Реферат по предмету "Политология, Политистория"


Современные российские политические партии

Оглавление:IФункции, структура и классификация политических партий.
IIКлассификация российских политических партий.
IIIХарактеристика ведущих российских партий власти.
IY Заключение.
IФункции, структура иклассификация политических партий.
         Неотъемлемой частью политической системы современногодемократического общества являются политические партии. Партия- этополитическая общественная организация, которая борется за власть или за участиев осуществлении власти. Соперничество политических групп, объединенных вокругвлиятельных семей или популярных лидеров, в течение многих веков составлялохарактерную, существенную черту политической истории. Но такие организации,которые мы называем политическими партиями, возникли в Европе и в Соединенных Штатахне ранее начала 19 века. Например, в тексте американской Конституции.Декларации прав и свобод гражданина, в других политических документах конца 18в. нет даже упоминания о политических партиях
         Этимологически “партия” означает “часть”, “отдельность”,элемент политической системы. Существует множество подходов к определениюсущности политических партий:
1)  понимание партии как группы людей, придерживающихся однойидеологической доктрины (Б.Констан). 
2)  трактовка политической партии как выразителя интересов определенныхклассов(марксизм).
3)  институциональное понимание политической партии как организации,действующей в системе государства(М.Дюверже).
         Другие  подходы к определению партий:
·     партия — носитель идеологии;
·     партия — длительное объединение людей;
·     цель партии — завоевание и осуществление власти;
·     партия стремится заручиться поддержкой народа.
         Грани между партиями и другими политическими объединенияминосят нечеткий характер и зачастую стираются.  
         Формирование партий  было   довольно    длительным    и   сложным   процессом.Первоначально  партии активно действовалитолько в периоды   избирательных компаний,  они не имели постоянно действующих  местных  организаций,  не  проводили регулярных съездов или конференций, их   сторонники не были связаны партийнойдисциплиной.
         Первоймассовой и постоянно действующей партией была либеральная партия в Англии (с1861 г.). Причинами возникновения массовых политических партий послужилораспространение всеобщего избирательного права.
         Каждая партия  создавалась   для   защиты интересов  определенных   групп населения (как правило экономическихили национальных).
         Партии как правило не однородны и   имеют внутри  себя фракции — группывыдвигающие программы несколько  отличные от общей, основной программы партии. Существование впартии   различных   фракций делает  ее  политику более  гибкой,  поскольку  помогает  ей  сохранить  свое   влияние   среди  различных   групп   избирателей.
         Политика партии вырабатывается в ходе внутрипартийной политической   борьбы между различными фракциями итечениями.    Руководящие органы    многих   партий   составляются   на  основе   представительства отразличных фракций.    В программах  партии обычно  подчеркиваются  их намерения служить   интересамопределенных социальных групп, большинства  граждан  всей  страны.  В практической политикепартии стремятся учитывать интересы  различных категорий избирателей поскольку только так можно  одержать  победу на демократических выборах.
         Похарактеру доктрин партии делятся на :
·     революционные;
·     реформаторские;
·     консервативные;
·     реакционные.
         По месту и роли партий в политической системе они делятсяна:
·     государственные(партийная идеология становится государственной, партия формируетгосударственную систему управления);
·     авторитарные(не сливающиеся с государством, но составляющие основу политическогорежима и пользующиеся его поддержкой);
·     парламентские(действующие в конкурентных политических системах).
         Существуетклассификация партий по критерию организационной структуры:
·     централизованные;
·     децентрализованные;
·     кадровые;
·     массовые;
·     партии с формально определенными принципами членства;
·     партии со свободным членством.
         Повиду партийного руководства партии бывают:
·     коллективного руководства;
·     коллективного руководства с отчетливо выраженным верховенством лидера;
·     личностного руководства;
·     харизматического руководства;
·     консенсуального руководства.
         Политическиепартии в современных обществах выполняют следующие функции:        
·     представительство — выражение интересов определенных групп населения;
·     социализация — вовлечение части населения в число своих членов и сторонников;
·     идеологическая функция — разработка привлекательной для определенной частиобщества политической платформы;
·     участие в борьбе за власть -  подбор,выдвижение политических кадров и обеспечение условий их деятельности;
·     участие в формировании политических систем -их принципов, элементов,структур.
         Всовременной политической истории различают четыре типа партийных систем:
·     буржуазно-демократическая партийная система
         Сформировалась в Европе и Северной Америке в XIX веке. Всвоей деятельности руководствуется следующими правилами:
–      в обществе идет легальнаяборьба за власть;
–      власть осуществляет партияили группа партий, которые обеспечили себе поддержку парламентскогобольшинства;
–      постоянно существуетлегальная оппозиция;
–      между партиями внутрипартийной системы существует согласие относительно соблюдения этих правил.
·     социалистическая (фашистская) партийная система
–      существует только одналегальная партия;
–      партия руководит государствомна всех уровнях государственного аппарата;
         Возникновениятакой политической системы связано с кризисом демократических или авторитарныхсистем правления.
·     авторитарная партийная система
         Такой тип правления является промежуточным, при этомдоминирующим фактором выступает государство, а не партия, которая играетвторостепенную роль в процессе осуществления власти.  Также допускается существование другихпартий.
Данный опыт классификацииоснован именно  на том, что партиизаявляют, в отличие от того, что они реально делают. В мире современной российской политики ничто не называется своимсобственным именем:  политическиевзгляды, которые декларируют партии, не соответствует их названиям, действияпартий не соответствуют их политическим взглядам, а сами взгляды ничего неговорят об интересах тех лиц, которые их демонстрируют.
IIКлассификация российских политических партий.
Применение к условиямРоссии традиционного западного деления партий на “правые” и “левые”, или“либералов” и “консерваторов” (варианты: “либералов, консерваторов илейбористов”, “республиканцев и демократов”, “крайне правых, ультра-левых иумеренных  социал-демократов”)невозможно.  Во-первых, в России с конца XIXвека сложилась традиция называть «левыми» тех, кто «дальше отвласти и ближе к виселице». Поэтому до 1917 года в России считались левымикоммунисты, а в 60-70 годы «левыми» стали называть всех диссидентов — и Роя Медведева (левого в западном смысле), и Александра Солженицына (поевропейским понятиям — правого), тогда как КПСС в диссидентских кругахсчиталась “правой”.
Когда Президент Ельцинпоручил премьер-министру Виктору Черномырдину и спикеру Ивану Рыбкину создатьдва лояльных к нему блока, — соответственно «право — центристский»и   «лево — центристский», –премьер-министр сначала перепутал и стал называть себя «лево — центристом» (именем, предназначенным для недавнего коммуниста, а на тот момент левого социалиста Рыбкина), потомучто все еще по традиции считал, что «левый» – это хороший идемократический, а «правый» – плохой и сталинистский.
Необходимо учесть, что,  лишь немногие партии из числа существующих вРоссии имеют социальную базу, т.е. те слои населения, интересы которыхвыражают. Большая часть партий выражает только свои собственные интересы и потомуимеет вместо социальной базы электорат, т.е. то население, которое склонно навыборах голосовать за эту партию. Несмотря на довольно длительный сроксуществования многопартийности в нашей стране, большинство народа еще ненаучилось бороться за свои интересы в виде активной политической  деятельности и потому политически проявляетсебя в основном во время выборов.
Традиционные западные схемы,позволяющие определить, за кого вероятней всего проголосует та или иная частьэлектората, в России тоже неприменимы в силу особенностей социального деленияобщества. Российское общество, во-первых, в имущественном отношении достаточнооднородно. Если до августовского кризиса 1998 г. по уровню доходов (самооценка)в России можно было выделить четыре группы населения –  богатую, обеспеченную, относительнообеспеченную (от зарплаты до зарплаты) и бедную, то после кризиса вторая итретья группа слились в одну, а четвертая оказалась отброшена в маргинальныеслои (данные Академии государственной службы). О наличии какого-либо среднегокласса, в силу его малочисленности, в России говорить не приходится. Однакосоциальная стратификация в России уникальна не столько этим, сколько тем, чтосоциальные ожидания большей части населения не соответствуют социальномустатусу. Основная часть населения нашей страны в советское время получилахорошее образование и имела материальный достаток, соответствующий (относительно общего уровня жизни, на 350долларов средней советской зарплаты в СССР можно было жить не хуже, чем наЗападе на 4000 долларов) среднему классу или высокооплачиваемым рабочим ислужащим западных стран. На данный момент социальный статус и доходыбольшинства населения оказались гораздо ниже, чем двенадцать лет назад.Двенадцать лет — слишком маленький срок, чтобы привыкнуть к своему новомунизкому социальному статусу и научиться разбираться в своих новых интересах.
Поэтому основную роль вформировании электоральных предпочтений населения играют, во-первых,сохранившиеся с советских времен завышенные социальные ожидания (представлениео том, что государство должно обеспечить зарплату, жилье и пр., мнение, будтохорошее образование должно соответствовать хорошей зарплате и т.д.), во-вторых,пропаганда.
Пропаганда привела кпарадоксальному факту: большинство населения исповедует политические взгляды,не соответсвующие собственному социальному статусу (например, учитель сзарплатой $30 в месяц придерживается либерально-демократических ценностей,характерных для среднего класса, т.е. мелких и средних предпринимателей ивысокооплачиваемых наемных служащих, на Западе). Подавляющее большинствополитических партий в России высокопрофессиональны в своей пропаганде иучитывают эти феномены. То, что основная часть населения в своей жизни все ещехоть в какой-то степени ориентируется на государство как источник средств ксуществованию и социальной помощи, партии используют трояко, как видно  из схемы:
По естественным причинамэлекторат первой колонки гораздо больше электората вторых двух (по результатамвыборов 1999 г. он составляет в сумме более 70%, т.е. больше двух третейнаселения). Внутри этой суммы, естественно, идет острая борьба. И здесь играетсвою роль еще один интереснейший феномен России: ситуативность выбора. Как ужебыло сказано ранее, основная часть населения еще не освоилась со своим новым социальнымстатусом и воспринимает его как более высокий по сравнению с реальнымположением вещей, а также не умеет определять те партии, которые защищают ее(части населения) интересы. Учитывая же, что партий, защищающих эти интересы, внашей политике может просто не быть (т.к. партии обслуживают свои собственныеинтересы), население отдает свои голоса под влиянием момента, ситуации,последней пропаганды (это важно, население голосует ситуативно не из-за своейподверженности “телевизору и черному пиару”, а ПО ПРИЧИНЕ ОТСУТСТВИЯ ВЫРАЗИТЕЛЯСВОИХ ИНТЕРЕСОВ, наглядным свидетельством этого стала победа “Единства”напоследних выборах).
Однако, как мы видели изсхемы, есть ряд партий и движений, почти или совершенно равнодушных к вопросамсобственности, экономического строя государства или социального обеспечения.Это многочисленные партии националистической ориентации, которые в своихпрограммах иногда склоняются к правым или левым партиям, но чаще всего незадаются вопросами экономики вообще (так, РНЕ будущее государственноеустройство видит как некий “русский порядок”, но об экономической стороне этогопорядка имеет смутное представление).
Итак, схема №2 теперьсостоит из трех частей (относительная численность партий и их сторонников неотражена):
Схема 2.
“левые”
 
 
“правые”

“националисты”
ни левые ни правые,
или лево-правые

Практически все политическиепартии России так или иначе “сдвинуты” в сторону национализма. Причина этоголежит в глубоко укоренившемся в  нашемобществе бытовом национализме, который приводит к тому, что национал — популистские лозунги являются самым легким и простым способом для любой партиизавоевать сердца электората. Способ небезупречен, но до появленияэкономического целеполагания другого пути к сердцу избирателя не будет (проще,пока не появятся вместо “электората” “классовые группы” националистическиелозунги и призыв к порядку будет действовать безотказно; потом ситуациянеминуемо изменится под влиянием обнищания масс и ужесточением условий длябезопасной жизни в центральной России).
В силу ряда причин в нашейстране лучше всего изучены на данный момент проявления великорусскогошовинизма, которому в основном посвящена серия, изданнаяинформационно-экспертной группой “Панорама” совместно с Московскимантифашистским комитетом и посвященная национализму и ксенофобии в России.Другие проявления национализма в России изучены гораздо слабее. Отмечается,что, если русским в России  свойственно восновном стремление создать этнократическое государство (населенноепредставителями других народов, но с закрепленной законодательно ролью русскихкак главной нации), то татары, чеченцы, якуты и пр. исповедуют чистыйэтнонационализм (стремление создать собственное моноэтничное государственноеобразование). Независимо от вида национализма, в той или иной степенинационалистические взгляды (от умеренных до радикальных) исповедуют более 50%населения России всех национальностей. Соответственно, националистическаясоставляющая свойственна практически всем партиям, за редким исключением.Поэтому, можно попытаться в приближенном виде сформулировать те лозунги,которые являются общими для большей части политических партий и движенийРоссии: Социальная демагогия в разных формах; Националистическая риторика, отрадикальной (“Россия для русских, Татария для татар, Чечня для чеченцев, потом все берутся за руки и идутбить евреев”) до умеренной (“Москва для москвичей, а в остальной России всеравны, только если хотите строить у себя в Набережных Челнах мечеть, будьтелюбезны сначала получить согласие местного православного архиерея”).
Теперь необходимо перейти крассмотрению политических партий в отдельности.
IIIХарактеристика ведущих российских партий власти.
«Партия власти” — этоусловное обозначение группы партий и движений, обслуживающих интересы высшего чиновничества и крупного капитала России.
Ее костяк составляют главысубъектов федерации, руководители крупнейших промышленных предприятий и групппредприятий, криминальные лидеры, которые за ними стоят, и партийные деятели,которые лоббируют их  интересы. Внутрикостяка существует кругооборот — партийные деятели становятся чиновниками,крупные предприниматели — депутатами, депутаты — предпринимателями и пр.Собственно партия власти включает в себя 3-4 тысячи человек, возможно, меньше.Она отличается от остальных трех категорий тем, что обслуживает интересы толькои исключительно этих 3-4 тысяч, используя для этого весь имеющийся в еераспоряжении государственный аппарат и капитал.
Социальную базу партиивласти составляют, чиновничество, жители мегаполисов и привилегированныхсубъектов федерации, МВД, частично — армия и разведслужбы. Электорат партиивласти гораздо шире, чем социальная база, и включает в себя множество людей,материальная ситуация которых никак не зависит от усиления партии власти, но которыепридерживаются общедемократических, умеренных социал-демократических или   государственнических взглядов, частьнационалистов.
Для работы с разнымикатегориями электората внутри партии власти есть разные политические движения.Тем не менее, есть основания отнести их в одну категорию, т.к. в своейдеятельности они руководствуются общим интересом: стремлением сохранитьсуществующее положение вещей. Как ни парадоксально, но это стремлениехарактерно не только для “капиталистических” партий, но и для левого флангапартии власти. Подробнее мы рассмотрим этот вопрос ниже. Отметим только, чтовнутри партии власти идет постоянное перемещение, но при всей сложности иразнонаправленности этого движения четко выделяется “подводное течение” вправо.Практически все партии и движения приходят в партию власти слева (вспомним, чтов 1990 г. будущие СПСники считались левыми) и за время нахождения в нейпостепенно дрейфуют вправо.ПРАВЫЙ ФЛАНГ ПАРТИИ ВЛАСТИ
1) МЕДВЕДЬ
Вопрос о месте “Медведя” вклассификации партий является, пожалуй, самым интересным. “Медведь”, или“Единство” – это аморфная структура, созданная несколькими второстепеннымипартиями и губернаторами, которые в массовом порядке дезертировали туда из ОВР(как до этого дезертировали из НДР), сообразив, что это теперь и есть партиявласти.
На первый взгляд “Медведь” –это болванка, которую Путин формирует по своему образу и подобию и наполняеткаким ему угодно содержанием. Однако действительность гораздо интереснее.
Предвыборная программа“Единства” составлена из популистских лозунгов, сформулированных так искусно,что после одного-двух прочтений вспомнить оттуда практически ничего невозможно.При внимательном же рассмотрении среди стандартных обкатанных клише удаетсявыделить следующее: в случае прихода “Единства” к власти сохраняетсяпрезидентская республика, причем объем полномочий президента если и будетпересмотрен, то, скорей всего, в сторону расширения (что мы и видим в даннуюситуацию – укрепление вертикали власти, новый порядок формирования Совета Федерации);номенклатурный капитализм остается неизменным; полного пересмотра результатовприватизации не предвидится; при некоторой либерализации экономики (снижениеналогов, поощрение мелкого производителя) контроль со стороны государства, вчастности, налоговый, ужесточается и т.д.
Во внутренних вопросахРоссии “Медведь” занимает очень слабую националистическую позицию, в отличие,скажем, от более левого «ОВР». Тем не менее, многие полагают, что “Единство”может представлять собой основу (пока очень аморфную, так сказать, грунт) дляобщего ужесточения государственного контроля за жизнью граждан в России, прикотором права и свободы граждан будут ограничиваться.
Состав самого “Единства”неоднороден, но вряд ли там есть действительно случайные люди, как об этомпишут. В целом, верхушка “Единства” – своеобразный второй эшелон проельцинскихсил октября 1993г. Возможно, что умелое раскручивание “Единства” в столькороткие сроки и большие возможности, которые открылись для него теперь, – этонаграда второстепенных участников расстрела Белого дома в 1993 г. или тех, ктотогда поддержал Ельцина. Социальная база “Единства”, то есть те слои, интересыкоторых оно выражает, — несомненно, основная часть губернаторов, в том числе А.Руцкой, и их аппарат, связанные с этими губернаторами крупные предприниматели,часть крупного криминала, в  частности,ОПС “Уралмаш”, и связанный с “Уралмашем” Исламский культурный центр (частьдвижения “Рефах”). Об электорате говорить сложно, поскольку цифры, полученные“Единством” на выборах, были в “медвежьих” регионах, видимо, подкорректированы,но насколько сильно, никто не знает.
       
2) ЛДПР
Изучение результатов выборовпо регионам обнаружило интересную корреляцию между “Единством” и ЛДПР. В техрегионах, где “Медведь” набирал больше среднероссийского показателя, “росло” иЛДПР, причем часто – на столько же процентов. Соответственно, низкие показатели“Медведя” неизбежно означали низкий уровень ЛДПР. При том, что нельзя суверенностью говорить ни об электорате “Единства”, ни о численности этогоэлектората, можно предположить, что по основным признакам он сходен сэлекторатом ЛДПР. Это люди, голосующие за “сильную руку”, за умеренныенационал-популистские лозунги, скорее противники, чем сторонники реформ, однакона долю ЛДПР достаются из этой группы подростки и молодые мужчины 20-33 лет(они и гарантируют ЛДПР на всех  выборахне менее 3% голосов).
Предвыборные тезисы ЛДПР — это тезисы “Медведя”, только изложенные утрированнее. В свое время ЛДПР былалеворадикальной партией, блокировавшейся в Госдуме по многим вопросам с КПРФ.Именно ЛДПР принадлежала и идея амнистии участникам событий 1993 г. Однако,начиная с 1994 г., партия все больше превращалась в коммерческую структуру,соответственно, при оппозиционном имидже ее взгляды дрейфовали вправо.
Следует отметить, чтоотделения ЛДПР на местах, как правило, ближе к социал-демократии, чем центрпартии, а Жириновскому в свое время  пришлось “вычищать” из партии про-КПРФных депутатов. В целом можносделать вывод, что электорат ЛДПР — это потенциальный левый и дажерадикально-левый электорат (не случайно из ЛДПР вышла НБП), который не“охвачен” соответствующей пропагандой. ЛДПР часто обвиняют в связях скриминалом, тогда как это характерно для многих партий. Но с ЛДПР прощеработать криминалу средней руки, тогда как в “Единство” и ОВР могут попастьтолько крупные рыбы — там  место иливозможность влиять стоят гораздо дороже и не всегда исчисляются в денежномэквиваленте.
      
3) ОВР
ОВР, несомненно, – партияноменклатурного капитализма, созданная для защиты нескольких групп интересов — московской, петербургской, казанской, уфимской и пр.
В вопросах собственности ОВРвыступает за сохранение существующей системы, за расширение собственныхвозможностей под предлогом прихода неких “хозяйственников”, которые и спасутРоссию, за сохранение сильной президентской власти под видом ограничения еедействиями парламента. Социальная база ОВР — жители мегаполисов и  интеллигенция Москвы и Петербурга.
 Электорат ОВР — люди всех возрастов и уровнейобразования, неуютно чувствующие себя в мире свободной конкуренции, тоскующиепо сильной руке, с местечковой психологией.
ОВР — яркий образец партииноменклатурного капитализма. Общественный строй, устраивающий ОВР, — нечтовроде голландских буржуазных городов-коммун XVII века или деревенских общин1910-х годов, когда в них уже начали проникать раннекапиталистические элементы.Свобода предпринимательства в Москве (зеркале ОВР) ограничена “сословным”неравенством; она существует только для своих, т.е. для принятых, признанных влучшем обществе города предпринимательских и криминальных (часто это в Россииодно и то же) структур. Лидера ОВР часто обвиняют в национализме идискриминации по этническому признаку, но тесные связи Лужкова с чеченской,азербайджанской и т.д. национальными московскими мафиями свидетельствуют, чтоэто не так. Этнические чистки в Москве - обыкновенная политика протекционизма в местных масштабах, защитаэкономического пространства своего города от чужих, защита своих  капиталистов, своих рабочих рук, своихпреступных групп от чужих капиталистов, чужих рабочих рук, чужих, преступныхгрупп. Предвыборным  списком ОВР (как онбыл до появления “Единства”) можно иллюстрировать процесс зарождения буржуазиив обществе; это коалиция местных князьков, удачливых купцов, удачливых бандитови обломков аристократии (Примаков). В этом коренное отличие ОВР от “Единства”,которому соответствует развитый капитализм, но при сильной милитаризованнойгосударственной власти.
4) СОЮЗ ПРАВЫХ СИЛ
Коалиционная организация младореформаторовпервой половины  перестройки имеет, едвали не самую разработанную экономическую программу среди всех российских партий.В этом смысле с СПС может соперничать только “Яблоко”. Основа экономическойпрограммы СПС: либеральная рыночная экономика (преобладание частнойсобственности,  включая частнуюсобственность на землю и оборот земли; разрушение номенклатурного капитализма,борьба с коррупцией, поощрение свободной конкуренции; налоговая реформа,направленная на поощрение предпринимательства; отмена всех ненужных ограниченийсвободы предпринимательства, эффективная защита собственности, эффективнаяантимонопольная политика) с резким сокращением социальных программ  (переход к адресной системе социальной помощи,к накопительной пенсионной системе и сильной системе частного страхования,реформа трудовых отношений и пр.) и переходом к “эффективному и недорогому”государству (сокращение государственных расходов, сокращение налоговой  нагрузки за счет сокращения государственныхобязательств, ограничение прав президента, укрепление конституционного строя,защита прав и свобод, судебная реформа и пр.).
Электорат у СПС общий с“яблочным” – это интеллигенция, служащие, высокооплачиваемые наемные рабочие,мелкие и средние предприниматели, студенты, в основном, в больших городах.Однако СПС удалось привлечь на свою сторону наиболее агрессивную и активнуючасть этой группы, которой номенклатурный капитализм сильно мешает жить.Настоящая социальная база СПС – активные молодые предприниматели и чиновники,что пирог поделили без них. Что касается голосующей за “демократов”интеллигенции и низкооплачиваемых служащих, это – классический пример того, каклюди, не желая правильно оценить свой социальный статус, исповедуют чуждые имценности.ЛЕВЫЙ ФЛАНГ ПАРТИИ ВЛАСТИКПРФ
В августе 1996 г. секретарьЦК РКРП В. Тюлькин направил Зюганову открытое письмо, в котором писал: “Знаяпрограмму КПРФ, учитывая последние действия вашей партии.., признавая правовашей организации на свое особое место в сегодняшней политической системе,вместе с тем прошу Вас рассмотреть вопрос о снятии слова “коммунистический” изназвания вашей партии, дабы не дискредитировать саму теорию и не вводить взаблуждение людей труда”… Обращение совершенно риторическое, но некоторыеформулировки удачны. КПРФ действительно не имеет сейчас ничего общего скоммунистической идеологии и занимает свое особое место в сегодняшнейполитической системе — на левом фланге партии власти.
Надо сказать, что это местодосталось КПРФ где-то в начале 1995 г. КПРФ в том виде, в котором онасуществует ныне, появилась сравнительно поздно, — в начале 1993 г., на базенескольких небольших коммунистических партий и актива бывшего ЦК КП РСФСР.Воктябре 1993 г. она столкнулась с первым серьезным испытанием, но сохранила,более-менее, лицо и перед властью, и (меньше) перед оппозицией, не принимаяучастия в обороне Белого дома, но осуждая действия президента. В результатеКПРФ прошла с хорошим результатом в Думу 1993 г. Однако партии и движения, скоторыми КПРФ блокировалась в конце 1993 г., к 1995 г. уже продрейфоваливправо, став мелкими спутниками партии власти (“Женщины России”, ряддепутатских групп), от КПРФ откололся будущий лидер проправительственныхсоциалистов Иван Рыбкин. ЛДПР же руководствовалась своими коммерческими интересами.В преддверии выборов КПРФ была вынуждена занять очень осторожную позицию, чтобыне дать повод к срыву.
Предвыборная президентскаякампания Зюганова отличалась метаниями от умеренной антиправительственнойриторики к фактически проправительственной позиции (например, по вопросу  о Чечне). В 1995-1996 КПРФ окончательнооформилась как часть партии власти, “присматривающей” за коммунистическойчастью российского электората (особенно ярко это проявилось между двумя турамипрезидентских выборов 1996 г.).
Позиции, которые КПРФзанимала в Думе 1995 — 1999 гг.: КПРФ отказалась от рассмотрения вопроса очастной собственности и стала считать возможным сосуществованиегосударственной, общественной и частной собственности “в одном флаконе”. Сейчасона выступает только против частной собственности на землю, считая, что землядолжна оставаться в общенародной собственности. Но “может передаватьсяобщественным, фермерским и крестьянским хозяйствам в постоянное, вечное,наследуемое и арендное владение и пользование. В частную собственность могутпередаваться только приусадебные и дачные участки земли”.
В качестве своей основнойпрограммы КПРФ выдвигает восстановление в РФ народовластия в форме Советов,возвращение социальных гарантий и загадочное “равенство, основанное на ликвидациисоциального паразитизма, эксплуатации человека человеком”. Достигнуто все этобудет после мирного перехода власти к “коалиционному правительству народногодоверия” (после выборов 1999 г. КПРФ ратовала за некий пакт общего согласия;надо  полагать, ее теперешняятрогательная дружба с “Единством” и есть этот  самый пакт, хотя еще три месяца назад планировалось дружить с ОВР). КПРФне исключает гражданского сопротивления, но — »предусмотренного международнымиконвенциями о правах человека". После перехода власти к правительствународного доверия частная собственность будет сохранена, чтобы “экономикаразвивалась” (“… Будучи последователями Ильича,… мы  выступаем за многоукладность в экономике”. Г.Зюганов), но при этом КПРФ собирается как-то “наладить самоуправление иконтроль трудовых  коллективов надпроизводством и распределением” в условиях частной  собственности. В вопросах государственнойполитики КПРФ занимает умеренную национал-патриотическую позицию, выдвигаясвоим основным лозунгом «державность, народовластие, равноправие,духовность и справедливость». Выступая за соблюдение прав и свобод иограничение парламентом полномочий президента, КПРФ тем не менее ратует за“наведение порядка” и жесткие действия в Чечне (отказавшись от небезызвестногоправа наций на самоопредление).
В целом программу КПРФнельзя назвать даже социал-демократической, т.к. какая-либо стройная система вних напрочь отсутствует. Это сборная солянка, надерганная отовсюду (изБердяева, Ильина, Флоренского, Дугина и, больше всего, Подберезкина), какой-топорозовевший вариант “православия, самодержавия, народности”. Таким образом.КПРФ -  оппортунистическая партиясоциал-демократической направленности, левый фланг партии власти. Ее основнаяцель в политической борьбе — сохранить свое широкое представительство впарламенте и (иногда) — лоббировать интересы прокоммунистически настроенныхбизнесменов.
Основной электорат КПРФ — жители небольших городов и сельской местности, в основном, пенсионеры имолодежь, которые голосуют не за программу, а за название. Как говорятсоциологи, “электорат КПРФ наименее подвержен пиаровски


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.