Реферат по предмету "Политология, Политистория"


Политические взгляды Платона

Политические взгляды Платона.
Платон(427-347до н.э.), ученик Сократа, изложил свои взгляды на государство,демократию, политические режимы и формы правления в своем известномпроизведении “Государство”.
Чтобыпонять политические взгляды Платона, неоходимо сделать краткий экскурс в егофилософские воззрения. Мир, с точки зрения Платона, двойствен и состоит изидей (эйдосов) и вещей(прагм).Идеи представляют собой не мыслительныеконструкции, но сверхреальность, или образцы вещей, их отвлеченные сущности.Втовремя как эйдосы являются истинными, вещи в силу своей материальностинеистенны, поскольку, как указывал Платон, сама их материальность извещает ихсущьность.Лишь идеи истинны, так как не отвечает своей сущности.
В своихвоззрениях на государство Платон исходил из того, что существует идеальноегосударство, идеальный образец и его многократные повторения--искажения вреальном мире вещей.
По мнениюПлатона, высказанному им в трактате “Государство”, главной основой идеальногогосударства является справедливость.Она состоит в том, чтобы каждому гражданинубыло отведено особое занятие, наиболее соответствующее его натуре, т.е.справедливость есть соответствие реальной вещи своей идее, ведь государствотогда является идеальным (отвечающим идее государства), когда каждый гражданиндействует в согласии со своей собственной сущностью.А поскольку  между людьми существуют индивидуальныеразличия, Платон предлагает деление общества на сословия: философов--правителей,воинов--стражей и ремесленников--производителей. Эти сословия Платонотождествляет с тремя началами в человеческой душе, а именно: разумным, яростными вожделяющим. В подкрепление своего аристократического идеала Платон предлагалвнушать гражданам мифы о том, как бог примешал в души людей частицы металлов: вдуши тех из них, что способны править и потому наиболее ценны, он примешалзолота, в души их помошников-- серебра, а в души земледельцев иремесленников--железа и меди. Если же у последних родится ребенок с примесью благородныхметаллов, то его перевод в высшие разряды возможен только по инициативеправителей.
Для Платонаидеальный строй--тот, где каждый гражданин тождествен в своих интересахобщественному целому, не представляет собой еще личности, претендующей наиндивидуальнуу самоценность и полную автономию в поступках. У него государствои гражданское общество представлены в едином, гомогенном, целостном,нерасчлененном понятии.
Длясохранения сословий Платон предлагает создать особую систему воспитания дляпотомков правителей и стражей. В основу этой системы положены мусическое игимнастические искусства.Мусическое укрепляет дух и воспитывает любовь кродине, гимнастическое укрепляет тело и готовит граждан к защите своегогосударства. После окончания обучения этим дисциплинам показавших себя наиболеезнающими и добродетельными юношей начинают готовить к деятельности правителей.Они изучают искусство рассуждения и ведения споров, а затем философию,венчающую всю систему знаний.
Цельюгосударства, которое  Платон считалидеальным, как раз и является обеспечение для максимального числа их гражданусловий для добродеятельной жизни.
Платонвыделяет следующие формы правления: царский строй (монархия), аристократия,тимократия, олигархия, демократия, тирания. самым правильным и разумным онсчитает царский строй и аристократию. Остальные формы правления являютсяпоследовательным отклонением от идеального государства. Сперва аристократия каквласть лучших вырождается в тимократию.
Аристократия--это правлениелучших с одобрением народа. Властью обладает и правит тот, ктослывет доблестным и мудрым. В основе такой формы правления лежит равенство порождению. По мнению Платона, на роль правителя идеально подходит лишь тот, ктодобровольно не захочет быть правителем и заниматься исправлением чужих пороков.Наименее подходят люди, руководствующиеся честолюбием, деньгами, почетом.
Чтобыдостигнуть единомыслия и сплоченности двух высших сословий, образующих вместекласс стражей государства, Платон устанавливает для них общность имущества ибюта. “Прежде всего никто не должен обладать никакой частнойсобственностью, если в том нет крайней необходимости.Затем ни у кого не должнобыть такого жилища или кладовой, куда не имел бы доступа всякий желающий”.Стражам запрещается иметь семью, для них вводится общность жен и детей.
Гражданамтретьего сословия разрешалось иметь частную собственность, деньги, торговатьна рынках ...
Гениальнопредугадав значение разделения труда в экономической жизни общества, Платонтем не менее выступал за ограничение хозяйственной активности и сохранениеаграрно замкнутого, “самодостаточного “ государства .
Вырождениеаристократии мудрых, по его словам, влечет за собой утверждение частнойсобственности и обращение в рабов свободных землевладельцев из третьегосословия. Так возникает критско-спартанскй тип государства, или тимократия ( “тиме “- честь), господство сильнейших воинов. Государство с тимократическимправлением будет вечно воевать.
Следующийвид государственного устройства-- олигархия-- появляется в результате скоплениябогатства у частных лиц. Этот строй основан на имущественном чензе. Властьзахватывают немногие богатые, тогда как бедняки не участвуют вуправлении.Олигархическое государство, раздираемое враждой богачей и бедняков, будет постоянно воевать само с собой.
Следующейформой государственного правления, является демократия, которая логическивытекает из олигархии.Победа бедняков приводит к установлениюдемократии--власти народа.Здесь царят своеволие и безналичие. Наконец,чрезмерная свобода обращаеся в свою противоположность--чрезмерноерабство.Устанавливается тирания, наихудший вид государства. Власть тирановдержится на вероломстве и насилии. Главной причиной смены всех форм государстваПлатон считал порчу человеческих нравов.Выход из порочных состояний общества онсвязывал с возвратом к изночальному строю--правлению мудрых.
Диалог“Законы” является последним сочинением Платона. В нем он изображает “второй подостоинству” государственный строй, приближая его к реальной действительностигреческих полисов.
Основныеотличия диалога “Законы” от диалога “Государство” таковы.
Во-первых, Платонотказывается от коллективной собственности философов и воинов и устанавливаетдля граждан единый порядок пользования имуществом. Земля являетсясобственностью государства.Она делится на равные по плодородию участки.Каждыйгражданин получает земельный надел и дом, которыми пользуется на правахвладения. Все остальные виды имущества граждане могут приобретать в частнуюсобственность, но ее размеры ограничены.
Во-вторых,деление граждан на сословия заменяется градацией по имущественномуцензу.Политические права граждане приобретают в зависимости от размеровимущества, звписавшись в один из четырех классов. Разбогатев или обеднев, онипереходят в другой класс.Все вместе граждане образуют правящую верхушку. Помимозанятий в собственном хозяйстве им вменяется в обязанность служба в войске,отправление тех или иных государственных должностей, участие в совместныхтрапизах, жертвоприношения...
В-третьих,производственные потребности земледелия предполагается теперь полностьюобеспечить за счет рабского труда. Вместе с признанием рабства у Платонапоявляется и ипренебрежительное отношение к производительному труду. Предвидявыступления невольников, Платон советует землевладельцам приобретатькак можноменьше рабов одной национальности и не провоцировать их недовольство жестокимобращением.
В-четвертых,Платон подробно описывает в диалоге организацию государственной власти и законынаилучшего строя.
Идеальнымгосударственным  устройством Платонназывает правление, где совмещены начала демократии и монархии. К таким началамотносятся: демократический принцип арифметического равенства (выборы побольшенству голосов) и монархический принцип геометрического равенства(выбор позаслугам и достоинству). Демократические начала государства находят своевыражение в деятельности народного собрания.
Все  выборные государственные органы и правителиобязаны действовать в точном соответствии с законом.
В диалоге“Законы” Платон писал: “ Я вижу близкую гибель того государства, где закон неимеет силы и находится под чьей-то властью.Там же, где закон--владыка надправителями, а они--его рабы, я усматриваю спасение государства и всеблага, какие только могут даровать государствам боги”.
Изложенныев диалогах Платона социально-политические программы являлись с точки зренияконсервативными.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Физическая культура в жизни студента
Реферат Референдум: понятие, виды, конституционно-правовое регулирование, политическая роль".
Реферат Инвестиции в Китае
Реферат Характер цветения сортообразцов Triticum persicum и влияние внешних погодных условий на процесс их развития
Реферат Методика аудита затрат предприятий торговли (Методика аудиту витрат пiдприемств торгiвлi на матерiалах СП "ПОЛIСЕРВIС")
Реферат Mountain Bikes Essay Research Paper Mountain Bikes
Реферат Комплексное лечение квантовой и электромагнитной терапией
Реферат Мониторы: назначение, классификация
Реферат Elmer Gantry Essay Research Paper The majority
Реферат My Philosophical Approach To Counseling Essay Research
Реферат Политические и правовые учения в Европе в начале XX в.
Реферат Организация учета и контроля при налогообложении прибыли предприятия
Реферат Демосфен (384-322 гг., до н.э.)
Реферат Особливості формування і діяльності політичних партій України
Реферат Правовой статус личности.