Введение.
Данная тема представляется мненаиболее интересной и актуальной из предложенных к рассмотрению тем; инесомненно то, что вопрос более глубок, чем формулировка темы данной работы.
В настоящее время СМИ являютсянастолько мощным инструментом по влиянию на подсознание людей, а отсюда и по формированию их поведения, что невольноловишь себя на мысли: «А не являются ли паранойей труды авторов, которыезанимаются этим вопросом?», настолько масштабна эта проблема. В подтверждениеслов стоит привести цитату. Болгарский ученый Тодор Дичев в одном из интервьюсказал: «По моим данным сейчас имеет место массовое программирование,зомбирование людей. Последние годы СССР, Болгария и другие страны сталиплацдармом специального психотропного зомбирования. Я ответственно заявляю, чтонашими врагами являются: альянс, являющий собой политическое единениевсемирного сионизма, панамериканизма и пангерманизма, а также религиозный союзиудаизма, католицизма и пантюркизма». Конец цитаты.
СМИ, особенно электронные, превратилисьв оружие массового психопрограммирования. Применяется не метод убеждения илогики, основанные на законе свободной воли, аатотальная гипнотизация, воздействие на подсознание, т.е. внушение.
Рассмотреть историю возникновенияСМИ, методику их работы, а также сделать попытку анализа их влияния на людей, ав конечном итоге и на политику – вот цель данной контрольной работы.
Истоки.
Итак, доктрины иразвитые теории манипуляции сознанием сложились совсем недавно, уже в двадцатомвеке, но главные камни в их основание были заложены уже теми, кто готовилбуржуазные революции в Европе.
В Англии — Ньютон и егопоследователи, которые из новой картины мира выводили идеи о «естественном»,природном характере конституции, что должна ограничить власть монарха. Ученый ифилософ Томас Гоббс развил главный и поныне для буржуазного общества миф очеловеке, как эгоистическом и одиноком атоме, ведущем «войну всех против всех»,- bellum omnium contra omnes.
В более чистомвиде манипуляция сознанием, как большаяорганизованная кампания сложилась во Франции. Помимо великого дела поосвобождению мышления человека и освоению им нового, научного мировоззрения,деятели просвещения произвели глубокое промывание мозгов в чисто политическомплане, подготовив поколение революционеров, с чистой совестью потопившихФранцию в реках крови ( а потом, по сути, начавших Мировую войну).
Одним из наблюдателей революции воФранции был англичанин Э. Берк, он писал: “ Вместе с денежным капиталом вырос исовершенно новый класс людей, с кем этот капитал очень скоро сформировалтеснейший союз, я имею в виду политических писателей. Писатели, особенно когдаони действуют организованно и в одном направлении, оказывают на общественноемнение огромное влияние. Поэтому лояльность этих писателей плюс денежныйкапитал были немаловажными факторами в устранении народной зависти по отношениюк тем, кто оказался приобщенным к благосостоянию”.
Поскольку властители дум образовалисплоченное сообщество, в нем довольно быстро возникло самосознание и началасьтеоретическая работа. Так во Франции впервые появилось слово «идеология» исоздана влиятельная организация — ИНСТИТУТ, в котором заправляли идеологи. Они создавали «науку о мыслях людей».Уже первые специалисты совершенно правильно определили две главные сферы духовнойдеятельности человека, которые необходимо взять под контроль, чтобыпрограммировать его мысли – познание и общение. В том курсе «идеологии»,который они собирались преподавать правящей элите Франции, было три части:естественные науки, чистописание (грамматика) и, собственно, идеология. Итак, основа, в которую надозакладывать свои идеи-вирусы, построена из знаний о мире (и самом человеке) ииз обмена сообщениями (информацией).
Именно в ходе Французской буржуазнойреволюции идеологи нового общества поняли, что главным средством власти будет внем язык. Здесь сознательно пошли на, поистине, богоборческое дело –создание нового языка. Не малую роль в этом сыграл Лавуазье.
В то же время было осознано влияниена мысли людей количественной меры, числа. И одним из первых крупнейших делфранцузской революции в создании нового мироощущения для масс была разработкаметрической системы. В ней участвовали виднейшие ученые и идеологи. С еепомощью были связаны сферы познания и языка. С помощью этого нового «языкаточности» правящий слой стал господствовать над мыслями и словами о самыхфундаментальных категориях бытия – пространстве и времени.
Тогда же стала создаваться школанового типа. Эта школа с первого класса делила поток учеников на два «коридора»- одни воспитывались и обучались так, чтобы быть способными к манипуляции чужимсознанием, другие же (большинство) – чтобы быть готовыми легко поддаватьсяманипуляции. И даже учебники по одному и тому же предмету, написанные одними итеми же учеными, но для разных «коридоров» школы потрясают. Школа стала«фабрикой», производящей классовое общество.
Становление современного Запада тесносвязана с духовным освобождением слова («свобода слова») и появлениемтехнологической возможности массового создания сообщений (изобретениекнигопечатания – прессы). Завоевавшая авторитет наука дала убедительный методсоздания сообщений для прессы. Так возникли СМИ. Они стали поставлять гражданамготовые мнения в удобной расфасовке.
Методические приемы.
Проблема свободысообщений совершенно по-новому встала в городском обществе. С серединывосьмидесятых годов двадцатого века в США телевидение стало основным источникомновостей для 62% населения страны, газеты – для 56%, радио – для 13%, журналы –для 9%, а прямое межличностное общение – для 1% (сумма больше 100%, потому чтоможно называть более одного источника). Таким образом из процесса полученияинформации исключается диалог, который создает важнейшую защиту противманипуляции сознанием. Получатели сообщений превращаются в толпу, в пассивныхполучателей сигналов от «коммуникатора-суггестора». Фактически проблемаставится так: заставить определенную группу людей действовать определеннымобразом. Как этого достигают? Людям не говорят прямо: «Действуйте так, а неиначе», но находят психологический трюк, который вызывает соответствующуюреакцию. Этот психологический трюк называют стимулом. Пропаганда, такимобразом, уже не имеет ничего общего с распространением идей. Речь идет о том,чтобы распространять стимулы, вызывающие определенные чувства и порывы.Интересна и такая цитата. Американский король прессы Г. Люсв своем обращении к сотрудникам журнала «Time» заявил (1972): «Мнимая журналистская объективность,то есть утверждение, что автор подает факты без какой-либо ценностной оценки,является выдумкой, не более чем обманом. Я это отвергаю и осуждаю». Конеццитаты. Теперь попытаемся отметить главные методические приемы, которые повышают эффективность прессы вманипуляции сознанием.
ФАБРИКАЦИЯ ФАКТОВ(ПРЯМАЯ ЛОЖЬ).И политики и деятелисовременной прессы часто заявляют, что пресса не использует прямой лжи – это идорого, и опасно. В разных вариантах повторяется такой афоризм: «Какой смысллгать, если того же результата можно добиться, тщательно дозируя правду?» Болеереалистичны те специалисты, которые считают, что прямая ложь не применяетсялишь тогда, когда ее легко обнаружить. Л. Фразер в известном руководстве«Пропаганда» (1957) дает такую установку: «Не лги, если есть угрозаразоблачения». Особенно легко становится лгать, когда ложь опирается назаложенный в подсознание стереотип.
ОТБОР СОБЫТИЙРЕАЛЬНОСТИ ДЛЯ СООБЩЕНИЙ. Пожалуй,главное условие эффективного программирования мышления – контроль над«информационным рационом» человека. Ясно, что в классовом обществегосподствующий класс включает в себя прямых владельцев большей части СМИ, иосуществляет экономический контроль над остатком. Для правдоподобия наличиясвободы слова оставляется небольшой сектор рынка для оппозиционной печати. Ейразрешается ругаться последними словами, но не выстраивать целостное,когерентное представление о реальности. Говорят, что мнениями господствует тот,кто определяет структуру потока информации, кто отбирает факты и события,превращая их в сообщения. Кто задал тот вопрос, который якобы волнует общество?Действительно ли так важен этот вопрос на фоне других вопросов? Почему он заданименно так, а не иначе? СМИ не оставляют места для диалога.
СЕРАЯ И ЧЕРНАЯПРОПАГАНДА.Во вторую половинудвадцатого века СМИ стали использовать технологии «психологической войны».Американский военный словарь 1948 г. дает психологической войне такоеопределение: «Это планомерные пропагандистские мероприятия, оказывающие влияниена взгляды, эмоции, позиции и поведение вражеских, нейтральных и дружественныхиностранных групп с целью поддержки национальной политики».
В наставлении армииСША «Ведение психологической войны» вводятся определения типа операций:
1. «Белаяпропаганда» — это пропаганда, которая распространяется и признается источникомили его официальными представителями.
2. «Сераяпропаганда» — это пропаганда, которая не идентифицирует специально свойисточник.
3. «Чернаяпропаганда» — это пропаганда, которая выдается за исходящую из иного источника,чем подлинный.
Технологии серой черной пропаганды тесно вошли в обыденную практикуСМИ.
БОЛЬШИЕ ПСИХОЗЫ.Главная функция СМИ в гражданском обществе, как нипарадоксально, состоит в превращении граждан в огромную, но не собранную водном месте толпу – через массовую культуру и единый поток информации, которыеотливают умы в единообразные, стандартные формы и обеспечивают каждойчеловеческой единице соответствие заданной модели.
Глобального масштаба«толпообразующее» действие СМИ приобретает потому, что они образуют сеть,которой действительно накрывают всю массу людей, не имеющих ни времени, нинавыков для критического восприятия сообщений. Одним из яркихпримеров массовых психозов стал недавний скандал, связанный с «бешенствомкоров» в Англии. Цели этой операции не вполне ясны и будут обнародованы нескоро.
Тема для отдельногобольшого разговора – это манипулятивная семантика и риторика. К ним можноотнести: изменение смысла слов и понятий, утверждение и повторение, упрощение истереотипизация, дробление и срочность, сенсационность и другие.
Особым видом СМИ и,пожалуй, самым мощным на данный момент является телевидение.
Телевидениеи манипуляция сознанием в политике.
Американскийисследователь СМИ Р. Макнейл в книге «Машина манипулирования народом» писал в1968 г.: «Телевидение явилось причиной таких коренных изменений в средствах политическогоинформирования общества, подобных которым не происходило со времен основанияСША. Ничто до распространения телевидения не вносило таких чудовищных перемен втехнику убеждения масс».
В действительностидело не только в телевидении, а в том, что оно стало технической основой дляприменения сложных доктрин для манипуляции сознанием. Речь, прежде всего, идето создании целой индустрии телевизионной политической рекламы.
Независимо от типакультуры все развитые общества Нового времени принадлежат к цивилизациикниги. Точнее, к цивилизации чтения текста, изданного типографскимспособом. Именно чтение напечатанного на бумаге текста задает ритм и структурумыслительного процесса в культурном слое всех стран и соединяет всех всвязанную этими сходными структурами цивилизацию. Этот тип чтения исоответствующий ему тип мышления – не простой продукт биологической эволюциимозга. Они появились только на заре Нового времени в результате появлениякнигопечатания и широкого распространения печатного текста. Возник новый способчтения – через диалог читателя и текста.
Сегодня главнымносителем текста стал экран – телевизора или компьютера. Возник огромныйизбыток информации («шум») и огромная скорость, создавшие новый тип чтения бездиалога, чтения-потребления. Текст на экране построен как поток«микрособытий», что привело к кризису «макротекста», объясняющего мир иобщество.
Итак, что жепроизошло при широком использовании политической рекламы через телевидение?Отметим лишь суть.
Глубина изменений иобщества и типа власти видна из того, что из общественной жизни была устраненасама проблема политического выбора через столкновение идей. Если раньшеполитика предполагала наличие программы, постановку проблем, изложениеальтернатив их решения и обращение к интересам и разуму граждан, то теперь всеэто заменено конкуренцией образов, имиджей политиков. Причем эти имиджисоздаются по законам рекламного бизнеса. Так в 1960 г. Дж. Кеннеди нанял длясвоей кампании целое рекламное агентство. Формула такова: «Если ты не принимаешьменя таким, каков я есть на самом деле, я стану таким, каким ты хочешь менявидеть».
Таким образом,телевидение на Западе устранило демократию как таковую, ибо демократия означаетосмысление проблемы и разумный выбор в виде политических идей. Теперь дляполитиков важен сам факт появления на экране, внедрение их образа в подсознаниелюдей. Они продают свой образ.
Телевидениеперсонифицирует социальные и политические противоречия, представляет их не какстолкновение социальных интересов и соответствующих программ, а какстолкновение лидеров. Программная риторика заменяется личностной, политическиедебаты становятся театром с хорошей режиссурой. Те, кто наблюдает эти дебаты наэкране, входят в роль зрителя и утрачивают свободу воли и ответственность гражданина,делающего выбор.
В международнойполитике телевидение стало главным средством проникновения США в информационнуюсреду других стран с целью влиять на общественное сознание в своих интересах.Г. Шиллер утверждает как постулат: «Для успешного проникновения держава,стремящаяся к господству, должна захватить СМИ». В противовес можно привестицитату из интервью премьер-министра Гайаны: «Нация, чьи СМИ управляются из-заграницы, нацией не является».
Один из отцовхолодной войны, Джон Фостер Даллес в свое время сказал: «Если бы я должен былизбрать только один принцип внешней политики и никакой другой, я провозгласилбы таким принципом свободный поток информации». Доктрина этого свободногопотока тщательно разрабатывалась несколько лет до и после Второй мировой войныи была уже в готовом виде включена в концепцию холодной войны. Она стала важныморужием США в холодной войне – прежде всего для консолидации лагеря своихсоюзников в борьбе против «Империи Зла». Параллельно расширялся полусвободныйпоток информации, ориентированный на интеллигенцию стран «советского блока».
Заключение.
Недаром СМИ называют«четвертой властью», СМИ – это инструмент колоссальной силы, инструмент, спомощью которого стало возможным изменять старые мыслительные структуры, ценностицелых народов, стало возможным формирование атомизированного и легкоманипулируемого общества, общества потребителей сообщений. Эта цель была бынедостижима, не будь у СМИ и их владельцев поддержки школы.