САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФИЛОСОФСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА ПОЛТИЧЕСКИХ ИНСТИТУТОВ ИПРИКЛАДНЫХ ПОЛИТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
дипломная работа
МЕЖДУНАРОДНЫЕСУДЫ
выполнила:
студенткаVIкурса
философскогофакультета
отделенияполитологии
вечернейформы обучения
КошелеваОльга Владимировна
Научныйруководитель:
проф.Мутагиров Джамал Зейнутдинович
г. Санкт-Петербург
2001 г.
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение…………………………………………………………….
2
1 Раздел: Международные Военные Трибуналы……………..
3
Часть 1: Международные Военные Трибуналы в Токио и Нюрнберге…………………………………………………………
3
1.1. История создания Международных Военных Трибуналов в Токио и Нюрнберге………………………………………………………………
3
1.2. Состав, процедура, юрисдикция и функции Международных Военных Трибуналов в Токио и Нюрнберге……………………………..
4
1.3. Международный Военный Трибунал для Дальнего Востока……..
8
1.4. Международный Военный Трибунал в Нюрнберге……………..
8
1.5. Влияние Международных Военных Трибуналов на развитие норм международного права…………………………………………………..
9
Часть 2: Международные Трибуналы в Югославии и Руанде……
10
2.1. Международный Трибунал в Югославии: правовые основы деятельности, юрисдикция, компетенция, состав……………………
10
2.2. Международный Трибунал в Руанде……………………………….
16
2 Раздел: Международный Суд ООН……………………..…………..
19
1.1. История создания……………………………………………………
19
1.2. Международный Суд ООН………………………………………….
21
1.3. Состав и процедура Суда…………………………………………...
22
1.4. Камеры ad hocМеждународного Суда ООН……………………...
25
1.5. Компетенция Суда…………………………………………………..
26
1.6. Юрисдикция Суда по спорным делам………………………………
28
1.7. Решения Международного Суда ООН……………………………..
29
1.8. Участие Международного Суда ООН в формировании норм международного права…………………………………………………..
31
1.9. Необходимость повышения роли Международного Суда ООН….
33
3 Раздел: Международные Суды по правам человека……………..
36
Часть 1: Европейский Суд по правам человека……………………
36
1.1. Юридические основы деятельности Суда…………………………
36
1.2. Состав Суда………………………………………………………….
37
1.3. Компетенция Суда…………………………………………………..
38
1.4. Реформа Европейского Суда по правам человека…………………
39
1.5. Соотношение национального и общеевропейского права………...
40
1.6. Влияние Европейского Суда по правам человека на развитие международного права…………………………………………………..
41
Часть 2: Межамериканский Суд по правам человека……………..
42
2.1. История создания и основы деятельности Суда…………………
42
2.2. Состав, компетенция и функции Суда…………………………….
43 Заключение………………………………………………………………..
45 Список литературы……………………………………………………….
47
ВВЕДЕНИЕ.
Дипломная работа «Международныесуды» написана в рамках темы «Международные правовые институты».
Тема международных судов получиласвое развитие уже в XIXвеке, за несколько десятилетий до появления первого международногосудебного органа. И, поскольку, в течение XXвека институт международныхсудов постоянно развивался, появлялись новые, как универсальные, так ирегиональные суды, которые сегодня являются реально действующими международнымиправовыми органами, оказывающими влияние на международную жизнь, которые будутсовершенствоваться и в дальнейшем, то эта тема представляется актуальной исегодня.
Международные суды решают спорымеждународного характера с помощью процедур правового урегулирования. Причем, споры,возникающие не только между государствами, но и между государствами иорганизациями, государствами и индивидами.
Такие проблемы существовали исуществуют постоянно, достаточно не только посмотреть на конфликты, постоянновозникающие в мире (военные, территориальные, гуманитарные), но и на постоянноувеличивающееся количество заявлений, ежегодно поступающих на рассмотрениемеждународных судов.
Правовое решение международныхпроблем должно являться единственно приемлемым для мирового сообщества, и поэтому,как и дальнейшее развитие международной судебной системы, так и ее изучение натеоретическом уровне представляется мне действительно важным.
Тема международных судовпредставлена в научной литературе, как мне кажется, недостаточно полно. С однойстороны имеется достаточно большое количество источников по Международному СудуООН и Европейскому Суду по правам человека. Что же касается МеждународныхТрибуналов и Межамериканскому Суду по правам человека, то по этой темесуществует определенный дефицит информации в отечественной литературе. Поэтомуя в своей работе постаралась обобщить существующие данные по этой теме.
Цель и задачи исследования:
В работе рассматривается структурамеждународных судов и функции, которые они выполняют, а также влияние, котороеоказывает работа этих органов на развитие формирование норм международногоправа. Цель работы: выяснить, является ли деятельность института международныхсудов эффективной в рамках современной международно-правовой системы. В работеиспользован институциональный подход к изучению проблемы.
Эмпирическую базу работы составляютмеждународные документы, положенные в основу деятельности судов иливыработанные ими в ходе работы:
1.Конвенция о защите прав человека и основных свобод. (Рим, 04.10.50г.)
2.Протоколы № 2,4,6,7,9,10,11 к Конвенции
3. Устав ООН и Статут Международного Суда (Сан-Франциско, 24.10.45г.)
4. Устав и Регламент Международного Военного Трибунала в Нюрнберге (06.08.45г.)
5. Устав Международного Трибунала в Токио (19.01.46г.)
1 раздел: Международные Военные Трибуналы.
Часть 1: Международные ВоенныеТрибуналы в Нюрнберге и Токио
1.1. Историясоздания Международных Военных Трибуналов в Токио и Нюрнберге.
8 августа 1946 года вЛондоне состоялось заключение Соглашения между СССР, США, Великобритании иФранции о судебном преследовании и наказании главных военных преступниковевропейских стран оси, об организации Международного Военного Трибунала.
Идея о том, чтобыпресечь действия агрессоров, принудить их уважать общепризнанные нормымеждународного права, появилась давно. Еще в XIXвеке аргентинский писательХ.Альберда утверждал, что науке международного права надлежит исследовать изаконодательные возможности, и принципы, способные более эффективно защищатьсемью народов от преступлений войны, несущих разруху и задерживающих прогресс.
Однако, осуществить этуидею было нелегко. Дело в том, что международное право не запрещало агрессивнуюборьбу и не предусматривало индивидуальной уголовной ответственности физическихлиц, совершивших преступления против человечности.
Стремления общественныхдеятелей поставить на службу мира уголовный закон особенно усилилось в период IМировойВойны, когда кайзеровские войска грубо нарушали законы и обычаи войны. Уже вгоды войны в Бельгии, Франции, Англии и России были учреждены следственныекомиссии для установления преступлений германских военных. На основеВерсальского договора Вильгельм IIдолжен был быть предан Международному суду. Емупредъявлялось обвинение в «высшем оскорблении международной морали исвященной силы договоров».1 НоВильгельм не понес наказание за содеянное, сбежав в Голландию, котораяотказалась его выдать.
Идея созданиямеждународного уголовного суда долго обсуждалась в средеюристов-международников, и несколько раз она была близка к реализации(например, после IМировой Войны в момент создания Постоянной палаты международногоправосудия).
В известном пактеКеллога-Бриана, подписанном в Париже 27 августа 1928 года, почти все странымира от имени своих народов торжественно заявили о том, что они осуждают войнукак способ разрешения международных споров и отвергают ее как средствонациональной политики в своих отношениях друг с другом.
Но событием, котороепослужило поводом к созданию правовых и юридических основ деятельностиспециальных органов, расследующих военные преступления, явилась только IIМироваяВойна.
Прежде чем создать иоформить юридические основы Международных Военных Трибуналов, правительствасоюзных держав выступили с рядом деклараций и заявлений, в которых осуждалисьвоенные преступления.
4 декабря 1941 годасоветское правительство выступило с декларацией об ответственности и наказаниивоенных преступников. Заявление об ответственности нацистов за совершенные имизлодеяния были также сделаны в 1941 году правительствами США и Великобритании.
1 октября 1942 годавыходит в свет Декларация Объединенных Наций.
13 января 1942 годадевять правительств стран, подвергшихся нацистской агрессии, подписали в Лондонедекларацию о наказании военных преступников.
12 октября 1942 годаРузвельт в обращении по радио к американскому народу подчеркнул, что немецкие,итальянские и японские лидеры и их сообщники должны быть арестованы и судимы всоответствии с уголовным законом.
Общая задача борьбы сагрессором объединила в антигитлеровскую коалицию три державы — СССР, США иВеликобританию. В Московской декларации глав трех держав «Обответственности гитлеровцев за совершенные зверства» от 30 октября 1943года указывалось о том, что военные преступники должны быть разысканы ипереданы в руки правосудия.
Вопрос о наказанииглавных военных преступников должен был быть решен особо, на основе договоренности междусоюзными державами. Союзные державы определяли и судебную процедуру.
Соглашению, подписанномув августе 1945 года, предшествовало Совещание представителей четырех держав,которое продолжалось с 25 июня по 8 августа. Итогом шестинедельной работыявились два документа: Соглашение и в качестве его неотъемлемой части УставМеждународного Военного Трибунала. Через три с половиной месяца, 20 ноября 1945года, на основе Лондонского соглашения, к которому присоединились 12государств, в соответствии с Уставом, в Нюрнберге начался первый в историисудебный процесс над германскими военными преступникам.
Нюрнбергские принципыбыли положены в основу создания Международного Военного Трибунала, которыйдолжен был судить главных японских военных преступников.
Трибунал для ДальнегоВостока был создан в силу и во исполнение Потсдамской декларации от 24 июля1945 года, Акта о Капитуляции от 2 сентября 1945 года и решений Московскойконференции от 26 декабря 1945 года приказом Верховного командующего союзныхдержав генерала Макартура от 19 января 1946 года.
1.2.Состав, процедура, юрисдикция и функции Международных Военных Трибуналов в Нюрнберге и Токио.
Юридические основылюбого международного суда оформлены и закреплены в Уставе и Регламенте суда.
В Уставе определяютсязадачи, структура, компетенция и порядок судебной процедуры. В нем содержатсятакже нормы материального права, которые определяют составы преступлений,относящихся к юрисдикции суда. В Регламенте регулируется общие вопросы судебнойпроцедуры суда. По структуре Регламент Трибуналов похожи друг на друга.
Уставы обоих Трибуналовимеют значительное сходство в своих положениях.
Устав МеждународногоВоенного Трибунала в Нюрнберге содержал следующие основные положения.
Трибунал учреждается длясправедливого суда и наказания главных военных преступников европейских страноси.
СССР, США,Великобритания и Франция назначают по одному члену суда и его заместителю.
Судьи отводу неподлежат. Они могут быть отозваны и заменены лишь назначившими ихправительствами, причем во время процесса судья может быть заменен только своимзаместителем.
Для признания виновностии определения наказания необходимо большинство голосов не менее трех членовТрибунала.
В статье № 22 Уставасказано: «Первый процесс состоится в Нюрнберге, а последующие процессысостоятся в местах по определению Трибунала».2
УчрежденныйМеждународный Военный Трибунал имел «право судить и наказывать лиц,которые, действуя в интересах европейских стран оси индивидуально или вкачестве членов организации, совершили любое из следующих преступлений:
а) преступления противмира, а именно: планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивнойвойны или войны в нарушение международных договоров, соглашений или заверений,или участие в общем плане или заговоре, направленных к осуществлению любого извыше перечисленных действий;
b)военные преступления, а именно:нарушение законов и обычаев войны. К этим нарушениям относятся убийства,истязания или увод в рабство или для других целей гражданского населенияоккупированной территории; убийства или истязания военнопленных или лиц,находящихся в море; убийства заложников; ограбление общественной или частнойсобственности; бессмысленное разрушение городов или деревень; разорение, неоправданное военной необходимостью и другие преступления;
с) преступления противчеловечности, а именно: убийства, истребление, порабощение, ссылка и другиежестокости, совершенные в отношении гражданского населения до или во времявойны, или преследования по политическим, расовым и религиозным мотивам с цельюосуществления или в связи с любым преступлением, подлежащим юрисдикцииТрибунала, независимо от того, являлись ли эти действия нарушением внутреннегоправа страны, где они были совершены, или нет.
Руководители, организаторы,подстрекатели и пособники, участвовавшие в составлении или в осуществленииобщего плана или заговора, направленного к совершению любых из вышеупомянутыхдействий, несут ответственность за все действия, совершенные любыми лицами сцелью осуществления такого плана».3
Генеральная АссамблеяООН своей резолюцией от 11 декабря 1946 года подтвердила принципымеждународного права, признанные Уставом Трибунала. Таким образом, ООН признала,что агрессивная война, военные преступления и преступления против человечестваявляются тягчайшими международными преступлениями.
Устав МеждународногоВоенного Трибунала в Нюрнберге имеет 7 разделов, в которых содержатся 30статей. Разделы озаглавлены так:
1) «ОрганизацияМеждународного Военного Трибунала».
2) «Юрисдикция иобщие принципы».
3) «Комитет порасследованию дел и обвинению главных военных преступников».
4) «Процессуальныегарантии для подсудимых».
5) «Права Трибуналаи судебное заседание».
6) «Приговор».
7) «Расходы».
По структуре УставМеждународного Военного Трибунала для Дальнего Востока похож на УставМеждународного Военного Трибунала в Нюрнберге. Но, все-таки существуютопределенные различия.
В порядке организацииТрибуналов имеется существенная разница. Если Международный Военный Трибунал вНюрнберге был образован на основе соглашения между четырьмя союзными державами,то Трибунал в Токио был создан приказом Главнокомандующего союзных держав всилу предоставленных ему полномочий.
Трибунал в Нюрнберге поУставу состоял из четырех членов и их заместителей, назначенных соответственночетырьмя союзными державами, подписавшими соглашение.
Члены Трибунала доначала судебного процесса договаривались между собой о выборе одного из нихпредседателя.
Каждая из подписавшихсоглашение держав назначала главного обвинителя для расследования дел иобвинения главных военных преступников. Главные обвинители действовали всоставе Комитета, в котором решения принимались большинством голосов. Главныеобвинители в Комитете окончательно определяли круг лиц, подлежащих судуТрибунала, утверждали обвинительный акт и передавали его в Трибунал.
Приговор приводится висполнение согласно приказу Контрольного Совета в Германии, который в любоевремя может смягчить или каким либо образом изменить приговор, но не в правеусилить наказание.
В Уставе МеждународногоВоенного Трибунала для Дальнего Востоке записано, что Трибунал будет состоятьне менее, чем из шести и не более, чем из одиннадцати членов, назначенныхГлавнокомандующим союзных держав из числа лиц, предложенных государствами,подписавшими акт о капитуляции, а также из представителей Индии и Филиппинскойреспублики. Главнокомандующий также назначает одного из членов Трибунала егопредседателем, он же назначает и обвинителя. Любое государство, входящее в ООН,с которым Япония была в состоянии войны, может назначить дополнительногообвинителя в помощь главному обвинителю.
В отношении приговорауказано, что он будет приведен в исполнение в соответствии с приказомГлавнокомандующего союзных держав, который имеет право в любое время смягчитьнаказание или каким-либо образом изменить приговор, но не может повыситьнаказание.
То есть все членыТрибунала в Токио назначались единоличным приказом Главнокомандующего. Ему жепредоставлялось право утверждения приговора, вынесенного Трибуналом.
В статье № 25 Устава вНюрнберге говорилось о том, что все официальные документы предоставляются и всесудебные заседания ведутся на русском, английском, французском языках и наязыке подсудимого. В Токио заседания и судопроизводство велись на английскомязыке и языке обвиняемых.
В токийском Трибуналедля кворума было необходимо большинство голосов Трибунала. Все решения ипостановления Трибунала принимались большинством голосов присутствующих членов.При разделении голосов поровну — голос председателя являлся решающим.
В Нюрнберге для наличиякворума необходимо было присутствие всех четырех членов Трибунала илизаместителей; однако признание виновности и определение наказания должны быливыноситься всегда большинством голосов не менее трех членов Трибунала.
Сравнивая составыпреступлений, предусмотренных Трибуналами можно сказать, что они почтиидентичны.
В статьях обоих Уставов(статья 6 в Токио, статья 7 в Нюрнберге) содержится важное положение о том, чтони служебное положение, ни то, что подсудимый действовал по приказу начальникане освобождает его от ответственности за совершение любого преступления, вкотором его обвиняют, но, что эти обстоятельства могут быть учтены Трибуналомпри определении наказания, если Трибунал признает, что этого требуют интересыправосудия.
Каждый подсудимый имеетправо выбрать защитника. Трибунал в любое время может не утвердить его. Еслиподсудимый не представлен защитником, Трибунал назначает его. Уставы обоихТрибуналов (статья 24, статья 15) определяет следующий процессуальный порядоксудебного разбирательства:
— оглашениеОбвинительного заключения;
— опрос каждогоподсудимого, признает ли он себя виновным;
— вступительные речиобвинителей и защитников;
— предоставлениедоказательств обвинителем и защитой;
— допрос свидетелей иподсудимых;
— заключительные речизащитников;
— заключительные речиобвинителей;
— вынесение приговора иобъявление его.
Трибуналом в Нюрнбергепредусмотрено последнее слово подсудимых.
Трибуналы (ст. 27, ст.16) имеют право приговорить подсудимого, признанного виновным к смертной казниили любому другому наказанию, которое Трибунал сочтет справедливым.
Итак, сравнивая юридическиеосновы Трибуналов в Токио и Нюрнберге, можно сказать, что судебный процесс вНюрнберге строился на комбинации процессуальных порядков всех четырехпредставленных в Трибунале держав. Судебный же процесс в Токио основывалсяглавным образов на правилах процедуры англо-американского судопроизводства снекоторыми лишь отступлениями от сложных технических формальностей, присущихэтому типу судопроизводства.
1.3.Международный Военный Трибунал для Дальнего Востока.
Трибунал былсформирован из представителей одиннадцатистран (СССР, США, Великобритания, Франция, Австралия, Канада, Новая Зеландия,Голландия, Китай, Индия, Филиппины).
Председателем Трибунала былназначен австралийский судья У.Уэбб.
Этот уголовный процессдлился с 3 мая 1946 года по 12 ноября 1948 года, в течение двух с половиной лети явился самым продолжительным в истории.
Стенограмма заседанийТрибунала насчитывает 48412 страниц, 419 свидетелей дали показания. В качестведоказательств было представлено 4336 документов.
В основу Обвинительногозаключения был положен Устав. Трибунал анализирует ст.5 Устава, в которойсформированы составы преступлений и все пункты обвинения.
Под заголовком«Преступления против мира» было перечислено 5 отдельных преступлений:
1) Господство военщины в Японии и приготовления к войне (глава занимает495 страниц приговора).
2) Японская агрессия против Китая (319 страниц).
3) Японская агрессия против СССР (78 страниц).
Сюда включены 4 раздела:
— «Политика Япониив отношении СССР»;
— «Планирование иподготовление войны против СССР»;
— «Пакт о нейтралитете 13апреля 1941 года с СССР»;
— «Наступательные операцииЯпонии против СССР в 1938-39 гг.»
4) Тихоокеанская война (186 страниц)
После поражения в агрессии против СССР Япония взяла курс на агрессиюпротив западных держав в районе Южных морей и в 1941 году развязалаТихоокеанскую войну.
5) Преступления против законов, обычаев войны (зверства).
Приговор японскимвоенным преступникам был объявлен 12 ноября 1948 года. Так закончилосьпоследнее заседание Международного Военного Трибунала для Дальнего Востока.
К смертной казни черезповешение было приговорено 7 человек. К пожизненному заключению — 16. Одинчеловек — к тюремному заключению сроком на 20 лет. Один человек — к тюремномузаключению сроком на 7 лет.
1.4. МеждународныйВоенный Трибунал в Нюрнберге.
Судебные заседанияТрибунала начались 20 ноября 1945 года и завершились оглашением приговора 1октября 1946 года.
Всего было проведено 403открытых заседаний. Стенографический протокол занимает 16 000 страниц, обвинителив ходе процесса предъявили 2 630 документов, защита — 2 700.
Обвинение былопредставлено четырьмя обвинителями союзных держав согласно ст.6 Устава ивключало в себя:
А. Преступления противчеловечности
В. Террор и подготовка квойне
С. Преступления против правил ведения войны
D. Военные преступления.
Международный ВоенныйТрибунал постановил:
1) К смертной казничерез повешение приговорить 12 главных военных преступников ((Геринга,Риббентропа, Кейтеля, Розенберга, Франка, Фрика, Кальтербруннера, Штрейхера,Йодля, Задкеля, Зейсс-Инкварта, Бормана (заочно));
2) К пожизненномузаключению троих (Гесса, Функа и Редера);
3) К тюремномузаключению на срок от 10 до 20 лет — четверых (Шираха, Шпеера, Нейрата иДеница);
Международный Трибуналпризнал преступными: руководящий состав нацистской партии (НСДАП), тайнуюполицию (гестапо), охранные отряды (СС), службу безопасности (СД).
16 октября вНюрнбергской тюрьме приговор был приведен в исполнение.
1.5. ВлияниеМеждународных Военных Трибуналов в Токио и Нюрнберге на развитие норм международного права.
Итак, во-первых,Международные Трибуналы в Токио и Нюрнберге сыграли важную историческую роль.
Они осудили агрессивнуювойну как тягчайшее преступление против человечества и сурово наказали конкретныхвиновников.
Приговорами этихТрибуналов впервые в истории был осужден милитаризм.
Судебные процессы вТокио и Нюрнберге вскрыли политический, экономический, идеологический и военныймеханизм подготовки стран к агрессивным войнам, характер и цели милитаризма.
В приговореНюрнбергского процесса указывалось, что «развязывание агрессивной войныявляется не только преступлением международного характера. Оно являетсятягчайшим международным преступлением.»4
В 1947 году в Япониибыла принята конституция, в которой указывается, что «японский народ навечные времена отказывается от войны как суверенного права нации, а также отугрозы или применения вооруженной силы как средства разрешения международныхконфликтов и споров… В Японии никогда впредь не будут создаваться сухопутные,морские и военно-воздушные силы, как и другие средства войны. Право на ведениевойны не признается».5
Во-вторых, материалыэтих судебных процессов имеют неоценимое значение для развитиямеждународно-правовых норм, устанавливающих ответственность за преступленияпротив человечества, в частности, для совершенствования Кодекса ООН 1954 года«О преступлениях против мира и международной безопасности», а такжедля процесса формирования и совершенствования международно-правовых стандартовв области прав человека.
Результатомнюренбергского и токийского процессов явилась Конвенция о предупреждениипреступления геноцида и наказания за него, которая вступила в силу 12 января1951 года.
В ст.2 Конвенции геноцидопределяется как действия, совершенные с намерением уничтожить полностью иличастично какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группукак таковую.
Многие положенияКонвенции, связанные с событиями IIМировой Войны актуальны и в настоящее время.Например, ст.4, закрепляющая принцип индивидуальной уголовной ответственностилиц, «наделенных властью, согласно конституции», «должностныхлиц или частных лиц»; ст.6, связанная с компетенцией суда, применительно кгеноциду.
До настоящего временимеждународная система борьбы против геноцида в целом не пересматривалась.
18.06.76 быларатифицирована Конвенция о пресечении преступления апартеида и наказании занего.
В соответствии сКонвенцией против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающихдостоинство видов обращения и наказания, вступившей в силу 26.06.87 былучрежден Комитет против пыток. Согласно ст.20, при наличии достовернойинформации о применении пыток на территории какого-либо государства-участникаможет быть назначено расследование.
Часть 2: Международные Трибуналы вЮгославии и Руанде.
2.1.Международный Трибунал в Югославии;
правовые основы деятельности,юрисдикция, компетенция, состав.
До последнего временисуществовал только один прецедент создания Международного уголовного суда — Трибуналы в Токио и Нюрнберге. Не смотря на обнадеживающие результаты и широкоепризнание правовых принципов, на которых строилась их деятельность, они несмогли достигнуть той степени универсальности, всеобщности осуждения, которойтребует совершение международных преступлений. Поэтому последнее десятилетие XXвека можносчитать поистине революционным в области преследования за международныепреступления. В первой половине десятилетия в рамках универсальноймеждународной организации — ООН — были созданы два специальных международныхТрибунала в отношении бывшей Югославии и Руанды, а летом 1998 года в Римепроизошло историческое событие — был принят Устав постоянного международногоуголовного суда.
Прорывом в деле созданиямеждународного уголовного суда явилось учреждение Международного Трибунала побывшей Югославии. Впервые после почти пятидесяти лет серьезные нарушениямеждународного гуманитарного права в рамках конкретного вооруженного конфликтастали не просто объектом пристального внимания международного сообщества, но и