КОНСТУЦИОННОЕ ПРАВО
ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
Контрольная работа
по теме “ КОНСТИТУЦИОННЫЙСТАТУС ПРЕЗИДЕНТА
В ГЕРМАНИИ И ФРАНЦИИ ”
группа №16
студента 2-го курса МГЮА
Покидько Андрея Владиславовича
Федеративная республика Германия и Французскаяреспублика входят в число наиболее экономически и политически развитых странмира. Оба государства являются демократическими республиками и во главе ихстоят президенты. Конституция Франции 1958 года установила, что Франция — неделимая, светская, демократическая исоциальная республика (Статья 1 Конституции). Конституция Германии 1949 года определила Германию как демократическоеи социальное федеративное государство (Часть 1 Статьи 20 Конституции). Но привсей внешней схожести, между Францией и Германией большая разница. Такая жебольшая разница и конституционных статусов президентов этих двух государств.
Президентские выборы.
Президент Франции избирается прямыми выборами ( с1962 года).
Выборы Президента производятся не позднее, чем за 20и не раньше, чем за 35 дней до истечения полномочий Президента, состоящего вдолжности (Статья 7 Конституции).
Президент избирается абсолютным большинствомподданых голосов. Если оно не получено в первом туре голосования, на следующееза ним второе воскресенье назначается второй тур. В нем могут участвоватьтолько два кандидата, которые соберут наибольшее число голосов в первом туреили которые следуют после кандидатов, набравших наибольшее количество голосов иснявших свои кандидатуры.
Президент Франции избирается сроком на 7 лет.
Статья 5 Конституции гласит “ Президент Республикиследит за соблюдением Конституции. Он обеспечивает своим арбитражем нормальноефункционирование государственных органов, а также преемственность государства.
Он является гарантом национальной независимости,территориальной целостности, соблюдения соглашений Сообщества и договоров”.
Президент Германии выбирается Федеральным собраниембез прений. (Часть 1 Статьи 54 Конституции). Федеральное собрание состоит изчленов Бундестага и такого же числа членов, избираемых народными представительствамиземель на началах пропорциональности.
Федеральное собрание собирается не позднее 30 днейдо истечения установленного законом срока полномочий Президента.
Избранным считается лицо, получившее большинствоголосов членов Федерального собрания. Если в двух голосованиях такоебольшинство не собрано, избранным считается тот, кто в следующем голосованиисоберет наибольшее число голосов.
Президент Германии избирается сроком на пять лет.
Статья 56 Конституции устанавливает текст присяги,произносимой Президентом при вступлении в должность ” Клянусь посвятить своисилы благу немецкого народа, содействовать его пользе, оберегать его от ущерба,блюсти и охранять Основной закон и законы Федерации, добросовестно исполняетсвои обязанности и соблюдать справедливость по отношению ко всем. “ Допускаетсяпринесение присяги без религиозного заверения “Да поможет мне Бог”.
Полномочия Президента во внешних делах.
Президент Франции аккредитирует послов ичрезвычайных посланников при иностранных державах; иностранные послы ичрезвычайные посланники аккредитуются при нем (Статья 14 Конституции).
Президент ведет переговоры о заключении международныхдоговоров и ратифицирует их (Часть 1 Статьи 52 Конституции). Его информируютобо всех переговорах о заключении соглашений, не требующих ратификации (Часть 2Статьи 52 Конституции).
В тоже время статья 53 Конституции требует, что дляратификации или одобрении мирных договоров, торговых договоров, договоров илисоглашений, относящихся к международной организации, договоров, обременяющихфинансы государства, изменяющих законодательные положения, относящихся к статусу лиц либо к уступке, обмену илиприсоединению территорий, необходим закон ( для решения территориальныхвопросов согласие заинтересованного населения) (Часть 1 Статьи 53 Конституции).
Президент Германии представляет Федерацию вмеждународно-правовых сношениях. Он заключает от имени Федерации договоры синостранными государствами. Он аккредитует и принимает послов (Часть 1 Статьи59 Конституции).
Договоры, регулирующие политические отношенияФедерации или касающиеся предметов федерального законодательства, требуютодобрения или содействия компетентных в данное время органов федерального законодательствав форме федерального закона ( Часть 2 Статьи 59 Конституции).
Полномочия Президента во внутренних делах.
Президент Франции назначает Премьер-министра ипрекращает его служебные полномочия после вручения им заявления об отставкеПравительства.
По предложению Премьер-министра Президент назначаетдругих членов Правительства и прекращает исполнение ими их служебныхобязанностей (Статья 8 Конституции).
Президент председательствует в Совете министров(Статья 9 Конституции).
Он подписывает указы и декреты, обсужденные в Советеминистров (Статья 13 Конституции).
Президент обнародует законы в течении пятнадцатидней, которые следуют за передачей Правительству окончательно принятого закона.Он может до истечения этого срока потребовать от Парламента нового обсуждения закона.Причем, в этом новом обсуждении ему не может быть отказано (Статья 10 Конституции).
Статья 11Конституции предосталяет Президенту право по предложению Правительства во времяпарламентской сессии или по совместному предложению обеих палат Парламентапередавать на референдум любой законопроект, касающийся организациигосударственной власти, содержащий одобрения какого-либо соглашения оСообществе или имеющий целью разрешить ратификацию какого-либо договора,который, не противореча Конституции, отразился бы на фукционированииустановлений.
Согласно статье 13 Конституции Президент производитназначения на гражданские и военные государственные должности. В тоже время государственныесоветники, послы и чрезвычайные посланники, старшие советники Счетной палаты,префекты, генералы, ректоры университетов, директоров центральных ведомств иряд других важных должностных лиц назначаются в Совете министров. Практически Президент назначает всех высших чиновниковс согласия или по предложению Правительства.
Акты, издаваемые Президентом в осуществленииполномочий, вытекающих из статей 14, 15, 52 требуют контрасигнатуры (Статья 19Конституции).
Президент Франции является главой вооруженных сил.Он председательствует в советах и высших комитетах национальной обороны.
Чрезвычайно важное значение имеет право Президентавводить в действие стратегические ядерные силы. Это право предоставленоПрезиденту не Конституцией, а обычным декретом правительства.
Статья 16 Конституции предоставляет право ПрезидентуФранции вводить чрезвычайное положение “Когда установления Республики,независимость нации, целостность ее территории или выполнение ее международных обязательств оказываются под серьезнойугрозой, а нормальное функционирование органов государственной власти,созданных в соответствии с Конституцией,нарушено, Президент Республики принимает меры, которые диктуютсяобстоятельствами .....”
При этом Президент проводит официальные консультациис Премьер-министром, председателями палат Парламента, Конституционным Советом.О принятом решении Президент информирует страну своим посланием.
Ограничением власти Президента здесь является прямойзапрет Конституции роспуска в этотпериод Национального собрания.
Президент осуществляет право помилования (Статья 17Конституции).
Федеральный Президент Германии назначает Федерального канцлера, а по его представлению- федеральных министров. Аналогично производится их увольнение (Часть1 Статьи64 Конституции).
Президент назначает и увольняет федеральных судей,федеральных служащих, офицеров и унтер-офицеров (Часть 1 Статьи 60Конституции).
Приказания и распоряжения Президента действительныпри контрассигнации Федеральным канцлеров или соответствующими федеральными министрами(Статья 58 Конституции). Эта же статья устанавливает случаи, когдаконтрассигнации не требуется. Например, назначение и увольнение Федеральногоканцлера, роспуска Бундестага (в силу ст.63 Конституции).
Президент Германии в отдельных случаях осуществляетот имени Федерации право помилования (Часть 2 Статьи 60 Конституции).
Отношения Президента с Парламентом.
Президент Франции может после консультации сПремьер-министром и председателями палат Парламента распустить Национальноесобрание
( Статья 12 Конституции). При этом Конституция оговаривает право роспуска только тремяусловиями: роспуск не допускается во время чрезвычайного положения; в течениигода после предыдущего роспуска; не может осуществляться председателем Сенатаили Правительством, когда они исполняют обязанности Президента.
Президент Германии может распустить Бундестаг в силу части 4 статьи 63 лишь в случаенеизбрания Федерального канцлера.
Президент Франции сносится с обеими палатамиПарламента посредством посланий, которые зачитываются, но не обсуждаются.Президент вправе собрать для этих целей Парламент в перерыве между сессиями(Статья 18 Конституции).
Ответственность Президента.
Президент Франции не несет ответственности задействия, совершенные при исполнении своих обязанностей, кроме случаевгосударственной измены (Статья 68 Конституции). Обвинение ему может бытьпредъявлено только обеими палатамиПарламента, которые должны принять идентичное решение абсолютным большинствомсвоих членов при открытом голосовании. Судить Президента в этом случае будетВысокий суд правосудия.
Обвинение в умышленном нарушении Основного законаили другого федерального закона против Президента Германии могут возбудить Бундестаги Бундесрат.Для этого требуется болеедвух третей членов Бундестага или двух третей голосов Бундесрата.
Решение о виновности Президента принимаетФедеральный конституционный суд ( Часть 2 Статьи 61 Конституции).
Выводы.
Сравнения конституционного положения ПрезидентаФранции и Федерального Президента Германии позволяют сделать однозначный вывод.
Президент Франции — действительно центральная фигура в органах государственной власти французской республики. Он обладаетреальной властью, способен активно воздействовать на внешнюю и внутреннюю политикустраны. Данные ему Конституцией права ивозможности, позволяют в необходимый момент взять на себя практическиединоличную власть.
Федеральный Президент Германии значительно уже всвоих полномочиях.
Реальная власть в ФРГ принадлежит Федеральномуканцлеру. Это дает основание говорить некоторым ученым о “канцлерской “республики в Германии в противовес президентской республики во Франции.
Интересно сопоставить конституционный статусПрезидента Российской Федерации сстатусами Президентов Франции и Германии.
Сопоставление прав и возможностей Президента России,предоставленных ему Конституцией с правами и возможностями ПрезидентовФранцузской Республики и Федеративной республики Германии показывают, чтоРоссия является типичной президентскойреспубликой.
Также как Президенты Франции и Германии, ПрезидентРоссийской Федерации как глава государства представляет Российскую Федерациювнутри страны и в международных отношениях. Президент России определяет основные направления внутренней ивнешней политики государства (Статья 80 конституции).
Президент России назначает с согласия ПарламентаПредседателя Правительства РФ. По его предложению назначает и освобождаетзаместителе Председателя Правительства, федеральных министров (Статья 83 Конституции).
В отличии от Президентов Франции и Германии самостоятеленпри издании своих указов и распоряжений (Статья 89 Конституции не требует контрасигнации).
Так же как французский Президент, Президент Россииявляется Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ (Статья 87 Конституции).В соответствии со статьями 87 и 88 Конституции в определенных законом случаяхввод военное или чрезвычайное положение в стране и на части ее территории, сообщаяоб этом обеим палатам российского Парламента.
Президент России осуществляет помилование,представляет для назначения на должность Совету Федерации кандидатуры судейвысших судебных учреждений России.
Даже беглое сравнение статуса российского Президентапоказывает, что российская Конституция идет в направлении и рамках присущихконституция развитых демократическихгосударств.
Покидько Андрей