Реферат по предмету "Право"


Конституция, как Основной Закон РФ

ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ПРЕДПРИНЕМАТЕЛЬСТВА
 
ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине «Конституционное право» натему:
 
Конституция как Основной Закон РФ.

                                    Студент: Валяев С.Н.
                      группа: Ю-21
                                                    Преподаватель: проф. Фомичев И. В.
Орехово-Зуево
2004
ПЛАН
 Введение…………………………………………………………………………...3
1. Понятие и социальная сущностьКонституции РФ……………………………….4
2. Особенности подготовки и принятиеКонституции РФ 1993 года………………5
2.1 Формирование идеятельность конституционной комиссии………………5
2.2 Созыв и работаконституционного совещания……………………………..8
2.3 Референдум 12 декабря1993 г. Принятие Конституции РФ……………...11
3. Основные черты и юридическиесвойства Конституции РФ……………………13
4. Общая характеристика КонституцииРФ…………………………………………17
Заключение……………………………………………………………………….21
Списоклитературы………………………………………………………………22
 Введение
        Одним из существенных признаков созданияправового государства является господство права, Конституции и закона. Вусловиях, когда в стране проводится реформирование российскойгосударственности, наиболее динамично развивается конституционное право. Егонормы закрепляют устои государства и общества, регулируют важнейшиеобщественные отношения, возникающие в процессе осуществления государственнойвласти и местного самоуправления.
Конституция РФ сыграла ипродолжает играть конструктивную стабилизирующую роль в развитие общества игосударства. Вместе с тем признается, что «демократический потенциалКонституции реализуется дозировано, непоследовательно, с отступлениями от еетребований. Конституционной практике по многим позициям пока не удается выйтина уровень нормативных установлений Основного Закона».[1]
    Цель этой работы,изучить общие понятия Конституции, структуру, основные черты и особенностиКонституции Российской Федерации, в результате чего, должны быть выработанынеобходимые условия для эффективной реализации конституционно-правовой базы, воимя интересов гражданина, народа и страны.
 По моему мнению, нынедействующая Конституция имеет большой правовой потенциал, но также она имеет ипроблемы реализации этого потенциала. Этим и объясняется актуальность выбраннойтемы, так как в результате изучения и решения вышеперечисленных проблемконституционализм в России выйдет на новый этап развития.1. Понятие и социальная сущность Конституции РФ
Конституция1993 года — основной закон прежде всего государства. Это не означает, однако,что она не выходит за рамки регулирования собственно государственнойорганизации и деятельности. Как и многие другие конституции новейшего времени,российская Конституция касается различных сторон жизни гражданского общества.“Любой конституции – независимо от социальной системы – свойственны следующиефункции: учредительная, организаторская, внешнеполитическая, идеологическая,юридическая”.1 В Конституции определяются основыстатуса человека и гражданина, отношения государства и личности, закрепляетсямногоукладность экономики страны и содержится положение о том, что РоссийскаяФедерация — социальное государство. В Конституции заложены принципыполитического многообразия, многопартийности, исключается установлениекакой-либо идеологии в качестве государственной или обязательной. Сфера конституционного регулированиявесьма широка. Однако большинство норм Конституции посвящено государству.Конституция не только провозглашает исходные положения, как, например, о том,что Российская Федерация — демократическое федеративное правовое государство среспубликанской формой правления, но и подробно регламентирует системуфедеральных государственных органов, отношения между ними, их права иобязанности, формы и методы деятельности. Конституцию справедливо называютглавным, основным законом государства. Если представить себе многочисленныеправовые акты, действующие в стране, в виде определенного организованного ивзаимосвязанного целого, некой системы, то конституция — это основание,стержень и одновременно источник развития всего права. На базе конституциипроисходит становление различных отраслей права, как традиционных,существовавших еще в прошлом, так и новых создаваемых с учетом перемен вэкономике, социальном развитии, политике и культуре.
2. Особенности подготовки и принятиеКонституции РФ 1993 года
2.1 Формирование и деятельность конституционнойкомиссии
 
Необходимость принятия новой Конституции была осознанавсеми политическими силами еще в ходе принятия Декларации о государственном суверенитете от 12июня 1990 г. В целях разработки нового проекта Конституции на1 Съезде народных депутатов ( 22 июня 1990 года) была образованаКонституционная комиссия, председателем которой стал Б.Н. Ельцин ( тогдапредседатель Верховного Совета Российской Федерации). В состав комиссии вошлипредставители всех республик, краев, областей, национальных автономий ( 102человека).
Тем не менее страна продолжала жить по старойконституции,  статьи которой существенным образом расходились с проводимыми встране преобразованиями. Чтобы устранить эти несоответствия, в редакцию старойконституции по-прежнему вносились определенные и изменения и дополнения,оказывающие влияние на ее содержание. Подобное массовое и спешное внесениепоправок в конституционный текст порождало в нем рассогласованность статей ипротиворечивость идей. Поначалу работа комиссии проходила довольнобыстро и уже через четыре месяца проект новой конституции был готов. Этотпервый проект новой Конституции России, одобренный Верховным Советом России предусматривалпарламентскую форму правления и низведение статуса президента до номинальногостатуса главы государства. После его доработки с учетом поступившихзамечаний по решению Конституционной комиссии первый вариант проекта былопубликован в печати для обсуждения. По решению Конституционной комиссии в одной изпалат Верховного Совета Российской Федерации – Совета Республики – официальныйпроект Конституции был внесен в октябре 1991 года на рассмотрение Vвнеочередного Съезда народных депутатов. Затем проект дорабатывался с учетом новогозаконодательства, предложений народных депутатов, должностных лиц,государственных органов, специалистов, граждан. В марте 1992 года официальный проект КонституцииРоссийской Федерации был повторно опубликован в печати.
VI Съезд народныхдепутатов России принял 18 апреля 1992 г. постановление «О проекте КонституцииРоссийской Федерации и порядке дальнейшей работы над ним», в котором одобрилконцепцию конституционных реформ, основные положения официального проекта новойКонституции и поручил Конституционной комиссии доработать проект и подготовитьего для повторного обсуждения Верховным Советом Российской Федерации.  В июле 1992 года в Конституционную комиссиюпоступили поправки Президента Российской Федерации к официальному проектуКонституции. Рабочая группа и научно-консультативный Конституционной комиссиидоработали проект с участием заинтересованных сторон, субъектов РоссийскойФедерации и специалистов – юристов. В итоге появился третий вариант официальногопроекта Конституции Российской Федерации, одобренный Конституционной комиссией16 октября 1992 года. VII Съезд народных депутатов российскойФедерации обсудил вопрос о ходе работы над проектом новой федеральнойКонституции и постановил, что проект основных положений Конституции вобязательном порядке направляется субъектам Федерации, а затем выносится навсероссийский референдум.   VIII (внеочередной) Съезд народных депутатовРоссийской Федерации предложил Конституционной комиссии направить насогласование субъектам Федерации проект основных положений новой КонституцииРоссийской Федерации. IX (внеочередной) Съезд народных депутатовРоссийской Федерации подтвердил курс на осуществление конституционной реформы,то есть выработку проекта основных положений новой Конституции, согласование еес субъектами Российской Федерации и последующее вынесение на всероссийскийреферендум. Съезд поручил Конституционной комиссии представить согласованный ссубъектами Российской Федерации проект «Об изменениях и дополнениях Конституции(Основного Закона) Российской Федерации – России» на рассмотрение ВерховногоСовета Российской Федерации с последующим вынесением его на рассмотрение Съезданародных депутатов Российской Федерации. То есть ни VII (декабрь 1992 г.), ни VIII ( март1993 г.) Съезды народных депутатов не оказались в состоянии принять Конституциювследствие острых противоречий между законодательной и исполнительной ветвямивласти. VII Съезд постановил вынести основные положения проекта новойКонституции на всероссийский референдум, но VIII Съезд отменил это решение иподчеркнул необходимость осуществить конституционную реформу на основеполномочий, предоставленных действующей Конституцией самому Съезду народныхдепутатов. Возникавшие разногласия практически незатрагивали положений о поправках и свободах человека и гражданина, ноприобретали острый характер по ключевым вопросам разделения полномочий двухвластей. Постепенно оппозиционное большинство Съезда и Верховного Совета,осознав свои политические интересы, тверда заняло позиции недопущения сильнойисполнительной власти. Обстановку разразившегося экономического кризисаиспользовали левые силы, все решительнее противодействуя реформам и с этойцелью стремясь любыми путями сохранить контроль законодательной власти за всемидействиями Президента. Со своей стороны, президент все решительнее ставилвопросы о необходимости укрепления исполнительной власти, подчас даже требуяпересмотра некоторых согласованных положений проекта. Работа Конституционнойкомиссии постепенно заходила в тупик. Сложная расстановка политических сил в Россиивызвала неоднозначное отношение к официальному проекту Конституции. Этовыразилось не только в широкой полемике вокруг него, но и в появленииальтернативных вариантов. В частности, проекты Конституции были предложенырабочей группой и группой экспертов Конституционной комиссии РСФСР. 7 мая 1993 г. за подписью заместителяПредседателя Конституционной комиссии Р.И. Хасбулатова появляется постановление«Об основных положениях проекта Конституции Российской Федерации»,которым утверждался представленный рабочей группой проект положений проектаОсновного Закона России. При этом в постановлении указывалось, что подготовкаэтого проекта осуществлялась в соответствии с Постановлением восьмого Съезданародных депутатов Российской Федерации от 12 марта 1993 г. «О мерах поосуществлению конституционной реформы в Российской Федерации (о постановленииседьмого Съезда. народных депутатов Российской Федерации „О стабилизацииконституционного строя Российской Федерации“). В мае проект Конституции, одобренный ВерховнымСоветом, был опубликован. Он существенно исправлял многие положения старойКонституции, содержал демократические положения о правах и свободах человека игражданина. Однако в вопросах организации государственной власти доминировалипрежние подходы. По существу, снова принцип разделения властей трактовался всторону ущемления полномочий Президента, и сохранялась все та же советскаяформа правления. Выдвигая по политическим соображениям идеюпарламентаризма, но игнорируя отсутствие для него условий в современной России,авторы проекта упорно утверждали ведущую роль парламента в системе высшихорганов государственной власти. Чтобы подчеркнуть это, глава о Верховном Советепредшествовала главе о Президенте. Явно в нарушении принципа разделения властейВерховный Совет наделялся «контрольными полномочиями», а также правом приниматьрешения по основным направлениям внутренней и внешней политики России. Проект ставил Президента под контроль ВерховногоСовета, обязывая его предоставлять ежегодные доклады об осуществлениивнутренней и внешней политики, выполнении федеральных программ. ПодчинениеПрезиденту Правительства также обязывалось ежегодно предоставлять отчетверховному Совету. Это и ряд других положений существенно ущемляли правапрезидента и исполнительной власти, закладывая своеобразную «мину» подотношения двух властей. Таким образом, процесс разработки проектаКонституции Российской Федерации растянулся на три года. Бесконечныепарламентские дебаты завели конституционную реформу в тупик. И хотя формальноПрезидент Российской Федерации оставался Председателем КонституционнойКомиссии, именно он выступил с инициативой созыва 5-16 июня 1993 г. в МосквеКонституционного совещания, которому предложил новый (президентский) вариантпроекта Конституции Российской Федерации.
2.2 Созыви работа конституционного совещания
 
12 мая 1993 годаПрезидент РФ издал Указ № 660 « О мерах по заверению подготовки новойКонституции российской Федерации», согласно которому для завершения подготовкипроекта Конституции 5 июня в Москве созывалось Конституционное совещание.
В связи с тем,что хасбулатовский вариант конституции изначально разрабатывался в планеучреждения парламентарной формы правления в России и низведения статусапрезидента до номинального главы государства, Президент Российской Федерациисвоим указом от 20 мая 1993 г. „О созыве Конституционного совещания изавершении подготовки проекта Конституции Российской Федерации“ учредилКонституционное совещание, которое призвано было выработать альтернативныйвариант конституции России.
Это было сделанопосле того как 6 мая 1993 г. Президент РФ направил в Конституционную комиссиюсвой проект Основном Закона государства, в ответ на который за подписьюответственного секретаря Конституционной комиссии О.Г. Румянцева и экспертаКонституционной комиссии В.И. Лафитского появился документ, в котором даваласьнегативная политико-правовая оценка президентского варианта конституции. Вчастности, в нем утверждалось, что в указанном проекте „президент нетолько выводится за рамки системы трех властей — законодательной,исполнительной и судебной, — но и ставится над ними, что присуща, главнымобразом, для авторитарных и весьма далеких от демократии форм правления“.При этом особо подчеркивалось, что „наличие оснований для роспускаПарламента определяется Президентом бесконтрольно“ и что „приподобной конструкции Парламент превращается в безвольный и фактическибезвластный орган“.   Именно этим объясняется, почему в Постановлении Конституционнойкомиссии „О проекте Конституции (Основного Закона) Российской Федерации,направленном Президентом Российской Федерации в Конституционную комиссию 6 мая1993 года“ от 7 мая 1993 г. фактически отклонялся президентский вариантконституции, ибо, как было сказано в нем, его „отдельные положения…существенно ограничивают экономические, политические и гражданские правачеловека и гражданина, нарушают принцип разделения властей“. Тем самымбыла устранена почва для достижения компромисса между властями по проекту новойконституции России. Конституционное совещание состояло из250 членов, работавших в пяти секциях: представителей федеральных органоввласти; представителей органов власти субъектов Федерации; представителейместного самоуправления; представителей партий, общественных организаций,профсоюзов, религиозных конфессий; представителей товаропроизводителей ипредпринимателей.  
Всего длязавершения подготовки проекта были созданы две: Общественная и Государственнаяпалаты Конституционного совещания.
Общественнаяпалата Конституционного совещания являлась организационной формой участияобщественных объединений в конституционном процессе, взаимодействия этихобъединений с федеральными органами власти.
На Общественнуюпалату Конституционного совещания возлагалась выработка предложений обизменениях и дополнениях к проекту Конституции Российской Федерации, а такжерекомендации по политическим, социальным и социально-экономическим вопросам.
Государственнаяпалата Конституционного совещания стала организованной формой взаимодействия вконституционном процессе органов государственной власти российской Федерации иее субъектов. Функции этой палаты были аналогичны функциям Общественной палатыКонституционного совещания – выработка предложений об изменениях и дополненияхк проекту Конституции Российской Федерации и рекомендаций по политическим исоциально-экономическим вопросам.
Таким образом,Конституционное совещание было задумано как широкий форум, сочетающийпредставительство всех высших органов государственной власти, а такжеобщественности. Он таким фактически и получился, хотя ряд приглашенных членовКонституционной комиссии, народных депутатов, а также политических партийучастия в его работе не приняли. 24 июня 1993 г. Верховный Совет отказался сотрудничатьс Конституционным совещанием под предлогом причастности к делам о коррупциинекоторых его координаторов и участников.
Президент вынесна обсуждение Совещания проект Конституции, но призвал участников к выработкекомпромиссного текста на базе этого проекта и проекта Конституционной комиссии.Многие положения президентского проекта были подвергнуты критике участникамиКонституционного совещания. Например, за то, что проект не содержалхарактеристики российского государства как социального. Президент РФ, попроекту, обладал чрезмерными правами по роспуску государственной Думы. Были идругие основания, вызвавшие обоснованную критику проекта.
Однако вотношении механизма власти этот проект в целом выдерживал принцип разделениявластей и устанавливал определенный баланс законодательной и исполнительнойветвей власти в рамках республики президентского типа. В нем содержался ясныйотказ от бесплодного советского парламентаризма в пользу сильной исполнительнойвласти. Именно поэтому, созванное верховным Советом в конце мая – начале июнясовещание двух тысяч депутатов советов всех уровней полностью отверглопрезидентский проект, а 4 июня, за день до созыва Конституционного совещания,Верховный Совет предложил свой порядок согласования и принятия проекта конституции,который снова ставил в центр всей работы Конституционную комиссию.
В результатедлительной работы Конституционного совещания – с июня по октябрь 1993 г. былрассмотрен проект Конституции РФ, внесенный Президентом Российской Федерации, атакже проект Конституции, подготовленный созданной Съездом народных депутатовРоссийской Федерации Конституционной комиссией. Всего в адрес Конституционногосовещания поступило более 50 000 замечаний и предложений. В результате ихобсуждения в первоначальный проект было внесено свыше пятисот поправок, околочетырех десятков принципиально новых норм – фактически все статьи былиизменены. В разработанный совещанием проект вошли многие статьи и из проектаКонституционной комиссии.
2.3Референдум 12 декабря 1993 г. Принятие Конституции РФ
 
После кровавых событий 3 — 4 октября и стабилизациивнутри-политической обстановки в стране работа над проектом Основного законавступает в завершающую стадию.
На Государственную палату Конституционного совещаниябыла возложена обязанность по выработке предложений по изменениям и дополнениямк проекту Конституции Российской Федерации и рассмотрение рекомендаций пополитическим, социальным и экономическим вопросам. Общественная палатаКонституционного совещания призвана была обеспечить участие общественныхобъединений в конституционном процессе. Являясь организационной формой ихвзаимодействия с федеральными органами власти Российской Федерации, в рамкахкоторой осуществлялись „необходимые политические консультации по широкомукругу социально-политических вопросов“, она также вырабатывала предложенияпо изменениям и дополнениям к проекту Конституции Российской Федерации ирассматривала рекомендации по политическим, социальным и экономическимпроблемам.
На совместных заседаниях Государственной иОбщественной палат, созывавшихся Президентом РФ, были согласованы окончательныеварианты разделов и глав Конституции Российской Федерации, уточнены редакциисоответствующих конституционных положений. Как видим, разработка КонституцииРоссийской Федерации носила весьма специфический характер и осуществлялась нена уровне законодательных органов государства, а по инициативе и при содействииПрезидента РФ.
Другой особенностью Конституции Российской Федерацииявляется порядок ее принятия. По ее проекту было проведено всенародноеголосование. Причем решение о его проведении было оформлено Указом Президентаот 15 октября 1993 г. И это понятно, ибо законодательные органы были распущены,а новые еще не сформированы. да и создавать их было преждевременно, ибо не былаеще принята Конституция, которая предусматривала образование совершенно новогопредставительного и законодательного органа Российской Федерации — ФедеральногоСобрания.
В соответствии с Указом Президента от 12 декабря1993 г. было проведено всенародное голосование по проекту КонституцииРоссийской Федерации. Голосование проводилось на основе Положения о всенародномголосовании, содержащего принципы, порядок проведения референдума, методикуподсчета голосов и определения результатов всенародного голосования.
Во всенародном голосовании по проекту новойКонституции приняли участие 58 млн. 187 тыс. 755 зарегистрированныхизбирателей, или 54,8 %. За принятиеКонституции проголосовало 32 млн. 937 тыс. 630 избирателей или 58,4 %избирателей, принявших участие в голосовании. Это означало, что Конституцияпринята.
3.Основные черты и юридические свойства Конституции РФ
 
Каждаяконституция как самостоятельное явление социальной и правовой действительностихарактеризуется совокупностью основных черт и юридических свойств. Это такиесущностные проявления конституции, которые выражают индивидуальность,качественное своеобразие высшего закона государства. В них раскрываетсяправовая природа конституции.
Основные черты июридические свойства конституции отражают её особое место в системе права,специфику механизма конституционного регулирования общественных отношений. Кчислу этих характеристик можно отнести:
·        Верховенство
·        Итоговый характер предписаний
·        Преемственность
·        Реальность
·        Легитимность
·        Стабильность
·        Фундамент системы права.
Одним изюридических свойств конституции является её верховенство в правовой системе.Верховенство конституции служит проявлением доктрины господства права иозначает её приоритетное положение в системе законодательства. ВерховенствоКонституции обеспечивается: 1) особым порядком её принятия и изменения; 2)приданием конституционным предписаниям высшей юридической силы; 3) созданиемспециального органа охраны конституционной законности (конституционнымсудопроизводством).
Верховенствороссийской Конституции означает также, что с ее принципами, нормами,заложенными в ней концепциями должна сообразовываться деятельность всехгосударственных, общественных структур, граждан во всех сферах жизни.Конституция выступает как бы доминантой всего общественного развития1.
За соблюдениеконституционных предписаний и обеспечение соответствия Конституции РФфедеральных конституционных законов, законодательных актов субъектов РФотвечают федеральные органы — Президент и Конституционный Суд РФ (ст.125Конституции).
Конституцииприсущ итоговый характер предписаний. Как итоговый документ конституциязакрепляет достигнутый уровень развития общественных отношений, сложившихся кмоменту её принятия. Каждая новая конституция выступает юридическим отражениемхода исторического развития общества и государства. Содержание конституцииобусловлено социально-экономическими и общественно-политическими процессами,она является правовой формой закрепления общественного прогресса, социальныхзавоеваний народа, революционного или эволюционного развития общества. Но ксожалению, если объективно оценивать содержание нашей Конституции, то мыувидим, что итоговый характер ее предписаний, не соответствовал уровню развитияобщественных отношений на момент ее принятия.
Будущее коренитсяв прошлом и настоящем. Закрепляя итоги пройденного пути, конституция вместе стем содержит программные положения, определяет тенденции, основные направленияи, цели социального прогресса. Вот почему ей присущ прогностический характер,такая черта как перспективность. Программные положения включаются как правило впреамбулу, а цели и задачи, определяющие направления и развития в областиэкономики, политике, социального прогресса, национальных отношений, культуру идругих, получают выражение в главе об основах конституционного строя.Конституция призвана обеспечить опережающее воздействие на общественныепроцессы, стимулировать социальную активность и правомерное поведение субъектовправа.
Важной чертойявляется преемственность. Она обусловлена непрерывностью исторического развитиягосударственности. Каждая новая конституция связана с предшествующими. Вобществе складываются определенные правовые традиции, которые получаютконституционное закрепление. Конституционная преемственность требует сохранятьвсё ценное, что создано опытом предшествующего развития государства:национальную историко-культурную окраску государственности; идеюсамоопределения наций и равноправия народов; государственное устройство. Идеяпреемственности новой конституции содержится в её преамбуле, где выражена волянарода к сохранению исторического сложившегося государственного единства,незыблемости демократического строя, уважение к памяти предков, передавших намлюбовь к Отечеству, веру в добро и справедливость, осознание ответственности засвою Родину перед нынешним и будущим поколениями. Ядро преемственности новойконституции — российский народ, суверенная государственная власть,государственное единство России; уважение к правам народов, соединенных общейсудьбою на земле России; признание Российской Федерации полноправным субъектоммирового сообщества.
Важной чертойконституции правового государства является её реальность, Главным критерием дляоценки реальности конституции служит её соответствие действительности. Есликонституция и действительность находятся в единстве, если  обеспечиваетсясоответствие конституционных предписаний социально-экономическим условиямразвития общества, можно говорить о реальности конституции.
Реальностьконституции во многом зависит от политической, экономической м социальнойстабильности, упрочения режима законности и правопорядка.
Легитимностьконституции проявляется в том, что она принимается либо законно избраннымгосударственной власти, либо учредительным собранием, созданным специально дляпринятия конституции, либо непосредственно самим народом путем референдума.Легитимность конституции связана с её учредительным характером. Легитимныйхарактер Конституции РФ 1993 года проявляется в том, что она принятареферендумом, который проводился впервые в России. Гражданам предстояло оценитьпроект, представленный Президентом и одобренный Конституционным совещанием.
Важнымюридическим свойством конституции является её стабильность, т.е. незыблемостьконституционных предписаний.
Конституция — актдолговременного действия. Стабильная конституция — важнейшее условиеправопорядка и законности, устойчивости всей системы права, укрепленияфедеративных связей, механизма осуществления властных государственных функций,гуманных отношений между личностью, обществом, государством. Но в нашейпрактике сложилась совсем иная ситуация. Уровень стабильности конституционныхнорм во многом зависит от того, на сколько оптимально определен их предмет.Нормы не должны регулировать динамичные отношения, не отражающие устойчивыетенденции и закономерности общественного развития. С этих позиций можно сделатьвывод о том, что Конституция РФ 1993 года, будучи принятой в „переходныйпериод, отличающийся политической и экономической нестабильностью, в условияхнавязываемых сверху реформ, резкого расслоения общества, обостренияполитического противоборства, социальных и национальных конфликтов, выражающаяволю не большинства российских граждан… не сможет длительное времяоставаться неизменной“.1
Конституцияявляется фундаментом системы права. Выступая ядром, фундаментом системы права,Конституция действует не изолированно, а в рамках этой системы. Конституция — органическая составная часть и центральное звено, главный структурообразующийэлемент системы права, её основной юридический источник. Значение конституциипроявляется и в том, что она устанавливает исходные начала функционированиявсей системы права и одновременно входит в систему каждой отрасли права изаконодательства как базовый источник.  
Системноеразвитие всех отраслей права на базе новой Конституции обеспечивает наилучшиеусловия для формирования демократического правового государства, упрочениярежима законности и правопорядка.
Таким образом,можно сделать вывод; юридическая природа конституции проявляется в её чертах июридических свойствах, которые отражают специфику её нормативно-правовогосодержания. Каждая черта Конституции характеризует определенный аспект еёсодержания как сложного, многопланового правового феномена. Только взятые вместеэти черты и свойства дают исчерпывающее представление о конституции в целом.
4. Общаяхарактеристика Конституции РФ
 
Конституция Российской Федерации — основной законроссийского государства, имеет высшую юридическую силу, прямое действие иприменяется на всей территории Российской Федерации. Принята всенароднымголосованием (референдумом) 12 декабря 1993 г. Состоит из преамбулы, двухразделов, 9 глав, 137 статей и 9 параграфов переходных и заключительныхположений. Закрепляет основы конституционного строя Российской Федерации, праваи свободы человека и гражданина, федеративное устройство, организацию высшихорганов государственной власти.
Одно из центральных мест в Конституции РоссийскойФедерации занимают основные права и свободы человека и гражданина (статья 2,глава 2). В Конституции Российской Федерации перечислены не только»негативные права и свободы", которые признаются как естественные инеотъемлемые права человека, но и «позитивные права и свободы», ккоторым относятся политические и социальные права, их обеспечение возложено нагосударство. Также в Конституции обозначены права «третьегопоколения»: право на благоприятную окружающую среду, на неприкосновенностьчастной жизни, на добровольное согласие подвергаться медицинским, научным илииным опытам, право на ознакомление с материалами и документами, непосредственнозатрагивающими права и свободы и т.д.
Права и свободы человек реализует в обществе.Поэтому далеко не все права могут быть абсолютными: неизбежно их ограничение,прежде всего в тех случаях, когда реализация свободы одних сводит на нетреализацию свободы других. Именно в Конституции должны быть сформированыпределы ограничения прав человека и гражданина.
В Конституции Российской Федерации (статья 55)предусматривается, что основаниями ограничения прав человека и гражданина можетслужить защита прав и законных интересов других лиц (а не интересов другихграждан). Таким образом, права и интересы государства (как правило,государственных юридических лиц) могут быть основанием для ограничения правдругих участников гражданско-правовых отношений.
Впервые в Конституции в сжатой форме раскрываетсяполновластие народа, который «осуществляет свою власть непосредственно, атакже через органы государственной власти и органы местного самоуправления»(статья 3).
Очень важные положения закреплены в статье 4Основного Закона, которая призвана предотвратить распад Российской Федерации.
В Конституции наше государство провозглашеносоциальным, чему посвящена достаточно объемная статья 7, которая гласит, чтогосударство берет на себя обязательство создать необходимые условия длявсестороннего удовлетворения потребностей личности во всех социально значимыхсферах.
Действующая Конституция Российской Федерации исходитиз ведущего положения Президента в системе государственных органов страны.Согласно статьи 80 Конституции, он «является главой государства». Унас не просто сильный, а очень сильный Президент. Президент не входит в системуразделения властей, а стоит над всеми ветвями власти. Президент наделяется задачейобеспечения согласованного функционирования и взаимодействия всех иных органовгосударственной власти — и федеральных, и субъектов Российской Федерации(статьи 80, 85). Президент в целом независим от других органов государственнойвласти. Президент держит в руках все нити внутренней и внешней политикигосударства. У Президента есть право на свое законотворчество, то есть напринятие актов, которые в отсутствие законов на равных с ними регулируютобщественные отношения и действуют до тех пор, пока не появятся соответствующиезаконы (если они вообще появятся). Правительство Российской Федерации являетсяПравительством Президента Российской Федерации. Президенту как Верховномуглавнокомандующему подчиняются все Вооруженные Силы страны. Президент объявляетвоенное и чрезвычайное положение, начинает и прекращает военные действия.
Конституция не представляет собой всеобъемлющегоакта, так как регулирует в общих чертах лишь наиболее важные сферы общественныхотношений. В любой Конституции возможны явные и скрытые пробелы, действительныеи мнимые противоречия. Их преодоление, конкретизация осуществляется правовымиспособами, которые должны быть адекватны духу и букве основного закона.
Этим обусловлена значимость толкования КонституцииРоссийской Федерации, которое ею отнесено к компетенции Конституционного СудаРоссийской Федерации. Толкование Конституции и ее норм включает в своесодержание как уяснение так и разъяснение смысла интерпретируемых норм.
Все решения Конституционного Суда являютсяисточниками права, и им присуща материально-правовая сила закона. Прецеденты,создаваемые Судом, как и акты, собственно толкования, имеютнормативно-регулирующее значение; они также являются высшими по своейюридической силе правовыми нормами, распространяющимися на неопределенный кругслучаев и субъектов конституционно-правовых отношений.
Таким образом, толкование Конституции РоссийскойФедерации состоит в преодолении Конституционным Судом неопределенности впонимании ее положений, в выявлении ее объективного смысла и выявлениисодержащихся в ней позитивных правовых принципов. По существу толкованиеКонституции есть один из способов ее конкретизации, предшествующий применениюее норм. 
С момента провозглашения постановления Суда по делуо толковании ранее обнаружившаяся неопределенность в понимании положенийКонституции, которая явилась основанием для обращения в Конституционный Суд,считается преодоленной. Официальное толкование, даваемое решениемКонституционного Суда, обязательно на всей территории Российской Федерации, длязарубежных органов внешних сношений Российской Федерации, а также отечественныхюридических и физических лиц, пребывающих за рубежом.
Конституция любой страны со временем подвергаетсяизменениям — их требует сама жизнь. Конституция Российской Федерации одна изсамых сложных в мире по процедуре внесения в нее изменений и дополнений. Дляпринятия поправок требуется не менее двух третей субъектов федерации. Не во всеглавы Конституции российский парламент может вносить изменения.
В части 1 статьи 135 сказано, что положения глав 1,2и 9 не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием. Это согласно части 2статьи 135 относится к компетенции Конституционного Собрания. ЕслиКонституционное Собрание не подтверждает неизменность Конституции, то двумятретями голосов его членов принимается проект новой Конституции. НоваяКонституция считается принятой, если за нее проголосовало более половиныизбирателей, при условии, что в голосовании приняло участие более половиныизбирателей. Также порядок внесения и принятия предложений о пересмотреположений глав 1,2,9 Конституции устанавливаются в соответствии с федеральнымконституционным законом о Конституционном Собрании и Федеральнымконституционным законом «О референдуме Российской Федерации».
Таким образом, парламент с участием субъектовфедерации может вносить поправки лишь к главам 3-8 Конституции РоссийскойФедерации. Поправки к этим главам Конституции принимаются в соответствии состатьей 136 Конституции и Федеральным законом от 4 марта 1998 г. «Опорядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции РоссийскойФедерации».
Порядок внесения изменений в статью 65 Конституцииустанавливается в соответствии со статьей 137 Конституции и Федеральным закономот 6 февраля 1998 г. «О порядке принятия и вступления в силу поправок кКонституции Российской Федерации».
                     
Заключение
 
Проводимые в стране реформы требуют внесенияпоправок в Конституцию Российской Федерации, а может быть и полного еепересмотра. Конституция должна быть выдержана логически, грамматически,юридически, политически, содержательно и научно. Конституцию РоссийскойФедерации следует совершенствовать во имя интересов страны, народа, каждогочеловека.
Итак, завершая свою работу, хотел бы выделитьнекоторые условия, осуществление которых будет способствовать построениюсвободного, демократического и правового государства:
1. Необходимо обеспечить верховенство права, безкоторого невозможны ни конституционность, ни правовое государство, ни высокийуровень правовой культуры.
2. Следует привести Конституцию Российской Федерациив соответствие с правом; она должна отличаться совершенством, исключать пробелыи редакционные погрешности.
3. Перечень прав и свобод человека и гражданинадолжен быть наполнен адекватным содержанием.
4. Принцип разделения властей должентрансформироваться из декларативной нормы в неукоснительно соблюдаемуюреальность.
5. Необходимо ввести институт конституционнойответственности, так как это является важнейшим элементом в механизмереализации Конституции.
По моему мнению эти условия являются наиболее важнойсоставляющей успеха в стабилизации общественной жизни и укреплениигосударственности в нашей стране.
Но объективно оценивая сложившуюся на сегодняшнийдень ситуацию, я могу сказать, что для эффективного реформирования любой сферы,в настоящее время, необходимо качественное изменение всей системыгосударственного аппарата, и особенно составляющих ее элементов, то естьчиновников, которые проводят любое реформирование.
Список литературы
 
1. Конституция РФ. М., ИНФРА-М, 2003.
2. Авакьян С. А. Конституция России: природа,эволюция, современность. М., 1997.
3. Баглай М.В. Конституционное право РоссийскойФедерации. М., 1997.
4. Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционноеправо России. М., 1999.
5. Лучин В. О. Конституция РФ. Проблемы реализации.М., ЮНИТИ-ДАНА, 2002.
6. Румянцев О.Г. Основы конституционного строяРоссии: понятие, содержание, вопросы становления.  М., 1994
7. Ковлер А. И. Конституция «формальная» и«реальная».//Политические исследования.-1998-№6, стр.    26-31.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Получение уксусной кислоты
Реферат Народы Украины, Молдовы, Белоруссии
Реферат Охорона праці неповнолітніх за трудовим законодавством 3
Реферат История поиска путей учета рефракционных искажений в высокоточных инженерно-геодезических измерениях
Реферат Почему горе настигает юного человека Смысл названия комедии Грибоедова Горе Чацкого и Софьи
Реферат Международная купля-продажа товаров
Реферат Факторинговые операции коммерческих банков и перспективы их развития
Реферат Использование проблемных ситуаций на уроках природоведения как средство повышения качества учебной
Реферат легочные вены
Реферат Анализ стихотворения Ахматовой "Лотова жена"
Реферат Системы гарантирования вкладов граждан в России и за рубежом
Реферат Современная физическая наука (с 1955г.)
Реферат Механизмы влияния СМК на проявление преступного поведение подростков
Реферат Макаронные изделия, производство, ассортимент, условия хранения
Реферат Masculinity In The Sun Also Ri Essay