ВИДЫ И ФОРМЫ ЗЕМЕЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ. СУБЪЕКТЫ И ОБЪЕКТЫЗЕМЕЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ
Земельные отношения включают в себяследующие важнейшие элементы:
-формы собственности на землю (частная,государственная, муниципальная, общинная и т. п.);
-отношенияхозяйственного использования земли;
-формы управления земельными ресурсами(система политических, социально- экономических, правовых иадминистративных мер, направленных на организацию ихиспользования);
-способыи методы регулирования земельных отношений.
Рассмотрим перечисленные аспектыземельных отношений подробнее.
Собственность в самом общемсмысле выражает присвоение тех или иных благ и является чрезвычайно сложнымпонятием. Экономические науки рассматривают ее в связи среальным присвоением и хозяйственным использованием имущества(прежде всего средств производства). Юриспруденция устанавливаетправовые характеристики такого присвоения, его отражение взаконах, принимаемых государственной властью, обязательных дляисполнения всеми гражданами.
Собственники земли далеконе всегда являются производителями сельскохозяйственнойпродукции; они могут передавать землю другим лицам. Так возникают отношенияхозяйственного использования (например, арендные отношения).
Отношения собственности и хозяйственногоиспользования формируют противоречивые экономические интересы, приводящиек конфликтам между групповыми и общественными целями. Поэтомунеобходимы правовые механизмы управления земельнымиресурсами со стороны государства, а также разработка методов экономическогорегулирования земельных отношений.
Земельные отношения складываются подвлиянием множества факторов, имеющих достаточно сложный состав,структуру, соподчинение и механизм совокупного воздействия.Важное значение при этом имеют историческая преемственность,соответствие земельных отношений социально-экономическимосновам общества, необходимость обеспечить финансовую устойчивостьэкономики, инвестиционную активность отраслей и регионов и т. д.
Существенную роль играют также политическиеи социально-психологические факторы. К первым из них относятсяполитические решения и правовые нормы, способы их осуществления иконтроля за реализацией, состояние и способность кфункционированию пирамиды исполнительной власти, активность исоциальная направленность деятельности партий иобщественно-политических движений. Вторые включают механизмымотивации, психологические установки и ориентации конкретных лиц всоответствии с их социальными характеристиками, семейнымположением, уровнем жизни, профессионально-образовательным статусом и т. п.
В результате историческогоразвития любого общества постепенно складывается определеннаяиерархия субъектов земельных отношений, к которым относятсяфизические лица (индивидуумы), их сообщества (общины), деловые организации(юридические лица) и государство, их объединяющее, представляющее изащищающее их интересы, многообразные и часто противоречивые.
Субъектами земельныхправоотношений называются лица, наделенные земельными правамии несущие обязанности, предусмотренные земельнымзаконодательством.
Круг субъектов земельных правоотношенийв одном и том же государстве может меняться. Так, в России сликвидацией монополии государственной собственности на землю,появлением многообразных форм земельной собственности и хозяйственногоиспользования земель он резко расширился.
Российская Федерация, еесубъекты, города федерального значения, автономные области, автономные округаявляются субъектами правоотношений государственнойсобственности на землю. При этом следует учитывать, что, будучисубъектом федеральной собственности, Российская Федерация вместе стем является субъектом права территориального верховенства и носителемгосударственного суверенитета. Согласно Конституции РФсуверенитет России распространяется на всю ее территорию, ее Конституцияи федеральные законы имеют здесь верховенство.
Административно-территориальныеединицы, не являющиеся субъектами Федерации, — районы, города,поселки городского типа, сельские населенные пункты — обладаютправами муниципальной собственности на землю, находящуюсяв пределах их границ (черты населенных пунктов).
В отличие от субъектов правоотношенийгосударственной и муниципальной собственности на землю все иныесубъекты земельных правоотношений — органы государственнойвласти и местного самоуправления, граждане и юридические лица — выступают участникамитаких видов отношений, как управление землей и ее использование,охрана земельных прав; граждане и юридические лица, кроме того,являются субъектами правоотношений частной и общей (долевой и совместной)собственности на землю.
Органы государственной власти иместного самоуправления выполняют в пределах, указанных в законе,определенные функции по управлению землей. Охрану земельных правосуществляют государственные правоохранительные органы — судыобщего назначения, прокуратура, арбитражный суд.
Будучи всеобщим условием исредством труда, земля является общим объектом всехземельных правоотношений. Однако в зависимости от вида этих отношений понятиеземли как объекта может быть различным. Так, если речь идет обучастках, для которых установлен определенный правовой режим,непосредственным объектом процессуальных действий могут быть данныекадастра и мониторинга земель, решение компетентного органао предоставлении земельного участка и т. д.
Круг объектов земельныхправоотношений в сфере государственной и муниципальной собственностиопределяется законодательством. Так, объекты земельныхправоотношений федеральной собственности определены УказомПрезидента РФ «О федеральных природных ресурсах». К ним относятся земельныеучастки, предоставленные для обеспечения нужд обороны ибезопасности страны, охраны государственных границ, осуществления другихфункций, отнесенных к ведению органов государственной власти;земельные участки, занятые объектами, находящимися в федеральнойсобственности, а также участки особо охраняемых природныхтерриторий федерального значения.
К объектам земельных правоотношенийгосударственной собственности субъектов Российской Федерацииотносятся земли, находящиеся в пределах ихадминистративно-территориальных границ, за исключением земель,составляющих федеральную, муниципальную, частную или инуюформу собственности на землю. Соответственно объектамимуниципальной собственности являются земли, находящиеся вграницах административных районов, населенных пунктов, кромеземель, составляющих государственную, частную, общуюсобственность. Объектами земельных правоотношений частной и общейсобственности выступают индивидуальные обособленные в натуре июридически закрепленные земельные участки, предоставленные(приобретенные) в собственность в установленном порядке гражданами юридическим лицам, а также земельные акции и земельные доли (паи) членовколлективов сельскохозяйственных предприятий, которым земляпринадлежит на праве общей долевой собственности.
В сфере государственного управленияземлями объект земельных правоотношений находится в зависимостиот компетенции органа управления землей и видауправленческой функции. Это может быть весь земельный фонд (ведениемониторинга земель, государственного земельного кадастра), земля в пределахопределенных административно-территориальных границ (предоставление иизъятие земель, планировка земель населенного пункта), отдельныйземельный участок (внутрихозяйственное землеустройство).
Индивидуально обособленный вустановленном порядке земельный участок независимо от правовыхоснований его предоставления (в собственность, землепользование,аренду) составляет объект земельных отношений в области использованияземли. При этом он не перестает быть одновременно объектом правасобственности на землю соответствующего вида.
Земельный участок —это частьповерхности земли, имеющая фиксированные границы, площадь,местоположение, правовой статус (целевое назначение, разрешенноеиспользование и форму законного владения) и другие характеристики,отражаемые в государственном земельном кадастре и документахгосударственной регистрации прав на землю.
Кроме того, помимо земельных участков иправ на них, к объектам земельных правоотношений относятся такжепрочно связанные с земельными участками объекты (водоемы, лес,многолетние насаждения, здания, строения, сооружения и др.),перемещение которых невозможно без нанесения несоразмерного ущербаих назначению и состоянию. Поэтому эти объекты находятсявместе с земельными участками в нераздельном обороте, если иное непредусмотрено законом.
В правоохранительных земельныхправоотношениях объектами являются установленный законом земельныйправопорядок, права и законные интересы участников земельныхправоотношений.
Земельные отношения зависят от решениянекоторых базовых вопросов, главный из которых — вопрос особственности на землю.
Формы земельной собственности иорганизационно-политические и правовые механизмы, их реализующие,способны либо ускорять, либо замедлять развитие экономики. Взависимости от того, насколько полноценно субъекты собственностиреализуют свои права на землю, а также на результаты ее производительногоиспользования, определяется сила мотивов к расширениюпроизводства.
Земельная политика каждого государства вконкретный период его развития во многом складывается подвлиянием общей социально-экономической политики и выражается вправилах распределения и использования земельного фонда, ограничениях истимулах в этой области.
В настоящее время получилираспространение различные формы земельной собственности— частная, общая (совместная), государственная и др. Крометого, имеются различные формы пользования землей, которыеподразделяют на срочные и бессрочные, платные и бесплатные и т. д.
Аренда как форма землепользованияпредставляет собой передачу землевладельцем (арендодателем)арендатору земли на определенных условиях в соответствии сдоговором. Эти условия могут включать размер арендной платы, ее виды(деньги, продукция и услуги, налоговые и иные платежи за землю,например проценты на вложенный в землю капитал в счет аренднойплаты) и т. д. Отношения, возникающие в связи с арендой земли,регулируются законодательством Российской Федерации.
Арендатор вправе использовать арендуемыйземельный участок только по назначению и не имеет права его продавать,закладывать или отчуждать иным способом. По окончании действиядоговора все права, относящиеся к земельному участку, переходят кземлевладельцу (арендодателю).
Земельные отношения включают иэкономические отношения, возникающие между их субъектами в процессепользования землей. Так, граждане и юридические лица за участки,предоставленные им в собственность, пожизненное наследуемоевладение, постоянное (бессрочное) пользование и срочноепользование, уплачивают земельный налог, а за полученные в арендуземельные участки — арендную плату.
Земельный налогустанавливается на основе ренты с учетом плодородия почв, другихприродных и экономических условий, местоположения земельного участка ине зависит от результатов хозяйственной деятельностиземлевладельца. Арендная плата за земельные участкиопределяется договором между владельцем и арендатором.
Граждане, имеющие всобственности, пожизненном наследуемом владении, бессрочном(постоянном) пользовании земельные участки, суммарная площадькоторых превышает предельные размеры, установленныеземельным законодательством, облагаются прогрессивным земельнымналогом за часть площади, превышающую предельный размер.
В России актуальным сейчасявляется вопрос о земельном обороте, включая порядокустановления, изменения и прекращения земельных прав иобязанностей. Допускается без изменения целевого назначениякупля-продажа земельных участков в собственность гражданам дляколлективного и индивидуального садоводства и животноводства,жилищного, гаражного и дачного строительства, личных подсобныххозяйств. Существует определенный порядок наследования, дарения, аренды,субаренды, установления сервитутов и обременении земельных участков.
Субъекты РоссийскойФедерации реализуют возможность определять правовые формывладения землей на своей территории в рамках своих конституционныхправомочий. Они также разрешают изменять целевое назначениесельскохозяйственных земель на основе утвержденнойградостроительной документации.
Очень важен экологическийаспект земельных отношений. Сейчас необходим постоянныйучет процессов, происходящих в различных экосистемах и вбиосфере в целом; он осуществляется в рамках государственногомониторинга земель.
Платежи заприродопользование и загрязнение среды являются пока единственным и ктому же малоэффективным механизмом экономическогостимулирования охраны окружающей среды.
ПРИНЦИПЫ, МЕХАНИЗМЫ ИОСНОВНЫЕНАПРАВЛЕНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОГОРЕГУЛИРОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХОТНОШЕНИЙ
ПРИНЦИПЫГОСУДАРСТВЕННОГОРЕГУЛИРОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХОТНОШЕНИЙ
Государственным регулированием земельныхотношений называется система мер, направленных на обеспечение рационального иэффективного использования земли, ее охрану, воспроизводствои повышение плодородия почв, сохранение и создание благоприятнойдля людей окружающей среды, на защиту прав собственности, владения ипользования землей путем осуществления комплексаорганизационных, правовых, экономических действий.
Кроме государственногосуществует и рыночное регулирование земельных отношений. Государственноерегулирование обеспечивает организационно-правовой базис,регламентирует экономические взаимоотношения субъектов земельного права. Рыночноерегулирование осуществляется на основе взаимодействия спросаи предложения на землю как объект недвижимости в рамках существующейправовой базы и с учетом реальных условий производительного использованияземельных участков.
Практика развитых стран показывает, чтопрямое организующее начало в формировании и регулированииземельных отношений всегда должно принадлежать государству, арыночный механизм формируется в рамках существующегозаконодательства и в интересах граждан.
К основным задачам государственногорегулирования земельных отношений относится:
улучшение использования иохраны земельных ресурсов государства;
сохранение и улучшение экологическогосостояния территорий;
создание правовых,экономических и организационных предпосылок для функционированиявсех форм собственности, владения и пользования землей и формхозяйствования на ней.
Государственное регулирование земельныхотношений в России включает:
регулирование использованияземли в качестве природного, социального и хозяйственного объектов;
формирование многообразияформ собственности, владения и пользования землей;
наделение правомочиямисубъектов РФ и органов местного самоуправления порегулированию земельных отношений на своих территориях;
обеспечение равенстваучастников земельных отношений в защите их прав;
недопущение противоречащего законувмешательства государства в деятельность граждан и юридическихлиц по владению, пользованию и распоряжению землей;
охрану земли и окружающей природнойсреды от порчи и нарушений;
пресечение действий владельцев,пользователей и собственников земли, наносящих ущерб безопасностии обороне страны, нарушающих охраняемые законом права и интересыдругих лиц;
обязательность мероприятий погосударственному управлению земельным фондом для всех лиц независимоот типа их прав на землю;
обязательность государственногорегулирования при вовлечении земли в рыночный оборот (прифункционировании земельных рынков, банков, страховых компаний и другихинститутов рыночной экономики).
Правильной организации государственногорегулирования земельных отношений, формированию егоадекватного содержания и методов осуществления будет способствовать выполнениеследующих основных требований:
1. Земельные отношения должнырегулироваться в соответствии с Конституцией и Земельным кодексом РФ,не противоречащими им нормативными актами субъектов Федерации иорганов местного самоуправления. Правовые нормы по вопросамрегулирования земельных отношений, содержащиеся в другихотраслях законодательства, должны соответствовать земельномузаконодательству (при пользовании водными, лесными и инымприродными ресурсами, в градостроительстве).
2. Федеральное земельноезаконодательство устанавливает общие для всех субъектовФедерации начала регулирования земельных отношений, обязательныетребования к учету и охране земель, мониторингу земель,землеустройству, государственному земельному кадастру,государственному контролю за использованием и охраной земель, атакже определяет правовой режим земель, имеющих федеральноезначение.
3. Соотношение земельногозаконодательства субъектов Федерации и нормативных актоворганов местного самоуправления, регулирующих земельныеотношения, устанавливается в соответствии с их полномочиями,определенными законодательством РФ, а также утвержденнымифедеральным законом договорами о разграничении полномочий порегулированию земельных отношений между различными органамигосударственной власти.
4. Регулирование земельныхотношений осуществляется исходя из целевого назначения иправового режима земель в соответствии с категориями земель,определяемыми федеральными законами и законами субъектов Федерации.
5. Порядок использования земель внутритой или иной их категории определяется собственником,пользователем, владельцем, арендатором земельных участков всоответствии с природно-сельс-кохозяйственным районированием земель,их зонированием, территориальным планированием их использования иземлеустроительной документацией. При этом особой охране должны подлежатьсельскохозяйственные угодья; трансформация их в несельскохозяйственныедопускается в исключительных случаях в порядке, установленномзаконом.
6. При регулировании земельных отношенийгосударство должно создавать экономические, правовые иорганизационные условия для поддержки рационального и эффективногоиспользования земельных ресурсов, их охраны и повышениякачества, для обеспечения территориальной и экологическойустойчивости землевладений и землепользовании.
7. Развитие экологических методоврегулирования земельных отношений должно осуществляться путемсовершенствования платности землепользования, рентныхотношений, стимулирования земледельцев и землепользователей за рациональное,эффективное использование земли, создания источниковналоговых поступлений в федеральный и местные бюджеты.
8. Государственное регулированиеземельных отношений должно осуществляться на основе научнообоснованных концепций и прогнозов экономического развития страны иее регионов, отраслей производства, использования ресурсов, втом числе и земельных, на основе действующей законодательной инормативной базы и механизмов регулирования.
9. Управление земельнымиресурсами включает планирование их использования,зонирование земель, природно-сельскохозяйственное районирование,землеустройство, мониторинг земель и государственный земельныйкадастр. Планирование развития территорий и их хозяйственногоиспользования базируется на решениях органов исполнительнойвласти. Долгосрочная перспектива их развития определяется наоснове социально-экономических программ, землеустроительной,градостроительной и иной документации.
10. Государство должно обеспечитьиспользование и охрану земель сельскохозяйственного назначения всоответствии с их природно-сельскохозяйственным районированием.
11. Земельные отношения должны регулироваться наоснове достоверных, открытых и своевременных сведений о природном, хозяйственноми правовом положении земель Российской Федерации, местоположении и размерахземельных участков, их количественных характеристиках, правовом режиме,стоимостной оценке и иных необходимых сведений, то есть исходя изданныхземельного кадастра, являющихся основой для организации использования земливсеми участниками земельных отношений.
12. Регулирование правовых, организационных, экономических,технологических и других мероприятий по использованию и охране земельныхресурсов, сохранению и повышению плодородия почв, недопущению необоснованногоизъятия наиболее ценных земель из сельскохозяйственного и лесохозяйственногооборота.
13. Соблюдение земельного законодательства, прав и обязанностейсубъектов земельных отношений, установленных норм, правил, нормативов;выполнение мероприятий по использованию и охране земель органамигосударственной власти и местного самоуправления, юридическими и должностнымилицами, а также гражданами.
ПРАВОВОЙ МЕХАНИЗМ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Правовой механизм государственного регулирования земельныхотношений включает источники земельного права, земельно-правовые нормы иземельные правоотношения.
Источники права представляютсобой внешнюю форму выражения правотворческой деятельностигосударства, с помощью которой воля законодателя становитсяобязательной для исполнения. Наиболее распространенная формаисточника права — нормативные правовые акты уполномоченныхорганов государства, устанавливающие (санкционирующие) правовыенормы, рассчитанные на многократное применение при регулированиисоответствующих общественных отношений. Под источникамиземельного права, по определению Е. Н. Колотинской и др.,понимаются нормативные правовые акты, принятые уполномоченнымиорганами и содержащие правовые нормы, регулирующие земельныеотношения. В зависимости от субъекта, уполномоченногогосударством на издание таких актов, они подразделяются на актыорганов государственной власти и акты органов местногосамоуправления. Занимая ведущее место среди нормативныхактов, регулирующих земельные отношения, акты органовгосударственной власти подразделяются по вертикали на федеральныеакты Российской Федерации и акты субъектов РоссийскойФедерации, а по горизонтали — на законы и иные нормативныеправовые акты.
Все законы и иныенормативные правовые акты находятся между собой в строгоиерархической соподчиненности. Законы, принимаемые высшимипредставительными органами государственной власти, обладаютнаибольшей юридической силой по отношению ко всем иным источникамправа. Верховенство среди законов на всей территории Россиипринадлежит Конституции РФ, наделенной высшей юридическойсилой, и федеральным законам. Согласно Конституции РФ всезаконы и иные правовые акты, принимаемые в РоссийскойФедерации, не должны ей противоречить.
Являясь едиными по способуформирования, своему положению в правовой системе и роли врегулировании общественных отношений, законы подразделяются нафедеральные конституционные законы и федеральные законы, принимаемыепо предметам ведения РФ и имеющие прямое действие на всей территории РФ; федеральныезаконы и принимаемые в соответствии с ними законы и иныенормативные правовые акты субъектов Федерации; законы и иныенормативные правовые акты субъектов Федерации, принимаемыеими по вопросам, находящимся вне пределов ведения РФ и совместноговедения РФ и субъектов Федерации.
Федеральные законы в соответствии сКонституцией РФ не могут противоречить федеральным конституционнымзаконам, а законы и иные нормативные правовые акты субъектовФедерации — федеральным законам, принятым по предметам ведения РФ и предметамсовместного ведения РФ и субъектов Федерации. В случаепротиворечия между ними действует федеральный закон. При противоречииже между федеральным законом и нормативным актом субъектаФедерации, принятым по вопросам, отнесенным к собственному правовомурегулированию субъектов Федерации, действует нормативный актсубъекта Федерации.
Обеспечение соответствия конституций изаконов республик, а также законов и иных нормативных актов всех субъектовФедерации Конституции РФ и федеральным законам отнесено ксовместному ведению РФ и субъектов Федерации.
Наряду с нормативными правовыми актамиземельного законодательства к источникам земельного права относят также актыдругих отраслей законодательства, если они содержатправовые нормы, затрагивающие земельные отношения.
Тесная естественная взаимосвязь земли идругих природных ресурсов (недр, вод, лесов, окружающейприродной среды в целом) предопределяет наличие норм, регулирующихотношения, связанные с землей, в источниках таких отраслейправа, как водное, лесное, горное, природоохранительное.Содержащиеся в этих источниках нормы, регулирующие отношения по поводуземли, подчинены нормам земельного права. Так, в соответствии сземельным законодательством в Законе РФ «О недрах» определены правособственника земельного участка на добычуобщераспространенных полезных ископаемых, находящихся в границахэтого участка, обязанности землепользователя по охране земельот вредного воздействия и приведению нарушенного припользовании недрами земельного участка в состояние, пригодное дляиспользования; в Основах лесного законодательства РоссийскойФедерации предусмотрены порядок перевода лесных земель внелесные, обязанности лесопользователей по повышению плодородияпочв, предотвращению эрозионных и других процессов,ухудшающих состояние земель, и т.п.
Правовые нормы, так или иначе связанныес регулированием земельных отношений, содержатся также висточниках административного и уголовного права, предусматривающихсоответствующие виды земельных административных и уголовныхправонарушений и меры ответственности за них; гражданскогоправа, содержащего общие положения о возмещении вреда ирегулировании сделок с землей как недвижимым имуществом; жилищногоправа, предусматривающего право граждан на получение земельногоучастка под жилищное строительство и их обязанность использовать участок по назначению.
Особое место среди источниковземельного права занимают акты, которые сами по себе не имеютюридической силы, но приобретают ее в результате утверждения вустановленном порядке правомочными органами государства. Этомогут быть международные договоры, касающиеся земельных отношений,заключенные в установленном порядке и ратифицированные иутвержденные компетентным государственным органом, а такжедоговоры, заключенные РФ с субъектами Федерации.
К этой же группе источников земельногоправа относятся утвержденные в установленном порядке компетентными органамигосударства типовые договоры, а также имеющие вспомогательное значение(и позволяющие раскрыть содержание земельно-правовых норм)санитарные нормы и правила (предусматривающие требованияпо охране земель и почв при проектировании, строительстве, эксплуатацииобъектов), государственные стандарты, определяющие требования ксостоянию земель, и т. п.
Обладая высшей юридической силой поотношению ко всем иным источникам права, Конституция РФзанимает центральное место среди них. Ее нормы составляют основуисточников земельного права и являются отправной юридическойбазой для определения основных направлений развития всегоземельного законодательства.
В Конституции РФ содержатсянормы, специально направленные на регулирование земельныхотношений. Провозгласив использование и охрану земли и другихприродных ресурсов как основу жизни и деятельности народов,проживающих на соответствующей территории, Конституция закрепилатакие основополагающие положения земельного права, как введение частной, государственной, муниципальной и иных формсобственности на землю и другиеприродные ресурсы, право граждан и их объединенийиметь землю в частной собственности, свободно осуществлять владение, пользование и распоряжение землейи другими природными ресурсами приусловии, если это не наносит ущербаокружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.
Важную группуконституционных положений, действующих в. области земельного права,составляют положения, связанные с разграничением предметов ведения(полномочий) между федеральными органами государственной власти иорганами государственной власти субъектов Федерации по вопросу огосударственной собственности. В соответствии с Конституцией РФк совместному ведению РФ и субъектов Федерации отнесеноразграничение государственной собственности (ст. 72), признаниефедеральной собственности и управление ею (ст. 71).
Отраслевые законодательныеисточники земельного права подразделяются на кодифицированныезаконодательные акты (Земельный кодекс РФ, земельныекодексы республик), а также иные законы РФ исубъектов Федерации.
Земельные кодексы представляют собойсистематизированные законодательные акты, регулирующие земельныеотношения, правовые нормы в которых располагаются впорядке, отражающем систему земельного права.
ЭКОНОМИЧЕСКИЙМЕХАНИЗМРЕГУЛИРОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХОТНОШЕНИЙ
В условиях перехода крыночной экономике особое значение приобретают проблемымеханизма экономического регулирования земельных отношений, егосодержания на конкретных этапах земельной реформы.
Экономические интересы государства,землевладельцев и землепользователей реализуются в процессегосударственного и рыночного регулирования земельных отношений.Государственное регулирование создает организационный и правовойбазис, регламентирует экономические действия и ответственностьсубъектов земельного права. Рыночное регулирование осуществляетсяна основе спроса и предложения на земельные участки, а также натруд, средства производства и результаты труда. Следует сразуотметить, что рыночное регулирование не может охватывать всюсистему земельных отношений, так как территориальная ипродовольственная безопасность России требует от государствавмешательства, не связанного с экономической целесообразностью.
Механизм экономическогорегулирования земельных отношений характеризуется системой мерэкономического воздействия, направленных на реализациюземельной политики государства, обеспечение прав землевладельцев иземлепользователей, установление социально справедливых платежейза землю, экономическое стимулирование рациональной, иэффективного землепользования, введение экономических санкций занерациональное использование и ухудшение экологическогосостояния земельных участков, на защиту земель сельскохозяйственногоназначения от порчи, снижения плодородия почв, самозахвата и разбазаривания.
Система экономических регуляторовземельных отношений в условиях перехода к рынку включает:
-земельный налог;
-арендную плату за землю;
-рыночную цену земли;
-залоговую цену земли;
-компенсационные платежи при изъятии земель;
-компенсационные выплаты при консервацииземель;
-платежи за повышение качества земли;
-штрафные платежи за экологический ущерб;
-налоговое обложение при гражданскомземельном обороте;
-плату за право аренды и т. д.
Экономический механизм регулированияземельных отношений должен отвечать следующим требованиям:
-обеспечение относительноравных стартовых возможностей по осуществлениювоспроизводственного процесса для всех субъектов земельных отношений;
-разграничение объективныхи субъективных факторов этого процесса;
-использование земельной ренты вкачестве основы для формирования системы экономическихрегуляторов, взаимодействие рентных регуляторов с другимиэкономическими рычагами (ценами, ссудным процентом,подоходным налогом и т. д.);
-учет интересов иравноправие различных социальных групп населения в реализации правземельной собственности и различных форм землепользования;
-стимулирование рационального размещенияи специализации сельскохозяйственного производства;
-усиление экологической защиты земельныхугодий.
Одним из основных рычаговэкономического регулирования земельных отношений является механизм платы заземлю. С его помощью государство воздействует на экономическиеинтересы землевладельцев и землепользователей, побуждая ихповышать эффективность использования земли, находящейся в ихраспоряжении. С экономической точки зрения плата за землюявляется особым видом издержек, связанным с получением дохода ввиде ренты.
Рента — устойчивый доход, прямоне связанный с предпринимательской деятельностью. Известнонесколько видов рент, в том, числе государственная и банковская, связанных сзаймами, по которым выплачиваются рентные доходы в виде процента. Земельнаярента имеет иную природу.
Как известно, земельныйсобственник может вести хозяйство самостоятельно, но может ипередать свое право использования земли в арендупредпринимателю. Условиями арендного договора последнийвременно получает право монопольного хозяйствования на данномучастке, за что и выплачивает землевладельцу арендную плату.Превращение части прибыли арендатора в земельную ренту обусловлено именноданной монополией.
Предприниматель берется задело, когда рассчитывает получить не только среднюю прибыль, но и добавочныйдоход, который будет выплачен собственнику земли в качествеземельной ренты. Следовательно, земельная рента — это формаэкономической реализации собственности на землю. В ее составеразличают дифференциальную и абсолютную ренту, а такжемонопольную ренту.
Дифференциальная (разностная) рентавозникает на основе монополии на землю как объект хозяйствования,ибо каждый предприниматель получает в свое распоряжениеконкретный, ограниченный в натуре участок. По качеству онимогут значительно различаться и при равновеликих затратахобеспечивать получение разного количества продукции, аследовательно, и прибыли.
С увеличением спроса насельскохозяйственную продукцию в хозяйственный оборотвовлекаются худшие участки земли, с которых получают обычнуюприбыль, а на средних и лучших — более высокую. Дополнительнаяприбыль и превращается затем в дифференциальную ренту.
Наличие частной собственности на землюобусловливает возникновение абсолютной ренты как частиприбавочной стоимости, присваиваемой государством и другимиземлевладельцами в силу монополии собственности на землю. Источником ееобразования является излишек прибавочной стоимости над средней прибылью,которая образуется в сельском хозяйстве по причине более низкогоорганического состава капитала, трудности перелива капитала изпромышленности в сельское хозяйство, межотраслевойконкуренции, уравнивания нормы прибыли капиталасельскохозяйственных товаропроизводителей с общей нормой прибыли.Поэтому, а также по причине ограниченности лучших и средних покачеству и местоположению земель как объекта хозяйствования, цены напродукты сельскохозяйственных товаропроизводителейопределяются условиями производства на худших участках, то есть этицены выше обшей цены производства.
Получаемая разница между стоимостью иценой производства (добавочная прибыль) должна передаваться вформе абсолютной ренты государству и другим собственникамземли.
Абсолютная рента получаетсясо всех земель независимо от их качества, местоположения ипроизводительности добавочных вложений. Мелкие землевладельцыне имеют возможности получать абсолютную ренту, так как их издержки напроизводство сельскохозяйственных продуктов значительно вышескладывающегося общественно нормального уровня издержек.
Абсолютная рентаувеличивает размер платы за землю и является одной из причинвозникновения противоречий между землевладельцами и землепользователями, в томчисле и арендаторами, и государством. При этом не имеет значенияобщественное (официальное) признание или непризнаниесуществования абсолютной ренты, так как ее величина и изъятие могутмаскироваться и закладываться в общий размер платы за землю.Национализация земли ликвидирует монополию частной собственности на землю и связаннуюс ней абсолютную ренту, но не решает проблем эффективного и рациональногоземлепользования.
При экономическом регулированииземельных отношений этот аспект необходимо учитывать с той или инойстепенью полноты.
Другим важным аспектом экономическогорегулирования земельных отношений является дифференциальнаярента, представляющая собой часть прибавочной стоимости,которая присваивается землевладельцами по причине ихмонопольного права на землю как на объект хозяйствования.
Экономической причиной ее образованияявляется излишек прибавочной стоимости над средней прибылью.Он создается благодаря более высокой производительноститруда работников сельского хозяйства и дополнительно вложенномукапиталу на относительно лучших и средних по плодородию иместоположению земельных участках. В условиях ограниченностивовлекаемых в общественное производство лучших и средних поплодородию и местоположению земель используются и худшие массивыземель. Это обусловливается ростом населения и его потребностейв сельскохозяйственных продуктах, необходимостью удовлетворенияпромышленности в сельскохозяйственном сырье.
Монополия на землю как объектхозяйствования обусловливает особенности ценообразования насельскохозяйственную продукцию в условиях ограниченности площадейлучших и средних по качеству земельных массивов при вовлечении виспользование худших из них. Для обеспечения возможностихозяйствования землепользователь должен иметь индивидуальнуюцену производства, складывающуюся из индивидуальныхиздержек и средней прибыли (иначе становится бессмысленным процесспроизводства на худших участках и их использованиепрекращается). Поэтому землепользователь — арендатор худших земель— претендует на получение средней прибыли, а ведущий хозяйство налучших и средних земельных участках — на получение добавочнойприбыли сверх средней (за счет более производительного использования труда икапитала).
МЕТОДЫГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ
К основными методамгосударственного управления земельными ресурсами относятсяземлеустройство, государственный земельный кадастр, мониторингземель и государственный контроль за использованием и охранойземель.
Землеустройство представляетсобой систему мероприятий, направленных на регулирование земельных отношений,организацию использования земель, учет и оценку земельных ресурсов,составление территориальных и внутрихозяйственных планов.Основные направления землеустроительной деятельности включают:
-разработку федеральных и региональныхпрограмм использования и охраны земельных ресурсов и схем землеустройства сучетом экономических, градостроительных, экологических и иныхособенностей территории;
-межевание с установлением(восстановлением) на местности границ административно-территориальныхобразований, границ земельных участков субъектов земельныхотношений по единой государственной системе и их техническоеоформление;
-составление проектовземлеустройства и упорядочение существующих землевладений и землепользований сустранением неудобств в расположении земель;
-определение границ земельныхучастков, установление их границ и отвод в натуре (на местности),оформление планов (чертежей) границ, подготовку документов дляудостоверения прав на земельные участки;
-разработку разного рода рабочихпроектов, в том числе по рекультивации нарушенных земель, защитепочв от водной и ветровой эрозии, селей, оползней, подтопления,заболачивания, иссушения, уплотнения, засоления, загрязненияотходами производства, химическими и радиоактивнымивеществами, по улучшению сельскохозяйственных угодий, освоению новыхземель, сохранению и повышению плодородия почв;
-обоснование размещения иустановления границ особо охраняемых территорий;
-закрепление и изменение наместности городской черты, поселковой черты и черты сельских поселений;
-проведение топографо-геодезических,картографических, почвенных, агрохимических, геоботанических,историко-культурных и других обследований, а также изыскательскихработ;
-разработку землеустроительнойдокументации, связанной с ресурсной оценкой, использованием иохраной земель, сохранением и развитием традиционных видовхозяйственной деятельности малочисленных народов и этнических групп;
-составление карт и атласов о состояниии использовании земельных ресурсов;
-проведение инвентаризации всех земельи систематическое выявление неиспользуемых, используемыхнерационально и не по целевому назначению земель.
Землеустройство проводитсягосударственными проектными организациями, другими предприятиями ифизическими лицами, получившими лицензию на проведение этихработ за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектовФедерации, местных бюджетов и заказчиков. Основные направленияих деятельности:
-научное обеспечение и прогнозированиеземельных преобразований, перераспределение земель;
-обоснование и реализация единойгосударственной политики в области планирования,перераспределения, рационального использования и охраны всехкатегорий земель независимо от форм собственности на землю иформ хозяйствования на ней;
-обеспечение целевого использованияземель и сохранение ценных земель в сельскохозяйственномпроизводстве;
-формирование и размещение экологическии экономически обоснованных, компактных и оптимальных поплощади землепользовании;
-создание территориальных условий длярационального функционирования сельскохозяйственного инесельскохозяйственного производств;
-разработка комплекса мер по улучшениюсельскохозяйственных угодий, повышению плодородия почв,поддержанию устойчивых ландшафтов и охране земель;
-межевание земель с установлением(восстановлением) и закреплением (обозначением) в натуре (наместности) административно-территориальных итерриториально-производственных границ по единой государственной системе, атакже изготовление документов, удостоверяющих право на землю.
Землеустроительнаядеятельность осуществляется на всех землях независимо от ихцелевого назначения и форм собственности с использованием научнообоснованной, гласно обсужденной и в установленном порядке утвержденнойземлеустроительной документации — прогнозов, программ, схем и проектов,материалов обследований и изысканий.
Режим и целевое использование земель, организациятерритории, ране земель являются обязательными длясобственников и пользователей земли, а также органов государственной власти иуправления. Внесение изменений в землеустроительнуюдокументацию допускается лишь с разрешения утвердившего ееоргана.
Землеустройство проводитсяпо решениям органов государственной власти и управления, местногосамоуправления, по инициативе органов системы Госкомзема РФ или походатайству заинтересованных собственников и пользователей земли, а также граждани юридических лиц, претендующих на получение земельного участка.
Землеустроительная деятельностьрегулируется Конституцией РФ, земельным законодательством РФ,законодательными и иными правовыми актами субъектов Федерации, атакже нормативными актами, определяющими содержание, порядокразработки, утверждения и реализации землеустроительнойдокументации.
Под государственным мониторингом земель понимаетсясистема
наблюдений за состоянием земельного фонда; она является частью
мониторинга состояния природной среды и выполняет базовую,
связующую роль между всеми видами мониторинга природных ресурсов.Основные цели мониторинга земель: оценка состояния земельногофонда для своевременного выявления изменений, их оценки, площади ивыработки рекомендаций по предупреждению и устранению последствийнегативных процессов, а также информационное обеспечениегосударственного земельного кадастра, рациональногоземлепользования и землеустройства, контроля за использованием и охранойземель.
Мониторинг земельосуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектовФедерации и средств специальных денежных фондов.
Средства федеральногобюджета расходуются на реализацию федеральных и крупных целевыхрегиональных программ по мониторингу земель и охране почв,бюджетов субъектов Федерации — на реализацию аналогичныхрегиональных программ.
Полученные в результатемониторинга земель данные ежегодно отражаются в региональныхдокладах о состоянии и использовании земель, являющихся базовым материалом дляподготовки Государственного (национального) доклада о состояниии использовании земель Российской Федерации. Эти докладыдоводятся до органов управления с соответствующими предложениямипо предотвращению и устранению негативных процессов на земле,используются
также для ведения земельного кадастра и осуществления государственногоконтроля за использованием и охраной земель.
Государственный земельныйкадастр как официальная система регистрации иоформления документов о правах на земельные участки и прочносвязанную с ними недвижимость, учета и оценки земельных участковпроводится по единой системе на всей территории Российской Федерации.
Сложившаясяземельно-кадастровая система сведений о природном, правовом ихозяйственном положении земель требует дальнейшего научного иметодического обеспечения. Сейчас она состоит из следующих основныхразделов: регистрация землевладений, землепользований и участковсобственности; количественный и качественный учет земельногофонда; бонитировка почв и экономическая оценка земель. Этиразделы должны остаться и далее, но устаревшая технология получения,обработки, хранения и представления данных в условиях переходак многоукладной экономике, платности землепользования необеспечивает и в принципе не может обеспечить решения задачгосударственной земельной политики.
Совершенствование земельного кадастрасвязано с большим объемом научно-исследовательских и прикладныхразработок. В первую очередь должны быть решены следующие вопросы:
-уточнение классификаций угодий в связис переходом на учет и оценку по первичным участкам для целейземельного, лесного, водного кадастров и кадастров других природныхресурсов;
-установление для каждойкатегории земель по целевому назначению системы общих ичастных показателей, характеризующих качественное состояниепарцелл или экологически однородных участков;
-разработка способовполучения и обработки этих показателей для различных уровнейведения земельного кадастра;
-разработка программногообеспечения для сбора, обработки, храненияземельно-кадастровой информации по парцеллам или экологическиоднородным участкам.
К важнейшим направлениямсовершенствования земельного кадастра России относятся:
-введение стоимостных оценокземли для формирования местного бюджета;
-осуществление мер экономическогопоощрения предприятий, природохранная и социально-культурнаядеятельность которых имеет приоритетный характер для города илирайона;
-поощрение экономическимиметодами рекультивации и восстановления нарушенных земель и освоения неудобий;
-решение экологическихпроблем путем принятия дифференцированной шкалы с учетомкласса вредности предприятия, размера санитарно-защитной зоны, стоимостинеобходимых мероприятий по экологизации производства и др.;
-размещение различных объектов всоответствии с оптимальным функциональным зонированием ипланировочной организацией территории, принятыми в комплексныхградостроительных программах, проектах районной планировки,генеральных планах городов и других специализированных проектах,развивающих и детализирующих комплексные программы развития района;
-компенсация дополнительных затратземлевладельцам и землепользователям из-за менее выгодного их местоположения ит. д.
Перестройка земельно-кадастровойсистемы во многом связана с переводом информации на современные виды ееносителей, снимающих ограничения по ее форме (графическая,текстовая) и объему. Обработка огромных массивовколичественных, ценовых, качественных и правовых данных о каждомконтуре земельных угодий, хозяйственной и административнойединице, их динамике под силу лишь современным компьютерным системам снаборами автоматизированных рабочих мест.
Объектом земельного кадастра являютсявсе земли Российской Федерации в ее государственных границах, акадастровой единицей — земельный участок с прочно связанными с ним объектами, имеющийфиксированный правовой статус, границы, площадь, местоположение,цену.
Кадастровая документация включает всебя документы, подтверждающие права на земельные участки,картографические, графические, табличные, текстовые, магнитные,электронные носители информации, предусмотренные правилами веденияи использования земельного кадастра.
При ведении земельногокадастра возникают кадастровые отношения — по поводупроизводства, ведения, распределения и использованияземельно-кадастровой информации. Объектом их является кадастроваяинформация о землях Российской Федерации, участниками —государственные органы и учреждения, физические и юридические лица,несущие установленные законодательством обязанности иобладающие соответствующими правами в данной области.
Земельный кадастр является основой, накоторой базируются государственные и отраслевые регистрационные иучетные системы: регистры и реестры жилых и нежилых помещений,предприятий и организаций всех форм собственности и хозяйствования ит. п.
Государственный земельный кадастр ведется в целях:
-закрепления прав на землюсобственников, владельцев, пользователей земли;
-осуществления государственногоконтроля за распределением и использованием земель, законностьюземельных сделок (купли-продажи, аренды, залога, дарения, обмена и т.д.);
-обеспечения оперативности,устойчивости земельного оборота и гласности земельныхсделок, разрешения земельных споров;
-проведения налогового обложения земли иземельных сделок;
-установления нормативной и перспективной цены земли;
-предоставления сведений о собственниках, владельцах,пользователях земельных участков, правовом режиме земель, иххозяйственном использовании и цене;
-обеспечения необходимой информацией оземельных ресурсах органов государственной власти, юридическихи физических лиц.
Ведение реестров земельнойрегистрации, внесение в них записей, выдачаправооформляющих документов, справок и выписок возлагаются наглавного регистратора кадастрового бюро; он же несетответственность за правильность сведений, содержащихся в реестрах, копиях ивыписках из них.
Земельная регистрацияявляется правоустанавливающим юридическим актом, на основании и с моментасвершения которого за лицами признаются и закрепляются государствомправа на земельные участки, а также подтверждаетсязаконность сделок с землей.
В процессе земельнойрегистрации в единую систему объединяются все правовые сведенияо земле, ее собственниках, владельцах, пользователях, а такжеземельных сделках. Земельная регистрация осуществляется путемвнесения соответствующих записей в регистрационную поземельную книгу.
Сведения, вносимые в книгу и подлежащиеобязательной предварительной проверке, приобретаютюридическую силу и в дальнейшем являются единственно законными идостоверными для судебных, финансовых, налоговых и другихгосударственных органов, предприятий, организаций, учреждений играждан. Достоверность и правильность содержащихся в кадастререгистрационных сведений могут быть оспорены только всудебном порядке.
Сведения земельной регистрации включают:
-сведения о землях;
-их целевое назначение (категорию земель);
-наименование земельной собственности,землевладения, землепользования;
-форму собственности, владения, пользованияземлей;
-площадь земельной собственности,землевладений и землепользований;
-местоположение, адрес;
-дату регистрации земельнойсобственности, землевладения, землепользования;
-наименование правооформляющегодокумента, выданного после регистрации, его номер и дату выдачи;
-общую стоимость землевладения, в томчисле стоимость самого земельного участка и стоимость связанного сним имущества;
-величину земельного налога;
-особые отметки о землевладении.
Государственный контроль заиспользованием и охраной земель направленна обнаружение и пресечение действий, противоречащих принятымв земельном законодательстве правилам ее использованияи охраны. Цель государственного контроля — обеспечить соблюдениевсеми государственными учреждениями, а также гражданамитребований, гарантирующих сохранность земельного фонда страныв целом и его отдельных участков.
Агроэкономическое состояние земельныхресурсов России к началу реформ было неудовлетворительным.Многие площади эродированны и эрозионно опасны, многиезагрязнены промышленными выбросами. Снизился запас гумуса впочвах, многие земли оказались заболочены и переувлажнены, захламленыпромышленными отходами и бытовым мусором, имеют солонцовые вкрапления, высокуюкислотность.
Изучение зарубежной практикипоказывает, что действенная система государственного контроляопирается как на экономические методы, так и на административные,причем экономический механизм действует в том числе и на принципеотдачи вложенных средств. Зарубежные системы аграрных отношений содержат значительноечисло стимулирующих рычагов, некоторые непосредственно связаны свыполнением правил использования и охраны земель. При нарушениисубъектом норм пользования угодьями их права могут быть в какой-точасти приостановлены. В США, например, экономическоенарушение приводит к лишению предприятий государственных контрактов,субсидий или ссужаемых средств. В большинстве стран,использующих финансовые стимулы для поддержки мер по уменьшению загрязненияземель, невыполнение условий, выдвигаемых для получения займа,приводит к прекращению финансирования. Право организацийгосударственной финансовой системы осуществлять подобныедействия ставит их, по сути, в ряды органов, ведающихлицензированием.
В странах с развитой экономикой дляобеспечения охранного землепользования используются методы какпрямого, так и косвенного действия при явном преимуществе вторых.Иначе говоря, предпочтительнее меры, которые способствуютпредупреждению условий для возникновения правонарушений, чеммеры наказания за эти нарушения. В качестве такихпрофилактических мер особо широко применяются профессиональные(специальные и предпринимательские) требования к лицам,покупающим или арендующим земельные участки. Причем эти требования,если говорить об аренде, в равной степени предъявляют и сдающий землю, и те,кто от имени государственных, общественных или кооперативныхорганизаций участвуют в оформлении арендных сделок. Первый — потому,что заинтересован в более высоких суммах арендной платы, которые (особенно прификсированных ставках) целиком зависят от объемовпроизводства, инвестиций и умения арендатора продуктивно использоватьпередаваемую ему землю. Вторые — как облеченные таким правом,защищающим национальные или кооперативные интересы.
Большое значение имеют прямой контрольза использованием земель специалистами государственных илидругих уполномоченных на это служб и неотвратимость установленной закономответственности. Это подтверждает опыт передовых сельскохозяйственныхтоваропроизводителей России и развитых капиталистических стран.