Содержание
Обострение межнациональных отношений в период перестройки
Причины обострения межнациональных отношений
Список использованнойлитературы
Обострение межнациональных отношений в период перестройки
Перестройка, инициированнаяМ.С. Горбачевым и стоящей за ним группой реформаторов, обнажила целый клубокпротиворечий, подспудно вызревавших в недрах «развитого социализма». Среди нихмежэтнические противоречия сыграли далеко не последнюю роль.
Вопрос о том, был лиСоветский Союз империей, продолжает оставаться дискуссионным. Противники такогоопределения говорят об отсутствии четкого территориального разграничения«метрополии» и собственно «колониальных» анклавов, об экономической помощи состороны «метрополии» национальным окраинам, наконец, о прокламируемой идеологииинтернационализма и «дружбы народов». Но вместе с тем очевидно и другое: еще всоветский период межнациональная напряженность была очевидна, более того, этанапряженность хронически перерастала в открытые конфликты.
На наш взгляд, удерживатьситуацию под контролем длительное время удавалось по следующим причинам.Во-первых, великая народная революция 1917 года прокламировала лозунги каксоциального, так и национального освобождения, которые не могли не найтиотклика в многонациональной среде. Во-вторых, центр (т.е. историческая Россия)оказывал «национальным окраинам» реальную экономическую помощь, чтоспособствовало экономическому росту и подъему материального благосостояния.В-третьих, многие народы получили в большей или меньшей степени атрибутикунациональной государственности, что способствовало формированию национальнойполитической элиты, ее консолидации и самоидентификации. В-четвертых,опять-таки при помощи Центра резко возрос общеобразовательный и культурныйуровень населения, возникла широкая прослойка национальной интеллигенции, чтопорождало, по крайней мере, на первых порах, чувство благодарности по отношениюк «старшему брату». В-пятых, конституировавшийся в Советском Союзе режимтоталитарного толка в корне пересекал какую бы то ни было самодеятельность, темболее настроения фронды.
Тоталитарный политическийрежим, будучи самодостаточным, содержит в себе весьма значительный запаспрочности. Вместе с тем при первых же попытках его реформирования этотпотенциал очень быстро сходит на нет, и глубинные противоречия системы тут жеобнажаются. Так оно случилось и в сфере межнациональных отношений. Достаточнобыло первых шагов в сторону демократизации и гласности, как этнополитическиеконфликты стали чуть ли не повседневной реальностью.
Широко распространеномнение, что советское руководство во главе с М.С. Горбачевым не осознавало всейглубины и масштабности межнациональных проблем и потому не смогло адекватно наних прореагировать. В этих суждениях много справедливого, но утверждать, чтоМ.С. Горбачев и его соратники совсем уж не видели этих проблем, было бынеточно. Изначальное отношение М.С. Горбачева к межнациональным проблемам всеже существовало и заключалось в его постулате о том, что этнонационализм нетолько отвлекает от решения насущных социальных проблем, но и противостоит ему.По мере развертывания перестройки советский лидер стремился к созданию единогорыночного пространства, регулируемого из единого центра. В его планах былосущественное расширение гражданских прав, а не перенос регулированиягражданских отношений из сферы компетенции союзного центра на уровеньрегиональной бюрократии.
М.С. Горбачев считал, чтонациональный вопрос во многом подогревается искусственно, что его раздуваютрегиональные криминальные кланы вкупе со сросшимися с ними бюрократическимиэлементами. Здесь он, пожалуй, был недалек от истины, ибо многие представителирегиональной бюрократии действительно увидели в «перестроечных» реформах угрозуих положению.
Очевидно, вместе с тем, идругое: правильно зафиксировав вышеуказанное обстоятельство, М.С. Горбачев явнонедооценивал действие других существенных факторов, «работавших» на нагнетаниемежнациональной напряженности. Это сказалось, в частности, на решенияхсентябрьского
(1989 г.) Пленума ЦК КПСС, специально посвященногомежнациональным отношениям. К тому времени руководству КПСС стало ясно, чтотрадиционное массированное использование военной силы, даже подавив массовыенациональные движения на окраинах, реанимирует диктатуру в центре и приводит ккраху реформ (не говоря уже о новом витке конфронтации с Западом). Проблемабыла не в том, чтобы подавлять массовые национальные движения, а в том, чтобынаправлять их в конструктивное русло. А вот этого, увы, руководству КПСС достичьне удалось.
До 1989 г. еще оставалась возможность решитьназревшие проблемы территориального размежевания через проведение серииреферендумов на местах, на что М.С. Горбачев, тем не менее, не пошел. Онпытался в борьбе против республиканской бюрократии опираться на автономии,говоря о расширении из прерогатив. Но пойти на кардинальное изменение ихстатуса он опять-таки не решился, чем и вызвал недоверие уже и с их стороны.Конечно, в условиях обострения межнациональных отношений последствия принимаемыхкардинальных решений были непредсказуемы, но не принятие назревших решений, какпоказала практика, вела к еще большему негативу. Ошибки, допущенные в периодперестройки, нуждаются в скрупулезном анализе, ибо их повторение в современныхусловиях демократизирующейся России может привести к не менее тяжелымпоследствиям.
Рис. 1 Обострение межнациональных отношений в период перестройки.ПРИЧИНЫ ОБОСТРЕНИЯ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Прежде чем говорить о причинах обострения межнациональныхотношений в бывшем СССР и в самой России, являющихся в настоящее время одним из главных источников социальной напряженности в стране,закономерно поставить вопрос о том, что в действительности представляли изсебя находящиеся на территории СССР этнические группы, какой характер носилапроводимая в стране национальная политика. Оба эти вопроса теснейшим образомвзаимосвязаны, ибо ошибки в национальной политике КПСС во многомпредопределили искусственный и в значительной мере насильственный процессформирования наций и народностей в СССР. Отметим два наиболее существенныхобстоятельства, обусловивших обострение национально-этнических отношений.
1) На протяжении многих десятилетий встране происходил процесс огосударствления наций, они создавались без учетареальных потребностей и интересов людей коренной нации и национальных меньшинств. Искусственновыделялись такие административно-государственные единицы как союзные иавтономные республики, национальные округа и области. Не существовало четкихи ясных критериев, по мимо идеологических, которые давали бы возможность, например,провести строгое разграничение между союзными и автономными республиками. Различныенационально-этнические общности в зависимости от политического и административно-территориальногостатуса наделялись различными правами, степенью экономической самостоятельности.Как отмечает С.Кордонский, нации были превращены в «социально-учетныегруппы» наряду с другими элементами государственной политики, а руководители национальных республик должныбыли регулярно докладывать о своих достижениях в области экономики, культуры, грамотности и другихпоказателях. Реальный процесс развития наций подменялсясоциально-статистическими показателями «расцвета и сближения наций»(Кордонский С.Г. Нации какгосударственные институты).
Искусственное вторжение государства в процесс национальных отношений с самыми благими намерениями, за которыми скрывались идеологические догмы КПСС осоздании бесклассового общества и построении коммунизма в СССР, на практикепринимало форму насильственного окультуривания. Фактически такая политикаозначала консервацию прежнего дореволюционного уровня развития наций и отношениймежду различными этническими группами, хотя развивались эти отношения в новых условиях.
Таким образом, есть основания полагать, что нации в СССР рассматривались государственно-бюрократическимаппаратом управления не как подлинные этнические общности с присущими им социокультурнымиособенностями, различной степенью развития национального самосознания, культурной самобытностью и др., а как искусственносформированные по идеологическим критериям социальные общности, развитие которых осуществлялось и направлялось идеологическими установками. Иными словами, национальныйвопрос не был решен в СССР вопреки официально пропагандируемым лозунгам о расцветеи сближении наций. Причины этого кроются не только в авторитарно-бюрократическомстиле управления страной, но еще в том, что та модель социализма, которая существовала в СССР, не смоглаудовлетворительно решить социально-экономические проблемы, связанные с обеспечением населения национально-территориальных образованийвысоким и стабильным уровнем жизни, устойчивым социально-экономическимростом. Именно устойчивыйсоциально-экономический прогресс и сопровождающий его высокий уровень икачество жизни способствовали успешномурешению национально-этнических проблем в капиталистических странах напротяжении второй половины ХIХ в. и вХХ столетии, что способствовалопреобладанию интеграционистских тенденций над сепаратистскими.
«Интернационализм» как один из ведущих принципов марксистско-ленинской идеологии также сыгралотрицательную роль в проведении национальной политики. На практике он вел книвелированию национально-этнических различий, порождая и усиливаяпредрассудки, предубеждения и недоверие одной нации по отношению к другой. Однимиз важных свидетельств политики интернационализма и сближения наций явилосьобъявление русского языка в качестве единственного государственного языка, чтоавтоматически вело к принижению роли национальных языков и культурныхособенностей. Интернационализм означал вместе с тем приоритет политических исоциально-экономических отношений над национально-этническими, тормозил процессы роста этническогосамосознания, формирование самобытнойкультуры и психологии. Хотя нельзя отрицать отдельных фактов своевременногооказания помощи различным республикам, как это было, например, после землетрясения в Ташкенте в 1968 г. и в Армении в 1988 г… В годы «перестройки», когда наметились признаки ослабления централизованной государственно-партийной власти стала формироваться первая волна националистическихдвижений в республиках Прибалтики, «интернационализм» стал нарицательнымименем, синонимом «русской империи», реальным образом врага, на которыйсконцентрировались националистические страсти и эмоции.
2) Второй большой круг проблем,повлиявших на обострение национально-этнических отношений в бывшем СССР,заключается в самой природе этничности; точнее порождаемых ею специфических взаимосвязях личности и этнической группы. Эта проблема никогда прежде нерассматривалась всерьез ни официальной идеологией, ни теорией марксизма-ленинизма, считающей национальные отношения в качествевторичных, порожденных классовыми и политическими отношениями. Однако принадлежность человека копределенному классу, или социальномустрою и этническая принадлежность – это явления разного порядка. Принадлежность к этносусвязана с культурно-историческими истоками формированиями личности, егомировоззрения, чувствами патриотизма и любви к Родине, к окружающим его людям того же этноса.Поэтому этнические чувства и переживания, связанные с ними ценностные ориентации при определенных обстоятельствах могут возобладать над егосоциально-классовыми интересами, политическими установками. Подобные явления чаще всего имели место вранних периодах истории, когда«трайбализм», принадлежность к одному роду и племени, превалировал вотношениях между различными этническими группами, еще не имевшими зрелойполитической организации.
В современную эпоху этническиеустановки и ценности начинают преобладать в отношениях между различными социальными группами, государствами, в отношениях между личностью и обществом в техслучаях, когда социально-экономические и политические интересы людей по темили иным причинам не могут быть удовлетворены, т.е. имеют место кризисные явления в общественной жизни. Тогда феномен этничности, имеющий глубинныекорни в национальной культуре и традициях, обычаях, образе жизни людей,становится важнейшим интегрирующим фактором для людей одной национальности, сплачивает их для достижения политических и социально-экономическихзадач. Иными словами, этничность выступает инструментом, противостоящим социальнопризнаваемым в данном обществе критериям социальной стратификации, такими какдоход, образование, власть и другим известным фактором, влияющим на социальную позицию людей, их права и привилегии. Люди одной этнической группы объединяютсяна базе своих исконных этнических ценностей для того, чтобы изменить существующуюсоциальную структуру, сложившуюся систему социальной стратификации, социальногонеравенства.
Среди этнографов преобладает несколько отличная, хотя в основных чертах совпадающая ссоциологической трактовкой, интерпретация причин обострения межэтническихотношений. Решающую роль в национально-этнических конфликтах отводят феномену национализма, который в наиболее краткой форме звучит так: «Национализм – это политический принцип, суть которого состоит в том, что политические и национальныеединицы должны совпадать». Английский философ Э.Геллнер, которому принадлежитэто определение национализма, уточняет,что националистические чувства вызываются как раз нарушением этого принципа.«Националистическое движение – это движение, вдохновляемое чувствами подобного рода»(Геллнер Э. Нации и национализм). Вотечественной обществоведческой литературе феномену национализма, в которомвидят своеобразный движущий мотор, раскручивающий межэтнические конфликты, также отводится первостепенноеместо.
В данном случае национализм может быть истолкован какпринцип межгосударственных отношений или как инструмент борьбы за политическуюнезависимость определенной этнической группы. Но достаточно очевидно, чтоссылка на национализм многое не объясняет в отношениях между этническимигруппами, особенно коренной национальностью и малой национальностью, живущихв пределах единого государственного образования. Борьба, например, засвои права многих этнических групп,представляющих из себя национальные меньшинства, в США, европейских странах,странах третьего мира не затрагивают, или, по крайней мере, в незначительнойстепени, вопросов территориально-государственного устройства. На первом местездесь вопросы изменения существующей системы социальной стратификации, социального неравенства: получить равныеправа с коренной нацией или даже добиться определенных привилегий в доступе кматериальным и культурным ресурсам и ценностям. Если же перейти намежгосударственный уровень, когда в политических отношениях громко звучатнационалистические нотки, даже в этомслучае предметом борьбы выступает не столько оформление новой этническойгосударственности, сколько скрывающеесяза этим стремление перераспределить природные, социальные и культурныересурсы в пользу своей этнической группы. Именно такого рода интересыэтнических групп скрываются за национальными конфликтами в бывшем СССР и Российской Федерации. Отсюда и стремление к национальной независимости бывшихреспублик и автономий СССР, поскольку это напрямую открывает путь к различным ресурсам, которые прежде находились под контролемцентральной власти, партийно-государственного аппарата.
В условиях обострениясоциально-политического, экономического и культурного кризиса СССР этническиесвязи и отношения, привязывавшиеличность к его историческим корням, Родине, отечеству, обычаям, традициям,родному языку, эмоциональные чувства «естественной этничности» начинаютпреобладать над экономическими, классовыми и политическими интересами людей.Ближайшее этническое окружение личностиоказывается наиболее устойчивым и поэтому в период разгула национализма«этническое сообщество» начинает играть первостепенную роль в жизни человека. С одной стороны, идентифицируя себя сопределенной этнической группой, человек чувствует себя болееуверенным и защищенным, в немобостряется чувство личной активности и заинтересованности в проблемах развития своей общности. Вместе стем, «в период разгула националистических страстей этническое общество можетпоработить личность». В свою очередьэто ведет в деиндивидуализации человеческой личности, открывает дорогу дляпроявления агрессивности, разрушительных инстинктов, которые выступаютпсихологической основой многих межэтнических конфликтов. Старыегосударственные институты, социалистическая мораль и идеология перестают бытьрегулятором поведения человека, который руководствуется захлестнувшими егочувствами этноцентризма (моя этническая группа самая хорошая, мужественная,трудолюбивая и т.д.).
Эмпирические социологические данные, вобщем подтверждают эти теоретические рассуждения, фиксируют рост «конфликтногопотенциала» в массовом сознании – высокую готовностьнаселения участвовать в конфликтах на стороне своей этнической группы.
В настоящее время межнациональные конфликты превратились в одну из самых мощных доминантсоциальной напряженности в России, гдееще в 1992 г. насчитывалось приблизительно 70зон потенциальных межнациональных конфликтов (Рукавишников В.О. и др. Социальнаянапряженность: диагноз и прогноз),некоторые из которых на данный моментпривели к человеческим жертвам, а в Чечне — даже к крупномасштабным военнымдействиям.
Существует весьма распространеннаяточка зрения, что межнациональные конфликты, происходящие на территории бывшего СССР, могут с такой же интенсивностью проявиться и в межэтнических отношениях натерритории России (Солодухин Ю. Грозитли Российской Федерации участь Советского Союза?). Действительно, эти конфликтыне обошли стороной и Россию, но в большей мере проявились они именно в странахближнего зарубежья. Нельзя обойтимолчанием и тот факт, что негативные последствия национальной политики КПССбольше всего сказались именно на русской нации: выполняяроль главной, ведущей нации, будучи«оплотом интернационализма» русский народ не смог в достаточной меревыработать национального самосознания, утратил многие прежниенационально-культурные особенности. Процесс восстановления самобытной русскойкультуры начался лишь в самые последние годы, когда пресса заговорила о «русской идее» и глубинных корнях отечественной культуры.
Выполняя роль«народа-интернационалиста», Россия давалавозможность проживания на своей территории представителям всех другихэтнических групп. В Москве, например, как и в большинстве крупных городовмира, проживают представители почти всех национальностей. Наряду с этим запределами Российской Федерации до последнего времени проживало примерно 55млн. чел. (сейчас цифра уменьшилась в связи с усилением миграции русскогонаселения из бывших республик), особенновелика была доля русского населения в республиках Прибалтики, вКазахстане, Белоруссии, на Украине идр. Одна из самых актуальных проблем в связи с этим — положением русскогонаселения в бывших республиках СССР, где, как уже отмечалось, очень сильны тенденции этноцентризма и рост националистическихнастроений. Можно выделить основные тенденции этих отношений.
Во-первых, это утрата прежнегодостаточно высокого статуса русской нации. Правительства некоторых новых национальныхгосударств открыто проводят политику выживания представителей русскойэтнической группы, лишая их политических и гражданских прав. Русским теперь приходитсядовольствоваться статусом национальныхменьшинств, они вынуждены бороться засвои социально-экономические права, отстаивать интересы своей этническойгруппы в экономике, политике, культуре.Несмотря на поддержку правительства России, многие русские вынужденымигрировать из Эстонии, Литвы, Латвии, Украины и др..
Вторая проблема связана сростом сепаратистских тенденций на территориях России. Ряд крупных республик, таких как Башкирия,Татарстан, Якутия, Бурятия, заявили о создании собственной государственностии, не ставя вопрос о выходе из Российской Федерации, вместе с тем, проводят линию на расширение своих правв хозяйственных, финансовых,социальных областях ивнешнеэкономической деятельности. Однако высокая доля русского населенияво многих республиках, его культурная интеграция с местными этническими группами, входящими всостав Российской Федерации, служит серьезным противовесом сепаратистским тенденциям.
Список использованной литературы
1. Бабаков В.Г. Межнациональные противоречия и конфликты в России»//
Социально-политический журнал. 1994, №8, стр. 16-30
2. Здравомыслов А.Г. Межнациональные конфликты в России//
Общественные науки и современность. 1996, №2, стр. 153- 164 3.Комоцкая В.Д.Фактор политической культуры в межэтнических
конфликтах на территории бывшего СССР. М., 1998
4.Морозова Л.А.Национальные аспекты развития российской
государственности//Государство и право. 1995, №12, стр. 11-18
5.Шарафулин М.М.Межнациональные конфликты: причины,типология,
пути решения// Проблемы образования, науки и культуры. М., 2006,
Политика и международные отношения. Выпуск20.
6. Шутов А.Д. Коренные этносы Балтии и русские: общие интересы//
М., Социс. 1996, №9стр. 113-116