Содержание
Введение………………………………………………………………………3
Глава1. Система налоговой службы Российской Федерации……………..5
1.1. Функции, задачи и права налоговойслужбы России….........5
1.2. Структура органов налоговойслужбы……………………….9
1.3. Правовые и конституционные основыобеспечения деятельности налоговых органов ………………………..…………………18
Глава2. Органы внутренних дел России…………………………………....23
2.1. Взаимодействие органов внутренних дел с налоговойслужбой Российской Федерации…………………………………………….24
Заключение……………………………………………………………………31
Списоклитературы……………………………………………………………33
Введение
Государственная власть вовсе времена нуждалась в средствах для своего содержания, но методы привлеченияэтих средств менялись в зависимости от обстоятельств и уровня развития общества.
Современныйпериод функционирования промышленных предприятий в Российской Федерации —период изменения внешней среды хозяйствования, заключающийся в ужесточенииконкурентной борьбы в секторе обрабатывающей промышленности (прежде всего спривлечением иностранных инвестиций); увеличении давления со стороныестественных монополистов; социальной сферы (как находящейся на балансепромышленных предприятий, так и в муниципальной собственности). ФункционированиеГосударственных органов характеризуется наличием высоких издержек ведениябизнеса, основная доля которых приходится на налоговое администрирование,имеющее сложную структуру и методологию взимания налоговых и иных приравненныхк налогам платежей.
Действующая ныненалоговая система России практически введена с 1992 г. и основывается на болеечем 20 законах, охватывающих, по сути, все сферы экономической жизнигосударства. По своей структуре и принципам построения новая налоговая системав основном отражает общераспространенные в мировой практике налоговые системы.Перечень применяемых видов налогов практически соответствует общепринятому всовременной рыночной экономике и в значительной части набору налогов и сборов,применявшихся в нашей практике ранее.
Оценивая прошедшие годы,следует помнить, что налоговая система России возникла и с первых же днейсвоего существования развивается в условиях экономического кризиса. Втяжелейшей ситуации она сдерживает нарастание бюджетного дефицита,обеспечивает функционирование всего хозяйственного аппарата страны, позволяет,хотя и не без перебоев, финансировать неотложные государственные потребности, восновном отвечает текущим задачам перехода к рыночной экономике. К созданию налоговойсистемы РФ был широко привлечен опыт развития зарубежных стран.
Среди множестваэкономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночнуюэкономику, важное место занимают налоги. В условиях рыночных отношений, иособенно в переходный к рынку период, налоговая система является одним изважнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизмагосударственного регулирования экономики. Государство широко использует налоговуюполитику в качестве определенного регулятора воздействия на негативныеявления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощныминструментом управления экономикой в условиях рынка. От того, насколькоправильно построена система налогообложения, зависит эффективноефункционирование всего народного хозяйства.
Глава 1. Система налоговой службыРоссийской Федерации.
1.1. Функции,задачи и права налоговой службы России.
Государственная налоговая служба — единая системаконтроля за соблюдением налогового законодательства, за правильностьюисчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогови других обязательных платежей, установленных законодательством РФ и республик,входящих в ее состав.
Налоговыми органами в РоссийскойФедерации являются Министерство РФ по налогам и сборам и его подразделения вРоссийской Федерации.[1]
В связи с тем, что кчислу основных функций таможенных органов относится взимание налогов,таможенных пошлин и таможенных сборов, которые относятся к числу федеральныхналогов и сборов, а также в связи с тем, что они обязаны вести борьбу снарушениями налогового законодательства, относящегося к товарам, перемещаемымчерез таможенную границу РФ[2] Налоговым кодеком Российской Федерации установлено, что таможенные органы, вслучаях предусмотренных Налоговым кодексом, а также в соответствии с таможеннымзаконодательством и иными федеральными законами обладают полномочияминалоговых органов.[3] Например, согласно п.3 ст.34 Налогового кодекса таможенные органы вправепривлекать к ответственности лиц за нарушение законодательства о налогах исборах в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ.
Таким образом, вНалоговом кодексе впервые нашла закрепление норма об обладании таможеннымиорганами в определенных случаях, полномочиями налоговых органов.
Налоговаяслужба Российской Федерации основана на следующих принципах:
1. Принцип единства.
Этот принциппостроения системы проистекает из принципа единства налоговой политики: дляобеспечения единообразного применения налогового законодательства в РоссийскойФедерации требуется наличие единого контрольного органа. Налоговая служба Россииосуществляет свои полномочия в отношении как государственных, так и местныхналогов.
В соответствии с п.п.«Н»п.1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении РоссийскойФедерации и субъектов Российской Федерации находится установление общихпринципов организации системы органов государственной власти, а к ведениюРоссийской Федерации, в частности, относится установление федеральных экономическихслужб. [4]
По предметамсовместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии сними законы и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации.
2. Принципнезависимости.
Независимостьпонимается, прежде всего, как независимость от местных органов власти. Онаявляется конкретным проявлением принципа разделения властей: праву местныхорганов власти вводить местные налоги, устанавливать ставки платежей,определять льготы, противостоит обязанность налоговых инспекций действовать встрогом соответствии с законом. Налоговые инспекции выполняют только те решенияи постановления по налоговым вопросам местных органов власти, которые принятыв соответствии с законом и в пределах предоставленных им прав. Местные органывласти и администрация не имеют права изменять или отменять решения налоговыхорганов, а также давать им оперативные руководящие указания.
3. Принципцентрализации.
Государственнаяналоговая служба России является централизованной системой налоговых органов.Исключением является правовое положение Госналогинспекции по г. Москве. Всоответствии с Указом Президента РСФСР от 28 августа 1991 года «О полномочияхорганов исполнительной власти города Москвы» эта инспекция находится в двойномподчинении: Госналогслужбы РФ и Правительства Москвы.
СистемаМинистерства Российской Федерации по налогам и сборам условно делится на триуровня:
· Общефедеральный- центральный федеральный орган исполнительной государственной власти (МинистерствоРоссийской Федерации по налогам и сборам). Оно возглавляется МинистромРоссийской Федерации, назначаемым Президентом Российской Федерации по представлениюПредседателя Правительства РФ. Заместители руководителя назначаются по егопредставлению Правительством Российской Федерации. Министр Российской Федерациипо налогам и сборам формирует совещательный орган — коллегию.
· Региональный - налоговые инспекции по республикам в составе Российской Федерации краям,областям, автономным образованиям, городам (т.е. инспекции по субъектамФедерации). Руководители этих инспекций назначаются руководителемГосналогслужбы России. В инспекциях этого уровня также образуются коллегии.
· Местный- налоговые инспекции по районам, городам без районного деления и районам вгородах. Руководители этих инспекций назначаются Руководителями вышестоящихналоговых органов.
Различнымзвеньям Госналогслужбы свойственны различные функции. Между тем всем звеньям- общефедеральному, региональному и местному присущи и некоторые общиефункции, поскольку все они осуществляют непосредственный контроль засоблюдением плательщиками налогового законодательства.
Анализзаконодательства позволяет выделить следующие общие функции всех звеньевГосналогслужбы (общие функции налоговых органов):
1) соблюдатьзаконодательство о налогах и сборах;
2) обеспечиватьучет налогоплательщиков;
3) осуществлятьконтроль за соблюдением налогоплательщиками и другими участниками налоговыхотношений налогового законодательства;
4) проводитьразъяснительную работу по применению законодательства о налогах и сборах;
5)осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных суммналогов;
6) соблюдатьналоговую тайну.
Центральныйаппарат в дополнение к тем функциям, которые выполняет местное звено налоговойслужбы, обладает следующими полномочиями:
– организует,координирует и контролирует работу налоговых инспекций;
–осуществляет аналитическую и статистическую деятельность;
–разрабатывает и издает инструктивные и методические указания и другие документыпо применению налогового законодательству
–осуществляет контроль за актами, связанными с налогообложением, издаваемымиминистерствами, ведомствами и другими организациями;
– участвует ввыработке налоговой политики, подготовке проектов законодательных актов имеждународных договоров о налогообложении;
– решаетвопросы международного сотрудничества.
Региональноезвено Госналогслуж6ы выполняет функции, присущие нижнему звену, а также рядфункций, присущих высшему звену, — по организации, координации и контролюдеятельности нижестоящих налоговых инспекций, обобщению практики.
Налоговыйкодекс РФ устанавливает способ осуществления функций налоговых органов, с однойстороны, путем реализации полномочий, под которыми понимаются права произвестикакие-либо действия (ст.31 Налогового кодекса) и с другой — методом исполненияобязанностей (ст.32, 33, 34 Кодекса, а также соответствующие статьифедеральных законов, определяющих порядок организации и деятельностиналоговых органов).
1.2. Структура органовгосударственной налоговой службы
Единаясистема государственной налоговой службы состоит из Главной государственнойналоговой службы при Министерстве Финансов РФ, государственных налоговыхинспекций при министерствах финансов республик, входящих в состав РФ,государственных налоговых инспекций по краям, областям, автономной области,автономным округам, районам, городам и районам в городах, которые являютсяюридическими лицами. Государственные налоговые инспекции подчиняются Министерствуфинансов РФ, соответствующим министерствам финансов республик, входящих всостав РФ, и вышестоящим государственным налоговым инспекциям.
Таким образом, вуказанном пункте повторяются положения, закрепленные ранее в ст.2 Закона РСФСРот 21.03.91 N 943-1 «О Государственной налоговой службе РСФСР» и п.1 Положенияо Государственной налоговой службе РФ, утвержденное Указом Президента РФ от31.12.91 N 340 «О Государственной налоговой службе РФ».[5]
Система налоговых органовпостроена в соответствии с административным и национально-территориальнымделением, принятым в Российской Федерации, и состоит из трех звеньев.
Основным элементом вэтой, системе являются государственные налоговые инспекции по районам, городам без районного деления и районам в городах. Второе звено включает в себя районные (городские) государственные налоговые инспекции.
Возглавляет систему налоговых органов центральный аппарат Государственной налоговой службы — Министерство Российской Федерации по налогам и сборам.
Районные (городские)государственные налоговые инспекции выполняют основную нагрузку понепосредственному контролю за исполнением налогового законодательства всеми физическими и юридическими лицами на обслуживаемой территории.В соответствии со ст. 18 Положения о Государственной налоговой службеРоссийской Федерации они обеспечивают своевременный и полный учет плательщиков налогов и других обязательных платежей, правильность начисления платежей гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам безгражданства, а также поступление этих платежей в бюджет; контролируютсвоевременность представления плательщиками бухгалтерских отчетов и балансов, налоговых расчетов, отчетов, деклараций и других документов,связанных с исчислением и уплатой платежей в бюджет, а также проверяют достоверность этих документов в части правильности определения прибыли, дохода, иных объектов обложения и исчисления налогов и обязательных платежей; производят осмотр, фиксацию, содержание и изъятие у организаций документов, свидетельствующих о сокрытии (занижении) прибыли (дохода) или иных объектов от налогообложения; получают от предприятий, учреждений,организаций, финансовых органов и банков документы, на основании которых ведут оперативно-бухгалтерский учет по каждому плательщику и виду платежасумм доходов и других платежей, подлежащих уплате и фактически поступивших в бюджет, а также сумм финансовых санкций и административных штрафов;приостанавливают операции предприятий, учреждений, организаций и граждан порасчетным и другим счетам в банках и иных финансово-кредитных учреждениях вслучаях непредставления (или отказа представить) налоговым инспекциям и ихдолжностным лицам бухгалтерских отчетов, балансов, расчетов, деклараций и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и иных обязательных платежей в бюджет.
К компетенции районных (городских) налоговых инспекций относятся применение финансовых санкций,предусмотренных законодательством Российской Федерации и ее субъектов занарушение обязательств перед бюджетом; административных штрафов за эти нарушения, допущенные должностными лицами организаций и гражданами; возвратизлишне взысканных и уплаченных налогов, и других обязательных платежей в бюджет через банки и иные кредитно-финансовые учреждения; учет,оценка и реализация конфискованного, бесхозяйного имущества и имущества,принадлежащего по праву наследования государству, а также кладов. Они вправе предъявлять в суд и арбитражный суд иски о ликвидацииорганизаций любой организационно-правовой формы по основаниям, установленным законодательством Российской Федерации, о признании регистрациипредприятия недействительной в случаях нарушения установленного порядкасоздания организации или несоответствия учредительных документов требованиям законодательства и взыскании доходов, полученных в этих случаях; о признании сделок недействительными и взыскании в доход государства всегополученного по таким сделкам; о взыскании неосновательно приобретенного не по сделке, а в результате других незаконных действий.
Сотрудники районной(городской) налоговой инспекции составляют, анализируют и представляютвышестоящим государственным налоговым органам установленнуюотчетность, а районным и городским финансовым органам - ежемесячные сведения о фактически поступивших суммах налогов и других платежах вбюджет. Часть этих функций реализуется в повседневной деятельностиинспекторским составом, часть — руководителем или его заместителем.
Структура и штатнаячисленность районной (городской) налоговой инспекции утверждается ееначальником на основании социально-демографических, экономических игеографических характеристик района, объема выполняемой работы и других факторов, учитываемых при определении количества сотрудников и создании внутриструктурных подразделений, в пределах установленного им фонда оплаты труда. В крупных городских и районных (в городах) налоговых инспекциях могут быть созданы отделы и группы по видам взимания налогов. Их работастроится по отраслевому принципу. Принцип зональной организации работы может быть составным элементом отраслевого принципа. Согласно штатной численности и структуре районной (городской) налоговой инспекции в ее состав входят начальник, заместители начальника, начальники отделов, где ониесть, главные государственные налоговые инспекторы, старшие государственные налоговые инспекторы, государственные налоговые инспекторы,специалисты, работники бухгалтерии и вспомогательного аппарата.
Руководитель инспекции, его заместители и начальники отделов назначаются и освобождаются от должности начальником вышестоящей налоговой инспекции. Прием и увольнение на работу других сотрудников районной (городской) налоговойинспекции производится по согласованию с руководителем инспекции. Он несетперсональную ответственность за подбор и расстановку кадров, повышение их квалификации. Вновь принятые работники представляются к классному чину инспектора налоговой службы III ранга при наличии высшего или среднего специального образования и стажа работы в налоговых органахне менее одного года.
Районная (городская)налоговая инспекция является юридическим лицом, имеет свой текущий счет ипечать.
В Положении о налоговой службе нормативно не определяется организационное устройствоналоговых инспекций субъектов Российской Федерации. Также как и для районной (городской) инспекции, структура и штатное расписание этихзвеньев системы утверждаются руководством соответствующей налоговойинспекции в пределах установленного им фонда оплаты труда. Необходимо подчеркнуть, что структурная схема краевой, областной и равной им налоговой инспекции строится с учетом региональных особенностей: размеров территории и его экономического потенциала, количества налогоплательщиков и их социально-демографических характеристик, других обстоятельств. Все различия в организационном построении связаны, в конечном счете, ссозданием такой рабочей модели, которая в конкретных условиях будетнаиболее эффективно решать стоящие перед налоговой службой задачи.
Однако если районная(городская) налоговая инспекция непосредственно контролирует полноту и своевременность внесения налоговых платежей, правильность исчисления налогов, то краевые, областные и равные им структуры решают эти задачи вбольшей степени путем реализации организационно-методических функций.
На них возлагаются:организация работы, нижестоящих налоговых инспекций по осуществлению контроля за соблюдением законодательства о налогах и других платежах в бюджет; обобщение и анализ отчетов инспекций о проделанной работе, подготовка на их основе методических рекомендаций по совершенствованию практики налогового контроля; организация взаимодействия налоговых инспекций с другими правоохранительными органами поусилению контроля за соблюдением законодательства о налогах и другихплатежах; комплексные и тематические проверки нижестоящих налоговых инспекций; обобщение и внедрение в налоговую практику передовогоопыта; проведение мероприятий по профессиональной подготовке и переподготовкекадров; осуществление мер по созданию информационных систем, автоматизированныхрабочих мест и других средств автоматизации и компьютеризации работ вналоговых инспекциях;. координация работы по взаимодействию с районными (городскими) органами власти и управления по вопросам обеспечения налоговых инспекций служебными помещениями, транспортом,вычислительной техникой, другими материально-техническими средствами, а их работников — жильем, дошкольными и школьными учреждениями впорядке, установленном Правительством Российской Федерации и правительствамиреспублик в составе Российской Федерации.
Когда краевые, областные и равные им налоговые инспекции непосредственно осуществляютконтроль за плательщиками налогов и других платежей в бюджет, онипользуются теми же правомочиями, что и налоговые инспекции по районам в городах и в городах без районного деления. Основным структурным элементом налоговой инспекции республик в составе России, края, области, автономных образований, являются отделы.
Отделы создаются в зависимости от направления деятельности и видов налогов, по которым они осуществляют контроль, имеются отделы по налогообложению доходов (прибыли) юридическихлиц; отдел налогообложения агропромышленного комплекса, природных ресурсов и земельного налога; отдел налогообложения физических лиц; отдел косвенных налогов; отдел местных и прочих налогов и сборов.
Кроме этого, как и влюбой другой управляющей структуре, в составе краевой, областной и равной им инспекций функционируют отделы кадров, контроля, финансовогообеспечения, юридический, хозяйственный и другие.
Общность задач, стоящих перед структурными подразделениями по контролю за уплатой конкретных видов налогов и сборов, находит свое отражение в положениях осоответствующих отделах утверждаемых руководителями налоговых инспекций. Вэтих нормативных документах содержатся общие требования, определяющие местоотдела в структуре налоговых инспекций, его полномочия, принципы организации работы, другие вопросы, входящие в компетенцию этогоструктурного подразделения. В положении, как правило, закрепляются и путирешения поставленных задач, указывается, что сотрудники отдела проводят иорганизуют контроль государственных налоговых инспекций по районам игородам без районного деления за уплатой конкретного налога или группы налогов,готовят обзорные письма и указания по применению законов и подзаконныхактов; проводят документальные и камеральные проверки бухгалтерских отчетови балансов юридических и физических лиц по выплате того или иного налога; рассматривают письма, заявления и жалобы на действиясотрудников налоговых служб района (города) о нарушениях законодательства при изыскании конкретного налога. В отдельных случаях в положенииуказывается перечень видов налогов, которые контролируются тем или иным отделом. Так, в положении об отделе налогообложения физических лиц, какправило, называются: подоходный налог с доходов физических лиц (включаяналогообложение доходов от предпринимательской деятельности); налог наимущество физических лиц; земельный налог; государственная пошлина; налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения; налоги и платежи,устанавливаемые местными органами власти в части, касающейся физическихлиц.
На основании положенийоб отделах разрабатываются и утверждаются начальником налоговой инспекциифункциональные обязанности и должностные обязанности сотрудников.
В соответствии с Положением о Государственной налоговой службе Российской Федерации вгосударственных налоговых инспекциях по республикам в составе России,краям, областям, автономным образованиям, городам Москве и Санкт-Петербургусоздаются коллегии в составе руководителя управления налоговой инспекции иего заместителей, а также других руководящих работников инспекции. Персональный состав и штатная численность коллегии утверждаютсяруководителем Министерства Российской Федерации по налогам с сборам по представлению начальника государственной налоговой инспекции. На заседанияхколлегии рассматриваются и принимаются решения по наиболее важным вопросам деятельности налоговых служб, заслушиваются отчеты начальников районных игородских налоговых органов, обсуждаются вопросы подбора и подготовкикадров, назначения на должности, проекты предложений по ставкам местных.налогов и сборов, другим вопросам налогообложения и деятельности налоговыхорганов.
Высшую ступеньку в иерархии налоговых органов занимает центральный аппарат МинистерстваРоссийской Федерации по налогам и сборам, которая является правоприемникомГосударственной налоговой службы Российской Федерации. Его структурная схемавключает двадцать восемь департаментов по основным направлениям деятельности.
В рамках решения поставленных задач отраслевые департаменты изучают и анализируют практикуприменения действующего налогового законодательства на местах, с учетомотечественного и зарубежного опыта ведут разработку актуальных аспектовналоговой политики, участвуют в подготовке законодательных актов поконкретным видам налогообложения, разрабатывают инструкции, методические рекомендации, указания о порядке исчисления и взимания того или иного виданалога. Они вправе осуществлять либо принимать участие в комплексных и тематических проверках территориальных налоговых инспекций. В их компетенцию входитрассмотрение писем, жалоб и заявлений налогоплательщиков на действия должностных лиц, налоговых инспекций, контроль за изданием нормативных актов министерствами, ведомствами, если они имеют отношение к платежамналогов и сборам в бюджет и др.
Непосредственные задачи других подразделений центрального аппарата реализуются в основном в рамках обеспечительных и вспомогательных функций. К примеру,юридическое управление, которое состоит из отдела правового обеспеченияналогообложения и отдела нормативных актов и контроля за организацией правовой работы в налоговых органах, должно обеспечивать соответствие действующему законодательству всех нормативных актов, издаваемых налоговойслужбой РФ, защищать права и законные интересы налоговой службы в судах,а также органах государственной власти и управления, участвовать в разработкеи совершенствовании законов о налогах и налоговых органах, осуществлять методическое руководство правовой работой в инспекциях, систематизироватьправовые акты, обеспечивать правовой информацией руководящие иструктурные подразделения Госналогслужбы, анализировать практику правовойработы на местах и т. д.
Для обеспечения уплатыналогов налоговые органы наделены полномочиями контролирующего характера имерами воздействия на нарушителей налогового законодательства и выполняют триосновные функции:
1. контроль заисполнением обязанности по уплате налогов;
2. осуществлениевалютного контроля;
3. административно-юридикционнаядеятельность, т.е. налоговые органы выявляют и самостоятельно рассматриваютдела об административных правонарушениях.
1.3. Правовые и конституционные основыобеспечения деятельности налоговых органов.
В соответствии с Положением о Государственной налоговой службе Российской Федерации[6]ее центральный аппарат и органы на местах в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, Законом РФ от 21 марта 1991 г. «ОГосударственной налоговой службе РФ», Налоговым кодексом РФ, законами,указами, постановлениями высших органов представительной власти Российской Федерации, нормами регионального законодательства.
В указанном перечне неслучайностоит Конституция РФ, т.к. содержащиеся в ней нормы, регулирующие налоговые отношения, имеют высшую юридическую силу, прямое действие и применяются на всей территории Российской Федерации. В ст.57, 71, 72, 75, 106, 132 Конституции РФ определяются субъекты налогообложения и ихгарантии, исключительная компетенция Российской Федерации и компетенция субъектов федерации в сфере налогового регулирования, называются органы налогового правотворчества и процедура принятия законов о налогообложении.
Конституционные нормыдетализируются в законах и подзаконных актах, которые касаются как организацииработы налоговых органов, так и конкретных сфер налогообложения. При характеристике правовой основы деятельности налоговой службы такое деление имеет теоретическую и практическую значимость. Принятый в 1991-1992 г.г.пакет нормативных актов можно представить двумя блоками. Первый включает всебя законы и подзаконные акты, определяющие порядок формирования изадачи налоговых органов, их систему и структуру, компетенцию, права и обязанностиналогоплательщиков, принципы налогообложения и т. д. Второй состоит из законов по конкретным видам налогов, с указанием субъектов и объектовналогообложения, ставок налогов и налоговых льгот, правил исчисления и порядка уплаты налогов, штрафов и иных санкций за нарушениязаконодательства. В данной работе рассмотрен первый блок этих нормативных актови другие нормативные акты принятые в последующие года, изданные в следствииразвития налоговых правоотношений и необходимости их правового регулирования.
Закон РСФСР от 21 марта 1991 г. «О Государственной налоговой службе РСФСР» соотносится к первомублоку нормативно-правовых актов. Фактически это и первый российский закон,определивший задачи и структуру государственной налоговой службы в условияхначинавшихся тогда рыночных реформ, права и обязанности налоговых органов приосуществлении контроля за соблюдением налогового законодательства юридическимии физическими лицами. Здесь же предусматривалась ответственностьгосударственных налоговых инспекций и их должностных лиц за совершенные послужбе правонарушения, социальные гарантии сотрудников налоговых инспекций иих семей в случае гибели или получения увечий сотрудниками при исполнении служебных обязанностей.
Закон РФ «Об основахналоговой системы в Российской Федерации» от 27.12.1991 г. впервые назаконодательном уровне определил понятие налога и налоговой системы. Целый ряд положений, носящих принципиальный характер, нашли закрепление вотдельных нормах закона. Так были определены права и обязанностиналогоплательщиков и налоговых органов, виды налогов, которые будут взиматьсяна территории федерации, в субъектах федерации и на местах на уровне районов игородов без районного деления.
Закон РФ «Об основахналоговой системы в РФ» устанавливал право налоговых органов налагать и взыскивать с налогоплательщиков финансовые санкции за нарушение налоговогозаконодательства.
Как инструмент реализацииосновных задач в области налоговой политики особую значимость приобрелНалоговый кодекс Российской Федерации — систематизированный законодательныйакт, призванный обеспечить комплексный подход к решению насущных проблемналогового права. В Налоговом кодексе РФ действующие нормы и положения, регулирующие процесс налогообложения, перерабатываются в соответствии свыбранными приоритетами и направлениями развития налоговой системы, приводятся в упорядоченную, единую, логически цельную и согласованнуюсистему.
Изменения налоговой системы, предусмотренные Налоговым кодексом, направлены на решениеследующих важнейших задач: построение стабильной, понятной и единой вграницах Российской Федерации налоговой системы, установление правовых механизмов взаимодействия всех ее элементов в рамках единогоналогового правового пространства; развитие налогового федерализма при обеспечении доходов федерального, региональных и местных бюджетовзакрепленными за ними и гарантированными налоговыми источниками; создание рациональной налоговой системы, обеспечивающей сбалансированностьобщегосударственных и частных интересов, содействующей развитиюпредпринимательства, активизации инвестиционной деятельности и наращиваниюнационального богатства России и благосостояния ее граждан; уменьшение числаналогов и снижение общего налогового бремени; формирование единой налоговойправовой базы; совершенствование системы ответственности за налоговыеправонарушения; совершенствование налогового администрирования.
Первая часть Налоговогокодекса РФ содержит базовые понятия, устанавливает общие правила и процедуры,которыми должны руководствоваться все участники налоговых отношений, их праваи обязанности, которые обеспечивают соблюдение этих прав и выполнениеобязанностей.
В общей части Налогового кодекса в целях создания справедливой и эффективной налоговой системы много внимания отведено вопросам создания единого налогового правового порядка, обеспечения законности для всех участников налоговых отношений. Налоговый кодекс призван обеспечить созданиесамостоятельной отрасли законодательства — налогового права, имеющей свойсобственный предмет, принципы, методы и способы регулирования отношений, связанных с уплатой налогов и сборов, устранить правовой хаос и пробелы в действующем налоговом законодательстве.
Вторая часть Налогового кодексаустанавливает налоговые ставки по налогам, конкретные правила по исчислениюналогов и льготы. Таким образом, законодательство Российской Федерации оналогах и сборах состоит из Налогового Кодекса РФ и принятых в соответствии сним Федеральных законов о налогах и сборах.
В Налоговом кодексеусилена роль федерального регулирования общих принципов налогообложения исборов с целью конкретизации и развития конституционных основ организаций ифункционирования федеральной налоговой системы, разграничения компетенции РФи ее субъектов, установления принципов и порядка совместного ведения в сференалогообложения.
Основные разделыНалогового Кодекса устанавливают общие принципы налогообложения и сборов в РФ,систему различных органов налогового регулирования и налогового контроля, законность и правопорядок в сфере налоговых отношений и предотвращениеналоговых правонарушений, предусматривает соответствующие методы воздействияналогового режима на социально-экономическую сферу.
Кроме того, Министерствопо налогам и сборам вправе издавать для своих органов приказы, инструкции иметодические указания по вопросам, связанных с налогообложением. Однако надоотметить, что данные документы не относятся к актам законодательства о налогахи сборах, поэтому их применение налогоплательщиками не обязательно. В настоящеевремя весьма повышена роль индивидуальных разъяснений налоговых органов повопросу применения налогового законодательства.
Законодательствосубъектов Федерации включает в себя нормативно-правовые акты, принятые даннымсубъектом, а нормативные акты органов местного самоуправления принимаютсяпредставительными органами местного самоуправления.
К ведомственным подзаконнымактам относятся приказы, положения, инструкции и другие разновидностиинструктивного материала, который регулирует отношения внутри Госналогслужбы.В круг этих отношений входят: вопросы совершенствования организаций идеятельности всех подразделений Госналогслужбы; структуры и штатная численностьспециалистов в различных службах; проблемы взаимодействия между территориальнымиподразделениями Госналогслужбы с другими правоохранительными органами; учет,контроль, анализ налоговой практики и т.д.
Внутриведомственныенормативные акты направленные на решение задач, стоящих непосредственно передГосналогслужбой, носят императивный характер и распространяют свое действие налиц, являющихся сотрудниками государственной налоговой службы. Инструктивныйматериал может быть межведомственным, если подготовлен и издан за подписьюруководителей двух и более министерств, комитетов, служб.
Таким образом, всеуказанные нормативно-правовые акты образуют законодательство о налогах исборах, которое регулирует властные отношения по установлению, введению ивзиманию налогов, а также отношения, которые возникают в сфере осуществленияналогового контроля.
Глава 2. Органы внутренних дел России.
В целях совершенствования государственного управления и реализациигосударственной политики Указом Президента Российской Федерации от 11 марта 2003г.с 01.07.2003г. была упразднена Федеральная служба налоговой полиции, а еефункции были переданы Министерству внутренних дел Российской Федерации по выявлению, предупреждению и пресечению налоговых преступлений и правонарушений.Так при Министерстве внутренних дел создано главное управление по борьбе сэкономическими преступлениями Федеральной службы по экономическим и налоговымпреступлениям.
Теперь органам внутреннихдел по экономическим налоговым правонарушениям вменяется в обязанность:
• выявление,предупреждение и пресечение налоговых преступлений и правонарушений;
• обеспечениебезопасности деятельности государственных налоговых инспекций, защиты ихсотрудников от противоправных посягательств, при исполнении служебныхобязанностей;
• предупреждение,выявление и пресечение коррупции в налоговых органах.
Федеральная служба поэкономическим преступлениям в соответствии с поставленными перед ней задачамиобязана:
1. Проводить всоответствии с законодательством оперативно-розыскные мероприятия, дознание ипредварительные следствия в целях выявления и пресечения налоговыхпреступлений, осуществлять розыск лиц, совершивших указанные преступления илиподозреваемых в их совершении, а также принимать меры по возмещениюнанесенного государству ущерба;
2. Осуществлять впределах своей компетентности производство по делам о налоговых преступленияхи нарушениях;
3. Обеспечиватьбезопасность деятельности государственных налоговых инспекций, защиту их сотрудниковпри исполнении ими служебных обязанностей и собственную безопасность;
4. Исполнять в пределахсвоей компетентности определения судов, постановления судей, письменныепоручения прокуроров, следователей о производстве розыскных и иныхпредусмотренных законом действий, оказывать им содействие в производствеотдельных процессуальных действий;
5. Оказывать содействиеналоговым органам, органам прокуратуры, предварительного следствия,Государственной безопасности, в выявлении, предупреждении и пресечениипреступлений и нарушений в области налогового законодательства./>/>
2.1.Взаимодействиеорганов внутренних дел с налоговой службой.
Успешное решение задач,возложенных законом на Федеральную службу по экономическим и налоговымпреступлениям, невозможно без их делового сотрудничества с Государственнойналоговой службой, Федеральной службой безопасности, Генеральной ПрокуратуройРФ, их подразделениями на местах и другими государственными органами. Необходимостькоординации деятельности данных ведомств обусловлена наличием у них ряда общихзадач по защите экономических интересов государства. Каждый из них в пределахсвоей компетенции соответствующими средствами и методами осуществляет сборнеобходимой информации о криминогенной ситуации в экономике, проводит ееанализ, так или иначе реагирует на выявленные правонарушения.
Налоговые преступления, причиняющие значительный ущерб государству,нередко связаны с совершением других посягательств на его экономические интересы.Выявление и документирование уклонения юридических и физических лиц от уплатыналогов, сборов и иных платежей, фактов коррупции требуют не только активностии профессионализма работников внутренних дел, но и содействия другихгосударственных органов. Объединение усилий упомянутых служб в борьбе сналоговыми правонарушениями позволяет сконцентрировать их силы, средства итехнические возможности, охватить поисковой работой большее число объектов,лучше использовать возможности, каждого из этих органов для выявления и разоблаченияпреступников.
/>
Рис. 1 Взаимодействие Госналогслужбыс министерствами и ведомствами по формированию налого/>войполитики
Взаимодействие можнорассматривать в двух аспектах. В широком смысле — это деловое сотрудничествонескольких государственных органов в обеспечении экономической безопасности впределах конкретной территории. Такое взаимодействие осуществляется путемразработки и принятия совместных документов (приказов, инструкций, комплексныхи целевых программ, договоров, соглашений, планов), которыми определяются приоритетныенаправления, формы, методы, сроки совместных действий; проведениямежведомственных совещаний, семинаров; осуществления согласованных мер поповышению деловой квалификации сотрудников; обмена положительным опытом работы;проведения совместных рейдов, проверок и т.д.
Под взаимодействием вузком смысле понимается координация действий подразделений внутренних дел сналоговыми инспекциями, Федеральной службы безопасности, следователем,прокурором в конкретных эпизодах борьбы с экономическими преступлениями,раскрытии налоговых правонарушений и коррупции. Основными задачамивзаимодействия являются:
/>- выявление,раскрытие и расследование налоговых преступлений;
- привлечение к установленной законом ответственности лиц, совершивших налоговыепреступления и обеспечение полного возмещения материального ущерба, причиненногоими государству;
- розыск лиц,совершивших налоговые преступления и скрывшихся от следствия и суда;
- профилактиканалоговых правонарушений;
- выявление ипресечение фактов коррупции в налоговых органах и подразделениях налоговойполиции, обеспечение безопасности деятельности сотрудников этих служб;
- повышение деловойквалификации кадров.
Правовую основувзаимодействия составляют: уголовно-процессуальный кодекс России, Указы ПрезидентаРФ, ведомственные (межведомственные) приказы и инструкции, а такжемежведомственные договоры и соглашения.
В процессе взаимодействиястороны должны исходить из ряда общих положений (принципов). Важнейшими из нихявляются:
- соответствиесовместной деятельности требованиям закона и подзаконных актов. Стороны немогут решать задачи, запрещенные соответствующими нормативными актами,выходить за пределы своей компетенции, использовать формы, средства и методы,не предусмотренные законом;
- самостоятельностькаждой из сторон в выборе дозволенных законом средств и методов деятельности,в частности оперативно-розыскных, и полная ответственность за их результаты.Взаимодействие не должно приводить к командованию, а тем более подмене одногооргана другим;
- взаимное довериесторон при строгом соблюдении каждой из них государственной и служебной тайн,неразглашении иных сведений, охраняемых законом. Стороны должны обеспечивать,необходимую конфиденциальность, не допускать разглашения сведений о совместныхмероприятиях, используемых силах и средствах, сохранять и, в установленном порядке,использовать полученную информацию и материалы. Любую информацию,затрагивающую интересы другой стороны, передавать иным организациям только посогласованию с нею;
- непрерывностьвзаимодействия. Сторонам целесообразно согласовывать перспективное и текущеепланирование по конкретным направлениям совместной деятельности, объектамналогообложения, уголовным и оперативно-розыскным делам.
Условия, формы и порядоквзаимодействия УВД Мурманской области и Управления Министерства по налогам исборам по Мурманской области до издания соответствующих совместных нормативныхактов и регламентов регулируются временным порядком взаимодействия данныхорганов.
В целях организации взаимодействияналоговых органов внутренних дел в деятельности по выявлению, предупреждению ипресечению налоговых правонарушений и преступлений, временно используетсяПорядок передачи материалов о нарушениях законодательства о налогах и сборах вкрупных и особо крупных размерах, утвержденный совместным приказом налоговойполиции и налоговой службой России от 15.11.1999г. № 409.
В соответствии с названнымпорядком налоговые органы при выявлении фактов уклонения от уплаты налогов исборов гражданином — в размере свыше 200 минимальных размеровоплаты труда, организацией — в размере свыше 1000 минимальных размеров оплатытруда в десятидневный срок со дня выявления указанных фактов направляют материалыв органы внутренних дел для правовой оценки и принятия по ним решения в соответствиис законодательством.
При определении минимальногоразмера оплаты труда для направления материалов в органывнутренних дел для принятия процессуального решения налоговые органыдолжны руководствоваться разъяснениями Генеральной прокуратуры РФ от 21.11.2002г.№ 37/1-582-02, доведенным письмом МНС России от 11.12.2002г. №АС-б-06/1910.
В соответствии суказанными правовыми актами руководители органов ФСНП и МНС РоссийскойФедерации обязаны постоянно координировать действия соответствующих служб иподразделений по своевременному выявлению и пресечению нарушений налоговогозаконодательства, а также решению других вопросов, представляющих взаимныйинтерес. В этих целях должны создаваться рабочие группы, проводиться регулярныевстречи представителей заинтересованных подразделений для согласованиядействий, а наиболее важные проблемы выноситься на рассмотрение совместныхзаседаний коллегий.
Передача материалов о нарушенияхзаконодательства о налогах и сборах в Крупных и особо крупных размерах,содержащих сведения, составляющие государственную тайну,осуществляется в соответствии с требованиями статьей 16 и 17 Закона РоссийскойФедерации от 21 июля 1993 г. N 5485-1 «О государственной тайне».
В соответствии с п.1 ст.36 НК РФ (вредакции Федерального закона от 30.06.03 г. № 86-ФЗ) по запросуналоговых органов органы внутренних дел участвуют вместе с налоговымиорганами в проводимых налоговыми органами выездных налоговых проверках.
Аналогичное положение статьи НК РФ было определено и в отношении взаимодействияс органами налоговой полиции. Проведение налоговыми органами проверок с участиеморганов налоговой полиции, являвшихся правоохранительными органами, определялся Регламентом, утвержденнымМинистром РФ по налогам и сборам 10.10.2000 г. и Директором ФСНП РФ 12.10.2000года.
В целях совершенствованиявзаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов, а такжево исполнение пункта 2 статьи 36 Налогового кодекса РоссийскойФедерации (в редакции Федерального закона от 30.06.03 г. № 86-ФЗ), при выявленииобстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных НК РФ к полномочиям налоговыхорганов, органы внутренних дел обязаны в десятидневный срок со дня выявления указанных обстоятельствнаправить материалы в соответствующий налоговыйорган для принятия по ним решения.
Порядок взаимодействия поаналогичному направлению был определен совместным приказом ФСНП иМНС России от 03.01.2001 года № З/БГ-3-16/1.
/>На основании Указа ………………………….. предусмотрены следующие основныенаправления взаимодействия органов внутренних дел и налоговых служб:
1. Создание координационных рабочихгрупп из представителей заинтересованных подразделений МВД и налоговыхинспекций. В их задачу входят: определение наиболее перспективных направленийсовместной работы; планирование отдельных крупных мероприятий.
2. Проведение регулярных рабочих встречоперативных работников, специализирующихся на раскрытии экономическихпреступлений в отраслях для координации усилий по предупреждению, пресечениюпротивоправной деятельности и раскрытию преступлений. В ходе таких встреч устанавливаютсяличные контакты между оперативными работниками рассматриваемых ведомств,осуществляется взаимное консультирование по вопросам, входящим в компетенциюкаждого из них.
Заключение
Происходящие в Россииизменения в области политики и экономики, изменение правовых и бюджетныхотношений меж уровнями и ветвями власти, процесс интегрирования российскойэкономики в мировую, требуют проведения адекватной налоговой политики ипостроения эффективной, справедливой и стабильной налоговой системы.
Комплексный анализналоговых правонарушений в масштабах России позволил создать классификаторспособов, форм и методов их совершения, который вооружает сотрудниковналоговых органов единым методологическим подходом в выявлении фактовналоговых преступлений.
Анализируя вышесказанное,можно выделить следующие проблемные вопросы Государственной налоговой службына период до 2005 г.:
1. Создание эффективнойсистемы начисления и сбора налогов, учета налогоплательщиков, контрольнойработы и борьбы с нарушениями налоговой дисциплины: снижение налогового бремении упрощение налоговой системы за счет исключения из нее неэффективных налогови отчислений в отраслевые внебюджетные фонды; расширение налоговой базы засчет отмены не оправдавших себя налоговых льгот и расширения круга плательщиковналогов; перемещение основной тяжести налогового бремени с организацией надоходы и имущество физических лиц; расширение комплекса мер, связанных сповышением собираемости налогов и улучшении контроля за соблюдением налоговогозаконодательства.
2. Разработка и внедрениетиповых технологий и процедур для реализации функций налоговых органов.
3. Создание современнойсистемы электронной обработки данных, обеспечивающей функции учета, контроля ианализа данных по основным видам налогов.
4. Применение новых форми методов информационно-аналитической работы и научного прогнозирования дляповышения эффективности налогового законодательства.
7. Разработка иприменение методологии документальных проверок и отбора налогоплательщиков дляих проведения.
8. Внедрение типовыхмашино-ориентированных документов в практику налоговых органов.
9. Обеспечениеинформационного взаимодействия налоговых органов районного и региональногозвеньев с заинтересованными министерствами и ведомствами.
10. Применениемеждународных и государственных стандартов в информатизации налоговых органов.
11. Внедрение в механизмначисления и взимания налогов системы «Самоначисления»(самостоятельность — контроль).
12. Формирование иорганизация работы по «доброжелательной» системе взаимодействияналоговых органов с налогоплательщиками (информирование, обучение,пропаганда).
13. Оптимизациядокументооборота в налоговых органах.
14. Создание эффективнойсистемы подготовки и повышения квалификации кадров налоговых органов на базеНалоговой Академии Госналогслужбы России и других учебных заведений.
Список используемой литературы.
1. Конституция Российской Федерации;
2. Налоговый Кодекс РФ части первая,вторая, М.: ИНФРА-М, выпуск 16 (36)/2003г.
3. Закон РФ от 27 декабря 1991 г.«Об основах налоговой системы Российской Федерации».
4. Закон РСФСР от 21 марта 1991 г.«О Государственной налоговой службе РСФСР».
5. Указ Президента РФ «Огосударственной налоговой службе Российской Федерации.» от 31 декабря1991 г. № 340. // «Российская газета». 13.01.92.
6. Петрова. Г.В. Налоговое право:Учебник для вузов.,2-ое изд., М.: Инфра-М), 2001г.
7. Пепеляев С.Г. «Основы налогового права»,Учебник для вузов., М.: ИНФРА – М), 2001г.
8. Акуленок Д.Н. Налоговый портфель.Учебное пособие для вузов. — М.: Сомитек, 2001г.