РЕФЕРАТ по ПОЛИТОЛОГИИ
ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ.
ТИПОЛОГИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕЖИМОВ.
СТУДЕНТА 2-го КУРСА
ОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЯ
ОЛЕЙНИКА ИЛЬИ ВАЛЕРЬЕВИЧА
ПЕТРОЗАВОДСК 1997
ОГЛАВЛЕНИЕ
1.ВВЕДЕНИЕ..........................................................................................3
2.ДЕМОКРАТИЧЕСКИЕРЕЖИМЫ.................................................. 4
3.НЕДЕМОКРАТИЧЕСКИЕРЕЖИМЫ............................................. 9
3.1.Тоталитаризм................................................................................ 9
3.2. Авторитаризм.............................................................................. 12
4.ЗАКЛЮЧЕНИЕ.............................................................................. 14
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙЛИТЕРАТУРЫ............................ 16
1. ВВЕДЕНИЕ.
Явыбрал эту тему потому, что хочу лучше разобраться в процессах, происходящихсегодня в России, так как наша страна находится на стадии перехода от одногополитического режима к другому, а именно от “ тоталитаризма” к “ демократии”.
В своей работе мне хотелось бы выяснить, что стоит заэтими терминами.
Начну с определения политического режима. Каждое государствоимеет свой политический режим. Политическийрежим означает совокупность приемов,методов, форм, способов осуществления политической государственной власти вобществе, характеризует степень политической свободы, правовое положениеличности в обществе и определенный тип политической системы, существующей в стране.
Режим — управление, совокупность средств и методов осуществленияэкономической и политической власти господствующего класса ( * ).
В современном мире можно говорить о 140-160 режимах, которыенезначительно отличаются друг от друга.
Античный философ Аристотель дает два критерия, по которымможно провести классификацию:
1) по тому, в чьих руках власть;
2) по тому, как эта власть используется.
“Правильные“ формы государства: монархия ( власть одного человека ), аристократия ( властьв руках немногих “лучших” ), полития ( власть большинства из средних вимущественном отношении людей ).
“Неправильные”формы государства — те, при которых стоящие у власти люди действуют всобственных интересах, не заботясь о благе общества. К “неправильным” формам относятся: тирания ( власть в руках тирана ), олигархия ( увласти имущее меньшинство ) и демократия ( контроль общества (большинства ) надвластью)).
------------------------------------------------------
( * ) Политологический словарь. М., 1991.
Демократияпонималась как форма государства, в котором власть принадлежит всем илибольшинству свободных граждан, подчиняющихся закону. Такое представление одемократии сохранялось вплоть до конца 1868 года, а со времен Великой
французской революции понятиедемократии стало применяться не к формам, а к принципам политическогоустройства государства. Выделяют два основных демократических принципа: свободаи равенство.
Одна издостаточно простых, широко распространенных, классификаций политических режимов- деление их на тоталитарные,авторитарные и демократические. Типология политических режимов:
а)демократический политический режим;
б)либеральный политический режим;
в)авторитарный политический режим;
г)тоталитарный политический режим.
2.ДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ РЕЖИМЫ.
Демократия — ( отдревнегреческого DEMOS — народ иCRUTOS — власть ) -народовластие — это одна из основных форм устройства любой организации, основанной наравноправном участии ее членов в управлении и принятии в ней решений побольшинству; идеал общественного устройства: свобода, равенство, уважение человеческогодостоинства, солидарность и т.д.; социальное и политическое движение занародовластие. С момента возникновения демократия связана с государством, азначит с принуждением, и в лучшем случае является властью большинства надменьшинством, а чаще всего формой правления хорошо организованного привилегированногоменьшинства, в большей или меньшей степени подконтрольного народу.
Демократический режим — характеризуется высокой степенью политической свободы человека, реальнымосуществлением его прав, позволяющим ему оказывать влияние на государственноеуправление обществом. Политическая элита, как правило, довольно узка, но онаопирается на широкую социальную базу.
Характерныечерты демократического режима:
1) Суверенитетнарода: именно народ выбирает своих представителей власти иможет периодически сменять их. Выборы должны быть честными, соревновательными,регулярно проводимыми. Под “соревновательными” понимается наличие различныхгрупп или индивидуумов, свободных выставлять свою кандидатуру. Выборы не будутсоревновательными, если одни группы ( или индивидуумы) имеют возможностьучаствовать, а другие её лишены. Выборы считаются честными, если нет махинацийи есть специальные механизм честной игры. Выборы бывают нечестными, если бюрократическаямашина принадлежит одной партии, даже если эта партия относится терпимо кдругим партиям во время выборов. Используя монополию на средства массовой информации,стоящая у власти партия может влиять на общественное мнение до такой степени,что выборы нельзя уже назвать честными.
2) Периодическаявыборность основных органов государства. Правительство рождается извыборов и на определенный, ограниченный срок. Для развития демократиинедостаточно регулярно проводить выборы, необходимо, чтобы она опиралась навыборное правительство. В Латинской Америке, например, выборы проводятся часто,но многие латиноамериканские страны находятся вне демократии, т.к. наиболеераспространенный способ смещения президента — военный переворот, а не выборы.Поэтому, необходимое условие демократического государства — лица,осуществляющие верховную власть, избираются, причем избираются на определенный,ограниченный срок, смена правительства должна происходить в результате выборов,а не по желанию некоего генерала.
3)Демократия защищает права отдельных личностей и меньшинства.Мнение большинства, выраженное демократическим путем на выборах, это лишьнеобходимое условие демократии, однако, отнюдь не недостаточное. Лишь сочетание правления большинства и защитаправ меньшинства составляют одиниз основных принципов демократического государства. Если же в отношениименьшинства применяются дискриминационные меры, режим становится недемократическим,независимо от частоты и честности выборов и смены законно избранногоправительства.
4) Равенствоправ граждан на участие в управлениигосударством: свобода создания политических партий и другихобъединений для выражения своей воли, свобода мнений, право на информацию и научастие в конкурентной борьбе за занятие руководящих должностей в государстве.
Взависимости от того, как народ участвует в управлении, кто и какнепосредственно выполняет властные функции, демократия делится на прямую,плебисцитарную и представительную.
При прямой демократии все граждане саминепосредственно участвуют в подготовке, обсуждении и принятии решений. Такаясистема может иметь практический смысл только при относительно небольшом числелюдей, например, в общинных или племенных советах или в местных органахпрофсоюзов, где все члены могут собраться в одном помещении для обсуждениявопросов и принятия решения путем консенсуса или большинством голосов. Первая демократияв мире в Древних Афинах осуществляла прямую демократию с помощью собраний, вкоторых участвовало 5-6 тысяч человек.
Важнымканалом участия граждан в осуществлении власти является плебисцитарная демократия. Различие между ней и прямой демократиейсостоит в том, что прямая демократия предполагает участие граждан на всехважнейших стадиях процесса властвования ( в подготовке, принятии политическихрешений и в контроле за их осуществлением), а при плебисцитарной демократиивозможности политического влияния граждан сравнительно ограничены, например,референдумы. Гражданам посредством голосования предоставляется одобрить илиотвергнуть тот или иной проект закона ил другого решения, который обычноготовится президентом, правительством, партией или инициативной группой.Возможности участия основной массы населения в подготовке таких проектов оченьневелики.
Третьей,наиболее распространенной в современном обществе
формой политического участияявляется представительная демократия.Её суть — граждане избирают в органы власти своих представителей, которыепризваны выражать их интересы в принятииполитических решений, в принятии законов и проведении в жизнь социальных идругих программ. Процедуры выборов могут быть самыми разнообразными, но каковыбы они не были, выборные лица в представительной демократии занимают свои постыот имени народа и подотчетны народу во всех своих действиях.
Демократическиегосударства различны, но все они имеют общие объединяющие черты:
1) Народовластие — т.е. признание народа источникомвласти, сувереном ( от франц. SOUVERAIN — носитель верховной власти вгосударстве );
2) Правительство основано на согласии управляемых;
3) Правило большинства; признание подчиненного мень-
4) Правило меньшинства; шинства большинству при ува-
жении интересов и мнений
меньшинства
5) Гарантии основных прав человека;
6) Свободные и честные выборы;
7) Равенство перед законом;
8) Справедливое судопроизводство;
9) Конституционное ограничение правительства;
10) Социальный, экономический, идеологический и политический плюрализм;
11) Ценности сотрудничества и компромисса.
Естьразные формы правления демократических режимов. Достаточно распространеннымиформами республиканского правления являются президентскаяреспублика и парламентская республика.
Отличительнымпризнаком президентской республикиявляется то, что президент в ней одновременно выступает и главой государства, иглавой правительства. Пожалуй, самый яркий пример президентской демократии — это США. Исполнительная власть сконцентрирована в руках одного правителя, т.е.у президента США, который регулярно через каждые 4 года избирается всемнародом. Президент назначает членов кабинета министров, которые подотчетнытолько ему, а не парламенту. Вот сущность президентского правления. Это отнюдьне означает, что президент- диктатор. Президент не имеет законодательныхполномочий. Вся законодательная власть принадлежит высшему законодательномуоргану США — конгрессу (палате представителей и сенату). При исполнении своихполномочий президент США в определенной ограничен властью конгресса. Конгрессрешает вопросы бюджета, имеет право отменить любые назначения президента США (право вето ) и, наконец, конгресс вправе начать процесс “импичмента”, т.е.досрочного отстранения президента от власти ( за измену, за нарушениеКонституции и другие преступления ).
Главнойотличительной чертой парламентскойреспублики является образование правительства на парламентской основе ( обычно парламентским большинством) и егоформальная ответственность перед парламентом. Парламент осуществляет поотношению к правительству ряд функций: формирует и поддерживает его; издает законы,принимаемые правительством к исполнению; утверждает государственный бюджет итем самым устанавливает финансовые рамки деятельности правительства;осуществляет контроль над правительством и в случае необходимости может выразитьему вотум недоверия, что влечет за собой либо отставку правительства, либороспуск парламента и проведение досрочных выборов. В современном мире есть 3главных типа парламентских режимов.
Первыйможет быть описан как однопартийное большинство в парламенте, т.е. когда однаполитическая партия постоянно настолько сильна, чтобы образовать правительство.Иногда такое правление называют “Вестминистерской моделью”, имея ввидуБританский парламент, в котором взятой партии достаточно 50 % голосов, чтобыобразовать правительство на весь срок выборов.
Второйтип — это парламентская коалиционная система, когда кабинет министровформируется на основе коалиции (соглашения ) различных партий, из которых ниодна не имеет абсолютного большинства в парламенте. Коалиции могут бытьдолговременными (бывшая ФРГ) и недолговременными ( Италия ).
Третийтип парламентского режима часто называют консенсуальным. Он был предложен однимиз современных политологов Лайбхартом. Он предложил концепцию консенсуальногопарламентского режима для того, чтобы обозначить режимы, существующие за счетрегионального или этнического большинства. Допустим, в Бельгии, где фламандцысоставляют менее 15 % бельгийского населения и где при парламентском илипрезидентском правлении франко-говорящее население превратилось бы в людейвторого сорта, была изобретена система заранее спланированных компромиссов,т.е. та ситуация, при которой защищены права обеих лингвистических групп. Дляразрешения каких-либо спорных вопросов обе стороны создают комиссию из равногоколичества представителей этих этнических групп и пытаются найти компромисс.
Современнаядемократия — это представительство интересов, а не сословий. Все граждане вдемократическом государстве, как участники политической жизни равны. Равенствоэто двоякого рода — равенство перед законами и равенство политических прав.Современное демократическое государство — это государство правовое, в которомна практике осуществлено разделение трех властей и созданы реальные механизмызащиты прав и свобод граждан.
3. НЕДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ РЕЖИМЫ.
Недемократические режимы делятся на два типа:
n тоталитарный
n авторитарный.
3.1.Тоталитаризм.
Понятие тоталитаризма происходит отлатинских слов “ TOTALITAS ”- цельность,полнота и “TOTALIS” — весь, полный, целый. Обычно под тоталитаризмом понимают политический режим,основанный на стремлении руководства страны подчинить уклад жизни людей одной,безраздельно господствующей идее и организовать политическую систему властитак, чтобы она помогала реализации этой идеи.
Тоталитарнымиявляются режимы, при которых :
1) есть массовая партия (с жесткой, полувоеннойструктурой, претендующая на полное подчинение своих членов символам веры и ихвыразителям — вождям, руководству в целом), эта партия срастается сгосударством и концентрирует в себе реальную власть в обществе;
2) партия организована не демократическим способом — она строится вокруг лидера. Власть идет вниз — от лидера, а не вверх — от масс.
3) доминирует роль идеологии. Тоталитарный режим — это идеологический режим, где всегда есть своя “ Библия”. Идеология режимаотражается также в том, что политический лидер определяет идеологию. Он втечение суток может изменить свое решение, как это случилось летом 1939 года,когда советские люди неожиданно узнали, что нацистская Германия больше неявляется врагом социализма. Наоборот, её система объявлялась лучшей, чем ложныедемократии буржуазного Запада. Эта неожиданная интерпретация поддерживалась втечение двух лет до вероломного нападения нацистской Германии на СССР.
4) тоталитаризм строится на монопольном контроле производстваи экономики, а также на подобном контроле всех других сфер жизни, включаяобразование, средства массовой информации и т.д.
5) при тоталитаризме существует террористический полицейскийконтроль. Полиция существует при разных режимах, однако, при тоталитаризмеполицейский контроль террористичен в том смысле, что никто не станет доказыватьвину, чтобы убить человека.
Всевышеперечисленные характеристики профессор из Хайденберга Карл Фридрих (совместный труд К.Фридриха и его молодогопольского коллеги Збигнева Бжезинского “Тоталитарная диктатура иавтократия”,1956 г.) называет “синдромом”. Наличие одной или нескольких из этиххарактеристик еще недостаточно для того, чтобы система стала тоталитарной.Например, существуют режимы, где полиция осуществляет террор, однако они нетоталитарны, вспомним Чили: в начале правления президента Пиночета 15 тысяч человек погибло в концлагерях. НоЧили не тоталитарное государство, потому что там отсутствовали другие “синдромы”тоталитаризма: не было массовой партии, не было “священной” идеологии, экономикаоставалась свободной и рыночной. Правительство лишь частично контролировалообразование и средства массовой информации.
В определении Фридриха есть одно слабое место.Может ли тоталитарная система изменяться и эволюционировать? Фридрих иБжезинский утверждали, что тоталитарный режим не меняется, его лишь можноуничтожить извне. Они уверяли, что все тоталитарные государства погибают, какпогиб нацистский режим в Германии. В последствие жизнь показала, что этотаспект ошибочен. Тоталитарные режимы способны меняться, эволюционировать. Послесмерти Сталина СССР изменился. Правление Брежнева Л.И. заслушивает критики.Однако нельзя сказать, что они одинаковы. Это так называемый пост тоталитаризм.Пост тоталитарный режим — это система, когда тоталитаризм теряет часть своих элементов и как бы размывается иослабляется ( например, СССР при Хрущеве Н.С.), Итак, тоталитарный режимследует подразделять на чисто тоталитарный и пост тоталитарный.
Взависимости от господствующей идеологии тоталитаризм обычно подразделяют накоммунизм, фашизм и национал- социализм.
Коммунизм(социализм) в большей степени, чем другие разновидности тоталитаризма, выражаетосновные черты этого строя, поскольку предполагает абсолютную власть государства, полноеустранение частной собственности и, следовательно, всякой автономии личности.Несмотря на преимущественно тоталитарные формы политической организациисоциалистической системе присущи и гуманные политические цели. Так, например, вСССР резко повысился уровень образования народа, стали доступными доля него достижениянауки и культуры, была обеспечена социальная защищенность населения,развивалась экономика, космическая и военная промышленность и т.д., резкосократился уровень преступности, к тому же на протяжении десятилетий системапочти не прибегала к массовым репрессиям.
Фашизм- право- экстремистское политическое движение, возникшее в обстановкереволюционных процессов, охвативших страны Западной Европы после первой мировойвойны и победы революции в России. Впервые он был установлен в Италии в 1922 г.Итальянский фашизм тяготел к возрождению величия Римской империи, установлениюпорядка, твердой государственной власти. Фашизм претендует на восстановлениеили очищение “народной души”, обеспечение коллективной идентичности накультурной или этнической почве. К концу 30-х годов фашистские режимы утвердилисьв Италии, Германии, Португалии, Испании и ряде стран Восточной и ЦентральнойЕвропы. При всех своих национальных особенностях фашизм везде был одинаков: онвыражал интересы наиболее реакционных кругов капиталистического общества,оказывавших фашистским движениям финансовую и политическую поддержку,стремящихся использовать их для подавления революционных выступлений трудящихсямасс, сохранения существующего строя и осуществления своих имперских амбицийна международной арене.
Третьяразновидность тоталитаризма — национал- социализм. Как реальный политический иобщественный строй он возник в Германии в 1933 г. Цель: мировое господствоарийской расы и социальное предпочтение — германская нация. Если вкоммунистических системах агрессивность направлена прежде всего вовнутрь — против собственных граждан (классового врага), то в национал- социализме — вовне, против других народов.
И всеже тоталитаризм — исторически обреченный строй. Это общество — самоед, неспособное к эффективному созиданию, рачительному, инициативному хозяйствованиюи существующее главным образом за счет богатых природных ресурсов,эксплуатации, ограничения потребления большинства населения. Тоталитаризм — закрытое общество, не приспособленное к современному качественному обновлению,учету новых требований непрерывно изменяющегося мира.
3.2.Авторитаризм.
Однимиз наиболее распространенных в истории типов политической системы являетсяавторитаризм. По своим характерным чертам он занимает как бы промежуточноеположение между тоталитаризмом и демократией. С тоталитаризмом его роднитобычно автократический, не ограниченный законами характер власти, с демократией- наличие автономных, не регулируемых государством общественных сфер, особенноэкономики и частной жизни, сохранение элементов гражданского общества.
Авторитарнойполитической системе присущи следующие черты:
1) Автократизм (самовластие) или небольшое числоносителей власти. Ими могут быть один человек (монарх, тиран) или группа лиц(военная хунта, олигархическая группа и т.д.).
2) Неограниченность власти, её не подконтрольностьгражданам, при этом власть может править с помощью законов, но их она принимаетпо своему усмотрению.
3) опора (реальная или потенциальная) на силу.Авторитарный режим может не прибегать к массовым репрессиям и пользоватьсяпопулярностью среди широких слоев населения. Однако он обладает достаточнойсилой, чтобы в случае необходимости по своему усмотрению использовать силу ипринудить граждан к повиновению.
4) Монополизация власти и политики, недопущениеполитической оппозиции и конкуренции. При авторитаризме возможно существованиеограниченного числа партий, профсоюзов и других организаций, но лишь приусловии их подконтрольности властям.
5) Отказ от тотального контроля над обществом,невмешательство во вне политические сферы и прежде всего в экономику. Властьзанимается главным образом вопросами обеспечения собственной безопасности,общественного порядка, обороны, внешней политикой, хотя она может влиять ни настратегию экономического развития, проводить достаточно активную социальнуюполитику, не разрушая при этом механизмы рыночного самоуправления.
6) Рекрутирование политической элиты путем введения всостав выборного органа новых членов без проведения дополнительных выборов,путем назначения сверху, а не конкурентной электоральной борьбы .
Исходя из вышеизложенного, авторитаризм- политическийрежим, при котором неограниченная власть сконцентрирована в руках одногочеловека или группы лиц, не допускающих политическую оппозицию, но сохраняющуюавтономию личности и общества во вне политических сферах. Авторитаризм вполнесовместим с уважением всех других, кроме политических, прав личности.
Слабые стороны авторитаризма: полная зависимость политикиот позиции главы государства или группы высших руководителей, отсутствие уграждан возможностей предотвращения политических авантюр или произвола,ограниченность политического выражения общественных интересов.
Достоинстваавторитарного режима: высокая способность обеспечивать политическуюстабильность и общественный порядок, мобилизовывать общественные ресурсы нарешение определенных задач, преодолевать сопротивление политическихпротивников.
Авторитарныережимы очень разнообразны. Это монархии, диктаторские режимы, военные хунты,популистские системы правления и др. Монархии- уже исчезающая категория авторитарных режимов. Не все монархии авторитарны. ВЕвропе ( Великобритания, Норвегия, Дания, Бельгия, Люксембург, Испания)монархии в принципе являются парламентскими демократиями. Но когда говорят омонархизме, как о подтипе авторитарных государств, то имеют ввиду монархии внаименее развитых странах, где монархи являются действительнымиправителями(Иордания, Марокко, Саудовская Аравия). Военное правление: военныеберут власть и правят страной. Политическая деятельность либо вообще запрещена,либо ограничена.
В современных условиях пост социалистических стран “чистый” авторитаризм, не опирающийся наактивную массовую поддержку и некоторые демократические институты, едва лиможет быть инструментом прогрессивного реформирования общества и способенпревратиться в криминальный диктаторский режим личной власти.
4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Запоследние 20 лет очень много недемократических: тоталитарных и авторитарныхрежимов распалось или трансформировалось в демократические республики илигосударства на демократической основе. Общий недостаток недемократическихполитических систем состоит в том, что они не были подконтрольны народу, азначит, характер их взаимоотношений с гражданами зависел прежде всего от волиправителей. В прошлые века возможность произвола со стороны авторитарныхправителей существенно сдерживалась традициями правления, относительно высокойобразованностью и воспитанностью монархов и аристократии, их самоконтролем наоснове религиозно-нравственных кодексов, а также мнением церкви и угрозойнародных восстаний. В современную эпоху эти факторы либо вообще исчезли, либоих действие сильно ослабло. Поэтому надежно обуздать власть, гарантироватьзащиту граждан от государственного произвола может только демократическая формаправления. Тем народам, которые готовы к индивидуальной свободе и ответственности,ограничению собственного эгоизма, уважению закона и прав человека, демократиядействительно создает наилучшие возможности для индивидуального и общественногоразвития, реализации гуманистических ценностей: свободы, равноправия,справедливости, социального творчества.
Одной из стран, находящихся на пути переходаот одного политического режима (тоталитарного) к другому (демократическому),является Россия. Наша страна пошла по пути быстрой политической и экономическойреализации западной либеральной модели демократии, по пути так называемойшоковой терапии. Однако, в России не было на тот момент, характерных для Западамноголетних традиций рыночной экономики и индивидуалистической культуры, советскоеобщество глубоко отличалось от западных демократий почти тотальноймилитаризацией, суперцентрализацией и сверхмонополизацией экономики, еёнеприспособленностью к какой-либо конкуренции; преобладанием в народномсознании коллективистских ценностей, полиэтническим составом населения,отсутствием массовых демократических движений, способных сформироватьальтернативную номенклатуре политическую элиту, и т.д. В результате мы переживаемтрудные времена, либеральная модель демократизации привела к политическойанархии, к подрыву мотивации производительного труда, резкому росту цен ипадению уровня жизни населения. Очевидно, что для России оптимальная модельполитического и хозяйственного реформирования может быть найдена лишь на путитщательного учета собственной специфики и мирового опыта, проведения активной иреалистической государственной политики в целях формирования более динамичного и гуманного общества.
Помнению многих русский менталитет предполагает наличие сильной руки, жандарма ит.п., но я с этим не согласен, ибо считаю, что те ростки свободы, которые у насуже есть на сегодня, должны сохранятьсяи приумножаться.
Янадеюсь, что на следующих выборах в Думу, а затем и на президентских выборахнаибольший процент голосов получат силы демократического толка, и еще нескольколет стабильного развития общества приведут нашу страну к настоящей демократии.
СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
1.Власть при переходе оттоталитаризма к демократии. Свободная мысль. 1993 — № 8.
2.Клямкин И.М. Какойполитический режим возможен сегодня в России. Полит. иссл. 1993- №5.
3. Арон Р. Демократия и тоталитаризм. М., 1993.
4. Вятр Е. Лекции по политологии Т- 1. Типологияполитических режимов. 1991.
5. Карл Поппер. Открытое общество и его враги. М.,Культурная инициатива.
6. Стародубский Б.А.Политические режимы европейских стран. Свердловск., 1989.