Содержание
Введение…3
1. Понятиеполитической партии и эволюция теоретических представлений о ней…5
2. Природаполитической партии и ее функции… 9
3. Критерииклассификации политических партий и их типология…14
Заключение…17
Список литературы…18
Введение
Неотъемлемой частьюполитической системы современного демократического общества являютсяполитические партии. Термин «партия» в переводе с латинского означает «часть»,«группа».
ПАРТИЯ — это политическая общественнаяорганизация, которая борется за власть или за участие в осуществлении власти. Политическаяпартия — это организация единомышленников, представляющая интересы граждан,социальных групп и классов и ставящая своей целью их реализацию путемзавоевания государственной власти или участия в ее осуществлении. Соперничествополитических групп, объединенных вокруг влиятельных семей или популярныхлидеров, в течение многих веков составляло характерную, существенную чертуполитической истории. Но такие организации, которые мы называем политическими партиями,возникли в Европе и в США в начале ХIХ в.
Существует множество подходов к определениюсущности политических партий: понимание партии как группы людей,придерживающихся одной идеологической доктрины трактовка политической партиикак выразителя интересов определенных классов (марксизм); институциональноепонимание политической партии как организации, действующей в системегосударства.
Другие подходы копределению партий: партия- носитель идеологии; партия — длительное объединение людей; цель партии — завоевание и осуществление власти; партия стремится заручиться поддержкойнарода.
1. Понятие политической партии и эволюция теоретическихпредставлений о ней.
Впервыепонятие «партия» стало использоватьсяеще в Древней Греции и Риме: «партиягор», «партия равнин», «партия долин» — и означалотерриториально-географическую принадлежность, в отличие от того значения, в которомиспользуется данное слово сегодня. Произошло оно от латинского слова pars— часть, группа. Кроме того,это слово стало использоваться для обозначенияразличных социальных групп, соперничающих друг с другомпо какому-либо вопросу. В этом смысле в Древнем Риме термином «партия» обозначали политиков,группирующихся вокруг отдельныхлидеров («партия Цезаря», «партия Суллы» и т. д.). В Средние века партией называли сторонниковкакой-либо династической группы (например,война между «партиями» Алой и Белой Розы). Нередко в это понятиевкладывался социальный смысл: «партия знати», «партиянарода». Очевидно, что такие партиибыли чрезвычайно аморфны, неустойчивы, нерасполагали строго определенной системой взглядов, не имели программных установок и неимели четкой структуры и организации. Создавались они, как правило, длярешения каких-либо конкретных проблем и носиливременный характер.
Как политическийфеномен партии стали формироваться в период перехода отфеодального общества к буржуазному, т. е. с конца XVII— начала XVIIIв. Усиление борьбы с абсолютизмом привело к формированию объединенийпринципиально нового типа — на основе некоей идеологической доктрины иразвитой организационной структуры. Неслучайно французский политическийдеятель XVIIIв. Б. Констан так и отмечал, что партия— это собрание людей, исповедующих одинаковые политические доктрины. В Англиипервыми партиями стали тори и виги —прообразы будущих консерваторов и лейбористов. В ходе Великой французской революции возниклиЯкобинский клуб и Клуб кордельеров. В США в период борьбы за независимость сформировалисьпартии федералистов и республиканцев.
Важнейшими предпосылкамиформирования политических партий стали те тенденции общественного развития,которые особенно отчетливо проявились в XIXв.
Усиление противоречийи размежевания общества в период борьбы с феодализмом и его пережиткамипривело к осознанию особых социальных интересов инеобходимости их защиты с помощью политических институтов. По мнению норвежско-американского политолога Штейна Рокана,партии возникли в результате тех общественных расколов, которые вызвали социальная (буржуазная) и промышленнаяреволюции: дворянство-буржуазия;государство-церковь; город-деревня;труд-капитал; центр-периферия. Впоследствии эти линии размежевания еще более усложнялись и дополнялись и в значительнойстепени определили характер формирующихсяпартий (консерваторы и реформаторы; либералы и социалисты; буржуазные, рабочие и крестьянскиепартии; умеренные и радикалы;республиканские и федеративные; элитарныеи массовые и др.). Причем основополагающей линией размежевания на долгие годы стало противостояние «труда» и «капитала».
Важнейшейпредпосылкой формирования и деятельности массовыхполитических партий стало появление оформленных идеологий,где в концентрированном виде были изложены различныеконцептуальные подходы к общественному развитию (либерализм,консерватизм, социализм, анархизм). Причем, в отличиеот прежних идей, концепций и теорий, идеологии были изначально рассчитаны на массовое восприятие иподдержку. Носителями и выразителями этих идеологий и стали политическиепартии. Именно в идеологиях синтезировались важнейшие положения представительной демократии: никтоне может управлять людьми без их согласия; для защиты своих интересов граждане могут делегировать своихпредставителей во властные структуры; могут организовывать свои политические ассоциации; среди неотчуждаемых прав человекабольшую роль играет право насвободное политическое волеизъявление. Внедрение этих ведущихдемократических принципов объективно поставилона повестку дня вопрос о необходимости расширения роли политических механизмовв лице партий.
Усиление демократическихначал в политической системе и обществе, в целоммногих стран Западной Европы и Америки привели к повышению политической ролииндивида, к разделению властей, к усилениюреспубликанских начал в государственнойжизни. Не случайно характер первых партий был тесносвязан с деятельностью парламентов. Ограничение власти абсолютной монархии и развитие представительной системыпривели к тому, что формирование состава политическойэлиты (рекрутирование элиты) сталозависеть от избирательного процесса. Усилениевыборного конкурентного начала в законных способах формирования власти привелок тому, что лидеры, желающие бороться завласть или за ее сохранение, должны былизавоевывать симпатии избирателей и обеспечивать себемассовую поддержку. Решение этой задачи стало возможным лишь при достижении определенных возможностей в развитии средств массовой информации и высокого уровня грамотности населения.
Такимобразом, усложнение социально-политической структуры,признание законности существования различных социальных интересов, достижение определенного уровня развития культуры общества, объективные потребности демократизацииполитических систем привели к тому, что появились новые механизмы взаимодействия между властью и обществом. Партии, ориентирующиеся на интересы различных группизбирателей, стали основнымиинструментами политической борьбы за власть.
Первые партии были своеобразными клубами,которые объединялись вокруг парламентскихфракций, какого-либо печатного органа или известной личности. Настоящего членства партии не существовало. Формирование политическихпартий в современном их виде произошло лишь в середине XIXв. и было связано с постепенным введениемвсеобщего избирательного права и приобщением кактивному участию в политике широких масс. Значительно изменились организационные и функциональные структуры партий, методы и формы их политической деятельности. Если первоначально партии были небольшими по численности, элитарными и замыкались в основном парламентскими рамками, то вторая половина XIXв. положила начало новомутипу партий с массовым членством, с разветвленнойсетью местных организаций, периодическими съездами, уставом и членскимивзносами. Они уже не ограничивались обеспечением поддержки своим кандидатам навыборах, а все больше ориентировались напоиск постоянной и массовойсоциальной опоры.
Способы образования партий различны. Онимогут формироваться сверху на базе разныхпарламентских фракций, группой элиты,отдельными политическими лидерами и снизу — на основе широких общественных движений и организаций
2. Природа политической партии и ее функции
Существуетмножество определений партии. Это связано с ихмногообразием и многофункциональностью. Американскаяполитология делает акцент на государственных функциях партии, рассматривая се в определенном смысле как часть государственногомеханизма, как школу формирования и воспитаниякадров политической элиты. Европейская политическая наука заостряет внимание нароли партии как организации, обеспечивающей защиту общественных интересов.
Суммируявсе подходы, можно дать следующее определение: партия — этообщественная, упорядоченная организации, имеющая свою идеологию, программудействий и устав и призванная бороться заполучение и использование политическойвласти. Партия является важнейшимсоциально-политическим институтом, агрегирующим интересы различных слоевграждан, и служит своеобразным связующим звеном между гражданским обществом и государством. От других общественныхобъединений, действующих на политической арене (профсоюзы, группыинтересов, группы давления и др.), партии отличаютсяне только постоянной нацеленностью на участие во власти, но и тем, что их цели и программы носят более комплексный и всеобъемлющий характер.
Известныйамериканский исследователь партий Дж. Ла Паломбаравыделяет четыре конституирующих партию элемента:
1) всякая партия прежде всегоноситель идеологии или по крайней меревыражает конкретную ориентацию, видение мира и человека;
2) партия — это организация, структурированноеобъединение людей, относительно продолжительное повремени; это институт, чем она отличается от клиентелы (группы вокруг лидера), это организация в разных измерениях — национальном, региональном, локальном, иногда интернациональном;
3) цельпартии — завоевание и осуществление власти. При многопартийной системеодна партия сама по себе редко можетзавоевать власть, здесь, скорее, следует говорить об участии в отправлениивластных функций или, в любом случае,о включении в политическую систему; 4) каждая партия стремится обеспечить себе поддержку на выборах вразличных формах: от членства в партии и работы активистом и до голосования на выборах. Некоторые политологи добавляюттакже критерии долговременности существования организации и наличие системы местных организаций, поддерживающихрегулярные связи с центральным руководством.
К основным функциямполитической партии относятся:[1]
1) функцияагрегирования политических интересов, т. е. таких,которые связаны с осуществлением власти, с принятиемрешений на государственном уровне. В отличие от других субъектов политики (социальных общностей, групп интересов и т. п., которые тоже могут артикулировать ивыражать политические интересы) партии выражают именно агрегированные интересы, т. е. комплекс разнородных интересов,сгруппированных таким образом, чтобы они стали совместимыми и удовлетворяли максимальное большинство сторонниковпартии. Причем агрегирование должнопроисходить таким образом, чтобы выработанный на его основе политический курсвписывался в основные ценностныеориентации всего общества;
2) функцияосуществления политической ориентации общества и егополитической мобилизации. Партии дают в своих программах политические ориентиры для рядовых граждан и делаютих участие в политике организованным и институализированным. Они мобилизуютграждан к участию в политической жизни по вполне определенным правилам. Темсамым разные партии предоставляют гражданамправо выбора для участия в конкурентном политическом процессе всоответствии со своими политическимиубеждениями. Партии стремятся повыситьполитическую активность граждан, создать основу долгосрочнойдеятельности. Пропагандируя политические идеи и ценности, партии стремятся привлечьграждан на свою сторону как во время, так и между выборами, организуядискуссии, политические кампании в защиту или против чего-либо, праздники,фестивали, шествия, гражданские инициативы и др.;
3) функция интеграцииобщества. С одной стороны, партии
стремятся обеспечить единство действий своих сторонников и
их сплоченность для борьбы с конкурентами. Тем самым они
разделяют общество по различным линиям и в случае конфронтациипо важнейшим вопросам общественного развития несут потенциальную возможностьдестабилизации и дезинтеграции политической системы. С другой стороны, наличиемногих
партий, признающих общие демократические ценности и единыеправила игры, законность интересов всех субъектов политикипредставляет собой более серьезное интегрирующее начало,чем в обществе, лишенном свободного выбора. То есть
свободное многосоставное сложное общество более прочно, чем
искусственно создаваемый монолит;
4) для того чтобы реализовать агрегированныеполитические интересы, нужна власть. Поэтому важнейшей функцией
партий является функция приобретения и формирования власти. Здесьесть несколько путей: либо проникновение во власть,
либо организация действий, на которые власть вынуждена реагировать(например, мероприятия оппозиционной партии);
5) функция легитимации власти. Являясьважнейшим участником избирательных кампаний и получая от граждан мандат
доверия своим кандидатам и программам, партии олицетворяют
согласие управляемых на признание законности действия властей.Выражая свое отношение к различным партиям, массы
тем самым получают возможность ограниченного участия во
власти через выборы, а также определенного влияния на политическоеразвитие. Через конкурентную борьбу партий вы
является соотношение политических сил в обществе. Кроме
того, как субъекты политики партии защищают государство от
недовольства граждан, так как оно переключается на конкретныхносителей власти в лице представителей партии, а сама
государственная система остается авторитетной и незыблемой;
6)функция контроля. Являясь постояннымиучастниками
политической жизни, партии (особенно оппозиционные) наблюдаютза исполнением государственных программ, за деятельностью государственныхорганов и их отдельных представителен, за их моральным обликом,за распределением и расходованием средств и др. Кроме того, наоснове постоянного зондирования общественного мнения партии осуществляют функцию обратнойсвязи между политической системой и обществом, что позволяет корректировать нетолько деятельность самих партий, но и политический курс обществав целом;
7) функция поформированию и воспитанию политических кадров, в том числе политическихлидеров, обеспечение их преемственности и постоянного обновления.Большая часть государственных деятелей Запада начинала свою карьеру с местапартийных функционеров различного уровня. В большинствестран партии участвуют в подборе и расстановке кадров в аппаратегосударственного управления, влияя тем самым на проведениеполитического курса общества;
8) функция координации и согласованиядействий с другими участниками политического процесса. Длятого чтобы эффективнее добиватьсясвоих целей, партии вынуждены постоянно взаимодействовать сдругими участниками политического процесса, вступать с ними впереговоры, искать союзников, находить компромиссы, создаватькоалиции, идти на уступки и т. д. Это делает политический процессупорядоченным, организованным, стабильным, в какой-то степени предсказуемым.Зачастую национальные партии согласуют свои действия и намеждународном уровне, вступая в интернациональные ассоциации.
3. Критерии классификации политических партий и их типология
Политические партии призваны выражатьразличные интересы разных категорий людей, слоев, групп, классовобщества. Естественно, они весьма многообразны.
Классифицикацию политическихпартийобычно проводят по следующимкритериям:[2]
1) по социальнойнаправленности программы и деятельности: социал-демократические,либерально-демократические, коммунистические, классовые,националистические, расовые, фашистские, религиозные, государственно-патриотические,народные и т.п.
2)по идейным основаниям ихдеятельности: доктринальные (сориентированные, прежде всего на защитусвоей идеологии), прагматические (ориентирующиеся на практическуюцелесообразность
действий) и харизматические (объединяющиеся вокруг конкретного
политического лидера);
3)по методам выполненияпрограммы: революционные (стремящиеся к радикальномукачественному преобразованию общества) и
реформаторские(стремящиеся к улучшению общественной жизни
без структурных принципиальных изменений);
4)по характеру политическихдействий: реакционные, консервативные, умеренные,радикальные, экстремистские;
5) по представительству в высших органахгосударственной власти и отношению к официальной политике:правящие и оппозиционные (последние по юридическому статусу могутразделяться на легальные, полулегальные и нелегальные);
6)по месту в политическом спектре: левые, центристские и
правые;
7)по стилю общения междупартийными лидерами и рядовыми
членами: демократические и антидемократические;
8)по характеру членства:кадровые (отличающиеся немногочисленностью, свободным членством, организационнойрыхлостью) и
массовые (стремящиеся вовлечь в свои рядыкак можно большее
число членов, упрочить связи,укрепить структуру);
9)по организационнойструктуре: парламентские (где в качестве
первичных образований выступают территориальные комитеты),
лейбористские (представляющие собой разновидность парламентскихпартий, допускающих коллективное членство, в том числе и
трудовыхколлективов) и авангардные (построенные на принципах
демократического централизма итерриториально-производственногообъединения своих членов) и т.п.
Данная классификация,как, впрочем, и любая иная, далеко не завершена и довольно условна. Можноперечислить еще немало критериев, в зависимостиот которых партии подразделяются на теили иные виды. К тому же одна и та же партия может быть рассмотрена с различныхпозиции, классифицирована по разным основаниям.
Существуетмножество типологий партий.
В основе каждой из них лежиткакой-либо один
или несколько признаков. Партии различаютпопроисхождению, месту и роли в политической системе, внутренней структуре и методам деятельности,социальной базе иидеологии.
В зависимости отвозникновения выделяют партии парламентско-электорального происхожденияи внепарламентского (преимущественно социал-демократические и коммунистические).
Наиболее устойчивой и употребительной длительное время былатипология партий по идейно-политическим позициям на левые и правые партии и центр. При этом внутренняя пестрота партийногоспектра здесь сознательно упрощается. Современная тенденция развития партий по этому признаку такова, что и левые и правые партии все более тяготеют кцентру. Поэтому целесообразнееговорить о разделении партий только на двакрупных блока: правоцентристский и левоцентристский. Крайниеправорадикальные партии (например, неофашистские) и леворадикальные (например, «красные бригады» в Италии) — этопартии внесистемные, они выступают за изменение политического режиманеконституционными методами.
Заключение
Несмотря на большое количествозарегистрированных партий различного идейно-политического спектра,большая их часть еще не стабилизировалась и не обрела прочногоместа в партийной системе, не нашла своего постоянногоизбирателя. Связано это не только с наличием глубокогосоциально-политического, экономического и духовного кризиса, глубоко расколовшегообщество по различным линиям размежевания, но и с особенностями самих российских партий.
Значительная частьполитических партий создавалась как группы поддержки федеральныхлидеров и не получила повсеместной поддержки в регионах. Демагогия и популизммногих изних, невыполненные обещания не способствовали укреплению политических позиций партий и не способствовали росту рядових сторонников. По сути многие партии выступали как лоббисты в интересахфинансирующих их промышленно-финансовых, анередко и теневых группировок.
Пик политической активностипартий приходится на избирательные кампании федерального уровня исвязан прежде всего с имиджем лидера, а не самой партии. Это приводит к тому, чтопрограммные политические основы партий не усваиваются избирателями и партии не обретают устойчивости, завися от уровня популярности (или непопулярности своеголидера).
Становлениемногопартийности в стране идет трудно и противоречиво. Она пока далека еще оттех цивилизованных рамок, о которых мечтают знатоки и ревнители западнойдемократии. Чаще всего бывает так, что партии возникают, регистрируются, поройдаже исчезают, но никто не знает, кто за ними стоит, кто их поддерживает. И вэтом — главная беда многих группировок, претендующих на право называтьсяпартиями.
Список литературы
1. ДемидовА. И. Политология в вопросах и ответах. Учебно-методическое пособие. – М.:Юристъ, 2002
2. МальцевВ. А. Основы политологии. М.: 1997
3. Основыполитологии. Учебно-методическое пособие. Краткий учебник для вузов/под ред.Проф. А. В. Малько. – М.: Издательство Норма, 2000
[1] Основы политологии.Учебно-методическое пособие. Краткий учебник для вузов/под ред. Проф. А. В.Малько. – М.: Издательство Норма, 2000
[2] Демидов А. И. Политологияв вопросах и ответах. Учебно-методическое пособие. – М.: Юристъ, 2002