Министерство образования РФТюменский ГосударственныйНефтегазовый УниверситетКонтрольная работаПредмет: Правоведение
Тема: Вариант № 9
Выполнил:
СтудентЗаочного отделения
Специальности МТЭКс-1
ТвардовскийЮрий Михайлович.
Проверил:
Тюмень 2000 год.
I. Понятие право. Отрасли права.
Право- это совокупностьпризнаваемых в данном обществе и обеспеченных официальной защитой нормативовравенства и справедливости, регулирующих борьбу и согласование свободных воль вих взаимоотношении друг с другом.
Система права — это подразделение совокупностиправовых норм на отрасли права( конституционное, административное, гражданское,уголовное и т.д. ) и институты права ( избирательное право, институтсобственности и т.д. ) в зависимости от предмета и метода регулирования.
Отрасль права — это основноеподразделение системы права, его главный элемент, который объединяет междусобой институты права, регулирующие качественно однородную область общественныхотношений (имущественных, трудовых, семейных и т.д.). Отрасль права имеетспецифическое строение. В ней выделяются общая и особенная части. В общую частьвходят институты, которые содержат в себе положения, обслуживающие почти всеинституты особенной части. Институты общей части отрасли конкретизируются винститутах ее особенной части. Такое построение системы права позволяетисключить дублирование нормативно — правового материала, устранить громоздкостьюридических конструкций и облегчить восприятие и изучение отрасли права.Применительно к каждой отрасли права выделяется ее основной институт, закрепляющийобщеотраслевые принципы права. Так, в конституционном праве РоссийскойФедерации таким основным институтом выступает институт «Основы конституционногостроя». Нормы, содержащиеся в этом институте, имеют наибольшую юридическуюсилу, и им не должны противоречить иные положения, в том числе и ОсновногоЗакона (ст. 16 п. 2 Конституции РФ). Отрасли неоднородны по своему составу.Одни из них являются крупными нормативными образованьями, иные представляютсобой компактную совокупность правовых норм (например, процессуальные отрасли).Крупные и сложные по своему составу отрасли включают еще один компонент – подотрасль права. Так, в составе конституционного права выделяют такие подотрасли,как муниципальное и парламентское право. В гражданском праве в качествеподотраслей выступают авторское, обязательственное, наследственное право и др.В финансовом праве выделяются такие подотрасли, как бюджетное, налоговое право.Отдельные отрасли права, в частности процессуальные, земельное, семейное, неподразделяются на подотрасли. Поэтому подотрасль права обязательным компонентомкаждой отрасли права не является. Система права это совокупность норм права,объединенных в институты, подотрасли иотрасли права.
II. Политические права и свободы граждан по КонституцииРФ .
Этиправа и свободы могут быть реализованы человеком как индивидуально, так и черезобъединение с другими людьми. Индивидуальный (личный) характер носит, например,право обращаться в государственные органы или доступа к государственной службе.Нельзя, к примеру, создать и зарегистрировать политическую партию или профсоюзиз одного человека. В то же время не возброняется шествие и пекетирование водиночку с транспорантом в руках.
Вотличие от личных прав, которые принадлежат каждому человеку, многиеполитические права и свободы принадлежат только гражданам государства.
Свобода печати и информации. Безсвободы печати нет ни гражданского общества, ни правового государства. Газеты,журналы и телевидение, печатные издания, свободно формируя общественное мнение,служат наилучшими гарантиями свободы народа и соблюдения конституционногостроя.
Первоосновой свободы печати является право каждого человека искать иполучать информацию. Каждый человек вправе передавать, производить и распространятьинформацию любым законным способом, т.е. он может сделать ее достояниемобщества под собственную ответственность за ее достоверность, для чего создатьсвою газету, выступить с публичной лекцией.
Конституция гарантирует свободу массовой информации. Этот общий принципоткрывает дорогу для беспрепятственного создания любым лицом газет и других СМИи распространения в них любой информации, не затрагивающей государственнуютайну. Независимое телевидение и пресса не обязаны согласовывать свои материалыс каким-либо государственным органом.
Злоупотребления свободой печати наносят большой урон обществу и самойэтой свободе. Они ведут к дестабилизации обстановки, нарушению общественногосогласия, столь необходимого в трудный период проведения глубоких общественныхреформ.
20февраля 1995г. был принят Федеральный закон об информации, информатизации изащите информации. Этот закон призван защищать право собственности на документыи массивы документов в информационных системах, он вводит порядок правовойзащиты информации. Не допускается сбор, хранение, использование ираспространение информации о частной жизни, а равно информации, нарушающейличную тайну, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных ииных сообщений физического лица без его согласия, кроме как на основаниисудебного решения.
Право на объединение. Для осуществленияжизненных целей и реализации прав часто необходимо объединение усилий, созданиеразного рода союзов и организаций, способных выявлять, выражать и представлятьколлективные интересы.
Посвоему содержанию право на объединение предусматривает возможность созданияобщественных, т.е. негосударственных, объединений, а именно: политическихпартий, профсоюзов, предпринимательских союзов и других общественныхорганизаций. Каждый человек вправе не только создавать эти общественныеобъединения вместе с другими людьми, но вступать в уже созданные, участвовать вих деятельности, а также беспрепятственно выходить из них. Конституция РФустанавливает только три положения, связанных с реализацией этого права.
а) Право на объединение принадлежит каждомучеловеку. Следовательно, граждане инеграждане, законно находящиеся на территории РФ, обладают правом вступать вполитические партии, профсоюзы и другие общественные организации, заисключением иностранцев. Военнослужащие могут состоять только в техобщественных объединениях, которые не преследуют политических целей, иучаствовать в их деятельности, не находясь при исполнении военной службы.Судьям запрещено принадлежать к политическим партиям.
Б) Государство гарантирует свободу общественныхобъединений… За исключением ограничений, предусмотренных ч.5 ст.13Конституции, государство не вправе ограничивать цели и задачи общественныхобъединений, вмешиваться в их внутреннюю деятельность. Объединения создаютсябез предварительного разрешения госорганов, а их уставы принимаются имисамостоятельно и только регистрируются вМинистерстве юстиции и его органах. Министерство контролирует законность целей изадач объединений, а финансовые органы – источники их доходов. Общественноеобъединениеможет быть ликвидировано только вдвух случаях (и только по решениюсуда): 1).нарушение ч.5 ст.13 Конституции, иных уголовнонаказуемых деяний, 2)повторного в течение года совершения действий, выходящих за пределы уставныхцелей и задач или нарушений закона.
в) Никто не может быть принужден к вступлениюв какое-либо объединение или пребыванию в нем. Следовательно, законгарантирует добровольность вступления в объединение и пребывания, исключаеткакое- либо принуждение. Членство в какой-либо партии или профсоюзе не можетбыть условием занятия должности в государственной организации и вообще служитьоснованием для ограничения прав и свобод человека.
Запрещается создание партийных организаций в государственных структурах– вооруженных силах, милиции, органах прокуратуры, высших учебных заведениях.Политические партии и движения не в праве создавать свои структуры попроизводственному принципу, т.е. на заводах, в учереждениях и т.д.
Отдельно регламентируется право на созданиепрофсоюзов. Государство не только признает свободу деятельности профсоюзов, нои закрепляет их права, поскольку их действия затрагивают права других лиц.Специальным законом регламентируются благотворительная деятельность иблаготворительные организации.
Право на мирные собрания и публичныеманифестации. В РФ это право принадлежит только ее гражданам: собиратьсямирно без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.Это право напрямую связано со свободой слова и выражения своих мнений.
Государство гарантирует право на проведение публичных мероприятий. Любыенеправомерные действия органов государственной власти, органов местногосамоуправления и должностных лиц, ущемляющие право на публицные мероприятия,могут быть обжалованы в суд.
Право участвовать в управлении деламигосударства. Это право принадлежит только гражданам РФ, как непосредственно, так и через своихпредставителей. Конкретно устанавливается право граждан на участие в проведениереферендумов и свободных выборов и быть избранными в органы государственнойвласти, органы местного самоуправления, иметь доступ к государственной службе иотправлению правосудия, обращаться в государственные органы и органы местногосамоуправления.
Право избирать и быть избранным. Этоправо граждан стоит в центре всех процессов формирования органов государства,т.е. носит властеобразующий характер. Право избирать и быть избранным внаибольшей степени дает ощущение принадлежности гражданина к своему государствуи демократизма этого государства. Право избирать предоставляется гражданам с 18лет. Этот же возраст открывает дорогу к участию в референдуме. Право бытьизбранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления(пассивное избирательное право) реализуется небольшой частью граждан инаступает в разных возрастах — взависимости от характера того или иного органа власти. Так для избрания на постпрезидента РФ нужно достичь 35 лет, а для избрания в депутаты Гос. Думы – 21года. Как активное и пассивное избирательное право реализуется гражданамиабсолютно добровольно.
Избирательное право в РФ является всеобщим, равным и прямым при тайномголосовании. Всеобщность означает отсутствие дискриминации. Равенствопредусматривает, что каждый гражданин обладает одним голосом и общим со всемидругими гражданами возможностями выбирать и быть избранным. Тайное голосованиепозволяет гражданину выразить свою волю конфиденциально, без опасения каких-либопреследований за свой выбор.
Конституция специально оговаривает возможность лишения избирательныхправ: это возможно только в отношении тех, кто признан судом недееспособным иосужденных к лишению свободы по приговору суда.
Равный доступ к государственной службе. Содержаниемпонятия равного доступа к государственной службе является право граждан назанятие любой государственной должности без всякой дискриминации. Правопоступления на службу имеют граждане в возрасте не ниже 18 лет, а предельныйвозраст нахождения на государственной должности – 60 лет. Основания для отказа:признание судом недееспособным, лишение судом права занимать государственныедолжности в течение определенного срока, наличия заболевания, препятствующеговыполнению должностных полномочий, наличие близкого родства с государственнымислужащими при непосредственной подчиненности или подконтрольности и по другимоснованиям, установленным законом.
. Право участвовать в отправлении правосудия. Оно предоставляет каждомугражданину возможность без всякой дискриминации занять должность судьи, бытьприсяжным заседателем, народным заседателем.
Назначение на должность судьи осуществляется при достижение возраста 25лет, наличие высшего юридического образования, стаж работы по юридическойпрофессии не менее пяти лет.
Присяжные заседатели восстанавливаются Конституцией, пока ониназначаются путем жребия для рассмотрения конкретного уголовного дела, а именнорешения только одного вопроса: о виновности (или невиновности) обвиняемого.Народные заседатели участвуют в коллективном рассмотрении дел наравне с судьейв суде первой инстанции.
Право обращений. Граждане России имеютправо обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные послания в государственныеорганы и органы местного самоуправления вплоть до Президента России, иобязанность должностного лица дать ответ на это обращение. Обращение можетсодержать как личные вопросы, так и общественные.
Данноеправо чаще всего используется для обжалования действий должностных лиц (правожалобы), они рассматриваются в течение одного месяца.
Правообращений свидетельствует о том, что воздействие граждан на государственныерешения не исчерпывается правом избирать органы государственной власти. Черезпредложения, заявления и жалобы граждане оказывают давление на власти, как быдержат их под контролем.
III.Практическое задание.
Действия администрации по отношению к гражданкеИвановой считаю неправомерными.
Согласно ст. 162 КзоТ не допускается привлечение кработам в ночное время, к сверхурочным работам и работам в выходные дни, инаправление в командировку беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрастедо 3 лет. Отказ от такой работы не может рассматриваться, как нарушениетрудовой дисциплины, независимо от характера трудовых обязанностей.
Используемая литература:
1. КзоТ РФ
2. М.Б. Баглай. Конституционноеправо Российской Федерации. Учебник для юридических вузов и факультетов.ИНФРА-М, Москва, 1996г.
3. В.В. Лазарева. Общая теорияправа и государства. Учебник для юридических вузов под редакцией академикаРАЕН. Юристъ, Москва, 1996г.