Министерство образования и науки РФ
Амурский Государственный Университет
Факультет международных отношений
реферат
на тему: Политические партии и движения всовременной России
Исполнитель: студент 1 курса ФМО,
301 группы Корсаков Я. В.
Руководитель: Стрельцова Т.П.
Благовещенск 2004
План:
Введение 3
1. Общий курс. Политические партии. 4
1.1. Понятиеполитической партии и подходы к её определению. 4
1.2. Классификация политических партий. 6
1.3. Функции политических партий. 7
1.4. Политическая борьба как средство власти. 10
2. Специальный курс. Политические партии современной России. 11
2.1. Особенностистановления партийной системы. 11
2.2. Общаяхарактеристика «партии власти» в России. 14
2.3. Политическийцентризм – «Единая Россия». 16
2.4. Российский национал-радикализм –Либерально-демократическая партияРоссии. 19
2.5. Правыйлиберализм – Союз Правых Сил и «Яблоко». 20
2.6. Левыйнационал-патриотизм – КПРФ и «Родина». 22
Заключение. 26
Список использованной литературы. 27
Введение.
Внастоящее время наша страна переживает очень противоречивый, но судьбоносныйпериод свой истории. Вновь воссозданная многопартийность, свободавероисповедания, слова и печати открывают широкие возможности длясамореализации человеческой личности, как в обыденной жизни, так и политическойсфере. Однако, наряду с открывшимися возможностями перед россиянами возниклоряд трудно разрешимых проблем. Так, люди старшего поколения до сих пор не могутпривыкнуть к “либерализованой” экономике, считают коммерсантовперекупщиками-спекулянтами, не понимая, что это тяжёлый труд.
Гораздолегче и проще было раньше и политическое устройство нашего государства. Однапартия, один лидер, единственная идеологическая схема. Но не только людямстаршего возраста нелегко сориентироваться в этом многоцветии партий и движений.Молодёжь находится в ещё более противоречивом положении. Старые ценности изжилисебя, а новые еще окончательно не сформировались. Молодым людям зачастуюприходится путём искания ошибок находить для себя приемлемый вариант длядостижения цели в соответствии со сложившимся стереотипом, отвечающий ихпотребностям, политического лидера. Россия всегда шла своим необычным путем,как в культурном развитии, так и в политическом. В настоящий момент ситуацияможет непредсказуемо измениться. Поэтому каждый гражданин должен для себясделать чёткий вывод, понять, что бы он желал изменить в нашей жизни, какуюпозицию по отношению к устройству государства, политической власти, внутреннейи внешней политики правительства он занимает.
Оченьчасто бывает так, что избиратели не хотят идти на выборы, равнодушно ожидая,кто же окажется у власти. Он говорит что один голос, “именно его”, ничего нерешает. Такая всеобщая пассивность, гражданское бездействие, могут привести квозможности лёгкого манипулирования ситуацией в стране со стороны наиболеекоррумпированных политических кругов. В данное положение вещей стало следствиеммноголетнего коммунистического воспитания, когда все политические событияпроисходили без ведома, а очень часто за спиной его граждан. Выборы депутатовбыли чисто формальным действием и, по всей вероятности, мало что значили.
Данныйреферат посвящен как вообще феномену политики, так и политическим партиям, каксубъектам политической деятельности. Цель работы состоит в раскрытии сущностидеятельности политических партий как вообще в мире, так и в России. В качествеинформации здесь использована литература как чисто научная, политологическая,так и монографии известных политиков-практиков, многого добившихся нароссийской политической арене.
Рассматриваемаятема, очень важна именно в такой сложный момент истории России, когданеобходимо много знать и во многих политических вопросах разбираться обычномучеловеку, и чтобы правильно сделать выбор и тем самым способствоватьформированию и более совершенного общества, являющегося как бы средой обитания,как своеобразной атмосферы необходимой для полноценной жизни человека и болееразносторонней самореализации личности.
1. Общий курс. Политические партии
Понятиеполитической партии и подходы к её определению.
Неотъемлемой частью политическойсистемы современного демократического общества являются политические партии.Партия – это политическая общественная организация, которая борется за властьили за участие в осуществлении власти. Соперничество политических групп, объединенныхвокруг влиятельных семей или популярных лидеров, в течение многих вековсоставляло характерную, существенную черту политической истории. Но такиеорганизации, которые мы называем политическими партиями, возникли в Европе и вСоединенных Штатах не ранее начала 19 века. Например, в тексте американскойКонституции. Декларации прав и свобод гражданина, в других политическихдокументах конца 18 в. нет даже упоминания о политических партиях
Этимологически “партия” означает“часть”, “отдельность”, элемент политической системы. Существует множествоподходов к определению сущности политических партий:
1) пониманиепартии как группы людей, придерживающихся одной идеологической доктрины(Б.Констан).
2) трактовкаполитической партии как выразителя интересов определенных классов (марксизм).
3) институциональноепонимание политической партии как организации, действующей в системегосударства (М.Дюверже).
Другие подходы к определению партий:
· партия — носитель идеологии;
· партия — длительное объединение людей;
· цель партии- завоевание и осуществление власти;
· партиястремится заручиться поддержкой народа.
Грани между партиями и другимиполитическими объединениями носят нечеткий характер и зачастую стираются.
Формирование партий было довольно длительным и сложным процессом. Первоначально партии активно действовали только впериоды избирательных компаний, они не имели постоянно действующих местных организаций, не проводили регулярных съездов или конференций, их сторонники не были связаныпартийной дисциплиной.
Первой массовой и постоянно действующейпартией была либеральная партия в Англии (с 1861 г.). Причинамивозникновения массовых политических партий послужило распространение всеобщегоизбирательного права.
Каждая партия создавалась для защиты интересов определенных групп населения(как правило экономических или национальных).
Партии как правило не однородны и имеют внутри себя фракции — группывыдвигающие программы несколько отличные от общей, основной программы партии. Существование впартии различных фракций делает ее политику более гибкой, поскольку помогает ей сохранить свое влияние среди различных групп избирателей.
Политика партии вырабатывается в ходе внутрипартийнойполитической борьбы между различнымифракциями и течениями. Руководящиеорганы многих партий составляются на основе представительства от различных фракций. В программах партии обычно подчеркиваются их намерения служить интересамопределенных социальных групп, большинства граждан всей страны. В практической политикепартии стремятся учитывать интересы различных категорий избирателей поскольку только так можно одержать победу на демократических выборах.
1.2 Классификация политических партий.
По характеру доктрин партии делятся на:
· революционные;
· реформаторские;
· консервативные;
· реакционные.
По месту и роли партий в политическойсистеме они делятся на:
· государственные(партийная идеология становится государственной, партия формируетгосударственную систему управления);
· авторитарные(не сливающиеся с государством, но составляющие основу политического режима ипользующиеся его поддержкой);
· парламентские(действующие в конкурентных политических системах).
Существует классификация партий покритерию организационной структуры:
· централизованные;
· децентрализованные;
· кадровые;
· массовые;
· партии сформально определенными принципами членства;
· партии сосвободным членством.
По виду партийного руководства партиибывают:
· коллективногоруководства;
· личностногоруководства;
· харизматическогоруководства;
· консенсуальногоруководства.
1.3. Функции политических партий.
Политические партии в современныхобществах выполняют следующие функции:
· представительство- выражение интересов определенных групп населения;
· социализация- вовлечение части населения в число своих членов и сторонников;
· идеологическаяфункция — разработка привлекательной для определенной части обществаполитической платформы;
· участие вборьбе за власть - подбор, выдвижениеполитических кадров и обеспечение условий их деятельности;
· участие вформировании политических систем — их принципов, элементов, структур.
В современной политической историиразличают четыре типа партийных систем:
· буржуазно-демократическаяпартийная система
Сформировалась в Европе и СевернойАмерике в XIX веке. В своей деятельности руководствуется следующими правилами:
– в обществе идет легальная борьба за власть;
– власть осуществляет партия или группа партий, которыеобеспечили себе поддержку парламентского большинства;
– постоянно существует легальная оппозиция;
– между партиями внутри партийной системы существуетсогласие относительно соблюдения этих правил.
· социалистическая(фашистская) партийная система
– существует только одна легальная партия;
– партия руководит государством на всех уровняхгосударственного аппарата;
Возникновения такой политическойсистемы связано с кризисом демократических или авторитарных систем правления.
· авторитарнаяпартийная система
Такой тип правления являетсяпромежуточным, при этом доминирующим фактором выступает государство, а непартия, которая играет второстепенную роль в процессе осуществлениявласти. Также допускается существованиедругих партий.
Данныйопыт классификации основан именно натом, что партии заявляют, в отличие от того, что они реально делают. В мире современной российскойполитики ничто не называется своим собственным именем: политические взгляды, которые декларируютпартии, не соответствует их названиям, действия партий не соответствуют ихполитическим взглядам, а сами взгляды ничего не говорят об интересах тех лиц,которые их демонстрируют.
1.4 Политическая борьба как средство власти.
Существованиемножества партий ведет к появлению политической борьбы. Политическая борьба — это одна из важнейших сторон политической жизни, заключающаяся вовзаимодействии различных политических сил между собой во имя достиженияопределенных политических целей. Объектом этой борьбы, в конечном счете,являются отношения власти, поскольку ее цель — достижение прочных позиций вполитической системе общества и реализация им его воли.
Формыполитической борьбы разнообразны и зависят как от обстановки, так и степени остроты взаимоотношений междусубъектами. Высшим проявлением борьбы является гражданская война. Мирныйхарактер борьбы — парламентская деятельность. По мере роста политическойкультуры и цивилизованности общества насильственные, а тем более вооруженныеметоды борьбы во все большей степениуступают в политике место ее мирным формам. Среди мирных форм политической борьбы растущую рольиграет идейная борьба, борьба за умы исердца людей, за их добровольный, сознательный выбор, борьба предвыборная и внутрипарламентская. Эту борьбу возглавляютполитические лидеры, стоящие во главе партии.
В основном политическую борьбувыигрывают более развитые партии, отражающие интересы широких масс населения иразличных социальных слоев общества.
2. Специальныйкурс. Политическиепартии современной России.
2.1 Особенностистановления партийной системы.
Применениек условиям России традиционного западного деления партий на “правые” и “левые”,или “либералов” и “консерваторов” (варианты: “либералов, консерваторов илейбористов”, “республиканцев и демократов”, “крайне правых, ультра-левых иумеренных социал-демократов”) невозможно. Во-первых, в России с конца XIX векасложилась традиция называть «левыми» тех, кто «дальше от властии ближе к виселице». Поэтому до 1917 года в России считались левымикоммунисты, а в 60-70 годы «левыми» стали называть всех диссидентов — и Роя Медведева (левого в западном смысле), и Александра Солженицына (поевропейским понятиям — правого), тогда как КПСС в диссидентских кругахсчиталась “правой”.
КогдаПрезидент Ельцин поручил премьер-министру Виктору Черномырдину и спикеру ИвануРыбкину создать два лояльных к нему блока, — соответственно «право — центристский» и «лево — центристский», – премьер-министр сначала перепутал и стал называть себя«лево — центристом» (именем, предназначенным для недавнего коммуниста, а на тот момент левогосоциалиста Рыбкина), потому что все еще по традиции считал, что«левый» – это хороший и демократический, а «правый» –плохой и сталинистский.
Необходимоучесть, что, лишь немногие партии изчисла существующих в России имеют социальную базу, т.е. те слои населения,интересы которых выражают. Большая часть партий выражает только своисобственные интересы и потому имеет вместо социальной базы электорат, т.е. тонаселение, которое склонно на выборах голосовать за эту партию. Несмотря надовольно длительный срок существования многопартийности в нашей стране,большинство народа еще не научилось бороться за свои интересы в виде активнойполитической деятельности и потомуполитически проявляет себя в основном во время выборов.
Традиционныезападные схемы, позволяющие определить, за кого вероятней всего проголосует таили иная часть электората, в России тоже неприменимы в силу особенностейсоциального деления общества. Российское общество, во-первых, в имущественномотношении достаточно однородно. Если до августовского кризиса 1998 г. по уровню доходов(самооценка) в России можно было выделить четыре группы населения – богатую, обеспеченную, относительнообеспеченную (от зарплаты до зарплаты) и бедную, то после кризиса вторая итретья группа слились в одну, а четвертая оказалась отброшена в маргинальныеслои (данные Академии государственной службы). Буквально за последние год-два вРоссии появились предпосылки для образования среднего класса, так какколичество бедных снизилось до 25% населения.
Однакосоциальная стратификация в России уникальна не столько этим, сколько тем, чтосоциальные ожидания большей части населения не соответствуют социальномустатусу. Основная часть населения нашей страны в советское время получилахорошее образование и имела материальный достаток, соответствующий среднему классу или высокооплачиваемым рабочими служащим западных стран. На данный момент социальный статус и доходы большинстванаселения оказались ниже, чем четырнадцать лет назад. Четрындацать лет — слишком маленький срок, чтобы привыкнуть к своему новому низкому социальномустатусу и научиться разбираться в своих новых интересах.
Поэтомуосновную роль в формировании электоральных предпочтений населения играют,во-первых, сохранившиеся с советских времен завышенные социальные ожидания (представлениео том, что государство должно обеспечить зарплату, жилье и пр., мнение, будтохорошее образование должно соответствовать хорошей зарплате и т.д.), во-вторых,пропаганда.
Пропагандапривела к парадоксальному факту: большинство населения исповедует политическиевзгляды, не соответсвующие собственному социальному статусу (например, учительс зарплатой $100 в месяц придерживается либерально-демократических ценностей,характерных для среднего класса, т.е. мелких и средних предпринимателей ивысокооплачиваемых наемных служащих, на Западе).
Подавляющеебольшинство политических партий в России высокопрофессиональны в своейпропаганде и учитывают эти феномены. То, что основная часть населения в своейжизни все еще хоть в какой-то степени ориентируется на государство как источниксредств к существованию и социальной помощи, партии используют трояко, каквидно из схемы:
Поестественным причинам электорат первой колонки гораздо больше электората вторыхдвух (по результатам выборов 1999 г. он составляет в сумме более 70%, т.е. больше двухтретей населения). Внутри этой суммы, естественно, идет острая борьба. И здесьиграет свою роль еще один интереснейший феномен России: ситуативность выбора.Как уже было сказано ранее, основная часть населения еще не освоилась со своимновым социальным статусом и воспринимает его как более высокий по сравнению среальным положением вещей, а также не умеет определять те партии, которыезащищают ее (части населения) интересы. Учитывая же, что партий, защищающих этиинтересы, в нашей политике может просто не быть (т.к. партии обслуживают своисобственные интересы), население отдает свои голоса под влиянием момента,ситуации, последней пропаганды (это важно, население голосует ситуативно неиз-за своей подверженности “телевизору и черному пиару”, а по причинеотсутствия выразителя своих интересов, наглядным свидетельством этого сталапобеда “Единства”на выборах 1999 года).
Однако,как мы видели из схемы, есть ряд партий и движений, почти или совершенноравнодушных к вопросам собственности, экономического строя государства илисоциального обеспечения. Это многочисленные партии националистическойориентации, которые в своих программах иногда склоняются к правым или левымпартиям, но чаще всего не задаются вопросами экономики вообще (так, РНЕ будущеегосударственное устройство видит как некий “русский порядок”, но обэкономической стороне этого порядка имеет смутное представление).
Практическивсе политические партии России так или иначе “сдвинуты” в сторону национализма.Причина этого лежит в глубоко укоренившемся в нашем обществе бытовом национализме, который приводит к тому, чтонационал — популистские лозунги являются самым легким и простым способом длялюбой партии завоевать сердца электората. Способ небезупречен, но до появления экономическогоцелеполагания другого пути к сердцу избирателя не будет (проще, пока непоявятся вместо “электората” “классовые группы” националистические лозунги ипризыв к порядку будет действовать безотказно; потом ситуация неминуемоизменится под влиянием обнищания масс и ужесточением условий для безопаснойжизни в центральной России).
Всилу ряда причин в нашей стране лучше всего изучены на данный момент проявлениявеликорусского шовинизма, которому в основном посвящена серия, изданнаяинформационно-экспертной группой “Панорама” совместно с Московскимантифашистским комитетом и посвященная национализму и ксенофобии в России.Другие проявления национализма в России изучены гораздо слабее. Отмечается,что, если русским в России свойственно восновном стремление создать этнократическое государство (населенноепредставителями других народов, но с закрепленной законодательно ролью русскихкак главной нации), то татары, чеченцы, якуты и пр. исповедуют чистыйэтнонационализм (стремление создать собственное моноэтничное государственноеобразование).
Независимо от вида национализма, в той илииной степени националистические взгляды (от умеренных до радикальных)исповедуют более 50% населения России всех национальностей. Соответственно,националистическая составляющая свойственна практически всем партиям, за редкимисключением. 2.2 Общая характеристика «партии власти» в России. «Партия власти» — это условноеобозначение группы партий и движений, обслуживающих интересы высшего чиновничества и крупного капитала России.
Еекостяк составляют главы субъектов федерации, руководители крупнейшихпромышленных предприятий и групп предприятий, криминальные лидеры, которые заними стоят, и партийные деятели, которые лоббируют их интересы. Внутри костяка существуеткругооборот — партийные деятели становятся чиновниками, крупные предприниматели- депутатами, депутаты — предпринимателями и пр. Собственно партия властивключает в себя несколько десятков тысяч человек, возможно, меньше. Она отличаетсяот остальных трех категорий тем, что обслуживает интересы только малой частичленов, а именно высшего аппарата, т.е. около 3-4 тысяч, используя для этоговесь имеющийся в ее распоряжении государственный аппарат и капитал.
Социальнуюбазу партии власти составляют, чиновничество, жители мегаполисов ипривилегированных субъектов федерации, МВД, частично — армия и разведслужбы.Электорат партии власти гораздо шире, чем социальная база, и включает в себямножество людей, материальная ситуация которых никак не зависит от усиленияпартии власти, но которые придерживаются общедемократических, умеренныхсоциал-демократических или государственнических взглядов, часть националистов.
Дляработы с разными категориями электората внутри партии власти есть разные политическиедвижения. Тем не менее, есть основания отнести их в одну категорию, т.к. всвоей деятельности они руководствуются общим интересом: стремлением сохранитьсуществующее положение вещей. Как ни парадоксально, но это стремлениехарактерно не только для “капиталистических” партий, но и для левого флангапартии власти. Подробнее мы рассмотрим этот вопрос ниже. Отметим только, чтовнутри партии власти идет постоянное перемещение, но при всей сложности иразнонаправленности этого движения четко выделяется “подводное течение” вправо.Практически все партии и движения приходят в партию власти слева (вспомним, чтов 1990 г.будущие СПСники считались левыми) и за время нахождения в ней постепеннодрейфуют вправо.
2.3. Политический центризм – «Единая Россия».
Вопросо месте «Единой России» в классификации партий является, пожалуй, самыминтересным. «Единая Россия» – это устойчивая структура, созданная несколькимиаморфными движениями, такими как «Единство», «Отчество – Вся Россия» и болеемелкими. Важным составным элементом партии являются губернаторы, а также теполитические деятели, которые начинали свою карьеру в составе движения «Наш Дом– Россия» (НДР).
Напервый взгляд «Единая Россия» – партия, которую президент Путин формирует посвоему образу и подобию и наполняет каким ему угодно содержанием. Однакодействительность гораздо интереснее.
Предвыборнаяпрограмма «Единой России» составлена из популистских лозунгов, сформулированныхтак искусно, что после одного-двух прочтений вспомнить оттуда практическиничего невозможно. При внимательном же рассмотрении среди стандартныхобкатанных клише удается выделить следующее: в случае прихода «Единой России» квласти сохраняется президентская республика, причем объем полномочий президентаесли и будет пересмотрен, то, скорей всего, в сторону расширения (что мы ивидим в данную ситуацию – укрепление вертикали власти, новый порядокформирования Совета Федерации); номенклатурный капитализм остается неизменным;полного пересмотра результатов приватизации не предвидится; при некоторойлиберализации экономики (снижение налогов, поощрение мелкого производителя)контроль со стороны государства, в частности, налоговый, ужесточается и т.д.
Вовнутренних вопросах России «Единая Россия» занимает слабую националистическуюпозицию. Тем не менее, многие полагают, что «Единая Россия» может представлятьсобой основу для общего ужесточения государственного контроля за жизнью гражданв России, при котором права и свободы граждан будут ограничиваться. Полностьюлояльная сильному президенту, партия не будет защищать молодой российскийпарламентаризм, если возникнет угроза его ограничения. В этом случае партиястанет авторитарной и ничего не потеряет. Многие российские либералы уже сейчасговорят о полной несамостоятельности партии власти, её подконтрольностибюрократии и поддержке всех президентских инициатив. Тем более, на выборах 2003года «Единая Россия» набрала большинство голосов, а вместе сдепутатами-одномандатниками её фракция составляет около половины ГосударственнойДумы, что позволяет партии лоббировать свои интересы и принимать угодные ей ипрезиденту законы практически беспрепятственно.
Состав«Единой России» неоднороден, но вряд ли там есть действительно случайные люди,как об этом пишут. В целом, верхушка «Единой России» – своеобразный второйэшелон проельцинских сил октября 1993г.
Социальнаябаза “Единства”, то есть те слои, интересы которых оно выражает, — несомненно,основная часть губернаторов, и их аппарат, связанные с этими губернаторамикрупные предприниматели, часть крупного криминала, в частности, ОПС “Уралмаш”, и связанный с“Уралмашем” Исламский культурный центр (часть движения “Рефах”). Так как«Единую Россию» на выборах 2003 года поддержвло более четверти всехпроголосовавших, то можно сказать, что электорат партии весьма разнороден – отчасти интеллигенции и связанных с государством предпринимателей и доквалифицированных рабочих и служащих.
2.4. Российский национал-радикализм – Либерально-демократическая партия России
Изучениерезультатов выборов по регионам обнаружило интересную корреляцию между «ЕдинойРоссией» и ЛДПР. В тех регионах, где «Единая Россия» набирала большесреднероссийского показателя, “росло” и ЛДПР, причем часто – на столько жепроцентов. Соответственно, низкие показатели «Единой России» неизбежно означалинизкий уровень ЛДПР. При том, что нельзя с уверенностью говорить ни обэлекторате нынешней «партии власти», ни о численности этого электората, можнопредположить, что по некоторым признакам он сходен с электоратом ЛДПР. Этолюди, голосующие за “сильную руку”, за национал-популистские лозунги, скореепротивники, чем сторонники реформ, однако на долю ЛДПР достаются из этой группыподростки и молодые мужчины 20-33 лет (они и гарантируют ЛДПР на всех выборах не менее 3% голосов).
Предвыборныетезисы ЛДПР — это тезисы «Единой России», только изложенные утрированнее. Всвое время ЛДПР была леворадикальной партией, блокировавшейся в Госдуме помногим вопросам с КПРФ. Именно ЛДПР принадлежала и идея амнистии участникамсобытий 1993 г.Однако, начиная с 1994 г.,партия все больше превращалась в коммерческую структуру, соответственно, приоппозиционном имидже ее взгляды дрейфовали вправо.
Вцелом можно сделать вывод, что электорат ЛДПР — это потенциальный левый и радикально-националистический электорат (неслучайно из ЛДПР вышла Национал-большевистская партия), который не “охвачен”соответствующей пропагандой. ЛДПР часто обвиняют в связях с криминалом, тогдакак это характерно для многих партий. Но с ЛДПР проще работать криминалусредней руки, тогда как в «Единую Россию» могут попасть только крупные рыбы — там место или возможность влиять стоятгораздо дороже и не всегда исчисляются в денежном эквиваленте.
2.5. Правый либерализм – Союз ПравыхСил и «Яблоко».
Коалиционнаяорганизация младореформаторов первой половины перестройки имеет, едва ли не самую разработанную экономическуюпрограмму среди всех российских партий. В этом смысле с СПС может соперничатьтолько “Яблоко”. Основа экономичес