Реферат по предмету "Право"


Конституционно – правовые основы религиозного и религиоведческого образования в РФ

МосковскийГосударственный Институт Стали и Сплавов
(Технологический Университет)ГуманитарныйфакультетОтделение:юриспруденцияКурсовая работа По дисциплине«Образовательное право»Конституционно – правовые основырелигиозного и религиоведческого образования в РФСтудентки: 4 курсаЮГ — 001Машкова Д. С.Научный руководитель:к. п. н., доцентБолотова Е. Л.
МОСКВА 2004
Содержание
Введение
1.    Основные понятия раскрывающиетеоретический подход к теме…………..5
1.1      Предмет,структура, цели и задачи курса религиоведения……………………………………………….…….…………….5
1.2      Светский характеробразования, как принцип государственной политики в областиобразования………………………………………….…………………..7
2.   Конституционно –правовая база религиоведческого и религиозного образования в государственных имуниципальных образовательных учреждениях Российской Федерации ………………………………………….11
2.1 Международные законодательные акты, Конституция РФ,федеральные законы об образовании, свободе совести и религиозныхобъединениях………….………...12
2.2 Законодательные акты субъектов РоссийскойФедерации………………………22
2.3 Ведомственные и межведомственные правовыеакты……………………….…..23
Заключение…………………………………………………………………………….26
Списокиспользованных источников……………………………………………....29
 Введение
Новая общественно-политическаяситуация, сложившаяся в России в 90-х годах, привела к кардинальному изменениюместа и роли религии и религиозных объединений в жизни российского общества.Значительно выросли их общественный престиж и воздействие наразличные стороны общественной жизни, изменился юридический статус.Законодательно были сняты действовавшие десятилетиями неоправданныеограничения на деятельность религиозных организаций пораспространению своих вероучений и религиозному образованию и просвещению детей,молодежи и взрослых. За короткий срок внесколько раз увеличилось количество религиозных объединений различныхконфессий, активизировалась ихдеятельность в обществе, выросло число их последователей. Значительную часть их составляют неофиты, имеющиелишь отрывочные и поверхностныезнания о вероучении и культовой практикеконфессий, к которым они приобщились. Эти люди испытывают потребность в восполнении недостатка знаний. Увеличилось число семей, которые хотели бы, чтобыих дети обучались религии. Быстрыйрост числа религиозных объединений привелк острой нехватке подготовленных кадров духовенства. Все это обусловило потребность практически всехконфессий в создании собственной системы религиозного образования. В ответ наэту потребность возникло большое число приходских воскресных школ, катехизических пунктов и кружков, других формдобровольного обучения религии детейи взрослых. Во всех конфессиях выросло числодуховных школ разного уровня, значительно увеличился контингент обучающихся в них. Религиозноеобразование получило юридическую базу в виде ст.5 Федерального Закона «Освободе совести и о религиозныхобъединениях».
В целом в обществе, в егоразличных слоях и группах, в том числе нерелигиозных, выросинтерес к религии как социокультурному явлению, к ее роли в истории,культуре и жизни общества. Этот интерес породил массовую потребностьв объективных научных знаниях о религии, которая не сводитсяили, по крайней мере, не ограничивается усвоением и принятием истин того илииного вероучения, а носит общекультурный познавательный характер.Эту потребность призваны удовлетворять система религиоведческогообразования в структуре государственной и муниципальной школы, атакже религиоведческое просвещение, осуществляемоекультурно-просветительными учреждениями и средствами массовойинформации.
Общественная потребность вширокой постановке религиоведческого образованияобусловливается и тем, что религия и церковь (религиозныеобъединения) играют существенную роль в духовной жизни общества, в межнациональныхотношениях, в государственномстроительстве. Поэтому религиозный фактор следует учитывать в разработке и совершенствованиизаконодательства, в управленииразличными сферами общества, во всей деятельности государственных имуниципальных органов власти, направленной на консолидацию общества, достижениесоциального, межэтнического, межконфессионального мира и согласия. Это делаетнеобходимым вооружение достаточным объемом религиоведческих знаний широкого круга политических и общественных деятелей,государственных служащих, хозяйственныхруководителей, работников органов и учрежденийкультуры, образования, силовых структур и т.д.
 Если определенная системарелигиозного образования в России существует, то религиоведческое образованиенаходится пока в стадии становления и представлено лишь небольшим числомкафедр религиоведения в отдельных вузах и факультативнымикурсами религиоведческих дисциплин в незначительномчисле общеобразовательных школ. Предпринимаютсяпопытки поставить под сомнение илиобойти принцип светского характера образования в государственных имуниципальных образовательных учреждениях.
Наличие в обществепотребности, как в религиоведческом, так и религиозном образовании делает актуальнымчеткое разграничение их сфер, содержания и функций. При этом следует иметь в виду,что и тот, и другой виды образования,связанные с познанием религиозных феноменов,имеют большое значение для практической реализации права на свободу совести.
Настоящая работа имеетсвоей целью выявить основные причины и характер имеющихся в областирелигиоведческого образования в государственных имуниципальных образовательных учреждениях недостатков и датьпредложения по оптимизации политики государства в области свободы совести исвободы вероисповеданий, а так же совершенствованию процесса обучения воспитанияв этой сфере.
1. Основные понятия, раскрывающие
теоретические подходы к теме
Учитывая тот факт, что в науке орелигии пока еще отсутствуют единые религиоведческий язык, понятийныйаппарат, критерии структурирования и методы исследования,целесообразно предварить изложение темы разъяснением смысла используемых в нейосновных понятий. Это необходимо, прежде всего, для того, чтобыизбежать двусмысленности и неоднозначной трактовки приупотреблении данных понятий. В конечном итоге подобная предварительнаяработа способствуетболее ясному осмыслению сложных вопросов, существующих в областирелигиоведческого образования в государственныхи муниципальных учреждениях страны.
Религия — многоаспектныйфеномен, связанный с различными областями социальной и духовной деятельностичеловека. Поэтому ее изучением занимаются предста­вителиразличных общественных дисциплин — философы, историки, социологи,психологи, этнологи, культурологи. Каждая из этих дисциплинзанимается изучением какого-либо одного аспекта религии.Религиоведение же, в отличие от этих дисциплин, изучает религиюво всех ее аспектах, комплексно, т.е. как целостное социокультурноеобразование. Под религиоведением понимается отрасль гуманитарногознания (науки), предметом которой является изучение закономерностейвозникновения и развития, природы и функций религии, а такжевзаимосвязи и взаимодействия ее с другими областями культуры.Предметом религиоведения является не содержание религиозной веры,«священное», Бог или боги, а религия как специфический феноменистории и культуры. Будучи теоретической дисциплиной, религиоведение, в отличие от теологии и религиозной философии, незанимается проблемами доказательствсуществования Бога и его атрибутов, а изучает саму религию (религиозноесознание, религиозную деятельность, религиозные отношения и религиозные организации) в реальном контексте культуры, т.е. в связи с экономической и социальнойжизнью, политикой, наукой, моралью, искусством. Религиоведение — вполне самостоятельная социально-гуманитарная дисциплина, поскольку ее исключительным предметомявляется религия. Другие же социально-гуманитарные науки (социология,психология) изучают религию «наряду» спрочими сферами общественной и духовной жизни. Например, в социологии как таковой социология религии — такая же часть этой дисциплины, как и социология семьи,образования.
Религиоведение является единой и одновременномногодисциплинарной областью социально-гуманитарного знания. В этойсвязи оно подразделяется на общее и специальноерелигиоведение.
Общее религиоведение изучает религию какопределенное целое, абстрагируясь от ее конкретных конфессиональныхпроявле­ний. Целью такого изучения является установление природыи содержания религии, т.е. совокупности характеристик, которые присущитолько религии и отличают ее от других феноменов культуры. Наряду сэтим общее религиоведение формулирует основные законы развитиярелигии (закономерности ее возникновения, эволюции ифункционирования). Оно изучает также взаимосвязи религии и науки,религии и искусства, религии и образования. В круг исследований общегорелигиоведения входят и история самого религиоведения, анализего понятий, категорий и теорий.
Специальное религиоведениесоставляют частные религиоведческие дисциплины или разделы,основными среди которых являются философия, социология,психология, география, история религии.
Наряду с делениемрелигиоведения на общее и специальное в мировой науке о религиипринято также выделять теологическое (внутреннее) и светское(внешнее,или академическое) религиоведение. Теологическое религиоведение — это попытки объяснить религию ссылками на саму религию. Притаком подходе религия рассматривается как бы «изнутри», с позицийверующего человека; предполагается, что понять сущность религииможно только на основе принятия религиозной веры. В отличиеот теологического религиоведения светский (академический)подход не предполагает предварительного принятия тезиса о существованиисверхъестественного начала, а стремится, находясь ради объективности внекотором отчуждении от объекта исследования, выявить природные исоциальные основания религии.
Освоение религиоведения — организованный процесс образовательного и воспитательного воздействия,направленный на обретение школь­ником, студентом, слушателем системыпереподготовки и повыше­ния квалификации научно обоснованныхвоззрений на природу, содержание, историю и социальные функциирелигии. Такое освоение вносит существенный вклад вгуманитаризацию образования, свободное самоопределение личности вмировоззренческих позициях, духовных ценностях.
Религиоведение призвано формироватьмировоззренческую и конфессиональную толерантность, способствоватьреализации свободы совести. Формируя понятие свободы совести, давая информациюо правовых нормах по этому вопросу, оно содействует становлениюгражданских качеств личности. Освоение религио­ведения помогаетприобретать навыки ведения мировоззренческого диалога, избегать приобщении людей с различным образом мыслей. В конечномитоге это содействует гражданскому согласию и гармонизации межчеловеческихотношений, в том числе установлению терпимости между представителями религиозных и нерелигиозных мировоззрений.
1.2Светский характер образования, как принцип государственной политики в областиобразования
Данный принцип является один изосновополагающих принципов в политике  российского государства всфере образования. Он зафиксирован в Конституции РФ и ряде федеральных законов Российской Федерации. Его суть состоит в том, чтогосударственная и муниципальнаясистемы образования и воспитания не преследуют цели формирования того или иногоотношения к религии.
Светскийхарактер образования предполагает:
1.   Недопустимость в государственных и муниципальных образовательныхучреждениях обучения учащихся и студентов религии с целью восприятияими вероучения определенной конфессии, отсутствие вероучительныхпредметов в образовательных программах и в сетке обязательных занятий.
2.   Исключение какого бы то ни было вмешательства
религиозных организаций в содержание и организацию учебного
процесса вгосударственных и муниципальных образовательных
учреждениях, недопустимость цензуры с ихстороны программ,
учебников, учебных пособий,соответствующих образовательному стандарту, включая религиоведение.
3.   Запрет на размещение в зданиях государственных и
муниципальныхучебных заведений религиозной символики,
предметов культа, отправления молебнов ирелигиозных обрядов,
мероприятий религиозного и миссионерского характера, любых форм
религиозной пропаганды.
Государственная и муниципальная школадолжна быть запретной территорией для прозелитизма любой религии или конфессии.
Вместе с тем такая постановка вопроса неозначает ограничения возможности и необходимости широкогоознакомления учащихся и студентов с религией, многообразиемрелигиозных феноменов, их ролью в истории, культуре и современнойжизни человечества и отдельных стран и народов. Эти знаниянеобходимы образованному человеку для достижения высокого уровня культуры, широтыкругозора, полноты усвоения духовно-нравственных ценностей, накопленныхчеловечеством, в том числе принципов мировоззренческой, религиозной инациональной терпимости.
Эту функцию в государственномобразовательном стандарте выполняют курс «Религиоведение» («Основырелигиоведения») и широкий комплекс религиоведческих дисциплин,рассматривающих религию в историческом, философском икультурологическом планах.
Следует подчеркнуть, чтосветский характер образования не есть атеизм: атеистическаяпропаганда в государственных и муниципальных школах, как и религиознаяпропаганда должны быть исключены. Изучение истории и концепцийсвободомыслия и атеизма, их места в развитии духовнойкультуры общества осуществляется в курсе религиоведения и другихгуманитарных дисциплин наряду с изучением религии как социального явления и феноменакультуры. Для обеспечения научного уровня религиоведческого образования иисключения конфессионального влияния на его содержание необходимо четкоопределить различия между религиозным и религиоведческим образованием по рядупараметров.Религиозное образование Религиоведческое образование Различие в целях Внедрение религиозной веры в сознание учащихся и ее укрепление, богопознание Вооружение учащихся научными знаниями о религии как социальном явлении и явлении культуры, ее месте в духовной жизни обществ, конкретных народов и личности Конфессиональное определение Воспитание всесторонне развитой личности, обладающей высоким культурным потенциалом, широтой кругозора Обучение догматам и обрядам определенной религии, ее предписаниям и правилам поведения Итог: воцерковление, воспитание верующей личности Итог: воспитание мировоззренческой, религиозной и национальной терпимости Различия в содержании Вероучение, истины веры, догматы конкретной религии (конфессии) Знания о религии как о социальном явлении и явлении культуры (о ее природе происхождении, историческом развитии) Изучение священных книг конкретной религии (конфессии) Знания о роли религии в истории и культуре конкретных стран и народов Номы  правила религиозного культа Знакомство с Библией, Кораном и священными книгами других религий как культурно историческими памятниками Соединение обучения с богослужением Знание особенностей вероучения и культа, систем нравственных норм и ценностей различных религий Система нравственных и культовых предписаний, норм и ценностей Знания о свободомыслии и атеизме и их роли в духовной культуре человечества и отдельных народов История церкви
Различия по субъектам ответственности
(организация, определение содержания) Церковь, религиозные организации: руководящие органы конфессий, соответствующие отделы, епархиальные (региональные) управления, общины (приходы, поместные церкви и т. п.) религиозные фонды Государство в лице министерства образования, других министерств и ведомств, имеющие образовательные учреждения Органы образования субъектов РФ Муниципальные органы власти и их отделы образования По субъектам исполнения Духовные учебные заведения ( академии, семинарии, теологические институты, библейские курсы) -для подготовки священно -  церковнослужителей Государственные вузы всех типов Конфессиональные общеобразовательные учебные заведения (гимназии, лицеи, школы) – для получения общего образования в сочетании с религиозным воспитанием Государственные и муниципальные средние и средне специальные учебные заведения Богословские университеты и институты для подготовки теологов и преподавателей религиозных дисциплин, воскресные школы
Обеспечение светскогохарактера образования в государственных и муниципальных учебных заведенияхозначает исключительную прерогативу государства в организации государственной,муниципальной системы образования, в определении содержания этого образования,недопустимость вмешательства религиозных организаций в этот процесс,вынесение религиозного образования и пропаганды вероучений за пределысферы деятельности светской школы.
Образовательное учреждение, осуществляющееобразовательно-воспитательный процесс религиозно нейтрально и непреследует цели формирования того или иного отношения к религии. Это составляетоснову понятия светского образования, светской школы.
Светская школа выступает в роли гарантасоблюдения принципа свободы совести и свободы вероисповедания. Религиозноеобразование и воспитание не предусмотрено учебными программами, номожет осуществляться по желанию детей, их родителей или опекунов вне светскойшколы.
Светской школе противостоят религиозная(церковно­приходская) и антирелигиозная школы.
Религиозная (церковно-приходская)школа, составлявшая основу системы образования и просвещения вРоссии до 1917 году, в обязательном порядке обучала школьников молитвам,Закону Божию, церковному пению, основам гражданской печати, письму и начаткамарифметики. Для сельской местности такая школа была первыми часто единственным учебным заведением.
Антирелигиозная школа сформировалась всоветский период российской истории. Одной из основных ее задач было формированиеу учащихся атеистического мировоззрения, непримиримого отношенияк религии. Этой задаче были подчинены как учебная, так ивоспитательная работа, что не только исключало из программ целые пластыотечественной культуры, но и сужало возможности обеспечения свободысовести обучающих и обучающихся. 2. Конституционно-правовая базарелигиоведческого
и религиозного образования вгосударственных
и муниципальных образовательныхучреждениях
Российской Федерации
Правовое поле получения образования вРоссийской Федерации, в том числе религиоведческого и религиозного,создается и поддерживается Конституцией РФ, системой федеральныхзаконов, указов и распоряжений Президента РФ и Правительства РФ,приказов Министра образования РФ. Определенную роль в егооптимизации играют также законодательные акты субъектов Федерации,соглашения, договоры, протоколы о намерениях, заключаемыефедеральными органами управления (министерствами, ведомствами) сотдельными конфессиями. Одна из основных идей этих документов: правона свободу совести и религиозных убеждений естьнеотъемлемое условие достойной жизни каждого человека игражданина.
Все известные документы, составляющиеконституционно — правовую базу обеспечения свободы совести в сфере образования,целесообразно объединить и проанализировать в рамках следующих трехгрупп:
1)  международные декларации, пакты, Конституция РФ,федеральные законы и другие документы федерального уровня;
2)  законодательные акты субъектов Федерации;
3)   ведомственные,межведомственные правовые акты.
2.1 Международныезаконодательные акты, Конституция РФ, федеральные законы об образовании,свободе совести и религиозных объединениях
В 90-е годы XX века в России была проведена беспри­мернаяработа по пересмотру вероисповедной политики государства, приведению ееправовых основ в соответствие с нормами междуна­родного права. В настоящеевремя в пакет документов, составляющих конституционно-правовуюбазу образования в государственных и муниципальных учреждениях,включены такие документы.
«Всеобщая декларация прав человека»(принятаи провозглашена резолюцией 217 А (III)Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 г.).
Статья 26 декларации  предусматривает:«Образование должно быть направлено к полному развитию человеческойличности и к увеличению уважения к правам человека и основнымсвободам. Образование должно содействовать взаимопониманию,терпимости и дружбе между всеми народами, расовыми и религиознымигруппами и должно содействовать деятельности Организации ОбъединенныхНаций по поддержанию мира.
Родители имеют правоприоритета в выборе вида образования для своих малолетних детей»1.
 «Международныйпакт об экономических, социальных и культурных правах»(приняти открыт для подписания Генеральной Ассамблеей ООН 16 декабря1966 года, вступил в силу в 1976 году). Этот документустанавливает: «Участвующие в настоящем Пакте государстваобязуются уважать свободу родителей и в соответствующих случаяхзаконных опекунов выбирать для своих детей не только учрежденныегосударственными властями школы, но и другие школы, отвечающиетому минимуму требований для образования, который может быть установлен илиучрежден государством, и обеспечивать религиозноеи нравственноевоспитание
_______________________________________________________________________
1. Религия и закон:Конституционно-правовые основы свободы совести, вероисповедания и деятельностирелигиозных организаций: Сб. правовых актов с комментариями.- М., 1996.
своихдетей в соответствии со своими собственными убеждениями» (статья 13).
Практически те же требования предъявляются «Международ­нымпактом о гражданских и политических правах» (принят в 1966 г. и действуетс 1976 г.), а также «Декларацией о ликвидации всех форм нетерпимостии дискриминации на основе религии или убеждений»(провозглашена25 ноября 1981 г. Генеральной Ассамблеей ООН).
В статье 5 Декларациизаписано:
1.   Родители или, в соответствующих случаях, законные опекуныребенка имеют право определять образ жизни в рамках семьив соответствии со своей религией или убеждениями, а также исходяиз нравственного воспитания, которое, по их мнению, должен получитьребенок.
2.      Каждый ребенок имеет право на доступ к образованию в областирелигии или убеждений в соответствии с желанием его или родителей,или, в соответствующих случаях, законных опекунов и не принуждается к обучениюв области религии или убеждений вопреки желаниямего родителей или законных опекунов, причем руководящим принципомявляются интересы ребенка.
3.      Ребенок ограждается от любой формы дискриминации на основерелигии  или убеждений. Он должен  воспитываться  в духе понимания,терпимости, дружбы между народами, мира и всеобщего братства,уважения к свободе религии или убеждений других людей, а такжес полным осознанием того, что его энергия и способности должныбыть посвящены служению на благо других людей.
4.   Практика религии или убеждений, в которых воспитывается ребенок,не должна наносить ущерб ни его физическому или умственному здоровью,ни его полному развитию 2.
Последний пунктпредставляется особенно актуальным для современных условийактивизации религиозных объединений западного и восточного типовс их практикой медитации и прочих психологических техник.
_______________________________________________________________________
2. Там же.
«Конвенция о борьбе с дискриминацией вобласти образования»(принята 14 декабря I960 года).  Статья5 Конвенции предусматривает:
 Государства, являющиеся сторонаминастоящей Конвенции, считают, что:
1)        образование должно быть направлено на полное развитие
человеческой личности и на большее уважение прав человека и
основных свобод; оно должно содействовать  взаимопониманию,
терпимости и дружбе между народами и всеми расовыми и
религиознымигруппами, а также развитию деятельности Организации
Объединенных Наций по поддержанию мира;
2)        родители и, в соответствующих случаях, законные опекуны
должны иметь возможность… обеспечить религиозное и моральное
воспитание детей в соответствии с их собственными убеждениями,
никому в отдельности и ни одной группе лиц, взятой в целом, не
следует  навязыватьрелигиозное воспитание, несовместимое с их
убеждениями 3.
В статье 2 «Конвенции оправах ребенка»(принята 20 ноября 1989 года)устанавливается, что подписавшие ее государства «уважают и обеспечивают все права,предусмотренные настоящей Конвенцией, закаждым ребенком, находящимся в пределах их юрисдикции, без какой-либодискриминации, независимо от расы, цветакожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического или социальногопроисхождения, имущественногоположения».
Другиеее статьи содержат следующие требования:
1.   «Государства-участники уважают право ребенка на свободу мысли,совести и религии.
2.   Свободаисповедовать свою религию или веру может подвергатьсятолько таким ограничениям, которые установлены законом и необходимы для охраны государственной безопасности, общественного порядка, нравственности и здоровьянаселения или защиты основных прав исвободы других лиц».
__________________________________________________________________________
3. Там же.
1.    «Ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейногоокружения или который в его собственных наилучших интересахне может оставаться в таком окружении, имеет право на особуюзащиту и помощь, предоставляемые государством.
2.   Такая защита и помощь должны учитывать желательность преемственностивоспитания ребенка и его этническое происхождение, религиозную икультурную принадлежность и родной язык».
1.    «Государства-участники соглашаются в том, чтообразование ребенка должно быть направлено на подготовку ребенка к сознательнойжизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости,равноправия мужчин и женщин и дружбы между всеми народами,этническими, национальными и религиозными группами, атакже лицами из числа коренного населения»4.
Таким образом, в названныхмеждународных документах подчеркивается неотъемлемое право ребенка насвободу совести и вероисповедание, на получение образования,пользование ценностями культуры вне зависимости от отношения крелигии. В каждомиз международных соглашений предусмотрено отсутствие
ограничений в обеспечении прав и свобод ребенка вотношении религии и убеждений, кроме тех, которые фиксируютсязаконом исключительно с целью обеспечения должного признания и уваженияправ и свобод других людей, удовлетворения справедливых требованийморали, общественного порядка и общего благосостояния вдемократическом обществе.
Законодательно закреплено право насвободу совести и в отечественном законодательстве.
Так,в статье 14 Конституции РФ записано:
1.      Российская Федерация — светское государство. Никакая религияне может   устанавливаться в качестве государственной или обязательной.
2.      Религиозные объединения отделены от государства и равны передзаконом 5.
__________________________________________________________________________________
4. О свободе совести, вероисповеданий и религиозныхобъединениях: Российские и международные правовые документы: (В извлечениях). — М., 1996.
5. Там же.
Это означает, что в светском государстве:
а) признается приоритет науки;
б) не отдается предпочтения ни одному из вероученийв сфере внутренней и внешней политики, прежде всего в духовной жизнисобственного народа.
Но это теоретически. На практикеже нарушение указанных правил наблюдается довольно часто. И дело тут не только в публичном участиигосударственных деятелей высокогоранга в богослужениях, но и в объявлении
государственнымипраздников (в том числе с отменой учебных занятийв школах, вузах) какой-то одной конфессии в ущерб другим. Подобные примеры свидетельствуют о забвениимногонационального и многоконфессиональногохарактера Российского государства исоответствующих положений Конституции страны.
В Законе РСФСР «О свободевероисповеданий»(принят 25 октября 1990 года) дано наиболее развернутоетолкование взаимоотношений конфессий ишколы. Это единственный законодательныйакт, в котором есть хотя бы описательное представление о сути светского характера образования в государственной и муниципальной школе.
В статье 9 говорится:
«Государственная системаобразования и воспитания носит светский характер и не преследует целиформирования того или иного отношения к религии.
Преподавание вероучений, атакже религиозное воспитание может осуществляться в негосударственных учебных ивоспита­тельных заведениях, частным образом на дому или прирелигиозном объединении, а также факультативно по желанию граждан представителямирелигиозных объединений с зарегистрированным уставом в любыхдошкольных и учебных заведениях и организациях.
Преподаваниерелигиозно-познавательных, религиоведческих и религиозно-философских дисциплин,не сопровождающееся совершением религиозных обрядов и имеющее информативный характер,может входить в учебную программу государственных учебныхзаведений.
Ребенок имеет право свободно выражатьсвое мнение, имеет право на свободу мысли, совести и религии. Государствоуважает свободу ребенка и его родителей или законных опекуновобеспечивать религиозное и нравственное воспитание ребенка в соответствиис убеждениями по их выбору» 6.
Здесь, имеет смысл обратить внимание надвусмысленность, в лучшем случае — неточность, допущеннуюзаконодателями: они неправомерно поставили знак равенства междурелигиозным и нравственным воспитанием, что совершенно
неправомерно.
Так, в Законе РФ«Об образовании»(от 10 июля 1992 года) зафиксирован запрет создаватьи организовывать деятельность организационных структур политическихпартий, общественно-политических и религиозных движений и организаций вгосударственных, муниципальных образовательных учреждениях, органах управления образованием.
Принципы государственнойполитики в области образования определены с учетом светского характераобразования, а это значит, что государственные и муниципальныеучебные заведения не должны формировать какое-либо отношение крелигии. Содержание образования, говорится в данном Законе, должносодействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами, различными расовыми,национальными, этническими, религиозными исоциальными группами; учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать ориентацииобучающихся на свободный выборвзглядов и убеждений.
Эти же положения повторены были в ЗаконеРФ «Об образовании»(с изменениями и дополнениями,внесенными Государственной думой 12 июня 1995 года и СоветомФедерации 5 января 1996 года).
Его статья 14. 2предусматривает, что содержание образования должно обеспечить:
ü Адекватный мировому уровень общей и профессиональной культурыобщества;
ü формированиеу обучающегося адекватной современному уровнюзнаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира;
ü интеграцию личности в национальную и мировую культуру; формированиечеловека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного насовершенствование этого общества;
___________________________________________________________________________
6. Там же
ü  воспроизводствои развитие кадрового потенциала общества.
Статья 14.4 предусматривает, чтосодержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничествумежду людьми, народаминезависимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствоватьреализации права обучающихся насвободный выбор мнений и убеждений.
Статья 50.4 гласит, чтообучающиеся всех образовательных учреждений имеют право науважение своего человеческого достоинства, на свободу совести,информации, на свободное выражение собственных мнений и убеждений.
Она же фиксирует правовоеравенство выпускников образовательных учреждений, имеющихгосударственную аккредитацию, независимо от организационно-правовых формэтих учреждений, при поступлении в образовательное учреждение следующего уровня.
Наконец, регулированиевопросов религиоведческого образования в общеобразовательной испециальной школе предусмотрено Федеральным законом «О свободесовести и о религиозных объединениях», принятым 26 сентября1997 года 7.
Статья З этого Законагарантирует свободу совести и свободу вероисповедания, в том числе«право исповедовать индивидуально или совместно с другими любуюрелигию или не исповедовать никакой, свободно выбирать и менять,иметь и распространять религиозные и иные убеждения в соответствии сними».
Статья 4 раскрывает спецификувзаимодействия государства и религиозных объединений:
1.           Российская Федерация — светское государство. Никакая религияне может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.
Религиозные объединения отделены отгосударства и равны перед Законом.
_______________________________________________________________________________
7. Новое законодательствоРоссии о свободе совести и о религиозных
объединениях:Сб. нормативно — правовых актов. — М., 1998.
2.  В соответствии с конституционным принципом отделения
религиозных объединений от государства государство… обеспечивает
светский характер образования в государственных и муниципальных
образовательных учреждениях.
3.  Государство регулирует предоставление религиозным
организациям налоговых и иных льгот в обеспечении преподавания
общеобразовательных дисциплин вобразовательных учреждениях,
созданныхрелигиозными организациями в соответствии
законодательством Российской Федерации обобразовании.
Иными словами, в данномзаконе расшифровывается содержание
статьи 14 Конституции РФ.Главное, ключевое понятие в ней — «светское государство». Этоозначает, что Российское государство религиозно нейтрально,принципиально не приемлет никаких религиозныхмировоззренческих систем в качестве официальной идеологии, в своейзаконотворческой деятельности и практической политике не исходит изпредписаний какой-либо религии, предоставляя гражданам возможность свободноделать мировоззренческий или вероисповедный выбор. Второе итретье положенияпункта 1 статьи 4 определяет практические пути и гарантии обеспечения светского характера Российскогогосударства и последствия реализациипринципа светского государства для религиозныхорганизаций (равенство перед законом). Для реализации содержания и форм взаимодействия школы и церкви эти положенияимеют основополагающее значение.
Статья 5 рассматриваемогоЗакона называется «Религиозное образование». В соответствии с нею, обучение религии ирелигиозное воспитание своих последователей является одним из трех базовых признаков идентификации религиозного объединения(вероисповедание; совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний; обучение религии и религиозноевоспитание). Обучение религии в этомслучае осуществляется посредством культовой практики, а также в процессе специальных учебных занятий школ, действующих при общинах верующих.
В статье, в частности, отмечается:
1. Каждый имеет право на получениерелигиозного образования по своему выбору индивидуально или совместно с другими».
Здесь важно обратить внимание на то, чтогосударство не регламентирует формы религиозногообразования, не несет ответственности за возможность получения и качествотакого образования; это частное дело самого человека, егородителей, религиознойорганизации.
Следующийее пункт гласит:
2.Воспитание и образование детей осуществляется родителями или лицами, их заменяющими, сучетом права  ребенка на свободу совести исвободу вероисповедания.
Здесь важно обратитьвнимание на определенную неточность, повторяющуюся и в ряде других законодательныхактов. Ребенком, в соответствии с Семейнымкодексом РФ (ч.1, ст.54; ч.2 ст.64), признаетсялицо, не достигшее 18 лет. Из пункта 5 статьи З  Закона «О свободе совести и о религиозных объединениях»следует,что самостоятельно решать вопрос о своем отношении к религии может уже человекв возрасте 14 лет. В «Конвенции о правах ребенка»(принята 20ноября 1989 г.) однако, таковым признается«человеческое существо, достигшее18-летнего возраста».
Далеев статье 5 говориться:
3. Религиозные организации вправе в соответствиисо своими уставами и с законодательствомРоссийской Федерации создавать образовательныеучреждения». Для создания образовательного учреждения указание на такое право должно содержаться в гражданском уставе религиозной организации.Учитывая, что настоящий Закон иФедеральный Закон «Об образовании»(1996) различают общеобразовательныеучреждения и учреждения среднего специальногои высшего образования, в уставе религиозного объединения целесообразно конкретизировать соответствующее право. Кроме того, следует иметь в виду, чтоучреждения профессиональногорелигиозного образования могут создаваться только централизованными религиозными организациями.
Пункт 4 статьи 5 Федерального закона «Освободе совести и о религиозных объединениях»предусматривает:
«По просьбе родителей или лиц, ихзаменяющих, с согласия детей, обучающихся в государственных и муниципальных образова­тельных учреждениях, администрация указанныхучреждений по согласованию с соответствующим органом местного самоуправления предоставляет религиозной организации возможностьобучать детей религии вне рамокобразовательной программы».
Данная норма определяет, чтообучение детей религии организует не государственное илимуниципальное образовательное учреждение, а религиозная организация, т.е.зарегистрированное юридическое лицо, у которого возникаютотношения с родителями по вопросам религиозного образования детей.Родители могут обратиться к администрации государственногоили муниципального образовательного учреждении (школы), где обучаются их дети,с просьбой о предоставлении религиозной организации возможности набазе этой школы проводить обучение детей религии. Администрацияпосле рассмотрения этого вопроса в соответствии с уставомсвоей школы в случае положительного отношения согласовывает его сорганом местного самоуправления, Причем это правило распространяется как на муниципальную,так и на государственную школу, учрежденнуюфедеральным органом.
Из Закона следует, что администрациядолжна получить согласие органа местного самоуправления,после чего она устанав­ливает отношения с религиозной организацией,Эти отношения носят характер гражданско-правового договора. Очевидно,в нем должны быть закреплены вопросы пользования помещениями иимуществом, ответственности, могут быть и особые требования, например,к состоянию здоровья преподавателей, направляемых религиознойорганизацией.
Таким образом, всоответствии с нормой пункта 2 статьи 4 Закона «О свободе совести и орелигиозных объединениях»,государство имеетобязанность и ответственность обеспечивать светский характер образования вгосударственных и муниципальных образовательных учреждениях. Поэтомукомментируемое положение не дает права ни религиозному объединениювмешиваться в содержание и органи­зацию образовательногопроцесса в светской школе, ни администра­ции учебного заведениявводить обучение религии в сетку школьных занятий. Она лишьпредоставляет возможность использовать помещения школы дляпроведения занятий по обучению религии за пределами программы.
Таковы основные документыфедерального уровня, предусматривающие регулирование вопросоврелигиозного и религиоведческого образования, обеспечения свободысовести в сфере образования. В них зафиксирован светскийхарактер образования, предполагающий, что: школа (общеобразовательная испециальная) не формирует того или иного отношения к религии; в нейзапрещено создание религиозных организаций, отправление религиозногокульта; в процессе обучения и воспитания обеспечиваются свобода совести,информации, свободное выражение собственных мыслей, мнений,убеждений; выпускники государственных, муниципальных и религиозныхобразовательных учреждений имеют равные права на поступление в учебныезаведения следующего уровня; религиозные объединения отделены отгосударства и равны перед законом; никакая религия не можетустанавливаться в качестве государственной или обязательной.
2.2 Законодательные акты субъектов РоссийскойФедерации          
Теоретически, эти акты должныбыть основаны на Конституции РФ, федеральных законах,учитывать международное право и региональные особенностиисторического, этнокультурного и конфессионального характера.
Так, Закон УдмуртскойРеспублики «О народном образовании»(принят в 1995 г.)содержит следующую норму: «Образовательные учреждения и органыуправления народным образованием независимы от идеологическихустановок и решений партий, общественных движений и организаций;создание и деятельность в них организационных структур политических партий, общественно-политическихи религиозных движений и организаций не допускается» 8.Светский характер образования обеспечивается, в соответствии с этим законом,как его содержанием, так и тем, что в государственных образовательныхучреждениях не могут использо­ваться религиозная символика,
_______________________________________________________________________
8. Цитируется по текущему делопроизводствуАдминистрации президента Республики Удмуртия(Ижевск, 1995).
обрядность и предметыкульта.
Образовательные программы вгосударственных и муниципальных образовательных учреждениях игосударственные образовательные стандарты не предполагают обучения основамрелигии с церковно-богословских позиций. Религиоведческие элементымогут иметь место в курсах литературы, истории, иныхгуманитарных предметов,либо могут выделяться в особую учебную дисциплину.
Из нормативных актов субъектов РФстановится очевидным, что их сильной стороной является ориентацияна особенности области, края, республики, на ихкультурно-историческую самобытность, реальную национально-конфессиональную структуру. Однако это позитивное обстоятельство нередкоперерождается в свою противоположность. Оптимальным решением в этом плане может бытьлишь согласование федерального ирегионального законодательств, приведениепоследнего в соответствие с первым.
2.3  Ведомственныеи межведомственные правовые акты
 
К ним относятся:подзаконные акты, постановления, распоряжения руководящих органов управлениягосударственной и муниципальной системамиобразования; договоры (соглашения) между центральными и региональными органами управления образованием и централизованными религиозными объединениями, ихрегиональными структурами. Этиправовые документы выполняют для работниковобразовательной сферы функции практического руководства при решении вопросов, затрагивающих права и свободы в области религии.
К числу таких документов относятся«Протокол о намерениях между Министерством образования РоссийскойФедерации и Отделом религиозного образования и катехизации иПравославным Педагогическим Обществом» (подписан 18 августа 1993 г.) и«Договор о сотрудничестве Министерства образования РоссийскойФедерации и Московской патриархии Русской православной церкви», подписанный 2 августа 1999г. министром образования
В.М.Филипповым и патриархомМосковским и Всея Руси Алексием II 9.
В преддверии празднования 2000-летияхристианства и вступления в третье тысячелетие стороны решилиподчинить свою деятельность следующим целям: обмен информацией,взаимодействие в учебно-методических вопросах, анализ и
обобщение накопленного опыта совместнойработы в области духовно-
нравственного воспитания, выработкаобоснованных предложений по изменению и дополнению действующегозаконодательства об образовании, свободе совести и
религиозных объединениях.
 4 июля 1999 годаМинистерство образования направило в учебные заведения и органы управленияобразованием методическое письмо «О предоставлении религиозныморганизациям возможности обучать детей религии вне рамокобразовательных программ в помещениях государственных и муниципальных образова­тельных учреждений» (№14-53-28). Это письмо обращает внимание нанедопустимость нарушения как существующего законодательства, так и прав ребенкав сфере свободы совести, содержит рекомендации относительно формобучения религии в помещении государственных и муниципальных образовательныхучреждений, указание на права и обязанностиадминистрации этих учреждений и религиозных объединений. Однако в немсодержится ряд неточностей. Так, под обучениемрелигии подразумевается все то же духовно-нравственное воспитание ипреподавание основ вероучения. Понятие «светский характер образования» интерпретируется как «нецерковный», «гражданский» характер, как синоним слов«атеистический», «антирелигиозный» 10.
Анализ конституционно-правовых основобеспечения свободы совести в системе государственных имуниципальных образовательных учреждений позволяет прийти кследующим выводам.
В 90-е годы системаобразования получила довольно содержательное конституционно-правовое обеспечение, в которомзафиксирован один из
основных принциповобразования — его светский характер, что соответствует каксовременным тенденциям развития человечества, так и Основному закону
__________________________________________________________________________________
9. Девина И. В.,Скворцов Л. В. Религия и образование: Сб. обзоров и рефератов. М., 2002.
10. Девина И. В.,Скворцов Л. Там же.
Российской Федерации. Однако и взаконодательстве и (в особенности) в правоприменительнойпрактике имеют место существенные недостаткии противоречия.
Во-первых, отсутствует однозначное пониманиетермина «светский». Описательное его определениебыло дано в Законе РСФСР «О свободе вероисповеданий»(принят25 октября 1990 г.), утратившем силу в настоящее время. В результате этого имеют место неоднозначностьтолкования принципа светского характера образования, вольные илиневольные его искажения, что в
многонациональнойи многоконфессиональной стране влечет за собой отрицательныепоследствия.
Во-вторых, имеются разночтения в определениивозраста ребенка, в котором он правомоченвыразить свое отношение к религии. ВФедеральном законе «О свободе совести и о религиозных объединениях»«пограничный» возрастопределен в 14 лет, в Семейном кодексеРФ — в 18 лет. Международная же конвенция о правах ребенка (1989 год) исходит из того, чтосамостоятельно решать вопрос о своемотношении к религии человек может в возрасте до 18 лет.
В-третьих, в преамбулеФедерального закона «О свободе совести и о религиозныхобъединениях»зафиксировано признание особой роли православияв истории России, в становлении и развитии ее духовности икультуры, хотя вместе с тем говорится и об уважении христианства,ислама, буддизма, иудаизма и других религий, составляющих неотъемлемуючасть исторического наследия народов России. Это обстоятельство,а также активность Российской Православной Церкви, поддержи­ваемаягосударственным аппаратом на разных уровнях, обостряет проблемувзаимодействия государства и конфессий, ставит последние внеравное положение в вопросах образования и воспитания. Особенноубедительно об этом свидетельствует практика взаимоотношенийМинистерства образования РФ и РПЦ. Так, в феврале 1999года в Министерстве образования по предложению Московской патриархиибыла создана светско-религиозная комиссия по образо­ванию,«которая призвана освободить государственные образовательные стандарты, учебныепрограммы, учебники и учебные пособия от проявлений воинствующегоатеизма»11.
11.Филиппов В.М. Гуманистическая рольобразования: Православие и воспитание. — М., 1999.
От этой же комиссии ожидаютсяпрактические рекомендации, направленные на улучшение гуманитарного образованияи воспитания в школах и вузах.
Обобщая анализ конституционно-правовойбазы обеспечения свободы совести в системе образованияРоссийской Федерации, еще раз подчеркнем, что созданные в 90-е годыконституционно-правовые основы обеспечения свободы совести в государственной и муниципальной системах образования нуждаются в совершенство­вании. В еще большем совершенствовании нуждаются правоприменительная практика и следованиетребованиям Закона со стороны всехбез исключения государственных структур и служащих.
Одновременно естьобъективная необходимость создавать условия, при которыхрелигиозные объединения получают возможность, не вмешиваясь в дела государства,осуществлять свое служение, вести образовательную и воспитательную деятельностьв пользу своих адептов. В первую очередь это касается конфессий, имеющихмноговековую традицию в России и поддерживаемых миллионами людей, испытывающих потребность в религии.
Заключение
На основании проделанной работы хотелось бы внестипредложения по оптимизации политики обеспечения прав личности на свободусовести и по разграничению сфер ответственности государства и религиозныхобъединений в сфере образования.
Оптимизация ситуации врелигиозном и религиоведческом образовании невозможна без учёта таких трёхважнейших аспектов, как  правовой, культурно-идеологический и идентификацияличности.
Относительно правового аспекта вопроспредставляется предельно ясным: он зафиксирован в конституции РФ и состоит втом, что Россия–«светское государство». Следовательно, в государственной имуниципальной образовательной системе невозможно ни религиозное, ниатеистическое обучение.
Никакая религия в стране не может претендовать наположение государственной, главной или обязательной.
Все законодательствоРоссии 90-х годов однозначно отвечает на этот вопрос: « Государственная системаобразования и воспитания носит светский характер и не преследует целиформирования того или иного отношения к религии». Содержание образования должносодействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами,различными расовыми, национальными, этническими, религиозными и социальнымигруппами; учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствоватьориентации обучающихся на свободный выбор взглядов и убеждений. Обилие в Россиитрадиционных религий и нетрадиционных культов, многообразие политическихпозиций, занимаемых представителями даже одного вероучения, только подчёркиваютнеобходимость неукоснительного соблюдения конституционно-правовых основорганизации системы учреждений государственного и муниципального образования.
Аспект культурно-идеологический носит объективныйхарактер, и никакие ранние попытки остановить его не приводили к успеху. Ни кчему хорошему не приведут и современные усилия свести проблемы духовногооздоровления общества к повышению уровня его религиозности. Пока что они велитолько к клерикализации государства, особенно заметно проявляющейся в областиобразования и культуры. Для оптимального ответа на вопрос, преподавать лизнания о религии в государственных и муниципальных учебных заведениях разноготипа, было бы целесообразно вывести его обсуждение за рамки идеологическогопротивостояния и рассмотреть его социокультурные, этические, педагогическиеаспекты.
Наконец, следует обратить внимание на необходимостьобеспечения интересов и конституционных прав ребёнка, на его свободу совести ивероисповедания, имея в виду то, что родители отдают детей в государственнуюили муниципальную, а не в конфессиональную школу.
Для совершенствования религиоведческого образованияцелесообразно предпринять следующие меры:
1.    В государственной  и муниципальнойшколе акцентировать внимание на углублении учебно-воспитательного процесса,актуализации его гуманитарной составляющей.
2.    Активизировать усилия высшей школы поподготовке педагогов, имеющих глубокие гуманитарные знания, в том числе вобласти истории и культуры, а также навыки привлечения знаний о религии нашкольных уроках.
3.    Оснастить учебно-воспитательныйпроцесс в общеобразовательной школе актуальными программами, учебными пособиямии учебниками, имея в виду, что содержание религиоведческого образованияопределяется в основном двумя источниками знаний: результатами академическихисследований, проводимых научными центрами, университетами и т.п.; материалами,представляемыми различными религиозными объединениями. Важно, чтобы этиматериалы не содержали негативных интерпретаций других конфессий или предвзятыхличных точек зрения.
Существенную роль также могут сыграть СМИ, вчастности ТВ, которое могло бы  возобновить учебное вещание, в том числе попроблемам религиоведения.
4.    Совершенствование религиоведческого образования невозможно без проведения фундаментальных научных исследований,выполняемых институтами науки и образования.
Список использованных источников:
1.    Конституция РФ: Принята всенароднымголосованием 12 декабря 1993 г. – М., 1994.
2.    Об образовании. Закон РФ от 10 июля1992 г. № 3266-1 в редакции от 31 января 1996 г., Собрание законодательства РФ.– М., 1999.
3.    Об общественных объединениях:Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82 – ФЗ, Собрание законодательства РФ. –М., 1996.
4.    Об основах государственной службы РФ:Федеральный закон от 31 июля 1995.
5.    О свободе вероисповеданий: ЗаконРСФСР от 25 октября 1990 г. 3 267-1, Ведомости съезда народных депутатов иВерховного Совета РСФСР. М., 1990-№21.
6.    О свободе совести и о религиозныхобъединениях: Федеральный закон от 26 сентября 1997.
7.    Конституции государств ВосточнойЕвропы: Учебное пособие. – М., 1996.
8.    Конституция государств Центральной иВосточной Европы. – М., 1997.
9.    Трофимчук Н. А., Права человека вистории человечества и в современном мире. – М., 1989.
10.Религия и права человека: На путик свободе совести. – М., 1996. – Вып. 3.
11.Филиппов В.М. Гуманистическая роль образования:Православие и воспитание. М., 1999.
12.Девина И. В., Скворцов Л. В. Религия и образование: Сб.обзоров и рефератов. М., 2002.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.