Реферат по предмету "Политология, Политистория"


Эволюция государственного и политического строя России

Эволюция государственногои политического строя.
Правлениеиператора АлександраII(1856—1881) стало периодом радикальных преобразований российскогообщества. Интересы политического и исторического развития страны потребоваликоренным образом изменить основные идеологические установки самодержавнойсистемы. «Прежняя система отжила свой век»,—констатировал официальный идеолог, историк М.П.Погодин. П.А. Валуев в своем дневнике отмечал:«Озлобление против порядков до1855 годабеспредельное и всеобщее». После Крымской войны столкновение традиционныхниколаевских порядков и новых требований ставило Россию перед необходимостью инеизбежностью реформирования государственного строя. Но в силу особенностейисторического развития, государственного и общественного устройства Россиирадикальные преобразования могли осуществляться лишь при содействии самодержца.Когда АлександрII в феврале1855 г. вступил на российский престол, ничтоне предвещало в нем реформатора. В отличие от своего отца, он получилприличествующее наследнику трона образование ивоспитание. Его учителями были В.А. Жуковский, составивший для него учебнуюпрограмму, М.М. Сперанский, Е.Ф.Канкрин. Воспитатели отмечали в немдоброжелательность, общительность, неплохие способности к наукам, но вместе с тем как недостаток— склонность отступать перед трудностями. АлександрII стал императором в36лет, вполне сложившимся человеком, имея опыт государственной деятельности.                                                                                            
  Прошел год после вступления АлександраII на престол, при чемон, убедившись в нежизнеспособности николаевской систем выступил передмосковским дворянством со знаменитой речью (30 марта1856 г.): «Лучшеотменить крепостное право сверху нежели дожидатьсятого времени, когда оно само собою начнет отменятьсяснизу». Отмена крепостного права стала центральным событиемцарствования АлександраII Освободителя.Затемпоследовалиреформы местного управления, системы судопроизва, реорганизацияармии, реформа финансов, народного просвещения цензурыи др.
  Среди сторонников преобразований видную роль играли великий князь КонстантинНиколаевич (младший брат царя), министр внутреннихдел П.А. Валуев, военный министр Д.А. Милютин, министр народного просвещения А. В. Головин, публицисты К.Д.Кавелин,М.Н. Катков, известные ученые К.П.Победоносцев,Н.Х.Брунге, П.П. Семенов-Тян-Шанскийи др. Курс АлександраII и его единомышленниковпостоянно наталкивался на противодействие консервативных сил высшей бюрократии,сохранявшей значительноеполитическое влияние при дворе. Лагерь противников реформ возглавляли начальникIII отделения Собственной е.и.в. канцелярии граф П.А. Шувалов иминистр юстиции графВ.Н. Панин.[1]
 Отмена крепостного права.
 Подготовка крестьянской реформы.
  Вскоре после окончания Крымскойвойны, в конце 1857 г., был создансекретный комитет для выработки плана постепенного освобождения крестьян.Усиление крестьянского движения заставило правительство ускорить обсуждениепроектов реформы. Были созданы губернские комитеты, в которых участвовалитолько дворяне. Крестьянство от обсуждения проектов освобождения устранялось.Планы дворян объединяло стремление оставитьпомещичьи земли неприкосновенными, законсервировать все права и привилегиипомещиков и сохранить за ними возможность эксплуатировать крестьян. Некоторыеразногласия, возникшие среди дворян, были, но существу, «...борьбой внутри господствующих классов…исключительно из-за меры и формы уступок».
  При обсуждении сложились различныегруппировки дворян. Реакционные помещики предложили освободить крестьян совсембез земли. Либеральные дворяне предлагали наделить крестьян землей засоответствующий выкуп. Помещики различных географических районов Россиипо-разному представляли размеры крестьянских наделов.
  Помещики черноземных районов, где земля былаплодородной, нуждались в рабочих руках и хотели сохранить экономическуюзависимость крестьян. Поэтому они предлагали освободить крестьян с оченьмаленьким наделом по высокой цене за десятину земли. Это заставило бы крестьянили арендовать землю у помещика, или батрачить на него за лишний клочок земли.В нечерноземной полосе земля не имела такой ценности; местные дворянесоглашались наделить крестьян землей за повышенный выкуп.
 При обсуждении проектов сначала в губернских комитетах, затем в Главномкомитете по крестьянскому делу и в Государственном совете крепостники сделаливсе, что могли, для максимального ограждения своих интересов. «Великаяреформа», как ее называли многие современники, «...былакрепостнической реформой и не могла быть иной ибо ее проводили крепостники».
  Манифест и «Положения»19 февраля1861 г.19 февраля1861г. царь АлександрII подписал дваосновных документа о проведении реформы: Манифест «О всемилостивейшем дарованиикрепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей и об устройствеих быта» и «Высочайше утвержденные его императорским величеством положения окрестьянах, вышедших из крепостной зависимости». Оба документа были буквально«вырваны» у правительства усилившейся классовой борьбой крестьянства. Однакоцаризм постарался скрыть вынужденность уступок.Правительство объявило реформу добровольным самопожертвованием дворянства.
  Манифест и «Положения»19 февраля1861 г. касалисьтрех основных вопросов: личное освобождение крестьян, наделение их землей ипорядок совершения выкупной сделки. Манифест провозглашал юридическую свободукаждого крестьянина и «даровал» им некоторые общегражданские права. Крестьянинмог выступать как юридическое лицо, заключать сделки, предъявлять иски, владетьдвижимым и недвижимым имуществом. Крестьянин мог без специального разрешенияпомещика вступить в брак, поступать на службу и в учебные заведения, переходитьв сословие мещан и купцов.
  Получив личную свободу, крестьяне оставалисьнеравноправным сословием. Они являлись единственным классом, который платилподушную подать, нес рекрутскую повинность, подвергался телесным наказаниям. Вовзаимоотношениях с помещиком и государством крестьяне были связаны круговойпорукой. Сохранялись крестьянская община и общинное землевладение. Помещикувменялось в обязанность следить за общественным порядком в деревне. Такимобразом, освобождение крестьян было неполным. Царское правительство постаралосьсделать все возможное для сохранения в деревне остатков крепостничества,укрепления привилегий дворянства.
  Наделы.
 Наделение крестьян землей и взаимоотношения помещика с крестьянскиммиром (общиной) регламентировали «Положения» и уставные грамоты.Помещики сохранили право собственности на все принадлежащие имземли. Вместе с тем они должны были предоставитькрестьянам приусадебный участок и полевой надел «для обеспечения их быта и длявыполнения их обязанностей перед правительством».
  Для удовлетворения требований всех категорийдворянства Россия была разделена на три полосы: черноземную, нечерноземную истепную. В каждой из них устанавливался высший и низший размеры крестьянскогонадела (высший— больше которогокрестьянин не мог требовать у помещика, низший—меньше которого помещик не должен был предлагать крестьянину). В этих пределахзаключалась «добровольная» сделка между помещиком и крестьянами.
  В том случае, если помещик и крестьяне неприходили к соглашению, вмешивались так называемые мировые посредники, ролькоторых выполняли дворяне и чиновники, в основном защищавшие интересыпомещиков.
  Если размеры крестьянских наделов до реформыпревышали высшую норму земли в каждой полосе, то этот «излишек» отчуждали впользу помещика. Так образовались отрезки земли, отобранные у крестьян ипереданные помещикам по реформе1861 г. Вчерноземной полосе у крестьян отрезали от26до40% земли, в нечерноземной— 10 %. В целом же по стране крестьянеполучили на20 % земли меньше, чем у нихбыло до реформы.
  В среднем крестьянская семья получила около7 десятин земли, что было совершеннонедостаточно для ведения товарного рентабельного хозяйства. Реформа1861 г. обрекала крестьян на малоземелье,способствовала дальнейшему разорению и обнищанию русской деревни.
  Выкуп.
 Крестьяне подверглись грабежу не только при определении размеров надела,но и при назначении цены за землю. Рыночная стоимость всей полученнойкрестьянами земли составляла544 млн.руб. Но крестьяне должны были заплатить гораздо больше. Стоимость землиповсеместно повышалась. Выкупная сумма приравнивалась к капиталу, положенному вбанк и дающему6 % дохода в год, равныхпрежнему оброку крепостных крестьян. Фактически крестьяне должны были заплатить867 млн. руб., т. е. в 1,5 раза больше рыночной стоимости земли.
  Поскольку у крестьян не было суммы,необходимой для выкупа земли, и для того чтобы помещики получили выкупныеденьги единовременно, государство предоставило крестьянам ссуду в размере80 % стоимости надела. Остальные20 % крестьянин платил помещику сам. В течение49 лет крестьяне должны были возвратить ссудугосударству с начислением6 % годовых. К1907 г., когда крестьяне упорной борьбойдобились отмены выкупных платежей, они уже выплатили государству около2 млрд. руб., т. е. в4 раза больше рыночной стоимости земли в 1861 г. «Пресловутое «освобождение» было бессовестнейшим грабежом,рядом насилий и сплошным надругательством».
  Фактически крестьяне платили не только заземлю, но и за личную свободу, за волю. Крестьянин становился свободным толькопосле выплаты20 % стоимости надела. Доэтого он оставался «временнообязанным» помещику, т.е. должен был выполнять все прежние повинности. Однако новые повинности ипоборы помещик вводить не мог. Через20лет еще15 % крестьян оставались временнообязанными, так как у них не было денег длясовершения выкупной сделки. В1881 г. былиздан закон о ликвидации с1883 г. временнообязанного состояния — все крестьяне должны были выкупить надел.
  Правительство понимало, что в ответ на грабежвновь вспыхнет крестьянское движение. Недаром обнародование Манифесте и«Положений» было отложено до5 марта 1861 г., а в столицу стянуты войска. Послепубликации этих документов во многих губерниях (Казанской, Пензенской и др.) пронеслись слухи о том, что помещики скрылинастоящую волю. Поднялась волна крестьянских выступлений. Так, в1861 г. их было более тысячи, в1862 г.— 400,в 1863 г.—386. Для их подавления царизм неоднократно использовал войска. Толькопосле этого правительство сочло возможным провести реформу средигосударственных и удельных крестьян и начало «освобождать» крестьян внациональных районах (на Кавказе, например, у крестьян отрезали40 % земли, а повинности в пользу помещика удвоились). отмена крепостного права внациональных окраинах сопровождалась еще большим грабежом крестьян, чем вцентре.[2]
 Судебная реформа1864 г.
 Структурудореформенной судебной системы составляли разнообразные исторически сложившиесяорганы, делавшие ее сложной и запутанной. Существовали особые суды длякрестьян, горожан, дворян; специальные коммерческие, совестные, межевые и иныесуды. Судебные функции отправляли и административные органы- губернские правления, органы полиции и др.Закон не устанавливал для судей образовательного ценза и в судах первойинстанции малограмотные судьи составляли большинство членов.
  Рассмотрение дел во всех судебных инстанцияхпроисходило при закрытых дверях. На деятельность суда сильное давлениеоказывали различные административные учреждения; следствие и исполнениеприговора предоставлялось органам полиции, которая, кроме того, могла приниматьна себя и судебные функции по «маловажным» делам. По словам А.Ф.Кони, «следствие было в грубых инечистых руках, а между тем составляло не — толькофундамент, но в сущности единственный.материал для суждения о деле», таксуд получая дело, знакомился с ним по материалам, подготовленным полицией.
  Работа по подготовке судебнойреформы, начавшаяся еще в 50-х годах, особенно интенсивно пошла послепровозглашения крестьянской реформы. К началу1861 года на рассмотрение Государственного совета было представлено14 законопроектов, предлагавших различныеизменения в структуре судебной системьгисудопроизводства: ограничение числа судебных инстанций, введение устности,гласности, состязательности и пр. Материалы судебной реформы составили74 тома.
  20 ноября1864 г. былиутверждены и вступили в силу основные акты: Утверждения судебных установлений,Устав уголовного судопроизводства, Устав гражданского судопроизводства. Устав о наказаниях,налагаемых мировыми судьями. Создавались две судебные системы: местные и общие суды. К местнымотносились: волостные суды, мировые судьи и съездымировых судей. У общим- окружные суды,учреждаемые для нескольких уездов; судебные (по гражданским и по уголовным делам) палаты,распространявшие свою деятельность на несколько губерний или областей, икассационные (по гражданским и по уголовным делам) департаменты Сената.
  Реформа судебной системы провозгласила новые принципыправосудия-отделение суда от администрации, созданиевсесословного суда, равенство всех перед судом, несменяемость судей и следователей, прокурорскийнадзор, выборность (мировых судей и присяжных заседателей).В Государственном совете подчеркивалось, что "...присоединении администрации и суда в одних руках не представляетручательства в там, что каждая из двух областей административная и судебная,будет держаться в ее естественных пределах. По сим причинам решенияадминистративных властей по делам судебным всегда внушают к себе недоверие и всякоенаказание назначенное без суда, представляетсяпроизволом власти, возбуждает ропот". Вместе с тем, при создании новыхсудов в «Учреждении судебных установлений» в Приложении к ст.2 говорилось: «Судебная власть духовных, военных, коммерческих,крестьянских судов определяется особыми о них постановлениями»,т.е. ссхловнаяюстиция фактически сохранялась.
  В ходе подготовки и проведения реформы были созданы новые институты(судебных следователей и присяжных заседателей) и реорганизована деятельность старых изменилисьфункции прокуратуры. В этом же документе ст.7регламентировала суд присяжных заседателей для определения в уголовных делах вины илиневиновности подсудимых. Но политические преступления при этом были изъяты изподсудности суда присяжных. Соединенныедепартаменты Государственного совета пришли квыводу, «что предоставить присяжным, избранным обществом, разрешение вопроса о преступности или непреступностиучений и действий, превратно толкуемых и невернопонимаемых многими, иногда даже добросовестны-мичленами общества, значило быоставить государство, общество и власть без всякой защиты». Функциямипрокуратуры стали; поддержание обвинения в суде, надзор за деятельностью судов,следствия и за местами лишения свободы. Прокурорская система возглавлялась генерал-прокурором. При Сенате учреждалисьдолжности двух обер-прокуроров,а в судебных палатах и окружных судах-должности прокурора и товарищей прокуроров. Все прокуроры назначались царем попредставлению министра юстиции.
  Формирование принципов сосгязательностав судебном процессе потребовалосоздания нового специального института- адвокатуры (присяжных поверенных). Наряду с присяжными поверенными в коллегияхпри судах, в процессе (по разрешению суда и по доверенности одной из сторон)могли участвовать частные поверенные. Руководящим органом коллегии адвокатовстал Совет присяжных поверенных. Учреждение адвокатурыбыло серьезной уступкой царизма общественному Движению.Правительство вплоть до отмены крепостного права отрицательно относилось кучреждению в России адвокатуры по западному образцу. Институт присяжныхповеренных создавался в качество особой корпорации, состоящей при судебных палатах, но не входящих в состав суда ипользующейся самоуправлением под контролем судебной власти. Закон четкорегламентировал условия, которые предъявлялись к присяжным поверенным Они фактически совпадали с требованиями, которые предъявлялись ксудьям. Статьи367-378 определялиправовую природу Света присяжных поверенных. Этоторган совмещал обязанности административного и судебного характера. Действуяпод контролем судебной палаты, Совет осуществлял наблюдение за точным исполнениемприсяжными поверенными своих обязанностей, исполнением ими законов,«установленных правил и всего прочего… сообразно с пользой ихдоверителей».
 Закон определял сферу юрисдикции мировых судов следующим образом: имбыли подсудны «дела о менее важных преступлениях и проститутках», длякоторых предусматривались такие санкции, как кратковременный арест (до 3-хмесяцев), заключение в работный дом на срок до 1 годи, денежные взыскания насумму свыше 300 рублей. В сфере гражданско-правовой па мировых судейвозлагалось рассмотрение дел по личным обязательствам и договорам (на сумму до300 рублей), дел, связанных с вознаграждением на сумму не свыше 500 рублей,исков за оскорбление и обиду, дел по установлению права на владение.
  Окружные судыучреждались на несколько уездов и состояли из председателя и членов. Новыминститутом, введенным реформой на уровне первого звена общей судебной системы(окружных судов), были присяжные заседатми. На суд присяжных предлагались дела«о преступлениях и проступках, влекущих за собой маказания, соединенные слишением всех прав состояния, а также всех или некоторых особенных прав ипреимуществ».
  В ходеразработки этого института возникла дилемма: какой системы придерживаться —английской или континентальной? В первом случае присяжные в своем вердиктедолжны были отвечать на вопрос: «Совершил ли подсудимый данноепреступление?», во втором -«Виновен ли подсудимый?» Российскаяпрактика пошла по второму пути.  
  Председательсуда вручал присяжным письменные вопросы о факте преступления и о винеподсудимого, которые оглашались в суде. Вопросы разрешались присяжными лишь вслучае, если суд единогласно признает, что «решением присяжных, осужденневинный». В этом случае он выносил постановление о передаче дела нарассмотрение нового состава присяжных, решение которых было окончательным. Приокружных судах учреждался институт следователей, осуществлявших предварительноерасследование преступлений под надзором прокуратуры на закрепленных за нимиучастках.
  Коронные судьиназначались царем по представлению министра юстиции. Кандидаты на должностьдолжны были соответствовать определенному цензу: иметь высшее юридическоеобразование, стаж работы в правоохранительных органах (не менее 3-х лет). Воглаве окружного суда стол председатель, во главе отделений — товарищипредседателя.
  На судебныеполата возлагались дела по жалобам и протестам на приговоры окружного суда, атакже дела о должностных и государственных преступлениях. Дела рассматривалисьпри участии «сословных представителей», в состав которых входилигубернский и уездный предводители дворянства, городской голова губернскогогорода и волостной старшина.
  Кассационныедепартаменты Сената рассматривали жалобы и протесты на нарушение «прямогосмысла законов», просьбы о пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствамприговоров, вошедших в законную силу, и дела о служебных преступлениях (вособом порядке судопроизводства). В 1872 году было учреждено также Особоеприсутствие Сената, рассматривавшее политические дала особой важности.
  Судебныепалаты выступали в качестве апелляционной инстанции по делам окружных судов,рассмотренных без участия присяжных заседателей, и могли заново, в полномобъеме и по существу, рассматривать уже решенное дело. Департаменты Сената быликассационными органами для всех местных и общих судов России и моглирассматривать любое дело, решенное в низших инстанциях с нарушениемустановленного порядка. В целом становление новых судов встретилось созначительными трудностями. Новые принципы их деятельности: гласность,состязательность, несменяемость судей, их независимость от административныхвластей — не могли не вызвать подозрительности и противодействия со стороныгосударственной бюрократии. Первоначально в апреле 1866 г. были созданы толькодва судебных округа (Петербургский и Московский), а в остальных районах новыесуды создавались в течение долгого времени, постепенно и по частям.
  Институтприсяжных заседателей был наиболее радикальным нововведением реформы. Вердиктприсяжных, выносившийся ими в суде на основании собственного суждения, невписывался в старую систему розыскного судопроизводства. В общие спискиприсяжных заседателей включались: почетные мировые судьи, государственныеслужащие, выборные должностные лица, землевладельцы, обладающие определеннымимущественным цензом. От крестьянского сословия в списки включались волостныестаршины, сельские старосты, волостные и сельские судьи. Закон запрещалвключать в списки присяжных заседателей, «прислугу и наемныхрабочих».
  Судебнаяреформа имела огромное значение уже потому, что обеспечивая существеннуюстепень защиты подданных Российской империи в гражданских и, и меньшей стопчи,72 уголовных делах она способствовала самому процессу выработки понятий правчеловека как гражданина России. Хотя следует отметить и тот факт, что успехреформы был обеспечен не голько банкротством старой системы, но и смутнымпредставлением значения новой. Подтверждением этого может служить мнениеА.А.Головина. в записях которого можно найти следующее: «Император,подписывая реформы, не в полной мере предвидит, к каким последствиям они могутпривести, иными словами он не понимал что же он подписывает».
  Невысокийуровень подготовки юридических кадров определял степень правового сознаниягосударственных чиновников, готовивших проект реформы, что придавало им веру иблаготворное влияние законности и права на все общество. И все же в итогевозникло совершенно новое для русского самодержавия отношение к закону изародился новый тип политической культуры внутри чиновничества. Идея права изаконности вела к ограничению иласти монарха, означала признание за подданнымиобъективных личных и гражданских прав. Законность противопоставлялась понятию«произвол», отражавшему традиционную психологию и практику русскогосамодержавия и старой бюрократии. Логическим последствием реформы являлосьправительство, ограниченное законом.[3]
  Военная реформа1874 г.
  Одной из важнейшихбыла военная реформа. Поражение в Крымской войне явилось тяжелым уроком. Войнапоказала, что регулярная армия, основанная на рекрутских наборах, не можетпротивостоять буржуазным армиям европейских государств. Цель преобразованиястарой крепостнической армии состояла в приближении ее к армии буржуазного типаобладающей обученным личным запасом, снабженной современным оружием и хорошоподготовленными офицерскими кадрами.
  Реформа проводилась в течение нескольких лет.Россия была разделена на15 военныхокругов; был выработан новый устав строевой службы. Создание военных гимназий,училищ, академий позволило улучшить военную подготовку офицеров. Было ускореноперевооружение армии новыми техническими средствами— винтовками, артиллерией; был создан паровойвоенный флот и т. д. Однако эти улучшения не устранилиглавную причину слабости русской армии—ее феодально-сословную структуру.
  В связи с этим в1874 г. правительство приняло закон о всесословной воинскойповинности мужчин, достигших20 лет. Этопозволяло сократить численность армии в мирное время и давало возможность резкоповысить ее численность в военное время, призвав запасников. Освобождались отдействительной службы по семейному положению (единственный сын) или по жребию(некоторых зачисляли сразу в ополчение). Срок службы вместо 25 лет, как было раньше, сокращался до6 лет действительной и9 лет запаса, на флоте— до7 лет действительной и3 лет запаса. Для лиц с высшим образованием срок службы сокращалсядо6 месяцев.
  При всей своей прогрессивности реформапроводилась непоследовательно. Некоторые группы населения были избавлены отвоинской повинности (священники, жители Средней Азии, Крайнего Севера,Казахстана и т. д.). Офицерский состав, как и прежде, формировался из дворян. Вармии царили рукоприкладство, муштра и произвол. Существовало большое различиев положении офицеров из дворян и солдат из крестьян. «В сущности, не было и нетвсеобщей воинской повинности, потому что привилегии знатного происхождения ибогатства создают массу исключений».
  В целом военная реформа способствовалаусилению русской армии. Однако дух возмутительного бесправия и полнойбеззащитности солдат оставался. Задавленная муштрой, жесточайшей дисциплиной,армия оставалась опорой царизма.[4]
  Политический кризис конца 70-х— начала 80-х годов.

  Последствия русско-турецкой войны, неурожаи иголод1879—1880 ппромышленный спад создали на рубеже70—80-хгодов острую кризисную ситуацию. Вновь усилилось крестьянское движениепроисходили волнения студентов в Москве, Петербурге и Харьковеземско-либеральные деятели выступили за введение конституции В этой обстановкереволюционеры совершили серию террорист ческих актов.Обстановка в стране накалилась.
  Правительство ответило репрессиями. С августа1878 г. дела о политических преступлениях былипереданы из гражданских судов в военные. В том же году был создан аппаратполицейских урядни ков для борьбы с крестьянскимдвижением, организована сыскная полиция для преследования революционеров.Обыски, аресты стали обычным явлением. В апреле1879 г. (после покушения А. К. Соловьева на АлександраII) в Петербурге, Харькове и Одессе былиучреждены временные генерал-губернаторства наряду с уже существовавшимипостоянными генерал-губернаторствами (в Москве Киеве и Варшаве). Всегенерал-губернаторы получили чрезвычайные полномочия (предавать военному суду,подвергать административной высылке, арестовывать, закрывать издания и т. д.).После взрыва в Зимнем дворце5 февраля1880 г., организованного С. Халтуриным,правительство попыталось найти спасение в диктатуре.
  12 февраля1880 г. быласоздана Верховная распорядительней комиссия по охранегосударственного порядка и общественного спо — койствия. Главным чиновником комиссии был назначен один изсамых хитроумных и ловких сановников, бывший харьковский генерал-губернаторграф Михаил Тариелович Лорис-Меликов.ОН был наделен исключительными полномочиями и начал осушествлятьполитику «лисьего хвоста» и «волчьей пасти», как писал народник Н.К.Михайловский. Наряду с карательными мерами Лорис-Меликовначал диалог с земствами, пообещав расширить их права ослабил цензуру, с постаминистра просвещения был смещен Д.А.Толстой.
  Заняв после ликвидации Верховнойраспорядительной комиссии (август1880г.) посты министра внутренних дел и шефа корпуса жандармов, Лорис-Меликовстремился завершить проведение реформ и тем самым преодолеть кризис. Длястабилизации положения были отправлены на места сенатские ревизии,расследовавшие факты злоупотреблений, расширены права печати, ликвидировано III отделение. В январе1881 г. Лорис-Меликов представилАлександруII проект реформ, с помощьюкоторых диктатор предполагал вывести правительство из кризиса. Он предложилсоздать административно-хозяйственную и финансовую комиссии, включавшиечиновников и «благонадежных» общественных деятелей, для подготовки реформыместного управления и пересмотра условий выкупа крестьянских земель. Затемпроекты должны были вноситься на рассмотрение общей комиссии с участиемземско-городских выборных.7 марта1881 г. этот план, названный «конституцией Лорис-Меликова», был одобрен императором. Однако в тот жедень АлександрII был убит в результатетеррористического акта.[5]
  Социально-экономическое развитие России впореформенный период.
  Российская империя выделялась среди другихевропейских государств как площадью(18млн. кв. верст), так и быстро растущим населением: в1860 г.—73 млн. человек, в1881—100 млн. человек. Почти90% населения проживало в европейской частиРоссии(22% территории страны). Основнаямасса была занята в сельском хозяйстве, но доля городского населения постоянноросла.
  За20лет, прошедших после реформы, произошли значительные изменения в социальнойструктуре российского общества.
  Резко сократилось число двор


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат О немедленном исполнении судебных решений в Республике Казахстан
Реферат Fatboy Essay Research Paper Through my knowledge
Реферат Аудит 10
Реферат Система налогов и сборов в России 2
Реферат Особенности учёта материально-производственных запасов в соответствии с международными стандарта
Реферат Сравнительный анализ правовой системы в Боливии и России
Реферат Мольер (1622-1673)
Реферат Роль юридической службы в обеспечении законности трудовых отношений на предприятии
Реферат Аккредитивная форма расчетов
Реферат "Религия и общество: актуальные проблемы свободы совести"
Реферат «Экономические причины и последствия первой мировой войны в России 1914-1917 гг.»
Реферат Стихотворение Пушкина Поэту
Реферат Тема Великой Отечественной войны в современной литературе
Реферат Аудит расчетов по оплате труда 2
Реферат Структура категории и функции социологии