Министерствообразования Российской Федерации
Филиал
Дальневосточного государственного технического университета в г.Петропавловске-Камчатском
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 1
По дисциплине: Конституционное(государственное) право
России
Тема: Понятие исодержание основ конституционного строя РФ
Выполнила студентка I курса
факультета заочного отделения
специальности:Юриспруденция
ЛицисЕлена Анатольевна
Проверил:Корчагин Ю.В.
г. Петропавловск-Камчатский 2003
Содержание
Введение …………………………………………………………..………… 3
Глава 1. Понятие конституционного строя РФ.………………………4
Глава 2. Основныеположения конституционного строя РФ..……..5
2.1 Демократическоегосударство …………………………….6
2.2 Федеративноегосударство…………………………………7
2.3 Правовоегосударство……………………………………….8
2.4 Социальноегосударство……………………………………8
2.5 Светскоегосударство………………………………………..9
2.6 Республиканскоегосударство ……………………………..9
2.7 Суверенитет………………………………………………….10
2.8 Разделениевластей………………………………………..11
2.9 Личность игосударство…………………………………….11
3аключение………………………………………………………………….12
Библиография……………………………………………………………….14
ВВЕДЕНИЕ
Контрольная работа посвящена раскрытию темы«Понятие и содержание основ конституционного строя РФ». Анализ будетпроводиться по логической цепи: понятие – содержание. Цель работыохарактеризовать и проанализировать сущность конституционного строя РФ, егоключевых понятий. В содержании рассматриваются особенности конституционных основправового положения человека, исследуется взаимосвязь институтов власти, гражданскогообщества, современного государства в России, где свобода и закон находятся внеразрывной связи.
В реформируемом законодательстве Союза ССР терминконституционный строй официально появился в 1990 г. в связи с учреждением постаПрезидента СССР и изменением редакций статей 6 и 7 Конституции (ОсновногоЗакона) СССР. Позже на основе предложений Конституционной комиссии, в частьпервую статьи 1 Конституции (Основного закона) РСФСР была внесена норма о«незыблемых основах конституционного строя России».
Еще во времена французской Декларации прав человека игражданина 1789 года, было объявлено, что конституционный стройхарактеризуется государственным обеспечением прав человека, в частности,независимыми судами и разделением властей.
В основу концепции конституционного строя РоссийскойФедерации в ее действующей Конституции положены великие гуманистические идеи,исходящие из незыблемости и неотчуждаемости прав и свобод человека игражданина. Гражданин не ставится под иго властного государства, государство жерассматривается как официальный представитель общества, правомочный решатьтолько те вопросы, которые за ним закреплены Конституцией. Конституция нужнадля того, чтобы законы не противоречили друг другу и не нарушали права исвободы граждан.
Конституция — Основной закон государства, определяющийего общественное и государственное устройство, избирательную систему, принципыорганизации и деятельности органов власти и управления, основные права иобязанности граждан. Конституция устанавливает пределы и характер государственногорегулирования во всех основных сферах общественного развития, взаимоотношениягосударства с человеком и гражданином.
Как уже отмечалось, в Конституциизакрепляются конституционный строй страны, основополагающие его начала, которыев последующих главах получают свое развитие и конкретизацию. Глава «Основыконституционного строя» определяет важнейшие черты государственного иобщественного строя, характер отношений власти, формы правления и политическогорежима, главные стороны правового регулирования общественных отношений, а такжепорядок взаимодействия политической, социальной и экономической системобщества. Все эти и другие положения главы признаны особо важными и потому онинуждаются в особой юридической и процессуальной защите, в том числе защите отвременных, текущих обстоятельств.
Конституционный строй – это такая организациягосударственной и общественной жизни, при которой государство являетсяполитической организацией гражданского общества, имеет демократический,правовой характер и человек, его права и свободы признаются высшей ценностью, аих соблюдение и защита – основной обязанностью государства.
Основы российской государственностираскрывается в главе 1 «Основы конституционного строя», в главах 3 — 8, посвященных построению новых институтов власти и федеративному устройствуРоссии.
Для развития Российского государстваисключительно важны положения преамбулы Конституции Российской Федерации осохранении исторически сложившегося государственного единства, установлениигражданского мира и согласия: слишком долго нашу единую Родину разрывали, да, ксожалению, и сегодня мешают ее свободному развитию всякого рода конфликты, каксоциальные, так и национальные. Это — стержневая идея российской Конституции. Икак подлинно суверенное государство Россия самостоятельно приняла своюКонституцию на общероссийском референдуме 12 декабря 1993 г. ПринятиеКонституции референдумом является существенной гарантией устойчивости нашегоосновополагающего Закона.
1. ПОНЯТИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ РФ
В современной науке государственного(конституционного) права все чаще используется понятие конституционный строй. Онофиксирует строго определенную основополагающую часть социальных отношений,закрепляющих организационное и функциональное единство общества, и представляетсовокупность принципов, без которых строй государства не являетсяконституционным.
Конституционный строй – это определенная форма,определенный способ организации государства, закрепленный в его конституции. Принятиеконституции само по себе означает установление обязанности государстваследовать конституционным порядкам - иначе существование основного законалишается смысла. Однако в понятии «конституционный строй» включаетсянечто большее, чем формальное соблюдение конституции. Это понятие применимотолько к такому государству, в котором конституция надежно охраняет права исвободы человека и гражданина, а все право соответствует этой конституции, ноглавное: государство действует в соответствии с конституцией и во всемподчиняется праву.
Конституционный строй, таким образом, не сводится кфакту существования конституции, а становится реальностью только при двухусловиях: если конституция соблюдается и если она демократическая.
Порядок, при котором соблюдаются права и свободычеловека и гражданина, а государство действует в соответствии с конституцией,называется конституционным строем [1.2. С. 96]. Оно обусловлено помимоправа, уровнем правосознания, развитием политической культуры и этики. Право имораль должны обеспечивать неотвратимость наказания в отношении любогогражданина или должностного лица, посягнувшего на конституционные порядки.Установление конституционного строя начинается с определения принциповорганизации государства в его соотношении с личностью и гражданским обществом.
В отечественной литературе можно найти различноепонимание конституционного строя. О.Е.Кутафин вкладывает в это понятиесовокупность определенных гарантий подчиненности государства праву;Н.А.Богданова полагает возможным определить конституционный строй какустройство государства и общества, закрепленное государственно-правовыминормами. [1.1. С.22]
Выявлению понятий конституционного строя помогаетопределение современной Конституции. Под конституцией понимают основной законгосударства, имеющий высшую юридическую силу. Он закрепляет основные принципыгосударственного строя, высшие правовые гарантии прав и свобод человека игражданина, а также структуру и взаимоотношения органов государственной властии управления (форму правления). Конституция очерчивает круг функцийгосударства, устанавливает основы его отношений с человеком и обществом.
Ограничение государственной власти правом имеет однойиз целей создание оптимальных условий для функционирования гражданскогообщества являющегося неотъемлемым атрибутом конституционного государства.Следует подчеркнуть, что основы конституционного строя не простохарактеризуются особым порядком изменения, но имеют также особую юридическуюсилу. Это выражается в обязанности законодателя следовать указанным принципампри изменении или дополнении остального текста Конституции. И – в решенииКонституционного Суда, исходящего при разрешении разночтения между правовыминормами из смысла основных принципов.
Конституционный строй есть совокупность социальныхотношений, а его основы – система принципов, их регламентирующих. Основыконституционного строя служат базой, на которой формируются правоотношения,имеющие общую специфику.
Значение гл.1 Конституции исключительно велико. Посуществу, именно здесь формируется гуманистическая направленностьконституционного строя. Принципы организации государства закрепляются здесь вобщей форме, создавая фундамент конституционного строя, а конкретнораскрываются в последующих главах Конституции. Очень важное указание «Никакиедругие положения настоящей Конституции не могут противоречить основамконституционного строя Российской Федерации [2.1. Ст.16]. Это свидетельствует отом, что они пользуются наивысшей юридической силой.2. Основные положения конституционного строя
В понятие основконституционного строя входят закрепленные конституцией характеристикигосударства. Статья 1 Конституции России устанавливает, что РоссийскаяФедерация есть демократическое, федеративное, правовое государство с республиканскойформой правления. Статья 7 характеризует государство также как социальное, аст. 14 – как светское.
Характерная особенность основконституционного строя состоит в том, что они составляют первичную нормативнуюбазу для остальных положений Конституции, всей системы действующегозаконодательства и иных нормативно — правовых актов Российской Федерации. Этоозначает, что другие главы Конституции содержат нормы, которые направлены надальнейшее развитие, конкретизацию основ конституционного строя. В них, вчастности, устанавливается компетенция органов государственной властиРоссийской Федерации, порядок принятия ими властных общих нормативно — правовыхи индивидуальных решений, формулируются права и обязанности граждан, иныхсубъектов права, закрепляются юридические и иные гарантии реализации основ конституционногостроя.
В то же время ни одна действующая нормаправа, независимо от того, где она закреплена — в Конституции, законахРоссийской Федерации, указах Президента Российской Федерации или постановленияхПравительства, не может противоречить основам конституционного строя. В случаяхнесоответствия каких-либо норм основам такие нормы признаютсянеконституционными и утрачивают силу. Равным образом не могут противоречитьосновам конституционного строя действия и решения должностных лиц,государственных органов, граждан и их объединений.
В тех случаях, когда в действующихзаконах и иных нормативно — правовых актах отсутствуют необходимые нормы илиони противоречат Конституции, гражданин вправе реализовывать свои права,руководствуясь нормами Конституции, и в первую очередь положениями,устанавливающими основы конституционного строя, ибо принцип прямого действияКонституции непосредственно закреплен ст. 15.
Основы конституционного строя Россиисостоят из трех групп норм:
1. регламентирующихдеятельность государства и его органов;
2. определяющихправовое положение личности в Российской Федерации;
3. закрепляющихюридическую силу Конституции и порядок ее изменения.
Главное внимание необходимо уделитьпринципам организации и деятельности государства, что объясняется егозначимостью в современном обществе, а также необходимостью защиты личности,гражданского общества, их частных интересов от необоснованного вмешательствагосударственных органов и должностных лиц.
Основы конституционного строя закрепляютформу Российской Федерации как государства, устанавливают источникгосударственной власти и способы осуществления народовластия, определяютпространственные пределы действия суверенитета Российской Федерации.Формулируются также принципы федеративного устройства России, закрепляетсяпринцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную иустанавливается круг органов, осуществляющих государственную власть вРоссийской Федерации. Особо выделяется ст. 7, согласно которой социальнаяполитика государства возводится в ранг конституционной основы, гарантирующейобеспечение достойной жизни и свободного развития каждого россиянина независимоот его рода занятий и деятельности.
Государство утрачивает своебезраздельное господство в политической системе общества. Основыконституционного строя закрепляют в Российской Федерации идеологическое иполитическое многообразие, в том числе многопартийность. Каждой партии предоставляетсявозможность беспрепятственно действовать, разрабатывать собственную идеологию,завоевывать симпатии и поддержку у населения, рекрутировать членов в свои ряды.
2.1. ДЕМОКРАТИЧЕСКОЕГОСУДАРСТВО
Таким называетсягосударство, устройство и деятельность которого соответствует воле народа,общепризнанным правам и свободам человека и гражданина. Демократическоегосударство – важнейший элемент демократии гражданского общества, основанногона свободе людей. Источником власти и легитимации всех органов этогогосударства является суверенитет народа. Это означает, что российский народ нис кем не делит власть и никто, кроме него самого, не может претендовать навласть в Российской Федерации. „Никто не может присваивать власть вРоссийской Федерации, — указывается в ст.3. – Захват власти и присвоениевластных полномочий преследуется по федеральному закону“. Понятиедемократического государства неразрывно связано с понятиями конституционного иправового государства. В функции демократического государства входитобеспечение общих интересов народа, при безусловном соблюдении и защите прав исвобод человека и гражданина.
Демократия естьпринадлежность всей власти народу, а также свободное осуществление народом этойвласти в полном соответствии с его суверенной волей и коренными интересами.
Важнейшиепризнаки демократического государства:
а) реальная представительнаядемократия;
б) обеспечениеправ и свобод человека и гражданина.
Народ РоссийскойФедерации осуществляет свою власть как непосредственно, так и через органыгосударственной власти и органы местного самоуправления (ст. 3 Конституции). Взависимости от формы волеизъявления народа различаются представительная инепосредственная демократия.
Представительнаядемократия – осуществление народом власти через выборные учреждения, которыепредставляют граждан и наделены исключительным правом принимать законы(парламенты, выборные органы местного самоуправления), наделяемые правомрешения наиболее важных вопросов жизни народа (объявление войны, принятиебюджета, введение чрезвычайного и военного положения, разрешение территориальныхспоров и др.). Важное условие – независимость представительного учреждения впределах своих полномочий, отсутствие конкурирующей законодательной власти, невмешательствоисполнительной власти в прерогативы представительных учреждений.
В РоссийскойФедерации представительная демократия обеспечивается выборностьюГосударственной Думы и конституционно обусловленным формированием СоветаФедерации, а также законодательных и представительных учреждений субъектовФедерации и органов местного самоуправления. Единство системы государственнойвласти закреплено в Конституции РФ (ч. 3 ст. 5).
Великийнравственный смысл представительства делает гражданина ответственным за судьбыего родины, „приучить видеть в государственном интересе не нечто постороннееи чуждое, а известный высший принцип, перед которым должны склоняться всеинтересы частные“ – высказывается Котляровский С.
Непосредственнаядемократия — форма непосредственного волеизъявления народа или каких-либогрупп населения. „Высшим непосредственным выражения власти народа, — указывается в Конституции Российской Федерации (ст.3), — являются референдум исвободные выборы.
Другой важнейшийпризнак демократического государства – обеспечение прав и свобод человека игражданина. Только в условиях демократического режима права и свободыстановятся реальными, устанавливается законность и исключается произвол силовыхструктур государства, хотя не отрицается принуждения в определенных формах,которые должны иметь четкие пределы и осуществляться только в соответствии сзаконом. Государство обязано защищать права и свободы граждан, устраняя преступностьи др. правонарушения.
Государствоподчинено закону и требует законопослушания от всех своих граждан. />2.2.Федеративное государство
Государственно-территориальноеустройство России основывается на принципе федерализма. За счет негообеспечиваются единство страны, децентрализация государственной власти,равноправие и самоопределение народов в составе федерации. Это конкретизируетглавную задачу федерализма: обеспечение эффективности управления единымгосударством, имеющим большую территорию и численность населения, при помощирассредоточения государственной власти, обеспечения права народностей насамоопределение. Федеративное государство представляет собой сложноегосударство, в состав которого входят другие государства.
Российская Федерация состоит изреспублик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области,автономных округов — равноправных субъектов Российской Федерации. Федеративноеустройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности.Каждый субъект Российской Федерации является частью Федерации.
Республики имеют свою конституцию изаконодательство, а другие субъекты – устав и законодательство.
Между федерацией и ее субъектамипроводится разграничение компетенции. Сохраняя за собой полномочия вопределенном объеме, субъекты федерации добровольно ограничивают своюкомпетенцию в пользу федерации, признавая приоритет ее задач и целей. Онипризнают также на своей территории высшую юридическую силу нормативных правовыхактов федерации. Государственная власть федерации является единственной властьюна ее территории. Она опирается на волю всего народа федерации.
Федеративное устройство основано нагосударственной целостности, единстве системы государственной власти. Вовзаимоотношении федеральными органами государственной власти все субъектыФедерации между собой равноправны.
2.3. ПРАВОВОЕГОСУДАРСТВО
Правовымгосударством признается демократическое государство, в котором обеспечиваетсяверховенство закона, последовательно проводится принцип разделения властей, атакже признаются и гарантируются права и свободы каждого человека.
Главное в идее правового государства – связанность государства правом, гарантирующаяпредсказуемость и надежность действий государства, подчинение государстваправу, защиту граждан от возможного произвола государства и его органов.
Правовоегосударство характеризуется, прежде всего, тем, что оно само ограничивает себядействующими в нем правовыми нормами, которым обязаны подчиняться все безисключения государственные органы, должностные лица, общественные объединения играждане. Его важнейшим принципом является верховенство права (верховенствозакона).
Выделим основныепризнаки правового государства:
а) Высшийприоритет прав и свобод человека и гражданина, опирающихся на прочноезакрепление в конституции и законах и соответствующих естественному праву.“Все, что не запрещено, то дозволено» – важнейший принцип правовогогосударства.
б)Независимость судей как главного механизма гарантий прав и свобод (ст.120),несменяемость и неприкосновенность их; устанавливаются демократические принципысудопроизводства. В ряде статей гл.2 Конституции указывается на исключительноеправо суда ограничивать права и свободы.
в) Верховенствоконституции по отношению ко всем нормативным актам. Никакой закон или другойакт не вправе исправлять или дополнять конституцию, тем более противоречить ей.Она образует фундамент всей правовой системы при котором, закон и право нерасходились бы.
г) Приоритетмеждународного права. Государство, обладающее суверенным правом принимать своизаконы, соглашается с тем, что эти законы не должны противоречить правумирового сообщества./>2.4. СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО
Так называется государство, которое берет на себяобязанность заботиться о социальной справедливости, благополучии своих граждан,их социальной защищенности.
Конституция Российской Федерации вкладывает в понятиесоциальное государство то, что оно должно стремиться лишь к максимальновозможному в условиях демократической страны равномерному содействию благу всехграждан и к максимально возможному равномерному распределению жизненных тягот.
Социальное государство стремиться обеспечить каждомусвоему гражданину достойный человека прожиточный минимум. Имеется в виду, чтокаждый взрослый должен иметь возможность зарабатывать на себя и на содержаниесвоей семьи.
В Конституции Российской Федерации содержится лишьправо (ст. 37) «свободно распоряжаться своими способностями к труду,выбирать род деятельности и профессию». Хотя в (ст.37) говорится о правена защиту от безработицы.
Одной из важнейших целей социального государстваявляется социальное равенство. Правовое государство обеспечивает равенство всехперед законом.
Главной задачей социальной политики РоссийскойФедерации являются достижение благосостояния человека и общества, обеспечениеравных и справедливых возможностей для развития личности. Основные направлениясоциальной политики:
— охрана труда и здоровья людей;
— установление гарантированного минимального размераоплаты труда;
— обеспечение государственной поддержки семьи,материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан;
— развитие системы социальных служб;
— установление государственных пенсий, пособий;
— иные гарантии социальной защиты.2.5. СВЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО
Такая характеристика означает, что государство ирелигиозные объединения отделены друг от друга, т.е. взаимно не вмешиваются вдела друг друга. Давая такую характеристику Российскому государству,Конституция (ст. 14) раскрываете в следующих положениях:
— никакая религия не может устанавливаться в качествегосударственной или обязательной;
— религиозные объединения отделены от государства иравны перед законом.
Отделение религиозных объединений от государства невлечет за собой ограничение прав членов объединений участвовать наравне сдругими гражданами в управлении делами государства, в выборах органы государственнойвласти и в органы местного самоуправления, в деятельности политических партий,политических движений.
Религиозные объединения в Российской Федерациидействуют на основе их собственных правил при условии соблюдения закона. Такимзаконом, регулирующим эти вопросы, является Федеральный закон от 26 сентября1997 г. «О свободе совести и о религиозных объединениях».
Запрещается создание религиозных объединений в органахгосударственной власти, др. государственных органах, государственныхучреждениях и органах местного самоуправления, воинских частях, государственныхи муниципальных организациях, а также религиозных объединений, цели и действиякоторых противоречат закону. Подобные ограничения вполне объяснимы для страны срелигиозным плюрализмом.
2.6. РЕСПУБЛИКАНСКОЕ ГОСУДАРСТВО
Российская Федерация провозглашена республикой, чтоозначает выборность и сменяемость главы государства.
Устанавливая республиканскую форму правления вРоссийской Федерации, Конституция закрепляет такие признаки: отказ от какого-либонезависимого и длительного обладания государственной властью; ориентациягосударственного строя на разум и опыт; создание государственных органов наоснове согласования интересов управления государством и нерушимостьюгражданских свобод; формирование государственных органов путем свободныхвыборов и на неограниченный срок.
Российская Федерация сочетает в себе чертыпарламентской и президентской республик. Это выражается в наличии сильнойпрезидентской власти при сохранении некоторых типичных признаков парламентскойформы (наличие председателя Правительства, возможность, хотя и ограниченная,отстранения от власти Правительства парламентом и роспуска парламентаПрезидентом).
В настоящее время Российская Федерация имеет президентско-парламентскуюформу правления: во-первых, Президент избирается всеобщим голосованием (в этомее отличие от парламентской формы), во-вторых, он располагает собственнымипрерогативами, позволяющими ему действовать независимо от Правительства,в-третьих, наряду с Президентом действует Председатель Правительства иминистры, образующие Правительство, в определенной мере ответственное передпарламентом (в этом ее отличие от президентской формы)
Именно названные признаки и характеризуют РоссийскуюФедерацию как «полупрезидентскую» республику.
2.7. СУВЕРЕНИТЕТ
Под суверенитетом государства понимаетсяверховенство и независимость государственной власти внутри своей территории ипо отношению к другим государствам. Суверенитет государства исходит изсуверенитета народа. Народ является создателем и носителем суверенитетагосударства, волеизъявление народа порождает государственную власть.
Суверенитет государства проявляется в верховенствегосударственной власти, в ее единстве и независимости. Ярким выражениемверховенства государственной власти является верховенство на всей территориигосударства конституции и др. законов, издаваемыми высшими органамигосударственной власти. Однако верховенство власти не означает ее неограниченности.Как и всякая другая власть в конституционном государстве, суверенная властьоснована на праве и ограничена правом.
Важным свойством сувереннойгосударственной власти является ее независимость. Это означаетсамостоятельность государства в отношениях с другими государствами.Независимость государственной власти означает, что она сама и только самавправе принимать нормативные акты и обеспечивать конституционный правопорядок.Самостоятельность государственной власти обеспечивается отсутствием зависимости(политической, финансовой и др.) государственных органов от кого бы то ни быловнутри и вне пределов государства.
Суверенитет Российской Федерациизакрепляется в следующих трех положениях:
— суверенитет Российской Федерациираспространяется на всю территорию;
— Конституция Российской Федерации ифедеральные законы имеют верховенство на всей территории России;
— Российская Федерация обеспечиваетцелостность и неприкосновенность своей территории.
Защита суверенитета осуществляется вразличных формах: военной – Вооруженными Силами РФ; дипломатической –Президентом и Правительством России; государственными органами, которыеруководят различными отраслями управления.
2.8. РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ
Разделениевластей есть разделение полномочий государственных органов при сохраненииконституционного принципа единства государственной власти.
Государственнаявласть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения назаконодательную, исполнительную и судебную (ст.10). Органы законодательной,исполнительной и судебной власти самостоятельны.
Конституционный, Верховный и ВысшийАрбитражный Суды Российской Федерации имеют право законодательной инициативы повопросам их ведения. В системе разделения властей на федеральном уровне особоеместо принадлежит Конституционному Суду Российской Федерации. Конституциястрого разделяет полномочия Федерального Собрания и судебных органов.
Президент фактически признается главойисполнительной власти (право назначать Правительство, правопредседательствовать на заседаниях Правительства и др.). Соединяет функцииглавы государства и главы исполнительной власти.
Конкретное содержание принципаразделения властей состоит в следующем:
— законы должны обладать высшейюридической силой и приниматься только законодательным (представительным)органом;
— исполнительная власть должна заниматьсяв основном исполнением законов и только ограниченным нормотворчеством, бытьподотчетной или главе государства или парламенту;
— между законодательным и исполнительныморганом должен быть обеспечен баланс полномочий, исключающий перенесение центравластных решений, а тем более всей полноты власти на одного из них;
— судебные органы независимы в пределахи своей компетенции действуют самостоятельно;
— ни одна из трех властей не должнавмешиваться в прерогативы другой власти, а тем более сливаться с другойвластью;
— споры о компетенции должны решатьсятолько конституционным путем и через правовую процедуру, т.е. Конституционнымсудом;
— конституционная система должнапредусматривать правовые способы содержания каждой власти двумя другими, т.е.содержать взаимные противовесы для всех властей.
2.9. ЛИЧНОСТЬ И ГОСУДАРСТВО
Новая российская государственностьрадикально меняет отношения личности и государства. Не человек создан длягосударства, а государство для человека – главный принцип их отношений.Приоритет человека перед государством позволяет осознать место человека вгражданском обществе. Это место не определяется государством, оно неотъемлемопринадлежит человеку и реализуется в меру его способностей и инициативы.Государство регулирует поведение человека только в определенной мере, так,чтобы не затронуть его свободу и обеспечить общественные интересы.
Основные обязанности государства, всехветвей власти, всех звеньев государственного механизма сводятся к признанию ислужат главной цели: соблюдению, обеспечению и защите прав и свобод человека игражданина.
Признание человека, его прав и свободвысшей ценностью не означает, что государство во всех случаях не в правеограничивать действия людей. Это необходимо для того, чтобы осуществление прави свобод одними не ущемляло прав и свобод других, не наносило ущерба обществу.
Гуманизм конституционного строяотчетливо проявляется в подходе к институту гражданства. Под гражданствомпонимают правовую связь лица с конкретным государством, которое ведет кустановлению взаимных прав и обязанностей, и, прежде всего обязанностейгосударства защищать права и свободы данного лица в полном объеме, и так же запределами страны. Только гражданство предоставляет права в сфере осуществлениягосударственной власти.
Конституция (ч.3, ст. 6) установила, что гражданин Российской Федерации не может быть лишенсвоего гражданства или права изменить его. Ни при каких обстоятельствахгражданина нельзя лишать гражданства вопреки его желанию и без законныхоснований. Государственные органы не имеют права безосновательно отказывать людямв их желании принять российское гражданство.
Каждый гражданин России обладает на еетерритории всеми правами и свободами и несет равные обязанности,предусмотренные ее Конституцией.
/>
2.10.Политические основы
В отличие от личных прав, которые не отчуждаемы ипринадлежат каждому от рождения, политические права связаны с наличиемгражданства, т.е. устойчивой политико-правовой связью человека с государством.Политические права выражают свободу граждан формировать органы государственнойвласти и самоуправления и участвовать в их деятельности. Наиболее важные из нихявляются следующие.
Право на участие в управлении делами государства(ст.32). Данное право может
осуществлятьсяв различных формах: непосредственно или через представителей. В этой статьеперечислен ряд дополнительных прав. Это – право граждан избирать своихпредставителей в органы государственной власти и право быть избранным в эти органы,право участвовать в референдуме. Граждане имеют право участвовать и в отправленииправосудия (быть судьей или присяжным заседателем). Конституцией закрепленоправо граждан обращаться в государственные органы и органы местного самоуправления,а так же направлять туда индивидуальные и коллективные обращения.
Право на объединение (ст.30). Речь идет о создании иучастии в профсоюзах, политических партиях и других общественных организациях.
Право на митинги, демонстрации, шествия ипикетирования (ст.31). Мирные публичные мероприятия и встречи позволяют публичновыразить гражданам и интересы, осуществить свободу мысли и слова, при условиипредварительного уведомления соответствующих органов исполнительной власти ибез оружия.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Человек, гражданин, народ – таковы главные действующиелица, которыми и во имя которых создается конституционный строй.
К основам конституционного строя, согласно КонституцииРоссийской Федерации, относятся, прежде всего, основы, присущие каждомуконституционному государству. В их число входят демократизм, выражающийся внародном суверенитете, разделении властей и политическом многообразии, впризнании и гарантировании местного самоуправления, а также правовоегосударство, воплощением которого и является конституционное государство.Основу конституционного государства составляют признание человека, его прав исвобод высшей ценностью; социальное рыночное хозяйство, в рамках которогоглавным образом осуществляются производство и распределение товаров и благ;социальное государство, главной задачей которого является претворение в жизньзакрепленных правом принципов социального равенства; и светское государство,дополняющее принцип политического многообразия многообразием духовным; федерализм,суверенность Российского государства и республиканская форма правления.
Закрепление основ конституционного строя вконституционной форме имеет важное значение. Она обеспечивает провозглашениеэтих основ от имени народов России их государственной волей. Тем самымподчеркивается особая значимость основ конституционного строя, их верховенствои обязательность для всех субъектов правоотношений, активное воздействие направовое регулирование всей системы общественных отношений. Поэтомузакрепленные в Конституции основы конституционного строя образуют фундаментвсего правового регулирования государственной и общественной жизни России,определяют в юридической форме те важнейшие, качественные связи, которыесвойственны ее организации.
Российская Конституция — это документ своего времени. Онарассчитана, по меньшей мере, на переходный период развития России, о продолжительностикоторого еще идут жаркие споры. Одна из важнейших исходных задач при разработкепроекта Конституции состояла как раз в том, чтобы создать механизмы,обеспечивающие устойчивость государственного экономического, общественногостроя именно с учетом особенностей переходного периода. Другая не менеехарактерная черта проявляется в провозглашении принципов, которые еще предстоитвнедрить в жизнь. Вряд ли можно сегодня сказать, что Конституция 1993 г.действует в полную силу, поскольку ее реализация сталкивается с массойтрудностей, порождаемых экономическими, социальными, политическими и другимифакторами. На конституционном развитии, несомненно, сказывается нерешенностьмногих главных задач, стоящих перед страной, отсутствие должной стабильности.
Со временемпроявляются как сильные, так и слабые стороны самой Конституции, обнаруживаются«белые пятна» и несогласованности. Конечно, далеко не все можно былопредусмотреть на этапе подготовительной работы, да и обстановка того временинакладывала отпечаток на темпы и результаты разработки Конституции. Новое законодательство,деятельность Конституционного Суда, конституционная практика в целом, самовремя снимают многие вопросы. Но жизнь постоянно привносит много нового и поройнеожиданного. В этих условиях обновление комментария призвано облегчитьпонимание изменяющейся ситуации, четче видеть связь времен, легче прогнозироватьбудущие нововведения.
До принятияКонституции 1993 г. происходил процесс подгонки Основного Закона под принимаемыедесятками новые законы. Практика показала всю пагубность спешки, с какойвносились изменения в конституционный текст. Правовой нигилизм усиливалсядемонстрацией неуважения к Основному Закону страны как со стороны законодателя,с легкостью латающего ее основополагающие предписания, так и со стороныисполнительной власти, критикующей принятые поправки.
Основыконституционного строя представляют, как было сказано, систему принципов,поэтому в известной степени главу 1 можно назвать конституцией в Конституции. Иесли Конституцию можно считать нормативным стандартом, которому должнысоответствовать другие законодательные акты, то главу 1 Конституции можнопредставить нормой, по которой следует сверять все иные положения Конституции.
/>/>
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Нормативно-правовые акты
1.1. КонституцияРоссийской Федерации – М., Омега, 2003. 61с
2. Литература
2.2. Румянцев О.Г. Основыконституционного строя России – М., Юрист, 1994. 288с
2.3. Баглай М.В., Габричидзе Б.Н. Конституционноеправо Российской Федерации – М., Инфра, 1996. 509с
2.4.Козлова Е.И., Кутафин О.ЕКонституционное право России – М., Юрист, 1998. 512с
2.5.Кукушкин Ю.С., Чистяков О.И. Очеркистории советской Конституции – М., Политиздат, 1997.