Реферат по предмету "Право"


Рецепция римского права

Введение
 Как известно, начиная сXII в. происходит и захватывает большинство государств Западной Европы один изважнейших исторических процессов всей эпохи феодализма — рецепция римскогоправа.
Рецепция (от лат. receptio — принятие) разъясняется как восстановление действия(отбор, заимствование, переработка и усвоение) того нормативного,идейно-теоретического содержания римского права, которое оказалось пригоднымдля регулирования новых отношений более высокой ступени общественного развития.Рецепция римского права — не единичное событие, нечто одноактовое, а сложный,многоступенчатый процесс. Первые ее шаги — изучение римского права, основноесодержание — использование опыта прошлого в создании нового права.
Первый этап рецепции характеризуется преимущественноизучением римского права в отдельных городских центрах Италии. Для второгоэтапа типично распространение рецепции на территории ряда государств ипрактическое применение римского права в деятельности судей-практиков. Наконец,третий этап — это наиболее полная переработка и усвоение достижений римскогоправа. Важнейшим каналом рецепции становится закон. Следует, однако, учитывать,что приспособление римского права к нуждам практики отчасти имело место напервом этапе (постглоссаторы), а его изучение — и на втором (филологическаяшкола). Упрощение в выделении этапов позволяет лучше рассмотреть движениецелого, в частности, закономерности преемственности и повторяемости.
Пониманию рецепции помогает ее соотнесение с Возрождением,Ренессансом. Передовые люди видели выход из средневекового варварства ввосстановлении сохранившихся остатков культуры Древней Греции и Рима. Поэтомупристальное внимание они уделяли изучению античных источников. Возрождение неследует понимать
как новое только в области искусства и архитектуры.Оно означало коренные преобразования в мировоззрении, в духовной жизни; этобыло поистине открытие нового мира, сопровождавшееся активным поиском во всехобластях человеческой деятельности. Еще русскими дореволюционными авторамиустанавливалась живая неразрывная связь между рецепцией и «возрождением Западак новой умственной жизни». Сложность, однако, обнаруживается в иххронологическом несовпадении. Возрождение обычно относят к XIII—XIV вв., тогдакак изучение римского права началось в XI—XII вв. Столь раннее начало рецепцииможет быть объяснено не только более тесной связью гражданского права стоварным производством, развитием товарно-денежных отношений, но иотносительной самостоятельностью права, его принадлежностью духовной жизнинарода. Конечно, следует учитывать и то, что в XI— XII вв. имело место лишьначало рецепции — изучение римского права, а широкое усвоение вместе спереработкой и приспособлением римского права к феодальным условиям — делоболее позднего времени.
Развивающаяся промышленность иторговля требовали развитой правовой надстройки, не тормозящей, ностимулирующей прогресс производительных сил и производственных отношений, ипритом надстройки, выходящей за границы отдельных феодальных государств.Хозяйственные отношения выходили за пределы мелких феодальных территорий, и ихправовое регулирование должно было быть адекватно им—и территориально и посуществу. Применение косных и дробных феодальных кутюмов (обычно-правовых норм)являлось бы существенным тормозом для развития производительных сил. И выходбыл найден в признании силы закона за римским частным правом. По своемусодержанию римское частное право удовлетворяло потребностям средневековья врегламентации частной собственности и договорных отношений и было овеяновеличием славного прошлого. Немалую роль сыграли при этом отмеченная выше«абстрактность» римского частного права, утрата им в первые века н. э. чертузко национального, местного права, его приспособленность к регулированию хозяйственногооборота различных народов.
Римское частное правостало, таким образом, «общим правом» ряда государств и фундаментом дальнейшегоразвития и феодального и буржуазного права. Оно приобрело уже через рядстолетий после падения Рима значение действующего права в ряде государствЦентральной и Южной Европы.
Но следует подчеркнуть, чтопредметом рецепции явилось преимущественно римское частное право. Наоборот,римское публичное право, по общему правилу, умерло вместе с падением Рима. Иесли германская империя присвоила себе гордое название «священной римскойимперии», если во многих государствах были учреждаемы сенаты, если титулимператора получил значительное распространение, если и Наполеон до того, какстать императором, измыслил должность первого «консула», то все это явилосьлишь заимствованием некогда знаменитого титула, но отнюдь не воскрешениемримских государственных учреждений.
Однако и римское частноеправо как право рабовладельческого государства не могло в своемнеприкосновенном виде стать законом общества, в недрах которого уже началиразвиваться буржуазные отношения. Римское право в период его рецепцииподвергалось многочисленным приспособлениям, далеко идущим толкованиям ипереработке, и этим путем создалось, преимущественно и Германии XVI -XVII вв.,то «искаженное» римское право, которое получило название пандектного права илиже странное и нелогичное название «современного римского права» (heutiges rumischesRecht). Наряду с этим,тексты римских источников подвергались формально-логической обработке: из нихизвлекались общие принципы, которые располагались во внешне стройном порядке.Эта переработка не являлась, однако, результатом сознательного стремленияисказить римское частное право; она являлась
исторически необходимым процессомприспособления римского права к новым производственным отношениям. Но чемдальше, тем больше пандектное право отходило от «чистого» римского права.Значению последнего содействовало и то, что тексты римского права явились тойосновой, на которой развилась, в особенности в XVIII и XIX вв., общая теориябуржуазного гражданского права. Многочисленные теории сделки и волеизъявления,договора и договорной ответственности, вины, понятия и зашиты владения и -т. п.базируются на текстах римского права. Но самих этих теорий в Риме, конечно, небыло.
Излагая частное правоантичного Рима, мы считаем излишним излагать результаты разработки и примененияримского права после падения Рима, т. е. касаться учений пандектного права. Насинтересует то и только то, что было в Риме, а не то, что сделали с правовымнаследием Рима впоследствии. Эти последние вопросы должны освещаться в историифеодального права и в истории буржуазного права. Лишь в отдельных случаях,когда последующая разработка облегчает понимание римских источников, мы ссылаемсяна соответствующие труды.
 
Причиныи истоки рецепции
Начало рецепции римского права связано сжизнедеятельностью городов севера Италии в XI-X1I вв.Здесь рецепция делает свои первые шаги. Это
объясняется прежде всего социально-экономическими процессами,протекавшими на севере Италии, где в конце XI в., а затем в XII—XIII вв.наблюдался экономический подъем. Быстро развивались товарно-денежные отношения.Тогда в Италии не было единого государства, но на севере возниклигорода-государства с республиканской формой правления. Эти города всредневековой Европе приобретают выдающееся значение. Милан становитсякрупнейшим центром ремесленного производства; Венеция, Генуя, Пиза начинаютиграть роль мировых торговых центров, а Флоренция выдвигается как центрростовщического капитала. Почти одновременно или несколько позже появляютсяцентры ремесленного производства во Франции. Здесь также развитие частнойсобственности, интенсивные торговые связи требовали соответствующих правовыхсредств. Римское же право уже содержало в себе готовое юридическое оформлениеразвивавшихся экономических отношений. Преподавание римского права в первыхуниверситетах, связанное с экономическим и культурным подъемом в отдельныхгородских центрах, на многие годы опередило потребность европейских государствв овладении правовыми средствами регулирования развивающихся буржуазныхотношений.
Если бюргерство выступало за возможноболее широкое, полное и точное восстановление действия римского права, топозиция феодальных сословий, светской и церковной власти в вопросе о рецепциибыла значительно сложнее. Во многом эта позиция сходна с их отношением кразвитию производства и торговли — она была либо нейтральной, либо выражаластремление извлечь выгоду для себя. Феодалы использовали римское право, вчастности, для закрепощения крестьян и захвата их земель. Рецепция рядапостановлений римского права осуществлялась подчас по прямому указанию пап,императоров, князей. Но порой они проявляли и открытую враждебность римскомуправу.
Церковь была наиболее раннимпроводником знания о римском праве в феодальнем мире. Возникнув еще в недрахРимской империи, христианство восприняло элементы античной культуры. Так,церковное (на Западе каноническое) право складывалось под непосредственнымвоздействием более высокой римской правовой культуры. Поскольку в церковныхшколах преподавание велось на латинском языке, то уцелели и некоторые рукописис текстами римских законов, — та предпосылка, которая позже сделала возможнымрецепцию. Духовенство сохранило часть римской образованности, а затем передалоее Средневековью. Христианство заимствовало у Рима и некоторые правовыевоззрения и правовые институты. Разумеется, они были изменены и приспособлены кспецифическим условиям средневекового мира, интересам церкви и особенностямхристианской морали. Иногда каноническое право называют мостом, по которомуримская правовая культура перешла в Средневековье.
По мере укрепления своих позиций церковьустанавливает контроль над университетами. Теперь в светском образовании церковьвидит опасность своему господству. В 1220 и 1259 гг. издаются папские буллы,направленные против преподавания римского права. В Парижском университете такоепреподавание на долгое время прекращается. Развитие канонического права все жешло в тесной связи с изучением римского права, идеи и ряд исходных положенийкоторого использовались для обоснования норм канонического права. Римское правов церковной оболочке регулировало различные области внутрицерковных отношений.В своих интересах католическая церковь насаждала римский институт наследованияпо завещанию, поощряя завещания в свою пользу. Церковь способствовала иразвитию торговых сделок. С помощью римского права она устраняла те ограниченияв распоряжении недвижимостью, которые мешали переходу собственности в ее руки.Церковь считала справедливым и отстаивала то положение римского права, чтонедействительна сделка, если вещь продана дешевле половины ее цены.
С развитием экономической жизни ипросвещения влияние католической церкви и сфера действия ее права постепенноограничиваются. Реформация и влияние гуманизма освобождают университеты отопеки богословия. Римское право становится главным предметом на юридическихфакультетах Германии, восстанавливается преподавание римского права в Парижскомуниверситете.
Содействие рецепции оказывало и феодальноегосударство, его судебные органы. Правда, первоначально изучение римского правабыло частным делом отдельных лиц, университетов, но уже вскоре феодальныегосудари поняли важность его использования для достижения своих целей. Римскаяправовая концепция была прочно соединена с идеей сильной государственнойвласти, стоящей над индивидами и социальными группами. Римское правопониманиебыло чуждо идеям политической раздробленности и смешению частных и публичных интересов.Поэтому те, кто выступал за усиление центральной власти, нашли опору впостроениях римского государственного права периода Империи,
В XV—XVI вв. на более широкой основеразвивающихся товарно-денежных отношений, роста экономической и политическойсилы городов рецепция римского права получает новый импульс. При абсолютизмепомощь государства делу рецепции выражалась в том, что оно поощряло изучениеримского права, в частности, способствовало открытию университетов. Юристы,знакомые с римским правом, назначались на высшие государственные должности,входили в состав ближайшего окружения императоров. Доктора права (doctores iuris) приравнивались к низшему дворянству, получали щедроевознаграждение.
Рецепция имела идеологические и юридические предпосылки.Так, в раннем Средневековье внимание римскому праву в сильной степениподдерживалось убеждением, что государство, образовавшееся на территорииГермании и Италии, является наследником Римской империи. Формальное основаниерецепции видели в преемственности власти от римских императоров. И на Русиполитическая теория «Москва — третий Рим» способствовала восприятию римскихправовых воззрений.
В рецепции находили отражение всекрупные движения общественной мысли — идеи Возрождения и гуманизма, различногорода богословские течения, позже культ разума естественно-правовой теории, атакже учение о «народном духе» исторической школы права. В Реформации исоздании «филологической школы», в отстаивании знания и применении «чистого»римского права следует видеть выступления Против феодализма, а значит, и противфеодального и феодализированного римского права.
У рецепции были и чисто юридическиеоснования. Во-первых, это высокий уровень римского права — наличие в готовомвиде ряда институтов, регулировавших отношения развитого товарооборота,четкость и ясность правовых норм. Римское классическое право во многом былосвободно от национальной ограниченности, приобрело черты универсальности ипочиталось как «общее, высшее, научное право». Во-вторых, рецепция обусловливаласьнедостатками местного, в основном обычного, права. Обычное право было архаично,страдало партикуляризмом, содержало многочисленные пробелы, неясности,противоречия, т. е. в целом оно не давало надлежащих средств для регулированияновых отношений. Правда, в силу экономической необходимости такие средствамогли быть созданы и на местной правовой основе. Например, там, где действовалосаксонское зерцало XIII в. (сборник переработанных судебной практикой исистематизированных обычаев), потребность в римском праве была меньше, а егорецепция затруднена. Регулированию новых отношений с помощью постепенноразвивающегося местного права, противостояло использование измененного римскогоправа. Второй путь на континенте оказался более простым и экономным в смысле затратысил.
Не следует думать, что у рецепцииримского права имелись только сторонники. Наоборот, рецепция осуществлялась востром противоречии с рядом сторон жизни феодального общества. Использованиеримского права серьезно затруднялось тем, что оно было порождено идеями ипредставлениями иной исторической эпохи. То право, которое содержалось в Сводезаконов Юстиниана как основном материале рецепции, оказалось слишком сложным ипотому малопригодным для регулирования простых, слабо развитых отношений раннегофеодализма. Преобладание здесь натурального хозяйства, политическаяраздробленность, упадок культуры — все это обусловливало существование римскогоправа первоначально в виде абстрактного знания; если же оно применялось напрактике, то в «неузнаваемом виде», как «неправильно понятое». Ростки рецепциипробивались сквозь толщу феодальной отсталости, набирали силу так же трудно,как экономические и культурные достижения.
Римское право, находясь в явномпротиворечии с господством натурального хозяйства, было чуждо и непонятношироким массам крестьян. Оно способствовало разложению общины и изъятию укрестьян земель. Монополия на знание права в руках узкого круга юристовоборачивалась многочисленными злоупотреблениями. Все это вызывало ненавистьнародных масс и к римскому праву, и к докторам права. Недаром народная сатираговорила о трех видах грабителей — разбойниках, купцах и юристах. На борьбупротив злоупотреблений правом не раз поднималось и городское население.Например, во время восстания в Вормсе (1513 г.) горожане требовали, чтобыдоктора права были изгнаны из суда и совета. Когда искаженное римское правостало вполне феодализированным, выступления против него и юристов стали частьюборьбы против феодализма. С этих позиций критиковали римское право деятели Просвещенияи Реформации, а также юристы филологической школы. В период Крестьянской войны1525 г. в одном из проектов Реформации требовалось, чтобы «доктора права недопускались ни в какой суд, ни в какие княжеские или иные советы. Впредь этидоктора права никогда не должны ни говорить перед судом, ни писать, ни даватьсоветов… Народу должно быть возвращено его старое отечественное естественноеправо».
Этап ранней рецепции
Для этого этапа характерно интенсивное овладениезнанием римского права, опережающее действие рецепции. Римское праворассматривалось профессорами университетов преимущественно как культурноедостижение, а не как средство регулирования складывающихся новых отношений.Затем знание римского права выходит за пределы отдельных экономических икультурных центров, распространяется вширь и одновременно приспосабливается кфеодальным условиям, соответственно оно упрощается, вульгаризуется.
В раннем Средневековье практическаяпотребность в римском праве была невелика. Оно не требовалось для регламентациипростых отношений общества, в котором господствовало натуральное хозяйство.Искры знания римского права все же не затухали и в период упадкатоварно-денежных отношений. В Византии применялись сборники упрощенногоримского права (Эклога, Прохирон, Василики). О том, что римское право не былововсе забыто, свидетельствовали и появлявшиеся сборники варваризированногоримского права, например «Бревиарий Алариха» (506 г.). В варваризированном,сильно упрощенном виде римское право действовало на севере Италии и югеФранции. Этот факт находит, в частности, отражение в делении Франции в первыевека феодализма на «страну обычного права» — север, здесь действовали нормыобычного права (кутюмы), и «страну писаного права» — юг, где применялосьупрощенное римское право. Оно, как уже отмечалось, продолжало своесуществование и в нормах церковного права. Кое-где имело место и преподаваниеотдельных частей измененного римского права. Но в целом для раннегоСредневековья характерным было не сохранение некоторых остаточных проявленийримского права, а его отрицание и забвение.
Начало рецепции относится кXI—XII вв. Одним из первых ее шагов было изучение римского права по Сводузаконов
императора Юстиниана в Болонской школе искусств исвязано с именем Ирнерия. Наиболее видными профессорами университетов,способствовавшими на этом этапе рецепции, были Плацентине, Ацо, Аккурсий. Ониобразовали школу глоссаторов, получившую такое название по характерудеятельности: изучение римского права первоначально выражалось в кратких замечанияхи разъяснениях (глоссах), делаемых между строками и на полях рукописей римскихзаконов.
Изучение римского права становитсяпопулярным, даже модным. Болонская школа приобретает общеевропейскуюизвестность, становится главным европейским университетом, уже в начале XIII в.в нем обучалось около 10 тыс. студентов, съехавшихся из разных стран Европы.
Ярким представителем глоссаторов былИрнерий (1055—1130 гг.), которому был присущ чисто академический подход кматериалу. Главное внимание он уделял выяснению первоначального и подлинногосмысла римских законов. Он стремился дать точное и полное знание римскогоправа. Примечательно, что он изучал именно классическое римское право поДигестам, а не по Институциям или Кодексу, отразившим упадок римской юриспруденции.В вопросе о соотношении права и справедливости Ирнерий настаивал на сохраненииобщего смысла закона при толковании, выступал против права судей изменятьзакон. Вместе с тем (как и позднейшие гуманисты) он считал, что законы должнытолковаться гуманно, их смысл не должен расходиться со справедливостью. Визложении Ирнерия римское право обладало интеллектуальной ценностью, позволялонаиболее полно ознакомиться с достижениями и опытом римской классическойюриспруденции. В Италию ехали прежде всего для того, чтобы познать римскоеправо из «единственного чистого источника». Отсюда проистекали и слабые стороныработы глоссаторов. Например, о рабстве они говорили как о современном иминституте, применяясь к окружавшей их обстановке, они превращали римскогопретора в средневекового судью, римского всадника — в рыцаря и т.п. Вотклонениях от точного смысла римских законов Ирнерий и отчасти егопоследователи видели не настоятельную необходимость приспособления римскогоправа к новым условиям, а лишь ошибки, проистекающие из незнания источников.Глоссаторы недоучитывали историческое происхождение римского права, тот, вчастности, факт, что в Своде законов Юстиниана содержались нормы, принятые всовсем иную историческую эпоху.
Изучение римского права предвосхищалотребования феодального производства. В факте опережающего развития рецепциипроявилась относительная самостоятельность права.
Положения об опережающем характереначального этапа рецепции и ограниченности ее практического значения не следуетпонимать в абсолютном смысле. Действительно, римское гражданское право имеловесьма узкую сферу применения. Но использование отдельных сторонгосударственного права имело место уже при образовании Священной Римскойимперии. Также и в ранних памятниках рецепции во Франции в «Извлечениях Петра»(XI в.) и «Брахилогусе» пробивалось стремление приспособить римское право кпрактическим нуждам. Предусматривалась, например, возможность отступления отточного смысла римских законов («если окажутся в праве нормы, вышедшие из употребленияили противоречащие справедливости», то «да будет позволено нам попрать ихногами»); воспроизводились некоторые черты доклассического, раннеримскогоправа, например стипуляция с участием свидетелей. Более определеннопрактическое направление выражено в «Кутюмах Бовези» (конец XIII в.). Будучихорошо знакомым с римским правом, составитель этого труда Бомануар, излагаякутюмы севера Франции, систематизировал их, объяснял сложные места с помощьюримских правовых понятий, используя И римскую правовую терминологию.
На первом же этапе рецепциискладывается школа постглоссаторов, для деятельности которой типичноприспособление римского права к использованию в судах. Уже в трудах позднихглоссаторов начинает преобладать компиляторская и систематизирующая работа сримским правом. Аккурсий в середине XIII в. соединяет существовавшие при немкомментарии римского права и создает сводную глоссу (Glossa Ordinaria). Co временем этот труд Аккурсия вытесняет глоссы его предшественников,римское право становится известным не в переводах, а в комментариях Аккурсия.Сам же он приобретает славу первого юриста Средневековья. Однако даже в«глоссированном» виде рядовым юристам того времени римское право все жепредставлялось чрезвычайно сложным и малопригодным для практические нужд.Поэтому с XIV в. широко осуществлялось комментирование глоссы. Среди наиболеевидных юристов этого направления были Бартола, комментарии которого в Испании иПортугалии были приравнены к закону, а также Бальда. В их сочинениях институтыримского права подвергаются формальнологическим приемам толкования,пронизываются средневековой схоластикой, все более и более существеннымистановятся искажения точного смысла римских правовых норм. В этой связи можнопривести пример римского института эмфитевзиса, который в феодальной Европеначинает использоваться для регулирования отношений «расчлененной» феодальнойсобственности. Другой пример: римское классическое право имело преимущественнопроцессуальный характер — основным его делением были вещные и личные иски, винтерпретаций же глоссаторов и позднейших комментаторов речь идет уже о вещныхи личных правах — материальном праве; В Германии уже первые Германскиеимператоры, стремясь повысить авторитет своей власти, стали развивать теорию еепреемственности от римских монархов.
Возникшее на территории Германии и Северной Италиигосударственное образование они повелели именовать Священной Римской империей(962 г.). В XII в. Фридрих I Барбаросса провозглашает римское право всемирнымправом. В особенной степени германским императорам импонировало признаниеримскими юристами высшей юридической силы за императорскими постановлениями(«что угодно императору, имеет силу закона»). В борьбе с папами, настаивая нанеограниченности своей власти, они выступали также за восстановление римскогоправа «в первоначальном и подлинном смысле». Однако сравнительной отсталостьюэтой части Европы объясняется замедленное протекание в Германии рецепцииримского частного права. Даже в XIII в. практическое его применение было весьмаограниченным.
В Англии рецепция права также имела своиособенности. Но на фазе изучения римского права значительных отклонений ненаблюдалось. И в Англии в XII в. тоже имело место увлечение римским правом.Некто Вакарий — один из лучших представителей ранних глоссаторов — в 1144 г. поприглашению архиепископа переехал в Англию и начал читать лекции по римскомуправу сначала в Кентербери, а затем в Оксфорде. С этим фактом нередко исвязывают образование Оксфордского университета. Появляются и первые работы сизложением основ римского права — «Книга для бедных студентов» Вакария.
Характерный пример своеобразия рецепциив Англии — работа Брактона «О законах и обычаях Англии» (XIII в). Основное еесодержание состояло в описании общего права (common law),излагались те нормы,  содержание и применение которых было установленорешениями королевских судов. Лишь в обширном введении приводились те общиеположения римского права,| которые могли содействовать более точнойформулировке правовых норм, развитию юридической мысли, а отчастииспользовались с целью «подправить» нормы английского материального права.
Несмотря на то, что римское право былохорошо знакомо английским юристам, учитывалось ими в практике своей работы, неоно все же определяло своеобразие правового развития в Англии.
Особое отношение к римскому праву вАнглии связано с долгодействующими факторами: относительной географическойизолированностью страны, историческими традициями, которые формировались всейее социально-экономической историей, политическим, культурным развитием. Вотпочему ограниченность рецепции в Англии лучше объясняется такиминепосредственно действующими на право факторами, как национализм,приверженность правящих классов к старинным, «исконно английским» правовымустановлениям, их осторожное отношение к абстрактным построениям и нормамобщего характера, значительный эмпиризм в подходе к праву, использование методачастичных, постепенных изменений и доминирующая роль судебной практики вправотворчестве. Названные факторы оказывали сильное воздействие на английскоеправо и объясняют его своеобразие не только в XII—XIII вв., но и в Новое время.
Становится очевидным, что не все вправе определяется экономическими причинами, что один и тот же экономическийбазис может породить различные формы права. Здесь можно говорить о вариантностиправового развития как результате действия конкретных исторических условий иотносительной самостоятельности надстроечных явлений. Именно это мы наблюдаем вразличиях рецепции и развития права в Англии и на континенте.
В странах Восточной Европыпоступательное движение права было тесно связано с взаимообогащением правовыхсистем, усвоением опыта прошлого. Рецепции подверглось здесь не чистое римскоеправо, а обработанное и исправленное соответственно феодальным условиямглоссаторами и позднейшими комментаторами. Но и в таком виде оно осваивалось немеханически, а приспосабливалось к местным условиям. В судебной практикеписаное (рецепированное римское) право применялось на Балканах ограниченно икорректировалось принципами местного обычного права.
К более позднему времени (XIII в.)относится знакомство с римским правом в Польше. Во многом оно шло черезГерманию. Агрессивная политика германских феодалов затрудняла рецепцию, имеласвоим следствием отрицательное отношение в Польше к римскому праву. Лишь современи образования в 1364 г. в Кракове университета это отношение сталоменяться.
 В памятниках древнерусского права(Русской правде) отсутствует определенное влияние византийских норм. Но вправилах и уставах, содержавших христианские морально-этические поучения, нормывизантийского происхождения получили свое отражение. Четко выраженноестремление использовать правовое наследие Византии обнаруживается на Руси вXII—XIII вв. Так, Устав князя Ярослава в обработке конца XII — первой половиныXIII вв. (Пространная редакция) содержит заимствование приспособленных кместным условиям норм византийского семейного права.
Рецепция при разложениифеодальных и становлении, буржуазных отношений
Более высокий уровень рецепции иширокое практическое освоение римского права связаны с крупнымисоциально-экономическими и культурными сдвигами XVI—XVII вв.  Отчастипод влиянием позднеримских представлений на континенте Европы укореняетсяпонимание закона как важнейшего источника права. Больше внимания сталоуделяться разрабатывавшимся римскими юристами концепциям «естественного права»,«справедливости» и т.д. Значительные достижения рецепции непосредственно былисвязаны с созданием филологической школы права и усвоением идей ВысокогоВозрождения, а также судебной деятельностью государственных органов.
Приспособленное к общим условиямсравнительно низкого уровня раннего феодализма римское право оказалосьоторванным от быстро развивавшихся буржуазных отношений. Успехи Возрожденияпоказали слабую пригодность феодализированного римского права к требованиямболее высокого состояния общества и товарного производства. Гуманисты,отстаивая идею естественного равенства людей, достоинства и свободы личности,требовали справедливости и законности, а право, не отвечавшее этим условиям,отказывались признавать таковым. Выступая против средневековой схоластики,сословного неравноправия, гуманисты обрушивались и на их проявления в праве.Представители филологической школы права подвергали резкой критике искаженияримского права, допускаемые в судебной практике и комментариях позднихглоссаторов. Высмеивалось и бичевалось крючкотворство «образованных юристов»,основанное на хитростях казуистики и средневековой схоластики, прикрываемыхавторитетом римского права. Об этих юристах Ц а з и и (1461— 535 гг.) — один извидных деятелей филологической школы — писал: «Эти крючкотворы напитывают своимядом суды, подымают на смех судей, тревожат покой честных людей, смущаютгосударственную жизнь; они одинаково ненавистны богу и людям». «Если бы юристыне следовали так слепо за глоссой и Бартолом, то смысл права предстал бы намяснее и чище, и исчезла бы добрая часть комментариев, переполненныхзаблуждениями». Критике и развенчанию подвергаются прежние авторитеты. «Ни Аккурсий,ни Бартол, — писал Цазий, — не помешают мне отвергнуть мнение, которое я не могосновать на источниках».
Учеными — юристами новогонаправления проводится большая работа по восстановлению точного смысла римскихзаконов, их знания как целостного явления. Были устранены искажения текстадревних рукописей и восстановлены те места, которые ранее вовсе не приводилисьи были забыты. Предметом изучения снова становится римское право, как оновыглядит в Своде Юстиниана и сочинениях виднейших римских юристов, а не те илииные их интерпретации и комментарии к ним.
ВоФранции выдающуюся роль визучении римского права сыграл Яков Куяций (1522—1590 гг.). Он порывает сосхоластикой и казуистикой старой школы и изучает чистое римское право,рассматривает его в связи с развитием общественной жизни и культуры ДревнегоРима. Ему, в частности, принадлежит восстановление знаний о сочинениях такихвыдающихся римских юристов, как Папиниан, Ульпиан, Павел. Куяций проводитверную мысль о невозможности практического использования римского права безучета тех условий, в которых оно возникло и развивалось.
Куяций был прекрасным лектором.Огромные познания и новизна подхода привлекали массу слушателей на его лекции вТулузском университете, создали ему славу одного из лучших знатоков римскогоправа. Однако вопреки очевидным его заслугам сторонники старой школы —приверженцы Аккурсия отказывают Куяцию в назначении на освободившуюся кафедруримского права. По выражению одного из историков права ученые-юристы Тулузы«предпочли человеку обезьяну». Кафедра была передана какой-то бездарности.Куяций покидает Тулузу. В последующее время он занимает кафедры и с огромнымуспехом читает лекции в Бурже, Валенсе, Турине, Гренобле, Париже. Блестящийлекторский талант, многочисленные труды о римском праве создают Куяцию мировуюизвестность.
 В интерпретации юристовфилологической школы римское право соединяется с гуманистическими идеями,совершенствуется метод исторического анализа, римское право рассматривается иизучается все целиком, в его развитии. Широкой разработке подвергаютсяотдельные институты римского права, вопросы его применения, исследуютсясодержащиеся в нем противоречия.
Однако, как и прежде, необходимостьрегулирования в недрах феодального строя складывающихся капиталистических отношенийобусловила широкое использование упрощенных или модернизированных институтовримского права. Представители практического направления изучение чистогоримского права провозглашают бесцельным времяпрепровождением, «лишь украшениемнастоящего знания», а лиц, занимающихся историей римского права, не без иронииименуют «элегантными юристами».  
Хотя на втором этапе продолжаласьнаучная обработка римского права, все же решающее значение имела практическаядеятельность юристов. Во Франции легисты, получив образование в университетах ивполне уверовав в римское право как «единственный источник правды исправедливости», поддерживали короля в его борьбе против духовных и светскихфеодалов. Легисты выступали за политическую централизацию, за расширениеапелляционных полномочий судебного парламента в Париже; легисты былипротивниками сепаратизма мест, особых привилегий дворянства и городов. Они же,опираясь на римское право, укрепляли право частной собственности.
В то время в Германии юристами соз давались правовыесборники, содержавшие в более или менее систематизированном виде действующиенормы местного и римского права. Таким сборником было Саксонское зерцало(XIII в.). В нем, в частности, для регулирования земельных отношений феодальнозависимого населения с помещиками использовался римский институт эмфитевзиса.Появляется значительное число сочинений, более или менее полно и точноизлагавших римское право. Эти произведения именовались пандектами, апереработанное римское право — пандектным правом, или «современнымримским правом» (usus modemuspandec-tarom). Резко возрастает изначение юристов в судах. Занимая должности писцов, секретарей, нотариусов,адвокатов, они начинают оказывать существенное влияние на ход судебногопроцесса и формулирование решений. В судебной деятельности все более частымстановится направление сложных дел на заключение юридических факультетов. ВXVII в. в Германии уже большинство гражданских дел проходило через юридическиефакультеты, их начинают рассматривать как особого рода судебную инстанцию.Подчас им поручалось и решение вопросов государственного права.       
В 1495 г. учреждается общеимперский суд (Reichskam-mergericht) в качестве высшей судебной инстанции Германскойимперии.
        Вскоре после создания общеимперскогосуда было признано, что в его состав по возможности следует включать рыцарей,сведущих в римском праве. Имперский суд выносил решения на основе «общего», т.е. прежде всего римского права. Отныне суды низших инстанций, если не желалиотмены своих решений, обязаны были руководствоваться римским правом. ВИмперском суде формировались и кадры низших судов — молодые юристы определенноевремя должны были проходить при нем практику. Имперский суд становится основнымканалом рецепции римского права в Германии. Правда, он не приобрел тогозначения, которое имел, например, Парижский судебный парламент, но князья,выступавшие против распространения на их земли апелляционных прав Имперскогосуда, создавали собственные апелляционные инстанции, которые в своейдеятельности руководствовались тем же римским правом. В период абсолютизма вГермании римское частное право стало действовать уже не в виде отдельных норм,а все целиком. Было установлено: «чего не знает глосса, того не знает и суд».Местное право здесь применялось только в случаях, не урегулированных римскимправом. Причем стороны, ссылавшиеся на местное право, должны были доказать егосуществование. Такое положение в основном сохранялось в Германии вплоть доконца XIX в., когда вступило в силу Германское гражданское уложение (1900 г.).
Гражданское право. Рецепция более широко охватила сферу гражданскогоправа — институты займа, завещания, опеки, а также право частной собственности.Римское учение о собственности в феодальной Европе было трансформировано вучение о «разделенной» собственности. Признавая, что римское право не допускалодвух прав собственности на одну и ту же вещь, средневековые юристы все жеименно с помощью римскоправовых понятий старались обосновать сосуществованиеправа земельной собственности у нескольких лиц — сеньора и вассалов. Всоответствии с иерархической структурой феодального землевладения римскоепонимание собственности подменялось разнообразными формами «связанной,обремененной собственности, открывавшей управомоченному возможность лишьограниченного использования вещи — в пределах, не затрагивавших прав другогоносителя — тоже связанной и ограниченной — собственности на ту же вещь».
Заем. Показательно отношение феодального права к вопросу овзыскании процентов по займам и торговле вообще. Следуя догматам христианскойрелигии, каноническое право запрещало взимание процентов по займам, считалоторговлю дурным делом. Развитие товарно-денежных отношений приводит все же ктому, что эти постановления обходятся практикой. Например, взимание процентовпо займу начинает рассматриваться как получение вознаграждения за риск. Длядостижения той же цели использовался и римский институт товарищества. Кредитори займополучатель вступали как бы в товарищество (один вносил деньги, другой —свой труд). Однако займополучатель мог свободно, без вмешательства кредитора,вести свои дела, а кредитор получал определенный доход, т. е. проценты позайму. В сфере торговли воспринимается римское правило, по которому сделкакупли-продажи считалась недействительной, если вещь продана дешевле, чем заполовину ее действительной цены. Воспроизводится требование римского правапроявлять к вещи, полученной в ссуду, «наибольшую заботливость благоразумного ихорошего хозяина»; в споре о «безденежности займа» на кредитора возлагалось бремядоказывания факта денежного платежа.
Уголовное и уголовно-процессуальноеправо.
 Позднее римское уголовное право с егоподчас растяжимыми формулировками, с неопределенными составами преступленийвроде «оскорбления величества» —«Crunen laesae majestatis» — было взято за образец при разработке феодальныхуголовно-правовых средств защиты принципов абсолютизма.
Наиболее известный кодекс феодальногоуголовного и уголовно-процессуального права Германии (1552 г.) «Каролина» (Constitutio criminalis Carolinae) — широко применял абсолютно неопределенные санкции;почти дословно повторял некоторые римские утоловно-правовые формулы(«злостность восполняет недостаток возраста» — ст. 164), воспроизводилаотдельные аспекты римского понимания необходимой обороны (ст. 145). Следуя заримским уголовным правом, «Каролина» освобождала от ответственности за ложныедонесения об измене (ст. 124). В ней содержались неоднократные отсылки к«императорскому праву», «общему праву империи», под которыми разумелось преждевсего измененное римское право. Например, ни за одно преступление не могла бытьназначена смертная казнь или какое-либо телесное, увечащее, позорящеенаказание, если это не предусматривалось императорским правом.
 Общим образом оценивая роль рецепции вразвитии феодального права, нельзя впадать в крайность, видя в нем толькоримское влияние. «Каролина» выросла из немецкой судебной практики, онастроилась на феодальной основе. То же самое следует сказать и о влиянииримского права на уголовный процесс. Инквизиционный (розыскной) процесс имеетистоки и в деятельности сеньориальных, и королевских судов еще каролинскоймонархии.
В Польше XV—XVI вв. влияние римского права ощущалось преждевсего в области гражданского права. Рецепция способствовала здесь расширениюсферы частной собственности (освобождение недвижимой собственности от платежейв пользу третьих лиц; развитие права завещаний;
рост кредита; предоставление права заниматьсякоммерческой деятельностью женщинам). В области уголовного права рецепцияоказала влияние на конструирование понятия вины, исключающих вину обстоятельств(ошибка, понуждение, несовершеннолетие), а также обстоятельств, исключающихпротивоправность действия (необходимая оборона). Под влиянием «Каролины» вПольше устанавливается разная мера ответственности для главных исполнителей исоучастников.
НаРуси заимствование некоторых,впрочем, искаженных норм римского уголовного и гражданского права наблюдается вСоборном уложении 1649 г. Известно, что «Каролина» изучалась Петром Iпри подготовке «Воинских артикулов». Влияние иностранного, в том числеримского, права на правовое развитие Русского государства не отменило, как и вАнглии, Германии или Польше, самостоятельного характера этого процесса. На Русиэто влияние чувствовалось слабее.
Признавая размах и широту восприятияопыта римского права в феодальной Западной Европе, нельзя и преувеличиватьзначение этого явления. Сходные с римскими местные институты права возникалисамостоятельно, а затем уже «романизировались», обосновывались с помощьюримских источников. Институты римского права, его понятия, термины, подчас«чисто внешним образом пристегивались к тем отношениям, которые находили у себядома». Из того, что высшие достижения римского рабовладельческого праваприспосабливались для регулирования сравнительно простых феодальных отношений,возникали многочисленные противоречия и неувязки. Римское право воспринималосьв искаженном и «неправильно понятом» виде.
В результате второго этапа рецепции былодостигнуто не просто углубленное познание римского права, а его усвоение наболее высокой ступени феодализма. Старое и новое, переплетаясь самымпричудливым образом, создавали качественно новый сплав.
Заключеие:
Рецепция римского права как крупное исложное явление общественной жизни, как связующее звено правового развитияДревнего мира. Средневековья и Нового времени неизменно привлекает и еще долгоевремя будет привлекать внимание тех, кто интересуется правом и его историей.Рецепция была результатом конкретной жизненной потребности, на удовлетворениекоторой она и направлена. Она не антитеза автономному развитию правовых систем,а фактор, стимулирующий, ускоряющий их развитие.
При рецепции происходило дополнениеменее развитых правовых систем опытом более высокого состояния. Но подчасвозникала их частичная несовместимость и отторжение чужеродного, что несогласовывалось с существующим уровнем народной жизни и коренными устоями,традициями собственного права (как это имело место еще и в Средние века сознаниями римского права, полученного «элегантными юристами»). Вот почемурецепция — это не механическое перенесение чужого на свою почву, но сложный (имногоступенчатый) процесс заимствования на основе отбора, затем переработкиприменительно к своим условиям, наконец, усвоение, когда чужое становитсяорганической частью собственного права. Борьбой нового со старым, победаминового, поражениями, снова победами определялась многоступенчатость процессарецепции. Наконец, на ранних ступенях буржуазного общества римское частноеправо воспринимается в наиболее «чистом» виде.
Объяснение рецепции лишь в рамкахпреемственности было бы упрощением. Сама преемственность имеет основание вдействии глубинных, более общих закономерностей развития права. На болеевысоких уровнях право снова проходит этапы начального и следующих за нимсостояний .


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.