Правовое государство.
Права и свободы человека и гражданина
Аттестационная работа
ученицы 11'а' класса
ГОУ школы № 311 СВОУО г.Москвы
Бочарниковой Анастасии2005 год
План
1.
2.
3.
Теория правового государства возникла как антипод произволу, абсолютизму,деспотии, полицейщине и вызревала в умах великих мыслителей, опиравшихся намировую политическую практику и стремившихся поставить государство на службународу. В противовес всевластию государства в новое время возникла идея гражданскогообщества.
В наиболее полном виде концепцию гражданского общества разработалнемецкий философ Г.Гегель. Он определял гражданскоеобщество как связь (общение) лиц через систему потребностей и разделениетруда, правосудие, внешний порядок (полиция и т.п.).
В современной науке и практике гражданскоеобщество – это сфера самопроявления свободных граждан и добровольносформировавшихся ассоциаций и организаций, огражденных соответствующимизаконами от прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороныгосударственной власти. В пределах гражданского общества индивиды имеютвозможность реализовать свои частные интересы и осуществлять индивидуальныйвыбор.
Таким образом, понятия гражданское общество и государство отражаютразличные стороны жизни общества, противостоящие друг другу. Составляющейосновой гражданского общества является свободный, самостоятельный иполноправный гражданин. Однако для нормального функционирования гражданскогообщества необходимы и другие предпосылки, такие как:
· экономические(частная собственность, многоукладная экономика, свободный рынок иконкуренция);
· социальные(большой удельный вес в обществе среднего класса);
· политико-правовые(юридическое равенство всех граждан, полное обеспечение прав и их защита,децентрализация власти, политический плюрализм);
· культурные(обеспечение права человека на информацию, высокий образовательный уровеньнаселения, свобода слова) и др.
На первом этапе (XVI – XVII вв.) появляется буржуазная этика, то естьскладываются экономические и политические предпосылки и происходит переворот вобщественной идеологии. В XVIII – XIX вв. гражданское общество формируется внаиболее развитых странах Европы и в США в виде капитализма свободнойконкуренции. Основу политической жизни составляют принципы и ценностилиберализма. В XX веке происходят значительные изменения в социальной структуре(превращение среднего класса в основную социальную группу) и идет процессстановления правового социального государства. Как видно из вышеизложенного,процесс этот длительный и сложный.
Гражданское общество функционирует на нескольких уровнях: производственном, социально-культурном иполитико-культурном. На первом уровне граждане создают ассоциации илиорганизации (частные, акционерные предприятия, профессиональные объединения)для удовлетворения своих базовых потребностей в пище, одежде, жилье; на втором уровне– для удовлетворения потребностей в духовном совершенствовании, в знаниях,информации, общении и вере создают такие общественные институты как семья,церковь, средства массовой информации, творческие союзы; третий уровеньсоставляют политико-культурные отношения, в которых реализуются потребностиграждан в политической деятельности в виде создания партий и политическихдвижений – элементов политической системы общества.
Конец XX века приблизил человечество к реальному воплощению идеиправового государства, концепцию которого наиболее полно вслед за Аристотелем,Платоном и Гегелем раскрыли И.Кант и Ш.Монтескье.
Кант, создавая целостное учение о правовом государстве, полагал, чтоисточником развития государства является социальный антагонизм. В обществесуществует противоречие между склонностью людей жить сообща, с одной стороны, инедоброжелательностью и эгоизмом – с другой. Разрешение этого противоречия, тоесть равноправия всех членов общества, по мнению Канта, возможно лишь вусловиях всеобщего правового гражданского общества, управляемого правовымгосударством. Последнее представляет собой державноесоединение воли лиц, образующих народ. Им же формируется законодательнаявласть. По Канту исполнительная власть формируется законодательной, а саманазначает судебную власть. Такая структура власти, как считал Кант, не толькообеспечивает разделение властей, но и их равновесие.
Современная юридическая наука называет правовым такое государство,которое во всей своей деятельности подчиняется праву, функционирует вопределенных законом границах, обеспечивая правовую защищенность своих граждан.
Признаками правового государства являются:
1) верховенствозакона, «связанность» государства законом – все государственныеорганы, должностные лица, общественные объединения, граждане в своейдеятельности должны подчиняться требованиям закона. В свою очередь законы втаком государстве должны быть правовыми, то есть
·
·
·
·
2) соблюдение иохрана прав и свобод человека – государство должно не только провозгласитьприверженность этому принципу, но и закрепить фундаментальные права человека всвоих законах, гарантировать их и реальнозащищать на практике;
3) последовательнопроведенный принцип разделения властей, создание системы «сдержек» и«противовесов», взаимоограничение и взаимный контроль друг за другомвсех ветвей власти;
4) взаимнаяответственность государства и гражданина – за нарушение закона должнаобязательно последовать ответственность, невзирая на личность правонарушителя.Гарантией этого принципа выступает независимый суд.
Предпосылками (основой) создания ифункционирования правового государства служат:
1)
2)
3)
4)
5)
Среди различных регуляторов общественных отношений (мораль, обычаи,традиции, нормы общественных организаций) особое место занимает право. В юридической науке наряду спонятием «право», то есть возможностью индивида обладать определеннымблагом, связанным с активной государственной деятельностью, используется итермин «свобода». Вместе с тем, между правом и свободой имеютсяопределенные различия: термин «свобода» означает более широкиевозможности индивида, который не преследует цели получения конкретногосоциального блага, а удовлетворяет тот или иной род потребностей.
Иными словами, свободу человекаможно определить как широкие возможности индивида удовлетворить тот или инойрод потребностей, не обращаясь за помощью к государству. Например, понятие«свобода совести и вероисповедания» выражает религиозные потребностилюдей. Для этого они создают религиозные объединения и участвуют в ихдеятельности. Роль государства сводится к тому, чтобы не мешать пользоватьсяуказанной свободой. А если, например, рассмотреть «право на труд», тоесть конкретное притязание на рабочее место или должность, то в данном случаедля реализации этого права государство должно проводить политику потрудоустройству, подготовке и переподготовке кадров.
Права человека, охватывающие сферу личной, семейной и другой частнойжизни, не подконтрольны государству. Они распространяются на каждого человека.Они неотчуждаемы и принадлежат людям от рождения. Они вненациональны,существуют независимо от закрепления в законодательных актах государства иявляются объектом международно-правового регулирования и защиты. В то же времяправа гражданина охватывают сферу его отношений с государством.
И какого бы права мы впредь не касались необходимо сослаться на ряд международныхдокументов, регулирующих отношения прав личности:
· Организация Объединенных наций приняла рядмеждународных договоров и других документов, которые имеют обязывающий характердля участников договоров и присоединившихся к ним государств;
·
·
·
·
·
В большинстве развитых стран раздел о правах и свободах личности занимаетзначительную часть их Конституций, так как заимствованы из текста ВсеобщейДекларации.
Стремление России в полном объеме учитывать в законодательстве и соблюдатьна практике права человека выражено в принятии Декларации прав человека игражданина (1991 г.) и Конституции Российской Федерации (1993 г.).
В Конституции закреплены следующие праваи свободы:
· личные (определяют статус человека как биосоциальногоорганизма): право на жизнь,достоинство личности, на свободу и личную неприкосновенность, на частнуюжизнь, неприкосновенность жилища, право определять и указывать свою национальнуюпринадлежность, право на свободу передвижений и места жительства, свободу совестии вероисповедания, свободу мысли и слова;
· политические права и свободы (определяют статусчеловека как субъекта политической общности – государства): свобода печати и информации, правона объединение, право на мирные собрания и публичные манифестации, правоучаствовать в управлении делами государства, право избирать и быть избранным,равный доступ к государственной службе, право участвовать в отправлении правосудия,право обращений;
· экономические, социальные и культурные праваи свободы (определяют статус человека как субъекта трудовой деятельности,члена гражданского общества, участника культурной жизни): право на экономическуюдеятельность, право частной собственности, трудовые права и свободы (свободатруда, право на труд, на забастовку, на отдых и др.), защита материнства,детства и семьи, право на социальное обеспечение, право на жилище, право наохрану здоровья и медицинскую помощь, право на благоприятную окружающую среду,право на образование, свободу творчества, право на участие в культурной жизни.
Следуя принципу равенства прав и обязанностей, Конституция РФзакрепляет следующие обязанности человека и гражданина:
• соблюдение Конституции и законов,
• уважение прав и свобод других лиц,
• забота о детях и нетрудоспособных родителях,
• уплата установленных законом налогов и сборов,
• сохранение природы и окружающей среды,
• защита Отечества.
Конституция гарантируетсоблюдение прав и свобод, о чем свидетельствует закреплениеследующих положений:
· — обязанность государства;
· — на основании Закона «Об оружии» (впределах необходимой обороны и крайней необходимости);
·
·
·
· их ограничения.
Различают два понятия: «права человека» и «правагражданина».
Права человека являются исходными, они принадлежат всем людям отрождения независимо от того, являются ли они гражданами государства, в которомживут, или нет.
Права гражданина включают в себя те права, которые закрепляютсяза лицом только в силу его принадлежности к государству (гражданство).
Таким образом, каждый гражданин того или иного государства обладает всемкомплексом прав, относящихся к общепризнанным правам человека, а также всемиправами гражданина, признаваемыми в данном государстве.
Права гражданина предполагают возможность участия в государственныхделах, в выборах высших и местных органов государственной власти, допуска всвоей стране к государственной службе. Лица, не имеющие гражданства, этих,прав в данном государстве не имеют.
Гражданство— это устойчивая правовая связь человека сгосударством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная напризнании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека.
Признавая неотчуждаемость прав человека и гражданина, Конституция РФ в ч.3ст.55 предусматривает возможность их ограничения в целях защиты основконституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересовдругих лиц, обеспечения обороны и безопасности государства. Мера этойответственности в российском праве четко не установлена. В то же время вмировой конституционной теории и практике признано, что она может иметь местотолько в условиях чрезвычайного положения. Международный пакт о гражданских иполитических правах (ст.4) позволяет применение ограничений, но требует отгосударства-участника официального объявления и сообщения об этом другимгосударствам.
В связи с таким положением, Президент России В.В.Путин в ПосланииФедеральному Собранию в 2005 году четко обозначил, что страна будет двигатьсянавстречу ценностям свободы и демократии, к созданию открытого общества (тоесть правового общества) равных возможностей, но безусловно в рамкахдействующих законов на основе права.
Каковы же основные признаки права? Это, прежде всего:
·
·
· — конкретных правилах поведения);
·
·
Право осуществляет регулятивную и охранительную функции вобществе.
Особенности регулятивной функции заключаются в установлениимоделей поведения субъектов правоотношений. Регулятивная функция правапризвана закреплять и изменять права и обязанности субъектов, определятькомпетенцию государственных и муниципальных органов и полномочия должностныхлиц, устанавливать условия возникновения, изменения и прекращенияправоотношений.
Охранительная функция права направлена на защиту прав и законныхинтересов участников правоотношений и реализуется посредством установленияправом запретов и процессуальных норм, позволяющих субъектам права вустановленном законом порядке отстаивать свои права.
Право призвано регулировать общественные отношения, однако не всеобщественные отношения подлежат правовому регулированию. Так, например, неохватываются правом такие категории, как добро, зло, совесть, моральный долг,общественное мнение. В связи с этим право, являясь мощным социальным регулятором,в системе социальных норм занимает лишь свое определенное место, посколькуобщественные отношения, не охваченные правовыми нормами, регулируютсяэтическими (моральными) нормами, нарушение которых влечет негосударственно-правовое, а лишь общественное воздействие. Таким образом,общественные (социальные) нормы и нормы права соотносятся между собой какцелое и часть.
Существует также обычное право в виде системы норм, правилповедения, основывающихся на обычаях.
Право возникло вместе с государством, когда сложившиеся в человеческомобществе нормы обычаев были возведены в ранг акта, исходящего от государства,которое обеспечивало его действие и наказывало за его неисполнение.
Данное понимание права возникло как симбиоз основных теорий права,представители которых выделяли в праве как общественном институте одну из черти считали, что она, доминируя над другими, является определяющей для права вцелом.
Сторонники естественно-правовой теории, сложившейся в эпохубуржуазных революцийXVII– XVIII вв. (Гоббс, Локк, Радищев) в рамках даннойдоктрины разделяли право и закон, считая, что наряду с законами, то естьпозитивным правом, принимаемым государством, существует высшее, подлинное,естественное право, свойственное человеку от рождения. Источником правчеловека они считали не законодательство, а саму человеческую природу, посколькуестественные права приобретаются не в результате акта государства, а отрождения.
Представители исторической школы праваXVIII – XIX вв. (Гуго, Савиньи, Пухта) считали, что право– это историческое явление, которое невводится по чьему-либо указанию, а развивается постепенно и стихийно. Подправом они понимали в первую очередь правовые обычаи, а законы рассматривалилишь как производное от них. Сторонники исторической школы отрицали правачеловека, поскольку правовые обычаи, которые легли в основу первыхзаконодательных актов, не отражали никаких естественных прав человека.
Нормативистская теория права, сложившаяся в XX веке,представленная Штаммлером, Новгородцевым и Кельзеном, утверждала, что правопредставляет собой пирамиду норм, на вершине которой находится основная(суверенная) норма, принятая законодателем, на основе которой строятся все иные(низшие) юридические нормы, которые не должны противоречить данной сувереннойнорме. Кроме того, нормативисты считали, что юридическая наука должна изучатьправо в чистом виде, вне связи с политическими, социально-экономическими ииными факторами.
Представители марксистской теории праваXIX – XX вв. (Маркс, Энгельс, Ленин и др.) понимали право каквозведенную в закон волю господствующего класса, что позволяет собственникамсредств производства удерживать власть в обществе.
Психологическая теория права (конецXIX - начало XX в.),представленная трудами Петражицкого, Росса, Рейснера, сущность права выводит неиз деятельности законодателя, а из психологических закономерностей— правовые эмоции людей (например, переживанияпо поводу неисполнения обязанностей), названные интуитивным правом, котороеопределяет и право вообще.
Социологическая теория права, окончательно сложившаяся вXX веке (Эрлих, Муромцев и др.), считала, что правовоплощается не в естественных правах и законах, а именно в реализации законов.Исходя из этого, сторонники данной школы права под правом понимали юридическиедействия, юридическую практику, правопорядок, применение законов, чтопозволило назвать эту теорию— «теориейживого права».
В зависимости от характера защищаемого общественного отношения правоподразделяется на публичное и частное. Данное подразделениеправа было выявлено еще древнеримским юристом Ульпианом, который отмечал, чтопубличное право относится к пользе государства, то есть защищаетгосударственные интересы и интересы общества в целом. Частное же право,защищает интересы частного лица как отдельного субъекта.
К отраслям частного права относятся: гражданское, трудовое и семейноеправо, а к отраслям публичного— всеостальные, в том числе: конституционное право (отрасль права,регулирующая отношения, связанные с установлением конституционно-правового статусаличности, формированием и функционированием органов государственной власти,определяющая территориальное устройство государства); административноеправо (отрасль права, регулирующая отношения, возникающие в сфереосуществления исполнительной власти и устанавливающая ответственность за совершениеадминистративных правонарушений); уголовное право (отрасль права,регулирующая отношения, возникающие в связи с совершением преступлений).
Отрасли права составляют систему права определенного государства— национальную систему права или национальноеправо. Развитие международных отношений показало необходимостьсуществования вместе с национальным правом и международного права, подкоторым понимается согласованная воля государств, как правило, выраженная вмеждународных конвенциях.
В свою очередь, национальные системы права, обладающие общимипризнаками, образуют правовые семьи, которыми являютсяромано-германская, англо-американская и семья традиционного права.
Теперь остановлюсь на системе права и ее элементах.
Норма права (юридическаянорма, правовая норма)—общеобязательное, формально определенное правило поведения, установленное иобеспечиваемое государством и направленное на урегулирование общественныхотношений. Норму права можно представить как своеобразную первоначальнуюединицу, из которых складывается вся система права.
Структура юридической нормы представлена гипотезой, диспозицией исанкцией. Гипотеза естьусловие (обстоятельство) действия нормы права, диспозиция— содержаниеповедения субъекта, санкция— наказание.
Другими словами, в диспозиции указывается правило поведения (права иобязанности) в случае наступления обстоятельства, предусмотренного в гипотезе.Так, например, в ст.274 УК РФ «Нарушениеправил эксплуатации ЭВМ… лицом, имеющим доступ к ЭВМ… (диспозиция),если это деяние причинило существенный вред (гипотеза),— наказывается лишением права… либообязательными работами на срок… (санкция)».
Существует несколько классификаций правовых норм(см. Приложение).
В зависимости от их функциональнойроли они разделяются на:
· исходные нормы или нормы-принципы,которые определяют основы правового регулирования общественных отношений, егоцели, задачи, пределы, направления (это, например, декларативные нормы,провозглашающие принципы; дефинитивные нормы, содержащие определенияконкретных юридических понятий);
· общие нормы, которые присущи общей частитой или иной отрасли права и распространяются на все или большую частьинститутов соответствующей отрасли права;
· специальные нормы, которые относятся котдельным институтам той или иной отрасли права и регулируют какой-либоопределенный вид общественных отношений с учетом присущих им особенностей.
В зависимости от предмета правовогорегулирования (по отраслевой принадлежности) они разделяются на конституционные,гражданские, административные, земельные.
В зависимости от их характера — на материальные (конституционные, уголовные, гражданско-правовые,экологические) и процессуальные (уголовно-процессуальные,гражданско-процессуальные).
В зависимости от формывыражения диспозиции выделяют нормы:
· управомочивающие (то естьустанавливающие, что можно делать);
· обязывающие (содержащие предписания, чтонужно делать);
· запрещающие (устанавливающие, что нельзяделать).
В зависимости отобязательности исполнения, содержащегося в юридической норме правила,правовые нормы подразделяются на:
· императивные (выражающие волюзаконодателя в категоричной форме и не предусматривающие усмотрения сторонправоотношения);
· диапозитивные (предусматривающиеусмотрение сторон при регулировании правоотношения), поощрительные(стимулирующие социально полезное поведение); рекомендательные (предлагающиенаиболее приемлемый для государства и общества вариант поведения).
Норма права является первичным элементом системы права, под которой понимается внутренняя структураправа, состоящая из взаимосогласованных норм, институтов, подотраслей иотраслей права. Все эти элементы тесно связаны между собой, составляют единоецелое.
Например, п.1 ст.209 Гражданского кодекса РФ устанавливает, чтособственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.Эта правовая норма является составной частью института «Правасобственности». Институт «Права собственности» входит вподотрасль «Вещное право», которая вместе с другими подотраслямисоставляет одну из ведущих отраслей в системе права РФ, а именно— «Гражданское право».
Отрасли права, в свою очередь, подразделяются на отрасли материального ипроцессуального права.
Материальное право представлено отраслями права, в которыхосновной упор делается на установление прав и обязанностей субъектов. Котраслям материального права относятся конституционное, административное,гражданское, трудовое, экологическое, уголовное, финансовое.
Процессуальное право представлено отраслями права, основная задачакоторых— установление порядкаосуществления и защиты прав и обязанностей субъектов. Отраслями процессуальногоправа являются, в частности, уголовно-процессуальное,гражданско-процессуальное.
В основе деления права на отрасли лежат два критерия: предмет и метод правового регулирования.
Под источниками права в юридической науке понимают внешнюю формувыражения правовых норм.
Исторически первым источником права был обычай— правила поведения, ставшие юридической нормой вследствиеего общего значения и длительного фактического применения.
Следующий по хронологии появления вид источников права— издаваемые государством нормативно-правовыеакты, роль которых в системе источников права в настоящее время являетсяведущей.
Источником права в странах англо-американской правовой семьи является судебныйпрецедент (конкретное судебное решение по определенному юридическомуделу, в соответствии с которым будут разрешаться сходные дела).
К числу источников права некоторое время в отдельных странах относиласьи правовая доктрина, которая выражалась в трудах ученых-юристов, накоторые можно было ссылаться при разрешении дел.
Признаками источника права обладает и международный нормативныйдоговор.
В настоящее время в Российской Федерации источниками права признаются:
• нормативно-правовые акты,
• нормативные договоры,
• обычаи делового оборота (в гражданском праве).
Система нормативно-правовых актов в Российской Федерациипредставлена законами, подзаконными актами и локальными нормативными актами.
Закон— это принимаемыйв особом порядке (гражданами на референдуме или законодательным органом) иобладающий высшей юридической силой нормативный правовой акт, возведенныйгосударством в обязательное для исполнения обществом правило.
Законы в Российской Федерации на федеральном уровне подразделяются наКонституцию РФ, Федеральные конституционные и обыкновенные (Федеральные законы).
Конституция РФ являетсяосновным законом, обладающимнаивысшей юридической силой на территории Российской Федерации. Она являетсяисточником права, содержащим базовые нормы для всех иных отраслей российскогоправа.
К Федеральным конституционным законам относятся такие законы,которые принимаются в соответствии с определенными нормами, содержащимися непосредственнов Конституции и служат для конкретизации последних. Конституция РФисчерпывающе определяет круг вопросов, по которым принимаются Федеральныеконституционные законы (статьи56, 65, 66, 70,84, 87, 88, 103, 114, 118, 128, 135, 137 Конституции РФ).
Для принятия Федеральных конституционных законов требуется квалифицированноебольшинство голосов депутатов, то есть не менее3/4 от общего числа членов Совета Федерации и не менее2/3 голосов от общего числа депутатовГосударственной Думы. Принятый палатами Федеральный конституционный закон неможет быть отклонен Президентом, то есть не может быть использованоотлагательное вето, как это имеет место в отношении Федеральных законов. Такойзакон в течение14 дней подлежитподписанию Президентом РФ и обнародованию, то есть опубликованию в официальныхизданиях.
Обыкновенный (Федеральный) закон принимается по любому из вопросовгосударственно-правового регулирования вне зависимости от того, упоминает егоконституция или нет. Такие законы принимаются большинством голосов от общегочисла депутатов Государственной Думы(50%плюс один голос).
После принятия Государственной Думой Федеральный закон передается нарассмотрение Совета Федерации, после чего направляется на подпись ПрезидентуРФ. Совет Федерации и Президент РФ могут отклонить принятый ГосударственнойДумой Федеральный закон, что, в свою очередь, является основанием либо длявнесения в него поправок, либо для повторного голосования с целью преодолениянеутверждения законопроекта Советом Федерации, либо президентского вето (п.5 ст.105и п.3 ст.107Конституции РФ).
В соответствии с п.1 ст.104 Конституции РФ правом законодательнойинициативы обладают Президент РФ, Совет Федерации, члены Совета Федерации,депутаты Государственной Думы, Правительство РФ, законодательные(представительные) органы субъектов РФ. Кроме того, право законодательнойинициативы принадлежит Конституционному Суду РФ, Верховному Суду РФ и ВысшемуАрбитражному Суду РФ по вопросам их ведения.
В ранге Федеральных законов действуют и кодифицированные законы или кодексы.К ним относятся, например. Уголовный кодекс, Гражданский кодекс, Кодекс законово труде, Земельный кодекс, Налоговый кодекс и другие. Современные кодексыотличает отраслевая специализация, то есть кодекс есть совокупность норм,регулирующих однородные общественные отношения и расположенных в порядке,отражающем систему данной отрасли права.
В силу того, что Российская Федерация является федеративным государством,на уровне субъектов РФ также могут издаваться законы по предметам ведения,определенным в ст.72 и73 Конституции РФ.
Подзаконные акты— это актыорганов исполнительной власти, издаваемые во исполнение закона, которыебазируются на его юридической силе и не могут ему противоречить. К числуподзаконных актов относятся Указы и Распоряжения Президента РФ, Постановления иРаспоряжения Правительства РФ, иные нормативные акты органов исполнительнойвласти (министерств и ведомств).
Нормативно-правовыми актами являются и так называемые локальные акты,действующие в рамках конкретной организации, к которым можно отнести Уставакционерного общества, Положение о персонале общества с ограниченнойответственностью и т. д.
Нормативный акт осуществляет свое действие во времени, в пространстве ипо кругу лиц.
Действие нормативного акта во временисвязано е его вступлением в силу и утратой силы. Так, согласно действующемузаконодательству, Федеральные конституционные законы, Федеральные законы, актыпалат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории РФпо истечении10 дней после их официального опубликования, еслисамими законами или актами палат не установлен другой порядок вступленияих в силу.
С действием нормативно-правового акта во времени тесно связано положениеоб обратной силе закона, в силу которого по общему правилу закон обратной силыне имеет, то есть он не должен распространяться на те отношения, которые ужесуществовали до момента вступления его в юридическую силу. Вместе с этимпридание закону обратной силы возможно в виде исключения в случаях, если всамом законе прямо об этом сказано, а также если он смягчает или вовсеустраняет ответственность. Нормативные акты прекращают действие по истечениисрока действия акта, на который он был принят, в связи с изданием нового акта,заменившего ранее действующий, либо на основании прямого указаниясоответствующего компетентного органа об отмене данного акта.
Действие нормативного акта в пространстве определяетсятерриторией, на которую распространяются властные полномочия органа, егоиздавшего. Если речь идет об определении пространства, на которое распространяютсянормативно-правовые акты федерального значения, то в данном случае следует, чтотаким пространством будет именно территория Российской Федерации, под которойпонимается ее сухопутное и водное пространство внутри государственных границ,воздушное пространство над ними, недра. К ней относится также территорияроссийских дипломатических представительств за рубежом, военные суда, где быони ни находились, и торговые суда в открытом море, воздушные корабли,находящиеся в полете за пределами Российской Федерации.
Действие нормативного акта по кругу лиц на территории РоссийскойФедерации связано с тем, что нормативные акты общего характера действуют вотношении всех субъектов права (например, Конституция РФ), а специальногохарактера— только на указанные в актекатегории субъектов (например, законодательство о пенсионном обеспечениираспространяется на пенсионеров и органы исполнительной власти, занимающиесявопросами социального обеспечения).
Вторую группу источников права вместе с нормативно-правовыми актамисоставляют нормативные договоры, которые представлены международными договорамиРФ и договорами между РФ и ее субъектом, а также между субъектами РФ. Примероммеждународного договора РФ является Венская конвенция1980г. «О договорах международной купли-продажи», в которой Россияучаствует как правопреемник СССР. Юридическаясила международных договоров РФ и их место в системе источников праваопределены в п.4 ст.15Конст