КУРСОВОЙ РАБОТЫ
1. Введение……….………………….………...………...………...
2
2. Понятие реорганизации и её отличия от ликвидации…………………………………………………..….
3
3. Виды реорганизации……………....………………………….
3.1. Слияние
3.2. Присоединение
3.3. Разделение
3.4. Выделение
3.5. Преобразование
10
4. Заключение….…….…………………….……………………...
14
5. Список используемой литературы…………………………
18 1. ВВЕДЕНИЕ
Тема реорганизации юридических лиц сложна и обширна.Реорганизация — это прекращение деятельности юридического лица,сопровождающееся общим правопреемством. В результате реорганизации возникаютодно либо несколько новых юридических лиц, являющихся обязанными по отношениям,в которых участвовало прекратившее существование юридическое лицо.
Ликвидация представляет собой прекращение деятельностиюридического лица без правопреемства, т.е. прекращение как самого юридическоголица, так и его прав и обязанностей.
И реорганизация, и ликвидация могутосуществляться как добровольно, так и принудительно.
Реорганизация представляет собой специфический способ прекращениядействующих и образования новых юридических лиц (кроме случаев реорганизации вформах присоединения и выделения), влекущий переход прав и обязанностей отранее действовавших юридических лиц к вновь возникшим.
Поскольку реорганизация всегда связана с имущественнымправопреемством между юридическими лицами, при ее проведении существенноезначение имеет вопрос об объеме прав и обязанностей, переходящих кправопреемнику. В результате реорганизации права и обязанности реорганизованныхюридических лиц могут переходить:
а) в полном объеме только к одному правопреемнику (прислиянии, присоединении и преобразовании);
б) в полном объеме, но к нескольким правопреемникам всоответствующих частях (при разделении);
в) частично как к одному, так и кнескольким правопреемникам (при выделении).2. ПОНЯТИЕ РЕОРГАНИЗАЦИИИ ЕЁОТЛИЧИЯ ОТ ЛИКВИДАЦИИ
Реорганизация представляет собой одну из формпрекращения деятельности юридических лиц и создания новых. В отличие отликвидации реорганизация не означает погашения обязательств юридическоголица, прекращающего деятельность.
Все его права и обязанности переходят к вновь образованным юридическим лицам — его правопреемникам.
Правопреемствопри реорганизации носит универсальный (общий) характер. Предполагается, что, во-первых, правопреемникам передаются не отдельные права и обязанности, а весь их комплекс. И, во-вторых, организация-правопреемник невправе отказаться от принятия каких-либо обязательств реорганизуемогоюридического лица.
В процессе реорганизации необходимо решить все вопросы,связанные с определением субъектов, к которым переходят конкретные права иобязанности. Наиболее актуальна эта проблема, безусловно, для реорганизации вформах разделения и выделения, поскольку при слиянии, присоединении ипреобразовании возникает одно юридическое лицо, которое и являетсяправопреемником всех реорганизованных.
При реорганизации составляется разделительный баланс (вслучаях разделения и выделения) или передаточный акт (в случаях слияния,преобразования и присоединения).
Разделительный баланс должен содержать однозначный ответна вопрос о том, к какому именно юридическому лицу перешло каждое конкретноеобязательство.
И передаточный акт, иразделительный баланс должны включать в себя сведения обо всех без исключенияобязательствах должника, включая те, в отношении которых реорганизующееся
юридическое лицо считает, что унего есть основания их не исполнять.
Решение о реорганизации может быть принятоучредителями (участниками) либо соответствующим органом юридическоголица. Здесь все зависит от его организационно-правовой формы.
В ряде случаев для реорганизации в форме слияния,присоединения и преобразования может потребоваться согласие Государственногокомитета Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур (ГКАП РФ).
Законодательство о конкуренции и монополистическойдеятельности допускает принудительную реорганизацию в форме разделения и выделения. Решение о необходимости реорганизации принимается ГКАП РФ и его территориальными управлениями. Юридические лица, получившие его предписания,обязаны провести реорганизацию в установленный срок. В противном случае суд по иску ГКАП РФ должен назначить внешнего управляющего юридическим лицом и поручить ему провести реорганизацию. Учредительные документы вновь создающихся организаций, а также разделительный баланс утверждаются судом и регистрируются в общем порядке.
Реорганизация юридического лицаможет осуществляться только в соответствии с Гражданским кодексом РФ. Впротивном случае решение о реорганизации или ликвидации юридического лица, атакже акт о регистрации юридического лица, созданного в результатереорганизации другого юридического лица, признаются судом недействительными.
Реорганизация акционерного обществаможет быть осуществлена в форме слияния, присоединения, разделения,
выделения и преобразования.Изменение типа акционерного общества не является реорганизацией, так как неменяется организационно-правовая форма. Следовательно, в этом случае нормы,касающиеся реорганизации, будут неприменимы.
Любая добровольная реорганизацияначинается с принятия соответствующего решения. В акционерном обществе этотвопрос относится к компетенции общего собрания акционеров. Следует принять вовнимание такие важные формальные требования:
а) решение о реорганизациипринимается только по предложению совета директоров, если иное не установленоуставом общества;
б) решение о реорганизациипринимается общим собранием акционеров большинством в три четверти голосовакционеров владельцев голосующих акций, принимающих участие в общем собранииакционеров, причем при решении вопроса о реорганизации акционеры владельцыпривилегированных акций участвуют в общем собрании акционеров с правом голоса.
Ликвидация коммерческих организаций в отличие отреорганизации влечёт их прекращение без перехода прав и обязанностей в порядкеправопреемства к другим лицам (п. 1 ст. 61 ГК).
Ликвидация коммерческих организаций может быть добровольнойили принудительной. Добровольная ликвидация коммерческих организацийосуществляется по решению их учредителей (участников) либо органа коммерческойорганизации, уполномоченного на то учредительными документами. В данном случаеперечень оснований ликвидации коммерческой организации, предусмотренныхГражданским Кодексом, является примерным. В частности к ним относятся:
- истечение срока, на который создана коммерческаяорганизация;
- достижение цели, ради которой создана коммерческаяорганизация;
- признание судом недействительной регистрации коммерческойорганизации.
Принудительная ликвидация коммерческой организации решением суда по основаниям, предусмотренным ГК.
В иных правовых актах, втом числе в иных законах, такие основания предусмотрены быть не могут. К нимотносятся:
- осуществление деятельности, запрещённой законом;
- осуществление деятельности без надлежащего разрешения (лицензии);
- осуществление деятельности с иными неоднократными или грубыминарушениями закона или иных правовых актов (п. 2 ст. 61ГК);
- признание коммерческих организаций (кроме казённых предприятий)несостоятельными (п. 1 ст. 65 ГК);
- уменьшение стоимости чистых активов коммерческой организации ниже уровняминимального размера уставного капитала (п. 4 ст. 90, п. 4 ст. 99, п. 5 ст.114 ГК).
Требованиео ликвидации коммерческой организации по основаниям, указанным в п. 2 ст. 61ГК, может быть предъявлено в арбитражный суд государственным органом илиорганом местного самоуправления, которому право на предъявление такоготребования представлено законом (п. 3 ст. 61 ГК).
Органы,не имеющие по закону соответствующего права, обращаться в арбитражный суд стребованием о ликвидации коммерческой организации не могут.
Суд,принявший решение о ликвидации коммерческой организации, непосредственно незанимается её ликвидацией. В данном случае обязанности по осуществлениюликвидации коммерческой организации решением суда возлагаются на учредителейкоммерческой
организации либо орган, уполномоченный на ликвидациюкоммерческой организации её учредительными документами (п. 3 ст. 61 ГК).
Порядокликвидации коммерческих организаций в зависимости от последовательностидействий ликвидационной комиссии можно разделить на ряд стадий.
Во-первых,ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данныео государственной регистрации коммерческих организаций, публикацию о еёликвидации.
Вобъявлении указывается порядок и срок заявления кредиторами своих требований кликвидируемой коммерческой организации. Этот срок не может быть менее двухмесяцев с момента публикации о ликвидации.
Крометого, ликвидационная комиссия должна выявить кредиторов ликвидируемойкоммерческой организации и персонально уведомить их о ликвидации коммерческойорганизации, а также установить должников ликвидируемой коммерческойорганизации и взыскать с них задолженность, в том числе путём предъявленияисков в суд.
Во-вторых,ликвидационная комиссия, после истечения срока для предъявления требованийкредиторами, составляет промежуточный ликвидационный баланс. Он долженсодержать сведения о составе и стоимости имущества ликвидируемой коммерческойорганизации, перечне предъявленных кредиторам требований и результатах ихрассмотрения.
В-третьих,при недостаточности у ликвидируемой коммерческой организации денежных средствдля удовлетворения требований кредиторов ликвидационная комиссия должнаосуществить продажу с публичных торгов имущества коммерческой организации впорядке, установленном для исполнения судебных решений, и в размере,обеспечивающем удовлетворение всех признанных требований кредиторов. При этомследует иметь в виду, что при недостаточности у ликвидируемого казённогопредприятия имущества для удовлетворения требований кредиторов последние вправеобратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счётсобственника имущества этого предприятия — Российской Федерации (п. 6 ст. 63,п. 5 ст. 115 ГК).
В-четвёртых,ликвидационная комиссия осуществляет выплату денежных сумм кредиторамликвидируемой коммерческой организации в порядке очерёдности, установленной ст.64 ГК.
Всоответствии со ст. 64 ГК требования кредиторов ликвидируемой коммерческойорганизации подлежат удовлетворению в следующей очерёдности:
- в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которымиликвидируемая организация несёт ответственность за причинение вреда жизни илиздоровью. Путём капитализации соответствующих повременных платежей;
- во вторую очередь производятся расчёты по выплате выходных пособий иоплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе поконтракту, и по выплате вознаграждений по авторским договорам;
- в третью очередь удовлетворяются требования кредиторов пообязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемой организации;
- в четвёртую очередь погашается задолженность по обязательным платежам вбюджет и во внебюджетные фонды;
- в пятую очередь производятся расчёты с другими кредиторами.
Требования каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворениятребований предыдущей очереди. При недостаточности имущества ликвидируемойкоммерческой организации оно распределяется между кредиторами соответствующейочереди пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению, если иноене установлено законом.
Требованиякредиторов. Не удовлетворённые из-за недостаточности имущества ликвидируемойкоммерческой организации, считаются погашенными. Погашенными считаются такжетребования кредиторов, не признанные ликвидационной комиссией, если кредитор необращался с иском в суд. А также требования, в удовлетворении которых решениемсуда кредитору отказано.
Ликвидациякоммерческой организации считается завершённой, а коммерческая организация –прекратившей существование после внесения об этом записи в единыйгосударственный реестр юридических лиц.3.ВИДЫ РЕОРГАНИЗАЦИИ
В Гражданском кодексе выделено пять форм реорганизации слияние, присоединение, разделение, выделение и преобразование.
При слиянии каждое из объединяющихся юридических лиц прекращает деятельность, его права и обязанностипереходят к вновь образованному юридическому лицу.
В некоторых случаях при реорганизации следуетпредварительно получить согласие государственных органов. Необходимость такогосогласия (точнее, необходимость представления особых документов) может бытьустановлена законом. В настоящее время закон «О конкуренции и ограничениимонополистической деятельности на товарных рынках» от 22 марта 1991 г. N948-1 предусматривает либо получение согласия Государственногоантимонополистического комитета, либо его обязательное уведомление.
Согласие указанного органа необходимо в следующихслучаях:
а) при слиянии или присоединении любых объединений(ассоциаций и союзов) коммерческих организаций;
б) при слиянии или присоединении коммерческихорганизаций, общая сумма активов которых составляет более 100 тыс. минимальныхразмеров оплаты труда;
в) при разделении или выделении унитарных предприятий,стоимость активов которых превышает 50 тыс. МРОТ, если в результате появитсяхозяйствующий субъект, доля которого на рынке превысит 35%.
Уведомление антимонопольных органов о состоявшейсяреорганизации должно быть осуществлено, если в результате
слияния или присоединения стоимость активов организации превысит 50 тыс.МРОТ.
Судебнаяпрактика уточняет, что при отсутствии согласия Антимонопольного комитета РФ(его территориального управления) на создание союза, ассоциации или другогообъединения предприятий (акционерного общества) акт государственной регистрацииэтого объединения должен быть признан недействительным.
Присоединение предполагает, что одно юридическое лицо прекращает деятельность и его права и обязанностипереходят к другому, уже существующему юридическому лицу. Его статус не изменяется, для него решение о реорганизации фактическиозначает согласие принять обязательства присоединяемой организации ивнесение соответствующих изменений в устав.
Разделение и выделение, в принципе, схожи. Различие состоит в том, что при разделении одна организация прекращает деятельность и на ее базе создается несколько новых юридических лиц, а при выделении на базе структурных единиц основной организации образуются новые юридические лица,но сама она продолжает существовать.
Суть преобразования в том, что юридическое лицо одной организационно-правовой формы прекращает деятельность, а вместо него образуется новое юридическое лицо другой организационно-правовой формы. Никаких количественных изменений участников гражданского оборотане происходит. Все права и обязанности организации, прекратившей деятельность, переходят к одному правопреемнику. По сути, преобразованиеявляется наиболее распространенной формой реорганизации. К примеру, приватизация государственных предприятий
представляет собой не что иное как преобразование в акционерное общество.
Гражданский кодекс и другие законы, в частностиФедеральный закон «О некоммерческих организациях»,устанавливают определенные ограничения на преобразование.
Так, коммерческие организации не могут преобразоваться в некоммерческие, общества с ограниченной ответственностью и акционерные общества — в товарищества или государственные предприятия.
Реорганизация коммерческихорганизаций может существенным образом затрагивать интересы их кредиторов.Учитывая это, законодатель предусмотрел гарантии прав кредиторов коммерческойорганизации при её реорганизации (ст. 60 ГК). Прежде всего это обязанностьучредителей (участников) коммерческой организации или органа, принявшегорешение о реорганизации коммерческой организации, письменно уведомить об этомкредиторов реорганизуемой коммерческой организации.
По общему правилу,коммерческая организация считается реорганизованной с момента государственнойрегистрации вновь возникших коммерческих организаций. И лишь при реорганизациикоммерческих организаций в форме присоединения реорганизация считаетсязавершённой с момента внесения в единый государственный реестр юридических лицзаписи о прекращении деятельности присоединённой коммерческой организации (п. 4ст. 57 ГК).
Государственнаярегистрация возникших при реорганизации коммерческих организаций, а такжевнесение записей в единый государственный реестр юридических лиц (приприсоединении) происходит в общем порядке. В соответствии со ст. 59 ГКоснованиями для отказа в государственной регистрации вновь
возникших коммерческих организаций являютсянепредставление вместе с учредительными документами передаточного акта или разделительного баланса либо отсутствие в них положений о правопреемствепо обязательствам реорганизованной коммерческой организации. Отказ вгосударственной регистрации, а также уклонение от такой регистрации могут бытьобжалованы в суде.4.ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Реорганизация представляет собой прекращениеюридического лица с переходом прав и обязанностей. При ней деятельностьподвергшегося реорганизации юридического лица продолжают другие лица.
Статьи 57 и 58 ГК различают пять видов реорганизации:слияние (два и более юридических лиц превращаются в одно), присоединение (одноили несколько юридических лиц присоединяются к другому), разделение (юридическоелицо делится на два или более юридических лиц), выделение (из составаюридического лица выделяются одно или несколько юридических лиц, при этомюридическое лицо, из которого произошло выделение, продолжает существовать) ипреобразование (юридическое лицо одного вида трансформируется в юридическоелицо другого вида).
Приведенные пять видов реорганизации разбиваются на двегруппы. К первой относятся разделение и выделение. Реорганизация в том и вдругом случае происходит либо по воле учредителей (участников) юридическоголица, либо его органа, уполномоченного на это учредительными документами, либо,независимо от воли юридического лица, — по решению уполномоченногогосударственного органа. В этом решении определяется срок реорганизации. И еслиучредители (участники), уполномоченный ими для этой цели орган или орган самогоюридического лица не осуществят реорганизацию в указанный срок, суд по искууполномоченного государственного органа назначает внешнего управляющегоюридическим лицом, которому поручает проведение реорганизации. Внешнийуправляющий наделяется правами органа реорганизуемого юридическоголица.
В соответствии с поставленной перед ним задачей внешний управляющийсоставляет разделительный баланс, а также учредительные документы вновьобразуемого юридического лица (вновь образованных юридических лиц). Баланс иучредительные документы утверждаются судом, и это утверждение служитнеобходимым основанием для осуществления регистрации учреждаемого юридическоголица.
Вторую группу составляют слияние, присоединение ипреобразование. Все эти три вида реорганизации происходят в случаях,установленных законом, по воле (решению) самого юридического лица спредварительного согласия уполномоченного государственного органа.
При разделении и выделении составляется разделительныйбаланс, а при преобразовании — передаточный акт.
К разделительному балансу и передаточному акту п. 1 ст.59 ГК предъявляет в принципе одинаковые требования. И тот и другой должныопределять, к кому какие именно права и обязанности переходят. В передаточныйакт и разделительный баланс необходимо включить весь комплекс обязательствреорганизованного юридического лица, в том числе и те, по которым не наступилсрок исполнения, а также обязательства, которые реорганизуемая организацияоспаривает. Указанные документы подлежат утверждению лицами, которые принялирешение о реорганизации (слиянии, присоединении, разделении, выделении илипреобразовании).
Применительно к слиянию, присоединению и преобразованиюГК (п. 3 ст. 57) допускает установление в законе случаев, при которыхреорганизация признается возможной только с согласия уполномоченныхгосударственных органов.
ГК имеет в виду в данном случае главным образом Закон «Оконкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».Как предусмотрено этим Законом, одна из функций Государственного комитета поантимонопольной политике и поддержке новых экономических структур состоит восуществлении предварительного контроля за:
- слиянием и присоединением союзов, ассоциаций,концернов, межотраслевых, региональных и других объединений предприятий, атакже преобразованием в указанные объединения органов управления илихозяйствующих субъектов;
- слиянием, присоединением государственных имуниципальных предприятий, если это приводит к появлению хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение;
- созданием, слиянием и присоединением акционерных обществ и товариществ с ограниченнойответственностью (исключение составляют случаи, когда уставный капиталюридического лица не превышает предельную величину, устанавливаемуюГосударственным комитетом;
- слиянием и присоединением других товариществ иобществ, в которых участвуют юридические лица, если это приводит к появлениюхозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение.
Если указанный Государственный комитет, в которыйобратилось реорганизуемое юридическое лицо, в установленный срок (45 дней смомента направления) не дал согласия на слияние или присоединение либополученный ответ, содержащий отказ выдать согласие, является, по мнению юридического лица,
необоснованным, последнее может обратиться со своим требованием признатьотказ необоснованным и выдать согласие.
Тот же Закон предусматривает случаи принудительного разделения«хозяйствующих субъектов», которые, занимая доминирующее положение,осуществляют монополистическую деятельность и (или) их действия приводят ксущественному ограничению конкуренции. Принудительное разделение допускаетсяпри условии, если имеется возможность организационного и (или) территориальногообособления предприятий, структурных подразделений либо структурных единиц,либо отсутствует тесная технологическая взаимосвязь между предприятиями,структурными подразделениями или структурными единицами, либо есть возможностьразграничить сферы деятельности предприятий, структурных подразделений илиструктурных единиц в рамках узкой предметной специализации на определенныйтовар. Принудительное разделение должно быть совершено в установленный в решениисрок, но не позднее 6 месяцев с момента его вынесения. Юридическое лицо,которому адресовано предписание о принудительном разделении, вправе обжаловатьего в суд.
Специально предусмотрена (ст. 21 Закона) необходимостьдля Государственного комитета поддерживать не противоречащее закону требованиетрудового коллектива о выделении структурного подразделения или структурнойединицы «хозяйствующего субъекта», если такому выделению препятствуютсам хозяйствующий субъект или соответствующий орган управления.
5. СПИСОК
ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. – М., Юридическаялитература, 1993 г.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации. – М.: «ТДЭЛИТ-2000», 2002 г.
3. Федеральный закон от 08.02.1998г. №6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» //«Российская газета» от 20.01.1998 г., № 10, от 21.01.1998 г., № 11.
4. Приказ Минфина РФ и ФСДН РФ от 19, 22 июня 1998 г. № 28н, 83«Об утверждении Порядка осуществления Федеральной службой России по делам онесостоятельности и финансовому оздоровлению прав кредитора по выделяемымссудам и иным средствам при решении вопросов онесостоятельности (банкротстве) организаций».
5. Гражданское право, Часть I: Учебник./ Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого – М.: Проспект, 1998 г.
6. Гражданское право: Учебник./Под ред. З.И. Цыбуленко – М.: Юристь,1998 г.