Министерство Образования РФ
Ивановский ГосударственныйУниверситет
Кафедра конституционного,административного
и финансового праваДипломная работа
на тему:
«Особенности государственной службы субъекта РоссийскойФедерации
(на примере Костромской области)»
Выполнил:
Проверил:
Иваново 2002
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………
ГЛАВА 1. Основы государственнойслужбы Российской
Федерации ……………..………………………………
1.1. Понятиегосударственной службы Российской
Федерации …………….……………………………..
1.2. Правовой статусгосударственного служащего
РоссийскойФедерации ……………………………….ГЛАВА 2. Особенности государственнойслужбы Костромской области……………………...…………..
2.1. Понятие и принципыгосударственной службы
Костромской области…………………………………..
2.2. Классификациядолжностей государственной службы
Костромской области.Перечень и реестр
государственныхдолжностей Костромской области.
Кадровый резерв.…………………………………………
2.3. Правовое положениегосударственного служащего
Костромскойобласти…………………………………….
2.4. Прохождениегосударственной службы
Костромской области……………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙЛИТЕРАТУРЫ………………...
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХСОКРАЩЕНИЙ……………….
ВВЕДЕНИЕ.
Конституция РоссийскойФедерации (п. «т» ст.71) устанавливает, что федеральная государственная службанаходится в ведении Российской Федерации, тем самым определяя, что государственной службой в субъектах РФ ведают они сами.
Статья 4 ФедеральногоЗакона «Об основах государственной службы Российской Федерации», котораяназывается «Законодательство Российской Федерации о государственной службе», впункте 1 определяет следующие составляющие данного законодательства:Конституция Российской Федерации, Федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а так же конституции, уставы, законы и иныенормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Таким образом,законодательно определена двухуровневая система нормативных правовых актов,регулирующих вопросы государственной службы; один уровень – федеральный, адругой – уровень субъектов Федерации.
1.1. ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫРОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
Понятие «государственная служба» является базовойкатегорией института государственной службы и ее определение представляетсячрезвычайно важным. Действующее законодательство, в частности, пункт 1 статьи2 Федерального Закона «Об основах государственной службы Российской Федерации»№ 119-ФЗ от 31.07.1995 года, дает официальное определение этому понятию.
Согласно этой статье, государственнаяслужба – это профессиональная деятельность по обеспечению и исполнениюфункций государственных органов.1
К группе лиц, исполнениекоторыми своих обязанностей считается государственной службой, Закономотнесены только те, кто замещают государственные должности в органахгосударственной власти Российской Федерации и ее субъектов, а так же в иныхгосударственных органах, образуемых в соответствии с Российской Конституцией.Только они по закону обладают статусом государственных служащих. Но подобноеограничительное толкование данного понятия было в истории российскойюридической науки не всегда.
О содержании служебной деятельности говоритсяв
«Толковом словаре живого великорусского языка» В. И. Даля2:
«Служба— употребление, польза, угода,деятельность, жизнь для других,
услуга, полезное дело
Служить,служивать — годиться, пригождаться,быть пригодным,
полезным; быть орудием, средством для цели, идти в дело, на дело, быть нужным,
надобным».
Впервые«служилые люди» упоминаютсяв период Московского великого
княжества: так назывались дворяне, связанные с великим князем обязанностью
служить ему, нести военную службу.
Служилыелюди владели земельными наделамипод условием выполнения
поручения сюзерена. Эта категория людей по степени приближенности кмонарху
и выполняемым функциям делилась на несколько иерархических групп. Высшую
группу составляли думные чины. В привилегированном отношении находили:
дворцовые чины, обслуживающие монарха. Следующую категорию составляли
«чины московские» — стольники, стряпчие и т. д. Служилые люди местногоуправления составляли основной командный состав дворянского ополчения.
Органом управления служилыми людьми был специальный приказ — Разрядный.Прохождениеими службы регламентировалось «Уложением о службе» от 1556 года. 1
С 16 века в России появляется новая категорияслужилых людей, которых
набирали «по прибору» (воротники, стрельцы, пушкари, городовые, казаки).
Петровскиепреобразования заложили основупревращения «государевой»
службы в государственную. В связи с реформами Петра Великого — организацией
регулярной армии, профессионального чиновничества и др. — термин «служилые
люди» окончательно вышел из обращения. Вместо него стал употреблятьсятермин «чиновник», то есть «служащий государю и жалованный чином»2.
Всоветское время термин «служащие» стал употребляться наравне с термином«рабочие» (КЗОТ). Понятия «служащий» и «государственный служащий» неразграничивались. По содержанию термин «служащий» трактовался как «лицо,работающее по найму в различных учреждениях, в сфере обслуживания».1Понятие «служащий» распространялось как на работников государственных, так инегосударственных структур — работников аппарата партийных, комсомольских,профсоюзных и других общественных организаций.
Внастоящее время в определении понятия государственной службы в качествеведущего признака выделяется профессиональная деятельность. Подпрофессиональной понимается деятельность, осуществляемая на основе специальныхзнаний и навыков. Государственная служба как вид профессиональной деятельностиозначает непрерывное, преемственное и компетентное обеспечение полномочийгосударственных органов лицами, находящимися на государственных должностях.[1]
Подгосударственным органом понимается образуемый в установленном законом порядкеорган, наделенный конкретными полномочиями, необходимыми для осуществлениясоответствующих функций государственной власти.
Напрактике возник вопрос об определении круга органов; профессиональнаядеятельность в которых считается государственной службой. Следует ли к их числуотносить лишь федеральные государственные органы (включая такие структурыисполнительной власти, как федеральные министерства, государственные комитеты ииные ведомства), а также соответствующие органы субъектов РФ, либо включатьсюда и подведомственные им структуры, имеющие статус юридических лиц иосуществляющие определенные управленческие функции, в частности, в регионах.Возможность создания таких органов предусмотрена ч.1 ст.78 Конституции РФ, гдеуказано, что федеральные органы исполнительной власти для осуществления своихполномочий могут создавать территориальные структуры. Правовой статус их взаконе не указан. По нашему мнению, поскольку они создаются для осуществленияполномочий исполнительной власти, их правомерно именовать государственнымиорганами, а профессиональную деятельность по реализации их задач и функцийследует считать государственной службой. Указом Президента РФ от 3 сентября1997 года N 981 установлен перечень государственных должностей федеральнойгосударственной службы категории «В», учреждаемых для обеспечениядеятельности территориального органа федерального органа исполнительной власти.В перечень включено 79 должностей федеральной государственной службы.
Государственнуюслужбу нельзя понимать как службу конкретным «государственныморганам» или «должностным лицам». В контексте действующегозаконодательства государственная служба в Российской Федерации представляетсобой профессиональную деятельность по выполнению государственных задач ифункций, осуществляемую лицами, находящимися на платных государственных должностяхв государственных органах, и оплачиваемую из федерального бюджета или бюджетовсубъектов РФ.
Каждыйгосударственный орган уполномочен осуществлять строго определенные задачи ифункции. В этих целях государство наделяет свои органы государственно-властнымиполномочиями.
Государственнаяслужба осуществляется в аппаратах органов представительной и судебной власти, ворганах исполнительной власти, а также в иных государственных органах,реализующих от имени государства его цели и функции и отнесенных актамизаконодательства Российской Федерации и субъектов РФ к государственной службе.
На практике возник вопрос об определении круга органов,профессиональная деятельность в которых считается государственной службой.Следует ли к их числу относить лишь федеральные государственные органы (включаятакие структуры исполнительной власти, как федеральные министерства,государственные комитеты и иные ведомства), а также соответствующие органысубъектов РФ, либо включать сюда и подведомственные им структуры, имеющие статусюридических лиц и осуществляющие определенные управленческие функции, вчастности, в регионах. Возможность создания таких органов предусмотрена часть 1статьи 78 Конституции РФ, где указано, что федеральные органы исполнительнойвласти для осуществления своих полномочий могут создавать территориальныеструктуры. Правовой статус их в законе не указан. По нашему мнению, посколькуони создаются для осуществления полномочий исполнительной власти, их правомерноименовать государственными органами, а профессиональную деятельность пореализации их задач и функций следует считать государственной службой.1
Например,в Федеральном законе «О естественных монополиях» указывается, что всферах деятельности субъектов естественных монополий — транспортировка нефти и нефтепродуктовпо магистральным трубопроводам; транспортировка газа по трубопроводам; услугипо передаче электрической и тепловой энергии и так далее — образуются органырегулирования. В статье 9 данного Закона прямо указывается, что на работниковэтих органов распространяется правовой статус государственного служащего.
Отнесениек государственной службе профессиональной деятельности на иных должностях и виных государственных органах также осуществляется указами Президента РФ.
Изпункта 1 статьи 2 Закона следует, что профессиональная деятельность нагоспредприятиях, не имеющих властных функций, не является государственнойслужбой. Таковой не является и работа во властных органах на должностях, неотносящихся к государственным.
Крометого, действие Закона о государственной службе распространяется не на всех лиц,занимающихся профессиональной деятельностью по обеспечению полномочийгосударственных органов.
Взаконе определяется совершенно конкретный круг лиц, исполнение должностныхобязанностей которыми считается в смысле действующего законодательствагосударственной службой. Согласно пункту 1 статьи 2 ФЗ к государственной службеотносится исполнение должностных обязанностей исключительно лицами, занимающимигосударственные должности категорий «Б», и «В». Следовательно, не является государственной службой исполнение должностных обязанностей лицами,замещающими государственные должности категории «А», со всемивытекающими последствиями.
Следуетсогласиться с выводами В.М. Манохина, что ФЗ от 31 июля 1995 года явно настроенпротив включения заместителей руководителей государственных органов в числолиц, замещающих должности категории «А», то есть негосударственных служащих.1Заместитель руководителя любого государственного органа непосредственнополномочий государственного органа не осуществляет: он либо выполняет порученияруководителя государственного органа, либо исполняет полномочия руководителя вего отсутствие, то есть под руководством руководителя и для непосредственногообеспечения его полномочий осуществляет государственную служебную деятельностьи, таким образом, является государственным служащим.
Согласнонормам, регулирующим вопросы государственной службы, государственная служба надолжностях категории «Б» ограничена сроком, на который назначаются илиизбираются соответствующие лица, замещающие государственные должности категории«А». Так, в соответствии с ч.1 статьи 81 Конституции РФ Президент РФизбирается на четыре года. Следовательно, только на четыре года могут бытьназначены: Руководитель Администрации, Первый помощник, помощник (советник),Управляющий делами, Заведующий Канцелярией, Пресс-секретарь Президента РФ,Руководитель Службы протокола Администрации Президента РФ, Председатель Совета,комиссии, комитета при Президенте РФ, полномочный представитель Президента РФ,председатель Судебной палаты по информационным спорам при Президенте РФ, егозаместитель, член Судебной палаты по информационным спорам при Президенте РФ,референт Президента РФ, Руководитель Аналитического центра при Президенте РФ,Секретарь приемной Президента РФ, Заведующий Секретариатом Совета БезопасностиРФ.
Возникаетвопрос о правовом положении лиц, замещающих должности категории «Б» вслучае ухода в отставку, досрочных выборов и лиц, исполнение полномочийкоторых они непосредственно обеспечивают (должности категории «А»). Взаконодательстве на этот счет нет каких-либо положений или официальныхразъяснений.
Нанаш взгляд, поскольку должности категории «Б» замещаютсяисключительно по персональному решению лиц, занимающих должности категории«А», с их уходом в отставку, с досрочным переизбранием и так далее.Эти решения теряют юридическую силу, а лица, занимающие названные должности,подлежат увольнению в связи с истечением срока полномочий (срока трудовогодоговора).
Требованиеоб ограничении государственной службы определенным сроком не относится к лицам,занимающим должности категории «В». Например, не ограничиваетсячетырьмя годами служба на должностях федеральных государственных служащихАдминистрации Президента РФ. К ним относятся все государственные должностиАдминистрации Президента РФ, указанные в Реестре государственных должностейфедеральных государственных служащих: Первый заместитель, заместителиРуководителя Администрации Президента РФ, Секретарь Совета Безопасности РФ;начальник
управленияПрезидента РФ, начальник управления Администрации Президента РФ; заместительначальника управления Президента РФ, заместитель начальника управленияАдминистрации Президента РФ, начальник отдела в составе управления ПрезидентаРФ, заместители председателей: Совета, комиссии, комитета при Президенте РФ;начальник отдела в составе управления Администрации Президента РФ, заместительначальника отдела в составе управления: Президента РФ, Администрации ПрезидентаРФ; советник, консультант, специалист-эксперт, референт, начальник службыделопроизводства, ведущий специалист, специалист I категории.1
Предусматривается,что государственная служба Российской Федерации включает в себя:
федеральнуюгосударственную службу, находящуюся в ведении Российской Федерации;
государственнуюслужбу субъектов Российской Федерации, находящуюся в их ведении.
СогласноКонституции, в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находятсякадры судебных и правоохранительных органов.
Федеральнаягосударственная служба осуществляется в федеральных государственных органах,функционирующих в пределах ведения Российской Федерации и полномочий РоссийскойФедерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ.Она представляет собой профессиональную деятельность лиц, замещающихсоответствующие должности в аппаратах федеральных органов государственнойвласти и иных федеральных государственных органов, образуемых в соответствии сКонституцией РФ и федеральными законами, для обеспечения государственных задачи функций этих органов либо деятельности лиц, замещающих государственныедолжности Российской Федерации, предусмотренные Конституцией РФ, федеральнымиконституционными и федеральными законами, и финансируемых из федеральногобюджета.
Федеральнаягосударственная служба осуществляется на государственных должностях вАдминистрации Президента РФ, Аппарате Правительства РФ, в аппаратах палатФедерального Собрания РФ, Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, ВысшегоАрбитражного Суда РФ, в федеральных государственных органах, подведомственныхПрезиденту РФ и Правительству РФ, а также на иных должностях в соответствии сзаконодательством Российской Федерации. Работа на штатных должностях в другихфедеральных
государственныхорганизациях и учреждениях относится к федеральной государственной служберешением Президента РФ по представлению Совета по кадровой политике приПрезиденте РФ.
Федеральнаягосударственная служба в отдельных государственных органах регулируется такжефедеральными законами об этих органах, например, государственная служба ворганах прокуратуры, налоговой службы и так далее.
КонституцияРФ, относя к ведению Российской Федерации лишь федеральную государственнуюслужбу, тем самым de facto предполагает, что государственная служба в субъектахРФ находится в их ведении. Что и отражено в Федеральном Законе.
Государственнаяслужба в субъектах РФ осуществляется в аппаратах органов представительной,исполнительной и судебной власти, а также в иных государственных органах,выполняющих от имени субъекта РФ его государственные функции и отнесенных егозаконодательными актами к государственной службе.
Нагосударственной службе в субъектах РФ не состоят судьи, граждане, работающие вгосударственных органах по трудовым, договорам (контрактам) илигражданско-правовым договорам, а также вспомогательно-технический персонал.
Нафедеральных государственных служащих и государственных служащих субъектов РФраспространяется действие законодательства Российской Федерации о труде,которое согласно Конституции РФ находится в совместном ведении РоссийскойФедерации и ее субъектов, так же в совместном ведении Российской Федерации и еесубъектов находится установление общих принципов организации системы органовгосударственной власти, которому сопутствуют вопросы организациигосударственной службы в соответствующих органах.
Согласност.12 Конституции РФ органы местного самоуправления не входят в систему органовгосударственной власти и, следовательно, не находятся в отношенияхподчиненности к ним и не обязаны выполнять их оперативные предписания. Вместе стем само их создание и важнейшие функции определены актами органовгосударственной власти — федеральных и субъектов РФ. Они действуют в руслеобщегосударственной политики — экономической, социальной и могут наделятьсяотдельными государственными полномочиями.1
Какгосударственная, так и муниципальная служба относятся к институтам публичногоправа. Законодательство предусматривает для муниципальных служащих возможностьперехода на государственную службу с включением в стаж срока муниципальнойслужбы.
Алексей Алексеевич Гришковец, доцент кафедрыадминистративного права МГЮА, в своей статье «Правовое регулированиегосударственной службы» указывает на то, что «возможность избирательногопризнания должностей в государственных учреждениях государственнымидолжностями, а значит, распространение на лиц, их замещающих, правового статусагосударственных служащих не будет способствовать укреплению в России институтагосударственной службы и вполне обоснованно может расцениваться как попыткавозврата к расширительному пониманию понятия «государственный служащий», чтопротиворечит его публично-правовой природе, отрицавшейся в советский периодотечественной истории».2
Кспециальным видам государственной службы относится служба военнослужащих, сотрудников ОВД,судов, прокуратуры, налоговой службы, налоговой полиции, службы безопасности,службы внешней разведки, дипломатической службы, юстиции, таможенных органов игосударственного нотариата…
1.2. ПРАВОВОЙ СТАТУС ГОСУДАРСТВЕННОГОСЛУЖАЩЕГО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
Говоря о правовом статусегосударственных служащих Российской Федерации, следует отметить, что в Россиисложилась двухуровневая система государственной службы, которая учитываетфедеративное устройство страны. Государственная служба делится на федеральнуюгосударственную службу, находящуюся в ведении Российской Федерации, игосударственную службу субъектов Федерации, находящуюся в их ведении. Именнодвухуровневой системой российской государственной службы во многом обусловленысвоеобразные черты и характерные особенности правового статуса государственныхслужащих, а сам правовой статус определяется широким спектром правовых актовкак федерального, так и регионального уровня.
Правовой статусфедеральных государственных служащих урегулирован преимущественно подзаконныминормативными правовыми актами Президента и Правительства Российской Федерации.В противоположность этому большинство субъектов Федерации уже принялиспециальные законы о государственной службе. В некоторых субъектах нормы,определяющие правовой статус государственных служащих, нашли непосредственноезакрепление в уставах некоторых субъектов Федерации.1
Правовой статус субъектаобщественных отношений включает в себя совокупность прав и обязанностей.
Под правами в данномслучае понимается мера юридически возможного поведения, позволяющая субъектуудовлетворять его собственные интересы, это есть средство для удовлетворениякакого-либо интереса управомоченного лица для достижения определенного блага,ценности; под обязанностями — мера юридически необходимого поведения,установленная для удовлетворения интересов управомоченного лица, это естьгарантия осуществления юридического права.[2]
Правовой статус государственных служащих характеризуется их правами, обязанностями,ограничениями, социальными гарантиями и ответственностью.
Существеннойособенностью, характеризующей правовой статус государственного служащегоявляется ограничение законом некоторых из общегражданских прав, прежде всего вполитической и экономической сферах.
Важнейшей характеристикойправового статуса государственных служащих являются вопросы, связанные с ихответственностью, а так же различные гарантии, предоставленные государственнымслужащим для более эффективной работы.
Права государственныхслужащих.
Под правамигосударственного служащего имеются ввиду обусловленные Конституцией РФ,установленные ФЗ, иными нормативными актами и охраняемые государствомвозможности и свободы профессиональной деятельности по обеспечению исполненияполномочий государственных органов.
В соответствии сКонституцией РФ государственные служащие как граждане РФ, имеющие определеннуюрод и характер занятий, равны перед законом и пользуются в полной мере всемиправами, свободами, которые гарантируются гражданам конституцией и законамиРФ. Государственные служащие вместе с тем наделяются особыми правами, которыеназываются служебными правами и принципиально отличаются от субъективныхгражданских прав государственных служащих по своим целям и составу.1
В статье 9 ФЗ от 31 июля19995 года предусматриваются общие для всех служащих права, обладаниекоторыми не связано с конкретными государственными должностями. Они могут бытьподразделены на две группы. Первую группу составляют относящиеся к существуслужебной деятельности права:
- ознакомление сдокументами, определяющими его права и обязанности по занимаемойгосударственной должности государственной службы, критерий оценки качестваработы и условия продвижения по службе, а так же на организационно-техническиеусловия, необходимые для исполнения им должностных обязанностей;
- получение вустановленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнениядолжностных обязанностей;
- посещение вустановленном порядке для исполнения должностных обязанностей предприятий, учреждений,организаций независимо от форм собственности;
- принятие решенийи участие в их подготовке в соответствии с должностными обязанностями;
- участие по своейинициативе в конкурсе на замещение вакантной государственной должностигосударственной службы;
- продвижение послужбе, увеличение денежного содержания в учетом результатов и стажа егоработы, уровня квалификации;
- переподготовку(переквалификацию) и повышение квалификации за счет средств соответствующегобюджета.
Вторую группу составляютсопутствующие статусу государственных служащих служебные права:
- ознакомление совсеми материалами своего личного дела, отзывами о своей деятельности и другимидокументами до внесения их в личное дело, приобщение к личному делу своихличных объяснений;
- пенсионное обеспечениес учетом стажа государственной службы;
- проведение по еготребованию служебного расследования для опровержения сведений, порочащих егочесть и достоинство;
- объединение впрофессиональные союзы (ассоциации) для защиты своих прав, социально-экономическихи профессиональных интересов;
- внесениепредложений по совершенствованию государственной службы в любые инстанции.
Права государственныхслужащих можно разделить на неимущественные и имущественные. к числу последнихотносится право на материальное обеспечение, возмещение издержек в связи свыполнением должностных обязанностей и другие.
Права служащих защищены.Государственный служащий вправе обратиться в соответствующие государственныеорганы или в суд для разрешения споров, связанных с государственной службой, втом числе по вопросу проведения квалификационных экзаменов и аттестации, ихрезультатов, содержания выданных характеристик, приема на государственнуюслужбу, ее прохождения, реализации прав государственного служащего, перевода надругую государственную должность государственной службы, дисциплинарнойответственности государственного служащего, несоблюдения гарантий правовой исоциальной защиты государственного служащего, увольнения с государственнойслужбы.
Многие из перечисленных встатье 9 прав государственных служащих являются новеллами. Так, раньшезапрещалось государственным служащим участвовать по своей инициативе в конкурсена замещение вакантной государственной должности или требовалось для этогоразрешение начальника, в ведении которого находилась данная номенклатурнаядолжность.
Очень значимое правогосударственного служащего – внесение предложений по совершенствованиюгосударственной службы в любые инстанции, ведь ему виднее вся структурагосударственной службы, ее положительные и негативные стороны. Новеллойявляется то, что предложение служащий может вносить в любые инстанции, а нетолько по иерархии – снизу вверх (по команде).
Формулировка нормы«обращение в суд для разрешения споров, связанных с государственной службой»так же новелла. Это норма практически означает, что государственный служащийвправе обратиться в суд с жалобой (заявлением) по любому вопросугосударственной службы, относящемуся к его должности, и последующееперечисление конкретных вопросов имеет целью детализировать эту общую формулу,одна из причин здесь в том, что многие годы государственный служащий был лишенправа обращаться в суд по вопросам государственной службы, включая привлечениек дисциплинарной ответственности.
Названные правагосударственного служащего принято считать основными, что далее ониконкретизируются в типовых и индивидуальных должностных инструкциях. Как пишетВ.Н. Манохин, «не будем забывать, что полный объем должностных прав по каждойдолжности индивидуальный».1 Должностные инструкции определяютточные границы полномочий государственного служащего, выход за эти границы, запределы полномочий, законодательство квалифицирует как превышение должностныхполномочий или злоупотребление ими. С другой стороны, не допустимо неисполнениеили ненадлежащее исполнение должностных полномочий, выражающееся в формехалатности, бездействия, неисполнения приказа и так далее.
За эти отступления отустановленных полномочий установлена дисциплинарная ответственность, а внеобходимых случаях, определенных уголовным законодательством – уголовная.
Обязанностигосударственных служащих.
Под обязанностямигосударственного служащего понимается обусловленные Конституцией РоссийскойФедерации и установленные ФЗ, иными нормативными актами для обязательногосистематического осуществления функции, составляющих в своей совокупностисущество профессиональной деятельности по обеспечению исполнения полномочийгосударственных органов.
Находясь нагосударственной службе, государственные служащие подпадают под специальныйправовой режим, но вместе с тем, не освобождаются от общегражданскихобязанностей перед обществом (например, нести военную службу).
Конституция возлагает наотдельных государственных служащих повышенные обязанности, когда это диктуетсяинтересами службы. Так, в соответствии со статьей 41 должностные лица обязаныобеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами,непосредственно затрагивающими его права и свободы и другие.
В ФЗ от 31 июля 1995года предусматривается шесть обязанностей, относящихся к существу служебнойдеятельности, и две – сопутствующие статусу государственных служащих. В целом,каталог основных обязанностей государственных служащих нельзя считатьокончательно установленным. Законодатель использует ряд нечетко определенных понятийи усмотренческих предписаний при установлении обязанностей. В отдельных случаяхсформулированы самые общие положения, которые привлекаются для интерпретацииотдельных обязанностей.
В соответствии с Законом«Об основах государственной службы Российской Федерации» государственные наслужащих возлагаются следующие обязанности:
- обеспечивать поддержку конституционного строя исоблюдение Конституции Российской Федерации, реализацию Федеральных законов изаконов субъектов Российской Федерации, в том числе регулирующих сферу егополномочий; Требование о соблюдении Конституции и законов может быть адресованослужащим всех видов службы, а вот обеспечивать поддержку конституционногостроя, реализацию законов – прямая обязанность только государственных служащих;
- добросовестно исполнять должностные обязанности;
- обеспечивать соблюдение и защиту прав и законныхинтересов граждан: в процессе осуществления своих должностных обязанностейгосударственный служащий имеет дело, как правило, с людьми – гражданами,руководителями предприятий и учреждений. И первое требование данной обязанности– самому государственному служащему не нарушать закон, права граждан и ихзаконные интересы. Второе требование – чтобы их не нарушали другиегосударственные служащие, подчиненные или подконтрольные данному должностномулицу. Наконец, данная норма немалому числу государственных служащих вменяет вобязанность непосредственно охранять права и законные интересы граждан –служащим правоохранительных органов; а так же тем служащим, которые заняты породу своей деятельности рассмотрением жалоб и обращений граждан;
- исполнять приказы, распоряжения и указания вышестоящих впорядке подчиненности руководителей, отданные в пределах их должностныхполномочий, за исключением незаконных;
- в пределах своих должностных обязанностей своевременнорассматривать обращения граждан и общественных объединений, а такжепредприятий, учреждений и организаций, государственных органов и органовместного самоуправления и принимать по ним решения в порядке, установленномфедеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;
- соблюдать установленные в государственном органе правилавнутреннего трудового распорядка, должностные инструкции, порядок работы сослужебной информацией;
- поддерживать уровень квалификации, достаточный дляисполнения своих должностных обязанностей;
- хранить государственную и иную охраняемую законом тайну,а также не разглашать ставшие ему известными в связи с исполнением должностныхобязанностей сведения, затрагивающие частную жизнь, честь и достоинствограждан. В данном случае речь идет о личной ответственности за сохранениесведений, не подлежащих разглашению, но кроме того, определенный контингентгосударственных служащих поставлен специально под охрану государственной и иныхвидов тайн посредством использования технических средств, прямой охраны объектаи тому подобное.
Гарантии деятельностигосударственных служащих.В соответствии со статьей 15 Федерального Закона государственномуслужащему установлены разнообразные и существенные гарантии, которые играютважную роль в обеспечении эффективной работы государственного аппарат. Поопределению профессора Д.М. Овсянко, «к гарантиям относятся мерыэкономического, социального, организационного и правового характера, направленные на реализацию как должностных, так и общих прав и обязанностейгосударственного служащего».1
Таким образом, государственному служащему законодательно гарантируются:
üусловия работы, обеспечивающие исполнение им должностныхобязанностей; здесь имеется ввиду размещение работников государственногооргана, обеспеченность мебелью, разнообразной техникой, необходимымипринадлежностями, отопление и так далее. Сюда же относится и служебный режим(распорядок дня), а так же морально-психологический климат в коллективе.
üденежное содержание и иные выплаты, предусмотренныефедеральными законами и иными нормативными правовыми актами РоссийскойФедерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РоссийскойФедерации; денежное содержание государственного служащего состоит издолжностного оклада, надбавок к нему за квалификационный разряд, особые условиягосударственной службы, выслугу лет, а так же премий по результатам работы.Размер должностного оклада, размеры и порядок установления надбавок к немуопределяются законом.
üежегодный оплачиваемый отпуск; для отдельных категорийгосударственных служащих предоставляется дополнительный ежегодный отпуск либопродолжительность отпуска увеличивается.
üмедицинское обслуживание его и членов семьи, в том числепосле выхода его на пенсию; финансирование медицинского обслуживанияосуществляется за счет средств соответствующего бюджета;
üпереподготовка (переквалификация) и повышениеквалификации с сохранением денежного содержания на период обучения;
üобязательность получения его согласия на перевод надругую государственную должность государственной службы, за исключениемслучаев, предусмотренных Федеральным законом;
üпенсионное обеспечение за выслугу лет и пенсионноеобеспечение членов семьи государственного служащего в случае его смерти,наступившей в связи с исполнением им должностных обязанностей;
üДля государственного служащего предусмотренообязательное государственное страхование на случаи: а) причинения вредаздоровью и имуществу в связи с исполнением им должностных обязанностей и б)заболевания или потери трудоспособности в период прохождения им государственнойслужбы. Страхование осуществляется на основании договоров, заключаемыхсоответствующими органами государственной власти (страхователями) истраховщиками, имеющими лицензию на проведение обязательного государственногострахования.
üзащита его и членов семьи от насилия, угроз, другихнеправомерных действий в связи с исполнением им должностных обязанностей впорядке, установленном Федеральным законом.
Государственному служащему в зависимости от условий прохождения имгосударственной службы предоставляются в случаях и порядке, установленныхФедеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, жилая площадь,служебный транспорт или денежная компенсация транспортных расходов.
Государственному служащему в соответствии с нормативными правовымиактами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектовРоссийской Федерации возмещаются расходы и предоставляются иные компенсации всвязи со служебными командировками, с приемом на государственную службу,переводом на государственную должность
государственнойслужбы в другой государственный орган, направлением на государственную службу вдругую местность, а также возмещаются связанные с этим транспортные расходы ирасходы на оплату жилья.
Расходы, связанные с предоставлением гарантий, предусмотренных настоящейстатьей, производятся за счет средств соответствующих бюджетов.
Федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации могутбыть предусмотрены и иные гарантии для государственного служащего.
Ограничения, связанныес государственной службой.
Под правоограничениями,связанными с государственной службой, понимаются условия, правила, запреты,ставящие государственного служащего в определенные юридические рамки, выходитьза пределы которых запрещено.
В ст. 11 Ф.З. установленыправоограничения, конечной целью которых является эффективностьфункционирования государственной службы.
Установленныеправоограничения можно осматривать в двух аспектах:
— несовместимость должностигосударственного служащего с другими видами деятельности;
— обеспечение дисциплинарного режима нагосударственной службе.
ФЗ в пунктах 2 и 3статьи 25 за несоблюдение провограничений обоих видов предусматривает лишь одно последствие – прекращение государственно-служебных отношений, что, на нашвзгляд, не совсем правильно.
В интересахгосударственной службы служащим запрещено заниматься определенными видамидеятельности. В случае нарушения государственным служащим такого рода запретовон обязан после письменного предписания руководителя в течение одного месяцасделать выбор. Если такой выбор не произведен без уважительных причин или имданы ложные сведения о своем решении, он подлежит увольнению с государственнойслужбы.
В условиях переходаРоссии к рыночным отношениям и новой политической системе возникли новыетребования, предъявляемые к государственным служащим. Это впервые нашлоотражение в Федеральном Законе «Об основах государственной службы РФ» в формеустановления ряда ограничений, связанных с государственной службой. Каксчитает Д.М. Овсянко, — «они имеют своей целью обеспечить высокий моральныйоблик государственного служащего и свободу его действий в пределах должностныхполномочий, такие ограничения должны максимально препятствовать проявлениямкоррупции.» 1
А в целом же все этиограничения являются неотъемлимой составной частью «служебного кодекса» лиц,замещающих должности категории «Б» или «В».
Государственномуслужащему запрещено заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кромедеятельности, предусмотренной занимаемой должностью в государственном органе.
Это значит, что нельзязанимать другую оплачиваемую должность в государственных органах, органахместного самоуправления, на предприятиях, в учреждениях, организациях и общественныхобъединениях. Предусмотрено одно лишь исключение: государственному служащемуразрешено заниматься педагогической, научной и иной творческой деятельностью,поскольку она не ограничивает свободы его действий по занимаемой должностигосударственной службы.
Государственномуслужащему, замещающему должность категории Б или В не разрешается бытьдепутатом федерального законодательного (представительного) органа,законодательных (представительных) органов субъектов Федерации, органовместного самоуправления. Ему лично и через доверенных лиц запрещено заниматьсяпредпринимательской деятельностью, имеющему своей целью получение прибыли.
Государственномуслужащему не разрешается состоять членом органа управления коммерческойорганизации любой формы собственности и организационно-правовой формы(хозяйственное товарищество и общество, производственные кооперативы и такдалее).
Государственномуслужащему запрещается быть поверенными или
представителем по делам третьих лиц вгосударственном органе, в котором он работает, либо который непосредственноподчинен или непосредственно подконтролен ему.
Ему запрещаетсяиспользовать внеслужебных целях средства материально-технического, финансовогои информационного обеспечения, другое государственное имущество и служебнуюинформацию.
Государственномуслужащему запрещено получать от физических и юридических лиц вознаграждения всвязи с исполнением должностных полномочий, в том числе и после выхода напенсию. Этим преследуется цель устранить его зависимость от кого бы то ни было,особенно если он незаконно получает вознаграждения в любой форме. В ФЗ «Обосновах государственной службы РФ» названы подарки, денежные вознаграждения,ссуды, услуги, оплата развлечений, отдыха, транспортных расходов и иныевознаграждения, связанные с исполнением должностных обязанностей.
Как отмечает Д.М.Овсянко, — «принятые в последнее время законодательные акты, направленные наборьбу с организованной преступностью и коррупцией имеют важное значение дляповышения эффективности государственной службы»
Эти явления стали в Россистоль масштабными, что большинство граждан ставят эту проблему выше иных.Коррупция – реальное проявление зависимости государственных служащих от третьихлиц, заинтересованных в принятии тех или иных незаконных решений.
Сюда примыкает и другойзапрет для государственного служащего, а именно: выезжать в служебныекомандировки за границу за счет физических и юридических лиц, за исключениемслужебных командировок, осуществляемых в соответствии в международнымидоговорами РФ или на взаимной основе по договоренности федеральных органовгосударственной власти и органов государственной власти субъектов РоссийскойФедерации с государственными органами иностранных государств, международными ииностранными организациями.
Государственный служащийнеразрывно связан с государством, представляет его, отсюда вытекаютспецифические требования: он не вправе принимать без разрешения Президентанаграды, почетные и специальные звания иностранных государств, международных ииностранных организаций.
Он не вправе приниматьучастие в забастовках.
Учитывая существующую встране многопартийность, государственному служащему запрещается использованиесвоего служебного положения в интересах тех или иных политических партий,других общественных объединений, религиозных организаций для пропагандыотношений к ним, — он должен быть нейтральным. Поэтому в государственныхорганах не могут образовываться структуры политических и конфессиональныхобъединений, за исключением профсоюзов.
Законодательствомпредусмотрены весьма актуальные на сегодняшний день правила, касающиесясобственности государственного служащего. Государственный служащий обязанпередавать в доверительное управление под гарантию государства на времяпрохождения государственной службы находящиеся в его собственности доли(пакеты) акций в уставном капитале коммерческих организаций в порядке,установленном законом.
ГЛАВА 2.ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ.
2.1. Понятие ипринципы государственной службы
Костромской области.
Каки в Федеральном законе в Законе Костромской области дано законодательноеопределение «государственной службы Костромской области», как впрочем и иныхопределений, которыми оперирует данный закон.
В соответствиисо статьей 1 Закона «О государственной службе Костромской области» государственнаяслужба – профессиональная деятельность государственных служащих области по обеспечению исполнения полномочий Костромской областной Думы, администрации Костромской области, избирательной комиссии Костромской области.
Самосуществование государственной службы не возможно без лиц, которые несутобязанности по данной службе, то есть государственных служащих.
Государственныйслужащий Костромской области - гражданин Российской Федерации, исполняющий обязанности по государственной должности государственной службы области за денежное вознаграждение,выплачиваемое из средств областного бюджета.
Государственнаядолжность государственной службы Костромской области - предусмотренная Реестром государственных должностей государственной службы в Костромскойобласти должность в областной Думе, администрации области, ее структурных подразделениях, в избирательной комиссии Костромской областис установленным кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий названных государственных органов области, денежным содержанием и ответственностью за исполнение установленныхобязанностей.
Государственнаядолжность Костромской области - предусмотренная Уставом(Основным законом), законами области, а также Реестром государственных должностей Костромской области должность в органах государственной власти Костромской области, выборная или замещаемая в порядке, определенномзаконом области.
Даваяопределение государственной должности Костромской области и государственнойдолжности государственной службы Костромской области, костромской законодательраскрывает одно из центральных понятий, которое является неотъемлемойсоставной частью законодательства о государственной службе.
Такимобразом, в Костромской области законодательно определены понятиегосударственной службы, государственного служащего Костромской области,государственной должности государственной службы Костромской области, и теконкретные должности, которые непосредственно относятся к государственнойслужбе. А так же определены те принципы, на которых строится организация ипрохождение государственной службы Костромской области.
Принципыгосударственной службы Костромской области - это основополагающие началагосударственной службы, исходные положения, идеи, которые служат отправнойточкой в организации государственной службы Костромской области. Статья 4Закона «О государственной службе Костромской области» закрепляет следующиепринципы:
1)законность;
2)приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие: обязанности государственных служащих признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина;
3)демократизм;
4)гласность в осуществлении государственной службы;
5)равный доступ граждан к государственной службе;
6)профессионализм и компетентность;
7) подконтрольность и ответственность государственных служащих;
8)единство основных требований, предъявляемых к государственной службе;
9)экономическая, социальная и правовая защищенность государственныхслужащих;
10)стабильность кадров государственных служащих в государственныхорганах.
11)ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнениедолжностных обязанностей;
12)внепартийность государственной службы.
Все перечисленныепринципы можно разделить на общие, которые положены в основу организации идеятельности всего государства и всех его структурных элементов (например,принцип законности, демократизма, приоритета прав и свобод человека игражданина); а так же специальные, присущие лишь государственной службе (срединих, принцип внепартийности государственной службы, равного доступа кгосударственной службе и так далее). Принципы, обозначенные в данной статье,перекликаются с теми принципами государственной службы, которые провозглашеныФедеральным законом. Это неслучайно, ведь этот Федеральный закон являетсябазовым и определяющим основные положения, связанные с вопросамигосударственной службы.
Многие принципы взяты изстатьи 5 Федерального закона. Так, это принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина, что признаетсявысшей ценностью и идеей, определяющей главный смысл и содержание деятельностигосударственных служащих. Это принцип гласности в осуществлении госслужбы,который законодательно закрепляет обязанность государственных служащихпредоставлять информацию, возможность каждого гражданина знакомиться сдокументами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы,если иное не предусмотрено законом. Это принцип равного доступа граждан кгосударственной службе, что означает запрещение при поступлении и прохождениигосслужбы всякой дискриминации по признакам пола, социальной, расовой,национальной или религиозной принадлежности. Это принцип профессионализма икомпетенции государственных служащих, который определяет государственную службукак высококвалифицированную профессию, требующую особого мастерства, навыков,которые приобретаются и поддерживаются посредством непрерывного и систематическогообразования, что обязывает госслужащих владеть процедурой деятельностигосударственных органов, знать свои права и обязанности
Некоторые принципынемного изменены (например, принцип верховенства Конституции РоссийскойФедерации и федеральных законов над иными нормативными правовыми актами,должностными инструкциями при исполнении государственными служащими должностных обязанностей и обеспечении их прав /п. 1 статья 5 ФЗ/ в законеКостромской области расширен и обозначен как принцип законности, то естьнеукоснительного соблюдения всех законов и подзаконных актов в соответствии сих иерархической системой).
Есть принципыпровозглашенные законом Костромской области самостоятельно, это принципдемократизма, который прежде всего, выражается в широком участии граждан вформировании и деятельности государственных органов Костромской области; этопринцип экономической, социальной и правовой защищенности государственных служащих, который выражается вустановлении государственным служащим Костромской области различных гарантий вцелях наиболее эффективной деятельности; принцип подконтрольностигосударственных служащих, из которого вытекает принцип ответственностигосслужащих за подготавливаемые и принимаемые решения, неисполнение либо ненадлежащееисполнение своих должностных обязанностей.
2.2. Классификация должностейгосударственной службы Костромской области. Перечень и реестр государственныхдолжностей Костромской области. Кадровый резерв.
Вслед за ФедеральнымЗаконом Закон Костромской области так же делит государственные должности на определенные категории:
1)должности, устанавливаемые Уставом (Основным законом) и законами Костромской области для непосредственного исполнения полномочийгосударственных органов, - государственные должности категории«А»;
2) должности государственной службы, учреждаемые для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лиц, занимающих должностикатегории «А», - государственные должности категории«Б»;
3) должности, учреждаемые государственными органами для обеспечения исполнения ихполномочий, — государственные должности государственной службы категории«В».
Согласнофедеральному законодательству к государственной службе относится исполнениедолжностных обязанностей лицами, замещающими государственные должностикатегорий «Б» и «В». Костромской законодатель так же определил, чтогосударственные должности категории «А» не входят в состав государственнойслужбы.
Такимобразом, к государственной службе относятся только должности категорий «Б» и«В».
Государственные должности государственной службы Костромской области, относящиеся к категориям «Б» и «В», в своюочередь, подразделяются на следующие группы:
— высшие государственные должности государственной службы (5-я
группа);
— главные государственные должности государственной службы (4-я
группа);
— ведущие государственные должности государственной службы (3-я
группа);
— старшие государственные должности государственной службы (2-я
группа);
— младшие государственные должности государственной службы (1-я
группа);
Принадлежностьгосударственного служащего к той или иной группе определяется его служебнымположением, уровнем профессиональной и дополнительной специальной подготовки,выслугой лет, принадлежностью к определенному ведомству и заслугамигосударственного служащего Костромской области. А присваивается по результатам проводимой аттестации.
Аттестация государственного служащего, замещающего государственную должностьгосударственной службы в органах государственной власти, образованных всоответствии с Конституцией Российской Федерации и Уставом Костромской области, призвана способствовать совершенствованиюдеятельности этого органа по подбору, повышению квалификации ирасстановке государственных служащих, определению уровня ихпрофессиональной подготовки и соответствия замещаемой государственной должности, стимулированию роста квалификации и повышению ответственности за результаты принимаемых решений, развития инициативы и творческой активности, а также с целью решения вопроса о присвоении государственному служащему квалификационного разряда, классного чина, в том числе и очередного.
Всоответствии с Постановлением Губернатора Костромской области от 16 января 2002г. N 20 «Об утверждении положения о проведении аттестации государственногослужащего государственной службы Костромской области» и согласно данномуположению, аттестационная комиссия по результатам аттестации вправе вносить на рассмотрение руководителя государственного органа мотивированные рекомендации о повышении государственного служащего в должности, присвоении очередного квалификационного разряда (классного чина), об изменении надбавки за особые условия службы (сложность, напряженность, специальный режим работы), о включении врезерв на выдвижение на вышестоящую государственную должность. Нормативноустановлен порядок проведения аттестации государственных служащих Костромскойобласти и приведение в исполнение решений аттестационной комиссии, которая также создается и действует на основании указанного постановления, в целяхустановления соответствия уровня профессиональной подготовки государственныхслужащих субъекта Федерации квалификационным требованиям по группам государственныхдолжностей в соответствии с Законом.
Государственнойдолжностью государственной службы Костромской области являются государственныедолжности категории «Б» и «В», включенные в Реестр государственных должностейгосударственной службы Костромской области.
Государственныедолжности категории «А» обозначены в Перечне государственных должностейКостромской области, в частности они перечислены в Приложении № 1 к закону Костромской области «ОПеречне государственных должностей Костромскойобласти и Реестре государственных должностей государственной службы Костромскойобласти» от 17.06.2002 г. N59-ЗКО.
Реестр государственныхдолжностей государственной службы Костромской области содержит в себегосударственные должности категорий «Б». Перечень и Реестр включают в себя унифицированные наименования распределенных по группам государственных должностей с установленным кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий органов государственной власти области. Целью ихсоздания является систематизация государственных должностей и повышение эффективности функционирования органов государственной власти области.
В приложению № 2 куказанному Закону перечислены должности государственной службы Костромскойобласти.
Данное приложениесодержит раздела, первый из которых определяет перечень государственныхдолжностей категории «Б», которая включает в себя должности, учрежденные длянепосредственного обеспечения исполнения полномочий депутатов Костромскойобластной думы, а именно:
Высшая должность:Руководитель аппарата областной Думы, Помощник председателя областнойДумы
Главная должность:Помощник заместителя председателя областной Думы в контрольно — счетнойпалате Костромской областной Думы
Высшая должность:Председатель контрольно — счетной палаты областнойДумы
Главная должность:Заместитель председателя контрольно — счетной палаты областной Думы;
а второй раздел –включает в себя государственные должности категории «В», учреждаемых дляобеспечения деятельности депутатов Костромской областной думы. Среди нихследующие:
Высшая должность:Начальник управления, Заместитель начальника управления, Начальникотдела
Главная должность:Заместитель начальника отдела, Руководитель аппарата комиссии, Начальник отделав управлении, Заместитель начальника отдела в управлении, Заведующийсектором
Ведущая должность: Юрисконсульт,Консультант Старшая должность: Начальник службы документооборота, Главныйспециалист, Ведущий специалист
Младшая должность:Специалист I категории, Специалист II категории,
Специалист.
В контрольно — счетнойпалате Костромской областной Думы
Главная должность: Аудиторконтрольно — счетной палаты,
Ведущая должность: Ревизорконтрольно — счетной палаты
Раздел 3 содержит в себе перечень государственных должностей государственной службы Костромской областикатегории «Б», учреждаемых для непосредственного обеспечения исполненияполномочий главы администрации (губернатора) Костромской области. К даннойкатегории закон относит следующие:
Высшая должность: Первыйзаместитель главы администрации (губернатора) области, замещающийгубернатора в период его отсутствия, Первый заместитель главыадминистрации области, Заместитель главы администрации области, Управляющийделами главы администрации области, Руководитель представительстваадминистрации области
Главная должность:Старший помощник губернатора области, Полномочный представительадминистрации области, Помощник (советник) губернатора области, Руководительпресс — службы (пресс — секретарь) губернатораобласти
Ведущая должность:Старший помощник первого заместителя главы администрации области,Старший помощник заместителя главы администрации области, Помощникпервого заместителя главы администрации области, Помощник заместителяглавы администрации области
В четвертом разделе содержится перчень государственных должностей, учрежденных для обеспечениядеятельности в органах исполнительной власти Костромской области, в их числе:
Высшая должность:Начальник департамента, управления, Председатель региональнойэнергетической комиссии, комитета, Заместитель управляющего деламиглавы администрации области, первый заместитель начальника департамента,управления, председателя комиссии, комитета, в компетенцию которого входит исполнение обязанностей руководителя органа власти в полном объеме во время его отсутствия.
Главная должность:Заместитель начальника департамента, управления, председателя комиссии,комитета, Начальник государственной жилищной инспекции, Начальник отдела,Заместитель начальника отдела, жилищной инспекции
Ведущая должность:Начальник отдела в департаменте, управлении, комитете, комиссии,инспекции, Заместитель начальника отдела в департаменте, управлении,комитете, комиссии, инспекции, Заведующий сектором в департаменте,управлении, комитете, комиссии, инспекции, Консультант департамента,управления, комитета, комиссии, инспекции
Старшая должность: Главныйспециалист, Ведущий специалист
Младшая должность:Специалист I категории, Специалист II категории
Раздел 5 включает в себядолжности, учреждаемые для обеспечения деятельности избирательной комиссииКостромской области.
Высшая должность:Руководитель аппарата избирательной комиссии области
Главная должность:Начальник отдела
Ведущая должность:Консультант
Старшая должность:Главный специалист, Ведущий специалист
Младшая должность:Специалист I категории, Специалист II категории, Специалист (младшийспециалист)
И шестой раздел определяетгосударственные должности, учреждаемые для обеспечения деятельности мировыхсудей Костромской области.
Ведущая должность:Начальник областной службы (отдела), Заместитель начальника областнойслужбы (отдела)
Старшая должность:Консультант, Главный специалист, Ведущийспециалист
Младшая должность:Специалист I категории, Специалист II категории, Специалист, Секретарьсудебного заседания, Секретарь суда
В целях улучшениякачественного состава кадрового потенциала государственной службы, своевременного удовлетворения потребности в кадрах государственныхслужащих и сокращения периода их адаптации при назначении на государственные должности в Костромской области создается кадровый резерв на должности государственной службы администрации Костромской области.
Данные вопросыурегулированы Постановлением главы администрации Костромской области от 28октября 1998 г. N 628 «О кадровом резерве на должности государственной службыадминистрации Костромской области».
Резерв создается для замещения вакантных должностей государственной службы в каждом структурном подразделении администрации области с правами юридического лица и в самой администрации области.
Резерв создается с разбивкой по группам государственных должностей (высшие, главные, ведущие, старшие) и конкретным государственным должностямгосударственной службы согласно Реестру государственных должностей государственной службы Костромской области.
Критериями для зачисленияв резерв являются:
— соответствие образования кандидата квалификационным требованиям той должности, для которой готовится резерв, либо возможность достижения требованийпутем обучения;
— высокий уровеньпрофессионализма и наличие опыта работы в системе государственной или муниципальной службы;
— личностный потенциал: положительная мотивация к работе в системе государственной службы, активная установка на добросовестное выполнение должностных обязанностей, ответственность, самоконтроль и организованность, коммуникабельность, высокий уровень интеллекта, способность принимать решение в сложной ситуации,эмоциональная зрелость.
Формирование резерваосуществляется исходя из потребности в кадрах государственных служащих (назамену или новые должности) на три календарных года с учетом предполагаемых изменений в организационной структуре подразделения и результатаманализа и прогноз выбытия и сменяемости государственных служащих.
2.3.Правовое положениегосударственного служащего Костромской области.
Правовое положениегосударственного служащего включает в себя