Реферат по предмету "Политология, Политистория"


Права и свободы человека и гражданина: история вопроса и современность

ТЕМА XVI. Права исвободы человека и гражданина: история вопроса и современность
ПЛАНВВЕДЕНИЕ
1.  Понятие и история прав человека.
2.  Важнейшие права личности и проблема их реализации всовременном мире.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованной литературыВВЕДЕНИЕ
Во всевремена, а в наши дни особенно, политика оказывает важное, порою судьбоносноевлияние на жизнь отдельных людей и целых народов. Она неразрывно связана ссамыми глубокими основами человеческой цивилизации. Как отмечал еще в V в. дон.э. величайший ум античности Аристотель, политика коренится в природе человекакак социального существа, способного полноценно жить лишь в коллективе,обществе и «обреченного» взаимодействовать с другими людьми.
Политическиезнания и культура нужны сегодня любому человеку, независимо от егопрофессиональной принадлежности, поскольку, живя в обществе, он неизбежнодолжен взаимодействовать с другими людьми и государством. Без обладания такимизнаниями личность рискует стать разменной монетой в политической игре,превратиться в объект манипулирования и порабощения со стороны более активных вполитическом отношении сил.
Массоваяполитическая грамотность граждан необходима и всему обществу, ибо предохраняетего от деспотизма и тирании, от антигуманных и экономически неэффективных формгосударственной и общественной организации. Поэтому сознательное формированиеполитической культуры как искусства совместного цивилизованного проживаниялюдей в государстве — забота всего современного общества, важное условие егоблагополучия. Как отмечает руководитель Академии политического образования ФРГТ. Майер, «там, где политическое образование отличается постоянством,непрерывностью и охватывает все социальные слои, оно не всегда обращает на себябольшое общественное внимание. Ненужным же оно не будет никогда».
Иесли в государствах с прочно укоренившимися в сознании масс демократическимитрадициями и эффективными институтами контроля за правительством и другимивластями часть граждан может позволить себе некоторую аполитичность, то встранах, недавно переживших авторитарные или даже тоталитарные, диктаторскиережимы, массовое отстранение от политики чревато тяжелыми социальнымипоследствиями. Демократический строй не может утвердиться и быть эффективнымбез соответствующей политической культуры населения. Демократия предполагаетпревращение человека в источник власти, вершителя судеб своей страны имеждународной политики. И хотя в условиях демократического государства далеконе каждый индивид оказывает реальное воздействие на принятие политическихрешений, именно от сознательности выбора и активности большинства гражданзависит учет в государственной политике интересов различных групп населения,компетентность и ответственность правящих элит.
Способностьграждан к принятию рациональных решений, участию в политике не формируетсястихийно, а обретается в ходе систематического приобретения ими соответствующихзнаний и опыта. Сегодня во всех индустриально развитых демократических странахсуществуют специальные институты политического образования, помогающие решатьэти задачи. Деятельность таких учреждений не могут заменить средства массовойполитической коммуникации — телевидение, радио, газеты, дающие обычно лишьповерхностную картину событий и предполагающие умение граждан самостоятельно,критически анализировать получаемую информацию.
Практическоеосуществление политико-просветительской деятельности в современном мире выходитза рамки национально-государственных границ. Так, страны Европейского Союзакоординируют усилия в области политического просвещения для формирования усвоих граждан чувства западноевропейской идентичности, принадлежности к общейродине — Западной Европе, к новому межгосударственному объединению. Тем самымукрепляется субъективная, личностно-мотивационная основа западноевропейскойинтеграции.
Демократическоеполитическое образование базируется на признании основных гуманистическихценностей и прежде всего свободы и достоинства каждой личности, ееестественных, неотъемлемых прав. Оно помогает гражданину правильно оценитьсоответствующий общественный строй, осознать свои место и роль в государстве,права и обязанности. Главная его цель — научить человека адекватноориентироваться в сложном и противоречивом современном мире, представлять изащищать свои интересы, уважая интересы и права других людей, коллективнорешать общие проблемы. Оно направлено также на формирование у граждан уваженияк демократическому порядку и обеспечивающим его, государственным и общественныминститутам, ибо без твердого политического порядка свобода отдельной личностине может быть реальной.
1. ПОНЯТИЕ И ИСТОРИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА
Ориентацияполитики на интересы людей, живущих в обществе, ее очеловечиваниеосуществляются с помощью определенных принципов, воплощающих гуманистическиеценности во взаимоотношениях между индивидом, обществом и государством. Такойспецифической конкретизацией гуманистических представлений применительно к мируполитики являются права человека. Онипредставляют собой принципы, нормы взаимоотношений между людьми и государством,обеспечивающие индивиду возможность действовать по своему усмотрению (эту частьправ обычно называют свободами) или получать определенные блага (это — собственно права).
Проблемаправ человека, выражаемая в той или иной форме, сопутствует всей историичеловечества. Права человека представляют собой один из способов трактовки ипрактического решения вопроса взаимоотношений человека и той общности, вкоторой он проживает и официальным представителем которой выступает власть. Ониутверждают в этих взаимоотношениях свободу и достоинство личности, ее высшийценностный статус.
Возможнычетыре основных способа взаимоотношений индивидов с властью: тоталитарный,патриархальный, индивидуалистический и партиципаторный (участия). Первая,тоталитарная модель таких взаимоотношений исходит из отождествления общества игосударства, из безусловного приоритета целого над частью и полного подчиненияиндивида государству. Она исключает саму постановку проблемы прав человека,поскольку индивид рассматривается здесь как органическая, неразрывная частичкацелого, как винтик в сложном государственном механизме, управляемый из центра.
Патриархальныйтип взаимоотношений индивида и власти предполагает сложную иерархию прав иобязанностей людей, неравенство их положения в отношениях власти. Он делитобщество на различные сословия и группы, низшие из которых политическибесправны, высшие же обладают максимальными властными полномочиями, главнымисточником и распределителем которых является авторитарный правитель (монарх,диктатор и т.п.), венчающий пирамиду власти.
Индивидуалистическийспособ взаимоотношений личности и власти основан на приоритете индивида вотношениях с государством. Наиболее ярко он представлен в либерализме, которыйисходит из того, что свободная личность есть конечный источник всякой власти вобществе, в том числе и самого государства. Последнее является результатомсоглашения, договора свободных индивидов. Оно подконтрольно народу и призвановыполнять лишь строго ограниченные функции — обеспечение безопасности и свободыграждан, поддержание общественного порядка, некоторые другие.
Взаимоотношенияиндивида и власти во внеполитических сферах и пути утверждения в них свободы идостоинства личности либерализмом вообще не рассматриваются. В результате самапроблема прав человека ставится главным образом в форме ограждающих отпосягательств власти прав, т. е. узко и ограниченно.
Всовременной политической науке преобладает третий, партиципаторный подход квзаимоотношениям индивида и власти. Он лишен крайностей и не рассматриваетличность как изолированного, независимого от общества индивида, вынужденного всоюзе с себе подобными создать государство и подчиняться ему в определенныхвопросах, а исходит из неразрывности и противоречивости взаимоотношений междуличностью, обществом и государством. В этом случае сама проблема прав человекаусматривается не только и не столько в ограждении индивида от государственноговмешательства, а в использовании государства в целях создания наилучших условийсвободного существования и развития личности.
Всечетыре рассмотренных выше способа взаимоотношений индивида и власти в большейили меньшей степени представлены в истории человечества. Они составляют тусистему координат, в которой осознается и оценивается сама проблема правчеловека.
Назаре человечества в условиях родоплеменного строя проблема прав человека нестояла и не могла стоять, так как в то время не было отчужденной от индивидоввласти, а значит и необходимости утверждать и защищать во властных отношенияхценность личности, ее свободу. Кроме того, «средний» человекдогосударственной и раннегосударственной эпохи еще не обладал развитымсамосознанием и индивидуальностью, руководствовался в отношениях с государствомпрежде всего вековыми традициями, не отделял себя от рода, общины, селения и государства,обычно с покорностью воспринимал свое положение в общественной иерархии, дажеесли это было положение раба.
Самовозникновение проблемы прав человека неразрывно связано с развитием общества,государства и человеческой индивидуальности. Не случайно впервые идеи правличности возникают лишь у немногих материально обеспеченных мыслителей,обладающих развитым самосознанием и чувством собственного достоинства.Исторически первой формой осмысления и утверждения индивидуального достоинстваи автономии личности по отношению к власти стали идеи естественного права,возникшие в первом тысячелетии до н.э.
Впервыеэти идеи встречаются у древнегреческих философов-софистов: Ликофрона, Антифона,Алкидама и других в VI-V вв. до н.э. Они утверждали, что все люди равны отрождения и имеют одинаковые, обусловленные природой права. Само же государствоЛикофрон трактовал как результат общественного договора. Идею договорногопроисхождения государства и равенства всех людей перед небом отстаивал в V в.до н.э. китайский философ Мо-Цзы.
Значительныйвклад в концепцию прав человека внес Аристотель. Он защищал права, присущиечеловеку от рождения, и прежде всего его право на частную собственность. Этоправо коренится в самой природе человека и основывается на его любви к самомусебе. Аристотель высказал ряд идей, близких к современной концепции правчеловека. Так, он не только признавал права гражданина государства, но иразличал естественное и условное, позитивное право, а также считал, чтоестественное право должно служить образцом для права условного, которое, в своюочередь, более изменчиво и является результатом деятельности властей исоглашений между людьми. Эта идея верховенства естественного права над законамигосударства получила свое развитие в современных теориях прав человека, в томчисле в концепции правового государства.
Формыгосударства по Аристотелю определяются тем, с одной стороны, кто правит (один,немногие, все), а с другой — тем, во имя чего осуществляется само правление (воимя общей пользы или личного блага). Исхода из этих оснований, Аристотельподразделяет формы государства на правильные (монархию, аристократию, политию),при которых правители преследуют общую пользу, и неправильные (тирания,олигархия, демократия), где в основе лежат только собственные интересыправителей. В «Политике» Аристотель называет политию наилучшей изправильных форм, хотя монархия представляется ему «первоначальной и самойбожественной». Что касается демократии, то Аристотель вслед за Платоном,для которого демократия равнозначна лишь охлократии (власть толпы, черни),относится к демократии критически. Он полагает, что как власть масс она можетпривести к тирании большинства либо к власти единоличного тирана.
Автономия,достоинство и равенство индивидов во взаимоотношениях с властью и другимилюдьми распространялись философами Древней Греции и Древнего Рима главнымобразом лишь на свободных граждан, но не на рабов, которые, как считалАристотель, самой природой наделены качествами, предназначенными для подчиненияи исполнения указаний господина. Среди античных сторонников естественного правалишь стоики провозгласили лозунг равенства людей по природе, независимо отпола, национальности и социального положения, поскольку все люди созданыкосмосом и над всеми «равно тяготеет судьба».
Выдающийсявклад в массовое распространение гуманистических ценностей, лежащих в основеконцепции прав человека, внесло христианство. Оно придало гуманистическим идеямвысший ценностный статус, соединив их с религиозно-нравственными ценностями.Христианство обращается к внутреннему миру человека, его свободному выбору верыи ценностных ориентаций и тем самым способствует развитию человеческойиндивидуальности. Оно требует уважения каждого человека как творения,наделенного душой и созданного Богом по своему образу и подобию. Божественноепроисхождение обусловливает принципиальное равенство и свободу всех людей.Кроме того, вдохновляющим примером уважения и любви к человеку служит поступокБога, сознательно обрекшего Своего Сына на мучительные страдания на кресте радиспасения человечества. Проповеди Христа также обращаются в первую очередь куниженным и оскорбленным, подчеркивают равенство всех людей в их высшем,духовном измерении — в отношении к Богу.
Гуманистическиеидеи христианства, выступая в качестве нравственных регуляторов поведениялюдей, оказали огромное влияние на все последующее развитие Старого Света. Ивсе же они не нашли политико-институционального признания и воплощения вреальных государственно-правовых нормах. В эпоху феодализма получилираспространение принципы взаимоотношения между индивидом и властью,унаследованные от античного общества и германских обычаев и смягченныепатриархальной и христианской моралью.
Отношениямежду индивидом и властью представляли собой сложную общественную иерархию прави обязанностей. Человек, в соответствии с местом, занимаемым на социальнойлестнице, был обязан выполнять указания своего господина (сюзерена) и в то жевремя мог рассчитывать на его покровительство и защиту, а также на послушаниеподданных (если они существовали), неся перед ними, в свою очередь,определенные обязанности.
Вцелом же во времена феодализма идея равенства от рождения естественных праввсех людей или хотя бы правового равенства всех свободных граждан былаотвергнута. Сами же права трактовались как привилегии, дарованные подданныммонархом или сюзереном. Каждое из сословий имело специфические права, которыесокращались по мере снижения по лестнице общественной иерархии.
Впериод феодализма идеи естественного права не были полностью забыты. Нередкоони использовались для обоснования справедливости восстаний против угнетателей,посягающих на традиционные народные вольности. Свое воскрешение, либеральноепереосмысление и развитие эти идеи получили в XVII- XVIII вв. в трудах выдающихсямыслителей либерализма и Просвещения.
Виднейшиепредставители либерализма — Локк, Монтескье, Руссо, Кант, Джефферсон, Смит,Милль, Бентам и другие — по существу заложили основы современного пониманияправ человека. Они обосновали понимание фундаментальных прав человека на жизнь,свободу и собственность, сопротивление угнетению и некоторых других какестественных, неотъемлемых (неотчуждаемых) и священных императивов и нормвзаимоотношений между людьми и властью.
Приэтом естественность прав означает, что они присущи индивиду от рождениявследствие его принадлежности к роду человеческому; неотъемлемость(неотчуждаемость) отражает их имманентность индивиду как живому существу (безналичия которых он не может проявить свои человеческие качества), а также каксвойственность человеку вообще, независимо от времени и пространства, в которомон существует (вследствие этого права человека могут служить общим критериемгуманистической оценки любых государств, существовавших в истории); священностьхарактеризует высочайшее уважение и почитаемость прав человека, их высшийценностный статус в иерархии общественных ценностей.
Историческаязаслуга Просвещения в вопросе о правах человека состоит не только в ихтеоретическом обосновании как гуманистических целей человечества, но и внахождении важнейших способов их практического осуществления. К ним относятсяпрежде всего принципы народного суверенитета и разделения властей. Первый изних, разработанный в первую очередь Локком и Руссо, означает подчиненностьвласти индивидам, добровольно объединившимся в народ (общество) и обладающимправом на расторжение «общественного договора» и свержение власти втом случае, если она посягает на фундаментальные права человека на жизнь,свободу и собственность. Второй принцип, гарантирующий индивидуальные свободы,- разделение законодательной, исполнительной и судебной властей. Первым егосформулировал в современной форме Шарль Монтескье в 1748 г. Этот принцип исегодня является важнейшим инструментом, ограждающим личность от злоупотребленийи притеснений со стороны власти.
Впервыелиберальная концепция прав человека нашла систематизированное юридическоевыражение в 1776 г.в Вирджинской декларации, положенной в основу Билля о правах конституции США,принятого в 1791 г.В 1789 г.основополагающие права — свобода личности, права на собственность, безопасностьи сопротивление угнетению — были конституционно закреплены во французскойДекларации прав человека и гражданина. Эти выдающиеся политико-правовые акты неутратили актуальности и сегодня, хотя, конечно же, нынешние представления оправах человека намного богаче по содержанию.
Либеральныеправа, постепенно получившие государственное признание в Америке и Европе сконца XVIII в., отвечали в первую очередь интересам буржуазного класса, прямозаинтересованного в отмене феодальных привилегий и сословных ограничений, вустранении государственных запретов на производственную иторгово-предпринимательскую деятельность, в обуздании государства и егоподчинении своему контролю с помощью силы денег.
Какписал один из видных теоретиков либерализма Бенжамин Констан, «деньги естьсамое опасное оружие деспотизма, вместе с тем и самая крепкая узда для него В наши дни частные граждане сильнее политических властей: богатствоесть сила вездесущая, более соотносимая со всеми интересами и оттого гораздоболее реальная, вызывающая большее послушание. Власти угрожают, богатствовознаграждает; от властей можно ускользнуть, обманув их; чтобы добиться милостибогатства, ему нужно служить».
Политическийлиберализм, подчинив права человека силе денег, показал тем самым своюограниченность. Примерно до 20-х гг. XX в.в. большинствебуржуазно-демократических стран низшие слои общества и женщины не имелиизбирательных прав. Затруднено было практическое использование провозглашенныхв конституциях прав неимущими, так как это требовало необходимых знаний,времени и материальных затрат. Вне государственного внимания оставалисьэкономические и социальные условия свободы личности.
Самапостановка проблемы прав человека в классическом либерализме носит узкий,ограниченный характер. Права охватывают лишь одну сферу взаимоотношенийиндивидов и государства — их взаимодействие как физических лиц, обладающихсобственностью. Права человека обеспечивают гражданам личную безопасность,ограждают их частную (экономическую, семейную, религиозную и иную) жизнь отнежелательного вмешательства со стороны других людей и государства, а такжепозволяют собственникам контролировать власть посредством избрания еепредставителей. При этом вне поля зрения государства остается сфераэкономических, культурных и других отношений между людьми и соответствующиевиды власти: экономическая, духовно-информационная и др., которые отдаются наоткуп собственникам.
Либеральноерешение проблемы прав человека хотя и оградило граждан от государственногопроизвола, однако не защитило их от эксплуатации и деспотизма собственников, непривело к социальному освобождению всех членов общества. Развязав рукибуржуазии и создав благоприятные условия для промышленной революции иутверждения капитализма, оно в то же время увеличило социальное неравенство иобострило классовые конфликты. Оказалось, что отсутствие всяких ограничений виспользовании гражданских прав делает их привилегией меньшинства. Это породиломассовый протест рабочего класса и других низших слоев общества, требовавшихпринятия законов, создающих социальные условия свободы и уважения человеческогодостоинства неимущих граждан и ограничивающих власть собственников.
Впервыетребования дополнить либеральные права правами социальными были обоснованы ивыдвинуты в первой половине XIX в. чартистским движением рабочих Англии. Всвоей программе, разработанной в 1839 г., чартисты выступили за эволюционный путь ксоциализму, не отрицающий либеральные права, в том числе частную собственность,но требующий справедливой, полной оплаты труда и равноправного участия рабочихв управлении государством.
Социальныеправа и социальная демократия, защищающие личность в производственной сфере иобеспечивающие достойные условия ее существования, являются одним из важнейшихлозунгов социалистического движения. Многие из этих прав (право на труд, отдых,образование и др.) впервые были конституционно закреплены в СССР и другихстранах марксистского социализма, хотя здесь их провозглашение сопровождалосьнарушением традиционных либеральных прав. Это привело в конечном счете кнарастанию в обществе различных социальных привилегий, уравниловке в оплатетруда, снижению его эффективности, массовому распространению психологии социальногоиждивенчества, низкому уровню благосостояния большинства граждан.
Встранах Запада социальные права граждан получили юридическое признание главнымобразом после второй мировой войны. В 1948 г. важнейшие из них — право на труд,отдых, социальное обеспечение, образование, достойный уровень жизни и др. — были включены во Всеобщую декларацию прав человека, принятую ГенеральнойАссамблеей ООН. Это дало толчок для закрепления социальных прав в конституцияхили законах целого ряда государств. Во второй половине XX в.в индустриальноразвитых странах создались благоприятные материальные возможности для ихреализации. За последние тридцать лет стоимость валового продукта, созданногочеловечеством; выросла с 1,7 триллиона долларов до примерно 15 триллионов. Этоприблизительно соответствует всему богатству, произведенному на Земле запоследние две тысячи лет, и позволяет удовлетворять важнейшие материальныепотребности всех граждан.
Статуси авторитет прав человека в государстве во многом связаны с трактовкой их источника.Просвещение утвердило в качестве решающего критерия определения естественныхправ личности человеческий разум. Тем самым оно попыталось найти им земнуюоснову. Сегодня политологи различной мировоззренческой ориентации по-разномуоценивают конечный источник прав человека. Одни видят его в естественнойчеловеческой природе, в конституирующих человеческий род основополагающихпотребностях — в поддержании жизни, в безопасности, свободе от насилия исоциально неоправданных ограничений, уважении человеческого достоинства,духовном развитии и т.д.
Другиеже возводят наиболее высокие из прав к душе, Богу. «Свобода человеческойличности, — писал Бердяев, — не может быть дана обществом и не может по своемуистоку и признаку зависеть от него — она принадлежит человеку как духовномусуществу Неотъемлемые права, устанавливающие границы властиобщества над человеком, определяются не природой, а духом. Это духовные права,а не естественные права, природа никаких прав не устанавливает».
Обеэти трактовки конечного источника прав человека укладываются в рамки одного,естественноисторического подхода к правам человека. Противоречия между ниминевелики и устраняются в том случае, если лежащую в их основе природу человекатрактуют не как сводимую к его животным, биологическим качествам, а имеющуюбожественное происхождение. Более существенные отличия в этом вопросе, а такжев понимании прав человека в целом связаны с позитивистским и марксистскимподходами к их интерпретации.
2. ВАЖНЕЙШИЕ ПРАВА ЛИЧНОСТИ И ПРОБЛЕМА ИХ РЕАЛИЗАЦИИ ВСОВРЕМЕННОМ МИРЕ.
В наши дни длябольшинства стран права человека являются высшей ценностью, признанной мировымсообществом. Сам термин «права человека» употребляется как в широком,так и в узком смыслах. В узком значении — это только те права, которые непредоставляются, а лишь охраняются и гарантируются государством, действуютнезависимо от их конституционного закрепления и государственных границ. К нимотносятся равенство всех людей перед законом, право на жизнь и телеснуюнеприкосновенность, уважение человеческого достоинства, свобода отпроизвольного, незаконного ареста или задержания, свобода веры и совести, правородителей на воспитание детей, право на сопротивление угнетателям и др. Вшироком значении права человека включают весь обширнейший комплекс прав исвобод личности, их различные виды.
Современнаятипология прав человека достаточно разнообразна. Наиболее общей ихклассификацией является деление всех прав на негативные (свободы) и позитивные.Такое разграничение прав основано на различении в них негативного и позитивногоаспектов свободы. Как известно, в негативном значении свобода понимается какотсутствие принуждения, ограничений по отношению к личности, возможность действоватьпо своему усмотрению, в позитивном — как свобода выбора, а главное, какспособность человека к достижению поставленных целей, проявлению способностей ииндивидуальному развитию в целом.
В соответствии стаким пониманием свободы негативные права определяют обязанности государства идругих людей воздерживаться от тех или иных действий по отношению к индивиду.Они предохраняют личность от нежелательных, нарушающих ее свободу вмешательстви ограничений. Эти права считаются основополагающими, абсолютными. Ихосуществление не зависит от ресурсов государства, уровнясоциально-экономического развития страны. Негативные права составляют фундаментиндивидуальной свободы. Почти все либеральные права имеют характер негативногоправа.
Типичнымпримером юридической фиксации этой группы прав и в целом негативного (илиберального) подхода к правам человека является Билль о правах конституцииСША. Так, его первая статья гласит: «Конгресс не должен издавать законов,устанавливающих какую-либо религию или запрещающих ее свободное исповедание,ограничивающих свободу слова или печати или право народа мирно собираться иобращаться к правительству с петициями о прекращении злоупотреблений».Термин «не должен» содержится почти во всех статьях (кроме одной)этого документа. Практически все содержание Билля о правах направлено наограждение личности от всякого рода несправедливых и нежелательныхпосягательств со стороны правительства.
В отличие отнегативных прав, позитивные права фиксируют обязанности государства, лиц и организацийпредоставлять гражданину те или иные блага, осуществлять определенные действия.Характер позитивного права носят все социальные права. Это, например, право насоциальное вспомоществование, образование, охрану здоровья, достойный уровеньжизни и т.п. Реализовать эти права гораздо труднее, чем права негативные, таккак ничего не делать гораздо легче, чем что-то делать или предоставлять каждомугражданину. Осуществление позитивных прав невозможно без наличия у государствадостаточных ресурсов. Их конкретное наполнение прямо зависит от богатствастраны и демократичности ее политической системы. В случае ограниченностиресурсов позитивные права могут гарантировать гражданам лишь «равенство внищете», как это имело место во многих странах административногосоциализма.
Более конкретнойи широко распространенной классификацией прав личности по сравнению с ихделением на негативные и позитивные является их подразделение в соответствии сосферами реализации на гражданские (личные), политические, экономические,социальные (в узком значении этого слова), культурные и экологические.
Гражданские(личные) права — это естественные, основополагающие, неотъемлемые правачеловека, имеющие в основном характер негативного права. Их не следует путать справами гражданина, которые охватывают весь комплекс прав, обеспечиваемыхгосударством лицам, имеющим гражданство. Гражданские права производны отестественного права на жизнь и свободу, которым от рождения обладает каждыйчеловек, и призваны гарантировать индивидуальную автономию и свободу, защищатьличность от произвола со стороны власти и других людей. Эти права позволяютчеловеку сохранять индивидуальность, быть самим собой в отношениях с другимилюдьми и государством. К гражданским правам обычно относят право на жизнь, свободуи личную неприкосновенность, право на защиту чести и доброго имени, насправедливый, независимый и публичный суд, предполагающий защиту обвиняемого,на тайну переписки, телефонных, телеграфных и иных сообщений, свободупередвижения и выбора места жительства, в том числе право покидать любоегосударство, включая собственное, и возвращаться в свою страну, и др.
В конституцияхмногих государств гражданские права обычно объединяют в одну группу с правамиполитическими. Основанием для этого служит преимущественно негативный характертех и других, а также направленность обоих видов этих прав на обеспечениесвободы личности в ее индивидуальном и общественном проявлениях.
Политическиеправа определяют возможности активного участия граждан в управлении государствоми в общественной жизни. К ним относятся право человека на гражданство,избирательные права, свобода союзов и ассоциаций, демонстраций и собраний,право на информацию, свобода слова, мнений, в том числе свобода печати, радио ителевидения, свобода совести и некоторые другие.
В СССР и другихкоммунистических государствах длительное время господствовал разрешительныйподход к политическим правам, который по существу сводил их на нет, требуясогласия властей на их реализацию. Для того же чтобы эти права можно былосвободно реализовать, их предоставление должно носить преимущественнорегистрационный характер, т.е. условием их реализации должно быть непредварительное разрешение властей, а лишь уведомление гражданамисоответствующих органов и учет их предписаний по обеспечению законности иобщественного порядка.
К гражданским иполитическим правам непосредственно примыкают права экономические. Они связаныс обеспечением свободного распоряжения индивидами предметами потребления иосновными факторами хозяйственной деятельности: условиями производства ирабочей силой: Вплоть до середины XX в. важнейшие из этих прав — права частнойсобственности, предпринимательства и свободного распоряжения рабочей силой — обычно рассматривались как основополагающие гражданские права. В современныхюридических документах эти права чаще называют экономическими и выделяют вотносительно самостоятельную группу, однопорядковую с правами гражданскими,политическими и т.п.
Особое местосреди экономических прав занимает право частной собственности. В странах Западаи в России до октября 1917 г.это право рассматривалось как одно из первейших для существования гражданскогообщества и обеспечения индивидуальной свободы. В коммунистических жегосударствах оно вообще отрицалось, сводилось к праву личной собственности напредметы индивидуального потребления. Однако опыт всех без исключения странпоказал, что запрет частной собственности противоестествен для человека. Онподрывает мотивацию добросовестного инициативного труда, порождает массовуюхозяйственную безответственность и социальное иждивенчество, ведет ктоталитарной дегуманизации общества и к разрушению самой человеческой личности.Индивид, лишенный не контролируемой государством среды обитания, средствпроизводства, возможностей проявить предприимчивость, попадает в тотальнуюзависимость от власти, лишается свободы и индивидуальности.
Кроме того,отсутствие права собственности обрекает большинство граждан на бедность инищету, поскольку без законодательного признания и фактического осуществленияэтого права невозможна эффективная рыночная экономика. Именно частнаясобственность является тем мельчайшим кирпичиком, из которых складывается всесложное здание современного хозяйственного механизма, в том числе и различныевиды групповой собственности: кооперативной, акционерной и т.д.
В то же времяопыт истории свидетельствует о необходимости ограничения права частнойсобственности, впрочем, как почти любого другого права. Потребностиэкономического развития, рост демократического движения народных масс привели ксущественным изменениям самой трактовки частной собственности, к еесоциализации, постановке под контроль государства. Сегодня мало кто настаиваетна абсолютном характере частной собственности. Отошел на задний план, хотя в целоми сохранился, принцип неприкосновенности собственности. В законодательствахФРГ, Франции, Италии и целого ряда других государств устанавливаются допустимыепределы частной собственности, говорится о ее использовании в интересахобщества. Введение такого рода ограничений никак не означает отрицанияфундаментального характера права частной собственности. Дляпосткоммунистических стран, в том числе для России, нахождение оптимальных формего практического осуществления в интересах личности и общества имеет поистинеключевое значение для успеха политики реформирования.
Гр


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.