Краткийкурс лекций по праву социального обеспечения
СоставленКораблиной Ю.В.
Содержание:
Раздел I.
Общая часть:
Тема 1. Понятие и система органовсоциальной защиты населения………………………...2
Тема 2. Понятие, предмет, метод и система права социальнойзащиты…………………….5
Тема 3. Принципы права социальнойзащиты……………………………………………… 9Тема4. Правоотношения по социальному обеспечению……………………………… …. 10
.
Раздел II.
Особенная часть:Трудовой стаж:
Тема 5. Понятие, виды июридическое значение трудового стажа……………………… .11
Тема 6. Порядок исчисления и подтверждения страхового,общего трудового и специального стажа…………………………………………………………………………… 14
Тема 7.Подтверждение страхового и общего трудового стажа свидетельскимипоказаниями…………………………………………………………………………………….19
Трудовыепенсии:
Тема 8. Трудовая пенсия постарости…………………………………………………………22
Тема 9. Трудовая пенсия поинвалидности…………………………………………………… 25
Тема 10. Пенсия по случаю потерикормильца………………………………………………29
Государственное пенсионное обеспечение:
Тема 11.Общие положения о государственном пенсионном обеспечении………………..33
Тема 12. Пенсии федеральнымгосударственным служащим………………………………34
Тема 13. Пенсии военнослужащим иих семьям……………………………………………..36Тема14. Пенсии участникам Великой отечественной войны………………………………42
Тема15. Пенсии гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенныхкатастроф, и членам их семей………………………………………………………………….43
Тема 16. Социальные пенсии………………………………………………………………… 48
Порядоки правила обращения за назначением пенсий. Перерасчет размера пенсии,индексация, корректировка и перевод с одного вида пенсии на другой. Общиеправила выплаты пенсий:
Тема17. Порядок и правила обращения за назначением пенсий…………………………...49
Тема 18. Перерасчет размерапенсии, индексация, корректировка и перевод с одного вида пенсии надругой……………………………………………………………………………….53
Тема 19.Общие правила выплаты пенсий.……………………………………………… 58
Пособияи компенсационные выплаты:
Тема 20. Пособия по социальномуобеспечению…………………………………………....64
Тема 21. Пособия и компенсациигражданам, имеющим детей. …………………………...66
Тема 22. Понятие, виды и общаяхарактеристика компенсационных выплат и предоставления материально-бытовыхльгот по системе социального обеспечения……..70
Медико-социальное обслуживание. Реформы и перспективыразвития в области социального обеспечения:
Тема 23. Медико-социальноеобслуживание…………………………………………………77Тема24. Реформы и перспективы развития пенсионной системы……………………….…86
Раздел III.
Специальная часть:
Тема 25. Международно-правовое регулирование социальногообеспечения…………….88Тесты по курсу………………………………………………………………………………..92Рекомендуемые нормативно-правовые акты……………………………………………102
Приложение…………………………………………………………………………………..105
РазделI.
Общаячасть:
Тема 1.Понятие и система органов социальной защиты населения.
Социальное обеспечение занимает одно из ключевых определяющихмест в жизни государства и общества. Оно непосредственно зависит от развитияэкономики и теснейшим образом связано с политикой социального благополучиянаселения.
Право российских граждан на социальное обеспечение закреплено вст.39 Конституции РФ, согласно которой каждому гражданину гарантируетсясоциальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потерикормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Социальное обеспечение как особый социальный институтгосударства является гарантией достойного развития каждого члена общества исохранения источника средств к существованию при наступлении социальных рисков.
Социальноеобеспечение можно охарактеризовать как формураспределения материальных благ с целью удовлетворения жизненно необходимыхличных потребностей (физических, социальных и др.) стариков, больных, детей,нетрудоспособных иждивенцев, потерявших кормильца, безработных, всех членовобщества в целях охраны здоровья и нормального воспроизводства рабочей силы засчет специальных фондов, создаваемых в обществе на страховой основе, или засчет ассигнований государства в случаях и на условиях, установленных в законе.
Еслиговорить коротко, то под социальным обеспечением понимаются различные формы помощиобщества своим членам.
Главной организационно-правовой формойсоциального обеспечения является государственное социальное страхование.Суть его заключается в разделении социального риска потери заработка, снижениидоходов ниже прожиточного минимума, потребности в медицинской помощи и другихсоциальных услугах между государством и самими работниками, которые подлежатобязательному государственному социальному страхованию.
Дляреализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальноестрахование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья имедицинскую помощь создаются федеральные внебюджетные фонды.
В связис введением в действие с 1 января 2001г. 2 части Налогового кодекса иустановлением единого социального налога изменился порядок зачисления платежейв государственные социальные внебюджетные фонды. К данным фондам относятся:
ü Фонд социального страхования РФ,
ü Пенсионный фонд РФ,
ü Федеральный фонд обязательного медицинскогострахования.
Другойорганизационной формой социального обеспечения является прямоеассигнование из федерального бюджета (например, пенсии военнослужащим,государственным служащим, предоставление социальных услуг престарелым и т. д.).
Наряду с централизованными формамив последнее время получают распространение и формы негосударственного социальногообеспечения. К их числу можно отнести:
1. Муниципальное социальное обеспечение
Так,например, Правительством Москвы осуществляется многоплановая социальнаяполитика, направленная на улучшение жизни москвичей всех социальных слоев икатегорий. В этих целях Правительством Москвы ежегодно утверждается комплекснаяпрограмма мер социальной защиты москвичей. В числе этих мер можно назватьвыплату компенсации (или доплаты) неработающим пенсионерам (и отдельнымкатегориям работающих) до социальной нормы.
2. Негосударственныепенсионные фонды (НПФ).
Этифонды осуществляют свою деятельность на основании Федерального Закона от07.05.98г. № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах». Внастоящее время в России функционирует свыше 250 НПФ, имеющих лицензию.
Исключительнымвидом деятельности НПФ является негосударственное пенсионное обеспечениеучастников фонда на основании договоров о негосударственном пенсионномобеспечении населения с вкладчиками фонда в пользу участников фонда.Деятельность НПФ заключается в аккумулировании пенсионных взносов, размещениипенсионных резервов, учете пенсионных обязательств фонда и выплатенегосударственных пенсий участникам фонда.
3. Благотворительную деятельность граждан и юридических лиц.
Правовоерегулирование осуществляется на основании Федерального закона от 11.08.95г. №135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительныхорганизациях», Закона г. Москвы от 05.07.95г. № 11-46 «Облаготворительной деятельности» (с изменениями и дополнениями от10.06.98г.).
4. Предоставлениеработникам предприятий (в т.ч. и вышедшим на пенсию) за счет прибылиразличных льгот и компенсаций.
Следуетразличать понятия «социальное обеспечение» и «социальная защита".
Впериод перехода к рыночным отношениям в нашей стране с появлением экономическойнестабильности, усилением расслоения общества, обнищания, ростом числабезработных, беженцев, бомжей очень остро встала проблема социальнойзащищенности граждан. Решить эту проблему в рамках одной отрасли — правасоциального обеспечения — невозможно, поскольку здесь необходим выход нанесколько отраслей права: трудовое право — проблемыбезработицы, занятости и трудоустройства населения, повышения социальныхгарантий в области труда (например, установление минимального размера оплатытруда), жилищное право — вопросы, связанные с обеспечением жильем, семейноеправо — вопросы государственной поддержки брака и семьи, установлениеправ и обязанностей родителей, детей, супругов и т.д., экологическое право — проблемы, связанные с созданием благоприятной экологической среды длянормальной жизнедеятельности членов общества и т.д.
Вместес тем, основные вопросы социальной защиты населения относятся к правусоциальное обеспечение. Таким образом, понятие «социальная защита»значительно шире понятия «социальное обеспечение», а социальноеобеспечение является составной частью социальной защиты.
Систему органов, осуществляющих социальнуюзащиту населения, возглавляетМинистерство труда и социального развития РФ (Минтруд России).
В регионахРоссии: автономных республиках, краях, областях, городах Москве иСанкт-Петербурге вопросы социальной защиты находятся в ведении Департаментовили Комитетов администрации соответствующей территории, а вопросы пенсионногообеспечения – в Отделениях Пенсионного фонда РФ (за исключением отдельныхрегионов, где пенсионная служба относится к органам социальной защиты).
Так, например, в г. Москвесоциальная защита осуществляется следующими органами и учреждениями: Департамент социальной защиты населения города Москвы, Управления социальной защиты населения административных округов, Районные управления социальной защиты населения, Центры социального обслуживания, Бюро медико-социальной экспертизы, Центры помощи семье и детям, Социальные приюты для детей, Пансионаты для ветеранов, Психоневрологические интернаты, Детские дома-интернаты для умственно-отсталых детей, Реабилитационные центры для инвалидов, Геронтопсихиатрический центр, Дома ночного пребывания, Центр социальных выплат,
16.Государственное унитарноепредприятие «Московская социальная гарантия»,
17.Московский центр техническихсредств реабилитации.
Тема 2.Понятие и виды социальной защиты. Понятие, предмет, метод и система правасоциального обеспечения.
Социальнаязащита – это система мер, осуществляемых обществом и государством пообеспечению гарантированных, минимально достаточных условий жизни, поддержаниюжизнеобеспечения и деятельного существования человека.
Виды социальной защиты:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Правосоциального обеспечения (ПСО) – это самостоятельная отрасль права,совокупность правовых норм, регулирующих пенсионные и некоторые другиеотношения по материальному обеспечению и социальному обслуживаниюнетрудоспособных членов общества, предоставлению им действующих льгот ипреимуществ, а также тесно связанных с ними процессуальных отношений поразрешению споров и процедурных отношений по установлению юридических фактов.
Предметправа социального обеспечения – это совокупность общественныхотношений, регулируемых данной отраслью права.
В предмет права социальногообеспечения входят следующие отношения:
ü
ü
ü
ü
Кроме того, к названным вышеотношениям относятся также:
процессуальныеотношения – это отношения по разрешению споров, возникающих междуучастниками отношений по пенсионному обеспечению;
процедурныеотношения – это отношения, возникающие в связи с установлением илипроверкой фактов, имеющих значение для предоставления тех или иных видовсоциальной защиты (например, установление инвалидности).
Методправа социального обеспечения — совокупность приемов и способов, с помощью которых государстворегулирует правовые отношения в этой сфере.
МетодПСО имеет следующие отличительные признаки:
1) сочетание централизованного и локальногоспособов установления прав и обязанностейсубъектов (на федеральном уровне закрепляется определенный социальный стандарт,который ни при каких условиях не может быть понижен субъектами РФ, а может бытьтолько повышен за счет собственных источников (например, установление доплаты кпенсии в г. Москве);
2) права и обязанности субъектов в этойотрасли могут устанавливаться не только нормативным, но и договорным путем (например,в коллективном договоре на конкретном предприятии могут быть предусмотреныболее льготные условия по сравнению с действующим законодательством:досрочный уход на пенсию, бесплатное ежегодное санаторно-курортное лечение ит.д.). Но условия, достигнутые при договорном регулировании, не должны ухудшатьположение работников по сравнению с законодательством, в противном случае онипризнаются недействительными.
3) все права и обязанности субъектов данныхотношений определены законом и не могут изменяться по соглашению сторон;
4) специфика санкций, применяемых кправонарушителям, и способы защиты нарушенного права (как вадминистративном, так и в судебном порядке).
Спецификасанкций заключается, во-первых,в том, что имущественное взыскание может быть обращено только на граждан,которые виновно излишне получили суммы выплат по социальному обеспечению.Например, гражданин представил для назначения пенсии заведомо ложный документ освоей работе с вредными условиями труда, на которой никогда не работал. Сучетом этого документа ему назначили пенсию, а впоследствии этот факт выявился.В таком случае этот гражданин должен полностью возместить незаконно выплаченнуюему сумму пенсии. А если переплата образовалась из-за ошибки работника органа,осуществляющего пенсионное обеспечение, то в таком случае вина пенсионераотсутствует, и взыскание с него излишне выплаченных сумм производиться недолжно.
Аво-вторых, санкции носят правовосстановительный, а не штрафной характер:граждане возвращают только излишне полученную сумму и дополнительных лишений неиспытывают.
Защититьнарушенное право можно путем обращения в вышестоящую инстанцию (например,обжаловать решение районного управления социальной защиты населения можно всоответствующее окружное управление или в Департамент социальной защитынаселения города), а при несогласии и с вынесенным этим органом (органами)решением — в суд, в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве.
СИСТЕМА ПСО — этонаучно обоснованная, объективно существующая последовательность связи правовыхинститутов и норм права соц. обеспечения, составляющих в целом единую отрасльправа.
ПСОможно разделить на 3 части:
- общую часть,
- особенную часть,
- специальную часть.
К общейчасти отрасли права социального обеспечения относятся правовые нормы,содержащие указания на сферу действия и предмет регулирования, а такжевыражающие принципы ПСО. Т.е. в общую часть входят понятие, предмет, метод,система, принципы, источники права социального обеспечения, а также историяотечественного законодательства о социальном обеспечении.
Особеннаячасть отрасли права социального обеспечениясостоит из институтов, имеющих самостоятельный объект регулирования. Они в деталяхрегламентируют основания, порядок, условия и размеры предоставления гражданамразличных видов обеспечения: пенсионное, пособия и компенсации, медицинскаяпомощь и лечение, социальное обслуживание, льготы по системе соц. обеспечения.
Говоряо нормах, регулирующих пенсионные отношения, следует отметить, что онимногочисленны, разнообразны и подразделяются на несколько институтов. Так,нормы о пенсиях делятся на следующие группы:
Ø трудовыепенсии — по старости (в т.ч. досрочные), по инвалидности, по случаю потерикормильца;
Ø погосударственному пенсионному обеспечению — за выслугу лет (федеральнымгосударственным служащим), по старости (гражданам, пострадавшим в результатерадиационных, например на Чернобыльской АЭС, или техногенных катастроф), поинвалидности (военнослужащим и участникам Великой Отечественной войны),социальные пенсии (нетрудоспособным гражданам, не приобретшим право на трудовуюпенсию, например, инвалидам с детства).
Вособый институт выделяются нормы, определяющие порядок назначения и выплатыпенсии.
Нормы,регулирующие другие отношения, объединяются в институты:
-пособия,
-социальное обслуживание и т.д.
В специальнуючасть включены нормы, регулирующие международно-правовые аспектысоциального обеспечения, в т.ч. и социальное законодательство зарубежных стран.
Источникиправа социального обеспечения:
Изтеории государства и права мы знаем, что под источниками права понимаютсявнешние формы выражения правотворческой деятельности государства, с помощьюкоторой воля законодателя становится обязательной для исполнения.
В нашемгосударстве для права характерно то, что основными его источниками являютсянормативные правовые акты, рассчитанные на неоднократное применение.
Источникиправа социального обеспечения — это различные нормативныеправовые акты, регулирующие тот комплекс общественных отношений, которыйсоставляет предмет данной отрасли права.
Висточниках ПСО России отражены материальные условия жизни нашего общества. Приизменении условий жизни в стране, меняются и источники права социальногообеспечения. Устаревшие нормативные акты отменяются или изменяются, дополняютсялибо принимаются новые, более прогрессивные, соответствующие рыночнымотношениям.
Источники ПСО можно классифицироватьпо различным основаниям:
1. по юридической силе (постепени важности и субординации),
2. по сфере их действия;
3. по органам, принявшимнормативный акт;
4. по форме акта;
5. по правовым институтам.
Приэтом наибольшее практическое значение принадлежит первой и третьей группам.
1. Поюридической силе источники делятся на законы иподзаконные акты законодательства в сфере социального обеспечения. Законыобладают высшей юридической силой и имеют приоритет по сравнению с любымидругими нормативными правовыми актами. Это объясняется тем, что законы принимаютсявысшим законодательным органом власти РФ и его субъектов.
Законыделятся на:
ü конститутивные,
ü кодифицированные,
ü текущие.
ОсновнойЗакон РФ — это Конституция РФ, принятая12.12.1993г., которая является базой для всего текущего законодательства в РФ.В ст.7 Конституции записано, что Российская Федерация — социальное государство,политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойнуюжизнь и свободное развитие человека.
В рядестатей Конституции РФ изложены основные права граждан в сфере социальногообеспечения. Так, например, в ст.39 Конституции РФ записано, что каждомугарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни,инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаяхустановленных законом.
Вкачестве примера кодификационного акта в области социального обеспеченияявляются Основы законодательства РФ «Об охране здоровья граждан» от22.07.1993г. Этот нормативный акт закрепляет право граждан на охрану здоровья,а также гарантии обеспечения этого права, среди которых право на бесплатноеполучение различных видов медико-социальной помощи.
Приэтом следует отметить, что для ПСО характерным является то, что в этой отраслидействует большое количество законов и отсутствует единый кодификационныйисточник, регулирующий весь комплекс отношений, составляющих предмет ПСО. Так,на сегодняшний день права граждан на тот или иной вид социального обеспечения,как правило, регулируется разными законами. Например, право на пенсию — Федеральными законами «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001г. и«О государственном пенсионном обеспечении в РФ» от 15.12.2001г.
Текущиезаконы касаются отдельных институтов ПСО.
2. По форме акта источники ПСОделятся на:
ü законы (примеры приводились выше);
ü указы и распоряжения Президента РФ
(например, Указ Президента РФ от21.01.2000г. N 89 «О повышении размера компенсационной выплатымалообеспеченным категориям пенсионеров»);
ü постановления и распоряжения ПравительстваРФ
(например, Постановление Правительства РФ от 08.07.2002г. N 1510«Об утверждении Положения о порядке выплаты пенсий гражданам, выезжающим(выехавшим) на постоянное жительство за пределы РФ»);
ü постановленияи разъяснения Минтруда РФ и Пенсионного фонда РФ, и других министерств иведомств
(например, постановление Минтруда РФ и Пенсионного фонда РФ от27.02.2002г. N 17/19пб, которым утверждены «Правила обращения за пенсией,назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии надругую в соответствии с Федеральными законами „О трудовых пенсиях вРФ“ и „О государственном пенсионном обеспечении“);
ü другие нормативные акты.
3. По сфере действия источники ПСОделятся на:
· общефедеральные (например, Закон РФ «Озанятости населения РФ» от 19.04.91г. N 1032-1, с изменениями идополнениями, которым регулируются, к примеру, вопросы выплаты пособий побезработице на территории всей России),
· республиканские в составе РФ и другихсубъектов РФ (областные, краевые)
(например,Указ Президента Республики Адыгея от 21.08.96г. N 145 «О выделении средствдля адресной помощи детям-сиротам и школьникам из особо нуждающихсясемей»).
· отраслевые
· локальные.
4. Источники ПСО можно классифицировать такжеи взависимости от вида общественных отношений, регулируемых ими. Здесьможно выделить 3 группы:
1. попенсионному обеспечению граждан,
2. пообеспечению граждан пособиями и компенсационными выплатами.
3. попредоставлению социальных услуг по системе социального обеспечения.
Тема 3. Принципы права социальной защиты.
Принципами правасоциального обеспечения являются руководящие начала, определяющие сущность,направления развития данной системы права, которые должны быть закреплены вправовых нормах или же прямо следовать из их содержания.
Принципы права социальнойзащиты в общем виде не сформулированы ни в Конституции РФ, ни в законодательствеправа социальной защиты. Они могут быть выведены из анализа общих, наиболеесущественных черт фактического содержания совокупностей норм права социальнойзащиты:
1. Всеобщность– право на социальное обеспечение имеют все категории трудящихся, рабочие ислужащие, учащиеся, военнослужащие, беженцы, безработные, независимо от пола,расы, вероисповедания и т.д.
2. Всесторонность– необходимые услуги предоставляются во всех случаях, когда возникаетпризнаваемая обществом потребность (например: рождение ребенка, наступлениепенсионного возраста).
3. Доступность – этотпринцип реализуется в двух аспектах:
ü
ü
4.Принцип различия условий и уровня социального обеспечения в зависимостиот трудового стажа и некоторых других обстоятельств (например, размер пенсии поинвалидности зависит от степени инвалидности);
5. Многообразие видов социальногообеспечения:
материальная помощь социальноеобслуживание
оказываетсяв форме денежных (оказаниематериальной поддержки
выплат (пенсии, пособия,компенсации) внатуральной форме или в виде
положительныхдействий со стороны
государственныхорганов или общест-
венныхорганизаций в пользу обеспечи-
ваемых)
Пенсия – это регулярная денежнаявыплата (в расчете на месяц), которая производится в установленном закономпо