План.
1. Политика.
2. Политикакак общественное явление.
3. Структураполитики.
1. Политика.
Во всяком обществе на определенномэтапе его развития неизбежно возникают политические отношения, складываются ифункционируют политические организации, формируются политические идеи итеории. Что же такое политика? Смысл слова “политика” лучше всего выражает егоэтимология: греч. politike— искусствоуправления государством. Политика есть особого рода деятельность, регулирующаяотношения членов общества, объединенных в различные социальные группы иклассы, с целью сохранения определенной общественной структуры и организации,а также с целью ее дальнейшего развития и совершенствования в интересах какправящего класса, так и общества в целом. “… Политика есть участие в делах государства,направление государства, определение форм, задач, содержания деятельностигосударства...”.
Американские политологиТ. Маргштадт и П. Шоттен указывают: “Хотя политическая деятельность может бытьпредставлена на многих уровнях, феномен, называемый “политика”, обычно наиболеезначителен на уровне “нации — государства”. Политологи —наши соотечественники— также в большинстве своем признают наличие аспектов политических отношений вобласти национальной жизни. Но и здесь есть различные подходы. Ряд авторовпризнают наличие во взаимоотношениях социально-этнических образований связейполитического характера, они не ведут речи о нациях, народностях, народах каксубъектах политических отношений. Вот один из примеров: “В системе национальныхотношений, — пишет Г.Т.Тавадов, — политические аспекты являются ключевыми,решающими. Это обусловлено прежде всего значением государства как важногофактора формирования и развития нации, внутренней связью национальных иклассово-социальных проблем. Поскольку политика — это деятельность в сфереотношений между большими социальными группами, то, по существу, аспектывзаимоотношений наций и народностей имеют политический характер"
Не всякое действие, выражающееотношение между классами, есть политика. Когда, например, рабочий нанимается ккапиталисту на работу и подвергается с его стороны эксплуатации, это неполитические, а экономические отношения. Когда же трудящиеся ставят вопрос овласти, ее формах, тогда они вступают в сферу собственно политики. Политикавсегда в качестве своей цели преследует сохранение или создание наиболее выгодныхусловий осуществления власти. Поэтому одна из главных целей в политике— устройство государственной власти: государствопризвано охранять и защищать интересы “самого могущественного, экономическигосподствующего класса, который при помощи государства становится такжеполитически господствующим классом...”.
В политике находят свое наиболеезаостренное и полное выражение коренные экономические интересы господствующегокласса, которые сознательно защищаются всей системой политической организацииобщества.
В этом смысле политика, по определениюВ. И. Ленина, есть концентрированное выражена экономики. Политика— сфера, порожденная материально-производственной,экономической основой общества: экономические интересы в конечном счетевыступают как социальная причина политических действий.
Но политика в свою очередь оказываетогромное обратное влияние на развитие экономики. Если повседневные изменения вэкономике обычно происходят под непосредственным влиянием развивающихсяпроизводительных сил, то коренные изменения всего экономического строяобщества, имея в основе своей те же сдвиги в производительных силах,совершаются под непосредственным воздействием политики, при использовании политическойвласти для перестройки экономических отношений. Известно, что всоциалистической революции политический переворот предшествует экономическому.Политика, таким образом, выступает предпосылкой строительства новой экономики.
Ныне в нашем обществе такжепроисходит процесс реального воздействия политики на экономическую сферуобщества с целью устранения тех сложившихся в этой сфере механизмов, которыестали тормозом дальнейшего социального развития.
Сфера политики обладает относительнойсамостоятельностью: логика политических деяний и идей не есть простой слепок слогики экономических отношений, что обусловливает возможность и реальностьпротиворечий между объективной логикой движения экономики и логикойполитических действий. возникающих зачастую и в результате недостаточного учетаполитикой закономерностей экономического развития. Если политика адекватноотражает назревшие потребности экономического развития, то она становитсясилой, способствующей эффективной реализации возможностей, заложенных вэкономической системе общества. Если же политика выступает какабсолютизированная власть (как это, например, имело место при фашизме), котораястремится действовать в обход экономической необходимости, то это приводит напрактике к волюнтаризму и авантюризму.
Поскольку политика— это искусство управления, постольку, чтобыбыть искусством в высшем смысле этого слова, она, во-первых, должна опиратьсяна достижения наук, а во-вторых, соответствовать высшим критериямнравственности: ведь имен но политическая деятельность является наиболееответственной из всех видов социальной деятельности.
2. Политика как общественное явление.
В самом общем виде политологию, какправило, трактуют как науку о политике. Что представляет собой политика? ВДревней Греции под словом “политика” понималось все то, что относилось кгосударственной деятельности. В.И.Ладь подчеркивал, что “политика” — это наукагосударственного управления, виды, настроения, цели государя, образ егодействий, нередко скрывающий цели. Политик—это умный, ловкий (не всегда честный) государственный деятель, умеющий“наклонять дела в свою пользу, кстати молвить' и вовремя смолчать” (Даль В. И.Толковый словарь живого великорусского языка. М.:1980, Т.3. р.261). В современном словаре английского языкаВебстера политика рассматривается как деятельность гражданского правительства,его планы и меры, особенно по реализации собственных интересов.
Отвечая на вопрос, что такоеполитика, Макс Вебер отмечает: “Говорят о валютной политике банков, одисконтной политике Имперского банка, о политике профсоюза во время забастовки;можно говорить о школьной политике городской или сельской общины, о политикеправления, руководящего корпорацией, наконец даже о политике умной жены, котораястремится управлять своим мужем” (Вебер М. Избранные произведения. М.:1990. С.644).И в самом широком смысле слова, по замечанию М. Вебер а, политика охватывает“все виды деятельности по самостоятельному руководству”. Но за основурассуждения М. Вебер не берет такое 'широкое понимание и предлагает говорить “оруководстве или оказании влияния на руководство политическим союзом, то есть внаши дни— государством” (Там же. С.645). которое является “единственнымисточником “права” на насилие”. И тогда политика, по М. Веберу, “означаетстремление к участию во власти или оказанию влияния на распределение власти,будь то между государствами, будь то внутри государства между группами людей,которые оно в себе заключает” (Там же. С.646).
Французский мыслитель Поль Валери,оценивая политику, отмечал, что “политика—это искусство не давать людям заниматься тем, что для них является главным”. Немецкийисследователь Н. Ноак в книге “Что такое политика? Введение в науку”, изданнойв Мюнхене, полемизируя с П. Валери, подчеркивал, что политика, напротив, должнабыть искусством склонять людей к тому, чтобы они заботились о том, что для нихявляется главным. Американский политолог, профессор Стэнфордского университетаД. Хелд в книге “Политическая теория и современное государство. Очерки огосударстве, власти и демократии трактует политику в наиболее общем виде какборьбу “за организацию человеческих возможностей”. .
В “Философском энциклопедическомсловаре” читаем:
“Политика (от греческого “политика”— государственные или общественные дела)— сфера деятельности, связанная с отношениямимежду классами, нациями и другими социальными группами, ядром которой являетсяпроблема завоевания, удержания и использования государственной власти”.
Известно, что большое вниманиеисследованию политики уделялось в марксизме. В. И. Ленин, в частности,раскрывая различные грани политики, отмечал, что политика—это “устройство государственной власти”, “участие в делах государства, направлениегосударства, определение форм, задач, содержания деятельности государства”, что она “есть область отношений всех классови слоев к государству и правительству, область взаимоотношений между всемиклассами”, что “политика естьконцентрированное выражение экономики”.
Как видим, различных подходов идефиниций политики уже разработано большое число. Появились попытки систематизацииподходов к пониманию политики как социального явления. Так, польскиеисследователи, авторы книги “Основы политологии”, указывают, что“применительно к современности можно говорить о двух основных тенденциях втрактовке подобного понимания политики: а) интерпретация государства (иполитики) в классовых категориях (марксизм); б) интерпретация государства (иполитики) в категориях деятельности правительства (американская “наука ополитике” и французская “политическая наука”).Разумеется, такая классификация даже основных тенденций анализа политики неявляется исчерпывающей. Например, некоторые авторы, подчеркивая приоритетобщественных и индивидуальных.интересов над государственными, указывают, чтонеобходимо избегать односторонности. Так, ссылаясь на вывод К. Маркса о том,что “политическая сущность какого-нибудь вопроса заключается вообще в егоотношении к различным властям политического государства” и на приведенные вышеслова В. Ю. Шпак отмечает: Практика показала, что данный подход являетсяодносторонним, не отражающим глубинную, сущностную основу политики. Он выражаетне всеобщее— общественное, общиеинтересы народа на базе учета политических интересов всех субъектов, а толькогосударственное, единичное, что на практике приводит к абсолютному приоритетугосударственного над общественным, индивидуальным”.
На необходимость различенияполитической и государственной власти неоднократно указывали Ф. М. Бурлацкий,А. А. Галкин и другие авторы. Однако при наличии ряда позитивных моментов врамках такого подхода возникают и несомненные трудности. Специфика политикикак общественного явления объясняется через политическую власть. Аполитическая власть, ее специфика? Она объясняется через политику.“… Политическая власть,— пишут Ф. М.Бурлацкий и А. А. Галкин,— как одно изважнейших проявлений власти характеризуется реальной способностью данногокласса, группы, а также отражающих их интересы индивидов проводить свою волюпосредством политики и правовых норм”. Втакой трактовке, к сожалению, возникает логический круг.
Представляется, что в подходах (о чемсвидетельствуют также и польские ученые) зарубежных и отечественных политологовв большинстве своем совпадает главное—указание на политику как область, сферу деятельности, отношений по поводугосударственной власти. Именно отношения по поводу государственной властивыступают “ядром” всей политической сферы жизни общества. Эта трактовкапоможет снять противоречия ряда точек зрения. В ее русле политика можетрассматриваться и под углом зрения взаимодействия народа с правительством,личностей и масс, и как взаимодействие социальных групп по поводу власти и т.д.
Кто же выступает в качестве субъектаполитики? На первый взгляд, уже все субъекты социальной жизни являются исубъектами политики. Ряд политологов придерживаются именно этой точки зрения. Вмарксистской традиции в качестве субъектов политики, это явствует уже и изприведенных выше положений, рассматриваются преимущественно классы, социальныегруппы, нации. Западная политическая наука в большей степени акцентируетвнимание на индивидах, их поведении (поддержке, участии и т. д.) в отношении кинститутам власти, к политической системе, хотя и не исключается рассмотрениетаких групп, как правящая элита, группы давления.
Какая из трактовок наиболее близка кистине? Следует, вероятно, подчеркнуть, что каждая из них содержит в себеопределенную долю истины, ибо намечает контуры тех или иных тенденций ипротиворечий, реально проявляющихся в обществе. Встав на позиции, исключающиеиз субъектов политики индивидов, личностей, мы не получим конкретных формреализации политических тенденций, мы не получим политики как общественногоявления. Но и представив политику только как выражение индивидуальногоповедения, мы также не приблизимся к политике, ибо не ответим на целый рядвозникающих в этом случае вопросов. И среди них один из принципиальных: когдаже возникает, формируется политика. История все более подтверждает вывод отом, что политика как общественное явление возникает вместе с формированиемгосударства, а оно— с разделениемобщества на социальные группы, классы. Таким образом, генетически периодвозникновения политики совпадает с образованием социальных групп. Именноналичие, противоборство, сотрудничество социальных групп и было основойформирования государства и политики, выступило политико-образующей основой. Вовзаимодействии классов, социальных групп (борьбе, соперничестве, конкуренции,сотрудничестве) в конечном счете определяются и опредмечиваются реальныеобъективные тенденции политического развития общества. И потому не только вфилогенезе, но и в онтогенезе социальные группы являются решающими субъектамиполитической жизни, политики. Но представление о политике только как осоциально-групповом взаимодействии будет не просто не полным, но иодносторонним, ибо не учитывается очень важная сторона внутренней структурысамих социальных групп, исходной “клеточкой” которых выступает индивид,личность. В зависимости от целого ряда факторов во внутренне дифференцированнойсоциальной группе роль отдельных индивидов существенно различается. И потомуполитическая воля группы— этоопределенный вектор, складывающийся в результате взаимодействия отдельныхиндивидов. Более того, роль личности, выражающей интересы господствующих вобществе социальных групп, возраста многократно. По всей видимости, нельзярассматривать соотношение политических ролей личности и социальной группыкласса вне контекста диалектики общечеловеческих и классовых интересов. А это,в свою очередь, требует учета человеческого фактора в политике, более того, еговозрастающей роли.
В последнее десятилетие наисторической арене нашей страны, да и ряда Других стран вновь обострились национальныепроблемы. Многие теоретические и практически-политические вопросы былисформулированы самой жизнью. И среди них проблема субъектов национальнойполитической жизни и национально-государственного строительства.
Анализ даже некоторых, хотя и важных,субъектов политических связей указывает на чрезвычайную сложность политики какобщественного явления. Какова же ее структура?
3. Структура политики
Какова же структура политическойдеятельности? В самом общем виде просматриваются три ее основных момента.Во-первых, умение ставить ближайшие (тактические) и перспективные(стратегические) реальные цели и решать задачи, учитывая соотношение социальныхсил, все возможности общества на конкретном этапе его развития. Во-вторых,выработка эффективных методов, средств, форм организации социальных сил длядостижения поставленных целей. Наконец, в-третьих, соответствующий подбор ирасстановка кадров, способных решать поставленные перед ними задачи.
Осуществление политическойдеятельности немыслимо без наличия определенной системы политической власти.Она представляет собой совокупность элементов, являющихся официальнопризнанными исполнителями политической власти. Сюда входят государственныйаппарат, политические партии, профсоюзы, различные общественные организации(церковь, поскольку в нашем обществе она отделена от государства, не входит вполитическую организацию). Все это суть не что иное, как главные составныеэлементы разветвленного и крепко спаянного системного целого, механизм, спомощью которого осуществляется политическая власть в обществе.
В политологических исследованиях попроблемам анализа структуры политики определились различные аспекты.Дифференциация подходов к рассмотрению структуры политики определяется целымрядом факторов. Среди них более существенными, пожалуй, являются такие, каксложность, многогранность самой политики как общественного явления, а такжеспецифика контекста того или иного исследователя? Нетрудно, например,представить структуру политики в рамках “поведенческого” анализа. Разумеется,оценивая те или иные подходы, точки зрения, недопустимы, по крайней мере, двекрайности. С одной стороны, несостоятельно отвержение позитивного содержаниятаких подходов, в рамках которых политика структурируется через призму одногокакого-то признака, качества, свойства. С другой стороны, опрометчиво стремлениеабсолютизации какого-либо одного критерия, ибо в таком случае политическиереалии будут учтены в весьма суженном объеме. Таким образом, на наш взгляд, дляанализа структуры политики необходимо и вполне возможно применение различныхкритериев. Не претендуя на полный и тем более системный анализ критериеввыделения структурных элементов политики, рассмотрим некоторые из нихразумеется в политологической литературе эти критерии тракторизуются различнымитерминами, понятиями. Среди этих критериев можно назвать следующие: сущностныйили субстанциональный, по сферам функционирования, по субъектам политическойжизни, институциональный и другие.
В соответствии с сущностнымкритерием речь идет о выявлении основных элементов содержания политики как общественногоявления. Это те самые грани, стороны, элементы политики, которые выступают какнеобходимые, без которых политика не может быть представлена как целостноеявление. К таким элементам можно, например, отнести политическую власть,политическую деятельность, политические отношения, политические потребности иинтересы, политическое сознание (политическую психологию и политическуюидеологию), политическую культуру, систему политических институтов и механизмовреализации власти, политический процесс и другие.
Политика, политическая жизньформируется, функционирует во взаимодействии различных субъектов. Исходя изэтого, нельзя не учитывать и субъектный критерий выделения элементов структурыполитики. В качестве элементов, уровней политики в этом плане можнорассматривать, например, общенародную политику, социально-групповую, классовую,национальную политику, политику государства и общественных организаций,движений и объединений. Данная трактовка структуры политики, исходящая изсубъектного критерия, несомненно может быть уточнена, дополнена, но она имеетправо на существование.
Многие политологи указывают нанеобходимость учета особенностей методов, механизмов реализации политики вразличных сферах общественной жизни. Выделение различных уровней, компонентовполитики в зависимости от сфер общественной жизни также представляет важноенаправление анализа структуры политики. Среди этих компонентов политикиследует назвать такие, как:
—внутренняя и внешняя политика,
—экономическая политика,
—социальная политика,
—политика в области государственногоустройства и развития демократии,
—политика в духовно-идеологическойсфере.
В работах отечественныхи зарубежных политологов указывается на необходимость анализа места и ролиправительства, государственных структур, политических партии, движений и т. д.Системный анализ политики как целостного действенного явления невозможен безучета таких ее составляющих, как государство, политические партии и объединения.Естественным и оправданным становится поэтому институциональный критерийструктурного членения политики. В рамках подобного подхода правомерновыделение таких элементов политической жизни, как политическая организация,политическая система, государство, политические партии, общественные организации,объединения, движения.
Уже краткое перечисление некоторыхподходов к структурному анализу политики приводит к признанию необходимостидальнейшего продолжения анализа структуры политики, выявления новых критериеви на их основе новых граней, элементов структуры политики. Внутренне структурированыи все виды политической деятельности, политического сознания, политическихинститутов и т. д.
Вместе с тем следует подчеркнуть, чтовсе элементы структуры тесно взаимосвязаны, образуя целостное явление— политику. Целостность политики проявляется всамых различных формах. Во-первых, она выражает себя уже во взаимосвязиразличных ее элементов. Например, хороши известно, что определяющими поведениечеловека факторами выступают в конечном счете экономические факторы. Однакотам, где проблемы связаны с государственной властью, экономические интересыдействуют через политическое сознание, политические интересы, политическиемотив”, порождая опосредованно те или иные формы политической деятельности.Политическая сфера жизни, во-вторых, обладает относительной самостоятельностью,и ей присущи свои специфические тенденции, закономерности функционирования иразвития.
Использованная литература.
1. КанкеВ.А. “Философия”. М.: “Логос”, 1998.
2. Основыполитологии: Курс лекций / Под общей ред. Иванова С.С – Курск: КГПИ, 1993.
3. СпиркинА.Г. Основы философии: Учеб. Пособие для вузов. – М.: Политиздат, 1988.
4. Философия.Под ред. Л.Г. Кононовича, Г.И. Медведева, Ростов-на-Дону “Феникс” 1996.
5. ШаповаловВ.Ф. “Основы философии”, М.: “Гранд”, 1998.
6. ШпакЮ. В. Предмет и метод политологии. Воронеж.1991. С.