Реферат по предмету "Политология, Политистория"


Политика (как социальное явление, ее структура)

План.
1.    Политика.
2.    Политикакак общественное явление.
3.    Структураполитики.

1. Политика.
Во всяком обществе на определенномэтапе его развития неизбежно возникают поли­тические отношения, складываются ифункционируют полити­ческие организации, формируются политические идеи итеории. Что же такое политика? Смысл слова “политика” лучше всего выражает егоэтимология: греч. politike— искусствоуправления государством. Политика есть особого рода деятельность, регули­рующаяотношения членов общества, объединенных в различ­ные социальные группы иклассы, с целью сохранения опреде­ленной общественной структуры и организации,а также с целью ее дальнейшего развития и совершенствования в интересах какправящего класса, так и общества в целом. “… Политика есть участие в делах государства,направление государства, определение форм, задач, содержания деятельностигосудар­ства...”.
Американские политологиТ. Маргштадт и П. Шоттен указывают: “Хотя политическая деятельность может бытьпредставлена на многих уровнях, феномен, называемый “политика”, обычно наиболеезначителен на уровне “нации — государства”. Политологи —на­ши соотечественники— также в большинстве своем признают наличие аспектов политических отношений вобласти национальной жизни. Но и здесь есть различные подходы. Ряд авторовпризнают наличие во взаимоотношениях социально-этнических образований связейполитического характера, они не ведут речи о нациях, народностях, народах каксубъектах политических отношений. Вот один из примеров: “В системе национальныхотношений, — пишет Г.Т.Тавадов, — политические аспекты являются ключевыми,решающими. Это обусловлено прежде всего значением государства как важногофактора формирования и развития нации, внутренней связью национальных иклассово-социальных проблем. Поскольку политика — это деятельность в сфереотношений между большими социальными группами, то, по существу, аспектывзаимоотношений наций и народностей имеют политический характер"
Не всякое действие, выражающееотношение между класса­ми, есть политика. Когда, например, рабочий нанимается ккапи­талисту на работу и подвергается с его стороны эксплуатации, это неполитические, а экономические отношения. Когда же трудящиеся ставят вопрос овласти, ее формах, тогда они вступают в сферу собственно политики. Политикавсегда в качестве своей цели преследует сохранение или создание наиболее выгод­ныхусловий осуществления власти. Поэтому одна из главных целей в политике— устройство государственной власти: госу­дарствопризвано охранять и защищать интересы “самого могущественного, экономическигосподствующего класса, кото­рый при помощи государства становится такжеполитически гос­подствующим классом...”.
В политике находят свое наиболеезаостренное и полное вы­ражение коренные экономические интересы господствующегокласса, которые сознательно защищаются всей системой политической организацииобщества.
В этом смысле политика, по определениюВ. И. Ленина, есть концентрированное выражена  экономики. Политика— сфера, порожденная материально-про­изводственной,экономической основой общества: экономиче­ские интересы в конечном счетевыступают как социальная при­чина политических действий.
Но политика в свою очередь оказываетогромное обратное влияние на развитие экономики. Если повседневные изменения вэкономике обычно происходят под непосредственным влия­нием развивающихсяпроизводительных сил, то коренные изме­нения всего экономического строяобщества, имея в основе своей те же сдвиги в производительных силах,совершаются под непо­средственным воздействием политики, при использовании поли­тическойвласти для перестройки экономических отношений. Известно, что всоциалистической революции политический переворот предшествует экономическому.Политика, таким об­разом, выступает предпосылкой строительства новой экономики.
Ныне в нашем обществе такжепроисходит процесс реально­го воздействия политики на экономическую сферуобщества с целью устранения тех сложившихся в этой сфере механизмов, которыестали тормозом дальнейшего социального развития.
Сфера политики обладает относительнойсамостоятельно­стью: логика политических деяний и идей не есть простой слепок слогики экономических отношений, что обусловливает возможность и реальностьпротиворечий между объективной логикой движения экономики и логикойполитических действий. возникающих зачастую и в результате недостаточного учетаполитикой закономерностей экономического развития. Если политика адекватноотражает назревшие потребности экономиче­ского развития, то она становитсясилой, способствующей эффективной реализации возможностей, заложенных вэкономической системе общества. Если же политика выступает какабсолютизированная власть (как это, например, имело место при фашизме), котораястремится действовать в обход экономической необходимости, то это приводит напрактике к волюнтаризму и авантюризму.
Поскольку политика— это искусство управления, постоль­ку, чтобыбыть искусством в высшем смысле этого слова, она, во-первых, должна опиратьсяна достижения наук, а во-вторых, соответствовать высшим критериямнравственности: ведь имен но политическая деятельность является наиболееответственной из всех видов социальной деятельности.

2. Политика как общественное явление.
В самом общем виде политологию, какправило, тракту­ют как науку о политике. Что представляет собой полити­ка? ВДревней Греции под словом “политика” понималось все то, что относилось кгосударственной деятельности. В.И.Ладь подчеркивал, что “политика” — это наукагосударствен­ного управления, виды, настроения, цели государя, образ егодействий, нередко скрывающий цели. Политик—это умный, ловкий (не всегда честный) государственный дея­тель, умеющий“наклонять дела в свою пользу, кстати мол­вить' и вовремя смолчать” (Даль В. И.Толковый словарь живого великорусского языка. М.:1980, Т.3. р.261). В сов­ременном словаре английского языкаВебстера политика рассматривается как деятельность гражданского правитель­ства,его планы и меры, особенно по реализации собствен­ных интересов.
Отвечая на вопрос, что такоеполитика, Макс Вебер от­мечает: “Говорят о валютной политике банков, одисконтной политике Имперского банка, о политике профсоюза во время забастовки;можно говорить о школьной политике городской или сельской общины, о политикеправления, руководящего корпорацией, наконец даже о политике умной жены, кото­раястремится управлять своим мужем” (Вебер М. Избран­ные произведения. М.:1990. С.644).И в самом широком смысле слова, по замечанию М. Вебер а, политика охваты­вает“все виды деятельности по самостоятельному руковод­ству”. Но за основурассуждения М. Вебер не берет такое 'широкое понимание и предлагает говорить “оруководстве или оказании влияния на руководство политическим союзом, то есть внаши дни— государством” (Там же. С.645). ко­торое является “единственнымисточником “права” на наси­лие”. И тогда политика, по М. Веберу, “означаетстремление к участию во власти или оказанию влияния на распределе­ние власти,будь то между государствами, будь то внутри государства между группами людей,которые оно в себе за­ключает” (Там же. С.646).
Французский мыслитель Поль Валери,оценивая полити­ку, отмечал, что “политика—это искусство не давать людям заниматься тем, что для них является главным”. Не­мецкийисследователь Н. Ноак в книге “Что такое политика? Введение в науку”, изданнойв Мюнхене, полемизируя с П. Валери, подчеркивал, что политика, напротив, должнабыть искусством склонять людей к тому, чтобы они заботи­лись о том, что для нихявляется главным. Американский политолог, профессор Стэнфордского университетаД. Хелд в книге “Политическая теория и современное государство. Очерки огосударстве, власти и демократии трактует поли­тику в наиболее общем виде какборьбу “за организацию человеческих возможностей”.                        .
В “Философском энциклопедическомсловаре” читаем:
“Политика (от греческого “политика”— государственные или общественные дела)— сфера деятельности, связанная с отношениямимежду классами, нациями и другими соци­альными группами, ядром которой являетсяпроблема за­воевания, удержания и использования государственной власти”.                                       
Известно, что большое вниманиеисследованию политики уделялось в марксизме. В. И. Ленин, в частности,раскрывая различные грани политики, отмечал, что политика—это “устройство государственной власти”, “участие в делах государства, направлениегосудар­ства, определение форм, задач, содержания деятельности государства”, что она “есть область отношений всех классови слоев к государству и правитель­ству, область взаимоотношений между всемиклассами”, что “политика естьконцентрированное вы­ражение экономики”.
Как видим, различных подходов идефиниций политики уже разработано большое число. Появились попытки систе­матизацииподходов к пониманию политики как социально­го явления. Так, польскиеисследователи, авторы книги “Ос­новы политологии”, указывают, что“применительно к совре­менности можно говорить о двух основных тенденциях втрактовке подобного понимания политики: а) интерпретация государства (иполитики) в классовых категориях (марк­сизм); б) интерпретация государства (иполитики) в кате­гориях деятельности правительства (американская “наука ополитике” и французская “политическая наука”).Разумеется, такая классификация даже основных тенденций анализа политики неявляется исчерпывающей. Например, некоторые авторы, подчеркивая приоритетобщественных и индивидуальных.ин­тересов над государственными, указывают, чтонеобходимо избегать односторонности. Так, ссылаясь на вывод К. Маркса о том,что “политическая сущность какого-нибудь вопроса заключается вообще в егоотношении к различным вла­стям политического государства” и на приведенные вышеслова В. Ю. Шпак отмечает: Практика показала, что данный подход являетсяодносторонним, не отражающим глубинную, сущностную основу политики. Он выражаетне всеобщее— общественное, общиеинтересы народа на базе учета политических интересов всех субъектов, а толькогосу­дарственное, единичное, что на практике приводит к абсо­лютному приоритетугосударственного над общественным, ин­дивидуальным”.
На необходимость различенияполитической и государст­венной власти неоднократно указывали Ф. М. Бурлацкий,А. А. Галкин и другие авторы. Однако при наличии ряда по­зитивных моментов врамках такого подхода возникают и не­сомненные трудности. Специфика политикикак обществен­ного явления объясняется через политическую власть. Аполитическая власть, ее специфика? Она объясняется через политику.“… Политическая власть,— пишут Ф. М.Бурлац­кий и А. А. Галкин,— как одно изважнейших проявлений власти характеризуется реальной способностью данногокласса, группы, а также отражающих их интересы индивидов проводить свою волюпосредством политики и правовых норм”. Втакой трактов­ке, к сожалению, возникает логический круг.
Представляется, что в подходах (о чемсвидетельствуют также и польские ученые) зарубежных и отечественных по­литологовв большинстве своем совпадает главное—указа­ние на политику как область, сферу деятельности, отношений по поводугосударственной власти. Именно отношения по поводу государственной властивыступают “ядром” всей по­литической сферы жизни общества. Эта трактовкапоможет снять противоречия ряда точек зрения. В ее русле политика можетрассматриваться и под углом зрения взаимодействия народа с правительством,личностей и масс, и как взаимо­действие социальных групп по поводу власти и т.д.
Кто же выступает в качестве субъектаполитики? На пер­вый взгляд, уже все субъекты социальной жизни являются исубъектами политики. Ряд политологов придерживаются именно этой точки зрения. Вмарксистской традиции в качестве субъектов политики, это явствует уже и изприведенных выше положений, рассматриваются преимущественно классы, социальныегруппы, нации. Западная политическая нау­ка в большей степени акцентируетвнимание на индивидах, их поведении (поддержке, участии и т. д.) в отношении кинститутам власти, к политической системе, хотя и не ис­ключается рассмотрениетаких групп, как правящая элита, группы давления.
Какая из трактовок наиболее близка кистине? Следует, вероятно, подчеркнуть, что каждая из них содержит в себеопределенную долю истины, ибо намечает контуры тех или иных тенденций ипротиворечий, реально проявляющихся в обществе. Встав на позиции, исключающиеиз субъектов по­литики индивидов, личностей, мы не получим конкретных формреализации политических тенденций, мы не получим политики как общественногоявления. Но и представив по­литику только как выражение индивидуальногоповедения, мы также не приблизимся к политике, ибо не ответим на целый рядвозникающих в этом случае вопросов. И среди них один из принципиальных: когдаже возникает, формиру­ется политика. История все более подтверждает вывод отом, что политика как общественное явление возникает вме­сте с формированиемгосударства, а оно— с разделениемобщества на социальные группы, классы. Таким образом, генетически периодвозникновения политики совпадает с об­разованием социальных групп. Именноналичие, противо­борство, сотрудничество социальных групп и было основойформирования государства и политики, выступило политико-образующей основой. Вовзаимодействии классов, социаль­ных групп (борьбе, соперничестве, конкуренции,сотрудниче­стве) в конечном счете определяются и опредмечиваются реальныеобъективные тенденции политического развития общества. И потому не только вфилогенезе, но и в онтогенезе социальные группы являются решающими субъектамиполитической жизни, политики. Но представление о полити­ке только как осоциально-групповом взаимодействии будет не просто не полным, но иодносторонним, ибо не учитывает­ся очень важная сторона внутренней структурысамих со­циальных групп, исходной “клеточкой” которых выступает индивид,личность. В зависимости от целого ряда факторов во внутренне дифференцированнойсоциальной группе роль отдельных индивидов существенно различается. И потомуполитическая воля группы— этоопределенный вектор, складывающийся в результате взаимодействия отдельныхиндивидов. Более того, роль личности, выражающей интересы господствующих вобществе социальных групп, возраста многократно. По всей видимости, нельзярассматривать соотношение политических ролей личности и социальной группыкласса вне контекста диалектики общечеловеческих и классовых интересов. А это,в свою очередь, требует учета человеческого фактора в политике, более того, еговозраста­ющей роли.
В последнее десятилетие наисторической арене нашей страны, да и ряда Других стран вновь обострились нацио­нальныепроблемы. Многие теоретические и практически-политические вопросы былисформулированы самой жизнью. И среди них проблема субъектов национальнойполитиче­ской жизни и национально-государственного строительства.
Анализ даже некоторых, хотя и важных,субъектов по­литических связей указывает на чрезвычайную сложность политики какобщественного явления. Какова же ее струк­тура?

3. Структура политики
 
Какова же структура политическойдеятельности? В самом общем виде просматриваются три ее основных момента.Во-пер­вых, умение ставить ближайшие (тактические) и перспектив­ные(стратегические) реальные цели и решать задачи, учитывая соотношение социальныхсил, все возможности общества на конкретном этапе его развития. Во-вторых,выработка эффектив­ных методов, средств, форм организации социальных сил длядостижения поставленных целей. Наконец, в-третьих, соответ­ствующий подбор ирасстановка кадров, способных решать по­ставленные перед ними задачи.
Осуществление политическойдеятельности немыслимо без наличия определенной системы политической власти.Она пред­ставляет собой совокупность элементов, являющихся официаль­нопризнанными исполнителями политической власти. Сюда входят государственныйаппарат, политические партии, проф­союзы, различные общественные организации(церковь, по­скольку в нашем обществе она отделена от государства, не вхо­дит вполитическую организацию). Все это суть не что иное, как главные составныеэлементы разветвленного и крепко спаянно­го системного целого, механизм, спомощью которого осущест­вляется политическая власть в обществе.
В политологических исследованиях попроблемам анализа структуры политики определились различные аспекты.Дифференциация подходов к рассмотрению структуры политики определяется целымрядом факторов. Среди них более существенными, пожалуй, являются такие, каксложность, многогранность самой политики как общественного явления, а такжеспецифика контекста того или иного исследователя? Нетрудно, например,представить структуру политики в рам­ках “поведенческого” анализа. Разумеется,оценивая те или иные подходы, точки зрения, недопустимы, по крайней мере, двекрайности. С одной стороны, несостоятельно отвержение позитивного содержаниятаких подходов, в рамках которых политика структурируется через призму одногокакого-то признака, качества, свойства. С другой стороны, опрометчиво стремлениеабсолютизации какого-либо одного критерия, ибо в таком случае политическиереалии будут учтены в весьма суженном объеме. Таким образом, на наш взгляд, дляанализа структуры политики необходимо и вполне возможно применение различныхкритериев. Не претендуя на полный и тем более системный анализ критериеввыделения структурных элементов политики, рассмотрим некоторые из нихразумеется в политологической литературе эти критерии тракторизуются различнымитерминами, понятиями. Среди этих критериев можно назвать следующие: сущностныйили субстанциональный, по сферам функционирования, по субъектам политическойжизни, институциональный и другие.
В соответствии с сущностнымкритерием речь идет о вы­явлении основных элементов содержания политики как об­щественногоявления. Это те самые грани, стороны, элемен­ты политики, которые выступают какнеобходимые, без кото­рых политика не может быть представлена как целостноеявление. К таким элементам можно, например, отнести по­литическую власть,политическую деятельность, политичес­кие отношения, политические потребности иинтересы, поли­тическое сознание (политическую психологию и политическуюидеологию), политическую культуру, систему политических институтов и механизмовреализации власти, политический процесс и другие.
Политика, политическая жизньформируется, функциони­рует во взаимодействии различных субъектов. Исходя изэто­го, нельзя не учитывать и субъектный критерий выделения элементов структурыполитики. В качестве элементов, уров­ней политики в этом плане можнорассматривать, например, общенародную политику, социально-групповую, классовую,национальную политику, политику государства и обществен­ных организаций,движений и объединений. Данная трактов­ка структуры политики, исходящая изсубъектного крите­рия, несомненно может быть уточнена, дополнена, но она имеетправо на существование.
Многие политологи указывают нанеобходимость учета особенностей методов, механизмов реализации политики вразличных сферах общественной жизни. Выделение различ­ных уровней, компонентовполитики в зависимости от сфер общественной жизни также представляет важноенаправление анализа структуры политики. Среди этих компонентов поли­тикиследует назвать такие, как:   
—внутренняя и внешняя политика,
—экономическая политика,
—социальная политика,
—политика в области государственногоустройства и раз­вития демократии,
—политика в духовно-идеологическойсфере.
В работах отечественныхи зарубежных политологов ука­зывается на необходимость анализа места и ролиправи­тельства, государственных структур, политических партии, движений и т. д.Системный анализ политики как целостного действенного явления невозможен безучета таких ее составляющих, как государство, политические партии и объе­динения.Естественным и оправданным становится поэтому институциональный критерийструктурного членения поли­тики. В рамках подобного подхода правомерновыделение таких элементов политической жизни, как политическая ор­ганизация,политическая система, государство, политические партии, общественные организации,объединения, движения.
Уже краткое перечисление некоторыхподходов к струк­турному анализу политики приводит к признанию необходи­мостидальнейшего продолжения анализа структуры поли­тики, выявления новых критериеви на их основе новых гра­ней, элементов структуры политики. Внутренне структури­рованыи все виды политической деятельности, политическо­го сознания, политическихинститутов и т. д.
Вместе с тем следует подчеркнуть, чтовсе элементы структуры тесно взаимосвязаны, образуя целостное явле­ние— политику. Целостность политики проявляется всамых различных формах. Во-первых, она выражает себя уже во взаимосвязиразличных ее элементов. Например, хороши из­вестно, что определяющими поведениечеловека факторами выступают в конечном счете экономические факторы. Одна­котам, где проблемы связаны с государственной властью, экономические интересыдействуют через политическое со­знание, политические интересы, политическиемотив”, поро­ждая опосредованно те или иные формы политической дея­тельности.Политическая сфера жизни, во-вторых, обладает относительной самостоятельностью,и ей присущи свои спе­цифические тенденции, закономерности функционирования иразвития.

Использованная литература.
1.                КанкеВ.А. “Философия”. М.: “Логос”, 1998.
2.                Основыполитологии: Курс лекций / Под общей ред. Иванова С.С – Курск: КГПИ, 1993.
3.                СпиркинА.Г. Основы философии: Учеб. Пособие для вузов. – М.: Политиздат, 1988.
4.                Философия.Под ред. Л.Г. Кононовича, Г.И. Медведева, Ростов-на-Дону “Феникс” 1996.
5.                ШаповаловВ.Ф. “Основы философии”, М.: “Гранд”, 1998.
6.                ШпакЮ. В. Предмет и метод политологии. Воронеж.1991. С.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.