Содержание
Введение. 3
Конституционныеосновы судебной власти. 4
ВерховныйСуд Российской федерации. 10
КонституционныйСуд Российской Федерации. 11
Правовойстатус судей. 16
Заключение. 19
Литература. 20
/>Введение
В связи с переменами вроссийском обществе и неизбежным закреплением этого в праве, вКонституции 1993 года было впервые проведено разделение государственнойвласти на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную.Разделение властей — это одно из составных частей демократии. Онообозначает разделение полномочий государственных органов при сохранениипринципа единства государственной власти.
В связи с вышесказанным, безусловно,судебная власть является одной из важнейших ветвей власти и уравновешиваетборьбу остальных двух ветвей. В этой связи логичным является выделениев Конституции отдельной самостоятельной главы “Судебнаявласть" (гл. 7). Новым подходом является также отнесение органовсудебной власти к числу органов государственной власти, тогда какв предыдущей Конституции к таковым лишь относились Советы народныхдепутатов. Давая общую характеристику судебных органов, следуетотметить, что они являются по своему характеру правоохранительнымиорганами. Конечно, данный термин имеет в известной мере условныйхарактер. Под ним понимается задачи и функции обеспечения законностии правопорядка, защиты прав и свобод граждан.
Судебная власть это сложноеи многоэлементное явление, основу которого составляет деятельностьсудов по отправлению правосудия. Правосудие реализуется путемрассмотрения в судебных инстанциях гражданских, уголовных и административныхдел в определенной, установленной законом процессуальной форме.Правосудие реализуется только судами, при этом создание чрезвычайныхсудов не допускается. Тогда встает вопрос о судебной системе, тоесть о конституционно закрепленном перечне судов, осуществляющихсудебную власть.
Актуальность исследования, такимобразом, определяется важностью изучения конституционных основ судебной властив России.
Важность и актуальностьрассматриваемой проблемы, ее недостаточная теоретическая разработанностьопределили выбор нами темы исследования: «Конституционные основы судебнойвласти»./>Конституционные основы судебнойвласти
Одной из разновидностей государственной властиявляется судебная власть, призванная осуществлять правосудие. Правосудиеявляется видом государственной деятельности, направленной на рассмотрение иразрешение различных социальных конфликтов, связанных с действительным илипредполагаемым нарушением норм права. Правосудие отличается рядом специфическихпризнаков, состоящих в том, что оно осуществляется от имени государства,специальными государственными органами — судами, посредством рассмотрения всудебных заседаниях гражданских, уголовных и других дел в установленной закономпроцессуальной форме.
Правосудие в Российской Федерациистроится на демократических принципах, отражающих сущность и задачи демократического,правового государства и закрепленных в Конституции Российской Федерации (глава7).
Отсюда следует, что действующие внашей стране различного рода товарищеские, третейские, не предусмотренныеКонституцией и федеральным конституционным законом всевозможные арбитражныесуды, а также созданная Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря1993г. Судебная палата по информационным спорам в судебную систему нашей страныне входят и судебной властью не обладают.
Федеральный конституционный закон «Осудебной системе Российской Федерации» исходит из важности каждого звенасудебной системы, когда подчеркивает, что судебная власть в РоссийскойФедерации осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых вустановленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных, народных иарбитражных заседателей (ч. 1 ст. 1). Это важнейшее положениеосновополагающего закона о судах усиливается провозглашением принципа единстваправового статуса всех судей независимо от того, в составе какого суда ониосуществляют свои полномочия, и какое звено судебной системы они представляют(ст. 12 Закона о судебной системе, ст. 2 Закона о статусе судей, ст. 5 Законао военных судах, ст. 2 Закона о мировых судьях). Законом о судебной системеустановлено, что все судьи в Российской Федерации обладают единым статусом иразличаются между собой только полномочиями и компетенцией.
Согласно Конституции РоссийскойФедерации разбирательство дел во всех судах является открытым. Открытоеразбирательство — один из важнейших принципов судопроизводства. Он подробнорегламентируется действующим российским законодательством, согласно которомудела во всех судах разбираются открыто, за исключением случаев, когда этопротиворечит интересам охраны государственной или коммерческой тайны.
Конституция Российской Федерацииустанавливает, что слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях,предусмотренных федеральным законом.
Помимо целей охраны государственной икоммерческой тайн, закрытое судебное разбирательство допускается по мотивированномуопределению суда или постановлению судьи по делам о преступлениях лиц, недостигших 16-летнего возраста, по делам о половых преступлениях, а также подругим уголовным делам для предотвращения разглашения сведений об интимныхсторонах жизни участвующих в деле лиц.
На закрытое судебное заседание недопускаются публика, представители средств массовой информации. Однако слушаниедела ведется с соблюдением всех правил судопроизводства, включая и публичноепровозглашение во всех случаях приговоров и решений судов.
В Конституции Российской Федерацииуказывается, что заочное разбирательство уголовных дел в судах не допускается,кроме случаев, предусмотренных федеральным законом. Согласно действующемузаконодательству разбирательство дела в заседании суда первой инстанциипроисходит, как правило, с участием подсудимого, явка которого в судобязательна. Однако закон предусматривает возможность разбирательства дела и вотсутствие подсудимого. Такая возможность допускается лишь в исключительных случаяхи только при обязательном условии, что такое разбирательство не будетпрепятствовать установлению истины, когда, во-первых, подсудимый находится внепределов страны и уклоняется от явки в суд и, во-вторых, по делу о преступлении,за которое не может быть назначено наказание в виде лишения свободы, иподсудимый ходатайствует о разбирательстве дела в его отсутствие. Однако и вэтих случаях суд вправе признать явку подсудимого обязательной.
Конституция Российской Федерацииустанавливает, что судопроизводство осуществляется на основе состязательностии равноправия сторон.
Осуществление судопроизводства наоснове состязательности означает, что судебное разбирательство может бытьначато только при наличии заявления истца, запроса органа или должностноголица, обвинительного акта прокурора или жалобы потерпевшего, настаивающих передсудом на удовлетворении их требований. При этом истец и ответчик, орган илидолжностное лицо, издавшие этот акт, обвинитель и обвиняемый выступают в суде вкачестве сторон, т. е. таких участников судебного разбирательства, у которыхимеется определенный процессуальный интерес и которым закон предоставил равныеправа для обоснования своих утверждений и выводов и для оспаривания утвержденийи выводов другого участника судебного разбирательства (противной стороны).Решение всех возникающих в деле вопросов принадлежит только суду (судье),который не связан доводами сторон, свободен в оценке представленных имидоказательств, независим от любых посторонних влияний и действует исключительнокак орган правосудия.
Принцип состязательности иравноправия сторон — важнейшее демократическое и процессуальное начало,которое создает максимально благоприятные условия для отыскания истины и вынесениясправедливого судебного решения.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации(ст. 124) финансирование судов производится только из федерального бюджета идолжно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудияв соответствии с федеральным законом. Это положение Конституции имеет цельюоградить суды от местных влияний, создать условия для их подлинной независимости,поставить все суды в равные материально-технические условия обеспеченияосуществления правосудия.
Независимо от того, в каком составерассматривается то или иное конкретное дело, решение по нему принимает суд какорган судебной власти. Оно подлежит обязательному исполнению всеми иповсеместно наравне с законом.
Конституция Российской Федерации (ст.123) закрепляет ряд принципов, связанных с непосредственной реализациейсудебной власти, т. е., иначе говоря, с отправлением правосудия.
В судебной системе РоссийскойФедерации имеется федеральный суд, организация и деятельность которого регулируютсяв значительной мере нормами конституционного права. Таким судом являетсяКонституционный Суд Российской Федерации.
Судебная система — это совокупностьвсех действующих в Российской Федерации в соответствии с ее Конституцией судов,объединяемая единством задач судебной власти, принципов организации идеятельности судов, построенная с учетом федеративного иадминистративно-территориального устройства государства.
Основа построения судебной системы — Конституция Российской Федерации. Судебная система устанавливаетсяКонституцией и Федеральным конституционным законом «О судебной системеРоссийской Федерации». Создание чрезвычайных судов не допускается (ст. 118Конституции). Статьи 125-127 Конституции, определяющие компетенциюКонституционного Суда РФ, высших судебных органов судов общей юрисдикции иарбитражных судов, также имеют основополагающее значение для устройства судебнойсистемы и ее функционирования.
Структура судебной системы внастоящее время установлена рядом законодательных актов с учетом принципиальныхнорм Конституции, федеральными конституционными законами о судебной системе, оКонституционном Суде, об арбитражных судах, о военных судах.
Систему федеральных судов составляют:
1) КонституционныйСуд Российской Федерации,
2) суды общейюрисдикции,
3) арбитражные суды.
Они различаются по структуре иобъему полномочий. Кроме них, Законом о судебной системе, как указывалось,предусмотрены суды субъектов Российской Федерации — конституционные (уставные)суды и мировые судьи (ст. 4).
Конституционный Суд РоссийскойФедерации — единственное судебное учреждение, компетентное решать вопросы,обозначенные в ст. 125 Конституции России. Каких-либо других судов иногоуровня с аналогичными функциями в Российской Федерации не существует.
Суды общей юрисдикции и арбитражныесуды образуют две ветви российской судебной системы. Так, к судам общейюрисдикции относятся: Верховный Суд РФ; верховные суды республик в составе РФ,краевые, областные, городские суды Москвы и Санкт-Петербурга, суды автономнойобласти и автономных округов; районные (городские) суды.
К судам общей юрисдикции относятсятакже военные суды: это военные суды округов (флотов) и гарнизонов. В отличиеот военных судов другие суды общей юрисдикции иногда называют «общими» судами.В систему судов общей юрисдикции, согласно ст. 4 Закона о судебной системе,входят мировые судьи.
Систему судов общей юрисдикциивозглавляет Верховный Суд Российской Федерации как высший судебный орган погражданским, уголовным, административным делам, подсудным судам общейюрисдикции. Надзор Верховного Суда за судебной деятельностью в полном объеме;распространяется как на общие, так и на военные суды.
Система арбитражных судов включаетВысший Арбитражный Суд Российской Федерации; федеральные арбитражные судыокругов; арбитражные суды республик, краев, областей и других субъектовФедерации.
Суды, входящие в судебную систему,различаются объемом компетенции, и поэтому принято различать звенья судебнойсистемы. Суды, обладающие одинаковой компетенцией, занимающие одинаковое местов судебной системе, относятся к одному звену судебной систему. Так, все районныесуды образуют первое звено системы судов общей юрисдикции, все областные и имсоответствующие суды — второе звено. Верховный Суд Российской Федерации — третье, высшее звено. Основное звено судебной системы федеральных судов общейюрисдикции — районные суды. Они рассматривают подавляющее большинство судебныхдел, ближе всего находятся к населению. Верховные суды республик, краевые,областные суды — среднее звено судебной системы. Суды второго и третьего звенасудебной системы, правомочные проверять законность и обоснованность решенийсудов низших звеньев, принято называть вышестоящими, а суды, чьи решения могутбыть предметом проверки, — нижестоящими.
Военные суды также состоят их трехзвеньев: основное, первое звено — военные суды гарнизонов и им равные; среднее,второе звено — военные суды округов (флотов). Высшее, третье звено — ВерховныйСуд Российской Федерации, в структуре которого имеется Военная коллегия.
Система арбитражных судов состоит изтрех звеньев. Основное, первое звено — арбитражные суды республик, краевые,областные и другие соответствующие им арбитражные суды субъектов Федерации.Второе звено — федеральные арбитражные окружные суды. Высшее звено — Высший АрбитражныйСуд Российской Федерации.
Помимо разделения судов на звеньясудебной системы, определяющего их место в судебной иерархии, суды разделяютсяпо их процессуальной компетенции на суды первой инстанции, суды второй(кассационной) инстанции и суды надзорной инстанции.
Суд первой инстанции в системе судовобщей юрисдикции непосредственно исследует доказательства в судебном заседании,рассматривая гражданские и уголовные дела по существу, и именем государствавыносит решение по гражданскому делу или приговор по уголовному делу. Судыпервого звена судебной системы — суды только первой инстанции. В качестве судапервой инстанции в соответствии с процессуальным законом может выступать судлюбого звена судебной системы. Например, Верховный Суд РФ в соответствии сост. 19 Закона о судебной системе в пределах своих полномочий рассматривает, вчастности; дела в качестве суда первой инстанции. Статья 38 УПК устанавливает,что Верховному Суду РФ подсудны дела особой сложности или особого общественногозначения, принятые им к своему производству по собственной инициативе, а такжепо инициативе Генерального прокурора РФ при наличии ходатайства обвиняемого.
Суд второй (кассационной) инстанциина основании жалоб заинтересованных лиц или кассационного протеста прокурорапроверяет законность и обоснованность решений суда первой инстанции, невступивших в законную силу, и вправе отменить их или в определенных пределахвнести в них изменения. Например, областной суд является судом второй инстанциипо отношению к районному суду.
Суд надзорной инстанции по протестамуправомоченных на то прокуроров или председателей судов (и их заместителей)проверяет законность и обоснованность вступивших в законную силу решений судапервой инстанции, а также решений суда кассационной инстанции или нижестоящейнадзорной инстанции.
Суды второго звена судебной системымогут выступать в качестве судов первой, второй и надзорной инстанции.
Определенная специфика полномочийимеется в арбитражных судах. В частности, в низовом (первом) звене арбитражныхсудов имеет место не только слушание дел по первой инстанции, но и повторное ихрассмотрение в апелляционном порядке. Федеральный арбитражный суд округапроверяет в кассационном порядке законность судебных актов по делам, рассматриваемымв низовом звене арбитражных судов в первой или апелляционной инстанциях. ВысшийАрбитражный Суд рассматривает по первой инстанции дела, отнесенные к егоисключительной подсудности, а также проверяет в порядке надзора законность иобоснованность вступивших в законную силу судебных актов других арбитражныхсудов.
Законность и обоснованность невступивших в законную силу приговоров судов присяжных проверяет кассационнаяпалата Верховного Суда РФ, действующая в составе судебной коллегии по уголовнымделам.
Судьи Конституционного СудаРоссийской Федерации назначаются Советом Федерации по представлению ПрезидентаРоссии (п. «е» ст. 83, п. «ж» ст. 102 Конституции РФ). Предложения о кандидатахна должность судей Конституционного Суда вправе вносить Президенту члены СоветаФедерации и депутаты Государственной Думы, а также законодательные(представительные) органы субъектов Российской Федерации, высшие судебныеорганы и федеральные юридические ведомства, всероссийские юридическиесообщества, юридические научные и учебные заведения (ч. 1 ст. 9 Закона оКонституционном Суде).
Председатель, заместительпредседателя и судья-секретарь Конституционного Суда РФ избираются в пленарномзаседании этого суда тайным голосованием судей сроком на три года (ст. 23Закона о Конституционном Суде РФ).
В соответствии с Законом о судебнойсистеме Председатель Верховного Суда Российской Федерации, Председатель ВысшегоАрбитражного Суда Российской Федерации назначаются на должность СоветомФедерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению ПрезидентаРоссийской Федерации, основанному на заключении квалификационных коллегийсудей этих судов