Федеральное агентство по образованию
Министерства образования и науки Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Ростовский государственный университет»
Институт по переподготовке и повышению квалификации
преподавателей гуманитарных и социальных наук
Отделение «Регионоведение»
И.В. Пацева
Формирование региональнойполитико-административной элиты
(на примере Краснодарского края)
Дипломная работа
Студента 5 курса отделения
«Регионоведение»
Научный руководитель
кандидат политических наук, доцент
В.В. Черноус
Ростов-на-Дону
2006
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретическиеосновы исследования региональных
политическихэлит России………………………………………….10
1.1. Политические региональные элиты: сущность, роль и значение………………………………………………………………..10
1.2. Формирование и структура региональных политических
элит России……………………………………………………………29
1.3. Региональный элитогенез в современном
научном дискурсе……………………………………………………..40
Глава 2. Особенность трансформации региональной политической
элитына Северном Кавказе………………………………………..52
2.1. Особенности функционированияэлит Северного Кавказа……52
2.2. Трансформация региональнойэлиты Краснодарского края
в постсоветскийпериод.……………………………………………...57
2.3. Политическая активностьэлиты Краснодарского края в контексте регионального политического процесса………………...69
Заключение……………………………………………………………………...84
Список использованных источников и литературы………………………91
Введение
Актуальность темы исследования. Распад Советского Союза повлёк засобой трансформацию социокультурных оснований системыгосударственного управления, сложившихся на протяжении сотен лет и проявившихсякак мобилизационный тип организации в различных формах: в историческом обликеМосковского государства, в облике Российской империи, Советского Союза.Заявленный курс на переход к инновационному типу развития, который сможетобеспечить конкурентоспособность российского общества и влиятельный статусроссийского государства в системе международных отношений, не мог не затронутьструктуры власти и не отразиться на изменении культурных смыслов еёформирования. Ключевая роль в переходе к инновационному типу развития отводитсяполитической элите страны. Это определено как её непосредственными функциями,так и спецификой территориально-политического пространства РоссийскойФедерации.[1]
Политическаяэлита – один из самых влиятельных субъектов политического процесса. В странах снепрочными традициями демократии статус, авторитет и престиж элиты особенновысоки, поскольку негосударственные субъекты политики (партии, массовыеобщественные движения, профсоюзы) играют подчиненную роль в системе власти.Значение элиты также возрастает во времена трансформаций политических систем,становления новых институтов и практик деятельности. Присущие элитам интересы,ценностные и целевые установки являются важнейшими факторами принятияполитических решений. Поэтому элиты играют ведущую роль в политическом процессепостсоветской России.
Нарегиональном уровне политической системы деятельность элит особенно значима.Такие устойчивые факторы российского политического пространства, какцентрализация и персонализация власти, культурнаязависимость провинции от «столичной» политической жизни, слабостьнегосударственных субъектов политики, зависимость средств информации от властиделают региональную элиту ведущим «игроком» на политической сцене.[2]
Актуальностьизучения политической элиты Краснодарского края в качестве субъектаполитического процесса вызвана тем, что до сих пор тема не была предметомспециализированного исследования. Различные аспекты темы – теоретические основыанализа региональных элит, их структура и функции, формы деятельности изучалисьдо сих пор порознь. Почти не уделялось внимания вопросам социального состава и рекрутирования политической элиты Кубани.
Темадипломной работы актуальна также в прикладном аспекте. Она позволяет лучшепонять механизмы принятия политических решений, взаимодействия субъектовполитики в Краснодарском крае, мотивы политических ориентаций элит.
Степень научной разработанности темы.Изучение изменения механизмаформирования элит невозможно без опоры на изучение методологических подходов канализу этой социальной группы. Следует отметить, что проблематика элитогенеза имеет глубокую теоретико-методологическуютрадицию. Она изображена в классических работах Н. Макиавелли, Г. Моска, Р. Парето, М. Вебера и др.
В отечественной исследовательскойлитературе за последние два десятилетия возник ряд направлений в изучениипроблем формирования и функционирования политических элит. Они представленыименами таких ученых, как Ашин Г.К., Гаман-Голутвина О.В., ПонеделковА.В., Старостин А.В. и др.
Критические разработки позападноевропейским и американским элитарным теориям Г.К. Ашинастали первыми отечественными трудами в области элитологии.Созданная им при МГИМО школа плодотворно занимается осмыслением проблем формирования и функционирования элити в частности трансформации российских элит в процессе модернизации страны,восприятия ими новых политических реалий России.
Исследования О.В. Гаман-Голутвинойпосвящены анализу истории становления политических элит России и зависимостиэтого процесса от инновационного и мобилизационного пути развития общества.Ученый рассматривает особенности российской политической элиты, деятельность иформирование которой напрямую были связаны с неблагоприятными климатическими,географическими, экономическими и внешне-политическими реалиями Российскогогосударства.[3]
Научно-исследовательское направление элитологии, сложившееся на Юге России под руководством А.В.Понеделкова, нацелено на анализсоциально-политических аспектов формирования региональных элит (изучаетсявлияние образовательных, возрастных, половых, партийных характеристик наформирование элит).[4] В последние десятилетияактивно разрабатывается проблема природы активности этноэлит.В этом направлении можно выделить две противоположных объяснительных модели:конструктивистскую, представленную в отечественных исследованиях работами В.А. Тишкова, Э.Ф. Кисриева и примордиалистскую, отстаиваемую в работах Л.Л. Хоперской. Эти ученые акцентируют внимание на различныхаспектах политологического анализа функционирования этноэлит.Их позиции расходятся в вопросе о природе формирования этноэлит:так, для В.А. Тишкова этноэлитывыступают рационально мотивированными этническими антрепренерами[5], адля Л.Л. Хоперской – действительными выразителямиинтересов и потребностей народов.[6]
Вместе с тем в деятельности этноэлит просматриваются оба этих аспекта, анализ которыхпредполагает, с одной стороны, изучение взаимодействия по линии «элиты –массы», с другой – взаимодействия по линии «региональная элита – федеральнаяэлита». Данный подход вскрывает не политологический, а социокультурныйпласт проблемы, поскольку ориентирует ее исследование на соотношениерациональных и ценностных элементов в мотивации деятельности элит, аскриптивных и достигательных установок, которымируководствуются представители этноэлит и пр. Такойподход к анализу возможен благодаря этносоциологическим исследованиям, которыепредставлены в работах целого ряда социологов: Л.М. Дробижевой.Г.С. Денисовой, З.В. Сикевич. Однако следуетотметить, что, затрагивая проблемы специфики функционирования этноэлит, данные авторы специально не занимаются изучениемвлияния этнокультурного фактора, который может выступать (и выступает, вчастности, в северокавказских республиках) основанием элитогенеза,задавать вектор функционирования этноэлит в регионе.С некоторого времени этот аспект привлекает внимание А.В. Понеделкова,но в его работах он не получил всестороннего анализа.
Вместе с тем в последние годы подвоздействием этнокультурного компонента начала формироваться новая политическаясила – этнократия, влияние которой в регионах ссохранившейся традиционной культурой значительно превосходит силу и ресурсыпредставителей неэтнической элиты. Чтобы определить механизм формирования этноэлит в северокавказском регионе на современном этапе,были также изучены материалы исследований, не всегда связанных с проблемамиполитических элит. Например, большой научный интерес в этом плане представляларабота Солдатовой Г.У. «Психология межэтнической напряженности». Данноеисследование, проведенное на примере народов Северного Кавказа, позволяетвыявить значимые психологические качества полиэтничнойсоциальной среды, ее роль в структурировании социальных отношений традиционныхобществ региона.
Выделенные направления дипломнойработы позволяют сделать вывод о том, что в настоящее время создана теоретико-методологическаябаза для анализа проблем формирования и функционирования региональных политическихэлит, наметились общие подходы к анализу особенностей элитообразованияв полиэтничных регионах, накоплен обширныйэмпирический материал, выявляющий специфические особенности формирования ифункционирования региональной политической элиты Северного Кавказа.
Постановка проблемы. Региональный элитогенез в России типологическиразнообразен и асинхронен. В Краснодарском крае динамично трансформируется этнодемографическая и социальная структура населения, формыполитического процесса. В крае в постсоветский период эволюционно и радикальносменилось несколько типов административно-политических элит, что сказывается накачественных характеристиках современной региональной элиты.
Объектом исследованиявыступает региональная политическая элита.
Предмет исследования– формирование региональной политико-административной элитыКраснодарского края, а также её политические ориентации.
Цель и задачи исследования. Целью работыявляется изучение процесса формирования региональной политико-административнойэлиты Краснодарского края в качестве субъекта политического процесса.Достижение поставленной цели предполагает решение следующих исследовательских задач:
− датьавторскую трактовку термина «региональная политическая элита»;
− выявитьспецифику формирования и структуры региональной политической элиты впостсоветской России;
− проанализироватьфакторы, определяющие специфику регионального элитогенеза;
− показатьособенности функционирования современных политических элит Северного Кавказа;
− исследоватьпроцесс трансформации региональной политической элиты Краснодарского края какфактора политического процесса;
− определитьтип активности политической деятельности властной элиты Краснодарского края, еёроль во взаимодействиях субъектов политического процесса.
Теоретико-методологическая основа исследованиявключает в себя два уровня:общенаучные принципы анализа, а также методы и подходы самой политическойнауки. Применены общенаучные принципы системности объективности, диалектики,историзма. Они позволяют изучать региональную политическую элиту Краснодарскогокрая в качестве одного из субъектов политического процесса.
Системный анализ политическихпроцессов (Д. Истон, К. Дойч)обеспечивает изучение элиты под углом зрения модели «вход-система-выход».«Вход» в систему – требования, выдвигаемые элитами в процессе взаимодействия сдругими субъектами политики. Система представляет собой формальные инеформальные институты элитных группировок. «Выход» – политические решения,принимаемые и реализуемые элитами в ходе своей деятельности. На уровнеприкладного исследования применяется модель политического процесса Г.О'Доннелла – Ф. Шмиттера. Еёавторы рассматривают процесс как взаимодействие различных элементовполитического режима: акторов, институтов, ресурсов истратегий. В данной работе принята за основу модель «обусловленного перехода» врегионах постсоветской России (В.Я. Гельман, С.И. Рыженков).[7] Типполитической трансформации в этой модели производен от «советского наследия»(исторически сложившихся региональных режимов и властных элит), а также от«характера перехода» – взаимодействия акторов иинституциональных изменений в ходе трансформации.
Разделяется мнение О.В. Гаман-Голутвиной о пользе интегративныхметодик изучения элит.[8] В их основележит главное качество политической элиты – участие её членов в принятиистратегических решений. В переходном обществе с сильными традициями этатизманекоторое предпочтение надо отдать позиционному подходу. Поэтому вниманиесосредоточено прежде всего на политико-административной элите.
Применен также неоинституциональныйподход, позволяющий избегать крайностей структурно-функционального ипроцессуального подходов (Д.Норт).
Эмпирическая основа исследованиявключает в себя такие виды письменных опубликованныхисточников, как: законодательные акты, документы политических партий и движений,выступления представителей политической элиты, публицистика (газетныепубликации, предвыборные листовки), материалы общероссийской и краевойстатистики, биографические справочники. Также были изучены официальные сайтыАдминистрации Краснодарского края и Законодательного собрания края в сетиИнтернет.
1. Теоретические основы исследования
региональных политических элит России.
1.1. Политические региональные элиты: сущность, роль и значение.
Среди субъектов региональныхполитических процессов элиты занимают особое, первенствующее место. Всеисследователи согласны в том, что элиты играют доминирующую роль в политическомразвитии постсоветской России. Присущие элитам интересы, ценностные ицелевые установки являются важнейшимифакторами принятия политических решений.
Философия, социология, политическаянаука создали сотни определений элиты. В данной дипломной работе рассматриваетсятолько один из многих типов элит – политическая элита и один изпространственных уровней её существования – региональный.
Как известно, исследователи XIX– начала XXIвв. разработали бесчисленноемножество определений элиты. Основные трактовки систематизировали И.Г. Тарусина,Г.К. Ашин, В.Г. Ледяев. Они перечисляют следующиеопределения элиты:
− наиболееактивные в политическом отношении люди, ориентированные на власть;организованное меньшинство, которое управляет неорганизованным большинством (Г.Моска);[9]
− людис исключительными интеллектуальными способностями и наивысшим чувствомответственности (Х.Ортега-и-Гассет);[10]
− людис высоким положением в обществе и в силу этого влияющие на прогресс общества(Л. Дюпре);[11]
− люди,имеющие интеллектуальное либо моральное преимущество над массой безотносительнок своему статусу (Л. Боден);[12]
− лица,обладающие властью (А. Этциони);
− чиновникивысшего звена, обладающие формальной властью в организациях и институтах,определяющих жизнь в обществе (Т. Дай);[13]
− творческоеменьшинство общества, противоположное нетворческому большинству (А. Тойнби);
− «боговдохновенные»,харизматические личности (Ж. Фройнд);
− меньшинство,имеющее наибольшее влияние в обществе, и (или) выполняющее в нем самые важныефункции (С. Келлер);
− лица,владеющие наибольшим богатством или имеющие наибольший престиж (Г. Лассуэлл);[14]
− занимающиеведущие позиции в политической, экономической и культурной жизни общества (В. Гэттсмен);
− лица,принимающие важнейшие государственные решения и контролирующие их выполненияпосредством бюрократической группы (Л. Санистебан).
Классификация этих распространенных определенийпозволяет свести их в три группы:
− позиционная– по положению индивида или группы в официальной социальной и политическойструктуре общества при наличии особых качеств;
− «решенческая» (decisional) – по принятию стратегическихрешений или влиянию на их принятие;
− меритократическая– по умственным и моральным, организаторским качестваминдивида (группы).
Иные качества – экономическоебогатство, волевые черты лидера, степень реального влияния входят в типологиюконцептуальных подходов, данную И.Г. Тарусиной.[15] Ноэти качества явно составляют частные случаи перечисленных выше, «производны» оттрех основных групп.
Противоположными являются подходы ксущности политической элиты – позиционный (альтиметрический)и ценностный (меритократический). По первому из них,элита – социальный слой, обладающий в данном конкретном обществе властью инаивысшим статусом (Р. Миллс, Дж. Хигли, Т. Дай). Повторому, элита – группа самых мудрых, дальновидных, достойных людей общества,способных к созидательному творчеству и руководству массами (В. Парето, Г. Моска, Х. Ортега-и-Гассет).
Применительно к современной России (1990-2000-е гг.) и еёрегионам, находящимся в быстрых и неопределённых трансформациях, стоит принятьза основу позиционный подход. Для задач политической регионалистикитакже более адекватен социологический, нежели философский либо историческийанализ элит.
Другой важнейший аспект теорий элит –дискуссия о сущности власти в постиндустриальном обществе. По мнению Г.К. Ашина, можно выделить основные концепции:[16]
− плюралистическиеконцепции элиты;
− элитаризм(функциональную теорию элиты): власть принадлежит организованному и сплоченномуменьшинству, обладающему рычагами власти;
− неоэлитизм, развивающий взгляды элитаризма на материале современныхобществ;
− критическиетеории элиты (марксистские и неомарксистские): элитапонимается как господствующий класс либо его функциональная часть.
Можно сравнивать плюралистическуюконцепцию элиты и функциональную концепцию (элитизм)как наиболее влиятельные в западной политической науке второй половины XXв.
Создатели плюралистической концепции –Р. Даль, Д. Трумэн. С. Липсет, Д. Рисмени др. полагали, что современный политический процесс в США и других странахЗапада является итогом взаимодействия и конкуренции между «группами давления»,выражает баланс интересов социальных слоев. Политическая власть представляетсякак распределенная между многими альтернативными «центрами влияния»: как государственными,так и общественными. Доминирующей элиты нет, а государственные служащиепредстают как выразители интересов всего общества, пришедшего к консенсусу.
Напротив, функциональная теория(элитаризм) предполагает, что власть в обществе осуществляет организованное исплочённое меньшинство, обладающее ресурсами и влиянием (Т. Дай. X. Цайглер).С этой точки зрения, постиндустриальные страны управляются элитами, отделеннымиот масс. В составе элит ведущую роль играют собственники и топ-менеджерыкрупнейших корпораций и банков, владельцы влиятельных СМИ, административнаяэлита. Неоэлитисты (Т. Дай, X. Цайглер,Дж. Бэрри и др.) полагают, что подобный правящий слойнеобходим в любом обществе и он реально обладает властью. Критикаплюралистических концепций идёт, таким образом, с консервативных позиций. Элитисты, как подметила И.Г.Тарусина, рассматриваютполитическую власть как производную от благоприятной экономической и социальнойпозиции. Элитисты полагают, что следует анализироватьсоциальную систему в целом, а не отдельные политические решения.
Оба научных направления – плюралистыи элитисты сходны во мнении, что важнейшиеполитические решения принимает небольшая группа, устойчивая по составу иимеющая значительные экономические ресурсы.
Выделенные в конкурирующих теорияхэлит важнейшие черты и аспекты объекта исследования позволяют дать его общееопределение. Политическая элита – это составляющая меньшинство общества, внутреннедифференцированная, неоднородная, но относительно интегрированная группа лиц(или совокупность групп), в большей или меньшей степени обладающих качествамилидерства и подготовленных к выполнению управленческих функций, занимающихруководящие позиции в общественных институтах и (или) непосредственно влияющихна принятие властных решений в обществе. Это относительно привилегированная,политически господствующая группа, претендующая на представительство народа и вдемократическом обществе в той или иной мере подконтрольная массам иотносительно открытая для вхождения в ее состав любых граждан, облагающихнеобходимой квалификацией и политической активностью.
Структуру элиты можно представитьследующим образом:
Во-первых, сюда относится властная(правящая) элита, выполняющая государственные функции в органах законодательнойи исполнительной власти различного уровня.
Во-вторых, политическая элитавключает и лидеров политических партий и движений, общественных организаций,которые не участвуют в исполнении государственных обязанностей непосредственно,но оказывают существенное воздействие на принятие политических решений. Нельзяне отметить, что ныне названия партий, их членский состав и общая политическаяориентация меняются чрезвычайно быстро, в связи с чем «группа политическихдеятелей» неустойчива и очерчена чрезвычайно приблизительно.
В третьих, к политической элитеотносятся руководители значимых в обществе средств массовой информации, крупныепредприниматели и банкиры, известные ученые в области общественных наук.[17]
Непросто определить границы элиты вцелом и отдельных ее групп, что подтверждается выводами К. Микульского,Л. Бабаевой и др., сделанными на основе рассмотренного ими обширного (выше 140названий) комплекса литературы по теории элиты. Авторы заключают:«представления о составе и структуре элиты в рассмотренных работах значительно расходятся,даже если учесть, что цели исследований были различны». Одни и те же индивидымогут быть отнесены одновременно к различным элитам, например, бизнесмены,причастные к экономической и государственной деятельности, или же – только кэкономической, но влияющие на политические решения высшего государственногоруководства.[18]
Применительно к теме данной работынаиболее эффективен позиционный (альтиметрический)критерий, разработанный Т. Даем, С. Элдерсфельдом, М.Доганом, Дж. Хигли. Наматериалах постсоветской России позиционный анализ обосновала О.В. Крыштановская. Она включала в состав политической элитылиц, принимающих стратегические решения. Таковы: Президент РФ, его ближайшееокружение, члены Совета Федерации РФ, депутаты Государственной Думы, членыПравительства РФ. Функциональные группы российской элиты, по мнению О.В. Крыштановской, – правительство, парламент, партийная элита,высшее руководство страны, бизнес-элита, региональная элита.
Перечисленные группы О.В. Крыштановская дополняет «высшим руководством», к которомуона относит Президента РФ и «его ближайшее окружение», «команду». Это можетбыть и руководящий состав его администрации, и полномочные представителиПрезидента в федеральных округах, в равной степени включаемые политологами всостав региональной элиты.[19]
По мере накопления опыта российскиеисследователи элит стали сочетать позиционный анализ с решенческими репутационным. Такие методики позволяют снизить«погрешность» оценок, но не отменяют роли позиционного фактора.
Состав элиты неоднороден с точкизрения качеств и значимости входящих в нее индивидов.
К единицам, составляющим элиту,относятся группы и индивиды. В переломные моменты общественного развития, когдаобщество осуществляет выбор между принципиально разными путями развития» междугруппами элиты возможен глубокий раскол. В иных общественных ситуациях дажесоперничающие между собой группы элиты многое объединяет и, прежде всего –общая заинтересованность в сохранении существующей в обществе иерархии, встабильности общества, в поддержании привилегий и престижа элиты.
Существенное значение в структуреэлиты имеют не только внутриэлитные связи –вертикальные и горизонтальные, но и вертикальные связи с теми социальнымигруппами, которые они представляют. Суммарный баланс всех связей определяетцелостность правящей элиты, которая, в свою очередь, во многом характеризует (иопределяет) устойчивость общества. Существуют два типа внутриэлитныхсвязей: доминирования (господства) и координации (согласования), которые могутдействовать одновременно. Раскол в элите, так же, как разрыв связей междугруппами элиты и «представляемыми ими» социальными группами приводит кдестабилизации общества.
Особое значение в структуре элитыимеет характер «смены поколений» элиты или замены отдельных звеньев (групп илиступеней иерархии). Это происходит или путем рекрутированияиндивидов из социальных групп или путем внутригрупповой подготовки детей членовданной группы элиты. Возможна также полная замена правящей элиты пополитико-идеологическим мотивам, что и произошло в 1917 году в итоге революциив России.
Сама политическая элита неоднородна,внутренне дифференцирована и существенно различается на разных историческихэтапах и в разных странах. В зависимости от характера влияния элитыподразделяются на:
− наследственные, например,аристократию;
− ценностные – лица, занимающие высокопрестижные и влиятельные общественные игосударственные позиции;
− властные – непосредственныеобладатели власти;
− функциональные –профессионалы-управленцы, имеющие необходимую для занятия руководящихдолжностей квалификацию.
Среди элит различают – правящую,непосредственно обладающую государственной властью либо оппозиционную (контрэлита); – открытую, рекрутирующуюся из общества или жезакрытую, воспроизводящуюся внутри собственной среды.
Элита делится на высшую и среднюю.Высшая элита непосредственно влияет на принятие решений, значимых для всегогосударства. Принадлежность к ней может быть обусловлена репутацией, (например,чиновники, неофициальные советники президента) или положением в структурахвласти. Среди высшей элиты часто выделяют ядро, характеризующееся особойинтенсивностью коммуникаций, взаимодействия и насчитывающее обычно 200-400человек.
К средней элите относят примерно 5процентов населения, выделяющихся одновременно по трем признакам – доходу,профессиональному статусу и образованию. Лица, обладающие высшими показателямилишь по одному или двум из этих критериев, относятся к сегментарной элите.
К политической элите, непосредственноучаствующей в процессе принятия политических решений, примыкает элитаадминистративная, предназначенная для исполнительской деятельности, однако наделе обладающая большим влиянием на политику.[20]
Одной из достаточно содержательныхклассификаций политической элиты в демократическом обществе является выделениев зависимости от степени развитости и соотношения вертикальных (социальнаяпредставительность) и горизонтальных (внутригрупповая сплоченность) связейэлиты ее четырех основных типов: стабильной демократической («этаблированной») элиты – высокая представительность ивысокая групповая интеграция; плюралистической – высокая представительность инизкая групповая интеграция; властной – низкая представительность и высокаягрупповая интеграция и дезинтегрированной.