Реферат по предмету "Право"


Правонарушения

ПЛАН.
Введение.
1.  Правомерное поведение: понятие и виды.
2.  Понятие, признаки и виды правонарушения.
3.  Состав правонарушения.
4.  Роль ОВД в борьбе с правонарушениями.
Заключение.
Список использованной литературы.
ВВЕДЕНИЕ.
Веками лучшие умычеловечества ломали головы над причинами правонарушений в обществе и путями ихустранения. Над этим задумывались древнегреческие философы Платон и Аристотель,а несколько столетий спустя Монтескье, Гегель, Кант, социалисты-утописты ТомасМор, Кампанелла, Фурье, Сен-Симон, юрист Чезаре Беккариа, мыслители и писателиВольтер и Руссо, основоположники марксистского учения Маркс и Энгельс.
На сегодняшнийдень эта проблема остается в юридической науке столь же сложной ипротиворечивой, как и ранее. Анализируя состояние, тенденции и качественныехарактеристики современной преступности, следует связывать их не только спроисходящими в государстве социально-экономическими реформами, но и сизменениями в общественном сознании, происшедшими в последние годы.
На фоне«заказных» убийств, актов терроризма и захвата заложников рядоваякража и хулиганство не привлекают пристального внимания общественности, да игосударственных органов. Реакция сотрудников уголовного розыска или участковыхинспекторов милиции, прокуратуры, суда на такие факты гораздо менее активны,чем в дореформенные годы.
Еще болеепассивна реакция на правонарушающие деяния, не являющиеся преступными –административные правонарушения, а тем более на аморальные поступки. Так,нецензурная брань стала элементом обыденной жизни и неотъемлемой частьюречевого фона, прочно вошла в кинематограф, художественную литературу испециальные  издания.
Не влекутникакой правовой оценки кражи электрических лампочек в подъездах,  порчакодовых запирающих устройств, непристойные надписи на стенах, переворачиваниескамеек в скверах и мн. др. формы правонарушающего поведения, если они несвязаны с причинами значительного материального ущерба или с причинением вредаздоровью граждан. Развитием этих неблагоприятных тенденций явилось то, чтоУголовный Кодекс РФ 1996 г. снизил порог уголовно-правового реагирования в рядесоставов распространенных правонарушений, считающихся «менееопасными».
Так,оправление естественных надобностей в общественных местах из уголовно-наказуемогозлостного хулиганства превратилось в административное правонарушение – мелкоехулиганство, либо даже в обыденный физиологический акт, не осуждаемыйзначительной частью населения.
Более терпимымстало отношение к проституции, наркомании, пьянству.
Центромвнимания уголовной политики, законотворчества и предупредительно-профилактическойдеятельности правоохранительных органов декларируется борьба с тяжкимипреступлениями. На это направлены такие законопроекты как «О борьбе сорганизованной преступностью», «О борьбе с коррупцией» и т.д.Это конечно правильно. Но при концентрации внимания на тяжких формахкриминальных проявлений, совершенно упускается из виду то обстоятельство, чтоданные преступления совершаются опытными преступниками со значительной криминальнойдеформацией личности. Закладывается же подобная деформация в ходемалозначительных правонарушений, с помощью которых правонарушитель как бы«зондирует» реакцию общества, и при отсутствии таковой утверждается ввозможности совершения все более серьезных правонарушений.
Таким образом,как это не парадоксально, но борьба с терроризмом, похищением людей, заказнымиубийствами и другими особо опасными преступлениями начинается с повышениемпорога реагирования государства на малозначительные формы правонарушающегоповедения, получившие широчайшее распространение в сегодняшней России.
В настоящеевремя общепризнанно, что в большинстве своем правонарушения совершаются невнезапно, им предшествует антиобщественное поведение виновного. Исходя изэтого, одним из направлений повышения эффективности предупредительнойдеятельности является так называемая «ранняя профилактика»,направленная на лиц, степень «социальной испорченности» которых ещене обуславливает совершения ими преступления,   но ведущих антиобщественныйобраз жизни.
Между тем,совершенно очевидно, что эффективная предупредительно-профилактическая работавозможна лишь при повышении требовательности к любому виду отклоняющегося отобщественно признанных форм поведения, к последовательному применению все болеежестких мер воздействия по мере увеличения степени отклонения.
Изложенноевыше придает актуальность вопросу о необходимости целенаправленного подхода кпроблеме борьбы с правонарушениями, не являющимися преступными, а также с темиили иными отклонениями от требований общественной морали, которые являютсяпитательной средой преступности. Таковы пьянство, мелкое хулиганство,наркомания, мелкие хищения, аморальные поступки. Каждое из этих проявленийможет быть малозначительным, не привлекающим внимания правоохранительныхорганов. Но, когда подобные нарушения следуют одно за другим, когда дляопределенного лица (или группы лиц) они становятся повседневными, сливаясь всплошную цепь неправомерного поведения происходит переход количества в качество.
Эта совокупностьмалозначительных нарушений – явление, которое должно изучаться и учитыватьсяюридической статистикой в масштабе всей страны, чтобы оно могло приниматься врасчет при планировании работы по профилактике преступности. Более того,негативное поведение такого рода должно стать специальным объектом раннейпрофилактики, а для этого оно должно быть изучено, как самостоятельное явление,сопутствующее и способствующее преступности.
Цели иосновные задачи исследования.
Цель работызаключается в том, чтобы на основе теоретического исследования и современныхэмперических материалов проанализировать закономерности развития правомерногоповедения и правонарушения, выделить их виды. Цель исследованияконкретизируется рядом взаимообусловленных задач:
1. Изучить теоретическийматериал по данной проблеме.
2.Ознакомиться с нормативно-правовой базой исследования.
3. Разработатьпредложения и рекомендации по повышению эффективности профилактикиправонарушений, сделать выводы по данной проблеме.        
     
1.  ПРАВОМЕРНОЕ ПОВЕДЕНИЕ: ПОНЯТИЕ И ВИДЫ.
Правомерное поведениесоставляет основную, наиболее значительную часть действий и поступков гражданправового государства. Эта тема не оставляет равнодушными многих правоведов. Внем реализуются свобода человеческого общения, удовлетворение разнообразныхинтересов личности. Действия граждан, должностных лиц, государственныхобщественных и частных организаций всех субъектов права будут правомернымитогда, когда они соответствуют установленным нормам права дозволениям иобязываниям. Правомерное поведение представляет собой общественно необходимое иобщественно полезное явление, считается объективной предпосылкой нормальногофункционирования гражданского общества, содействует его благополучию иразвитию. Поведение, согласованное с правовыми предписаниями, обеспечивает нетолько свободу, но и соответствующую ей организованность общественныхотношений, их подчиненность предписанному правом порядку.
По мнениюХропанюка В.Н.: «в основе правомерного поведения лежит понимание людьмисправедливости и полезности правовых установлений, их ответственность передобществом и государством за свои поступки, что основано на социальной зрелостии юридической грамотности личности»16
Нельзязабывать о том, что правовое государство в своей деятельности стремиться ктому, чтобы расширять и стабилизировать круг правомерных общественных отношенийпосредством повышения качества правового регулирования, вытеснения из жизниобщества поведения, не согласующегося с правом.
Правомерноеповедение – это законопослушное поведение. Это социальное поведение, облеченноев юридическую  форму. Посредством правомерного поведения право действует, а внеего оно мертво. Масштабы и шаблоны правомерного поведения установленыдиспозициями правовых норм. А само оно составляет суть правопорядка.
Путемправомерного поведения происходит управление обществом, осуществляется егонормальная жизнедеятельность, реализуются гражданами права и обязанности.Основная масса возникающих и существующих в нашем обществе правоотношений имеетв своей основе правомерное поведение.
Правомерноеповедение личности не так давно стало предметом изучения. Ранее эта проблема неразрабатывалась, считалась малозначительной, а все усилия ученых и практиковбыли сосредоточены на борьбе с правонарушениями. Цель правомерного поведения –закрепленные законом интересы.
Основную массупоступков людей в сфере права составляют правомерные деяния, в видеположительного действия или бездействия, выступающие основой нормального функционированиялюбого общества. О правомерном поведении можно говорить лишь в той степени, вкоей оно совпадает с моделью, зафиксированной в норме права. Последняявыступает основным нормативным регулятором поведения личности, коллектива. Онаопределяет интересы народа, отдельных социальных групп. Правовая норма регулируеттолько такое поведение, которое имеет общественный характер, т.е. связано свзаимоотношениями между личностями, коллективами, классами, с обществом вцелом. Нормы определяют основные цели, границы, условия и формы поведения внаиболее важных для общества или социальной группы областях жизни.
Их можнорассматривать как образцы, модели реального поведения людей, программы ихпрактической деятельности в связи с возникновением той или иной конкретнойситуации. Следовательно, одной из функций права является регулированиеобщественных отношений путем воздействия на поведения субъектов права. Исследуяопределенные общественные отношения, несомненно изучаются и их носители –конкретные личности, из действий которых и слагают эти отношения.
Регулируемоенормами права поведение должно являться юридически значимым, либосоответствующим требованиям правовых норм, либо не соответствующих им. Правопризвано запрещать поведение, наносящее ущерб общественным отношениям. Правовыенормы либо разрешают (управомочивающие нормы), либо запрещают (запрещающие),либо предписывают (обязывающие) определенные варианты поведения.
С точки зренияправа поведение может быть правомерным, юридически нейтральным, противоправным.Поведение субъектов права в общем виде, является правомерным, а нарушающее их –неправомерным. Социальная природа правомерного поведения в обществе обусловленасущностью и социальным назначением права. Очень важное значение имеет изучениеусловий формирования правомерного поведения, чему в немалой степени служатактивная направленность и творческий характер государства и права.
Без научногоосмысления природы правомерного поведения невозможно плодотворное исследованиепричин, форм совершения правонарушений, а также средств их предотвращения иметодов борьбы с ними.
Правомерноеповедение – это следование праву в целях достижения социально-полезногорезультата, это соответствие поведения предписаниям норм права, т.е.субъективным правам и субъективным юридическим обязанностям, возникающим на ихоснове. В юридической литературе часто правомерное поведение характеризуетсякак общественно полезное, получающее положительную оценку со стороны общества игосударства, иными словами, как необходимое и желательное. Необходимостьправомерного поведения содержится в нормах права, прежде всего в обязывающихили запрещающих, а желательность поведения отражается как в управомачивающих,так и в поощрительных, рекомендательных нормах, ибо государство заинтересованов таком варианте поведения (научное и художественное творчество, повышениесвоей квалификации и т.д.) и всемерно его поддерживает. Формы правомерногоповедения связаны с формами реализации права, по существу, совпадают с нимиполностью. Иными словами, правомерное поведение означает реализацию правовыхпредписаний, а в зависимости от их характера выступает в форме соблюдения,исполнения, использования предоставленных прав, применение права специальнымисубъектами – суть правомерного поведения.
Приисследовании проблемы правомерного поведения есть еще один весьма существенныйаспект – механизм его формирования, анализ которого дает ответ на вопрос,почему в той или иной ситуации субъект действует правомерно. Несомненно, чтоформа правомерного поведения в каждом конкретном случае индивидуальна, связанасо спецификой мотива, целей. Однако общими качествами, свойственными всемформам являются:
— сознательноеследование праву в целях достижения определенного позитивного результата;
— уклонение отнеблагоприятных последствий, которые могут наступить за нарушение правовых норм11.   
Иногда мотивыправомерного поведения предопределяются специальной целью – укрепить законностьи правопорядок. Особое значение изучение этих мотивов имеет, например, впрактической деятельности людей, когда необходимо выяснить, почему онипоступают правомерно: на основе знания права, позитивного отношения к нормам,регламентирующим его поведение, на основе формирующегося убеждения или изчувства страха и т.д.
Общественнаянеобходимость правомерного поведения выражается в виде прав и обязанностей,закрепленных в законе. Поведение является важнейшей социальной характеристикойличности. В зависимости от формы выражения оно может быть вербальным(словесным), складывающимся из различных высказываний, суждений и оценок,которые дают представление о внутреннем состоянии индивида, и реальным(практическим), которое заключает в себе определенные действия людей8.
Принципиальнымфактором, определяющим место личности в обществе, является ее отношение кправу, социально-правовой действительности. О характере действий человека всфере правового регулирования можно судить, исходя из оценок, зафиксированных вюридических нормах.
Традиционновнимание юристов концентрировалось главным образом на проблемах, связанных с неправомернымидействиями лиц, на проступках и преступлениях. Конечно же, противоправныедеяния, как социально вредная и опасная разновидность антиобщественногоповедения, выступают решающим фактором в определении степени ответственностиличности за свои поступки. Однако коренные различия, лежащие в основе двух формправового поведения требуют специального рассмотрения как противоправного, таки правомерного поведения.
Закрепленное вюридических нормах право личности на свободу выбора того или иного поступкапредставляет собой решение по своему усмотрению вопроса «Какпоступать?». Здесь вступают в силу внутренние регуляторы поведения,связанные как с осознанием возможного принуждения со стороны государственныхорганов, так и с нравственно-этическим миром личности, закрепленным в еесознании определенным уровнем общей культуры поведения, а также правовыхтрадиций общества.
Таким образом,правомерное поведение можно определить как обусловленнуюкультурно-нравственными воззрениями и жизненным опытом человека деятельность всфере социального действия права, основанную на сознательном выполнении егоцелей и требований".8
Поведение человека всегдаявляется сознательным волевым проявлением, тем самым отличаясь от иныхдействий, которые носят, например, инстинктивный либо рефлекторный характер.Подвергаясь воздействию со стороны права, человек соотносит с ним свои поступкии может соответственно выполнять его предписания, либо действовать в ихнарушение.
Конкретныепоступки в рамках закона основываются на различной степени активности
Правомерноповедение – неоднородно в своем содержании и требует в каждом конкретномпроявлении различную степень самостоятельности личности, ее инициативныхдействий. При соблюдении норм права фиксируется минимальная активность,поскольку субъектам следует лишь воздерживаться от определенных действий.Наиболее полно проявляется личность при широком использовании норм права всвоей жизни.
Правомерноеповедение представляет собой социально-полезную деятельность, направленную наудовлетворение государственных и правовых, общественных и личных интересов,ценностей и целей. Оно является особой ценностью для права именно потому, что«сам человек, его права и свободы являются высшей ценностью» (ст. 2.Конституции РФ). Именно поэтому можно представить правомерное поведение, какправовую ценность, тогда как противоправное поведение – правовая антиценность.Действительно, только первое желательно для общества, приносит экономическую ииную пользу, способствует всестороннему развитию личности.
Принципиальноеназначение права – в поддержании и поощрении положительной деятельностибольшинства граждан. Закрепляя образцы должного или возможного поведения, правореализуется, находит практическое выражение в поступках субъектов права.Законы, иные нормативные правовые акты остаются лишь пожеланиямиправотворческих органов, если не реализуются в поведении тех, чьи действияправовые нормы призваны регулировать.
Основные чертыправомерного поведения, определяющие его социальную ценность: общественнаяполезность и массовость, добросовестность и сознательность, убежденность иответственность личности в своих действиях, ее активность в выполненииобусловленных правом действий.
Правомерноеповедение всегда рассматривалось как самое массовое общественное явление, оносвойственно подавляющему большинству людей. Никакое общество не могло быфункционировать без соблюдения гражданами его нормативных требований, вусловиях преобладания в общем массиве поведения социальных отклонений.
Правомерноеповедение является связующим звеном между правовой нормой, и тем социальнымэффектом, на достижение которого рассчитана данная норма. Оно – результатосуществления в жизни требований режима законности, а совокупность всехправовых действий – это, по сути, воплощение правового порядка в обществе.
Пиголкин А.С.убежден в том, что «поведение массовое, поведение большинства должнопредставлять собой и образец социальной терпимости к действиям лиц, чей образмышления и действий порой резко не совпадает с собственными представлениями одозволенном  и запрещенном».8 Границы правомерного и противоправногоповедения стали более подвижными, объем и пределы первого их них значительновыросли и имеют устойчивую тенденцию к дальнейшему расширению. Но  и в этихусловиях все еще трудно отказаться от стереотипов прошлого, признать, чтодемократия – это еще и гарантия права меньшинства на практические высказыванияи свободное выражение своих взглядов, права говорить и быть услышанным,  правабыть оспоренным, а не подавленным.
До недавнеговремени мы свыкались с ложно понимаемыми социальными приоритетами и ценностями,требованиями непременно и во всем официозного единомыслия и парадного,декларированного единства. Поощрялась организованная активность. Инакомыслиекак образ мыслей и тип нестандартного поведения было «общественнонежелательно», а потому преследовалось. Что в свою очередь, было одной изпричин нежелания правдиво высказывать свои мысли и убеждения, проявлятьискренность, инициативу и неформальную самостоятельность в поступках.
С позициисегодняшнего дня нет сомнений в том, что инакомыслие необходимо обществу. Этоопережающее поведение тех, кто ранее других стал действовать борясь за права исвободы личности. И сейчас важно не только признать неотъемлемое право каждогона обладание и выражение собственного мнения, но и последовательно действоватьв условиях «разномыслия» людей, чьи поступки не выходят за рамкиправового, социально общественного поведения. Путь человека в общество,подлинность его личной свободы значительной мерой характеризует то, насколькоон в своем поведении руководствуется чувством ответственности, котораяпроявляется в способности личности осознавать социальные последствия своейдеятельности. Ответственность позволяет поведение человека поставить подконтроль его собственного сознания, а такие понятийя как честь, достоинство,гордость, стыд – под контроль его совести.
Современнаяжизнь все острее ставит проблемы ответственного пользования своими правами исвободами, исключения их применения во вред другим субъектам права. Обществомногое потеряло, не воспитывая по настоящему внешнюю и внутреннюю культуруповедения. Отсутствие должного такта в дискуссии, нетерпимость к иным мнениям,неуважение к оппоненту в споре, сведение счетов с неугодными – такие чертыповедения, неприемлемые в условиях демократии и открытости, особо неуместны всоциально-правовых отношениях.
Социальнаяценность правомерного поведения проявляется и в том, что оно составляеторганическую часть цивилизованного поведения. Цивилизованность – обширноепонятие, включающее в себя многие внешние проявления культуры человека иобщества. В более узком своем понимании, применительно к теме, цивилизованноеповедение включает такие качества культуры поведения, как толерантность(терпимость), ответственность, порядочность. В формировании черт,характеризующих цивилизованность, важную роль играют самовоспитание,требовательность к себе. Цивилизованное правомерное поведение — это следованиесубъекта права нормативным требованиям на основе убежденности внравственно-этическом приоритете общечеловеческих догм – не укради, не убий, необмани. Его подержание зависит от того, в какой мере человек следуетсуществующим писанным и неписанным правилам, насколько является активнымносителем понимания гражданских обязанностей, разделяет и поддерживаетобщественные представления о добре и зле, справедливости и долге.
В настоящеевремя реальнее становятся высказываемые раннее в юридической литературе мненияо том, что юриспруденция должна становиться все более наукой о социальномповедении человека в правовой сфере, а поведение соответственно должнорассматриваться в качестве конечного результата осуществляемого илиосуществленного права.
Поведение былои остается важнейшей социальной характеристикой.
В последниегоды внимание ученых-юристов все более сосредотачивается на проблеме личностикак высшей ценности общества, в интересах которой и должны происходить коренныеперемены: глубже стала исследоваться сама проблема истинных и мнимых ценностейв праве; острее чувствуются сегодня реалии жизни, политико-правовойдействительности.
В соответствиис общепринятым определением, правомерное поведение признается единственноправильным, должным человеческим поведением, регулируемым правовыми нормами.Таким образом, термин «правомерное поведение» во многом условен.Марченко М.Н. считает, что поведение можно определить как: «обусловленнуюкультурно-нравственными воззрениями и жизненным опытом человека деятельность всфере социального действия права, основанную на сознательном выполнении егоцелей и требований».7 Подвергаясь воздействию со стороныправа, человек соотносит с ним свои возможные поступки и может соответственно,выполнять его предписания либо действовать в их нарушение.
Правомерноеповедение проявляется в общественной жизни весьма многообразно. Действия,соответствующие правовым предписаниям, могут быть классифицированы по многимпризнакам и критериям. Одним из таких критериев может быть соответствиеконкретного поведения нравственному идеалу, представлению о должном образцеповедения в обществе. Еще видный русский юрист С.А. Муромцев различал поведение«идеально правомерное», как действие, совершенное «искреннимобразом», и «внешне правомерное поведение, принуждаемое правом»8
Приисследовании социально значимого поведения выделяют его специфические виды,применительно к определенным социально-правовым сферам, правовым отраслям. Такв специальной литературе обосновывается термин «конституционноеправомерное поведение», под которым понимается более высокая ступеньответственного поведения, основанного на заинтересованном, творческомвыполнении требований конституции. В рамках поведения, предусмотренногоуголовно-правовыми нормами, рассматривается «уголовно-правомерноеповедение». При решении вопросов, связанных с возбуждением,расследованием, судебным рассмотрением и разрешением уголовных дел, выделяют«уголовно-процессуальную активность» как разновидность правомерногоповедения в сфере действия уголовно-процессуального права. А в сфере трудовыхотношений предметом специального изучения становится «правомерное трудовоеповедение» как юридически значимая часть деятельности трудовых коллективови личности, не противоречащая требованиям права и осуществляемая в различныхформах выполнения норм трудового права.
Одним изважнейших показателей состояния общества является качество поведения личности всфере правового действия, зрелость ее поступков, готовность или, наоборот,неготовность воспринимать происходящие перемены, гражданская позиция человека.Лишь деятельность людей, их активные правомерные поступки способны ответить,насколько действенны социальные перемены, насколько глубоко они затронулиобщество. По степени активности процесса вовлечения личности в правовоерегулирование выделяют следующие виды правомерного поведения.
I. Социально-активное поведение.
Социально-правоваяактивность личности представляет собой наиболее высокий уровень правомерногоповедения, проявляющийся в общественно полезной, одобряемой государством иобществом деятельности в правовой сфере. Это прежде всего инициативноеповедение, которое может стать и нередко становится существенным факторомизменений в самой правовой системе. Социально-правовая активность определяетсяразвитым правосознанием, глубокой правовой убежденностью, сознательно принятойна себя, готовностью использовать предоставленные правом возможности, творческируководствоваться ими в своем повседневном поведении.
Такоеповедение включает в себя следующие обобщающие компоненты:
а) активностьв деятельности добровольных формирований (партий, массовых движений, союзов и организаций,добровольных обществ, фондов, ассоциаций и других общественных объединений),возникших на основе общности интересов социальных групп, идейного и групповоговыбора личности. Эта активность ставит целью воздействовать на поддержку,функционирование или изменение государственно-правовых структур, осуществлениереформ, защиту гражданских, политических, социальных и культурных прав исвобода граждан, их участие в управлении государственными и общественнымиделами;
б) активностьв государственно организованных формах деятельности в сфере правотворчества иправореализации (участие в обсуждении и принятии законопроектов и иныхобщегосударственных и общественно значимых решений; участие в выборахпредставительных органов власти и контроле, за деятельностью депутатов всехуровней; участие в реализации правовых установлений и охране правопорядка);
в) активностьв создании и деятельности альтернативных или параллельных общественных иобщественно-государственных структур (комитеты или советы общественного самоуправленияпо месту жительства; экспертные общественные советы; временные проблемныекомиссии, региональные и местные фонды – по градостроительству, окружающейсреде, охране памятников и др.: группы самопомощи и обеспечения порядка,правозащитные ассоциации);
г)самодеятельную активность личности в сфере права (голосование определеннымобразом во время выборов и референдумов, инициативные предложения пополитико-правовым вопросам, направляемые в государственные органы и средствамассовой информации; самостоятельное противодействие, нарушениям законности иобщественной морали и т.п.8 Существует несколько видов правомерногоповедения:
I. Активное правомерное поведение
По мнениюБабаева это «целенаправленная инициативная законная деятельность граждан,должностных лиц, связанная с дополнительными затратами времени, энергии, а иногдаи материальных средств».6                                         
Тоталитарноегосударство заинтересовано лишь на словах в социальной, в том числе и правовойактивности личности. По настоящему активный гражданин такому государству не былнужен, оно его боится. Поэтому культивировались такие черты личности, какконформизм, безинициативность. Это совершенно неприемлемо сейчас. Для того,чтобы защитить себя, обеспечить нормальные условия существования и развития,быть свободной в законных пределах, влиять на разработку и принятие законов,иметь в лице государства защитника, личность должна быть активной вэкономическом, политическом, правовом, нравственном и иных отношениях. Правоваяактивность личности – требование времени.
II. Привычное или обыденное поведение.  
Человек, какизвестно, выбирает наиболее целесообразный и практически оправданный вариантповедения, он действует избирательно. Используя метод «проб иошибок», быстро привыкает повторять именно те действия, за которымиследует устраивающий его результат, и не склонен к действиям, которые ведут кудовлетворяющим его последствиям. Привычка возникает в результате многократногоповторения действий, совершаемых в уже привычной, известной обстановке. В этихусловиях лишь вначале человек обдумывает свои поступки, а в дальнейшем ондействует в силу образовавшейся привычки вести себя так, а не иначе. Правовыепривычки как поведенческие регуляторы играют существенную роль в процессе становленияправомерного поведения.
Согласнонеоднократно проведенным юристами исследованиям, привычки в качестведоминирующего мотива своих поступков в сфере права называют до третиопрошенных. Осознанное усвоение правовых ценностей обеспечивает достаточно высокийуровень развития личности, если исполнение требований права происходит хотя ипривычно, но бездумно, а со знанием дела.8
В то же времявсе социальные нормы права и принципы (а правовые особенно) носят общийхарактер и не всегда могут соответствовать конкретной жизненной ситуации. Общаянорма не учитывает неравенство физических и духовных особенностей различныхлюдей, их неодинаковые возможности в осуществлении того или иного действия.Поэтому нередко существует необходимость самостоятельного осмысления личностьюобстановки, правильной ориентации в изменившейся ситуации, в изменившихсяусловиях выбора.
В силу этогоформирование правовых привычек соблюдать закон при всей их значимости неисчерпывает целей и задач права. Позитивные действия, в основе которых лежитисполнение нормативных предписаний, требуют проявления инициативы, творчества,деятельной активности личности, а эти черты социальной ценности правомерногоповедения далеко не всегда достигаются лишь формированием привычки к исполнениюзакона.
Имеется весьмасущественная негативная сторона привычной деятельности, связанная с ееопределенным консерватизмом. Привычки влияют на сохранение потребности всовершении определенного действия, хотя объективно, быть может, такаяпотребность уже исчезла.
Десятилетиямивоспитанная привычка следовать устоявшимся канонам поведения становитсяпривычной, например, негативного восприятия нестандартных ситуаций,появляющихся в процессе резких сдвигов всех сторон общественной жизни в сторонурадикальных реформ, пугающих многих своей новизной и непривычностью.
В этой связиважно знать, что консерватизм свойственен значительному числу лиц, ведущих себяправомерно.
В отличие отактивного, оно не связано с дополнительными затратами и усилиями.6Это повседневная служебная, бытовая и иная жизнь человека, соответствующаяправовым нормам. В рамках этого вида поведения граждане выполняют свои правовыеобязанности, совершают те или иные юридически значимые действия, но ихактивность здесь не превышает уровень правовых требований. Она обычна инеобходима для нормальной жизнедеятельности человека в семье, государстве,обществе. Именно таким образом удовлетворяются материальные, духовые и иныепотребности человека.
III. Пассивное или конформистскоеповедение.
Онопроявляется в том случае, когда граждане намеренно не используют принадлежащиеим права и свободы.
Пассивно,например, ведет себя гражданин, не вступающий в брак, не приобретающийимущества, не участвующий в выборах. Урон в этом случае наступает для самогогражданина, не использовавшего право для удовлетворения своих интересов. Однакоущерб терпит и общество в целом, ибо пассивная позиция граждан в политической иправовой сфере открывает двери волюнтаризму в государственных делах, выводитгосударственные структуры из под влияния и контроля народа. Существует немалосредств, стимулирующих правомерное и в особенности – активное правомерноеповедение. Так, действующее правовое законодательство предусматривает меры поощренияза высокопроизводительную и безупречную работу, улучшение качества продукции(выдача разовых и постоянных премий, награждение ценным подарком и т.д.). Срединеправовых стимулов активного правомерного поведения могут быть честолюбие,стремление занять более высокую должность, добиться власти и т.д.
«Конформистскоеповедение представляет собой пассивное соблюдение личностью норм права,приспособление, подчинение своего поведения мнению и действиям окружающих(непосредственного социального окружения, группы и т.д.)».8 Инымисловами, в сфере социально-правовых отношений человек поступает правомерно,поскольку «так поступают другие». Как социально-психологическуюкатегорию конформизм следует отличать от понятия, конформности – соответствияпоступков личности признанным или требуемым стандартам ценностей, разделяемых группой,в которую входит данная личность.
Конформистскоеповедение составляет лишь низшую ступень общего, свойственного для всехповедения конформного. Оно основано на приспособленческом, при отсутствиисобственных критических позиций, соотношении поступков людей с действиямидругих лиц.
Понятиеконформизма применимо только к определенному способу разрешения конфликта междуиндивидом и группой – к подчинению индивида групповым стандартам и требованиям.Мотивы такого поведения характеризуют гражданскую несформированность личности:согласное подчинение, основанное на пассивном отношении к правовому порядку;желание избежать обсуждения в группе или коллективе; боязнь утратить довериеблизких или знакомы; желание заслужить одобрение тех, с кем связан межличностнымиотношениями и т.д. В свою очередь, это приводит к поведению ситуативному,зависящему от подчиненности внешнему приказу и примеру. В противоположностьличности с четкой системой ценностных ориентаций, которые могут и не совпадатьс мнением окружающих, конформистская позиция субъекта права не позволяет емусопротивляться внушаемым указаниям, противопоставить свое мнение мнению других,отстаивать его и свой выбор поведения.
Социально-правовойконформизм признается социально полезным явлением, поскольку индивид,подчиняясь мнению других, соблюдает требования права и тем самым способствуетреализации их в жизнь. Однако следует признать и то, что конформистскоеповедение, будучи образцом приемлемого для общества правомерного поведения, неявляется для него желаемым как перспективная цель действия права, посколькупредставляет собой безоговорочное повиновение, слепое следование праву безактивного отношения к нему на основании собственных оценок полезности инеобходимости правовых установлений.
Правомерноеповедение, каким бы оно ни было по характеру и сфере проявления, всегдавключает в себя два момента: информационный и поведенческий, т.е.осведомленность гражданина о своих юридических правах и обязанностях ипредставление о законных способах их ощущения.6 Отсюда постояннаяпотребность в правовом обучении, воспитании граждан. Необходимость в такомобучении особенно велика в настоящее время, поскольку, во-первых,существовавшая ранее (и худо бедно работавшая) система правового воспитанияразрушена, а созданием новой никто не занимается, во-вторых, основательноразмыта грань между правомерным и неправомерным поведением.
Произошло этоотчасти в результате декриминализации многих деяний, считавшихся традиционно вСоветском обществе преступлениями (спекуляция товарами,частно-предпринимательская деятельность, коммерческое посредничество и т.д.), аотчасти вследствие действия нового для нашего общества принципа «разрешеновсе, что не запрещено законом». Рамки дозволенного здесь будут четкимилишь в том случае, если гражданин хорошо знает, что же запрещено. А такимизнаниями при нынешней законодательной вакханалии, он, к сожалению не обладает.Не способствует правомерному поведению и нестабильность экономической,политической обстановки, социальная и национальная напряженность.
IV. Маргинальное поведение.
Появились целые слоинаселения, для которых характерна так называемая маргинальная форма поведения.Маргинальная личность, лишившись привычных условий существования, не можетсразу адаптироваться к новой социальной обстановке и проявляет в этой связинеудовлетворенность, агрессивность, апатию и неуверенность в завтрашнем дне.
В правовомплане, по словам украинского правоведа В.В.Оксамытного, — «социально-правовая маргинальность характеризуется особым „промежуточным“,»переходным" между правомерным и противоправным состоянием личности,поведение которой вызывается как собственной социально-психологическойдеформированностью, так и в силу определенного (вольного или невольного)провоцирования со стороны государственно-правовых институтов и общества вцелом".10
Дестабилизируютправомерное поведение также необычайно высокий уровень преступности и еепостоянный рост. В силу целого комплекса причин ряды преступников, пополнятграждане, для которых было свойственно ранее правомерное поведение. С другойстороны, на путь правомерного поведения становятся люди, которые не надеятьсяна правоохранительные органы и сами произвольно выбирают средства и способызащиты от преступных посягательств.
Мало помогаюттаким гражданам в юридическом отношении и многочисленные советы на страницахпечати о том, как себя вести в экстренной криминогенной ситуации.
Следовательно,правомерное поведение станет нормой жизни для подавляющего большинстванаселения лишь в обществе с достаточно развитой экономикой, стабильнымполитическим режимом, законопослушным населением. Перспектива весьмаотдаленная, но вполне реальная.
Следованиеправу людей, правосознание которых расходится с требованиями правовых норм,относится к поступкам, лежащим в основе такого формально правомерногоповедения, как маргинальное (лат. margo -–край,граница), т.е. пограничное8. Оно отражает состояние индивида,которое находится на грани антиобщественного проявления, ведущего к правонарушениям,однако таким не становится в силу ряда причин и обстоятельств.
Маргинальныйстатус стал нормой существования значительного числа людей. В политическомплане такой человек, оторванный от своих социальных корней, испытывает чувствопостоянной неудовлетворенности, видя главную причину его в общественныхпеременах. Отсюда его потенциальная готовность воспринять крайниеконсервативные или радикальные лозунги, стать на путь антисоциальногоповедения, впадать в агрессивность или, напротив, социальную апатию.
Так, рольправоцирующего фактора играет медлительность в решении проблем, затрагивающихболевые точки современного положения многих социальных,национально-региональных групп населения. Примером тому служит судьба сотентысяч беженцев, вынужденных покинуть традиционное место проживания, оказатьсяво многих случаях без квартир, постоянной работы и заработка и балансирующих награни допустимого и запрещенного. Их социально-правовой статус остается,несмотря на ряд законных актов, все еще не решенным.
Столь жесложным является, положение тех, кто отбывает наказание, в силунеудовлетворительной социальной и внутренней адаптации не находит своегостабильного места в законопослушной жизни и тем самым является основным«поставщиком» неустойчивых, криминогенных форм поведения. Имнеобходимы большое внимание со стороны общества, государственная помощь всоциальном обустройстве.
Среди лиц,поведение которых относят к маргинальному все же большую часть составляют те,кто не находится в столь же резком пограничном состоянии между «добром излом». Человек не совершает преступлений, поскольку сознает«невыгодность», «нецелесообразность» таких поступков, руководствуясьпри этом личным расчетом или страхом переднаказанием.                                
     
       
          
2. ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИИ ВИДЫ ПРАВОНАРУШЕНИЯ.
Возможность нарушенийнорм права заложена в существе самой человеческой жизни, поэтому государствосвоей принудительной силой вынуждено обеспечивать охрану и безусловнуюреализацию правовых норм.    В арсенале государства имеются нормы,предполагающие юридическую ответственность в отношении лиц, поведение которыхне сообразуется с его обязательными предписаниями. Что же представляет собойправонарушение ?
Правонарушение– это виновное поведение праводееспособного индивида, которое противоречитпредписаниям норм права, причиняет вред другим лицам и влечет за собойюридическую ответственность.16 Правонарушение характеризуется строгоопределенными признаками, отличающими его от нарушений неправовых правилповедения (норм морали, обычаев, норм общественных организаций).
1. Правонарушение– это такое поведение человека, которое выражается в действии илибездействии. Правонарушениями не могут быть мысли, чувства, помыслы, т.к.они не регулируются правом, пока не выразились в определенном акте поведениячеловека. Действие – акт активного поведения (кража, драка, взятка, пьянство врабочее время и т.д.) Оно может состоять в произнесении определенных слов(оскорбление, клевета, призыв к насильственным антиобщественным деяниям,пропаганда национальной вражды и розни и т.п.). Бездействие являетсяправонарушением в том случае, если человек должен  был совершить определенныедействия, предусмотренные нормой права, но не совершил их (прогул,бесхозяйственность руководителя госпредприятия, халатность должностного лица,проезд без билета в общественном транспорте, оставление человека в опасномсостоянии без помощи и т.д.)
2.Правонарушение – это такое поведение человека, которое противоречит предписаниямнорм права. Поэтому правонарушение можно назвать противоправным поведением,т.к. оно направлено против тех общественных отношений, которые регулируются иохраняются нормами права. Действие, согласованное с правом, допускаемое правом,не может рассматриваться как правонарушение.
Вцивилизованном демократическом обществе за пределами запрета нет иправонарушения, запрет (описание правонарушения) точно изложен в законе,который не может применяться по аналогии или толковаться распространенно.Законом определены отдельные ситуации, когда деяние формально попадает подпризнаки противоправного, но по существу не опасно и не вредно для общества ипоэтому считается правомерным. В уголовном и административном праве указанытакие обстоятельства, исключающие противоправность, как «необходимаяоборона» (соразмерная защита от противоправных посягательств) и«крайняя необходимость» (действия для устранения опасности, котораяне могла быть устранена другими средствами, если причиненный при этом вредявляется менее значительным, чем предотвращенный). Обстоятельствами, исключающимипротивоправность некоторых деяний, является их малозначительность, исполнениеслужебных или профессиональных обязанностей (обязанности врача, пожарного).
3.Правонарушением признается только виновное поведение субъектов права.Противоправное поведение является правонарушением лишь в том случае, если вдействии или бездействии правонарушителя имеется вина, потому что лицоосознанно совершило правонарушение, разумно руководило в этот момент своимидействиями.
Вина – этопсихическое отношение правонарушителя к своему противоправному поведению.Различаются две формы вины: умысел и неосторожность. Умысел – (умышленная вина)имеет место тогда, когда лицо, совершающее правонарушение, предвидит и желаетнаступления общественно вредных последствий своего поведения (например,нарушает обязанности должника, не подчиняется распоряжениям администрациипредприятия, совершает кражу личного имущества)
Неосторожностькак форма вины бывает двух видов:
— самонадеянность, когда лицо предвидит общественно вредные последствия своегоповедения, но легкомысленно рассчитывает на возможность избежать их.
— небрежность,когда лицо не предвидит общественно вредных последствий своего поведения, номожет и должно их предвидеть.
4.Правонарушение представляет собой поведение, причиняющее вред обществу,государству, гражданам. Правонарушения посягают на различные стороныобщественной жизни. Они наносят ущерб политическим, трудовым, имущественным иличным правам  и свободам граждан, экономическим интересам организаций,боеспособности воинских частей и подразделений. Поскольку правонарушения вредныдля общества, ущемляют интересы граждан и организаций, они запрещеныгосударством. Таким образом, вред – непременный признак каждого правонарушения.Характер вреда может различаться по объекту, размеру и другим признакам, ноправонарушение всегда несет социальный вред. Вред может иметь материальный илиморальный характер, быть измеренным или неизмеренным, восстановимым или нет,более или менее значительным, ощущаемым отдельными гражданами, коллективами иобществом в целом.5
5.Правонарушение влечет за собой применение к правонарушению мер государственноговоздействия.16 Все правонарушения по степени их общественнойопасности подразделяются на два вида: проступки и преступления.
Проступки– это такие правонарушения, которые характеризуются меньшей степеньюобщественной опасности по сравнению с преступлениями и посягают на отдельныестороны правового порядка, существующего в обществе. К ним относятся:дисциплинарные, административные и гражданские правонарушения. Разграничениепроступков осуществляется в зависимости от сферы тех общественных отношений,которым причиняется вред в результате противоправного поведения.
Преступленияминазываются общественно опасные виновные деяния, предусмотренные уголовнымзаконодательством (УК РФ и законодательствами, вносящими в него дополнения иизменения). Поэтому любое деяние, подлежащее уголовному суду, считаетсяобщественно опасным.
Запреступления применяются наказания – наиболее строгие меры государственногопринуждения, существенно ограничивающие правовой статус лица, признанноговиновным в совершении преступления (лишение или ограничение свободы, длительныесроки исправительных работ или лишения каких-либо специальных прав, высокиештрафы и др.). За особо опасные преступления предусмотрена исключительная меранаказания – смертная казнь. Уголовное наказание применяется не только засовершение преступления, но и за покушение, приготовление, соучастие, а понекоторым составам – за укрывательство и недонесение о преступлении. Однакопрактика показала, что лишение свободы, как основная мера уголовного наказания,недостаточно эффективна для исправления и перевоспитания осужденных, посколькусреди отбывших это наказание высок рецидив.
Надо заметить,что определяя степень общественной опасности, используют следующие критерии:
а) Значимостьрегулируемого правом общественного отношения, ставшего объектомпротивоправного посягательства. Объектом преступных посягательств является,как правило, наиболее важные общественные отношения, интересы, блага. Этопрежде всего жизнь и здоровье человека, его честь и достоинство, собственность,безопасность государства, установленный в нем порядок управления и др.
Такие же сферыотношений, как трудовые, охрана природной среды, транспорт,жилищно-коммунальное хозяйство и некоторые другие менее значимы, а потомупосягательство на них признается законодательством не преступлением, апроступком.
б) Размерпричиненного ущерба.  Если размер причиненного ущерба значителензначителен, то деяние законодательством признается, как правило, преступлением,если нет – проступком. Например, ст. 166 КРФ об административныхправонарушениях признает самоуправство (самовольное, с нарушениемустановленного законом порядка осуществления своего действительного илипредполагаемого права) административным проступком, если оно не причинилосущественного вреда гражданам либо государственным или общественныморганизациям. В случае же причинения этим субъектам существенного вреда, то жедеяние признается уголовным законом преступлением (ст. 200 УК РФ).
в) Способ,время и место совершения противоправного деяния. Неисполнение приказавоеннослужащим, например, в мирное время может быть признано дисциплинарнымпроступком, а в военное время – это тяжкое преступление, наказываемое лишениемсвободы на срок от 3 – до 10 лет. (ст. 239 УК РФ). Незаконное использованиерадиопередающего устройства – это административный проступок (ст. 137 К РФ обадминистративных правонарушениях). Такое же использование устройств вблизиаэродрома, могущее поставить под угрозу безопасность полетов или явившеесяпричиной аварии, будет квалифицированно по ст. 213 УК РФ как преступление.Распространенность определенного вида проступков также резко повышает их общественнуюопасность и может приводить к законодательному «переводу» проступка вразряд преступлений, Уголовный Кодекс пополняется в этом случае новым составомпреступления.
г) Личностьправонарушителя. Проступки в отличии от преступлений, не выражаютобщественной опасности самой личности. Но личность неоднократно нарушающаяюридические нормы, становится общественно опасной и ее последующиеправонарушения расцениваются уже не как проступки, а как преступления. Так,лицо, лишенное в административном порядке водительских прав за управлениетранспортным средством в состоянии опьянения и совершившее вновь аналогичноедеяние (не имея при этом права на управление транспортными средствами),привлекается уже к уголовной ответственности.6    
Наобщественную опасность личности указывают также неснятая и непогашеннаясудимость, состояние алкогольного или наркотического опьянения, признание судомлица особо опасным рецидивистом и т.д.
Проступки, какразновидность правонарушений, крайне неоднородны и в зависимости от сферыобщественных отношений, в которой они совершаются, делятся на административные,дисциплинарные, гражданско-правовые, процессуальные и иные. К иным относятся,например, проступки, предусмотренные колхозным, финансовым, земельным и инымзаконодательством.
Административныепроступки – это противоправное, виновное действие или бездействие,посягающее на государственный или общественный порядок, собственность, права исвободы граждан, установленный порядок управления,  за котороезаконодательством предусмотрена административная ответственность (ст. 10 К РФоб административных правонарушениях). Административный проступок – нарушениеобщеобязательных требований гражданами, должностными лицами, независимо от ихположения и служебной подчиненности. Ответственность за административныйпроступок налагается определенными законом специальными органами, а невышестоящим должностным  лицом или органом по подчиненности. Видами административныхвзысканий за совершенный административный проступок являются: предупреждение,штраф, исправительные работы, административный арест, конфискация предмета,явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административногоправонарушения и т.д.
Дисциплинарныйпроступок -  нарушение рабочими и служащими предприятий, учреждений, иныхорганизаций правил внутреннего трудового распорядка, служебной дисциплины, невыполнение служебных обязанностей. В трудовом законодательстве за совершениедисциплинарного проступка предусмотрены такие виды дисциплинарных взысканий,как замечание, выговор, строгий выговор, перевод на нижеоплачиваемую работу насрок до 3-х месяцев или смещение на низшую должность на тот же срок,увольнение. В довольно многочисленных ведомственных актах о дисциплине,утвержденных высшими органами власти и управления РФ, устанавливаются инекоторые иные виды дисциплинарных взысканий. Например, в некоторых из иныхпредусмотрены такие взыскания, как предупреждение о неполном служебномсоответствии, понижение в классном чине, воинском или специальном звании и др.Привлекает к дисциплинарной ответственности вышестоящий орган или должностноелицо – руководитель.
Гражданско-правовыенарушения (проступки) – нарушение норм права  в сфере имущественных инекоторых личных неимущественных отношений. При нарушении личныхнеимущественных прав мерой ответственности, может быть, например опровержениеответчиком сведений, порочащих честь и достоинство истца. При имущественныхправонарушениях ответственность наступает в виде возмещения убытков, уплатынеустойки, отобрание вещи у должника, признания сделки недействительной и т.д.Привлекают к гражданско-правовой ответственности суд, арбитражные суды,третейский суд.
Процессуальныеправонарушения (проступки) – это нарушения установленной законом процедурыосуществления правосудия, прохождение юридического дела в правоприменительноморгане, вынесения правоприменительного акта. Примером процессуального проступкаявляется неявка свидетеля по вызову производящего дознание лица, следователя,прокурора, суда (ст. 73 УПК РФ). В случае такой неявки суд вправе наложить насвидетеля денежное взыскание (не говоря уже о принудительном приводе). Процессуальнымпроступком будет и неявка в суд подсудимого, за что судом по отношению к немуможет быть изменена мера пресечения (изменение меры пресечения на более суровуюи явиться наказанием за процессуальный проступок). Органом, который привлекаетлицо, совершившее процессуальный проступок, является чаще всего суд либо инойправоприменительный орган.       
Проступкидалеко не равнозначны по степени и размерам вреда, причиненного ими отдельномучеловеку или обществу в целом. В этой связи на страницах печати полтора десяткалет тому назад оживленно обсуждалась идея создания «Кодексапроступков». В этот кодекс предполагалось поместить проступки,представляющие большую степень опасности, чем иные. Идея не была реализована,хотя и плодотворные моменты в ней есть. Кстати, законодательство рядазарубежных стран довольно четко выделяет так называемые уголовные проступки,занимающие промежуточное место между преступлениями и обычнымиправонарушениями. Так, Уголовный кодекс Франции делит преступные действия на 3класса: "преступления (то, что влечет по закону мучительное илипозорящее наказание); проступок (то, что предполагает исправительноенаказание); нарушения (то, за что следует полицейское наказание)."14
Такой подходделает борьбу с правонарушениями более предметной, ибо специализирует группыправоохранительных органов на борьбе с отдельными видами правонарушений ипрежде всего с преступностью.
3. СОСТАВПРАВОНАРУШЕНИЯ.
Правонарушение являетсяюридическим фактом, который влечет возникновение охранительных правоотношений.По своей структуре правонарушение -  сложное образование. Состав правонарушениякак правовое понятие и раскрывает эту сложную структуру. Но что же из себя представляетсостав правонарушения ?
Составправонарушения – это совокупность его элементов. Элементами составаправонарушения являются: объект правонарушения, объективная сторонаправонарушения, субъект правонарушения, субъективная сторона правонарушения.6
Объектправонарушения – это те явления окружающего мира, на которые направленопротивоправное деяние. В теории уголовного права выделяют общий, родовойи непосредственный объекты преступлений. Данная классификация применимак объектам всех правонарушений и вполне может быть воспринята общей теориейправа.
Общийобъект правонарушений – это всегда общественные отношения, охраняемыеправом, той или иной его отраслью. Все люди в обществе, реализуя своисоциальные потребности и интересы, выполняя обязанности, отвечая за своеповедение, вступают в многочисленные и многообразные связи между собой и внеэтих связей не мыслимы. Эти связи и есть общественные отношения. В составеобщественного отношения принято выделять три элемента: участники – т.е.субъекты отношения; их взаимосвязь между собой(взаимное поведение); объект отношения (то, что способно удовлетворятьпотребности субъектов, обеспечивать их совместное безопасное проживание). Навсе эти элементы объекта и может посягать правонарушитель.
Родовойобъект правонарушения – группа однородных общественных отношений, накоторые посягает правонарушитель. В трудовом праве это, например дисциплинатруда, труд молодежи, зарплата и др., в семейном праве – порядок и условия,заключения брака, отношения родителей с детьми и др., в уголовном праве –отношения собственности, порядок управления, правосудие и др. Родовой объектправонарушения, следовательно, конкретизирует общий объект посягательства,указывая на определенные группы общественных отношений, подвергшихся нарушению,и позволяет вычленить их из общей массы общественных отношений, показать, какойотраслью права они регулируются.
 Непосредственныйобъект правонарушения – это конкретные блага, интерес, личность, еездоровье, честь, достоинство, имущество и т.д., на которые посягаетправонарушитель. Непосредственный объект правонарушения детализирует родовойобъект, ибо показывает, что же из его элементов стало предметом посягательства.Таким образом, любое правонарушение посягает одновременно на общий, родовой инепосредственный объекты. Например, административный проступок«уничтожение полезной для леса фауны» посягает на общий объект –общественные отношения в сфере исполнительно-распорядительной (управленческой)деятельности, на родовой объект отношения в области охраны окружающей природнойсреды, на непосредственный объект (предмет посягательства) – полезную для лицафауну.
Объективнаясторона правонарушения – это внешние проявления противоправного деяния.Именно по такому проявлению можно судить о правонарушении – о том, что онопроизошло и какой вред причинило.
Элементамиобъективной стороны любого правонарушения являются следующие:
1. Деяние,т.е. поведение, находящееся под контролем воли и разума человека и выражающеесяв действии или бездействии. Действии, как было нами уже замечено, это активноеповедение человека, бездействие — поведение пассивное. Бездействие будетправонарушением тогда когда лицо обязано было действовать, т.е. выполнять своиправовые обязанности. Обязанность действовать (а не вести себя пассивно) можетвытекать непосредственно из закона (врач не оказал помощь больному, хотя обязанбыл ее оказать, лицо оставило в состоянии, опасном для жизни, другое лицо, хотямогло оказать помощь без риска для себя). Обязанность действовать можетвытекать из договора (по договору капитального строительства подрядчик долженактивно вести строительные работы, а не бездействовать). Также обязанность действоватьможет вытекать из профессиональных обязанностей (сторож обязан был задержатьпроникшего на объект постороннего человека, но не сделал этого; водитель передвыездом из гаража не проверил техническое состояние машины).
2. Противоправностьдеяния, т.е. противоречие его предписаниям юридических норм, а потомузапрещенность правом. Противоправность, т.е. запрещенность деяния законом,выражается трояким образом.
Во-первых,путем прямых запретов («запрещается применение труда женщин на тяжелыхработах и на работах с вредными условиями труда, а также на подземныхработах…» – трудовое законодательство). Во-вторых, путем косвенногозапрета, когда в норме определяется противоправное поведение и устанавливаетсянаказание за его совершение. Это значит, что описанное или просто названноеповедение запрещено законом. По такому типу сформулированы все нормы особеннойчасти уголовного кодекса.
В-третьих,путем изложения в правовой норме положительного, правомерного поведения. В томслучае иной, противоположный вариант поведения является нежелательным и потомузапрещенным. Если, например, по договору купли-продажи продавец обязан передатьпокупателю вещь, а тот продавцу деньги, то это означает, что иной вариантповедения не передача денег и товара запрещен.
3. Вредпричиненный деянием – неблагоприятные и потому нежелательные последствия,наступающие в результате правонарушения. Эти неблагоприятные последствия могутбыть имущественного (утрата имущества, упущенная выгода), неимущественного(оскорбление, клевета), организационного (лишение возможности осуществить своеправо), личного (лишение жизни, причинение ущерба здоровью) и иного характера.
4.Причинная связь между деянием и наступившим вредом. Причинная связь в праве– связь между явлениями, в силу которой одно из низ с необходимостью порождаетдругое (следствие). Для привлечения правонарушителя к ответственностинеобходимо по каждому конкретному делу установить наличие причиной связи междуповедением правонарушителя и причиненным вредом.6 Инымисловами, причиненный вред (смерть, телесные повреждения, материальный ущерб ит.д.) должен быть непосредственным следствием (результатом) неправомерногоповедения. Поскольку в силу взаимосвязи явлений объективного мира причина иследствие нередко могут меняться местами, то при расследовании и рассмотренииуголовных дел, а также другим правонарушениям всегда следует четко установить –предшествовало ли по времени то или иное поведение наступившему результату.Если нет, то нет и причинной связи между ними.
Субъектправонарушения – лицо, совершившее виновное противоправное деяние, т.е.правонарушитель. Не каждое лицо признается субъектом правонарушения, а лишьобладающее деликтоспособностью – способностью отвечать за содеянное.
В основеделиктоспособности лежит дееспособность (т.е. способность своими действиямиосуществлять закрепленные законом права и обязанности). Поэтому недееспособноелицо всегда и неделиктоспособно. Не являются субъектом правонарушения, аследовательно, не привлекаются к юридической ответственности малолетние и лица,признанные судом недееспособными (в гражданском праве) и невменяемыми (вуголовном праве). Полная гражданская дееспособность  (а следовательно иделиктоспособностью) наступает с наступлением совершеннолетия, т.е. подостижении 18-летнего возраста. В уголовном праве в случае совершенияопределенных преступлений – наиболее тяжких – субъектом преступления признаютсялица, достигшие 14- лет. При гражданско-правовых проступках, если онисовершаются малолетними (лицами, не достигшими 15 лет) или недееспособнымилицами, имущественную ответственность несут родители или опекуны, если не докажут,что вред возник не по их вине. Лицо, совершившее преступление и признанноесудом на момент его совершения невменяемым, привлекается не к уголовнойответственности, о подвергается принудительному лечению.
Субъективнаясторона правонарушения. Ее составляет вина. Вина как психическое отношениелица к совершенному правонарушению имеет различные формы. Она может бытьумышленной и неосторожной, а умысел – в свою очередь – прямым и косвенным.
Умыселпроявляется в том, что лицо не только осознает противоправность своего деяния ивозможность наступления в результате его общественно опасных, вредныхпоследствий, но и желает (прямой умысел) или сознательно допускает (косвенныйумысел) возможность наступления этих последствий. Неосторожность как форма виныв Уголовном Кодексе и административном праве делится на преступную небрежностьи преступную самонадеянность.        
При преступнойнебрежности лицо не отдает себе отчета в противоправности своего деяния, непредвидит его последствий, хотя могло и должно было их предвидеть (скажем,рабочий сбросит со строящегося здания остатки строительных материалов и темсамым причиняет увечье прохожим). При самонадеянности лицо осознаетпротивоправность своего деяния, предвидит его вред и опасный результат, нолегкомысленно рассчитывает его предотвратить (например, водитель автомашины наскользкой дороге значительно превышает скорость, зная что этого делать нельзя ипредвидит возможные последствия, но надеется, что его профессионализм позволитизбежать аварии).
В гражданскомправе принято различать грубую неосторожность и легкую неосторожность.
Кроме вины какглавного элемента в субъективную сторону правонарушения включаются также мотив– внутренее  побуждение к правонарушению и цель – конечный результат, ккоторому стремиться правонарушитель, совершая противоправное деяние. С винойтесно связано понятие казуса. Казус (случай) – это есть факт, которыйвозникает не в связи с волей и желанием лица. Казус может быть фактом природныхявлений (наводнение, пожар), результатом поведения других людей. Но всегда онпредставляет собой невинное причинение вреда, хотя по некоторым своимформальным признакам случай подпадает под понятие правонарушения. Будучи лишенвины (умышленной или неосторожной), он не влечет ответственности лица, по отношениюк которому рассматривается.       
       
   
4. РОЛЬ ОВД ВБОРЬБЕ С ПРАВОНАРУШЕНИЯМИ.
В настоящее время весьмаостро поставлен вопрос об искоренении правонарушений во всех сферахобщественной жизни, о необходимости усиления ответственности за соблюдениеобщегосударственных, общенародных интересов, решительной борьбы противнарушений государственной и трудовой дисциплины.
Одно изцентральных мест в системе правоохранительных органов Российской Федерациизанимают Органы Внутренних Дел, которые обеспечивают значительный объем работыпо охране общественного порядка, укреплению, защите прав и свобод человека,охране законных интересов государственных и негосударственных предприятий,организаций различных форм собственности и трудовых коллективов, по борьбе спреступностью и иными правонарушениями.
Положением оМинистерстве внутренних дел РФ, утвержденным Указом Президента РФ от 18 июля1996 года, на МВД возлагаются основные задачи:
— разработка ипринятие в пределах своей компетенции мер по защите прав и свобод человека игражданина, защите объектов  независимо от форм собственности, обеспечениюобщественного порядка и общественной безопасности;
— организацияи осуществление мер по предупреждению и пресечению преступлений иадминистративных правонарушений, выявлению и расследованию преступлений; 
— обеспечениеисполнения уголовных наказаний;
— руководствоОВД и внутренними войсками в целях выполнения возложенных на них задач ипринятие мер по совершенствованию их деятельности;
— совершенствование нормативной правовой основы деятельности ОВД и внутреннихвойск, обеспечение законности в их деятельности и некоторые другие.13
Систему ОВДвозглавляет Министерство внутренних дел РФ. Основными структурнымизвеньями этой системы являются министерства внутренних дел (МВД) республик,главные управления внутренних дел (ГУВД) и управления внутренних дел (УВД)краев, областей и других субъектов РФ, управления (отделы) внутренних дел нажелезнодорожном, воздушном и водном транспорте (УВДЖ, ОВДТ), региональныеуправления по борьбе с организованной преступностью (РУОН). Кроме того, вструктуру МВД входят также следственный комитет, Главное управлениегосударственной противопожарной службы (ГУПС), Главное управление исполнениянаказаний (ГУИН), образовательные учреждения и др.9
Правовойосновой деятельности МВД являются: Конституция РФ, федеральные законы, актыГосДумы, указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряженияПравительства РФ, принципы и норму международного права, международные договорыРФ, Положение о Министерстве внутренних дел РФ, а также приказы, инструкции идругие нормативные акты МВД РФ.
Своюдеятельность МВД РФ строит в соответствии с принципами уважения и соблюденияправ человека и гражданина, законности, гуманизма, гласности, взаимодействия сорганами государственной власти и управления, общественными объединениями,гражданами, средствами массовой информации.
Работе пораскрытию, расследованию и предупреждению преступлений и правонарушений взначительной степени помогают формируемые и ведущиеся министерствомобщереспубликанские справочно-информационные фонды и учеты, автоматизированныебанки данных (АБД), крайне необходимые для эффективной деятельности ОВД. На этоже направлена и организованная ведомственная статистика преступлений и административныхправонарушений.
Необходимозаметить, что в настоящее время резко возросло количество правонарушений,совершаемых несовершеннолетними, молодежью. Им в большинстве своем совершаютсяквартирные кражи, грабежи, разбои, уличные правонарушения. Именно поэтомувнимание к несовершеннолетним, молодежи должно быть резко усиленно, особенно вплане предупреждения правонарушений. На сегодняшний день обостряютсяобщественные противоречия, что сразу же сказывается на преступностинесовершеннолетних. Молодежь является составной частью народа, испытывает егопостоянное идеологическое и общественно-политическое влияние. Молодые люди всилу особенностей своего возраста имеют специфическийсоциально-психологический  склад, выражающийся в повышенной эмоциональности,острой восприимчивости, впечатлительности. Очень точно была подмечена сутьпроцесса профилактики правонарушений Ветровым В.И.: «Профилактикаправонарушений и иных отклонений от норм поведения представляет собойорганизованный процесс, в котором есть четко сформулированная цель – недопустить конфликта молодого человека с законом, определить задачи, найти своевыражение во всей совокупности общественных проблем, связанных с сознательнымформированием личности и стимулировании поиска путей их решения, наметитьконкретные пути и средства воздействия на человека».1 
Профилактикаправонарушений, и прежде всего индивидуальная, требует глубочайшегопроникновения во внутренний мир личности молодого возраста, в механизм развитиячувств, привычек, мышления, воли. Эффективность организации и осуществленияиндивидуальной профилактической работы с указанной категорией лиц зависит вомногом от знания условий индивидуальной жизни, психологических особенностейкаждого из них, конкретного характера антиобщественных взглядов и устремлений.
Благоприятныеусловия для правонарушений и антиобщественных поступков несовершеннолетнихсоздает низкий моральный облик родителей. Так, например, в семьяхродителей-алкоголиков, подростки становятся свидетелями аморальных поступков иони, как правило, внутренне подготовлены к антиобщественному поведению ипроявляют аморальные тенденции. В структуре преступности несовершеннолетнихгрупповые преступления занимают значительный удельный вес и обладают большойобщественной опасностью. Групповая агрессивность, озлобленность, ожесточенностьподростков становится все более примитивной чертой микросреды по месту жительства.Членами таких группировок чаще всего становятся лица «вытолкнутые» изформальных сообщностей: семьи, школ, трудовых коллективов. Самое главное вовремяоценить сложившуюся обстановку и предпринять эффективные меры по еестабилизации. Проблема профилактики безнадзорности и правонарушенийнесовершеннолетних на сегодняшний день является одной из острых проблем.Основным документом, регламентирующим работу в данном направлении являетсяФедеральный Закон «Об основах системы профилактики безнадзорности иправонарушений несовершеннолетних» принятый Государственной Думой 2 июня1999 года, одобренный Советом Федерации 9 июня 1999 года.15      
В систему профилактикибезнадзорности и правонарушений несовершеннолетних входят: комиссии по деламнесовершеннолетних; органы управления, социальной защиты населения; органыуправления образованием; органы опеки и попечительства; органы по деламмолодежи; органы управления здравоохранением; органы службы занятости и наконецОрганы Внутренних Дел.
Активноеучастие в предупреждении и профилактике правонарушений несовершеннолетнихпринимают Органы Внутренних Дел, которые оказывают в этих целях необходимоесодействие:
— подразделениямпо делам несовершеннолетних Органов Внутренних Дел;
— центрамвременной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей ОВД;
— подразделениям криминальной милиции ОВД и др.
Основной цельюпроводимой профилактической работы с несовершеннолетними является –переориентация, разобщение или прекращение антиобщественной деятельностиасоциальных групп несовершеннолетних, поставленных на учет.
Можновыделить ряд этапов в проводимой работе:
1 Этап– инспекция по делам несовершеннолетних обязана выявлять группынесовершеннолетних антиобщественной направленности и устанавливать важнейшиекачественные характеристики (состав участников, лидеров, активных участников,места сбора, объекты, где совершаются правонарушения и т.п.)
В качествеисточников информации можно использовать данные статистики правоохранительныхорганов, данные оперативно-розыскной службы, информации, поступающую отнаселения, государственных и общественных организаций и т.д.
2 Этап– постановка групп на учет путем заведения учетно-профилактических дел (УПД).Основание постановки этих групп на учет наличие в них подростков, на которыхимеются материалы об антиобщественном характере их связей и которые могут бытьпоставлены на индивидуальный учет в ОППН (отделе по профилактике преступленийнесовершеннолетних) УПД заводится инспектором, в зоне обслуживания которогопроживает большинство  участников или лидер групп. В случае заведения УПД нагруппу к нему приобщатся и УПК (учетно-профилактические карточки) ранее заведенныена участников групп.
3 Этап– оказание на группу профилактического воздействия. Этот этап предполагает:
— разъяснениенесовершеннолетним, входящим в группы и их родителям требований, нормнормативных актов, регламентирующих ответственность за групповое нарушениеобщественного порядка;
— использование предупреждения конфликтов между различными группами подростковличных встреч и бесед;
— принятие мерпо пресечению случаев отрицательного влияния на подростков лидеров группы;
— внесение принеобходимости предложений следователю об изменении на более строгие мерыпресечения в отношении активных участников антиобщественных формирований,совершивших преступления; подготовка материалов для изоляции этих лиц путемнаправления в спец-учреждения, отмены уголовного осуждения, отсрочки исполненияприговора.
4 Этап– снятие групп с учета. Существует три основания прекращения УПД на группунесовершеннолетних:
а) если вселица, входящие в группу сняты с индивидуального профилактического учета(исправление, достижение 18 лет, истечение срока отсрочки исполнения приговораосуждения и т.д.)
б) если всеучастники группы прекратили антиобщественное поведение в ее составе;  
в) если группаразобщена.
В тех случаях,когда отдельные участники разобщенной группы продолжают совершатьправонарушения на каждого их них возобновляется УПД или УПК.
В делепрофилактики правонарушений и преступлений несовершеннолетних, особенномассовых хулиганских проявлений со стороны территориальных подростковыхгруппировок важное значение имеет постоянное взаимодействие подразделений попрофилактике преступлений несовершеннолетних, участковых инспекторов милиции,дежурных частей, следственных подразделений. Нужно постоянно анализироватьоперативную обстановку на участке, изучать тенденции и особенности структуры,динамики правонарушений несовершеннолетних, место, способы, время ихсовершения, социально-психологические особенности виновных и т.д.12На практике те подразделения по профилактике преступлений несовершеннолетнихориентированы преимущественно на одну форму профилактики-контроля за поведениемподростков, стоящих на учете. При проведении профилактических бесед снесовершеннолетними и их родителями работники учитывают особенности характера,темперамента несовершеннолетних, их настроение во время беседы. Ведь взависимости от темперамента на один и тот же факт подростки реагируют поразному, большое значение имеет общий интеллектуальный и культурный уровеньподростков, система мотивов.
Помимопрофилактических бесед с правонарушителями работники ОВД предпринимают и другиемеры по пресечению правонарушений. Так, например, работники (инспектора)ОППН-отдела по профилактике преступлений несовершеннолетних регулярноорганизуют рейды в местах скопления молодежи (дискотеки, рынки и др.) с цельювыявления лиц, нарушающих нормы права и предупреждения совершения имипреступления.
Таким образом,общая криминогенная обстановка в стране на прямую зависит от того какфактически выполняют свои обязанности работники Органов Внутренних Дел, которыепризваны активно бороться с правонарушениями и проводить профилактическуюработу.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Таким образом, насегодняшний день проблема профилактики правонарушений остается в юридическойнауке столь же сложной и противоречивой, как и раннее. Наиболее важнойпроблемой борьбы с правонарушениями является их предупреждение, устранениепричин и условий, порождающих вредные и опасные для общества деяния илиспособствующие их совершению. Правонарушение нельзя искоренить, борясь только непосредственно с ними, но существенно уменьшить их количество можно и должно.
Надо заметить,что иными стали совершаемые в нашей стране правонарушения. Появилисьопределенные тенденции:
1. Средиправонарушений резко возросло количество преступлений. При этом они становятсяисключительно циничными и жестокими, нередко сопровождаются истязаниями ипытками жертв.
2. Резковозросло количество правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, молодежью.
3. Появилисьновые виды правонарушений (например -  рэкет, похищение людей с целью выкупа ит.д.).
4. Преступностьприобрела профессиональный, организованный и в определенной мере, международныйхарактер. Для стабилизации сложившегося положения необходимо прежде всеговыявить причины правонарушений.
На мой взглядосновными причинами правонарушений в современном обществе являются следующие:
1. Низкийуровень материальной жизни населения, в связи с нестабильностью и упадкомэкономики, гиперинфляцией при низкой заработной плате.
2. Низкийуровень правовой культуры граждан. Правовая культура гражданинапредполагает не только знание им правовых норм, но и ставшее внутреннимубеждением стремление их исполнять. К сожалению значительная часть российскогонаселения устойчивой привычкой к законопослушанию, к соблюдению правовых нормне обладает.
3. Кризисморали. На смену господствовавшей десятилетиями морали советского обществаприходит новая мораль. Эгоизм, равнодушие к другим людям, социальная апатия,цинизм, жестокость стали нормой жизни для многих наших сограждан. Определеннуюнегативную роль играют и некоторые средства массовой информации, в последниегоды все более воспевающие культ насилия и секса, пьянство, наркоманию ипроституцию.
Также одной изпричин совершения правонарушений является ложное понимание демократическихпреобразований как вседозволенности; культ наживы, алчность, пренебрежениенормами общественной морали и нравственности,  правовой нигилизм.
Определив итщательно изучив причины совершения правонарушений мы можем осуществлятьпрофилактику правонарушений на более высоком уровне. 
По окончанииисследования мною были сделать следующие выводы:
1. Высокийуровень правонарушений в стране и постоянный их рост говорят о том, чтоправоохранительные органы работают пока еще неэффективно, не проявляют должнойответственности и наступательности в борьбе с преступностью, не оперативнореагируют на появление новых форм и видов правонарушений, уступают преступникамв технике, средствам связи и защиты.
2. На мойвзгляд, для повышения эффективности профилактической работы в первую очередьнеобходимо, чтобы любые негативные проявления индивидуального поведения получалисвоевременную правовую оценку, адекватную и пропорциональную степени ихопасности.    
 
 
ЛИТЕРАТУРА.
1. Ветров В.И.Профилактика правонарушения среди молодежи. – М. Юрид. лит. 1985 г.
2. ДенисовЮ.А. Общая теория правонарушения и ответственности (социологич. и юр. аспекты)Л. ГГУ 1983 г.
3. КудрявцевВ.Н. Закон, поступок, ответственность М.: Наука, 1986 г.
4. КудрявцевВ.Н. Причины правонарушений М., 1972 г.
5. Малеин Н.С.Правонарушение: понятие, причины, ответственность. М.: Юр. лит-ра, 1985 г.
6.   Общаятеория права: Курс лекций под ред. проф. Бабаева В.К. Н-Новгород, 1993 г. 
7.   Общаятеория права: Учеб-к для юрк-х вузов /под общ. ред. проф. А.С.Пиголкина 2-еизд-е М., Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана 1998 г.
8. Общая теория права:Учеб-к для юрк-х вузов /под общ. ред. проф. А.С. Пиголкина. 2-е издание М.:Изд-во МГГУ им. Н.Э. Баумана, 1998 г.
9. Организацияи деятельность органов внутренних дел. Сб. норм. актов. Сост-ль Р.Н. Рябцев.М., 1994 г.
10. ОксамытныйВ.В. Правомерное поведение личности: Автореф. дисс. д-ра юрид. наук Киев, 1990г.
11. Основыгос-ва и права. Уч. пособие. /под общей ред. доктора юр. наук проф-ра КомароваС.А. М.: Манускрипт, Остожье, 1998 г.
12. ПерекрестовВ.Н. Борьба с социально-негативным поведением как способ предупрежденияпреступности. Ростов н/Д. 1999 г. авт. реф.
13 Положение оМВД РФ (1996 г.)
14.Преступление и наказание в Англии, США, Франции, ФРГ, Японии. М., 1991 г.
15. ФЗ«Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушенийнесовершеннолетних» (принят ГосДумой 2 июня 1999 г.)
16. ХропанюкВ.Н. Теория гос-ва и права: Учебное пособие для выс-х учеб-х зав-й /под ред.В.Г. Стрекозова. М., 1995 г./


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.