Реферат по предмету "Политология, Политистория"


Фашизм: исторические корни и уроки

Содержание

1.ВВЕДЕНИЕ

2.ИСТОРИЧЕСКИЕКОРНИ

            2.1.УЧЕНИЕ НИЦШЕ О СВЕРХЧЕЛОВЕКЕ

            2.2.РАЗЛИЧНОЕ ТОЛКОВАНИЕ ИДЕЙ НИЦШЕ

3.ФАШИЗМ. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ

4.ЧТО ТАКОЕ ФАШИЗМ

5.НЕОФАШИЗМ

6.ЗАКЛЮЧЕНИЕ

7.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ





1.ВВЕДЕНИЕ

Народ не может жить, не помня уроковсвоей истории. Только на основании опыта, пройденного народом, строятсясегодняшний и завтрашний день… это изречение еще раз подтверждает известнуюистину о том, что без прошлого нет настоящего и не может быть будущего.
В 1945 году фашизм потерпелсокрушительное поражение: «Победоносно завершилась небывалая в истории по своиммасштабам и ожесточенности битва против наиболее реакционной ударной силыимпериализма- гитлеровского фашизма, ставившего своей целью уничтожениерусского государства, установление мирового господства».[1]
         Втораямировая война, развязанная фашистами, принесла человечеству неисчислимыестрадания: 56млн. человек было убито, свыше90 млн. – ранено, 28млн. – осталисьинвалидами. От голода и эпидемий умерло 12 млн. человек. Годы фашистскихнашествий были страшными годами насилия и террора. Человечество не может, невправе забыть зверства фашистов, их чудовищные преступления, совершенные в  Советском Союзе, Польше, Франции и др. странахЕвропы. Человечество не может, не в праве забыть лагеря смерти, костры из живыхлюдей. Вот почему встревоженная память человечества вновь и вновь обращается курокам страшных лет фашизма. Это обращение к истории борьбы с фашизмом помогаетуяснить, кто и что является главной движущей силой фашизма, при какихобстоятельствах и в каких исторических условиях возникает фашистское движение,в чем суть и характер фашистских режимов, какие силы противостоят фашизму и какс ним следует бороться.
         Однакоразвитие после второй мировой войны, события последних лет свидетельствуют, чтофашизм отнюдь не принадлежит прошлому.
         Ктовиноват в том, что фашизм (по крайней мере в нашей стране) не стал вехойистории? Как ни парадоксально, но факт: пережив Вторую Мировую Войну и испытавна себе всю тяжесть «нового порядка» в Европе, современное общество не всостоянии полностью оградить себя от рецидивов фашизма. То тут, то там можнослышать о неофашистских организациях, о возрождении тоталитарной системы. Черезстолько лет после победы над Гитлером появляются так называемые «баркашовцы»,творят беспредел, используют явно фашистскую символику, прослеживается та же идеология…
         Актуальностьвыбранной темы очень велика, и связана она прежде всего с тем, что поднимаемыйшум вокруг фашизма и неофашизма несет не только положительную функцию в планеосвещения проблемы, но и обратную в плане её популяризации и невернойтрактовки.
Фашизм,как и неофашизм, по степени научной разработанности довольно хорошо освещен втрудах историков, политологов и психологов, как отечественных, так и зарубежных– Арендт, Милза, Фромм, Каграманов, Галкин, Дилигенский и т.д. Вошедшая вширокий научный оборот в 50-е годы на Западе теоретическая конструкциятоталитаризма сыграла немалую позитивную роль в исследовании механизманационал-социалистической диктатуры, особенно в ходе анализа проблем подавленияоппозиции, создания и функционирования аппарата насилия и всеобъемлющегоконтроля над личностью, идеологической унификации, способов мобилизации масс иих превращения в фундамент режима, путей формирования военно-централизованнойэкономики. Однако уже к концу 60-х годов многим западным ученым стало ясно, чтодоктрина тоталитаризма отнюдь не может претендовать на универсальное объяснениефеномена германского фашизма.
Исследователи совершенно справедливосчитают, что понять процесс создания комплексной картины нацистского режиманевозможно без учета резких перепадов в общественном сознании ФРГ. К началу80-х годов, по мере накопления и публикации документальных данных о периодегитлеризма, по мере отработки методологического инструментария в историческойнауке и обществе ФРГ сложилось, при всех расхождениях в частных оценках,определённое согласие по поводу того, что преступления фашизма вытекают изсущности самого режима, а развязанная Гитлером война носила неприкрытоагрессивный характер. Некоторые историки предлагают версию о «вторичности»фашистской диктатуры и её преступлений, которые были как будто всего лишьвынужденным «ответом на большевизм». Однако, думается, что кровавыепреступления одной диктатуры нельзя исторически оправдать путем сравнения созлодеяниями другой. Проблема «ухода» от прошлого и преодоления фашизма являетсяв некоторых странах актуальной и острой проблемой сегодняшней политики исоставляет часть общего процесса социализации, который будет унаследован ипродолжен очередными поколениями. По мнению компетентных специалистов, особаяопасность фашизма в том и заключалась, что он претендовал на роль всеобъемлющейальтернативы либерализму и демократии как силам, воплощавшим «старую»цивилизацию и культуру. По сути дела, видимо, нужно говорить о том, что фашизмне только сулил, но и претворил в жизнь своего рода морально-культурную революцию,тем самым бросив открытым вызов гуманизму, взрывая и без того хрупкую граньмежду добром и злом.

2.ИСТОРИЧЕСКИЕ КОРНИ


2.1. УЧЕНИЕ НИЦШЕ О СВЕРХЧЕЛОВЕКЕ

         «КНИГА ДЛЯ ВСЕХ И НИ ДЛЯ КОГО» — такзвучит подзаголовок «Заратустры» Ницше. Таков круг подлинныхчитателей Ницше и всего о нем.

         «СЛОВО СВЕРХЧЕЛОВЕК ДЛЯ ОБОЗНАЧЕНИЯТИПА САМОЙ ВЫСОКОЙ УДАЧНОСТИ, В ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЬ „СОВРЕМЕННЫМ“ЛЮДЯМ, „ДОБРЫМ“ ЛЮДЯМ — ПОЧТИ ВСЮДУ ПОНЯТО В ПОЛНОЙ НЕВИННОСТИ КАК»ИДЕАЛИСТИЧЕСКИЙ" ТИП ВЫСШЕЙ ПОРОДЫ ЛЮДЕЙ, КАК ПОЛУСВЯТОЙ, КАКПОЛУГЕНИЙ."

         «Поутрам я взбирался по южной красивой гористой дороге, по направлению к Зоагли.Здесь мне пришло в голову все начало Заратустры, даже больше того — Заратустрасам, как тип, явился мне...»
         Вдесять недель он оканчивает свою поэму. Это было новое и, если следоватьгенезису его мысли, — захватывающее произведение; без сомнения, им былозадумано лирическое священное произведение, основная часть которого должна быладать идею «Вечного возврата»:

         «ВРЕМЯ В СВОЕМБЕСКОНЕЧНОМ ТЕЧЕНИИ, В ОПРЕДЕЛЕННЫЕ ПЕРИОДЫ, ДОЛЖНО НЕИЗБЕЖНО ПОВТОРЯТЬОДИНАКОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ВЕЩЕЙ. ЭТО НЕОБХОДИМО; ЗНАЧИТ, НЕОБХОДИМО И ТО, ЧТО ВСЯКОЕЯВЛЕНИЕ ПОВТОРЯЕТСЯ. СЛЕДОВАТЕЛЬНО, ЧЕРЕЗ БЕСКОНЕЧНОЕ, НЕОГРАНИЧЕННОЕ,НЕПРЕДВИДИМОЕ КОЛИЧЕСТВО ЛЕТ, ЧЕЛОВЕК ВО ВСЕМ ПОХОЖИЙ НА МЕНЯ, ПОЛНОЕВОПЛОЩЕНИЕ МЕНЯ, СИДЯ В ТЕНИ ЭТОЙ СКАЛЫ, НАЙДЕТ В СВОЕМ УМЕ ТУ ЖЕ МЫСЛЬ,КОТОРУЮ НАЩЕЛ СЕЙЧАС Я, И ЭТА МЫСЛЬ БУДЕТ ЯВЛЯТЬСЯ В ГОЛОВЕ ЧЕЛОВЕКА НЕ ОДИН, АБЕСЧИСЛЕННОЕ КОЛИЧЕСТВО РАЗ, ПОТОМУ ЧТО ДВИЖЕНИЕ, УПРАВЛЯЮЩЕЕ ВСЕМИ ЯВЛЕНИЯМИ,БЕЗОСТАНОВОЧНО. ЕСЛИ ТАК, ТО ВСЯКАЯ НАДЕЖДА ДОЛЖНА БЫТЬ ОТВЕРГНУТА И МЫ ДОЛЖНЫОПРЕДЕЛЕННО УСТАНОВИТЬ СЕБЕ, ЧТО НИКАКАЯ НЕБЕСНАЯ ЖИЗНЬ НЕ ВСТРЕТИТ НАС И ЧТО ВБУДУЩЕМ НАС НЕ ЖДЕТ НИКАКОЕ УТЕШЕНИЕ. МЫ ТОЛЬКО ТЕНИ СЛЕПОЙ ОДНООБРАЗНОЙПРИРОДЫ, МЫ ПЛЕННИКИ МИНУТЫ. НО НАДО ПОМНИТЬ, ЧТО ЭТО СТРАШНАЯ ИДЕЯ, УБИВАЮЩАЯ ВНАС ВСЯКУЮ НАДЕЖДУ, ОБЛАГОРАЖИВАЕТ И ОДУХОТВОРЯЕТ КАЖДУЮ МИНУТУ НАШЕЙ ЖИЗНИ;МГНОВЕНИЕ НЕПРЕХОДЯЩЕ, ЕСЛИ ОНО ВЕЧНО ВОЗВРАЩАЕТСЯ; МАЛЕЙШИЙ МИГ ЯВЛЯЕТСЯВЕЧНЫМ ПАМЯТНИКОМ БЕСКОНЕЧНОЙ ЦЕННОСТИ И КАЖДЫЙ ИЗ НИХ БОЖЕСТВЕНЕН.
         ПУСТЬ ВСЕ БЕСПРЕРЫВНОВОЗВРАЩАЕТСЯ — ЭТО ЕСТЬ ВЫСШАЯ СТЕПЕНЬ СБЛИЖЕНИЯ МЕЖДУ БУДУЩИМ И СУЩЕСТВУЮЩИММИРОМ; В ЭТОМ ВЕЧНОМ ВОЗВРАТЕ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ ВЫСШАЯ ТОЧКА МЫШЛЕНИЯ.»

 Впервой части Заратустры мысль о «Вечном возврате» еще не попадается;в ней Ницше преследует совершенно другую мысль, мысль о Сверхчеловеке, символенастоящего, определяющего все явления прогресса, обещании возможногоосвобождения от случая и рока.
         Заратустраявляется предзнаменованием Сверхчеловека; это пророк благой вести. В своемодиночестве он открыл обещание счастия и несет это обещание людям; сблагодетельной и мягкой силой он предсказывает людям великое будущее в наградуза великий труд; в другое время Ницше заставит его держать более суровые речи.Читая эту первую часть книги, не надо смешивать его с теми, которые появятсяпотом: тогда только можно оценить всю здравость книги и всю мягкость егоязыка. Отчего Ницше оставил мысли о «Вечном возврате»? Он понял всюневозможность сознательного и разумного настроения своей гипотезы. Но этонисколько не уменьшало ее лирической ценности, для которой через год он сделалхорошее применение; но это, конечно, не может объяснить появление совершеннопротивоположной идеи. В глубине самого себя он не переставал ощущать всю силусвоих прежних мыслей, но, не будучи в состоянии переносить всю жестокостьсвоего символа, он не мог вполне искренно предложить его людям и заменил егодругим — Сверхчеловеком.

         «ЧЕЛОВЕК — ЭТО КАНАТ, ПРОТЯНУТЫЙМЕЖДУ ЖИВОТНЫМ И СВЕРХЧЕЛОВЕКОМ, ЭТО КАНАТ НАД ПРОПАСТЬЮ.»

         «Яне хочу начинать жизнь сначала. Откуда нашлись бы у меня силы вынести это?Создавая Сверхчеловека и устремляя на него свои взоры, слыша, как он говорит»Да" жизни, я, увы, сам пробовал сказать да!"
         Онхочет верить и ему удается уверовать в Сверхчеловека. Ему хочется утвердиться вэтой надежде; она очень подходит к смыслу его произведения. Ницше хочет в своейкниге показать человечество, пробужденное к новой жизни прославлением своегособственного существа, добродетелями добровольного избранного меньшинства,которое очищает и обновляет свою кровь. Исчерпывается ли на этом вся егозадача? Конечно, нет. Корни мыслей у Ницше всегда имеют важное и отдаленноепроисхождение. Последняя его воля заключается в том, что он хочет определить инаправить деятельность людей: он хочет основать новые нравы, указатьподчиненным их обязанности, сильным их долг и объем власти и вести всечеловечество к высшему будущему.
         Егобольше не удовлетворяет мысль о «Вечном возврате»; он не хочет житьпленником слепой природы, его, наоборот, покоряет идея о Сверхчеловеке; в немон видит принцип действия, надежду спасения.
         Вчем заключается смысл этой идеи? Это символ или реальная действительность?Иллюзия или надежда? Трудно ответить на эти вопросы. У Ницше чрезвычайноподвижный и восприимчивый ум; мощный порыв его вдохновения не дает ему нивремени, ни силы доводить свою мысль до конца; и он иногда не может ясноосмыслить волнующих его идей, и сам толкует их по разному. Иногда Сверхчеловекпредставляется ему вполне возможной действительностью, но иногда кажется, чтоон пренебрегает всяким точным изложением своей мысли и его идея делается тогдатолько лирической фантазией, которою он забавляется для того, чтобы возбудитьнизшие слои человечества. Но это иллюзия и иллюзия полезная, благотворная. Онтогда любил часто повторять изречения Шиллера: «Имей смелость мечтать илгать». Мне кажется, что, главным образом, Сверхчеловек мечтательная ложьпоэта — лирика. Каждый существующий вид имеет свои границы, которых он не можетпереступить; Ницше знает это и пишет именно об этом.
         Работаочень тяжелая; Ницше мало был приспособлен к восприятию какой-нибудьопределенной надежды, и часто душа его возмущалась тою задачей, которую он себеставил. Под впечатлением тоски и озлобления он писал страницы, которые потомему приходилось внимательно перечитывать, исправлять или совсем вычеркивать. Онненавидел эти часы, когда злоба доводила его до головокружения и затемняла вего сознании лучшие его мысли. Тогда он призывал своего героя, Заратустру,этого всегда ясного, благородного пророка и искал около него поддержки ипомощи. На многих страницах его книги видны следы этих припадков отчаяния.Заратустра говорил ему :

         «ДА, Я ЗНАЮ, КАКАЯ ОПАСНОСТЬГРОЗИТ ТЕБЕ, НО ЗАКЛИНАЮ ТЕБЯ МОЕЮ ЛЮБОВЬЮ И МОЕЮ НАДЕЖДОЙ — НЕ ТЕРЯЙ ТВОЕЙЛЮБВИ И ТВОЕЙ НАДЕЖДЫ! МОЕЮ ЛЮБОВЬЮ И МОЕЮ НАДЕЖДОЙ Я ЗАКЛИНАЮ ТЕБЯ: НЕ УНИЧТОЖАЙТОГО ГЕРОЯ, КОТОРЫЙ ЖИВЕТ В ТВОЕЙ ДУШЕ! ВЕРЬ В СВЯТОСТЬ ТВОЕЙ ВЫСОКОЙНАДЕЖДЫ!»

         Борьбас самим собой была по-прежнему жестокой, но Ницше ни на минуту не оставлялсвоей работы. Он кончает поэму, которая является только началом другой, болееобширной поэмы. Вернувшись в родные горы, Заратустра ушел от людей, два разаему надо еще спуститься к ним и продиктовать им скрижали своего закона, но егослов было достаточно для того, чтобы можно было предвидеть основные формычеловечества, покорного своим избранникам. Человечество разделяется на трикасты: нижнюю из них составлял простой народ, которому оставляется его жалкаявера, над ним стоит каста начальников, организаторов и воинов, еще выше стоитсвященная каста поэтов, творцов иллюзий и определяющих ценности.

         «Я ЛЮБЛЮ ТОГО КТО НЕ ИЩЕТ ВНЕБЕСАХ, ЗА ЗВЕЗДАМИ, ОСНОВАНИЯ ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ПОГИБНУТЬ И ПРИНЕСТИ СЕБЯ ВЖЕРТВУ, ТОГО, КТО ПРИНОСИТ СЕБЯ В ЖЕРТВУ ЗЕМЛЕ, ЧТОБЫ КОГДА-НИБУДЬ ОНА СТАЛАЗЕМЛЕЙ СВЕРХЧЕЛОВЕКА. „

         Вобщем книга производит необыкновенно ясное впечатление и является самойпрекрасной победой гения Ницше. Он подавил в себе свою грусть, книга его дышитсилой, но не грубостью, но не исступлением. В конце февраля 1882 года Ницшенаписал следующие последние страницы своей поэмы, которые, может быть,представляются самыми прекрасными, самыми религиозными, которые когда-либо былисозданы натуралистической мыслью :

         «БРАТЬЯ МОИ, ОСТАВАЙТЕСЬ ВЕРНЫМИЗЕМЛЕ ВСЕЙ СИЛОЙ СВОЕЙ ЛЮБВИ… ПОДОБНО МНЕ ВОЗВРАЩАЙТЕ ЗЕМЛЕ ЗАБЛУДИВШУЮСЯДОБРОДЕТЕЛЬ, ДА К ТЕЛУ И К ЖИЗНИ, И ПУСТЬ ОНА ДАЕТ ЗЕМЛЕ СВОИ СИЛЫ,ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ СИЛЫ.»

         Ницшепорицает все нравственные устои, поддерживавшие прежнее человечество: он хочетуничтожить прежнюю мораль и установить свою. Узнаем ли, наконец, этот новыйЗакон? Ницше медлит открыть нам его. «Свойства Заратустры становятся всеболее и более видимыми.» Ницше овладевает резкое и бурное настроение,восхваляемая им добродетель, что ни чем не замаскированная сила, это дикий пыл,который нравственные принципы всегда стремились ослабить, изменить или навсегдапобедить. Ницше отдается во власть этой увлекающей его силы. На самом деле дажезло имеет свое будущее. «Ваша душа так далека от понимания великого, чтоСверхчеловек с его добротой будет для вас ужасен.»
         Вэтих словах есть много напыщенности, слова скорее красивы, чем сильны, можетбыть, такой прием доказывает нам, что Ницше несколько стеснен в выражении своеймысли, он не настаивает на принятии этого евангелия зла и предпочитаетотсрочить тот затруднительный момент, когда пророк провозгласит свой закон.Заратустра сначала должен закончить дело служителя правосудия — уничтожить всеслабое. Но каким оружием он должен нанести удар? Ницше возвращается кизгнанному им из первой части «Вечному возврату», и несколькоизменяет его смысл и применение. Это уже больше не упражнение умственной жизни,не попытка внутреннего построения; это молот, оружие морального терроризма,символ, разрушающий все мечты.

         «ЧЕЛОВЕК ПОГИБНЕТ И ПРИДЕТ НА ЕГОМЕСТО СВЕРХЧЕЛОВЕК»

         Произведениеэто огромно по своему замыслу, это будет евангелие, которое заставит забытьЕвангелие Христа. От 1875 года до 1881 Ф.Ницше исследовал все учениянравственности и указал на их иллюзорное основание, он высказал свое пониманиемира: это слепой механизм непрерывно и бесцельно вертящееся колесо, но междутем, он хочет быть и пророком, хочет учить о добродетелях и о целях жизни.
         Нокакие законы, какие скрижали хочет диктовать Ницше? Какие ценности он возвысит,какие обесценит? Есть ли у него право избирать и строить здание красоты и добродетелиесли в природе царит механический порядок? Это, конечно, право поэта, генийкоторого, творец иллюзий, предлагает воображению людей ту или иную любовь илиненависть, то или иное Добро и Зло.

         «Я ХОЧУ УЧИТЬ ЛЮДЕЙ СМЫСЛУ ИХБЫТИЯ: ЭТОТ СМЫСЛ ЕСТЬ СВЕРХЧЕЛОВЕК, МОЛНИЯ ИЗ ТЕМНОЙ ТУЧИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА.
         СМОТРИТЕ, Я — ПРОВОЗВЕСТНИК МОЛНИИ, Я — ТЯЖЕЛАЯ КАПЛЯ ИЗ ГРОЗОВОЙ ТУЧИ; А ИМЯ ТОЙ МОЛНИИ — СВЕРХЧЕЛОВЕК."

         Пустьсоединят воедино дух и доброту всех великих душ: и совокупно не были бы они всостоянии произнести хотя бы одну речь Заратустры. Велика та лестница, покоторой он поднимается и спускается, он дальше видел, дальше хотел, дальше мог,чем какой бы то ни было другой человек. Он противоречит каждым словом, этотсамый утверждающий из всех умов, в нем все противоположности связаны в новоеединство. Самые высшие и самые низшие силы человеческой натуры, самое сладкое,самое легкомысленное и самое страшное с бессмертной уверенностью струятся унего из единого источника. До него не знали, что такое глубина, что такоевысота, еще меньше знали, что такое истина. Нет ни одного мгновения в этомоткровении истины, которое было бы уже предвосхищено, угадано кем-либо извеличайших. Не было мудрости, не было исследования души, не было искусстваговорить до Заратустры; самое близкое, самое повседневное говорит здесь онеслыханных вещах. Самая могучая сила образов, какая когда-либо существовала,является убожеством и игрушкой по сравнению с этим возвращением языка к природеобразности. Здесь в мгновении преодолевается человек, понятие«Сверхчеловек» становится здесь высшей реальностью, — в бесконечнойдали лежит здесь все, что называлось великим в человеке, лежит ниже его. Осовмещении злобы и легкомыслия и обо всем, что вообще типично для типаЗаратустры, никогда никто еще не мечтал как о существенном элементе величия.Заратустра именно в этой шири пространства, в этой доступности противоречиямчувствует себя наивысшим проявлением всего сущего, и когда услышат как он этоопределяет, откажутся от поисков ему равного.

         «Я ЛЮБЛЮ ТОГО, КТО ЖИВЕТ РАДИПОЗНАНИЯ И СТРЕМИТСЯ ПОЗНАВАТЬ ВО ИМЯ ТОГО, ЧТОБЫ ЖИЛ НЕКОГДА СВЕРХЧЕЛОВЕК. ИБОТАК ХОЧЕТ ОН ГИБЕЛИ СВОЕЙ.»

2.2.РАЗЛИЧНОЕТОЛКОВАНИЕ ИДЕЙ НИЦШЕ

         «Падающего- толкни.» Ницше прежде всего имел в виду критику христианства, котороесчитал религией слабых, униженных рабов. Христианская религия отрицает свободумышления, самостоятельность действий человека. Человек свободен, а смирениеесть оковы, которые надевает на людей лицемерная каста жрецов ради достижениясобственной власти. Вывод Ницше: не свержение строя, порождающего несвободу, авозрождение идеала сильной и свободной личности — идеала античности ивозрождения, отказ от культа слабости и униженности, покаяние, жертвы исамопожертвование, навязанного религией лицемерия. Фашистская интерпретацияидей Ницше до крайности искажала его мысли, превращала мыслителя в шовиниста ичеловеконенавистника, каким он не был. Вины философа в такой интерпретации еготрудов нет, читатель может убедиться в этом, внимательно прочитав перевод «Антихристианина».Нацизм в свое время ухватился за эти рассуждения Ницше, истолковав их на свойлад и объявив войну «слабым», а именно тем, кого следовало бы поработить илиуничтожить ради процветания высшей расы.
         Вучении Ницше, как в любом серьезном нравственно философском исследовании, естьмного ценного для нашего времени. Прежде всего, это яркая критика мещанства.Никто до и после Ницше с такой прозорливостью не смог  предвидеть всю опасность общества маленьких,серых, покорных людей.
         Это,кроме того, неприятие социальной системы, построенной либо на безмерномподчинении какой-либо одной идеологии, либо на принципах утилитаризма ипрагматизма, где обесценено главное — личность, ее индивидуальность инеповторимость. Это идея возвышения человека, преодоление всего мелочного,обыденного, незначительного для жизни. Многие категории нравственного ученияНицше вошли в философско-этическую науку и в наш обыденный язык:«переоценка ценностей», «Сверхчеловек», то есть«которых слишком много»; «человеческое, слишкомчеловеческое»; мораль «по ту сторону добра и зла».
         Всоветской философской науке существовал один ответ на вопрос о гуманностиучения Ницше — негативный. Безусловно, учение Ницше противоречиво, потому и неможет быть оценено как только негативное или только позитивное. Ницшезаставляет думать, сравнивать, размышлять.
         Главнойпозитивной ценностью нравственного учения Ницше, без сомнения, является идеявозвышения человека. Ницше с полным правом можно было бы назвать исследователемантропологического метода в философии. В своих нравственных оценках онстремился идти от индивида. Причем сам индивид рассматривался им как бесконечностановящаяся ценность, как процесс, как неисчерпаемость. По Ницше, человечество- это целостность, проявляющаяся через различие. Но абсолютизациянеординарности приводила Ницше к парадоксальным выводам. Впрочем, любаяабсолютизация приводит к крайностям и в познании и, что всего печальнее, всоциально нравственной практике.
         Однимиз аспектов философского учения Ницше является критика христианской морали.Отметим, что здесь Ницше занимал весьма оригинальную позицию. Он считал, чторелигия формирует зависимое, несамостоятельное сознание, смирение, несвободучеловека. Для Ницше религия стала символом зависимого «несчастного»сознания.
         Конечноже, содержание и практику христианского учения нельзя свести к подобному еготолкованию. Но тем не менее эта точка зрения немецкого мыслителя оченьактуальна сегодня. Весьма распространенным является мнение о том, что религияедва ли не единственная нравственная спасительница России: только она способнадать человеку подлинный подъем духа; только она «скрепляет нацию»;она «наиболее действенное средство массового воспитания морали», таккак она «дает общедоступное представление о сверхнациональном абсолюте,без которого мораль не существует». Трудно сказать, что больше в этомпризнании: или потребности в «сверхнациональном абсолюте», илиснисходительной заботы о человеке из «массы», который толькоблагодаря религии сможет стать нравственным? Ницше верил в возможности самогочеловека — единственного творца и самого себя, и своей истории.

         «УСЛОВИЯ,ПРИ КОТОРЫХ МЕНЯ МОЖНО ПОНИМАТЬ, — А ТОГДА УЖ ПОНИМАТЬ С НЕИЗБЕЖНОСТЬЮ, — МНЕОНИ ИЗВЕСТНЫ ДОСКОНАЛЬНО, ДОПОДЛИННО. НЕОБХОДИМО В ДЕЛАХ ДУХА ЧЕСТНОСТЬ ИНЕПОДКУПНОСТЬ, И НЕОБХОДИМО ЗАКАЛИТЬСЯ В НИХ, — ИНАЧЕ НЕ ВЫДЕРЖИШЬ СУРОВЫЙНАКАЛ МОЕЙ СТРАСТИ. НУЖНО СВЫКНУТЬСЯ С ЖИЗНЬЮ НА ВЕРШИНАХ ГОР, — ЧТОБЫ ГЛУБОКОПОД ТОБОЙ РАЗНОСИЛАСЬ ЖАЛКАЯ БОЛТОВНЯ О ПОЛИТИКЕ, ОБ ЭГОИЗМЕ НАРОДОВ. НУЖНОСДЕЛАТЬСЯ РАВНОДУШНЫМ И НЕ ЗАДАВАТЬСЯ ВОПРОСОМ О ТОМ, ЕСТЬ ЛИ ПОЛЬЗА ОТ ИСТИНЫ,НЕ ОКАЖЕТСЯ ЛИ ОНА РОКОВОЙ ДЛЯ ТЕБЯ… НУЖНО, КАК ТО СВОЙСТВЕННО СИЛЬНОМУ,ОТДАВАТЬ ПРЕДПОЧТЕНИЕ ВОПРОСАМ, КОТОРЫЕ В НАШИ ДНИ НИКТО НЕ ОСМЕЛИВАЕТСЯСТАВИТЬ; НЕОБХОДИМО МУЖЕСТВО, ЧТОБЫ СТУПИТЬ В ОБЛАСТЬ ЗАПРЕТНОГО; НЕОБХОДИМАПРЕДОПРЕДЕЛЕННОСТЬ — К ТОМУ, ЧТОБЫ СУЩЕСТВОВАТЬ В ЛАБИРИНТЕ. И СЕМИКРАТНЫЙ ОПЫТОДИНОЧЕСТВА. И НОВЫЕ УШИ ДЛЯ НОВОЙ МУЗЫКИ. И НОВЫЕ ГЛАЗА — СПОСОБНЫЕ РАЗГЛЯДЕТЬНАИОТДАЛЕННЕЙШЕЕ. НОВАЯ СОВЕСТЬ, ЧТОБЫ РАССЛЫШАТЬ ИСТИНЫ, ПРЕЖДЕ МОЛЧАВШИЕ. ИГОТОВНОСТЬ ВЕСТИ СВОЕ ДЕЛО В МОНУМЕНТАЛЬНОМ СТИЛЕ — ДЕРЖАТЬ В УЗДЕ ЭНЕРГИЮВДОХНОВЕНИЯ… ПОЧИТАТЬ СЕБЯ САМОГО; ЛЮБИТЬ СЕБЯ САМОГО; БЫТЬ БЕЗУСЛОВНОСВОБОДНЫМ В ОТНОШЕНИИ СЕБЯ САМОГО.»

         Кфилософии Ницше и его трудам нельзя подходить с позиций однозначной логики:она по меньшей мере двузначна, но чаще всего многозначна и определяетсяконтекстом. Его мысль постоянно пульсирует, так что из любого отдельно взятогофрагмента его текста может быть реконструирована почти вся полнота егофилософии. Ницше говорил о своей философии как о «нигилизме» являющемсяцентральным понятием его философии. В его ранних работах содержатся идеи,которые как эхо, отзываются в его поздних книгах, как будто все они ужесодержались в этих первых. Нигилизм Ницше связан с любовью к своей собственнойсудьбе. Учение о воле к власти заключается в том, что мир есть то, что мы самисделали и должны воспроизводить, что у него нет никакой другой структуры, атакже значения, помимо тех, которые мы ему приписываем Это понятие представлялосьключом как к его собственной философии, так и к положению дел в мире кактаковом. Как мы будем жить и о чём мы будем думать – об этом только мы самиможем сказать.
Стремлениепонять личность, представление о личности можно обнаружить и в ранних и в зрелыхработах Ницше. Каждая новая личность, входящая в жизнь и в культуру, ищетистинной жизни и борется за полноту своей уникальности, за полноту воплощенияидеала. Ницше подразумевает, что жизнь ( и воля к власти как её сущность )реализуется в человеке прежде всего через его творческие усилия по созиданиюкультуры. В идее сверхчеловека заключено убеждение в бесконечном творческомстановлении самого Бытия, концентрирующемся в каждой отдельной личности.
Гуманизм,человек и человечность — это не только общечеловеческие идеалы и ценности,направляющие наше движение вперед, но и конкретно историческая реальность,которая имеет существенные отличия в различные пространственно-временныеотрезки. Ницше раскрыл общественный характер человеческой  души, в которой имеется то, что вложено вчеловека обществом, развил язык описания нашего бытия в мире, в котором насилиенад природой и другими людьми оборачивается насилием над собой. В этой частиего позицию можно охарактеризовать как сверхгуманизм, в которой, несмотря нанесовершенство отдельной личности, обращаясь к потенциальной творческой силе,человек раскрывает свое подлинное значение, переводя его из формыпотенциальности в форму актуальности.

3.ФАШИЗМ. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ

         Фашизм возник в Италии в 1919 г. после Первой мировой войныиз глубокого разочарования её результатами. Тогда в Европе демократическиекосмополитические силы одержали победу над консервативными монархическими, нопобеда демократии не принесла обещанных благ, а разразился сильнейший кризис:хаос, инфляция, массовая безработица. И против такой демократии началасьреакция. К 1930-м. гг. половина европейских парламентов прекратиласуществование, везде возникли диктатуры – это явление было примечательно длятех лет.
         Фашизм происходит отслова «фашина», это пучок, связка прутьев – символ ещё древнеримскогогосударства, который Муссолини использовал как символику «нового Рима», так онназывал своё государство. И, в общем, в фашизме на первый взгляд было многопривлекательного.
         Фашизм как связка провозгласил единствонации в противоположность марксистскому тезису о борьбе классов и впротивоположность либерально-демократическому партийному принципу. Фашизмпровозгласил корпоративное государство, построенное не на партийном принципе,когда партии участвуют в выборах, набирают голоса, а построенное на корпорациях- это естественная демократия, вырастающая снизувверх, на основе производственной, профессиональной общности людей. Корпорациимогут быть, скажем, работников металлургической промышленности, медицины,сельского хозяйства, причем каждая корпорация включает в себя как руководящийперсонал, так и врачей, бухгалтеров, электриков, короче говоря, всех людей,которые задействованы в ней. В Японии сейчас что-то похожее существует нафирменной основе: фирма строится какячейка общества; примерно то же хотел Муссолини, называя это«производственной демократией». Кстати, фашизм считали- как это, может быть, ни странно будетзвучать- демократическим явлением дажетакие наши демократы, как Г. Федотов, известный публицист, историк Церкви, иего журнал «Новый град» об этом много писал.
         Чемже привлекал фашизм? почему так много людей поддались этому соблазну- увидеть в фашизме что-то действительноновое, преображающее всю Европу на фоне этого хаоса. Вот пример из«Доктрины фашизма» Муссолини:
«Фашизм — ... это духовная позиция, возникшая изобщего движения нашего столетия против обессилевшего материалистическогопозитивизмаXIX столетия… Эторелигиозное воззрение, рассматривающее человека в его внутренней связи с высшимзаконом, объективным духом, который превосходит отдельный индивидуум и делаетего сознательным членом духовного сообщества… Народ- не раса или географическая область»...
Прервавцитату, следует подчеркнуть, что в первоначальном фашизме не было расизма,который был в гитлеровском режиме; итальянцы не считали свой народ лучше другихи высшей нацией, которой должен принадлежать мир, который нужно покорять.Продолжим:
«Народ- не раса или географическая область, а непрерывносохраняющаяся в историческом развитии общность,... личность, духовное явление». И дальше о том, какие требования фашизмпредъявлял к человеку: «Человек фашизма подавляет в себе инстинкт эгоистичногожелания, чтобы вместо этого в чувстве долга укоренить высшую жизнь нации, неограниченную рамками пространства и времени: жизнь, в которой индивидуум путемсамоотречения и пожертвования личных интересов, даже через смерть- осуществляет предельно духовное бытие, накотором основывается его человеческое достоинство… Ни одно действие неускользает от моральной оценки. Поэтому жизнь в понятии фашиста- серьезна, строга, религиозна. Он создает изсамого себя инструмент построения достойной жизни...».
Какмы видим, вот это дисциплинирующее, собирающее, орденское начало в фашизме нафоне хаоса, безработицы- оно привлеклоочень многих людей. И даже нужно отметить, что католическая Церковь оченьгорячо поддерживала фашистские реформы и само движение фашизма, потому что оносоответствовало социальному католическому учению, именно в его основе лежиткорпоративное устройство общества.
Этоне было какое-то преступное явление. Во всех европейских странах возниклипартии, которые можно назвать фашистскими, даже в демократических странах, воФранции, в Англии. А где были осуществлены принципы этого корпоративногогосударства: они были осуществлены и в Италии, и в Австрии  начисто христианской основе именно в Австрии, это было при канцлере Дольфусе. Иуж, конечно, важны примеры Испании и Португалии (при Франко и Салазаре) они внаиболее чистом виде выявили лучшие стороны этих тенденций, которые тогданаметились во всей Европе.
         Следует сказать о настроениях среди русской эмиграции. Оченьмало эмигрантов было на стороне демократий, почти все симпатизировалиавторитарным режимам, потому что именно авторитарные режимы были единственными,провозгласившими антикоммунистическую борьбу. Вспомним Антикоминтерновский пактв 1930-е гг.,- а демократии тогдавступили в союз со Сталиным именно против фашизма. Поэтому эмиграциясимпатизировала авторитарным режимам.
Подавляющеебольшинство русских эмигрантов, если не прямо называли себя организациямифашистскими, то симпатизировали фашизму. Фашистскими были, скажем, на ДальнемВостоке — «Союз русских фашистов», в Америке- партия Вонсяцкого, который издавал журнал «Фашист»; вГермании было русское национал-социалистическое движение. И даже самая крупнаяорганизация эмиграции, «Русский Обще-Воинский Союз»- это остатки Белых армий, которые соединилисьвместе в эмиграции,- тоже считал, чтонужно изучать фашизм и нужно разрабатывать свой русский фашизм.
Приведуздесь вступительную статью В. Новикова к книге Б. Муссолини «Доктрина фашизма»вышедшей в Париже в 1938 году. Она как нельзя лучше характеризует настроениерусской эмиграции тех лет:

       «Величайшим явлением в жизни народовпослевоенного периода является фашизм, который в настоящее время совершает свойпобедный путь по всему миру, завоевывая умы активных сил человечества ипобуждая к пересмотру и перестройке всего общественного порядка.
        Фашизм зародился в Италии итворцом его является гениальный вождь фашистской партии и глава Итальянскогоправительства Бенито Муссолини.
Вборьбе Итальянского народа против надвигающегося на страну кошмара красногокоммунизма фашизм дал итальянской молодежи, передовому бойцу за национальноевозрождение, идеологическую основу для этой борьбы.
Коммунистическойидеологии была противопоставл


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.