Алматинскийфилиал санкт-петербургского гуманитарного университета профсоюзов
Факультет экономический
Кафедра экономики и управления
Курсовая работа
По курсу экономическая теория
Тема: Банковская система РК: проблемы и перспективы.
Выполниластудентка
102 группы 1 курса
заочно-городскогоотделения
Бехтольд О.В.
Проверила: БоровскаяИ.Л.
Алматы, 2004.
План:
1. Введение.
2. Роль банков в рыночной экономике.
3. Теоретические и практические аспектыразвития банковской системы Республики Казахстан.
4. Роль банков в сфере рынка услуг.
5. Анализ инновационных банковскихуслуг, предлагаемых Казахстанскими коммерческими банками.
6. Проблемы стабильности банковскойсистемы Республики Казахстан.
7. Заключение.
1.Введение.
В Казахстане развита системарыночных отношений и банк становится если не главной, то одной из важнейшихструктур. Если раньше банковское дело в Казахстане находилось на довольнонизком уровне, как развития, так и по уделяемому вниманию в учебных заведениях,то сейчас это одна из наук, развивающихся наиболее быстрыми темпами.
Понятие «система» широкоиспользуется современной наукой. Термином «система» охотно оперируют не толькоученые, философы, но и деятели культуры и искусства, организаторы производстваи работы банков.
В одном из лучшихнемецких учебников «Банковское дело» под редакцией проф. Х.Е. Бюшгенаотмечается, что банковская система состоит из универсальных испециализированных банков, эмиссионного банка. Ценральный банк играет ведущуюроль – роль банка банков.
В Казахстанесобственная банковская система появилась после получения суверенитета, вдекабре 1990 г. Уже в январе 1991г. был принят Закон " О банках и банковскойдеятельности в Казахской ССР", что было по существу началом банковскойреформы в стране. Республиканский Государственный банк был преобразован вНациональный банк Республики Казахстан с областными управлениями иотделениями. В 1993 г. акционерно-комерческие банки были преобразованы вакционерные банки, а Сбербанк переименован в Народный банк РеспубликиКазахстан.
После, РеспубликаКазахстан согласно статье 3 Указа Президента РК “О банках и банковскойдеятельности” имеет двухуровневую банковскую систему. Национальный банкявляется центральным банком государства и представляет собой верхний уровеньбанковской системы. Задачи, принципы деятельности, правовой статус и полномочияНационального банка определяются Указом Президента РК, имеющем силу закона, “ОНациональном банке Республики Казахстан”. Все иные банки представляют собойнижний уровень банковской системы.
2. Роль банков в рыночнойэкономике.
Банкиявляются главными финансовыми посредниками в рыночной экономике. В процессесвоей деятельности они создают новые требования и обязательства, которыестановятся товаром на денежном рынке. Так, принимая вклады клиентов, банксоздает новое обязательство — депозит, а выдавая ссуду — новые требования кзаемщику. Этот процесс создания новых обязательств и новых требованийсоставляет основу финансового посредничества. Движение, перемещение, переливыфинансовых ресурсов от кредитора к заемщикам и связанная с ними деятельностьфинансовых институтов называется финансовым посредничеством.
Впроцессе управления экономикой банки используют главным образом экономические методыуправления, которые выражают экономические отношения, а экономические отношениякаждого данного общества проявляются прежде всего как интересы, а экономическиеинтересы являются целью производства, его движущим фактором. Исходя, из этогоуправление с помощью экономических методов состоит в воздействии наэкономические интересы. Из такого понимания интересов следует, что воздействиена них можно оказывать посредством удовлетворения потребностей. Банки черезэкономические методы управления, например кредитование, удовлетворяютпотребности различных звеньев экономики в заемных средствах разными кредитамиили через осуществление безналичных расчетов удовлетворяют потребностиэкономики в бесперебойном ее функционировании, обеспечивают бесперебойное движениеобщественного продукта.
Посколькубанки являются органами экономического управления, то их ответственность передсвоими клиентами носит экономический характер. Экономическая ответственностьбанков связана прежде всего с результатами хозяйственной и финансовойдеятельности обслуживаемых ими хозяйственных органов независимо от форм собственности,ведомственной принадлежности, т.е. своих акционеров. Вокруг банков группируютсяфирмы и компании, зависимые от них или сами определяющие деятельность тех илииных банков. Последние проводят ту кредитную политику, которая при прочихравных условиях обеспечивает прибыль, организуют операции наиболее выгодно длясебя и своих клиентов.
Банкичерез ведение счетов предприятий, организаций и населения осуществляютконтроль за совокупным денежным оборотом, а через него — за ходом хозяйственныхпроцессов и влияют на эти процессы. В банковской системе сосредоточены вседенежные фонды общества: средства государства, средства хозяйственных звеньев,сбережения населения и др. Банки активно участвуют в формировании этих фондов,ведут контроль за их использованием, регулируют денежный оборот и тем самымвлияют на ход воспроизводственного процесса.
Спереходом экономики Казахстана к рынку перед банками открываются совершенноновые горизонты. В результате приватизации и разгосударствления собственностивсе шире развиваются частная собственность, коллективные и акционерныеформы собственности, кооперативное движение, создаются предприятия на основесмешанных видов собственности. Расчет число крестьянских хозяйств, ихобъединений, арендаторов и лиц, занимающихся индивидуальной трудовойдеятельностью.
Помере развития рыночных отношений в экономике и обществе, усиливаетсяэкономическая роль банков. В их работе на первое место взаменадминистративно-командных выдвигаются экономические методы. Повышается значениестоимостных инструментов банковского воздействия на экономику.
Вэтих условиях велика роль банков в снижении инфляции в экономике и ее переводена рыночные рельсы, прежде всего в приватизации и разгосударствлениисобственности. При этом важнейшей задачей банковской системы являютсясовершенствование кредитного механизма, методов регулирования денежного обращения,ускорение расчетов и соблюдение платежной дисциплины.
Однаиз важнейших задач банковской реформы — оказание поддержки приватизациипредприятий и создание частного сектора экономики. Следовательно, банковскаяреформа должна быть подчинена интересам приватизации государственной собственности.Иначе банки не могут избавиться от плохих кредитов, убыточных клиентов, ибо внастоящее время многие государственные предприятия имеют низкое качествокредитных портфелей.
Банковскаяреформа должна внести свой вклад в реорганизацию приватизируемых предприятий иликвидацию или реорганизацию крупных убыточных предприятий. Это ограничитдоступ к кредитованию неплатежеспособных и убыточных предприятий и расширитвозможность кредитования жизнеспособных предприятий. Убыточные крупныепредприятия должны отделяться от жизнеспособных предприятий, передаваться наобслуживание вновь созданному банку развития, тем самым предотвращается накоплениеплохих, недействующих кредитов в остальных банках.
Реформабанковской системы обеспечит доступ к кредитам банка частным предприятиям,будет способствовать развитию частного сектора. В то же время она стимулируетперестройку убыточных государственных предприятий.
Значительнуюпомощь приватизируемым предприятиям могут оказать ипотечные банки, которыенеобходимо в ходе банковской реформы создавать в республике. Речь идет овозможности предоставления ипотечным банком долгосрочного кредита приватизируемымпредприятиям под залог принадлежащего имущества. Но для этого надо сначаласоздать законодательную базу.
В1998 г. Нацбанком РК приняты постановления «О вопросах перехода банковвторого уровня к международным стандартам», в соответствии с которыми 30банков второго уровня отнесены к первой группе — они должны достичьмеждународных стандартов в срок до конца 1998 г., 30 банков отнесены ко второйгруппе — должны достичь международных стандартов в срок до конца 2000 года.Оставшиеся 17 банков либо преобразуются в кредитные товарищества, либопроизойдет слияние их с крупными банками.
Всоответствии с Указом Президента Республики Казахстан, имеющим силу Закона,«О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан» наНациональный банк возложена функция лицензирования банковского аудита.Нацбанком разработан нормативный документ по лицензированию банковкого аудита,в котором будут установлены высокие требования и определена ответственностьбанковских аудиторов.
3.Теоритические ипрактические аспекты развития банковской системы Республики Казахстан.
Врезультате реорганизации государственных отраслевых банков и наделениемреспубликанских отделений Госбанка СССР функциями центральных банковсуверенных государств, а также создания первых коммерческих банков в 1991 голув республике была сформирована двухуровневая банковская система. Первый уровеньновой банковской системы представлен Национальным банком РК и его филиалами в областныхцентрах республики. Второй уровень банковской системы представленбанками, созданными как на основе ранее существовавших специализированныхбанков, так и вновь организованных по инициативе физических и юридических лиц.
Начало 90-х годов прошлого столетия в Республике Казахстанхарактеризовалось бурным ростом численности различных финансовых организаций:коммерческих банков и организаций, осуществляющих отдельные виды банковскихопераций. В частности, тогда только коммерческих банков насчитывалось более200. Впоследствии, многие, из которых оказались финансово несостоятельными (табл.1-2).
Таблица 1
Количествобанков второго уровня в Республике Казахстан. 1993 г 1994г 1995г 1996г 1997г 1998г 1999г 2000г 2001 г 2002г Количество банков второго уровня 204 184 130 101 85 67 55 48 44 38 Кол-во созданных банков 63 13 2 2 6 2 1 1 1 Кол-во филиалов банков 724 1042 1036 949 83 59 426 418 400 368 Кол-во банков. у которых отозвана лицензия на проведение банк-х операции, в т ч.: 14 33 54 31 5 4 18 8 - 3 за недостатки в работе 7 16 42 28 6 - 7 5 - 3 в связи со слиянием (присоединением) с другим банком 1 3 6 7 1 В свят с преобразованием - - - - - - 1 1 - - В связи с добровольной ликвидацией - - - 1 - 3 1 - -
* Источник: Годовые отчеты Национального банка РК за 2001 • 2002гг.
Табличный материал наглядно показывает динамику сокращения общего количества банков второго уровня в республике, так если в 1993году количество банков составляло 204 единицы, то 2002 году ихколичествосократилось до 38 единиц.
Таблица 2
Организации, осуществляющие отдельные виды банковских операций. 1993г 1994г 1995г 1996г 1997г 1998г 1999г 2000г 2001 г 2002г Кол-во орг-ций, осуществл-х отдельные виды банковских операции, в т.ч : 5 6 27 36 51 7 97 109 97 117
Кол-во кредитных
товариществ - - - - 2 - 7 8 19 29 Ко.ч-во ломбардов 5 6 27 36 35 6 42 46 45 52 Кол-во других организаций - - - - 14 9 48 55 33 36
* Источник: Годовые отчетыНационального банка РК за 2001-2002гг
Наблюдаемаятенденция напрямую связана с проводимой Национальным Банком Казахстанаполитикой последовательного ужесточения требований к банкам второго уровня,и как следствие улучшение их финансовой устойчивости и надежности. Одновременнос уменьшением общего количества банков второго уровня отмечается увеличениечисла организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций, так еслив 1993 году их количество составляло всего 5 единиц, то 2002 году их общеечисло выросло до 117 единиц.
Кмоменту введения тенге в ноябре 1993 года банковская система Казахстанапретерпела существенную реформу: функционировала двухуровневая банковскаясистема, все специализированные банки были преобразованы в акционерные банки, а центральный банк был наделен рядом функций центрального банка. Всеэто в значительной мере облегчило переход к собственной национальной валюте ипроведению Казахстаном собственной денежно-кредитной политики.
Надальнейшее укрепление банковской системы была направлена Программа переходабанков второго уровня на международные стандарты финансовой отчетности, котораябыла принята в декабре 1996 года.
Согласно, данной Программы все действующие банки Казахстана должны были до конца2000 года достичь международных стандартов в части достаточности капиталаликвидности, качества активов, уровня менеджмента, бухгалтерского учета,введения и передачи информации.
Количествобанков за годы реализации Программы (1996-2001 годы) значительно сократилосьза счет тех, финансовое состояние которых было неустойчивым (табл.3).
Таблица 3
Структура банковского сектора и сведения о переходе банковвторого уровня к международным стандартам в 2001 году. на01.01.01г. Ha01.01.02r. Количество банков (БВУ), в т.ч.: 48 44 Банки, выполнившие требования уровня к международным стандартам 1 12 Банки, отнесенные к I группе 11 4 Банки, отнесенные к II группе 24 17 Банки, не выполнявшие требования Программы 7 4 Банки, не включенные в Программу 1 2 Дочерние банки, чьи родительские байки-нерезиденты имеют рейтинг категории «А» 3 3 Банки, на которых требования Программы не распространяются 1 2 1
* Источник Годовой отчетНационального банка РК за 2002 год
Но данным таблицы в 2001 году процессперехода банков второго уровня на международные стандарты деятельностирезко активизировался, что было обусловлено главным образом целенаправленнойработой, проводимой Национальным банком Казахстана и продолжающимся развитиембанковского бизнеса в республике.
В начале2000 года 16 банков стали и участниками системы коллективного гарантирования(страхования) срочных вкладов физических лиц. Активное привлечение сбережений населенияв банки привело в конечном итоге к росту объемов проводимых банками активныхопераций, повышению их конкурентоспособности, снижению себестоимостибанковских услуг и в конечном итоге доступности их для широких слоев населенияреспублики. В течение 2000 года число банков-участников данной системыувеличилось до 18, а к настоящему времени — до 20.
Такжесовершенствовалась система зашиты вкладов населения — в апреле 2000 года быливнесены изменения и дополнения в банковское законодательство, но банковскойтайне применительно к депозитным счетам физических лиц.
Комплексмер по защите вкладов граждан в банках привел к повышению доверия населения кбанковской системе, а в сознании людей произошел своего рода «перелом», когдаони перестали хранить деньги в «чулках» и предпочитают для своих сбережений отечественные банки.
Третийэтап развития банковской системы Казахстана начался в 2003 году с разработкой ипринятием Концепции развития финансового сектора на 2003 -2006 годы.
Главнаяцель Концепции — определение стратегических задач, стоящих передфинансовой системой, основных направлений деятельности па перспективу.
Внастоящее время финансовый сектор находится на таком уровне, когда основныереформы уже проведены законодательно, нормативная база в целом построена. Задачи,которые ставились в начале процесса реформирования, уже выполнены. Всвязи с полной передачей Национальному банку Казахстана функций порегулированию всего финансового рынка встала задача комплексного определения путей развития финансового сектора.
Вэтом контексте переход финансового сектора Казахстана на стандарты Европейскогосоюза позволит создать рынок, где будут существовать «правила игры», понятныелюбому инвестору или участнику. Национальный Банк Казахстана использует такойже механизм регулирования денежного рынка, как и Европейский центральныйбанк.
Выборстандартов Евросоюза предопределен и тем, что до 80% товарооборота Казахстанаосуществляется либо со странами, входящими в ЕС, либо со странами, которые вбудущем могут в него вступить (Россия, Турция, Украина). В дальнейшем влияниеЕврозоны на экономику страны будет постепенно превалировать. В этих условиях, несомненно, углубление взаимоотношений финансовых систем Казахстана и Европейского союза.
Согласноданной Концепции к 2007 г. тенге станет полностью конвертируемой валютой, а финансовыерынки будут функционировать в соответствии со стандартами Евросоюза.
В 2004 году планируется создание самостоятельного единого регулирующегооргана по надзору финансового рынка на консолидированной основе, внедрениесистем управления рисками в финансовых институтах. Будет активно развиваться трехуровневая система кредитования. Она будет состоять из банков, организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций, и микрокредитныхорганизаций. Планируется продолжить совершенствование нормативной правовойбазы, развитие систем ипотечного кредитования и стройсбережений. В сентябре2003 года планируется начало работы таких институтов, как Компания пострахованию рисков ипотечных кредитов и Жилищный строительный сберегательный банк.
К числу важных задачотносится дальнейшее развитие страхового рынка, в частности его инфраструктуры,и повышение капитализации страховых организаций. Должное развитие получитстрахование рисков в деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг.Будет расширен перечень обязательных видов страхования. В целях защитыинтересов клиентов предполагается создать Фонд, гарантирующий осуществление страховых выплат страхователям.
Будутприняты меры по стимулированию развития таких финансовых инструментов, какипотечные облигации, ценные агентские бумаги, краткосрочные коммерческие ценныебумаги. Намечается создание инвестиционного фонда, основной задачей которогобудет участие в реализации индустриальной политики и инвестирование ввысокие технологии.
Анализосновных показателей развития банковского сектора Казахстана за последние годыпоказывает следующее:
Капиталбанков. На 01.01.03г. совокупный собственный капиталбанков второгоуровня увеличился на 32,0% до 161,2 млрд. тенге (валютный эквивалент — 1 036млн. долл. США).
Капиталпервого уровня увеличился на 21,4% до 110,6 млрд. тенге, в том числе за счетприроста оплаченного уставного капитала банков на 0,2 млрд. тенге,нераспределенного чистого дохода прошлых лет — на 6,3 млрд. тенге идополнительного капитала — на 2,5 млрд. тенге.
Капиталвторого уровня увеличился на 54,7% до 55,7 млрд. тенге, в том числе за счетроста текущего чистого дохода банков на 13,2 млрд. тенге — приростасубординированных обязательств на 14,8 млрд, тенге.
Показатели адекватности собственного капитала банковского сектора сохраняются на высокомуровне. В частности, совокупный коэффициент к 1 за 2002 год уменьшился с 0,11до 0,09 (при нормативе — 0,06), к 2 снизился с
0,19 до 0,17 (при нормативе — 0,12), чтообусловлено сильным превышением темпов роста совокупных активов банковскойсистемы над темпами роста ее капитализации.
Вструктуре активов банков большую долю занимают займы, за исключениеммежбанковских (60,2%), портфель ценных бумаг (17%), межбанковские депозиты (12,5%). Соответственно, в течение 2002 года прирост активов в основномобеспечивался приростом займов, за исключением межбанковских, — на 40%.портфеля ценных бумаг— на 43,5%.межбанковских депозитов — на60,9%.
По итогам2002 года банками второго уровня был получен совокупный чистый доход послеуплаты подоходного налога в размере 20,6 млрд. тенге, он увеличился на 42,1% ипо состоянию на 01.01.03г. составил 20,6 млрд. тенге. Увеличение совокупногочистого дохода с 8,2 млрд. тенге до 22,4 млрд. тенге было связано с ростомдоходов по основным банковским операциям.
На01.01.03 г. по сравнению с данными аналогичного периода предыдущего годапроизошло двухкратное увеличение коэффициентов доходности банковского сектора.Отношение текущего чистого дохода к совокупным активам (ROA) составило 1,8% .
4.Роль банков в сфере рынка услуг.
Создание устойчивой, гибкой иэффективной банковской инфраструктуры -одна из важнейших задач экономическойреформы в Казахстане. Задача усложняется тем, что кроме чисто экономическихтрудностей добавляются социальные: постоянно меняется законодательная база;разгул преступности в стране, как следствие — желание мафиозных структурприбрать к рукам такое высокодоходное в условиях инфляции дело, какбанковское; стремление большинства банкиров получить сиюминутную прибыль, какследствие — развитие только одного направления деятельности, что ведет кугрозам банкротства отдельных банков и кризису банковской системы в целом.Понятно, что недостаточно просто объявить о создании новых кредитныхинститутов. Необходимо путем вдумчивого изучения зарубежной практикивосстановить утраченные рациональные принципы функционирования кредитныхучреждений, принятые в цивилизованном мире и опирающиеся на многовековой опытрыночных финансовых структур.
Кризисныепроцессы в сегодняшней казахстанской экономике существенно осложняют положениев банковском секторе Казахстана. Возможности получения надежной прибылиотносительно сокращаются. Финансовые затруднения банковских партнеров и клиентов,кризис неплатежей осложняет положение банков, а наименее устойчивых из нихприводят к банкротству. Аферы со средствами населения подрывают доверие кфинансовым институтам. Инфляционные всплески, прогнозы роста нестабильности,слабая предсказуемость государственной экономической политики повышают риск нетолько производственных инвестиций, но и любых долгосрочных процессов.
Крупнейшиебанки накапливают определенный потенциал для финансирования проектов вприоритетных отраслях, создания стратегических финансово-промышленных альянсовкак «локомотивов» казахстанской экономики. Повысился интерес крупныхбанков к вложениям в экономически необходимые либо оригинальные иконкурентоспособные на мировом уровне производства.
Важнейшиминаправлениями развития банковского сектора стали расширение сети филиалов повсей стране, установление связей с банковскими учреждениями ближнего зарубежья,стремление выйти на финансовые рынки Азии. Нарастает динамизм изменений вбанковской сфере, что связано с нестабильностью конъюнктуры кредитного рынка,усилением межбанковской конкуренции, расслоением среди банковских учреждений.
Банковскоедело затрагивает, в конечном счете ожидания, чувства и планы конкретных людей. Банки,стремящиеся выжить в современной конкуренции должны стремиться к тому, чтобычаяния его клиентов становились реальностью. Надежность банка — главная изсоставляющих той основы, на которой сохраняются и приумножаются средстваАкционеров и Клиентов.
Работапо совершенствованию банковской системы Казахстана только начата, и только втом случае, если за нее возьмется все общество: и банкиры, и государство, ипресса, и население — мы получим быстрые и положительные результаты.
Банковскаясистема — одна из важнейших и неотъемлемых структур рыночной экономики. Развитиебанков и товарного производства и обращения исторически шло параллельно и теснопереплеталось. При этом банки, проводя денежные расчеты, кредитуя хозяйство,выступая посредниками в перераспределении капиталов, существенно повышаютобщую эффективность производства, способствуют росту производительностиобщественного труда.
Вусловиях развитых товарных и финансовых рынков структура банковской системы резкоусложняется. Появились новые виды финансовых учреждений, новые кредитныеинструменты и методы обслуживания клиентуры.
Идет поископтимальных форм устройства кредитной системы, эффективно работающего механизмана рынке капиталов, новых методов обслуживания коммерческих структур. Созданиеустойчивой гибкой и эффективной банковской системы — одна из важнейших и в тоже время чрезвычайных задач экономической реформы в Казахстане.
Банки — это атрибутне отдельно взятого экономического региона или одной страны, сфера ихдеятельности не имеет ни географических, ни национальных границ. Это планетарноеявление, обладающее колоссальной финансовой мощью, значительным денежным капиталом.
Банкипрочно вошли в нашу жизнь. Они обеспечивают жизнедеятельность экономики,оставаясь при этом не на виду у широких масс. Однако это не повод забывать обих проблемах и потребностях, которые нужно решать и обеспечивать. Только такимпутем можно создать благоприятные условия для развития и деятельностибанковской системы — необходимого компонента для эффективной деятельностирыночных механизмов.
Вразвитии банковской системы Казахстана особое место отводится Народному банку,его стратегии развития. Основной задачей Народного банка является укреплениесвоих позицийв качестве«наилучшего провайдера финансовыхуслуг на рынке потребительской и корпоративной банковской деятельности вКазахстане». В связи с этим, банку необходимо выполнять свои обязательстваперед государственным сектором, обслуживая большое количество населенияКазахстана, ставя коммерческие цели в один ряд со своей программой поприватизации. Способность банка поддерживать такой баланс является определяющиммоментом его успеха.
5. Анализинновационных банковских услуг, предлагаемых казахстанскими коммерческимибанками.
Сразвитием банковской деятельности в Казахстане, с целью приспособления квозрастающим потребностям клиентов и условиям внешней среды, передбанками встала задача диверсифицировать портфель банковских услуг за счетвнедрения инновационных банковских услуг. Применение инновационных банковскихуслуг рассматривается ими как
инновационный рычаг,посредством, которого банки продвигаются в трудных условиях рыночной стихии кнамеченным стратегическим рубежам. На необходимость разработки и внедренияинновационных банковских услуг в Казахстане повлияло:
•усиление конкуренции между банковскими структурами;
• непрерывное движениепредпринимательской мысли;
• вступление Казахстана в ВТО;
• интеграция в ЕвразЭС;
• интеграция банковской системы в Европейский Союз;
• ужесточение регулированиядеятельности банков второго уровня;
• увеличение размеров отечественныхбанков;
• диверсификация риска на основекорреляции между движением денежных средств от инновационных банковских услуг и движением существующих банковских услуг;
• сотрудничество казахстанских банковс крупнейшими мировыми банками;
• проникновение иностранных банков наказахстанский банковский рынок;
• развитие информационных и других технологий.
Наосновании исследования деятельности ведущих казахстанских банков было выявлено,что произошло расширение предложения банковских услуг клиентам за счетследующих инновационных банковских услуг, появившихся в период с 2000 года по2003 год, представленных в таблице 1. За рассматриваемый период ведущиеказахстанские банки расширили спектр банковских услуг за счет разнообразных инновационных банковских услуг, затронувших различные сферыдеятельности. Это было обусловлено стремлением банков усовершенствоватьбанковское обслуживание, удовлетворив возросшие потребности клиентов в качественных банковских услугах соответствующих мировым стандартам. Исследование показало, что введением банковских инноваций в сферебанковских услуг активно занимаются такие банки, как Казкоммерцбанк, Банк ТуранАлем,Народный Банк, АТФ Банк, Банк Центркредит, Нурбанк, Валют-Транзит Банк, БанкКаспийский, Альянс Банк и другие казахстанские банки.
Так,в отечественных коммерческих банках стали внедряться и развиваться услугиэлектронных денежных переводов по Казахстану и СНГ.
Таблица 1 Инновационные банковские услуги казахстанских коммерческих банков за2000 — 2003 годы.
№
н/П Название инновационной банковской услуги Краткое описание инновационной услуги Банки, предлагающие инновационную услугу 1 Срочные электронные переводы по Казахстану Ускоренные электронные денежные переводы физических лиц без открытия счета по филиальной сети банка по Казахстану, основанные на использовании новейших технологий Народный Банк, АТФ Банк, Банк Центркредит, Валют-Транзит Банк, Банк Каспийский, др. Продолжение таблицы 1 2 Срочные электронные переводы по СНГ Ускоренные электронные денежные переводы физических лиц по СНГ без открытия счета. Они проводятся по банкам, которые являются участниками данной системы переводов с использованием специального программного обеспечения Банк Центркредит, Банк Каспийский, Наурыз Банк, др. 3 Переводы по системе «Western Union» Срочный перевод по международной системе «Western Union» без открытия счета или использования кредитной карточки по всему миру за 10 минут на основе использования новой электронной технологии и собственной уникальной компьютерной сети для клиентов предусмотрено удобное время в любом из более 90 000 отделений Казкоммерцбанк, Банк ТуранАлем, Наурыз Банк, Альянс Банк, АТФ Банк, Банк Центркредит, НурБанк, Валют-Транзит Банк, Банк Каспийский и ДР. 4 Переводы по системе «Money Gram» Срочный перевод денег физических лиц по международной системе «Money Gram» по всему миру. Маниграмма — это срочная денежная телеграмма с гарантированным получением денег через 15 минут, которая также содержит небольшой текст. Народный Банк 5 Услуги по ускоренному сбору наличных денег Усовершенствованная ускоренная система сбора и контроля наличности по всему Казахстану путем зачисления выручки па единый банковский счет компании, на основе использования Интернет-технологии, которая позволяет одновременно работать по всем филиалам банка в любой точке страны в режиме реального времени Система «Быстрая Выручка» Банка Центркредит, Система «Экспресс-выручка» Альянс Банка Продолжение таблицы 1
6
Обслуживание по платежным карточкам с микропроцессором Усовершенствованная платежная карточка со встроенным микропроцессором (чиповая карточка), содержащая в памяти информацию о банковских услугах и продуктах, другую информацию. Позволяет выполнять большой объем команд и работать в режиме off-line. Чиповые карточки сложнее подвергаются подделке и не подвержены воздействию магнитных полей. Чиповые карточки ускоряют и облегчают проведение различных операций. Казкоммерцбанк, Банк ТуранАлем. Народный Банк, АТФ Банк, Банк Центркредит, Банк Каспийский, Альянс Банк
7
Телебанкинг Дистанционный доступ к банковским услугам и продуктам по телефону, что позволяет получать автоматические ответы с сервера банка и проводить операции из заранее определенного набора цифр, вводя их коды в тоновом режиме. Платежи осуществляются с карт-счетов посредством стационарного телефона, через Интернет, имеют свою систему защиты. Казкоммерцбанк, Банк ТуранАлем, Народный Банк, Альянс Банк
8 Интернет-банкинг, homebanking Электронный дистанционный доступ к серверу банка для проведения операций (исключая операции с наличными), получения банковских услуг и другой информации посредством использования любого компьютера, подключенного к сети Интернет через web-браузер с любой точки земного шара в течении 24 часов. Самообслуживание осуществляется в режиме реального времени (on-line) на специальных сайтах банков в Интернете /I/. Казкоммерцбанк, Банк Центркредит, Народный Банк, др.
Продолжение таблицы 1
9 Проектное кредитование (финансирование)
Новая форма финансирования инвестиционных проектов с повышенным риском за счет доходов, получаемых от их реализации в будущем с использованием специальных механизмов путем создания специальной проектной компании разумным распределением проектных рисков между участниками проекта /2/.
Банк ТуранАлем, Банк Центркредит, АТФ Банк, Др.
10 Торговое финансирование Кредитование внешнеэкономической деятельности (движения товаров и услуг через границу суверенных государств), которое основано на оценке специфических рисков внешнеэкономической сделки, движения финансовых потоков от импортера к экспортеру, коммерческих и финансовых документов Казкоммерцбанк, Банк ТуранАлем, Народный Банк, АТФ Банк, Банк Центркредит, Банк Каспийский, Альянс Банк
11 Форвардные услуги Форма кредитования внешнеэкономической деятельности. Форвардные сделки — это сделки на реальный товар с поставкой в будущем по цене, зафиксированной в контракте, длительность его срока устанавливается биржей. Банк ТуранАлем, Казкоммерцбанк
12
Фьючерсные
услуги Обслуживание фьючерсных сделок. Фьючерсная сделка характерна для фондовых и валютных бирж, это разновидность срочной валютной сделки, условия которых определены заранее и стандартизированы. Фьючерсный контракт — это соглашение по покупке/продаже финансовых инструментов или товаров в будущем в оговоренный срок по цене, установленной сегодня (при заключении контракта) /3/ Банк ТуранАлем, Казкоммерцбанк
Продолжение таблицы 1
13
Опционные сделки Разновидность форвардной срочной сделки -опционной. Форвардный опцион — это контракт заключенный двумя контрагентами, один их которых выписывает и продает опцион, а другой покупает его и получает право в течение оговоренного в условиях опциона срока либо купить по фиксированной определенную сумму иностранной валюты у продавца опциона, либо продать определенную сумму валюты продавцу опциона. Казкоммерцбанк
14
Факторинговые
услуги Разновидность торгово-комиссионной операции, сочетающейся с кредитованием оборотного капитала поставщика (клиента) и связанной с переуступкой им факторинговой компании или банку неоплаченных платежей-требований за поставленные товары, выполненные работы или предоставленные услуги Банк ТуранАлем, Казкоммерцбанк, Банк Центркредит, Банк Каспийский, Альянс Банк
15 Форфейтинговые услуги Своеобразная форма кредитования экспортеров (продавцов) при продаже товаров, применяется во внешнеторговых операциях. Форфейтинг представляет собой покупку экспортных требований банком-форфейтером с исключением права регресса на экспортера в случае неуплаты /4/. Банк ТуранАлем, Банк Центркредит
16 Андеррайтинг Гарантированное размещение на рынке облигационного займа или пакета акций на согласованных с эмитентом условиях за специальное вознаграждение Банк ТуранАлем, Народный Банк
Продолжение таблицы 1
17 Корпоративное финансирование Представляет собой высококвалифицированную помощь и содействие в развитии деятельности клиентов, которое подразумевает оказание финансовых консультаций, проведение рыночных исследований, подготовку и разработку схем по слияниям и поглощениям компаний Народный Банк, АТФ Банк
18 Фидуциарные услуги Доверительное управление имуществом клиента. Фидуциарий — это юр. или физ. Лицо, управляющее имуществом или несущее ответственность за него в интересах данного лица. Полученные активы не входят в активы банков. Казкоммерцбанк
/> /> /> /> /> /> /> />
Составлено на основании годовых отчетов банков второго уровня.
Новизна инновационных услуг банков заключается в упрощенной схеме перевода. Так.Банк Центркредит в 2001 году осуществил более 50,5 тысяч переводов, в 2002 годуобщее количество переводов составило свыше 37 тысяч, объем денежных переводовпревысил 1,4 млрд. тенге, на конец года свыше 2 млрд.тенге. Исследование деятельности казахстанских банков на данном сегменте рынка инновационныхбанковских услуг, выявило, что основной проблемой является снижениесебестоимости переводов при сохранении всех преимуществ инновационныхбанковских услуг. Средний тариф на ускоренные переводы денег в банкахсоставляет 2,8% от суммы перевода. Снижение цен на этом сегментенепосредственно отразится на увеличении объема денежных переводов граждан.
Казахстанскиебанки стали участниками международных систем денежных переводов «Western Union» и «Money Gram». В 2001 годуобщее количество переводов в Казахстане по системе «Western Union» составило 109 000 переводов, выплачено более 77тысяч переводов, отправлено за границу из Казахстана 32 тысячи переводов. На сегодняшний день ОАО «Народный сберегательный банк» единственный по Казахстану,который заключил соглашение с международной компанией по осуществлениюпереводов денежных средств физических лиц по миру.
С целью удовлетворения потребности клиентов, работающих с большими объемаминаличных денег и имеющими широкую клиентуру, внедрена новая услуга поэффективному и оперативному сбору наличности по всему Казахстану.Исследование показало, что инновационную услугу внедрили: Банк Центркредит в2000 год разработал Систему «Быстрая выручка», а Альянс Банк в 2003 году — систему «Экспресс Выручка». Используемая система Интернет-технологии позволяетсоздать условия для экономии издержек, как банка, так и клиента.
Ведущиебанки в стране внедряют микропроцессорные карточки, так как считают, что заними стоит будущее. Но, распространение чиповых карточек сопряжено с рядомпроблем. Отсутствие соответствующей инфраструктуры по широкому использованиючиповых карточек для считывания информации с чипа затрудняет их распространение, и не позволяет существенно расширить спектр услугсодержащихся на них. Другая проблема – высокая себестоимость. Они рассчитанытолько на клиентов, имеющих на своей карте крупный безналичный оборот изаинтересованных в безопасности движения своих денег. Спектр применения этихкарточек в Казахстане ограничен обслуживанием в отдельных крупных магазинах,бутиках, ресторанах и отелях.
Огромноезначение для развития банков имеет внедрение инновационных банковских услуг,таких как телебанкинг, call-центры, Интернет-банкинг, Homebanking. Они создают новый электронный уровень банковского обслуживания клиентов, предлагая ряд выгод, например, возможность снижения затрат. Наиболее активно развитием интернет-банкингазанимаются Казкоммерцбанк, который на начало 2003 года зарегистрировал более 10000 пользователей, Народный Банк в 2002 году – 6000 клиентов, Банк Центркредитна конец 2002 год — 900 пользователей. Исследование данного сегмента банковскихуслуг показало, что недостатком телебанкинга, call-центров,интернет-банкинга, Homebanking является ограниченный круг услуг, предлагаемых клиентам. А прителебанкинге приходится набирать несколько десятков цифр при проведенииоперации. Основной проблемой является обеспечение безопасности отсанкционированного и несанкционированного доступа в главный сервер банка. Банкипоставлены перед необходимостью постоянного совершенствования защиты информациии проводимых операций. В Казахстане необходимо создать законодательнуюзащиту для новых электронных банковских услуг.
Однойиз важных проблем современности является обеспечение долгосрочными инвестициямипредприятий реального сектора экономики. Принятие Программыинновационно-индустриального развития страны до 2015 года усилило актуальностьрешения данного вопроса. В связи с этим в практике казахстанских банков новымметодом финансирование инвестиционных проектов в казахстанских банках сталопроектное кредитование. Изучение деятельности банков показало, что в Казахстанепроектное кредитование не получило должного развития. На наш взгляд, проблема споиском различных источников финансирования инвестпроектов, со сложностью схемих проведения. Кроме того, существуют проблемы, непосредственно связанныес деятельностью самих предприятий, высокой рискованностью инвестиционныхпроектов, которые могут обернуться для банков потерей крупных вложений.
Однимиз инновационных услуг банков, связанных с кредитованием внешнеторговойдеятельности клиентов, является торговое финансирование, которое предоставляется многими банками, в том числе Казкоммерцбанком, АТФБанком. Банком Центркредит, Банком ТуранАлем, Банком Каспийский и другими. Помимо этого некоторыми банками предлагаются услугипредэкспортного финансирования и постфинансирования. Современные банкибольшое внимание уделяют развитию этого рынка инновационных банковских услуг, активно используя такие финансовые инструменты, как аккредитивы,гарантии и другие.
Одиниз разделов Концепции развития финансового рынка Казахстана, рассмотренной наIII конгрессе финансистов, посвящен развитию производных финансовыхинструментов, в частности, рынка форвардов и фьючерсов в РК. Коммерческиебанки осуществляют обслуживание по форвардным и фьючерсным сделкам с цельюсовершенствования работы банка в области кредитования внешнеэкономическойдеятельности, а также удовлетворения потребностей клиентов в новыхфинансовых инструментах проведения международных расчетов. Но, объемыопераций по ним незначительны, что свидетельствует о не развитости данногосегмента рынка банковских услуг.
Другими новыми видами услуг, способствующими финансированию внешнеторговых сделокклиентов, является факторинг и форфейтинг. Общая тенденция снижениякредитных ставок и сильная конкуренция заставляют коммерческие банки искать вних эффективные способы кредитования внешнеэкономической деятельности клиентов. Факторинг важен для малых и средних предприятий, стремящихсяувеличить объемы своих продаж или заинтересованных в освоении новых рынков сбытасвоей продукции. Изучение рынка данных банковских услуг в Казахстане, показало,что серьезной проблемой осуществления факторинговых и форфейтинговых операцийявляется безопасность проводимых операций, обусловленная высоким риском при обслуживании сделок. Эту проблему осложняют имеющиеся факты мошенничества при проведении сложных финансовых схем в условияхразвивающегося рынка Казахстана.
Однойиз важных сфер экономики является развитие рынка ценных бумаг. Способствуяразвитию инвестиционной деятельности субъектов экономики, коммерческиебанки используют новую банковскую услугу
андеррайтинг, который является привлекательной, поскольку дает банку большиевозможности получить прибыль благодаря развитию процесса слияния хозяйствующихсубъектов, росту количества приобретений за счет заемных средств, когданебольшие группы инвесторов стремятся приобрести контрольный пакет акций илидругих ценных бумаг с использованием, главным образом, долговых ценных бумаг.Так, Банк ТуранАлем в 2000 году разместил облигации РГП «КазахстанТемирЖолы» на сумму 15 млн.тенге. Однако, говорить о репрезентативности рынкаандеррайтинга сегодня нельзя. Проблемы развития этого сегмента рынкабанковских услуг тесно связано с основной проблемой развития рынка ценных бумагв Казахстане, что нашло свое отражение на III Конгрессе финансистов.
ВступлениеКазахстана в ВТО, интеграция в Европейский Союз предъявляет специфическиетребования к ведению бизнеса субъектов экономики по европейским стандартам. Всвязи с этим инновационной услугой казахстанских банков, способной помочь в сложившихся условиях, является корпоративное финансирование, которое широко применяется в
деятельности зарубежныхбанков.
Сегодня многие клиенты не всостоянии грамотно управлять своими финансовыми активами, поэтому банки активновмешиваются в финансовую деятельность своих клиентов. Банк получаетдополнительные доходы и одновременно создает платежеспособных клиентов надолгосрочную перспективу. Так, Казкоммерцбанк осуществляет фидуциарные услуги. Банк несет риск, связанный с оперативной деятельностью данных активов, но ненесет кредитный или рыночные риски, относящиеся к данным активам. С развитиемрыночной экономики в стране появился класс состоятельных людей. Проведениепроцесса легализации капитала также способствовало увеличению числаказахстанцев, обладающих большими активами. Проблема заключается в том, какграмотно и эффективно управлять такими активами, и банки сегодня должны помочьсостоятельным клиентам сохранить и увеличить свой капитал.
6. Проблемы стабильности банковскойсистемы Республики Казахстан.
Однойиз первоочередных задач центрального банка является обеспечение финансовойустойчивости и стабильности банковской системы. Это во многом определяется макроэкономической средой.
ПринятиеПравительством и Национальным банком Республики Казахстан мер по адаптациифинансового рынка в условиях свободно плавающего обменного курса тенгепозволили банковской системе адаптироваться к новым условиям. К концу 1999 годаудалось снизить ставку рефинансирования с 25% до 18%, обеспечить ростдепозитов, в том числе вкладов населения 53 млрд. тенге, значительно увеличитьобъемы банковских кредитов экономики.
Совместнопринятый меры Правительства и Национального банка Республики Казахстан попереходу к свободно плавающего обменному курсу укреплению устойчивости финансовогоположения Казахстана, улучшение финансового состояния многих предприятийреального сектора и постепенное увеличение доходов населения привело к ростудепозитов резидентов в банковской системе в 2000 году, по сравнению с 1999 г.на 71,9%. Определенные изменения отмечены в структуре привлеченных депозитов.Возросла доля срочных депозитов до 53,4%, которые являются основным источникомкредитования реального сектора. Снижение ставки рефинансирования до 12,5%представлена возможность реальному сектору экономики' получить больше кредитныхсредств, значительная часть которых предоставлена на долгосрочный период.
Важнымфактором развития банковской системы Казахстана в 2000 году было увеличениеактивов на 55%. Совокупные активы банковской системы оценивались на начало 2001года 530 млрд. тенге. Рост активов банковской системы сопровождались в целомпозитивными изменениями. В структуре активов возросла доля работающих исократилось доля внешних активов, понизилась дифференциация в структуре активовкрупных банков. Вместе с этим возросли риски банков, связанные с резким ростомкредитного портфеля.
Возвратпривлечённых средств кредиторами и вкладчиками во многом зависит от надежностизаемщиков банка и способности обеспечивать приток средств. Основные условияподдержания стабильности банковской системы — это:
— прочный правовой фундамент;
— эффективная система надзора;
— хороший менеджмент в определенных организациях.Обеспечение безопасности являются базисной функцией регулирования и контролябанковской деятельности, от эффективности которой непосредственно зависитподдержание финансовой стабильности, что должно быть необходимым условием длянормального функционирования рыночных структур различных категорий,государственных институтов учреждений. Стабильностьважна для выработкифундаментальных институцианальныхи правовых основ рыночной конкуренции,продвижения приоритетов социально-этического маркетинга, исключающеговозможности нанесения материального и иного ущерба потребителем, партнером, кредитором,налогоплательщикам государства. Нарушения, стабильности во всех случаях ведут к искажениювнутренних угроз национальной экономическойбезопасности.
Вцелях финансового оздоровления банков и повышения стабильности казахстанскойбанковской системы необходимо последовательное поведение следующих мер:
— увеличение капиталов банков;
— улучшение качества активов;
— реструктуризация банковскойсистема.
Реструктуризациикредитных организаций рассматривается как одно из направлений поддержаниястабильности банковской системы.
Зарубежный банковскийопыт показывает, что при.появлении ранней проблемности банкиры и большинствополитических деятелей не признают серьезности происходящих процессов ипредпочитают ограничиваться косметическими мероприятиями. Контролирующие органыстараются частично это преодолеть принятием законов, устанавливающихперсональную ответственность руководства банка за несвоевременноепредоставление информации контролирующим органам и общественности. Как,правило, руководство коммерческих банков старается справиться с проблемамисамостоятельно, опасаясь возникновения паники и массового изъятия вкладов.
Единойметодики выявления обанкротившихся банковских учреждений пока не существует. Нов банковской практике большинства стран, уже столкнувшихся с проблемамикризисов, основным признаком проблемности коммерческих банков считается ихнеплатежеспособность. Для того чтобы попытаться взять под контроль ситуацию наранних стадиях, основной акцент при анализе финансового состояния банковделают, на определение их платежеспособности.
Наиболеепопулярной методикой составления рейтинговых оценок в международной банковскойпрактике является система CAMEL.Несомненными достоинствами этой системы являются ее простота и доступность дляпонимания, а также достаточно полный охват важнейших показателей деятельностикоммерческого банка.
Используемыеметодики анализа финансового состояния коммерческих банков, ихплатежеспособности и надежности в казахстанской банковской практике и зарубежом, свидетельствуют о том, что все они по существу оценивают одни и те жеобъективно существующие факторы, влияющие на функционирование банка. Однако всеэти методики отличаются друг от друга множеством конкретных подходов к учетуэтих факторов, набором факторов, системой конкретных оценочных показателей,отражающих различные стороны банковской деятельности; оценкой значимости техили иных факторов в общей совокупности и соответственно определением ихкритериальных значений; системой группировки оценочных показателей в единуюмодель и получения результата анализа работы банка в целом.
Все подходы к оценке финансовогосостояния коммерческого банка можно подразделить на эмпирические,экономико-математические, статистические и смешанные. Эмпирический подходпредполагает, что отбор, группировка, взвешивание и определение критериальныхзначений факторов анализа финансового состояния банка производятся на основесубъективного мнения
одного или группыэкспертов. Следовательно эмпирический подход представляет собой алгоритмизациюсуждений ответственных работников банков и специалистов в области оценкифинансового состояния последних. Известно, что именно экспертный подход внастоящее время является преобладающим не только в казахстанской, но и мировойбанковской практике Причиной подобного подхода является.
— сложность формализации и оценки вколичественном выражении отдельных сторон деятельности банка;
— качественная разнородность факторов,влияющих на конечные результаты работы банков, что осложняет определение веса,значимости каждого факторов в общей совокупности и оценки их математическимпутем. Экономико-математические и статистические методы оценки финансовогосостояния коммерческого банка предполагают широкое использованиематематического инструментария при создании системы оценочных показателей, вчастности, корреляционный анализ, математическое моделирование, применениестатистических приемов и методов оценки работы банка и т.д. Современнаяпрактика анализа работы банков свидетельствует о том, что подобного родаметодика, в чистом виде, как правило, не встречается, а применяется наряду сэмпирическими, т.е. банки создают обычно методики, в основе которых лежитсмешанный подход.
Важнымнаправлением совершенствования деятельности банковской системы Казахстана,повышения ее стабильности является дальнейшая разработка теории и практикианализа финансового состояния коммерческого банка по следующим направлениям:
— разработкаНациональным банком Республики Казахстан единой методики рейтинговой оценкибанков, согласованной с руководителями коммерческих банков;
— полная и всеобъемлющая автоматизация икомпьютеризация анализа финансового состояния банка, создание исовершенствование существующего программного обеспечения для оценки результатовработы банка.
7. Заключение.
С помощью банков происходитперераспределение свободных денежных средств, или «обмен веществ»,использование «энергии окружающей среды в интересах общего блага. Деньги икредит как факторы роста общественного богатства способны делать нации болеебогатыми, однако лишь в том случае, если управление деньгами и кредитомосновывается на чётких правилах, их нарушение может стать тормозомэкономического роста и процветания хозяйства.
Банковское дело неявляется застывшей наукой. Банки, желая выжить в конкурентной борьбе, чуткореагируют на потребности своих клиентов, изменение окружающей их среды.
Сегодня в Казахстанскойбанковской системе кредитование является важнейшим направлением активныхопераций. Поэтому эта тема занимает особое место в работе. В центре вниманиянаходится современная система и основные процедуры управления кредитами, анализтипичных проблем, решение которых требуется для успешного внедрения системыкредитования.
В последнее время вКазахстане так же проявляется больший интерес к развитию управленческого учета.Это неудивительно, так как управление сложной организацией невозможно без сбораи оценки всей необходимой информации. Между тем в условиях конкуренции междубанками успех сопутствует тем банкирам, которые лучше владеют современнымиметодами банковского дела. Но из-за большого объема информации в рамкахкурсовой работы невозможно рассмотреть все многочисленные вопросы, связанные сбанковской деятельностью.
Список используемой литературы:
1. Алыкпашев Ж.Т.Журнал “Вестник КазНУ”. Серия экономическая. №3(31). 2003г.
2. Ильясов А.А.,Гилимов А.К. Журнал “Вестник КазНУ”. Серия экономическая. №4(26). 2001г.
3. Крымова В.“Экономическая теория”. Алматы 2002г.
4. Лаврушина О.И.“Деньги, кредит, банки”. Издание второе, Москва 2000г.
5. Салимова Ж.Д. Журнал “Вестник КазНУ”. Серия экономическая. №3(37). 2003г.
6. Сейткасимова Г.С.“Деньги, кредит, банки”. Алматы 1999г.
7. Шаяхметова К.О.Журнал “Вестник КазНУ”. Серия экономическая. №1(41). 2004г.