План
Введение
1. Украина и европейский союз.
2. Украина и НАТО.
3. Отношения населения Украины к ЕС и НАТО.
Заключение
Литература
Введение.
После провозглашения 24 августа 1991 г. Акта о независимостии проведения 1 декабря 1991 г.республиканского референдума, убедительно подтвердившего провозглашениенезависимости Украины, ее международный статус коренным образом изменился. Какнезависимое государство она обладает полным суверенитетом в проведении своейвнешней политики. Украина стала равноправным субъектом в международныхотношениях. В Обращении Верховной Рады Украины «К парламентам и народам мира»,принятом на торжественном заседании Верховной Рады Украины 5 декабря 1991 г., говорится: «Украинастроит демократическое, правовое государство, первоочередной целью которогоявляется обеспечение прав и свобод человека. В этих целях Украина будетнеуклонно соблюдать нормы международного права, руководствуясь ВсеобщейДекларацией прав человека, Международными пактами о правах человека, которыеУкраина ратифицировала, и другими соответствующими международнымидокументами… Украина, одно из государств-учредителей ОрганизацииОбъединенных Наций, в полном соответствии с целью и принципами Устава ООН,будет направлять свою внешнюю политику на укрепление мира и безопасности вмире, на активизацию международного сотрудничества в решении экологических,энергетических, продовольственных и других глобальных проблем. Внешняя политикаУкраины будет базироваться на общепризнанных принципах международного права»[Правда Украины. – 1991. 7 дек.].
С этого дняУкраина вышла на международную арену как новое молодое государство,которое будет стремиться стать демократическим и правовым государством. Одновременно с этим возник вопрос,какой путь или курс нужно выбратьУкраине, чтобы этого достичь. Свою внешнюю политику Украина начела строить на основе безоговорочного соблюдениянорм и принципов международного права, Устава ООН, Общей декларации правчеловека, Хельсинского Заключительного Акта, Парижской хартии для новой Европыи иных документов Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе. Этиположения закреплены в одобренных Верховным Советом «Основных направленияхвнешней политики Украины». Со временем Украина утвердила себя полноправнымсубъектом европейского и мирового сообщества, добилась международных гарантийбезопасности, заключила договора о дружбе и сотрудничестве со всеми соседнимистранами, стала важным фактором стабильности на европейском континенте. Этогосударство показало миру пример ядерного разоружения, добровольно отказавшисьот третьего в мире по мощности ядерного арсенала. Взаимоотношения Украины с мировым сообществом постояннорасширяется, ее голос весомо воспринимается в международных организациях.Подтверждением этому стало избрание Украины непостоянным членом СоветаБезопасности ООН на период 2000-2001 гг. от группы стран Восточной Европы.Говоря об основных направлениях внешней политики Украины следует выделитьстратегические направления:
· европейская интеграция,
· развитие стратегического сотрудничества с Российской Федерацией,
· развитие стратегического сотрудничества с Соединенными Штатами Америки;
· развитие взаимовыгодного сотрудничества с соседними и другими странами.
· вступление в НАТО.
Рассмотрим теперь первый ипоследний пункт стратегического направления.
Украина и Европейский союз.
Одно из основных направлений внешней политике Украины является вступление в Евросоюз, какполноправного члена. Европейский союз был основан в 1957 году, постепенно превратился водин из наиболее мощных финансово – экономических и политических центром мира. Европейская интеграция ичленство в Европейском Союзе является стратегической целью Украины, потому чтоэто является наилучшем способом реализации национальных интересов построенияэкономического и демократического государства, усиления позиции в мировойсистеме международных отношений. Для Украины европейская интеграцияэто путь модернизации экономики, преодоления технологического упадка, полученияиностранных инвестиций и новых технологии, создания новых рабочих мест,повышения конкурентно способности отечественного товаропроизводителя, выход на на рынок ЕС, а такжена мировой рынок.
Можно привести следующиеаргументы в пользу развития отношений между Украиной и ЕС.
Во-первых. Сотрудничество Украины с ЕС необходимы для технического обновления украинского производства. Производственные технологии украинских предприятий отстают от европейских стран, которые использую новые (передовые) технологии. В Украине нет капитала необходимого для модернизации исоздания новых современных предприятий, соответствующих европейскому уровню. А без модернизации производственных структур Украина несможет выйти на устойчивое экономическое развитие и преодолетьвозрастающее отставание от европейских стран. Таким образом, надо создать устойчивый производственно – технологический цикл который будет конкурировать севропейским.
Во-вторых. Выход на европейский рынокпозволит конкурировать с другими странами. Европейский рынок послужит толчком для повышения качества и уровняпроизводимой продукции, что в свою очередь позволит выйти на международный рынок, и составить достойную конкуренцию странам мира.
В-третьих. Украину можно будет использовать как страну транзит, это в свою очередь позволит начать работать соответствующимотраслям промышленности.
В-четвертых. Возрастетколичество рабочих мест, что послужиттолчком к развитию образования и улучшению его качества.
Помимо модернизации техническо-производственной базы необходимо также модернизировать украинское законодательство.То есть должна произойти адаптация законодательства Украины кзаконодательству ЕС, которая заключается в сближении с современной европейскойсистемой права. Адаптация законодательства Украины предусматриваетреформирование ее правовой системы и постепенное приведение в соответствие севропейскими стандартами и охватывает частное, таможенное, трудовое,финансовое, налоговое законодательство, законодательство об интеллектуальной собственности, охрану труда,охрану жизни и здоровья, окружающую среды, защиту прав потребителей,технические правила и стандарты, транспорт. Для того чтобы это осуществить необходимо четкое выполнения всеми ветвямивласти намеченных реформ, а также проведения консультаций, конференций с ЕС.
Для более плодотворной координации деятельности Правительства и Верховной Рады стоило бысоздать в парламенте специальный Комитет по вопросам европейскойинтеграции.
Реализация европейского выбора требует нетолько политической воли, но и соответствующим образом подготовки кадровгосударственных служащих, причем не только в центральных ведомствах, а и нарегиональном и местном уровнях. Общая программа переподготовки и учебы должнаобеспечить необходимые знания и навыки относительно понимания целей интеграциии Европейского Союза, его основных институций и процесса принятия решений,умения вести переговоры, использовать европейские информационные ресурсы,улучшение владения одним из основных европейских языков. Это необходимо, для того чтобы европейская интеграция стала не только приоритетом для всех структур власти, но и сознательного выбораобщества в целом. Поэтому необходимо проводить объяснительные работы сгражданами, выпускать газеты и телепередачи которые бы рассказывали о природе и сущности европейской интеграции,специфику функционирования ЕС и тому подобное. То есть правительство должно поддерживать постоянный диалог с обществом относительнореализации своей европейской политики. Также стоит не только спрашивать, чтоЕвропейский Союз может дать Украине, но и искать убедительные аргументы того, что Украина может дать Европейскому Союзу. Чем увереннее мыбудем отвечать на эти вопросы, тем убедительнее будем выглядеть и действовать.
Поэтому европейскаяинтеграция и членство в Европейском Союзе является стратегической целью Украиныпотому, что это является наилучшим способом реализации национальныхинтересов, построения экономическиразвитого и демократической государства, укрепления позиций в мировой системемеждународных отношений. Для Украины европейская интеграция — это путьмодернизации экономики, преодоления технологической отсталости, привлеченияиностранных инвестиций и новейших технологий, создания новых рабочих мест,повышения конкурентной способности отечественного товаропроизводителя, выход намировые рынки, и рынок ЕС.
Рассмотрим теперь путь ускоренного вхождения Украины вЕС.
Препятствиями являются следующие причины:
Корпоративнаязакрытость системы государственного управления, высокий уровень коррупции,слабость демократических институций и неразвитость гражданского общества,притеснения свободы прессы, политические проблемы, что вызывают критику Совета Европы. Также отсутствие стабильного национальногоконсенсуса по ключевым вопросам внутреннего развития и внешней политикиобразуют крайне негативный фон для отношений Украины с ЕС и угрожают превратитьУкраину в страну-аутсайдера. Подобные угрозы и неуверенности есть и в сфереэкономики. Правовое поле не создает достаточной безопасности для инвесторов и кредиторов, кроме того, способствуют возникновению торговых споров, иограничивает потенциал регионального экономического сотрудничества. Такаяситуация возникла в результате целого ряда фактов, а именно:
1. В Украине только разворачивается процесс определениятого, какие фирмы и товары должны формировать внешний — торговый профиль страны в средне- и долгосрочных периодах.
2. Экономический кризис тормозит выход на мировой иевропейский рынок. Следует еще отдельно отметить, что именно экономическийкризис является причиной того, что Украина не может (за небольшим исключением)полностью использовать квоты, установленные ЕС на ввоз украинских товаров.
3. Интеграция Украины в европейскую экономику также тормозитсяструктурой производства, унаследованной от СССР, в прошлом Украинаспециализировалась преимущественно навыпуске промежуточной промышленной продукции, тогда как производство конечныхтоваров находилось за пределамиреспублики.
4. В Украине нетсегодня высоко технологическогопроизводства на основных предприятиях страны. По этой причине значительная часть украинских изделий не имеют достаточной конкурентно способности или и совсем не конкурентноспособные на мировых рынках.
5. Европейскийрынок достаточно насыщен товарами снизкой степенью обработки, промышленными товарами потребительского назначения исельскохозяйственной продукцией. Именнотрадиционное машиностроения позволит утвердиться Украине на рынке ЕС какпроизводителя сложной продукции. Поэтому требуется активизации инновационногопроцесса в стране.
Украинскимэкспортерам еще явно недостает опыта деятельности на внешних рынках. Частомеждународное сотрудничество тормозится из-за недостаточной поддержки производителейсо стороны соответствующих министерств и ведомств.
В связи с изложенными фактами можносформулировать основные направления внешнеэкономической политики Украины в отношениях со странами ЕС.
а) Нужно более полно реализовать торгово-экономические отношения со странами ЕС.
б) Своевременное и комплексное осуществлениеэкономических и политических мероприятий, которые являются необходимыми дляначала переговоров со странами Западной Европы относительно создания вперспективе зоны свободной торговли.
в) Решение вопросов, связанных с возможностьюприсоединения Украины к отдельным европейским программам интеграционногохарактера, в первую очередь в сферах энергетики, транспорта, науки и техники,информатики, сельского хозяйства отдельныхотраслей промышленности, охраны окружающей среды, образования.
г) Необходимо получить стабильную финансовуюподдержку и техническую помощь дляуспешного рыночного преобразования в экономике Украины, что будетспособствовать формированию конкурентноспособности.
Нужно в первую очередьсоздать рыночную среду длясотрудничества с ЕС. Развивать финансово- промышленных групп, интернациональные фирмы, научно-технических производств. Не исключено создание свободно торговли межу Украиной и странами ЕС. Также необходимоприближать правовую и законодательную базу Украины к Европейской, чтобы не было недоразумений. Укрепления экономическихсвязей со странами ЕС.
Наконец, комплексная интеграция в европейские экономическиеструктуры
возможна длительность — 10-20лет, за это время Украина должна развиться как в экономических, так и в правовых сфера, чтобы стать полноправным членом ЕС.
Украина иНАТО
Украинанаходиться между двумя враждующими сторонами это РФ и НАТО. Поэтому вступления Украины в НАТО, это одиниз острых вопросов на сегодняшний день.
Североатлантический альянс (НАТО) былобразован в 1949 году представителями 12 стран: Бельгия, Канада, Дания,Франция, Исландия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Португалия,Великобритания и Соединенные Штаты Америки. Греция и Турция присоединились в1952 году; Федеративная Республика Германии в 1955; Испания в 1982.
Договорсеверного Атлантического Альянса, подписанный в Вашингтоне, 4 апреля 1949 года,предусматривал взаимную защиту и коллективную безопасность, первоначальнопротив угрозы агрессии со стороны Советского Союза. Это был первый союзпослевоенного времени, созданный Соединенными штатами Америки, и представлявшийсобой союз капиталистических стран.
Поводомдля создания договора был увеличивающий размах холодной войны. ПосколькуЗападноевропейские страны чувствовали себя слишком слабыми для индивидуальнойзащиты от советского союза, они в 1947 году начали создавать структуру длясотрудничества в защите. В марте 1948 года, 5 стран — Бельгия, Франция,Люксембург, Нидерланды и Великобритания подписали Брюссельский договор, которыйи стал основой для НАТО годом позже.
Основнымпринципом НАТО, как и всех военных союзов, стала статья 5: «Сторонысоглашаются, что вооруженная атака против одной или более из них, в Европе илиСеверной Америке, будет рассматриваться как атака против их всех». НАТОразрабатывался в соответствии с 51 статьей устава Организации ОбъединенныхНаций, которая предусматривала право коллективной самозащиты региональнымиорганизациями. Это обязывало нации, входящие в НАТО, к защите западной Европы иСевера Атлантики; также договор разрабатывался с целью углубления политической,экономической и социальной связи между его членами.
Вооруженныесилы НАТО были созданы в 1950 году. Главным органом, определяющим политикуНАТО, является североатлантический совет, который собирается в Брюсселе (до1967 года, когда встречи происходили в Париже). Каждая страна-участникобеспечивает представителя посольского уровня, и эти представители встречаютсякак минимум раз в неделю. Также совет собирается 2 раза в год на министерскомуровне и изредка на уровне глав государств. Военные вопросы НАТО рассматриваеткомитет планирования защиты. Военный комитет НАТО (под началом комитетапланирования защиты), состоящий из старших военных представителей каждойстраны-участника НАТО, кроме Исландии, которая вооруженных сил не имеет, ипредставлена гражданским лицом и Франции, которая вышла в 1966 году из военногосоюза, оставаясь при этом участником НАТО, рекомендует на комитете планированиязащиты план защиты. Вооруженные силы стран- членов НАТО включают в себяназначенного в мирное время командира, который в случае войны будет исполнятьна местах приказы военного комитета. Командиры отвечают за разработку плановзащиты для их областей, для определений требований к войскам и за проведениевоенных учений.
Отношения Украины с НАТО, в частности всфере миротворческой деятельности, которая осуществляется под политическимруководством ООН. Непосредственныеотношения между Украиной и НАТО могут иметь положительный, с точки зрениянациональных интересов Украины, «балансирующий», а при необходимости- и «сдерживающий» эффект на отношения с РФ.
ОтношениеЗапада к Украине в контексте расширения НАТО требует более детальногорассмотрения и является одним из самых тонких вопросов, которые будут стоятьперед политиками, аналитиками и другими представителями государственных инаучных кругов, как Запада, так и Востока. Вариант вхождения Украины в ближайшеевремя в Североатлантический Альянс практически исключен. Поэтому Украине иЗападу нужно разработать стратегический курс, направленный на укреплениенезависимости Украины и обеспечение ее развития по западной модели. В НАТОнеоднократно делались заявления о том, что расширение военно-политическогосоюза усилит европейскую безопасность в целом и не создаст новых демаркационныхлиний. Справедливость этих утверждений в наибольшей степени будет зависеть оттого, найдется ли для Украины соответствующее место в общей стратегии Запада.Вопрос о вхождении Украины в НАТО неминуемо отражается и на внутренней политикеРФ, Соединенных Штатов и европейских стран; этот вопрос станет важным факторомв деятельности НАТО, в отношениях между Западом и РФ.
Кое-кого беспокоит то, чтоочень большая заинтересованность Запада в Украине может вызвать противодействиеРФ и усложнить отношения с Москвой, и так уже очень сложные из-за расширенияНАТО.
Вместе с тем Киевпродолжает находиться в значительной экономической зависимости от РФ и ощущаетее возрастающее давление, для которого она имеет все рычаги — от политическихдо экономических, что приводит к ограничению выбора решений Украиной, в томчисле и в сфере безопасности. Украина таким образом находиться между молотом инаковальней, с одной стороны она хочет укрепить свои связи с Западом, а сдругой стороны РФ, которая хочет погрузить Украину в сферу своих интересов.
В свою очередь украинскиегосударственные деятели не имеют принципиальных возражений против расширенияНАТО.Они поддержали вступление в НАТО Польши, Чехии иВенгрии, делая ударение на том, что ни одно государство не имеет праванакладывать вето на участие другой в любом военно-политическом союзе.
Поэтому один из вариантов стратегииУкраины остается направленный на то, чтобы выиграть время и сохранитьвозможность выбора (в пользу западных приоритетов). Украина не готова подаватьзаявление о вступлении в НАТО. Украинские официальные лица понимают, что такойшаг непременно будет расцениваться РФ как провокация и приведет к усилению, какполитического, так и экономического давления на Украину.
Вынужденная временнаясдержанность Украины в решении вопроса о вступлении в НАТО вызываетнеобходимость разработки надежной стратегии отношений между Западом и Украинойради поддержки независимости и безопасности последней. Рассмотрим следующие факты, которые помогут вступлению Украины в НАТО.
Западдолжен поддерживать Украину и препятствовать формированию «корейскогосиндрома», который может возникнуть, если политика расширения НАТОприведет к разделению украинского общества на сторонников и противниковвступления в НАТО.
Необходимопрогнозировать возможные влияния расширения Альянса на региональнуюбезопасность в Центральной Европе.
Необходимо учитывать ипроблему взаимоотношений РФ и Запада.
Именно это является сложными деликатным моментом как в переговорном процессе РФ и НАТО.Еслирасширение НАТО будет происходить неосторожно, то это может усложнить проблемыбезопасности Украины и вызвать противодействие со стороны РФ.
Для того чтобы Украина стала равноправным членом необходимаподдержка политических и экономических реформ.Их успех, причем какполитических, так и экономических, есть первичное условие независимостиУкраины, ее интеграции в западный мир и поддержки ее внешнеполитических усилийсо стороны государств Запада.Чем быстрее Украина будет продвигаться по путивнутренних политических и экономических реформ, тем вероятней может быть помощьЗапада.В случае успеха внутренних реформ Украине будет легчеинтегрироваться в европейские структуры; более того, успешные реформы укрепятее независимость и отдалят от советского прошлого. И наоборот, торможениепроцесса реформ до сих пор является опасным препятствием на пути к успешнойинтеграции Украинского государства в европейский мир.
Оборонительноесотрудничество с НАТО. Сотрудничество в области обороны и безопасности такжеможет стать важным компонентом любой стратегии, призванной укрепитьнезависимость Украины. В связи с этим НАТО следует оказывать содействиеУкраинскому государству в наращивании уже существующих между нимидоговоренностей о воинском сотрудничестве и общем обеспечении региональнойбезопасности.Общие действия в области военного сотрудничества,во-первых, будут оказывать содействие оборонительному строительству Украинскогогосударства, а во-вторых, создадут условия для дальнейшего продвижения Украинык западной модели развития, независимо от того, вступит ли она с течениемвремени в Альянс или нет. В конце концов, с политической точки зрения дляУкраины важно продемонстрировать, что она является активным членомстроительства европейской архитектуры безопасности, а не наблюдателем событий,которые происходят в Европе.
Указом президента УкраиныЛ.Кучмы от 4 ноября 1998 года утверждена Государственнаяпрограмма сотрудничества Украины с Организациейсевероатлантического договора (НАТО) на период до 2001 года. (Этомногостраничный документ, детально определяющий аспекты взаимодействия: отцелей до ответственных исполнителей.) По своей сути эта программа реализуетмеханизм вступления Украины в НАТО.
1. Общие положения.
Стратегической целью Украиныявляется полномасштабная интеграция в европейские и евроатлантическиеструктуры.
Украина рассматривает НАТОкак наиболее эффективную структуру коллективной безопасности в Европе и весомуюсоставляющую системы общеевропейской безопасности.
Новый уровень и характеротношений между Украиной и НАТО определяется Хартией об особом партнерстве от 9июля 1997 года (далее Хартия).
Государственная программасотрудничества Украины с НАТО (далее Программа) рассчитана на период до 2001года и имеет целью обеспечить полное и качественное выполнение Хартии.
Цели Программы:
достигнуть до конца 2000года выполнения основных задач, определенных Хартией;
углубить сотрудничество врамках Совета Евроатлантического Партнерства (СЕАП), Комиссии Украина-НАТО иПрограммы «Партнерство ради мира» (ПРМ) с тем, чтобы вывести его науровень, которому должны соответствовать отношения особого партнерства между Украинойи НАТО;
служить основой дляформирования ежегодного Рабочего плана имплементации Хартии и Индивидуальнойпрограммы партнерства (ИПП), а также инструментом, обеспечивающим их полное икачественное выполнение;
достигнуть определенныхУкраиной целей взаимосовместимости в соответствии с процессом планирования иоценки (ПАРП);
содействовать установлениютесных связей между министерствами и другими центральными органамиисполнительной власти Украины, которые принимают участие в реализации Хартии, исоответствующими структурами НАТО;
создать действенный механизминформационного обеспечения сотрудничества с НАТО.
2. Сотрудничество в политической сфере
Украина развиваетсотрудничество с НАТО в политической сфере, исходя из существующих политическихреалий.
Цели сотрудничества:
повышение уровня гарантийполитической независимости, территориальной целостности и нерушимости границУкраины;
ускорение интеграции Украиныв европейские и евроатлантические структуры;
расширение и укреплениепозиций Украины в механизмах, созданных под эгидой НАТО.
Направления сотрудничества:
Кризисный консультативныймеханизм разрабатывается совместно с НАТО на случай угрозы территориальнойцелостности, суверенитету или безопасности Украины. Его основные параметрыдолжны предусматривать:
проведение консультаций поинициативе Украины или НАТО (срок созыва 12 часов);
налаживание прямойтелефонной связи между президентом Украины и генеральным секретарем НАТО;
предоставление контактномупосольству государства-члена НАТО в Киеве статуса уполномоченного порассмотрению кризисных ситуаций.
Региональное сотрудничество
Украина осуществляет шаги,направленные на начало регионального сотрудничества в таких форматах:
Украина-НАТО-государства,приглашенные вступить в НАТО (Польша, Чешская Республика, Венгрия);
Украина-НАТО-другиегосударства ЦВЕ — потенциальные кандидаты на вступление в НАТО (Румыния, Словения, Болгария,государства Балтии);
НАТО-ГУАМ (Грузия, Украина,Азербайджан, Молдова).
Направления сотрудничества:
обсуждение вопросов региональнойбезопасности, изучение опыта подготовки государств ЦВЕ к вступлению в НАТО,участие Украины в субрегиональных и общеевропейских проектах и программахсотрудничества, открывающихся для будущих членов Альянса.
4. Сотрудничество в военном сфере
Сотрудничество с НАТО ввоенной сфере является одним из приоритетных направлений военной политикиУкраины. Главными направлениями сотрудничества Украины с НАТО в военной сфереявляются военно-политическое и военное сотрудничество.
4.1. Военно-политическое сотрудничествоУкраины с НАТО
Цели сотрудничества:
содействие со стороныАльянса обеспечению национальной безопасности Украины от внешних военныхтребований и угроз;
содействие реформированиювоенной организации Украины, прежде всего ее основы — Вооруженных Сил ивоенно-промышленного комплекса.
Направления сотрудничества:
консультации повоенно-политическим вопросам осуществляются министром обороны Украины во времяего участия:
в заседаниях СЕАП и КомиссииУкраина-НАТО (два раза в год);
в переговорах с Комитетомоборонного планирования и Группой ядерного планирования НАТО на уровнеминистров обороны (тематика и сроки — по взаимному согласованию).
Научные исследования ввоенно-политической сфере:
сотрудничество в научныхисследованиях в военно-политической сфере реализуется путем установления иподдержки прямых связей между Национальным институтом стратегическихисследований Украины (НИСИ) и Директоратом НАТО по вопросам науки, Офисоминформации и прессы НАТО, а также научно-исследовательскими учреждениямигосударств-членов НАТО и стран-партнеров.
4.2. Военное сотрудничествоУкраины с НАТО
Цели сотрудничества:
использование опыта и помощигосударств-членов НАТО и стран-партнеров для реформирования и строительстваВооруженных Сил и других военных формирований Украины;
повышениевзаимосовместимости органов управления, подразделений и частей Вооруженных СилУкраины с Объединенными вооруженными силами (ОВС) НАТО, призванной обеспечитьих способность действовать совместно при выполнении общих задач;
подготовка военнойинфраструктуры государств для взаимодействия с ОВС НАТО.
Военные консультации
Консультации по военнымвопросам осуществляются:
Начальником Генеральногоштаба Вооруженных Сил Украины, командующими Сухопутных войск, Военно-ВоздушныхСил и Военно-Морских Сил Украины, руководителями Тыла и Вооружения ВооруженныхСил Украины, главных управлений кадров и военного образования, а также военногомедицинского управления Министерства обороны Украины.
Регулярные консультации ввоенной сфере в формате «16+1» осуществляются также на уровне«Международный военный штаб, агентства (директораты) НАТО — Миссия Украиныпри НАТО».
Военное сотрудничество ивзаимосовместимость
С целью углубления военногосотрудничества и повышения уровня взаимосовместимости между вооруженными силамиУкраины и НАТО предусматривается:
углубление сотрудничества повопросам совместимости в области оборонного планирования;
активизация проведениясовместных с государствами НАТО и странами-партнерами военных учений итренировок, более широкое использование для этого военной инфраструктурыВооруженных Сил и других военных формирований Украины (в том числе напостоянной основе), в частности, общевойсковых и авиационных полигонов;
создание системы перевода,анализа и практического использования нормативных документов НАТО с цельюдостижения взаимосовместимости, а также стандартизации в соответствии снормативами НАТО;
продолжение консультаций сНАТО относительно начала практических программ в областях управления иконтроля, тыловой поддержки, управления воздушным движением и т.д.
Участие в Межнациональныхоперативных силах
(CombinedJoint Task Force)
Участие Украины вМежнациональных оперативных силах (MOС) предусматривает определение количествасил и средств Вооруженных Сил Украины, которые могли бы быть задействованы вмиротворческих операциях под эгидой НАТО.
Подготовка военных кадровдля сотрудничества с НАТО
С целью обеспечениякачественной подготовки военных кадров для сотрудничества с НАТОпредусматривается:
адаптация системы военнойподготовки и обучения в соответствии с существующими стандартами НАТО истран-партнеров;
приглашение в Украинуинструкторов-преподавателей иностранных языков из государств-членов НАТО истран-партнеров;
организация совместно сМинистерством образования Украины языковых курсов для военнослужащих;
создание экспертного Центраязыкового тестирования с использованием теста НАТО «STANAG — 6001»;
осуществлениеспециализированной подготовки военнослужащих для работы в составемногонациональных штабов.
4.3. Информационнаяподдержка сотрудничества в военной сфере
Информационная поддержкасотрудничества в военной сфере имеет целью повышение эффективностивоенно-политических и военных связей Украины с НАТО. При этомпредусматривается:
дальнейшее развертывание вУкраине (с помощью США) компьютерной телекоммуникационной информационной сети(PIMS);
организация совместно сЦентром информации и документации (ЦИД) НАТО в Украине передач по телевидению ипубликаций в прессе, в которых будет освещаться участие