридических лицах, так как многиеколлективные субъекты непосредственной демократии не обладают и не могутобладать признаками юридического лица.
Подсубъектом непосредственной демократии понимается тот активный элемент (индивидили коллектив), который путем непосредственного властного изъявленияосуществляет государственную или иную публичную власть.
Такимобразом, к субъектам непосредственной демократии следует отнести: отдельнуюличность (прежде всего гражданина); различного рода объединения граждан:общественные организации, инициативные группы, собрания; граждан, проживающихна территории одного субъекта Российской Федерации, обладающих избирательнымправом; весь многонациональный народ Российской Федерации. [15]
Принепосредственной демократии народ изъявляет свою волю в форме:
• референдума;
• выборов;
• всенародных и иных обсуждений проектов законов, других важных вопросовгосударственной жизни;
• правотворческой инициативы;
•участия в управлении делами общества через органы местного самоуправления,общественные организации, собрания и сходы граждан;
• индивидуальных или коллективных обращений (петиций) в органы государственнойвласти и местного самоуправления. [16]
Формынепосредственной демократии можно классифицировать, во-первых, по функциям:формы прямого правления, выполняющие императивную функцию — референдум,выборы, общее собрание населения; формы прямого правления, выполняющиерегулятивную функцию — митинги, шествия, демонстрации, пикетирования; формыпрямого правления, выполняющие комплексную функцию — народная инициатива,общественные объединения (политические партии), отзыв. Во-вторых, порезультатам деятельности (или по способу воздействия на общественныеотношения): на правообразуюшие — конституционный и законодательный референдум,и не образующие норм — выборы, митинги, шествия, демонстрации, пикетирования ит. д. В третьих, по масштабам действия: общероссийские, региональные,субъектов Федерации, местные (в том числе микрогородские и микросельские). Вчетвертых, по субъектам: всенародные, коллективные (групповые) ииндивидуальные.[17]
Самымиактивными и действенными формами народного участия в управлении деламигосударства и местного сообщества являются голосование на выборах и референдумах.Референдум и выборы — это институты прямой демократии, которые похожи поцелям и субъектам, но различаются по объектам и результатам. Цель у них —выражение воли народа. Субъектный состав — граждане, которые имеют правопринимать участие в референдуме и в выборах.
Основноеотличие процедуры выборов от процедуры референдума состоит в объектеволеизъявления избирателей. При выборах это кандидат в депутатыпредставительного органа или на какую-нибудь должность. При референдуме объектволеизъявления — не человек (кандидат), а определенный вопрос — принятиезакона, поправок к нему, его отмена либо какая-нибудь проблема, касающаясягосударства, региона или территории.
Сход — это собрание жителей, обладающих избирательным правом; созываетсясход обычно в муниципальных образованиях, имеющих до 1000 жителей. Решения,принятые сходом, обязательны для исполнения всеми органами и должностнымилицами муниципального образования, юридическими и физическими лицами натерритории данного образования и могут быть отменены или изменены только самимсходом или решением суда.
Гражданеобладают правотворческой инициативой в вопросах государственного иместного значения. Проекты правовых актов по таким вопросам, внесенные вгосударственные органы и органы местного самоуправления, подлежат обязательномурассмотрению, а результаты рассмотрения — официальному опубликованию(обнародованию).
Обращения граждан Российской Федерации в государственные органы иорганы местного самоуправления позволяют осуществлять общественный контроль завсеми ветвями власти и добиваться восстановления нарушенных прав, обеспечениясоциальной справедливости.[18]
2.1.1. Референдум.
Институт референдума вРоссии был известен и Конституции РСФСР 1978 года, однако стал применятьсянедавно. Надо отметить то, что он имеетдостаточно древние российские корни. Всенародным голосованием принималисьрешения на вечевых собраниях в Новгороде, Пскове и Киеве, в некоторых другихгородах Руси — символом государственной самобытности Новгородской земли и ееосновой было вече.[19] На федеральном уровнебыло проведено три российских референдума. 17 марта 1991 г. состоялсяреферендум по вопросу о введении поста Президента Российской Федерации,проводившийся одновременно с референдумом СССР о будущем Союза. 25 апреля1993 г. на референдум были вынесены вопросы о доверии Президенту РоссийскойФедерации и социально-экономической политике Президента и ПравительстваРоссийской Федерации, о досрочном прекращении полномочий Президента РоссийскойФедерации и народных депутатов Российской Федерации. 12 декабря 1993 г.проводился референдум о принятии новой Конституции Российской Федерации.[20]
Референдум — это всенародное голосование российских граждан позаконопроектам, действующим законам и наиболее важным вопросамгосударственного и местного значения. Вопросы, выносимые на всенародноеголосование, или совокупность предлагаемых вариантов принято называть формулойреферендума. Она предполагает положительный или отрицательный ответизбирателя, а также выбор из нескольких возможных решений. Принятым считаетсято решение, которое собрало наибольшее число голосов.[21]
Правокаждого гражданина Российской Федерации участвовать в референдуме закреплено вст. 32 Конституции РФ, в которой это право рассматривается как форма реализацииправа граждан на участие в управлении делами государства.
Согласност. 84 Конституции РФ Президент Российской Федерации назначает референдум впорядке, установленном федеральным конституционным законом. Возведениеправового регулирования проведения референдумов на уровень конституционногофедерального закона подчеркивает значимость этого института непосредственнойдемократии. Эта значимость подтверждается также положением ст. 92 КонституцииРФ, согласно которой в тех случаях, когда Президент Российской Федерации не всостоянии выполнять свои обязанности, временно исполняющий их ПредседательПравительства не может назначать референдум.[22]
Федеральныйзакон от 12 июня 2002 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и правана участие в референдуме граждан Российской Федерации» определяетосновные гарантии реализации гражданами Российской Федерации ихконституционного права на участие в референдуме, избирать и быть избранными ворганы государственной власти и в органы местного самоуправления на всехуровнях проведения референдума и выборов.
Федеральныйзакон закрепляет, что гражданин Российской Федерации участвует в референдумена основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании.Такое участие является свободным и добровольным.
ГражданинРоссийской Федерации, достигший возраста 18 лет, вправе голосовать нареферендуме, участвовать в действиях по подготовке референдума.[23]
На референдум субъекта Российской Федерации могут быть вынесенытолько вопросы, находящиеся в ведении субъекта Российской Федерации или всовместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, еслиуказанные вопросы не урегулированы Конституцией Российской Федерации,федеральным законом.
На местныйреферендум могут быть вынесены только вопросыместного значения.
Вопросы референдума не должны ограничивать или отменятьобщепризнанные права и свободы человека и гражданина, конституционные гарантииреализации таких прав и свобод.
Вопросы референдума субъекта Российской Федерации не должны противоречитьзаконодательству Российской Федерации. Вопросы местного референдума не должныпротиворечить законодательству Российской Федерации, законодательствусоответствующего субъекта Российской Федерации.
Вопрос референдума должен быть сформулирован таким образом, чтобыисключалась возможность его множественного толкования, то есть на него можнобыло бы дать только однозначный ответ, а также чтобы исключаласьнеопределенность правовых последствий принятого на референдуме решения. [24]
Нареферендум Российской Федерации не могут выносится вопросы:
— изменения статуса субъектов Российской Федерации;
— досрочного прекращения или продления полномочий Президента РоссийскойФедерации, Совета Федерации, Государственной Думы, а равно о проведениидосрочных выборов этих органов либо отсрочки таких выборов;
— принятия или изменения федерального бюджета, исполнения и изменения внутреннихфинансовых обязательств государства;
- введения, изменения и отмены федеральных налогов и сборов, а также освобожденияот их уплаты;
— принятия чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасностинаселения;
— амнистии и помилования;[25]
Статья13 закона устанавливает обстоятельства, исключающие назначение и проведение референдума:
1.Референдумне назначается и не проводится в условиях военного или чрезвычайного положения,введенного на территории Российской Федерации либо на территории, на которойпредполагается проводить референдум, или на части этой территории, а также в течение трех месяцев после отмены военного иличрезвычайного положения.
2. Орган государственной власти субъекта Российской Федерации,орган местного самоуправления, уполномоченные в соответствии с конституцией(уставом), законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципальногообразования принимать решение о назначении референдума, вправе отказать вназначении референдума только в случае нарушения при выдвижении инициативыпроведения референдума нормативных правовых актов, регулирующих подготовку ипроведение соответствующего референдума.
3. Законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципальногообразования может быть установлен срок, в течение которого референдум субъектаРоссийской Федерации, местныйреферендум с такой же по смыслу формулировкой вопросане проводятся. Указанный срок не может превышать два года со дня официальногоопубликования результатов референдума.[26]
При подготовке к проведению референдума используетсярусский язык и государственные языки республик в составе Российской Федерации,а также языки народов Российской Федерации на территориях их компактногопроживания.[27]
РеферендумРоссийской Федерации проводится по инициативе: не менее чем двух миллионовграждан Российской Федерации, имеющих право на участие в референдуме РоссийскойФедерации, при условии, что на территории одного субъекта Федерации или всовокупности за пределами территории Федерации проживает не более 10 процентовиз них; Конституционного Собрания, если им будет принято решение о вынесениипроекта новой Конституции на всенародное голосование.[28]
Для выдвижения инициативы проведения референдумаи сбора подписей граждан Российской Федерации в ее поддержку может бытьобразована инициативная группа по проведению референдума. Указаннуюинициативную группу вправе образовать гражданин или группа граждан РоссийскойФедерации, имеющие право на участие в референдуме. Выдвинуть инициативупроведения референдума может также избирательное объединение, иноеобщественное объединение, устав которого предусматривает участие в выборах и(или) референдумах и которое зарегистрировано в порядке, определенномфедеральным законом, на уровне, соответствующем уровню референдума, или наболее высоком уровне не позднее чем за один год до дня образования инициативнойгруппы по проведению референдума. Количественный состав инициативной группы попроведению референдума Российской Федерации устанавливается федеральнымконституционным законом, количественный состав инициативной группы попроведению референдума субъекта Российской Федерации, местного референдумаустанавливается в соответствии с настоящим Федеральным законом, закономсубъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования.
Для назначения референдума инициативная группа по проведениюреферендума, должна представить в орган, установленный федеральнымконституционным законом, законом субъекта Российской Федерации, уставоммуниципального образования, подписи участников референдума в поддержкуинициативы его проведения.[29]
Подготовкуи проведение референдума осуществляют: Центральная избирательная комиссияРоссийской Федерации, которая действует в качестве Центральной комиссииреферендума Российской Федерации; избирательные комиссии субъектов РоссийскойФедерации, которые действуют в качестве комиссий субъектов Российской Федерациипо проведению референдума; территориальные (районные, городские и др.) иучастковые комиссии по проведению референдума.
Комиссии действуют на основеколлегиальности, открытости, гласности.
Дляпроведения голосования и подсчета голосов образуются участки референдума,составляются списки граждан. По вопросам, вынесенным на референдум, проводитсяагитация: через средства массовой информации; путем проведения собраний,встреч с гражданами, публичных дебатов, дискуссий, митингов, шествий,демонстраций, путем выпуска и распространения печатных и иных агитационныхматериалов и в иных не запрещенных законом формах. Референдум РоссийскойФедерации признается состоявшимся, если в голосовании приняло участие болееполовины граждан, имеющих право на участие в референдуме. Решение признаетсяпринятым на референдуме, если за него в целом по Российской Федерациипроголосовало более половины граждан, принявших участие в голосовании.
Принятоена референдуме решение вступает в силу со дня его официального опубликованияЦентральной комиссией референдума, является общеобязательным и не нуждается вдополнительном утверждении Решение, принятое на референдуме, действует на всейтерритории Российской Федерации и может быть отменено или изменено не иначекак путем принятия решения на новом референдуме. Повторный референдум непроводится в течение года после дня официального опубликования результатовреферендума с такой же по содержанию или по смыслу формулировкой вопроса.[30]
2.1.2. Выборы.
Органыгосударственной власти формируются двумя способами: путем выборов и путемназначения. Однако и назначения на высшие посты в органах исполнительной исудебной власти осуществляются выборными органами. Таким образом, выборы даютвысшую изначальную легитимность всей структуре органов государственной власти.(Легитимность – признание законности прав и полномочий органагосударственной власти или высших должностных лиц, их строгое соответствиеконституции и законно выраженной воле народа). В Российском государстве нафедеральном уровне прямым способом избирается одна палата ФедеральногоСобрания — Государственная Дума и глава государства — Президент РоссийскойФедерации. Именно в них воплощается высшая властеобразующая воля народа и отних дается главный импульс формированию всей исполнительной и судебной властина федеральном уровне. На выборной основе формируются органы государственнойвласти в субъектах Федерации, а также органы местного самоуправления. Отсюдаисключительно важное значение выборов на всех уровнях.
Выборы,как и референдум, представляют собой узаконенную форму прямого народноговолеизъявления, важнейшее проявление демократии. Через выборы граждане оказываютвоздействие на формирование органов государственной власти и тем самымреализуют свое право на участие в управлении государственными делами.Гражданское общество, основанное на плюрализме мнений и интересов людей всостоянии обеспечить добровольного законопослушания граждан, избежать острыхсоциальных взрывов, а может, и кровавых столкновений, если органыгосударственной власти не будут образованы на справедливой выборной основе сучастием самих же граждан. Демократические выборы — это антипод гражданскойвойны и силового решения вопроса о власти.
Свободныедемократические выборы чужды тоталитарному государству. В фашистских икоммунистических государствах порой проводились формальные «выборы»,которые являли собой сплошной фарс. Выборы непосредственно отражаютполитическую систему и со своей стороны влияют на нее. Вся их организация ипорядок определения результатов голосования тесно связаны с политическимипартиями. Различаются, например, избирательные системы и проводимые на ихоснове выборы при двухпартийной и многопартийной системах. Выборы позволяютгражданам уяснить подлинный смысл программ политических партий, борющихся завласть. Через них, и только через них, выявляется воля большинства народа, наоснове которой может быть создана демократическая власть. Политические партиикак раз способствуют формированию такого большинства.
Вдемократическом государстве при достаточной развитости политической культуры исамодеятельности граждан практически не бывает (скорее, и не может быть)полного единодушия на выборах. Смысл выборов не в том, чтобы продемонстрироватьмнимый консенсус между всеми гражданами и социальными слоями, который никогда,кроме чрезвычайных ситуаций, не может быть достигнут в развитом обществе, а втом, чтобы все могли выразить свою волю, а государственная власть — бытьсозданной и действовать в соответствии с этой волей. Через борьбу на выборах,следовательно, в конечном счетедостигается стабильность и порядок в общественной жизни.
Коль скоро выборы этоборьба и состязательность кандидатов, в них есть элемент игры и азарта. Этовполне объяснимо, поскольку граждане, участвующие в выборах, оказываются переднеобходимостью не только определить свои интересы в соответствии спредлагаемыми им программами политических партий, но и проявить симпатии илиантипатии к конкретным кандидатам. Во время избирательных кампаний обычнонаблюдается подъем эмоциональной активности людей, порой сопровождаемыйразного рода эксцессами. В развитых обществах поэтому вырабатываются определенныестандарты политического поведения, подкрепляемые соответствующими требованиямизакона. Выборы дают выход накопившемуся у известной части населения недовольствудействиями властей, они открывают единственно возможный путь демократическогоразрешения противоречий в обществе, исключая физические столкновения людей ипуть навязывания большинству мнения меньшинства или отдельных политиков.Выборы, таким образом, это своеобразный праздник всех людей, если они верят вдемократию и стремятся обрести справедливое правление.[31]
Подвыборами понимается участие граждан в осуществлении власти народапосредством выделения из своей среды путем голосования представителей длявыполнения в государственных органах или органах местного самоуправленияпринадлежащих им функций по осуществлению власти в соответствии с волей иинтересами граждан, выраженными на выборах.
Главноев выборах — то, что они являются формой осуществления гражданами принадлежащейим власти. Наиболее существенный признак выборов — прямое волеизъявлениеграждан и выдвижение ими из своей среды представителей для осуществлениянародовластия.
Этомув полной мере соответствует правило, согласно которому право на участие вуправлении государством, прежде всего активное и пассивное избирательное право,предоставляется гражданам конкретного государства, т.е. лицам, обладающимгражданством. Избирательное право — право не просто человека, а гражданина.
Выборыгосударственных органов и органов местного самоуправления, предусмотренныеКонституцией Российской Федерации, являются свободными и проводятся на основевсеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.[32]
Правовойосновой выборов являются федеральные законы, законы и иные нормативные правовыеакты субъектов Российской Федерации. Основополагающие начала для проведениявыборов всех уровней установлены Федеральным законом от 12 июня 2002 г.«Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдумеграждан Российской Федерации».[33]
Полнаясвобода воли в избирательной кампании является правовой основойдемократических выборов, непременным условием правомерности депутатскихмандатов, занятия теми или иными гражданами выборных должностей. Отсюда изадача федерального закона — закрепить основные гарантии избирательных правграждан Российской Федерации. Многолетняя практика по формированию представительныхорганов государства показывает, что там, где нет реальных гарантийизбирательных прав граждан, там неизбежны формализм, фальсификация выборов,пассивность избирателей.
Гарантированностьизбирательных прав граждан способствует формированию их правового менталитета,стимулирует активность в избирательной кампании, чувство ответственности за еерезультаты.
Ноглавное заключается в том, что закон обязывает должностных лиц строгоруководствоваться его нормами и не прибегать к аппаратным играм в процессеподготовки и проведения выборов.[34]
2.2.Представительная демократия.
Различаютинституты представительной и непосредственной Демократии, в зависимости отформы волеизъявления народа. В советской правовой литературе принято былосчитать представительную форму правления ведущей.
Согласнодействующей Конституции РФ народ осуществляет свою власть через органыгосударственной власти и местного самоуправления (ст. 3), а представительным изаконодательным органом является Федеральное Собрание — парламент РоссиискойФедерации (ст. 94). Органы местного самоуправления не входят в систему органовгосударственной власти, однако их существование признается и гарантируется(ст. 12).
Чтоозначает представительство народа? Испокон веков содержание институтанародного представительства заключалось в представлении парламентом (выборнымполномочным представительным органом) определенных интересов, воли либо всегонарода, либо населения, проживающего на определенной территории, либо частинаселения (сословное представительство).
Представительствонарода — понятие условное. Возможно, оно перестало бы быть таковым, если бывсех депутатов избирал народ в целом, и депутаты не являлись одновременнопредставителями какой-либо партии (а в парламентах демократических государствтаких депутатов большинство). На самом же деле за депутата голосует не весьнарод, а избиратели лишь одного округа, которые учитывают не только личныекачества кандидата, но и его партийную принадлежность, ориентир на ту или инуюпредвыборную программу. [35]
Правовоеположение парламентария (депутата) во многом определяется природой его мандата.
Депутатский мандат(от лат. mandatum — поручение) — документ,удостоверяющий законность полномочий депутата. В более широком смыследепутатский мандат представляет собой весь объем полномочийй, прав иобязанностей депутата, а также форму взаимоотношений депутата с избирателями.Различают два вида депутатского мандата: императивный и свободный мандат.
Императивныймандат, существовавший в СССР и РСФСР, означает, что депутат рассматриваетсякак непосредственный представитель той части населения, которая его избрала.Отсюда вытекает ответственность депутата перед избирателями, имеющими праводавать наказы депутатам и отзывать их в установленных законом случаях, т. е.связанность волей избирателей в течение всей депутатской деятельности.
Отзывдепутата избирателями практически не исключает ситуации, когда депутат,получивший на выборах относительное большинство голосов, может быть лишенмандата голосами других избирателей вообще не голосовавших или голосовавших задругих кандидатов. Институт отзыва не согласуется также с идеями плюрализма впарламентской деятельности, таккак может быть направлен против парламентского меньшинства, что несоответствует условиям функционирования представительной системы вдемократическом обществе.
Современноеконституционное право России устанавливает свободный депутатский мандат,поскольку депутат Государственной Думы, независимо от того, избран он поодномандатному или федеральному избирательному округу, рассматривается какпредставитель всего народа, обязанный действовать в общегосударственныхинтересах. Это означает, что при выражении своей позиции депутат не связан сволей своих избирателей, не может быть ими отозван. Однако это вовсе неозначает оторванности депутата от своих избирателей. Депутат долженподдерживать связь с избравшими его гражданами, информировать их о своейдеятельности, вести прием избирателей и т.п., иначе он вряд ли сможет получитьподдержку населения дующих выборах.
Мандат члена СоветаФедерации имеет некоторые особенности, связанные с природой данной палаты Федерального Собрания. С одной стороны, он не избирается населениемнепосредственно, а как уже отмечалось, избирается (назначается) органамигосударственной власти конкретного субъекта Российской Федерации, и призванпредставлять его интересы. В этой связи член Совета Федерации очень жесткосвязан «наказами» органа, его избравшего (назначившего) и не обладает такойсвободой волеизъявления, как депутат Государственной Думы, иначе его полномочиямогут быть досрочно прекращены. С другой стороны, Совет Федерации в целомпризван защищать не только интересы субъектов РФ, но и общенациональныеинтересы, которые должны быть приоритетными для членов Совета Федерации.[36]
Такимобразом, интересы народа не есть нечто данное, как в тоталитарных государствах,где политический монополист сам определяет «интересы народа».Видимо, парламент и существует для того, чтобы издавать законы на основебаланса интересов социальных, национальных и территориальных групп населения,выявлять и раскрывать волю народа, представлять ее в своей воле так, как он еевоспринял. Выявляя через свою волю волю народа, представительный орган вноситсвой вклад в оптимизацию управленческого процесса в гражданском обществе. Высокаястепень соответствия между векторами этих воль обеспечивается рядомгосударственных и иных социально-политических механизмов гражданского общества,уменьшает оторванность представительного выборного органа от суверена,обладающего полнотой публичной власти, обеспечивая подлинность и стабильностьсамоуправленческого процесса. При несоответствии действительной волипредставительного органа воле народа в решении конкретного вопроса долженвступить в действие механизм прямой демократии, в рамках которого выявитсяподлинная воля народа относительно разрешения данного вопроса. Такой механизмможет быть заложен в виде референдума, назначаемого президентом или иныморганом власти по требованию граждан (населения). В случае полного несоответствияволи представителей воле народа относительно общей политики государства или егооргана возможен роспуск представительного органа или одной из его палат. Еслиустановленный режим в целом не соответствует желаниям и надеждам народа, есливоля и интересы правителей противоречат воле и интересам народа, то последнийволен забрать у государства, принадлежащую ему изначально государственную власть и направить ее для установления нового типаправления или нового персонального состава прежних государственных структур.Такая возможность реализуется через право народа на восстание. Необходимопризнать за народом не одно только право устанавливать тот или другой образправления, но и всю полноту верховной власти, считая самоуправление народаестественной его принадлежностью.[37]
Итак,представительная демократия — это осуществление народом власти черезвыборных полномочных представителей, которые принимают решения, выражающиеволю тех, кого они представляют: весь народ, население, проживающее на той илииной территории.
Выборноепредставительство — важнейшее средство, обеспечивающее подлинноенародовластие. Выборное представительство образуют избираемые народомгосударственные органы и органы местного самоуправления.[38]
Заключение.
Проведённоеисследование позволяет нам сделать некоторые выводы в отношении Российскойдемократии и таких её основных институтов, как – референдум и выборы.
Преждевсего, надо отметить то, что, на наш взгляд, демократический режим дляРоссийского общества является самым оптимальным в нынешних условиях, и этообусловлено в первую очередь многонациональностью населения страны. Народдействительно должен принимать реальное участие в управлении государством,поскольку, как мы помним ещё из истории древней Руси, нередко важныегосударственные вопросы решались всенародным голосованием на вечевых собраниях,поэтому теперь, в нашем развитом обществе народовластие должно быть непременныматрибутом Российского государства, вместе с основными формами его реализации:референдумом и выборами.
Конечно,существующая в Российской федерации система демократии не идеальна, но вдальнейшем, на наш взгляд, если, например, представительство народа станетболее эффективным, то многие недостатки системы исчезнут, и гораздо меньшееколичество нареканий со стороны народа будет высказываться в адрес егопредставителей.
Списокиспользованной литературы и нормативных источников.
I.Нормативныеакты.
1.Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря1993 года // Информационно-справочная система Гарант.
2. ФЗ от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ «Об общихпринципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (сизменениями и дополнениями от 22 апреля, 26 ноября 1996 г., 17 марта 1997 г., 4августа 2000 г., 21 марта 2002 г., 7 июля 2003 г.) // РГ. 1995. 1 сентября; СЗРФ. 1995. №35. Ст.3506.
3. ФЗ от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основныхгарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме гражданРоссийской Федерации» (с изменениями от 27 сентября, 24 декабря 2002 г.,23 июня, 4 июля 2003 г.) // РГ. 2002. 15 июня; СЗ РФ. 2002. №24. Ст.2253.
II.Специальная литература.
1. КомароваВ. Ф. Формы непосредственной демократии в России: Учебное пособие. - М.:Феникс, 1998.
III.Учебная литература.
1. Баглай М. В. Конституционное право РФ: Учебник. — М.: НОРМА,1998.
2. Григонис В. П.,Григонис Э. П. Конституционное право России: Курс лекций. – СПб.: Питер, 2002.
3. Коваленко А. И.Конституционное право России: Учебник. – М.: Право и закон, 1997.
4. Ковешников Е. М.Конституционное право РФ: Краткий курс лекций. – М.: НОРМА, 2001.
5. Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России:Учебник. — М.: Юристъ, 1999.
6. Лазарев В.В. Общая теория права и государства: Учебник. – М.:Юристъ, 2001.
7. Малько А. В., Колесников Е. В. Конституционное право РФ:Учебно-методическое пособие. – М.: НОРМА, 2001.
8. Стрекозов В.Г., Казанчев Ю. Д. Конституционное право РФ: Учебник.– М.: Новый юрист, 1997.
9. Хабриева Т. Я. Парламентское право России: Учебник. – М.: Юристъ,2003.