Реферат по предмету "Право"


Разделение властей по Конституции Украины. Система сдержек и противовесов

В то время когда Украинское государство стало на путь построениянезависимого, суверенного, демократического государства,  возникаетнеобходимость применения принципа распределения властей как одного из основныхпринципов демократического государства. Украина испытала множество значительныхсдвигов в этой сфере на протяжении небольшого  отрезка времени.
Взаимодействие ветвейгосударственной власти обеспечивает нормальное функционированиегосударственного механизма в целом, поскольку не дает возможности ни единой изветвей власти узурпировать властные полномочия других. Именно с этой цельюоснователи идеи распределения властей создали систему сдержек и противовесов. Спомощью распределения власти правовое государство организовывается и действуетправовыми средствами.
Взаимодействие ветвей государственной власти как принцип Конституционногопорядка Украины является довольно актуальной проблемой в наше время, посколькунаше государство лишь начинает развивать такой институт конституционного праваУкраины, как институт распределения и взаимодействия ветвей государственнойвласти.
Теория распределения властей зародилось в Франции в середине XVІІІ столетие и была связана, прежде всего с борьбойбуржуазии против феодального абсолютизма, борьбой с системой, которая тормозиларазвитие общества и государства. Появление новой концепции была связана сименем Шарля Монтескье, человека, известной не только в качестве прогрессивноготеоретика, но и как опытного практика государственно-правовой деятельности,которая понимает неэффективность функционирования государственных органов. Всвоей фундаментальной работе «О духе законов» (1748г.) Монтескьевыложил результаты продолжительного исследования политико-правовых установокнескольких государств и пришел к заключению, которое выразил так: «свободавозможная при любой форме правления, если в государстве властвует право,гарантирует соблюдение законности через распределение властей назаконодательный, исполнительную и судебную, которые взаимно сдерживают другдруга».  В XІІІ главе 5-ой книги «О духезаконов» Монтескье сравнивает деспотическое правление с обычаями дикарейЛуизианы, которые, желая получить из дерева плод, срубают дерево под самыйкорень. Так действует и деспотическое правление, само подрубая крону, на которойоно держится.
По всей видимости, цель теории — создание безопасности граждан отзлоупотребления властей, обеспечение политических прав и свобод.
Конечно теория распределения властей возникла не на пустом месте, онабыла логическим продолжением развития политико-правовых идей, которые возниклив XVІІ столетии в Англии, где теория распределениявластей была постоянной частью теории правового государства.
Рассмотрим конкретнее основные положения теории распределения властейМонтескье. Во-первых, существует три ветви власти: законодательная,исполнительная и судебная, которые должны быть разделены между разнымигосударственными органами. Если же в руках одного органа сконцентрируетсявласть, разная по своему смыслу, то появится возможность для злоупотребленияэтой властью, а соответственно, права и свободы граждан будут нарушаться.Каждая ветвь власти осуществляет определенные функции государства. Основноеназначение законодательной власти — «обнаружить право и сформулировать егов виде законов, которые бы были общеобязательными. Исполнительная власть всвободном государстве предназначенная для выполнения законов, которыеустанавливаются законодательной властью. Задача судий в том, чтобы решение иприговоры всегда были лишь точным применением закона.»
            Во-вторыхдолжна действовать система сдержек и противовесов, чтобы власти контролировалидействия друг друга. Безусловно, сейчас предусмотрен намного более широкий иразносторонний механизм «сдержек и противовесов», чем тот, что мывидим в работах Ш. Монтескье, но уже в его роботах заложенные основные принципыи институты, благодаря которым взаимодействуют органы государственной власти. Внаше время, как правило, законодательная власть ограничивается референдумом,президентским правом вето, Конституционным Судом. Исполнительная властьограничена ответственностью перед Парламентом. Но в конституционном проектеМонтескье недостаточно четко проводится идея равновесия властей.Законодательная власть — доминирующая, исполнительную власть Монтескье называетограниченной, а судебную — вообще полувластью.
Следующим положением теории распределения властей есть такое:определенная ветвь власти должна представлять интересы конкретной социальнойгруппы. Судебная ветвь власти представляет интересы народа, исполнительная — монарха, верхняя палата законодательного собрания — аристократии, нижняя палатасобрания — интересы народа. Таким образом, мы видим, что существовало желаниедостичь компромисса в борьбе буржуазии и приверженцев абсолютизма.
Феодально-деспотическому режиму Монтескье противопоставляетконституционно-монархический или республиканский режим и подобно Дж. Локкаразвивает компромиссную теорию распределения властей на законодательную,исполнительную и судебную, действующих изолировано одна от одной. Монтескье былуверен, что, если монарх будет управлять не вмешиваясь в судебные функции, азаконодательные органы будут выдавать только законы, но не управлять страной,все основные прослойки феодального общества будут удовлетворены, в частностибуржуазия перестанет быть врагом аристократической знати. В этом вопросеМонтескье подобно  Дж. Локка ориентировался на так называемую Знаменитуюреволюцию 1688-1689 гг. в Англии, основанному на классовом компромиссе междубуржуазией и феодально-аристократической властью. О таком компромиссе мечталМонтескье и для Франции. Самая по себе теория распределения властей отыгрывалав времена Монтескье известную прогрессивную роль, так как в какой-то мереограничивала судебную и законодательную власть монарха. Но по сути она страдалакоренным недостатком, так как фактически вела к уничтожению единствагосударственной власти, делала исполнительную власть независимой отзаконодательных органов и по сути дела бесконтрольной, а законодательные органыпревращала в учреждения, которые могли выдавать законы но не имели праваследить за их выполнением. Между отдельными властями возникали конфликты.Теория распределения властей типичный образец компромисса французскогопросветителя.
Позднее теория распределения властей получила сильное практическое итеоретическое развитие. Прежде всего, необходимо вспомнить Ж.Ж. Руссо. Вотличие от Монтескье, Руссо считал, что законодательная, исполнительная исудебная власти — лица проявления единой власти народа. После этого тезис обединстве власти использовался разными силами. Точка зрения Руссо отвечалапотребностям времени и революционным процессам в Франции конца XVІІІ столетия. Если Монтескье старался найти компромисс, тоРуссо укреплял необходимость борьбы с феодализмом. Как взгляды Монтескье, так ивзгляды Руссо нашли свои наиболее полное и последовательное отображение вКонституции США 1787 года. Преамбула к тому документу гласит: «Мы, народСоединенных Штатов...», отображая тем самым то, что народ является единымисточником власти. Наряду  этим, в Конституции США проводится довольно четкоеорганизационно правовое распределение властей. Также в этом документе нашласвое отображение система «сдержек и противовесов»: были предусмотреныпроцедура импичмента, и вето президента, и много других институтов, которыеявляются составной частью современного права.
Наряду  этим целесообразно было бы обратить внимание на историю развитияукраинской Конституции, а именно на моменты, которые предусматривалираспределение государственной власти. Историческое развитие этого процесса проходилпоэтапно.
Рассмотрим Конституцию Филиппа Орлика, принятую 5 апреля 1710 года наКазацком Совете в г. Бендеры. Проанализировав раздел VІэтой Конституции мы можем увидеть, что Филипп Орлик предлагает проводитьгосударственное управление разграничив полномочия и объединив все ветви властив единый государственный механизм: «Если в независимых государствахпридерживаются похвального и полезного для публичного равновесия порядка, аименно и во время войны, и в условиях мира собирать частного и публичного совета,обдумывая общее благо родины, на которые и независимые властители в присутствияЕго Величественности не отказывались подчинить свою мысль общему решению членовправительства и советников, то чему же свободной нации не придерживаться такогоже прекрасного порядка?». Дале следует, что первенство в стране належитГенеральному старшине, которому подчиняются Полковники, которые за характеромобязанностей приравниваются к советникам. Относительно законодательного органа,то от каждого полка должны были быть избраны несколько знатных ветеранов«опытных и весьма заслуженных мужей», что должны были составлятьпубличный совет. Светлейший Гетман (так называет Филипп Орлик в Конституциигетмана Украины) за Конституцией приравнивается к президенту в республике с президентскойформой правления. Взаимоотношения в государственном механизме определяются так:«Генеральному старшине, Полковникам и Генеральным советникам належитдавать советы настоящему Светлейшему Гетману и его преемникам о целостностиродины, про ее общее благо и о всех публичных делах. Без их предшествующегорешения и согласия, на собственное усмотрение (гетмана) ничего не должно ниначинаться, ни решаться, ни осуществляться...». После избрания гетманадолжны быть избраны три Генеральные Совета.
Конституция УHР (Устав о государственномустройстве, права и вольности УHР), которая былапринятая Украинским Центральным Советом 29 апреля 1918 года была одной издемократичнеших конституций того времени и одно из важнейших источниковсоздания государства в Украине. Такие высокие достижения правовой мысли,которые были сделаны в те времена и за довольно короткий срок, должны датьхороший пример современным политическим деятелям, и научить их хотя бы иногдаизучать историю украинского конституционализма, так как свидетельствуютукраинские правовые памятки, Украина всегда стремилась к демократическимизменениям в государственных, культурной, социально-экономической сферах жизни,и уже тогда, в 1918 году достигла большего своего развития, чем мы насовременном этапе, имея уже двенадцать лет независимости. Итак, в Конституции УHР, а в частности в статьях 22-25 мы можем увидеть, чтогосударственная власть в Украинской Народной Республике происходит от народа.Осуществляется она по принципу распределения на законодательную, исполнительнуюи судебную. Верховным органом власти в Республике являются Всенародные Сборы,которые непосредственно осуществляют высшую законодательную власть. Они жеформируют органы исполнительной и судебной власти. Высшая исполнительная властьпринадлежит Совету Народных Министров. Арбитром посреди этих двух властейявляется Генеральный Суд УHР. И что очень важно, статья63 говорит: «Судебных решений не могут изменить ни законодательные, ниадминистративные органы власти».
Воплощение принципа распределения властей, как мы теперь убеждаемся,связанное с ломкой упроченных стереотипов, созданием принципиально новыхинструментов, которых у нас до этого времени не было. Hапути стоят объективные и субъективные факторы, главными из которых являетсятрудное бремя недавнего колониального прошлого, отсутствие демократическихтрадиций в сфере государственного строительства, политические, социальные,психологические стереотипы.
Понятно, что в системе власти наиболее впечатлительной и малоэффективнойявляется исполнительная власть, главным назначением и основной функцией которойявляется реализация принятых решений. Так хороший, совершенный закон ничего недостоин, если он не выполняется или выполняется лишь бы как. Определеннаяпроблема состоит и в том, что форма правления ныне тесно связанная сорганизацией верховной власти, которая сложилась из времен безраздельногогосподства Советов народных депутатов. Принцип «одновластногоправления», в соответствии с которым вся полнота власти принадлежала Советам,обусловил особенности и формы функционирования системы представительныхорганов, главным из которых было их верховенство, принцип демократическогоцентрализма, двойное подчинение исполнительных органов, господство вертикальныхсвязей и т.п..
До недавнего времени наша наука, в том числе и наука конституционногоправа, активно возражала против необходимости признания и внедрения в жизньпринципа «распределения властей», и, соответственно, институтапрезидентства, которые считалось «вредными и бесперспективными для советскойдемократии, чужими и враждебными передовой социалистической форменародовластия». Hе последнюю роль в «отказеправа на жизнь» президентства сыграла теория объединения законодательной иисполнительной власти в деятельности механизма властвования.
Отвергая буржуазный парламентаризм, основатели молодого Советскогогосударства отвергнули ту самую теорию и практику распределения властей,которая, по их мнению, выполняла социальный заказ господствующей буржуазии,обеспечивала эксплуатацию широких масс трудящихся.
Объединение в руках Советов законодательных и исполнительных полномочийвот, по мнению советских идеологов, ключ к решению всех вопросовгосударственного строительства.
Наиболее яркое воплощение эта идея нашла в деятельности вышестоящихорганов власти и управления. Так Совет Народных Комиссаров РСФСР осуществлялкак законодательные, так и исполнительные функции. ЦК СССР, ЦК союзныхреспублик и их Президиумы рядом с законодательной и управленческой работойвыполняли функции и полномочия главы государства. Кстати, это свидетельствуеттем не менее, что они не были организационно четко определенны и отделены, а ихкомпетенция во многих случаях была довольно условной. Об этом говорит,например, тот факт, что после 1936 года функции коллегиального президента вСССР и в союзных республиках были возложены на соответствующие Президиумы, но снастоящим президентством общего здесь ничего не было. Президиумы не имели такжеполномочий не только по сути, но и по форме: они на уровне Основного Закона неконстатировались, а практика была крайне непоследовательной и бедной.
Другими словами жизнь удостоверила:
1) непригодностьи даже вредность теории «объединения властей», «одновластногоправления»;
2) необходимостьраспределения властей как единственно возможной формы организации деятельностиверховных властных структур.
Точку в этойборьбе поставила Конституция Украины, которая закрепила в ст. 6 принципраспределения властей: «Государственная власть в Украине осуществляется наосновах его деления на законодательную, исполнительную и судебную. Органызаконодательной, исполнительной и судебной власти осуществляют свои полномочияв установленных этой Конституцией границах и соответственно  законамУкраины.»
Отсюда важный вывод: учитывая   исторический опыт и мировое достояниечеловечества, надо создавать принципиально новую, неведомую у нас в Украине кэтому времени форму правления, которая бы обеспечила эффективноефункционирование всего механизма действия народовластия. Ведь без четкоотлаженной системы государственных органов в Украине не возможно создать топравовое государство о которую мечтали выдающиеся деятели украинского народа:Шевченко, Грушевский, Франко и прочие.
2.Конституционные основы распределения и взаимодействия ветвей государственнойвласти в Украине
Одной из важнейших составных конституционного права всегда были вопросыорганизации государственной власти. Тем не менее самое понятиеконституционно-правового института «государственная власть», ксожалению, надлежащей теоретической разработки не получило. Довольно указать,что все учебники из государственного права советской поры вообще избегалираскрытия сущности этого понятия. Поэтому воображается необходимымпроанализировать содержание государственной власти, именно как одного изосновных институтов конституционного права.
Которые же могут быть исходные положения в процессе раскрытия сущностигосударственной власти, выходя с содержания Конституции Украины? На мой взгляд,для выявления упомянутых положений надо выяснить такие вопросы:
-           чтосодержание этой власти;
-           которыеосновоположные конституционные принципы организации и деятельностигосударственной власти;
-           чтоположен в основу размежевания функций осуществление государственной власти;
-           чтосистема органов, которые осуществляют государственную власть;
-           чтоцель осуществления государственной власти.
Раскрытие содержания этих вопросов дают возможность определить основныеэлементы состава государственной власти в Украине, которые в своей совокупностии помогут сформулировать самое определения этого конституционно-правовогоинститута. Распределение властей — не застывшее состояние отделенныхгосударственных структур. Это работающий механизм, который достигает единствана основе сложного процесса согласований и специальных правовых процедур,предусмотренных на случай конфликтных ситуаций. Собственно, из законодательногозакрепления принципа распределения государственной власти и начинается егоорганизация.
В соответствии со статьей 6 государственная власть в Украинеосуществляется на основах ее деления на законодательную, исполнительную исудебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти осуществляютсвои полномочия в установленных этой Конституцией границах и соответственно законам Украины, что дает возможность предотвратить диктатуру любой из них ивместе с тем организовать их общую деятельность на основе взаимозависимости ивзаимодействия в процессе реализации единой государственной власти в Украине.
В части 2 статьи 6 в первичном виде закрепленные основы системы«сдержек и противовесов». Упомянутые органы осуществляют своиполномочия в установленных Конституцией границах и соответственно  законамУкраины.
Реализация единства государственной власти предусматривает разныеварианты. Так, Верховная Рада Украины как единый законодательный орган должнасвоей законотворческой работой на практике строить единую систему национальногоправа, а исполнительная власть осуществляет свои полномочия путем применениясоответствующих норм права, как правило, централизованно, всеми органамисистемы исполнительной власти.
Особое место в системе органов государственной власти занимает ПрезидентУкраины, который не принадлежит непосредственно ни к одной из ветвей власти.Тем не менее его статус, как главы государства, наделяет его полномочиями, всоответствии с которыми он является гарантом государственного суверенитета,территориальной целостности Украины, соблюдения Конституции, прав и свободчеловека и гражданина. Поскольку эти полномочия более или менее присущи всеморганам государственной власти, Президент, осуществляя объединяющую функцию,оказывает непосредственное влияние на их деятельность в процессе осуществлениягосударственной власти.
А сейчас более конкретно проанализируем место и роль органовгосударственной власти и дадим им характеристику через призму их основныхполномочий.
ПрезидентУкраины.
Особое место среди полномочий Президента каждой страны занимают егополномочия относительно парламента, в частности право роспуска парламента,которое имеют главы государств в парламентских и полупрезидентских республиках(парламентско-президентских или президентско-парламентских). Это право главгосударств считается важным рычагом в системе сдержек и противовесов в ихотношениях с парламентом. Основаниями применения права роспуска парламента вряде стран есть нарушение предусмотренных Конституцией условий формированияправительства, принятие государственного бюджета и т.п..
Президент Украины прекращает полномочие Верховной Рады Украины, если напротяжении тридцати дней одной очередной сессии пленарные заседания не могутначаться. Это предопределяет иногда созыв внеочередных сессий Верховной Рады,которые имели место, например, в августе 1997 года, но в целому вноситстабильность в работу парламента, утверждает его как постоянно действующийорган законодательной власти Украины.
Ряд полномочий Президента касается его прав влияния на законодательную идругую деятельность Верховной Рады. Приоритетным среди них есть правозаконодательной инициативы, то есть право вносить в Верховную Раду Украинызаконопроекты или предложения относительно принятия законов. И вдобавок законопроекты, определенные Президентом как неотложные должны рассматриватьсявне очереди. Президент имеет право вносить законопроекты о внесении изменений идополнений во все разделы Конституции, в том числе к разделу І «Общиеосновы», разделу ІІІ «Выборы. Референдумы.» и разделу XІІІ «Внесение изменений в Конституцию Украины»,которые при условии их принятия не менее чем двумя третями конституционногосостава Верховной Рады утверждается всеукраинским референдумом, которыйназначается Президентом Украины.
Президент имеет также значительные полномочия на завершающей стадиизаконодательного процесса: подписание и оглашение законов. Соответственно действующей Конституции Президенту Украины принадлежит право подписания законовпринятых Верховной Радой и оглашение их (ст 106 п.29 Конституции).
Одобренные Верховной Радой законы сначала подписываются ее Председателеми присылаются Президенту. Соответственно  Конституции Украины (ст.94) Президентна протяжении пятнадцати дней после получения закона подписывает его иофициально делает достоянием гласности или возвращает закон со своимимотивированными и сформулированными предложениями к Верховной Раде Украины дляповторного рассмотрения. В случае, если Президент на протяжении установленногосрока не возвратил закон для повторного просмотра, закон считается одобреннымПрезидентом и может быть подписан и официально оглашен.
Если же во времяповторного рассмотрения закон будет снова принят Верховной Радой не менее чемдвумя третями от ее конституционного состава, Президент обязан его подписать исделать достоянием гласности на протяжении десяти дней.
Одним из важнейших полномочий Президента как главы государства являютсяего учредительные полномочия относительно формирования органов исполнительнойвласти: Кабинета Министров Украины, министерств, других центральных органовисполнительной власти и местных государственных администраций.
Так, соответственно  ст. 106 п.9, 10.Конституции
-           Президентназначает по согласию Верховной Рады Украины Премьер-министра Украины;
-           прекращаетполномочие Премьер-министра Украины и принимает решение о его отставке;
-           назначаетпо представлению Премьер-министра Украины членов Кабинета Министров Украины,руководителей других центральных органов исполнительной власти, а также главместных государственных администраций и прекращает их полномочия на этихдолжностях;
Ряд полномочий имеет Президент и относительно формирования органовсудебной власти и органов, которые осуществляют контроль и надзор. В частности:
-           Президентназначает по согласию Верховной Рады Украины на должность Генеральногопрокурора Украины и освобождает его от должности;
-           назначаеттреть состава Конституционного Суда Украины;
-           образовываетсуды в определенном законом порядке;
-           осуществляетпомилование;
-           осуществляетпервые назначения на должность профессионального судьи на первые пять лет.(ст.106 гг.11, 22, 23, 27, 31).
Законодательная власть.
Единым органом законодательной власти в Украине является парламент — ВерховнаяРада Украины. Он является представительным органом, поэтому избираетсянепосредственно народом на основе общего, равного и прямого избирательногоправа путем тайного голосования.
Парламент Украины имеет многогранные отношения с другими органами государственнойвласти.
Наиболее теснымиявляются отношения парламента с Президентом. Это обусловлено их функциями иполномочиями, предусмотренными Конституцией и законами, системой сдержек ипротивовесов один относительно другого и другими обстоятельствами.
Исходным полномочием Верховной Рады Украины во взаимоотношениях сПрезидентом является право парламента назначать выборы Президента в сроки,определенные Конституцией (ст.85). Но главным содержанием взаимоотношенийпарламента и Президента является сам ход осуществления ими своих функций иполномочий.
В частности, Верховная Рада Украины заслушивает ежегодные и внеочередныепослания Президента про внутреннее и внешнее положение Украины (ст.85Конституции), направляет новопринятые законы Президенту (ст.94 Конституции).
Видное место в взаимоотношениях Президента с парламентом занимает вопросформирования органов исполнительной власти. Так, парламент дает согласие наназначение Президентом Премьер -министра.
Кроме того, Верховная Рада Украины принимает решение о направлениизапроса к Президенту на требование народного депутата, группы народныхдепутатов или комитета Верховной Рады, предварительно поддержанного не менее,как третью конституционного состава Верховной Рады; имеет право устранитьПрезидента от поста в порядке импичмента, установленного Конституцией (ст.111).
Многофункциональными является отношения Верховной Рады Украины сКабинетом Министров Украины, который подконтролен и подотчетен Верховной Раде(ст.113 Конституции). Верховная Рада дает согласие на назначение Премьер — министра, рассматривает и принимает решение относительно одобрения (неодобрения) программы деятельности Кабинета Министров, осуществляет контроль заего деятельностью.
По предложению не менее чем трети народных депутатов от ее конституционногосостава Верховная Рада может рассмотреть вопрос об ответственности КабинетаМинистров и принять резолюцию недоверия ему большинством от конституционногосостава Верховной Рады, следствием, которой есть отставка Кабинета МинистровУкраины.
Важнейшимиполномочиями Верховной Рады относительно Кабинета Министров и других органовисполнительной власти есть принятие ею законов об организации и деятельностиорганов исполнительной власти, основы государственной службы и др.
Многогранными являются отношения Верховной Рады Украины и с органамисудебной власти. В частности, Верховная Рада назначает треть составаКонституционного Суда Украины, избирает судий общей юрисдикции, предоставляетсогласие на назначение Президентом на должность Генерального прокурора, можетвысказать недоверие Генеральному прокурору, которое влечет его отставку отдолжности, назначает трех представителей к Высшему совету юстиции.
Парламент как орган законодательной власти определяет законами Украинысудоустройство, судопроизводство, статус судий, основы судебной экспертизы,организацию и деятельность прокуратуры.
Довольно тесным является взаимодействие парламента с органами правосудияв процессе осуществления парламентского контроля.
Ярким примером этому может служить статья 81 п. 2. Полномочие народногодепутата Украины прекращаются досрочно в случае обретения законной силыобвинительного приговора относительно него. Независимо от волеизъявления илисогласия народного депутата его полномочие прекращаются досрочно в случаеобретения законной силы обвинительного приговора относительно него. При этом неимеет значения, какой вид наказания определен судом относительно депутата, атакже меры наказания. Основанием для досрочного прекращения полномочийнародного депутата Украины является также решение суда о признании егонедееспособным или бесследно отсутствующим, вступившее в законную силу.
Принципиально новым вКонституции является положение о том, каким образом в случае невыполнениянародным депутатом требований относительно несовместимости депутатского мандатас другими видами деятельности его депутатские полномочия прекращаются досрочно.В отличии от действующего законодательства о статусе народного депутата, закоторым решение о досрочном прекращении полномочий принималось Верховной Радой,по Конституцией оно должно быть принято судом.
Исполнительная власть.
В соответствии с Конституцией Украины, Кабинет Министров Украины являетсявышестоящим органом в системе органов исполнительной власти, которую составляютцентральные и местные органы исполнительной власти. Как высший коллегиальныйорган, он осуществляет власть как непосредственно, так и через центральные иместные органы исполнительной власти, направляя и контролируя их деятельность.
Как вышестоящий орган исполнительной власти Кабинет Министров возглавляетединую систему исполнительной власти в Украине; обеспечивает в соответствии сКонституцией осуществления функций и полномочие исполнительной власти натерритории Украины; направляет деятельность министерств и других органов исполнительнойвласти; самостоятельно решает вопросы, которые отнесенны к его ведениюКонституцией Украины, законами Верховной Рады Украины и указами ПрезидентаУкраины.
Кабинет Министров Украины ответственный перед Президентом Украины и всвоей деятельности руководствуется его актами (ст. 113 Конституции Украины).Одновременно он подотчетный и подконтрольный Верховной Раде Украины, но вграницах определенных Конституцией Украины.
Так, согласно ст.85 ч.4 Конституции Украины Верховная Рада утверждаетГосударственный бюджет Украины и вносит изменения в него; контролируетвыполнение Государственного бюджета Украины, принимает решение относительноотчета о его выполнении.
Верховная РадаУкраины, кроме того, соответственно  ст.85 п.13 Конституции, осуществляетконтроль за деятельностью Кабинета Министров Украины. В конце концов,представительный орган Украины по предложению не менее чем одной трети народныхдепутатов от ее конституционного состава может рассмотреть вопрос обответственности Кабинета Министров и принять резолюцию недоверия КабинетаМинистров Украины большинством от конституционного состава Верховной РадыУкраины.
При этом вопрос об ответственности Кабинета Министров Украины не можетрассматриваться Верховной Радой Украины большее однажды  на протяжении однойочередной сессии, а также на протяжении года после одобрения Программыдеятельности Кабинета Министров Украины (ст.87 Конституции Украины).
Определенные сложности возникают при организации исполнительной власти,осуществляемой Кабинетом Министров Украины. Они отображают борьбу междузаконодательной ветвью власти и Президентом.
С изменением статуса Президента Украины, если он в соответствии с новойКонституцией является главой государства, то есть не входит ни  в одну изветвей власти, правовые основы исполнительной власти, как отдельной власти, посути не были решены до конца.
КонституцияУкраины не содержит в себе положений, которые бы определяли именно характерисполнительной власти, поскольку раздел VІ«Кабинет Министров Украины. Другие органы исполнительной власти»освещает лишь вопрос относительно системы органов исполнительной власти, тем неменее, кто же определяет и формирует эту систему, в этом разделе в полномобъеме не сказано.
А в других разделах указано, что организацию и деятельность органов этойветви власти определяет Верховный Совет Украины, а формирует ее Президент(ст.92 п.12, ст.106. п.10 Конституции Украины.)
В соответствии с ст.106 гг.10, 15 Конституции Украины Президент Украиныединолично назначает по представлению Премьер-министра Украины членов КабинетаМинистров Украины, руководителей других центральных органов исполнительнойвласти.
Тем не менее, в соответствии с ст.92 п.12 Конституции Украины,исключительно законодательная власть в лице Верховной Рады законами Украиныопределяет организацию и деятельность органов исполнительной власти. Еслибуквально понимать положение этого пункта ст.92 Конституции, то в практическойплоскости оно будет означать: законодательный орган должен принять почти 100законов, в частности, о Кабинете Министров Украины, о министерствах, и о другихцентральных сведениях (а их большее 56); а также про местные государственныеадминистрации в областях, районах, городах Киеве и Севастополе. Это безусловно,приведет к нарушению баланса законодательной и исполнительной власти.
Вместе с тем надо принимать во внимание, что законодательный орган неимеет права назначать и освобождать от должности министров и другихруководителей центральных органов исполнительной власти, поскольку этоисключительное право Президента. На основании организации и деятельности этойвласти Президент мог бы нормативными указами регулировать вопрос организации идеятельности всех нивка исполнительной власти в Украине.
В соответствии сст.114 Конституции, в состав Кабинета Министров Украины входят Премьер-министрУкраины, Первый вице-премьер-министр, три вице-премьер-министра, министры.
Президентназначает по согласию Верховной Рады Украины Премьер-министра Украины;прекращает полномочие Премьер-министра Украины и принимает решение про егоотставку (ст.106 п.9).
Процессназначения Премьер-министра состоит из таких стадий:
1)         ОпределениеПрезидентом кандидатуры на эту должность;
2)         РассмотрениеВерховной Радой Украины этой кандидатуры (в случае отклонения — следующеевнесение и рассмотрение кандидатуры на предлагаемую должность).
3)         НазначениеПремьер-министра Украины.
Президент Украины не более поздний, чем на десятый день после вступленияв должность или прекращение полномочий Кабинета Министров, после консультацийс Председателем Верховной Рады Украины и уполномоченными представителямидепутатских групп и фракций вносит на рассмотрение Верховной Рады Украиныкандидатуру Премьер-министра Украины.
После получениясогласия Верховной Рады Украины Президент Украины в трехдневный срок выдаетУказ о назначении Премьер-министра Украины.
Полномочие Кабинета Министров Украины в отношениях с Верховной РадойУкраины и ее органами включают:
-           осуществление Правительством законодательной инициативы в Верховной РадеУкраины;
-           участие Кабинета Министров в процессе рассмотрения вопросов Верховной Рады;
-           полномочие в связи с утверждением и контролем за выполнением Государственногобюджета Украины, подготовкой, утверждением и выполнением государственныхпрограмм;
-           отчет перед Верховной Радой Украины о своей деятельности.
Также Верховная Рада Украины может высказать недоверие Кабинету МинистровУкраины: Статья 87. Верховная Рада Украины по предложению не менее чем однойтрети народных депутатов Украины от ее конституционного состава можетрассмотреть вопрос об ответственности Кабинета Министров Украины и принятьрезолюцию недоверия Кабинетных Министров Украины большинством отконституционного состава Верховной Рады Украины. Вопрос об ответственностиКабинета Министров Украины не может рассматриваться Верховной Радой Украиныбольшее однажды  на протяжении одной очередной сессии, а также на протяжениигода после одобрения Программы деятельности Кабинета Министров Украины.
Судебная власть.
Третий вид государственных органов составляют органы судебной власти. Это- Верховный Суд Украины как высочайший судебный орган в системе судов общейюрисдикции. В своей совокупности все суды составляют судебную систему Украины.Они осуществляют судебную власть путем конституционного, гражданского,криминального и арбитражного судопроизводства. Органы судебной властипостановлением законных и обязательных к исполнению решений или приговоров,путем применения действующего законодательства на основе принципа равенствавсех перед законом и судом, сдерживают другие ветви власти от злоупотреблений.При реализации своей компетенции органы исполнительной и законодательной властидолжны действовать в границах закона и предоставленных им полномочий, чтобы неощутить на себе действенность судебной власти.
Для органов судебной власти характерным является то, что судьи избираютсябессрочно.
Обособленноеместо от судебной системы имеет Конституционный Суд Украины — единый органконституционной юрисдикции, в Украине, который отличается от судов общейюрисдикции порядком образования (судьи Конституционного Суда назначаютсяВерховной Рада Украины, Президентом и Съездом судий Украины, по — шесть судий),составом (18 судий), спецификой судебного проведения и его процедурой,особенностью решений Конституционного Суда (они являются общеобязательными, окончательнымии не подлежат обжалованию), а также сроком назначения на должность судий(девять лет без права быть переизбранным на повторный срок).
ВЫВОД.
Таким образом,есть все основания считать, что в Конституции Украины помещаютсясоответствующие механизмы взаимодействия законодательной, исполнительной исудебной ветвей власти, способные гарантированно обеспечить принципобособленности и взамо подконтрольности (система сдержек и противовесов) всехветвей государственной власти и обеспечения их ответственности перед законом.Хотя они и не совершены, требуют более детального изучения и применения но ужеможно говорить о том, что Украинское государство твердо стало на путьпостроения свободного, независимого и демократического государства. Как мы помним,еще десять лет тому украинский народ не знал о практическом применении в нашейстране принципа распределения и взаимодействия ветвей государственной власти иуже сегодня мы можем наблюдать конституционное закрепление этого принципа. Носамая проблема не снимается ни в теоретическом ни в практическом аспекте,поскольку на современном этапе создания государства довольно много случаевконфронтации между властными структурами, в особенности между законодательной иисполнительной, что не помогает решению довольно сложных проблем, которые стоятперед украинским государством и обществом.
Использованнаялитература и нормативно-правовые акты.
1.         Аверьянов В.Б. Содержание деятельностиаппарата государственного правления и его организационные формы. //Советскоегосударство и право. — 1988г.- №6
2.         АзаркинН.М. Монтескье. -Г., 1988г.
3.         ВенгеровА.Б. Теория государства и права. В 2-х частях. — Г., 1997г.
4.         Вениславский Ф. Взаимодействие ветвейгосударственной власти как принцип основ Конституционного порядкаУкраины//Право Украины. — 1998. — №1
5.         Общаятеория государства и права /В ред. В.В.Копейчикова. — К. — 1997г.
6.         Комментарийк Конституции Украины. / В ред. В.Ф. Опришка. — К. — 1996.
7.         КонституцияУкраины. От 28 июня 1996 года. // ВВРУ. 1996. №30.
8.         ХропанюкВ.Н. Теория государства и права.- Г., 1996 г.
9.         ЧерниловскийЗ.М. Всеобщая история государства и права. — Г., 1973 г.
10.       Чиркин В.Э. Разделение властей: социальныеи юридические аспекты. //Советское государство и право. — 1990г.- №8
11.      Чиркин В.Э. Элементы сравнительногогосударствоведения. -Г., 1994г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат TClientSocket & TServerSocket
Реферат Правовой режим земель обороны
Реферат Приоритетные национальные проекты Республики Башкортостан
Реферат Правові аспекти державного контролю за нотаріальною діяльністю в Україні
Реферат Средневековая христианская философия Философия и глобальные пробле
Реферат Маркетинговое исследование деятельности ОАО "Екатеринбургский кирпичный завод"
Реферат Проблемы квалификации преступления, предусмотренного ст. 158
Реферат Методика коррекции осанки у детей 7-8 лет с задержкой психического развития
Реферат 1. специфика философского знания и философской деятельности. Предмет философии и ее проблематика 6 § «Определения» философии 6
Реферат Залог как один из эффективных способов обеспечения исполнения обязательств по кредитным договорам
Реферат Социально-экономическое развитие пореформенной России
Реферат Правовая защита государственных служащих
Реферат Правотворчество как вид социального проектирования
Реферат Media Studies Essay Essay Research Paper The
Реферат Право на фирменное наименование