Реферат по предмету "Право"


Принципы, механизмы и основные направления регулирования земельных отношений. Виды и формы земельной собственности. Субъекты и объекты земельных отношений

ВИДЫ И ФОРМЫ ЗЕМЕЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ. СУБЪЕКТЫ И ОБЪЕКТЫЗЕМЕЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ
Земельные отношения включают в себяследующие важнейшие элементы:
-формы собственности на землю (частная,государственная, му­ниципальная, общинная и т. п.);
-отношенияхозяйственного использования земли;
-формы управления земельными ресурсами(система политичес­ких, социально-   экономических, правовых иадминистративных мер, направленных на организацию ихиспользования);
-способыи методы регулирования земельных отношений.
Рассмотрим перечисленные аспектыземельных отношений подробнее.
Собственность в самом общемсмысле выражает присвоение тех или иных благ и является чрезвычайно сложнымпонятием. Эконо­мические науки рассматривают ее в связи среальным присвоением и хозяйственным использованием имущества(прежде всего средств производства). Юриспруденция устанавливаетправовые характе­ристики такого присвоения, его отражение взаконах, принимае­мых государственной властью, обязательных дляисполнения всеми гражданами.
Собственники земли далеконе всегда являются производителя­ми сельскохозяйственнойпродукции; они могут передавать землю другим лицам. Так возникают отношенияхозяйственного исполь­зования (например, арендные отношения).
Отношения собственности и хозяйственногоиспользования формируют противоречивые экономические интересы, приводя­щиек конфликтам между групповыми и общественными целями. Поэтомунеобходимы правовые механизмы управления земельны­миресурсами со стороны государства, а также разработка методов экономическогорегулирования земельных отношений.
Земельные отношения складываются подвлиянием множества факторов, имеющих достаточно сложный состав,структуру, сопод­чинение и механизм совокупного воздействия.Важное значение при этом имеют историческая преемственность,соответствие зе­мельных отношений социально-экономическимосновам обще­ства, необходимость обеспечить финансовую устойчивостьэконо­мики, инвестиционную активность отраслей и регионов и т. д.
Существенную роль играют также политическиеи социально-психологические факторы. К первым из них относятсяполитичес­кие решения и правовые нормы, способы их осуществления иконт­роля за реализацией, состояние и способность кфункционирова­нию пирамиды исполнительной власти, активность исоциальная направленность деятельности партий иобщественно-политичес­ких движений. Вторые включают механизмымотивации, психоло­гические установки и ориентации конкретных лиц всоответствии с их социальными характеристиками, семейнымположением, уров­нем жизни, профессионально-образовательным статусом и т. п.
В результате историческогоразвития любого общества посте­пенно складывается определеннаяиерархия субъектов земельных отношений, к которым относятсяфизические лица (индивидуумы), их сообщества (общины), деловые организации(юридические лица) и государство, их объединяющее, представляющее изащища­ющее их интересы, многообразные и часто противоречивые.
Субъектами земельныхправоотношений называются лица, на­деленные земельными правамии несущие обязанности, предусмот­ренные земельнымзаконодательством.
Круг субъектов земельных правоотношенийв одном и том же го­сударстве может меняться. Так, в России сликвидацией монополии государственной собственности на землю,появлением многообраз­ных форм земельной собственности и хозяйственногоиспользова­ния земель он резко расширился.
Российская Федерация, еесубъекты, города федерального зна­чения, автономные области, автономные округаявляются субъек­тами правоотношений государственнойсобственности на землю. При этом следует учитывать, что, будучисубъектом федеральной собственности, Российская Федерация вместе стем является субъектом права территориального верховенства и носителемгосу­дарственного суверенитета. Согласно Конституции РФсуверени­тет России распространяется на всю ее территорию, ее Конститу­цияи федеральные законы имеют здесь верховенство.
Административно-территориальныеединицы, не являющиеся субъектами Федерации, — районы, города,поселки городского типа, сельские населенные пункты — обладаютправами муници­пальной собственности на землю, находящуюсяв пределах их гра­ниц (черты населенных пунктов).
В отличие от субъектов правоотношенийгосударственной и му­ниципальной собственности на землю все иныесубъекты земель­ных правоотношений — органы государственнойвласти и местного самоуправления, граждане и юридические лица — выступают учас­тникамитаких видов отношений, как управление землей и ее ис­пользование,охрана земельных прав; граждане и юридические лица, кроме того,являются субъектами правоотношений частной и общей (долевой и совместной)собственности на землю.
Органы государственной власти иместного самоуправления вы­полняют в пределах, указанных в законе,определенные функции по управлению землей. Охрану земельных правосуществляют госу­дарственные правоохранительные органы — судыобщего назначе­ния, прокуратура, арбитражный суд.
Будучи всеобщим условием исредством труда, земля является общим объектом всехземельных правоотношений. Однако в зави­симости от вида этих отношений понятиеземли как объекта может быть различным. Так, если речь идет обучастках, для которых уста­новлен определенный правовой режим,непосредственным объек­том процессуальных действий могут быть данныекадастра и мони­торинга земель, решение компетентного органао предоставлении земельного участка и т. д.
Круг объектов земельныхправоотношений в сфере государ­ственной и муниципальной собственностиопределяется законода­тельством. Так, объекты земельныхправоотношений федеральной собственности определены УказомПрезидента РФ «О федеральных природных ресурсах». К ним относятся земельныеучастки, предос­тавленные для обеспечения нужд обороны ибезопасности страны, охраны государственных границ, осуществления другихфункций, отнесенных к ведению органов государственной власти;земельные участки, занятые объектами, находящимися в федеральнойсоб­ственности, а также участки особо охраняемых природныхтеррито­рий федерального значения.
К объектам земельных правоотношенийгосударственной соб­ственности субъектов Российской Федерацииотносятся земли, на­ходящиеся в пределах ихадминистративно-территориальных гра­ниц, за исключением земель,составляющих федеральную, муници­пальную, частную или инуюформу собственности на землю. Соот­ветственно объектамимуниципальной собственности являются земли, находящиеся вграницах административных районов, насе­ленных пунктов, кромеземель, составляющих государственную, частную, общуюсобственность. Объектами земельных правоотно­шений частной и общейсобственности выступают индивидуальные обособленные в натуре июридически закрепленные земельные уча­стки, предоставленные(приобретенные) в собственность в уста­новленном порядке гражданами юридическим лицам, а также зе­мельные акции и земельные доли (паи) членовколлективов сельс­кохозяйственных предприятий, которым земляпринадлежит на праве общей долевой собственности.
В сфере государственного управленияземлями объект земель­ных правоотношений находится в зависимостиот компетенции органа управления землей и видауправленческой функции. Это мо­жет быть весь земельный фонд (ведениемониторинга земель, госу­дарственного земельного кадастра), земля в пределахопределенных административно-территориальных границ (предоставление иизъятие земель, планировка земель населенного пункта), отдель­ныйземельный участок (внутрихозяйственное землеустройство).
Индивидуально обособленный вустановленном порядке зе­мельный участок независимо от правовыхоснований его предос­тавления (в собственность, землепользование,аренду) составляет объект земельных отношений в области использованияземли. При этом он не перестает быть одновременно объектом правасобствен­ности на землю соответствующего вида.
Земельный участок —это частьповерхности земли, имеющая фиксированные границы, площадь,местоположение, правовой статус (целевое назначение, разрешенноеиспользование и форму законного владения) и другие характеристики,отражаемые в госу­дарственном земельном кадастре и документахгосударственной ре­гистрации прав на землю.
Кроме того, помимо земельных участков иправ на них, к объек­там земельных правоотношений относятся такжепрочно связан­ные с земельными участками объекты (водоемы, лес,многолетние насаждения, здания, строения, сооружения и др.),перемещение которых невозможно без нанесения несоразмерного ущербаих на­значению и состоянию. Поэтому эти объекты находятсявместе с зе­мельными участками в нераздельном обороте, если иное непредус­мотрено законом.
В правоохранительных земельныхправоотношениях объектами являются установленный законом земельныйправопорядок, права и законные интересы участников земельныхправоотношений.
Земельные отношения зависят от решениянекоторых базовых вопросов, главный из которых — вопрос особственности на землю.
Формы земельной собственности иорганизационно-политичес­кие и правовые механизмы, их реализующие,способны либо уско­рять, либо замедлять развитие экономики. Взависимости от того, на­сколько полноценно субъекты собственностиреализуют свои права на землю, а также на результаты ее производительногоиспользова­ния, определяется сила мотивов к расширениюпроизводства.
Земельная политика каждого государства вконкретный период его развития во многом складывается подвлиянием общей социаль­но-экономической политики и выражается вправилах распределе­ния и использования земельного фонда, ограничениях истимулах в этой области.
В настоящее время получилираспространение различные фор­мы земельной собственности— частная, общая (совместная), госу­дарственная и др. Крометого, имеются различные формы пользова­ния землей, которыеподразделяют на срочные и бессрочные, плат­ные и бесплатные и т. д.
Аренда как форма землепользованияпредставляет собой переда­чу землевладельцем (арендодателем)арендатору земли на опреде­ленных условиях в соответствии сдоговором. Эти условия могут включать размер арендной платы, ее виды(деньги, продукция и ус­луги, налоговые и иные платежи за землю,например проценты на вложенный в землю капитал в счет аренднойплаты) и т. д. Отноше­ния, возникающие в связи с арендой земли,регулируются законо­дательством Российской Федерации.
Арендатор вправе использовать арендуемыйземельный участок только по назначению и не имеет права его продавать,закладывать или отчуждать иным способом. По окончании действиядоговора все права, относящиеся к земельному участку, переходят кземле­владельцу (арендодателю).
Земельные отношения включают иэкономические отношения, возникающие между их субъектами в процессепользования землей. Так, граждане и юридические лица за участки,предоставленные им в собственность, пожизненное наследуемоевладение, постоянное (бессрочное) пользование и срочноепользование, уплачивают зе­мельный налог, а за полученные в арендуземельные участки — арендную плату.
Земельный налогустанавливается на основе ренты с учетом пло­дородия почв, другихприродных и экономических условий, местопо­ложения земельного участка ине зависит от результатов хозяйствен­ной деятельностиземлевладельца. Арендная плата за земельные участ­киопределяется договором между владельцем и арендатором.
Граждане, имеющие всобственности, пожизненном наследуе­мом владении, бессрочном(постоянном) пользовании земельные участки, суммарная площадькоторых превышает предельные раз­меры, установленныеземельным законодательством, облагаются прогрессивным земельнымналогом за часть площади, превышаю­щую предельный размер.
В России актуальным сейчасявляется вопрос о земельном обо­роте, включая порядокустановления, изменения и прекращения земельных прав иобязанностей. Допускается без изменения целе­вого назначениякупля-продажа земельных участков в собствен­ность гражданам дляколлективного и индивидуального садовод­ства и животноводства,жилищного, гаражного и дачного строи­тельства, личных подсобныххозяйств. Существует определенный порядок наследования, дарения, аренды,субаренды, установления сервитутов и обременении земельных участков.
Субъекты РоссийскойФедерации реализуют возможность опре­делять правовые формывладения землей на своей территории в рамках своих конституционныхправомочий. Они также разрешают изменять целевое назначениесельскохозяйственных земель на ос­нове утвержденнойградостроительной документации.
Очень важен экологическийаспект земельных отношений. Сей­час необходим постоянныйучет процессов, происходящих в раз­личных экосистемах и вбиосфере в целом; он осуществляется в рамках государственногомониторинга земель.
Платежи заприродопользование и загрязнение среды являются пока единственным и ктому же малоэффективным механизмом экономическогостимулирования охраны окружающей среды.
ПРИНЦИПЫ, МЕХАНИЗМЫ ИОСНОВНЫЕНАПРАВЛЕНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОГОРЕГУЛИРОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХОТНОШЕНИЙ
ПРИНЦИПЫГОСУДАРСТВЕННОГОРЕГУЛИРОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХОТНОШЕНИЙ
Государственным регулированием земельныхотношений на­зывается система мер, направленных на обеспечение рациональ­ного иэффективного использования земли, ее охрану, воспроиз­водствои повышение плодородия почв, сохранение и создание благоприятнойдля людей окружающей среды, на защиту прав собственности, владения ипользования землей путем осуществле­ния комплексаорганизационных, правовых, экономических дей­ствий.
Кроме государственногосуществует и рыночное регулирование земельных отношений. Государственноерегулирование обеспечи­вает организационно-правовой базис,регламентирует экономичес­кие взаимоотношения субъектов земельного права. Рыночноерегу­лирование осуществляется на основе взаимодействия спросаи предложения на землю как объект недвижимости в рамках суще­ствующейправовой базы и с учетом реальных условий производительного использованияземельных участков.
Практика развитых стран показывает, чтопрямое организующее начало в формировании и регулированииземельных отношений всегда должно принадлежать государству, арыночный механизм формируется в рамках существующегозаконодательства и в интере­сах граждан.
К основным задачам государственногорегулирования земель­ных отношений относится:
улучшение использования иохраны земельных ресурсов госу­дарства;
сохранение и улучшение экологическогосостояния территорий;
создание правовых,экономических и организационных предпо­сылок для функционированиявсех форм собственности, владения и пользования землей и формхозяйствования на ней.
Государственное регулирование земельныхотношений в России включает:
регулирование использованияземли в качестве природного, со­циального и хозяйственного объектов;
формирование многообразияформ собственности, владения и пользования землей;
наделение правомочиямисубъектов РФ и органов местного са­моуправления порегулированию земельных отношений на своих территориях;
обеспечение равенстваучастников земельных отношений в за­щите их прав;
недопущение противоречащего законувмешательства государ­ства в деятельность граждан и юридическихлиц по владению, пользованию и распоряжению землей;
охрану земли и окружающей природнойсреды от порчи и нару­шений;
пресечение действий владельцев,пользователей и собственни­ков земли, наносящих ущерб безопасностии обороне страны, нару­шающих охраняемые законом права и интересыдругих лиц;
обязательность мероприятий погосударственному управлению земельным фондом для всех лиц независимоот типа их прав на зем­лю;
обязательность государственногорегулирования при вовлече­нии земли в рыночный оборот (прифункционировании земельных рынков, банков, страховых компаний и другихинститутов рыноч­ной экономики).
Правильной организации государственногорегулирования зе­мельных отношений, формированию егоадекватного содержания и методов осуществления будет способствовать выполнениеследую­щих основных требований:
1. Земельные отношения должнырегулироваться в соответствии с Конституцией и Земельным кодексом РФ,не противоречащими им нормативными актами субъектов Федерации иорганов местного самоуправления. Правовые нормы по вопросамрегулирования зе­мельных отношений, содержащиеся в другихотраслях законода­тельства, должны соответствовать земельномузаконодательству (при пользовании водными, лесными и инымприродными ресур­сами, в градостроительстве).
2. Федеральное земельноезаконодательство устанавливает об­щие для всех субъектовФедерации начала регулирования земель­ных отношений, обязательныетребования к учету и охране земель, мониторингу земель,землеустройству, государственному земель­ному кадастру,государственному контролю за использованием и охраной земель, атакже определяет правовой режим земель, имею­щих федеральноезначение.
3. Соотношение земельногозаконодательства субъектов Феде­рации и нормативных актоворганов местного самоуправления, ре­гулирующих земельныеотношения, устанавливается в соответ­ствии с их полномочиями,определенными законодательством РФ, а также утвержденнымифедеральным законом договорами о раз­граничении полномочий порегулированию земельных отношений между различными органамигосударственной власти.
4. Регулирование земельныхотношений осуществляется исходя из целевого назначения иправового режима земель в соответствии с категориями земель,определяемыми федеральными законами и за­конами субъектов Федерации.
5. Порядок использования земель внутритой или иной их кате­гории определяется собственником,пользователем, владельцем, арендатором земельных участков всоответствии с природно-сельс-кохозяйственным районированием земель,их зонированием, тер­риториальным планированием их использования иземлеустрои­тельной документацией. При этом особой охране должны подле­жатьсельскохозяйственные угодья; трансформация их в несельско­хозяйственныедопускается в исключительных случаях в порядке, установленномзаконом.
6. При регулировании земельных отношенийгосударство долж­но создавать экономические, правовые иорганизационные условия для поддержки рационального и эффективногоиспользования зе­мельных ресурсов, их охраны и повышениякачества, для обеспече­ния территориальной и экологическойустойчивости землевладе­ний и землепользовании.
7. Развитие экологических методоврегулирования земельных отношений должно осуществляться путемсовершенствования платности землепользования, рентныхотношений, стимулирова­ния земледельцев и землепользователей за рациональное,эффек­тивное использование земли, создания источниковналоговых по­ступлений в федеральный и местные бюджеты.
8. Государственное регулированиеземельных отношений долж­но осуществляться на основе научнообоснованных концепций и прогнозов экономического развития страны иее регионов, отрас­лей производства, использования ресурсов, втом числе и земель­ных, на основе действующей законодательной инормативной базы и механизмов регулирования.
9. Управление земельнымиресурсами включает планирование их использования,зонирование земель, природно-сельскохозяйственное районирование,землеустройство, мониторинг земель и государственный земельныйкадастр. Планирование развития тер­риторий и их хозяйственногоиспользования базируется на реше­ниях органов исполнительнойвласти. Долгосрочная перспектива их развития определяется наоснове социально-экономических программ, землеустроительной,градостроительной и иной доку­ментации.
10. Государство должно обеспечитьиспользование и охрану зе­мель сельскохозяйственного назначения всоответствии с их природно-сельскохозяйственным районированием.
11. Земельные отношения должны регулироваться наоснове до­стоверных, открытых и своевременных сведений о природном, хо­зяйственноми правовом положении земель Российской Федера­ции, местоположении и размерахземельных участков, их количественных характеристиках, правовом режиме,стоимостной оценке и иных необходимых сведений, то есть исходя изданныхземельно­го кадастра, являющихся основой для организации использования земливсеми участниками земельных отношений.
12. Регулирование правовых, организационных, экономичес­ких,технологических и других мероприятий по использованию и охране земельныхресурсов, сохранению и повышению плодородия почв, недопущению необоснованногоизъятия наиболее ценных зе­мель из сельскохозяйственного и лесохозяйственногооборота.
13. Соблюдение земельного законодательства, прав и обязаннос­тейсубъектов земельных отношений, установленных норм, правил, нормативов;выполнение мероприятий по использованию и охране земель органамигосударственной власти и местного самоуправле­ния, юридическими и должностнымилицами, а также гражданами.
ПРАВОВОЙ МЕХАНИЗМ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Правовой механизм государственного регулирования земельныхотношений включает источники земельного права, земельно-пра­вовые нормы иземельные правоотношения.
Источники права представляютсобой внешнюю форму выраже­ния правотворческой деятельностигосударства, с помощью кото­рой воля законодателя становитсяобязательной для исполнения. Наиболее распространенная формаисточника права — норматив­ные правовые акты уполномоченныхорганов государства, устанав­ливающие (санкционирующие) правовыенормы, рассчитанные на многократное применение при регулированиисоответствующих общественных отношений. Под источникамиземельного права, по определению Е. Н. Колотинской и др.,понимаются нормативные правовые акты, принятые уполномоченнымиорганами и содержа­щие правовые нормы, регулирующие земельныеотношения. В за­висимости от субъекта, уполномоченногогосударством на издание таких актов, они подразделяются на актыорганов государственной власти и акты органов местногосамоуправления. Занимая ведущее место среди нормативныхактов, регулирующих земельные отноше­ния, акты органовгосударственной власти подразделяются по вер­тикали на федеральныеакты Российской Федерации и акты субъек­тов РоссийскойФедерации, а по горизонтали — на законы и иные нормативныеправовые акты.
Все законы и иныенормативные правовые акты находятся меж­ду собой в строгоиерархической соподчиненности. Законы, при­нимаемые высшимипредставительными органами государствен­ной власти, обладаютнаибольшей юридической силой по отноше­нию ко всем иным источникамправа. Верховенство среди законов на всей территории Россиипринадлежит Конституции РФ, наде­ленной высшей юридическойсилой, и федеральным законам. Со­гласно Конституции РФ всезаконы и иные правовые акты, прини­маемые в РоссийскойФедерации, не должны ей противоречить.
Являясь едиными по способуформирования, своему положе­нию в правовой системе и роли врегулировании общественных отношений, законы подразделяются нафедеральные конституцион­ные законы и федеральные законы, принимаемыепо предметам ве­дения РФ и имеющие прямое действие на всей территории РФ; фе­деральныезаконы и принимаемые в соответствии с ними законы и иныенормативные правовые акты субъектов Федерации; законы и иныенормативные правовые акты субъектов Федерации, принима­емыеими по вопросам, находящимся вне пределов ведения РФ и совместноговедения РФ и субъектов Федерации.
Федеральные законы в соответствии сКонституцией РФ не мо­гут противоречить федеральным конституционнымзаконам, а за­коны и иные нормативные правовые акты субъектовФедерации — федеральным законам, принятым по предметам ведения РФ и предметамсовместного ведения РФ и субъектов Федерации. В слу­чаепротиворечия между ними действует федеральный закон. При противоречииже между федеральным законом и нормативным ак­том субъектаФедерации, принятым по вопросам, отнесенным к собственному правовомурегулированию субъектов Федерации, действует нормативный актсубъекта Федерации.
Обеспечение соответствия конституций изаконов республик, а также законов и иных нормативных актов всех субъектовФедера­ции Конституции РФ и федеральным законам отнесено ксовмест­ному ведению РФ и субъектов Федерации.
Наряду с нормативными правовыми актамиземельного законо­дательства к источникам земельного права относят также актыдру­гих отраслей законодательства, если они содержатправовые нормы, затрагивающие земельные отношения.
Тесная естественная взаимосвязь земли идругих природных ре­сурсов (недр, вод, лесов, окружающейприродной среды в целом) предопределяет наличие норм, регулирующихотношения, связан­ные с землей, в источниках таких отраслейправа, как водное, лес­ное, горное, природоохранительное.Содержащиеся в этих источ­никах нормы, регулирующие отношения по поводуземли, подчи­нены нормам земельного права. Так, в соответствии сземельным законодательством в Законе РФ «О недрах» определены правособ­ственника земельного участка на добычуобщераспространенных полезных ископаемых, находящихся в границахэтого участка, обя­занности землепользователя по охране земельот вредного воздей­ствия и приведению нарушенного припользовании недрами зе­мельного участка в состояние, пригодное дляиспользования; в Ос­новах лесного законодательства РоссийскойФедерации предус­мотрены порядок перевода лесных земель внелесные, обязанности лесопользователей по повышению плодородияпочв, предотвраще­нию эрозионных и других процессов,ухудшающих состояние зе­мель, и т.п.
Правовые нормы, так или иначе связанныес регулированием зе­мельных отношений, содержатся также висточниках администра­тивного и уголовного права, предусматривающихсоответствующие виды земельных административных и уголовныхправонарушений и меры ответственности за них; гражданскогоправа, содержащего общие положения о возмещении вреда ирегулировании сделок с землей как недвижимым имуществом; жилищногоправа, предус­матривающего право граждан на получение земельногоучастка под жилищное строительство и их обязанность использовать участок по назначению.
Особое место среди источниковземельного права занимают акты, которые сами по себе не имеютюридической силы, но приоб­ретают ее в результате утверждения вустановленном порядке пра­вомочными органами государства. Этомогут быть международные договоры, касающиеся земельных отношений,заключенные в уста­новленном порядке и ратифицированные иутвержденные компе­тентным государственным органом, а такжедоговоры, заключен­ные РФ с субъектами Федерации.
К этой же группе источников земельногоправа относятся утвер­жденные в установленном порядке компетентными органамигосу­дарства типовые договоры, а также имеющие вспомогательное зна­чение(и позволяющие раскрыть содержание земельно-правовых норм)санитарные нормы и правила (предусматривающие требова­нияпо охране земель и почв при проектировании, строительстве, эксплуатацииобъектов), государственные стандарты, определяю­щие требования ксостоянию земель, и т. п.
Обладая высшей юридической силой поотношению ко всем иным источникам права, Конституция РФзанимает центральное место среди них. Ее нормы составляют основуисточников земель­ного права и являются отправной юридическойбазой для определе­ния основных направлений развития всегоземельного законода­тельства.
В Конституции РФ содержатсянормы, специально направлен­ные на регулирование земельныхотношений. Провозгласив ис­пользование и охрану земли и другихприродных ресурсов как ос­нову жизни и деятельности народов,проживающих на соответ­ствующей территории, Конституция закрепилатакие основопола­гающие положения земельного права, как введение частной, государственной, муниципальной и иных формсобственности на землю и другиеприродные ресурсы, право граждан и их объединенийиметь землю в частной собственности, свободно осу­ществлять владение, пользование и распоряжение землейи другими природными ресурсами приусловии, если это не наносит ущер­баокружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.
Важную группуконституционных положений, действующих в. области земельного права,составляют положения, связанные с раз­граничением предметов ведения(полномочий) между федеральны­ми органами государственной власти иорганами государственной власти субъектов Федерации по вопросу огосударственной соб­ственности. В соответствии с Конституцией РФк совместному ве­дению РФ и субъектов Федерации отнесеноразграничение государ­ственной собственности (ст. 72), признаниефедеральной собствен­ности и управление ею (ст. 71).
Отраслевые законодательныеисточники земельного права под­разделяются на кодифицированныезаконодательные акты (Земель­ный кодекс РФ, земельныекодексы республик), а также иные зако­ны РФ исубъектов Федерации.
Земельные кодексы представляют собойсистематизированные законодательные акты, регулирующие земельныеотношения, пра­вовые нормы в которых располагаются впорядке, отражающем сис­тему земельного права.
ЭКОНОМИЧЕСКИЙМЕХАНИЗМРЕГУЛИРОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХОТНОШЕНИЙ
В условиях перехода крыночной экономике особое значение приобретают проблемымеханизма экономического регулирования земельных отношений, егосодержания на конкретных этапах зе­мельной реформы.
Экономические интересы государства,землевладельцев и земле­пользователей реализуются в процессегосударственного и рыночно­го регулирования земельных отношений.Государственное регулиро­вание создает организационный и правовойбазис, регламентирует экономические действия и ответственностьсубъектов земельного права. Рыночное регулирование осуществляетсяна основе спроса и предложения на земельные участки, а также натруд, средства произ­водства и результаты труда. Следует сразуотметить, что рыночное ре­гулирование не может охватывать всюсистему земельных отноше­ний, так как территориальная ипродовольственная безопасность России требует от государствавмешательства, не связанного с эконо­мической целесообразностью.
Механизм экономическогорегулирования земельных отношений характеризуется системой мерэкономического воздействия, направ­ленных на реализациюземельной политики государства, обеспече­ние прав землевладельцев иземлепользователей, установление соци­ально справедливых платежейза землю, экономическое стимулиро­вание рациональной, иэффективного землепользования, введение экономических санкций занерациональное использование и ухуд­шение экологическогосостояния земельных участков, на защиту зе­мель сельскохозяйственногоназначения от порчи, снижения плодо­родия почв, самозахвата и разбазаривания.
Система экономических регуляторовземельных отношений в условиях перехода к рынку включает:
-земельный налог;
-арендную плату за землю;
-рыночную цену земли;
-залоговую цену земли;
   -компенсационные платежи при изъятии земель;
-компенсационные выплаты при консервацииземель;
-платежи за повышение качества земли;
-штрафные платежи за экологический ущерб;
-налоговое обложение при гражданскомземельном обороте;
-плату за право аренды и т. д.
Экономический механизм регулированияземельных отноше­ний должен отвечать следующим требованиям:
-обеспечение относительноравных стартовых возможностей по осуществлениювоспроизводственного процесса для всех субъектов земельных отношений;
-разграничение объективныхи субъективных факторов этого процесса;
-использование земельной ренты вкачестве основы для формиро­вания системы экономическихрегуляторов, взаимодействие рент­ных регуляторов с другимиэкономическими рычагами (ценами, ссудным процентом,подоходным налогом и т. д.);
-учет интересов иравноправие различных социальных групп на­селения в реализации правземельной собственности и различных форм землепользования;
-стимулирование рационального размещенияи специализации сельскохозяйственного производства;
-усиление экологической защиты земельныхугодий.
Одним из основных рычаговэкономического регулирования земельных отношений является механизм платы заземлю. С его помощью государство воздействует на экономическиеинтересы землевладельцев и землепользователей, побуждая ихповышать эффективность использования земли, находящейся в ихраспоря­жении. С экономической точки зрения плата за землюявляется особым видом издержек, связанным с получением дохода ввиде ренты.
Рента — устойчивый доход, прямоне связанный с предпринимательской деятельностью. Изве­стнонесколько видов рент, в том, числе государственная и банковс­кая, связанных сзаймами, по которым выплачиваются рентные до­ходы в виде процента. Земельнаярента имеет иную природу.
Как известно, земельныйсобственник может вести хозяйство са­мостоятельно, но может ипередать свое право использования зем­ли в арендупредпринимателю. Условиями арендного договора пос­леднийвременно получает право монопольного хозяйствования на данномучастке, за что и выплачивает землевладельцу арендную плату.Превращение части прибыли арендатора в земельную ренту обусловлено именноданной монополией.
Предприниматель берется задело, когда рассчитывает получить не только среднюю прибыль, но и добавочныйдоход, который бу­дет выплачен собственнику земли в качествеземельной ренты. Сле­довательно, земельная рента — это формаэкономической реализа­ции собственности на землю. В ее составеразличают дифференци­альную и абсолютную ренту, а такжемонопольную ренту.
Дифференциальная (разностная) рентавозникает на основе мо­нополии на землю как объект хозяйствования,ибо каждый пред­приниматель получает в свое распоряжениеконкретный, ограни­ченный в натуре участок. По качеству онимогут значительно разли­чаться и при равновеликих затратахобеспечивать получение разно­го количества продукции, аследовательно, и прибыли.
С увеличением спроса насельскохозяйственную продукцию в хозяйственный оборотвовлекаются худшие участки земли, с кото­рых получают обычнуюприбыль, а на средних и лучших — более высокую. Дополнительнаяприбыль и превращается затем в диффе­ренциальную ренту.
Наличие частной собственности на землюобусловливает возник­новение абсолютной ренты как частиприбавочной стоимости, при­сваиваемой государством и другимиземлевладельцами в силу монополии собственности на землю. Источником ееобразования являет­ся излишек прибавочной стоимости над средней прибылью,которая образуется в сельском хозяйстве по причине более низкогооргани­ческого состава капитала, трудности перелива капитала изпромыш­ленности в сельское хозяйство, межотраслевойконкуренции, урав­нивания нормы прибыли капиталасельскохозяйственных товаро­производителей с общей нормой прибыли.Поэтому, а также по при­чине ограниченности лучших и средних покачеству и местоположению земель как объекта хозяйствования, цены напро­дукты сельскохозяйственных товаропроизводителейопределяются условиями производства на худших участках, то есть этицены выше обшей цены производства.
Получаемая разница между стоимостью иценой производства (добавочная прибыль) должна передаваться вформе абсолютной ренты государству и другим собственникамземли.
Абсолютная рента получаетсясо всех земель независимо от их качества, местоположения ипроизводительности добавочных вло­жений. Мелкие землевладельцыне имеют возможности получать абсолютную ренту, так как их издержки напроизводство сельскохо­зяйственных продуктов значительно вышескладывающегося обще­ственно нормального уровня издержек.
Абсолютная рентаувеличивает размер платы за землю и является одной из причинвозникновения противоречий между землевла­дельцами и землепользователями, в томчисле и арендаторами, и государством. При этом не имеет значенияобщественное (офици­альное) признание или непризнаниесуществования абсолютной ренты, так как ее величина и изъятие могутмаскироваться и закла­дываться в общий размер платы за землю.Национализация земли ликвидирует монополию частной собственности на землю и свя­заннуюс ней абсолютную ренту, но не решает проблем эффектив­ного и рациональногоземлепользования.
При экономическом регулированииземельных отношений этот аспект необходимо учитывать с той или инойстепенью полноты.
Другим важным аспектом экономическогорегулирования зе­мельных отношений является дифференциальнаярента, представ­ляющая собой часть прибавочной стоимости,которая присваивает­ся землевладельцами по причине ихмонопольного права на землю как на объект хозяйствования.
Экономической причиной ее образованияявляется излишек прибавочной стоимости над средней прибылью.Он создается бла­годаря более высокой производительноститруда работников сельс­кого хозяйства и дополнительно вложенномукапиталу на относи­тельно лучших и средних по плодородию иместоположению зе­мельных участках. В условиях ограниченностивовлекаемых в об­щественное производство лучших и средних поплодородию и местоположению земель используются и худшие массивыземель. Это обусловливается ростом населения и его потребностейв сельскохозяйственных продуктах, необходимостью удовлетворенияпро­мышленности в сельскохозяйственном сырье.
Монополия на землю как объектхозяйствования обусловливает особенности ценообразования насельскохозяйственную продукцию в условиях ограниченности площадейлучших и средних по качеству земельных массивов при вовлечении виспользование худших из них. Для обеспечения возможностихозяйствования землепользователь должен иметь индивидуальнуюцену производства, складывающую­ся из индивидуальныхиздержек и средней прибыли (иначе становит­ся бессмысленным процесспроизводства на худших участках и их использованиепрекращается). Поэтому землепользователь — арен­датор худших земель— претендует на получение средней прибыли, а ведущий хозяйство налучших и средних земельных участках — на получение добавочнойприбыли сверх средней (за счет более произ­водительного использования труда икапитала).
МЕТОДЫГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ
К основными методамгосударственного управления земельны­ми ресурсами относятсяземлеустройство, государственный земель­ный кадастр, мониторингземель и государственный контроль за использованием и охранойземель.
Землеустройство представляетсобой систему мероприятий, на­правленных на регулирование земельных отношений,организацию использования земель, учет и оценку земельных ресурсов,составле­ние территориальных и внутрихозяйственных планов.Основные направления землеустроительной деятельности включают:
-разработку федеральных и региональныхпрограмм использова­ния и охраны земельных ресурсов и схем землеустройства сучетом экономических, градостроительных, экологических и иныхосо­бенностей территории;
-межевание с установлением(восстановлением) на местности границ административно-территориальныхобразований, границ земельных участков субъектов земельныхотношений по единой го­сударственной системе и их техническоеоформление;
-составление проектовземлеустройства и упорядочение суще­ствующих землевладений и землепользований сустранением не­удобств в расположении земель;
-определение границ земельныхучастков, установление их гра­ниц и отвод в натуре (на местности),оформление планов (черте­жей) границ, подготовку документов дляудостоверения прав на зе­мельные участки;
-разработку разного рода рабочихпроектов, в том числе по ре­культивации нарушенных земель, защитепочв от водной и ветро­вой эрозии, селей, оползней, подтопления,заболачивания, иссушения, уплотнения, засоления, загрязненияотходами производ­ства, химическими и радиоактивнымивеществами, по улучшению сельскохозяйственных угодий, освоению новыхземель, сохране­нию и повышению плодородия почв;
-обоснование размещения иустановления границ особо охраняе­мых территорий;
-закрепление и изменение наместности городской черты, посел­ковой черты и черты сельских поселений;
-проведение топографо-геодезических,картографических, по­чвенных, агрохимических, геоботанических,историко-культурных и других обследований, а также изыскательскихработ;
-разработку землеустроительнойдокументации, связанной с ре­сурсной оценкой, использованием иохраной земель, сохранением и развитием традиционных видовхозяйственной деятельности ма­лочисленных народов и этнических групп;
-составление карт и атласов о состояниии использовании земель­ных ресурсов;
-проведение инвентаризации всех земельи систематическое вы­явление неиспользуемых, используемыхнерационально и не по це­левому назначению земель.
Землеустройство проводитсягосударственными проектными организациями, другими предприятиями ифизическими лицами, получившими лицензию на проведение этихработ за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектовФедерации, местных бюджетов и заказчиков. Основные направленияих деятельности:
-научное обеспечение и прогнозированиеземельных преобразо­ваний, перераспределение земель;
-обоснование и реализация единойгосударственной политики в области планирования,перераспределения, рационального ис­пользования и охраны всехкатегорий земель независимо от форм собственности на землю иформ хозяйствования на ней;
-обеспечение целевого использованияземель и сохранение цен­ных земель в сельскохозяйственномпроизводстве;
-формирование и размещение экологическии экономически обоснованных, компактных и оптимальных поплощади земле­пользовании;
-создание территориальных условий длярационального функци­онирования сельскохозяйственного инесельскохозяйственного производств;
-разработка комплекса мер по улучшениюсельскохозяйственных угодий, повышению плодородия почв,поддержанию устойчивых ландшафтов и охране земель;
-межевание земель с установлением(восстановлением) и закреп­лением (обозначением) в натуре (наместности) административно-территориальных итерриториально-производственных границ по единой государственной системе, атакже изготовление докумен­тов, удостоверяющих право на землю.
Землеустроительнаядеятельность осуществляется на всех зем­лях независимо от ихцелевого назначения и форм собственности с использованием научнообоснованной, гласно обсужденной и в ус­тановленном порядке утвержденнойземлеустроительной докумен­тации — прогнозов, программ, схем и проектов,материалов обсле­дований и изысканий.
      Режим и целевое использование земель, организациятеррито­рии, ране земель являются обязательными длясобственников и пользо­вателей земли, а также органов государственной власти иуправле­ния. Внесение изменений в землеустроительнуюдокументацию до­пускается лишь с разрешения утвердившего ееоргана.
Землеустройство проводитсяпо решениям органов государ­ственной власти и управления, местногосамоуправления, по ини­циативе органов системы Госкомзема РФ или походатайству заин­тересованных собственников и пользователей земли, а также граж­дани юридических лиц, претендующих на получение земельного участка.
Землеустроительная деятельностьрегулируется Конституцией РФ, земельным законодательством РФ,законодательными и ины­ми правовыми актами субъектов Федерации, атакже нормативны­ми актами, определяющими содержание, порядокразработки, ут­верждения и реализации землеустроительнойдокументации.
Под государственным мониторингом земель понимаетсясистема
наблюдений за состоянием земельного фонда; она является частью
мониторинга состояния природной среды и выполняет базовую,
связующую роль между всеми видами мониторинга природных ресурсов.Основные цели мониторинга земель: оценка состояния зе­мельногофонда для своевременного выявления изменений, их оценки, площади ивыработки рекомендаций по предупреждению и устранению последствийнегативных процессов, а также информационное обеспечениегосударственного земельного кадастра, ра­циональногоземлепользования и землеустройства, контроля за использованием и охранойземель.
Мониторинг земельосуществляется за счет средств федерально­го бюджета, бюджетов субъектовФедерации и средств специальных денежных фондов.
Средства федеральногобюджета расходуются на реализацию фе­деральных и крупных целевыхрегиональных программ по монито­рингу земель и охране почв,бюджетов субъектов Федерации — на реализацию аналогичныхрегиональных программ.
Полученные в результатемониторинга земель данные ежегодно отражаются в региональныхдокладах о состоянии и использовании земель, являющихся базовым материалом дляподготовки Государ­ственного (национального) доклада о состояниии использовании земель Российской Федерации. Эти докладыдоводятся до органов управления с соответствующими предложениямипо предотвращению и устранению негативных процессов на земле,используются
также для ведения земельного кадастра и осуществления государ­ственногоконтроля за использованием и охраной земель.      
Государственный земельныйкадастр как официальная система регистрации иоформления документов о правах на земельные учас­тки и прочносвязанную с ними недвижимость, учета и оценки зе­мельных участковпроводится по единой системе на всей террито­рии Российской Федерации.
Сложившаясяземельно-кадастровая система сведений о природ­ном, правовом ихозяйственном положении земель требует дальней­шего научного иметодического обеспечения. Сейчас она состоит из следующих основныхразделов: регистрация землевладений, земле­пользований и участковсобственности; количественный и каче­ственный учет земельногофонда; бонитировка почв и экономичес­кая оценка земель. Этиразделы должны остаться и далее, но устарев­шая технология получения,обработки, хранения и представления данных в условиях переходак многоукладной экономике, платности землепользования необеспечивает и в принципе не может обеспе­чить решения задачгосударственной земельной политики.
Совершенствование земельного кадастрасвязано с большим объемом научно-исследовательских и прикладныхразработок. В первую очередь должны быть решены следующие вопросы:
-уточнение классификаций угодий в связис переходом на учет и оценку по первичным участкам для целейземельного, лесного, вод­ного кадастров и кадастров других природныхресурсов;
-установление для каждойкатегории земель по целевому назна­чению системы общих ичастных показателей, характеризующих качественное состояниепарцелл или экологически однородных участков;
-разработка способовполучения и обработки этих показателей для различных уровнейведения земельного кадастра;
-разработка программногообеспечения для сбора, обработки, храненияземельно-кадастровой информации по парцеллам или экологическиоднородным участкам.
К важнейшим направлениямсовершенствования земельного ка­дастра России относятся:
-введение стоимостных оценокземли для формирования местно­го бюджета;
-осуществление мер экономическогопоощрения предприятий, природохранная и социально-культурнаядеятельность которых имеет приоритетный характер для города илирайона;
-поощрение экономическимиметодами рекультивации и восста­новления нарушенных земель и освоения неудобий;
-решение экологическихпроблем путем принятия дифференци­рованной шкалы с учетомкласса вредности предприятия, размера санитарно-защитной зоны, стоимостинеобходимых мероприятий по экологизации производства и др.;
-размещение различных объектов всоответствии с оптимальным функциональным зонированием ипланировочной организацией территории, принятыми в комплексныхградостроительных про­граммах, проектах районной планировки,генеральных планах го­родов и других специализированных проектах,развивающих и де­тализирующих комплексные программы развития района;
-компенсация дополнительных затратземлевладельцам и земле­пользователям из-за менее выгодного их местоположения ит. д.
Перестройка земельно-кадастровойсистемы во многом связана с переводом информации на современные виды ееносителей, сни­мающих ограничения по ее форме (графическая,текстовая) и объе­му. Обработка огромных массивовколичественных, ценовых, каче­ственных и правовых данных о каждомконтуре земельных угодий, хозяйственной и административнойединице, их динамике под силу лишь современным компьютерным системам снаборами автоматизированных рабочих мест.
Объектом земельного кадастра являютсявсе земли Российской Федерации в ее государственных границах, акадастровой едини­цей — земельный участок с прочно связанными с ним объектами, имеющийфиксированный правовой статус, границы, площадь, ме­стоположение,цену.
Кадастровая документация включает всебя документы, подтвер­ждающие права на земельные участки,картографические, графи­ческие, табличные, текстовые, магнитные,электронные носители информации, предусмотренные правилами веденияи использова­ния земельного кадастра.
При ведении земельногокадастра возникают кадастровые отно­шения — по поводупроизводства, ведения, распределения и ис­пользованияземельно-кадастровой информации. Объектом их яв­ляется кадастроваяинформация о землях Российской Федерации, участниками —государственные органы и учреждения, физичес­кие и юридические лица,несущие установленные законодатель­ством обязанности иобладающие соответствующими правами в данной области.
Земельный кадастр является основой, накоторой базируются го­сударственные и отраслевые регистрационные иучетные системы: регистры и реестры жилых и нежилых помещений,предприятий и организаций всех форм собственности и хозяйствования ит. п.
Государственный земельный кадастр ведется в целях:
-закрепления прав на землюсобственников, владельцев, пользо­вателей земли;
-осуществления государственногоконтроля за распределением и использованием земель, законностьюземельных сделок (купли-продажи, аренды, залога, дарения, обмена и т.д.);
-обеспечения оперативности,устойчивости земельного оборота и гласности земельныхсделок, разрешения земельных споров;
-проведения налогового обложения земли иземельных сделок;
    -установления нормативной и перспективной цены земли;
   -предоставления сведений о собственниках, владельцах,пользо­вателях земельных участков, правовом режиме земель, иххозяй­ственном использовании и цене;
-обеспечения необходимой информацией оземельных ресурсах органов государственной власти, юридическихи физических лиц.
Ведение реестров земельнойрегистрации, внесение в них запи­сей, выдачаправооформляющих документов, справок и выписок возлагаются наглавного регистратора кадастрового бюро; он же не­сетответственность за правильность сведений, содержащихся в ре­естрах, копиях ивыписках из них.
Земельная регистрацияявляется правоустанавливающим юри­дическим актом, на основании и с моментасвершения которого за лицами признаются и закрепляются государствомправа на земель­ные участки, а также подтверждаетсязаконность сделок с землей.
В процессе земельнойрегистрации в единую систему объединя­ются все правовые сведенияо земле, ее собственниках, владельцах, пользователях, а такжеземельных сделках. Земельная регистрация осуществляется путемвнесения соответствующих записей в регист­рационную поземельную книгу.
Сведения, вносимые в книгу и подлежащиеобязательной пред­варительной проверке, приобретаютюридическую силу и в даль­нейшем являются единственно законными идостоверными для су­дебных, финансовых, налоговых и другихгосударственных орга­нов, предприятий, организаций, учреждений играждан. Достовер­ность и правильность содержащихся в кадастререгистрационных сведений могут быть оспорены только всудебном порядке.
Сведения земельной регистрации включают:
-сведения о землях;
-их целевое назначение (категорию земель);
-наименование земельной собственности,землевладения, земле­пользования;
-форму собственности, владения, пользованияземлей;
-площадь земельной собственности,землевладений и землеполь­зований;
-местоположение, адрес;
-дату регистрации земельнойсобственности, землевладения, землепользования;
-наименование правооформляющегодокумента, выданного пос­ле регистрации, его номер и дату выдачи;
-общую стоимость землевладения, в томчисле стоимость самого земельного участка и стоимость связанного сним имущества;
-величину земельного налога;
-особые отметки о землевладении.
Государственный контроль заиспользованием и охраной земель на­правленна обнаружение и пресечение действий, противоречащих принятымв земельном законодательстве правилам ее использова­нияи охраны. Цель государственного контроля — обеспечить со­блюдениевсеми государственными учреждениями, а также гражда­намитребований, гарантирующих сохранность земельного фонда страныв целом и его отдельных участков.
Агроэкономическое состояние земельныхресурсов России к началу реформ было неудовлетворительным.Многие площади эродированны и эрозионно опасны, многиезагрязнены промышленны­ми выбросами. Снизился запас гумуса впочвах, многие земли ока­зались заболочены и переувлажнены, захламленыпромышленны­ми отходами и бытовым мусором, имеют солонцовые вкрапления, высокуюкислотность.
Изучение зарубежной практикипоказывает, что действенная система государственного контроляопирается как на экономичес­кие методы, так и на административные,причем экономический механизм действует в том числе и на принципеотдачи вложенных средств. Зарубежные системы аграрных отношений содержат зна­чительноечисло стимулирующих рычагов, некоторые непосредственно связаны свыполнением правил использования и охраны земель. При нарушениисубъектом норм пользования угодьями их права могут быть в какой-точасти приостановлены. В США, напри­мер, экономическоенарушение приводит к лишению предприятий государственных контрактов,субсидий или ссужаемых средств. В большинстве стран,использующих финансовые стимулы для под­держки мер по уменьшению загрязненияземель, невыполнение ус­ловий, выдвигаемых для получения займа,приводит к прекращению финансирования. Право организацийгосударственной фи­нансовой системы осуществлять подобныедействия ставит их, по сути, в ряды органов, ведающихлицензированием.
В странах с развитой экономикой дляобеспечения охранного землепользования используются методы какпрямого, так и косвен­ного действия при явном преимуществе вторых.Иначе говоря, предпочтительнее меры, которые способствуютпредупреждению условий для возникновения правонарушений, чеммеры наказания за эти нарушения. В качестве такихпрофилактических мер особо широко применяются профессиональные(специальные и пред­принимательские) требования к лицам,покупающим или арендую­щим земельные участки. Причем эти требования,если говорить об аренде, в равной степени предъявляют и сдающий землю, и те,кто от имени государственных, общественных или кооперативныхорганизаций участвуют в оформлении арендных сделок. Первый — потому,что заинтересован в более высоких суммах арендной пла­ты, которые (особенно прификсированных ставках) целиком зави­сят от объемовпроизводства, инвестиций и умения арендатора продуктивно использоватьпередаваемую ему землю. Вторые — как об­леченные таким правом,защищающим национальные или кооперативные интересы.
Большое значение имеют прямой контрольза использованием земель специалистами государственных илидругих уполномочен­ных на это служб и неотвратимость установленной закономответ­ственности. Это подтверждает опыт передовых сельскохозяйствен­ныхтоваропроизводителей России и развитых капиталистических стран.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Совместные рекомендации государственных органов
Реферат Кремль - сердце Москвы
Реферат Обзор трансфера технологий в украинскую машиностроительную отрасль
Реферат Douglass Essay Research Paper DouglassIn Frederick Douglass
Реферат Влияние занятий сноубордом на показатели здоровья и работоспособности человека
Реферат Основні типи та моделі побудови кредитних систем
Реферат Источники правового регулирования
Реферат Финансовые методы повышения качества жизни
Реферат Особливості оподаткування суб єктів господарювання
Реферат Статистичні показники енергетики на території України
Реферат Химические опасные вещества
Реферат Мониторинговая деятельность педагога-психолога в школе
Реферат Наступність і перспективність у вивченні частин мови в початкових класах дослідження
Реферат Химически опасные объекты РФ, аварии на них 6
Реферат Химическое оружие 3